Полный текст:
Введение В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а такжекредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Руководство предприятием не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннимэкономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое итехнологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор пока необоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализаэффективности хозяйственной деятельности и ее оценки, ошибки в планах иуправленческих действиях в современных условиях принося чувствительныепотери. И, наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к данному вопросу, имеют хорошие результаты, высокую экономическуюэффективность.
Производство мебели на сегодняшний момент является
перспективным и, в отличие от
других производств, доходным делом. Важное место занимает
услуга производства мебели на заказ, возникшая в России недавно. Перспективность и доходность производства мягкой мебели
объясняется большим
количеством потенциальных покупателей из-за нехватки мягкой мебели в России в прежние времена.
В 2000-х годах количество фирм значительно увеличилось,
увеличилась и конкуренция
среди них. Завоевание новых секторов рынка
становится все более сложным
занятием даже для истинных профессионалов.
Низкие доходы населения не
способствуют развитию отрасли.
Мебельными фирмами уже освоены
некоторые районы города.
Данное нововведение
заключается в открытии нового магазина и попытке
захватить таким образом новый сектор рынка в другом районе города. Теоретическая часть работы представлена в первом разделе и включаетвопросы, раскрывающие важнейшие теоретические стороны проблемы и сущность исследуемого явления. Прежде всего, рассматривается предприятие как хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики, его цели и задачи.Во втором разделе представлена краткая характеристика и описаниерассматриваемого предприятия ОАО «Голдмебель» Таким образом, в данной работе описаны теоретические вопросы анализафинансово-хозяйственной деятельности фирмы и проведен маркетинговый анализ предприятия. Вторая глава курсового проекта работы заключается в практической части.В конце краткое заключение и список изпользованой литературы.
Глава
1. Формы
организации производства на предприятии
1.1 Цели фирмы
Главной целью фирмы
«Голдмебель» является предоставление людям недорогой
удобной, комфортной красивой мягкой мебели, подходящей также и для малометражных
квартир.
Предприятие «Голдмебель»
ориентировано на рост. Фирма предполагает выйти на новый рынок, а именно,
открыть магазин-салон у станции метро
«Пионерская».
Открытие нового магазина-салона позволит фирме увеличить свой объем продаж на 1/3.
Производственные мощности, имеющиеся у предприятия на
данном этапе, позволяют увеличить объем выпуска продукции на 1/3.
Для завоевания
нового рынка фирме
необходимо провести рекламную компанию. На
перечисленные выше цели, а именно, открытие нового магазина-салона и проведение рекламной компании, предприятию
необходим кредит. После
его возвращения,
а именно, в IV квартале 2013 года, фирма
планирует участие в крупных мебельных выставках и расширение
производства.
1.2. Уровень концентрации производства
ОАО «Голдмебель» является
специализированным предприятием по производству корпусной мебели.
Показатели
2010
2011
2012
Объем реализованной
продукции тыс. р (товарной, валовой и т.д.)
157 856
385 211
548 650
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р
168 998
365 240
562 212
Численность работающих человек
10
16
22
Учитывая
емкость рынка сбыта Иркутской области, которая рассчитывается по
формуле:
ЕМКОСТЬ
РЫНКА СБЫТА = ((ОЧН х ДПН)/ ППМ х ДПУ х СКМ) + (ОЧП/ ППМ х ДПЮ х СКМ), где
ОЧН – общая численность населения регионального рынка
(чел.)
ДПН – доля платежеспособного населения в ОЧН (%)
ППМ – периодичность совершаемой покупки корпусной
мебели (лет)
ДПУ – доля потребителей из числа платежеспособного
населения (%)
СКМ – среднее количество покупаемых предметов мебели
(шт.)
ОЧП – общая численность предприятий в регионе (шт.)
ДПЮ – доля потребителей среди юридических лиц (%)
Численность населения г. Санкт – Петербург составляет 5,07 млн.
человек
даной области составит 20 % (80% являются потенциальными
покупателями конкурентов)
(2 670 000 х 0,4)/15х0,11 х 1 + 5 800/5 х 0,20 х 20 =
8060,8 + 4 640 = 13 054 изделий
корпусной мебели в год, что составит 1 083 изделий в месяц
Предприятие не нуждается в повышении уровня концентрации производства.
1.3 География рынка сбыта
ООО «Голдмебель»
производит мягкую мебель,
которую она реализует через свой магазин-салон, находящийся по адресу
ул. Салтыкова-Щедрина д. 33. В этом салоне покупатель может выбрать вид
материала обивки, а также цвет обивки.
Покупатель может заказать мебель в
любой комплектации. Фирма «Голдмебель» реализует свою
продукцию через три
мебельных магазина. В магазин при
«Поролоновом заводе» (ул. Ушинского д.
45) «Голдмебель» поставляет
мебель в обмен на
поролон. Реклама магазина
представлена в бесплатных газетах: «Привет, Петербург», «Экстра
Балт» и
др., а также
в журнале
«Мебель в Санкт-Петербурге». Продукция
фирмы реализуется также через
магазины, находящиеся по адресам пр. Ветеранов д. 65,
Уткин пр. д. 10. Через
собственный магазин-салон фирма реализует
1/3 всей производимой
продукции , через мебельные магазины - соответственно
2/3.
Фирма предполагает
открыть новый собственный
магазин-салон около станции
метро «Пионерская» на
Комендантском проспекте. Это
решение обосновано тем,
что в собственном
магазине-салоне продукция будет продаваться без
торговой наценки (в
среднем на 10%
дешевле, чем у конкурентов). Решение
также обосновано тем,
что через станцию
метро «Пионерская»
проходит большое количество жителей
Приморского и не
только Приморского
районов. Надо отметить, что
открытие станции метро «Комендантский проспект»
ожидается не ранее, чем через 5 лет. В связи с образованием разрыва
на Выборгской линии метро
пассажиропоток через станцию
метро «Пионерская» также
увеличился (восстановление
ветки ожидается не ранее, чем через 5 лет). Поэтому следует ожидать, что
пассажиропоток останется на
прежнем уровне еще
длительное время, а
значит большее количество людей будет посещать новый магазин-салон
и покупать новую мебель.
Выбор
места объясняется тем, что данный район, в
отличие от Центра,
пр. Просвещения и некоторых других районов, не освоен
конкурентами. Также необходимо
отметить, что новый
магазин-салон будет располагаться на небольшом
расстоянии от производственных помещений
фирмы, что позволит уменьшить
транспортные расходы.
1.4. Конкурентные фирмы
Информация
о конкурентах взята из газет «Витрина», «Деловой Петербург» и др. и из
журнала «Мебель в Санкт-Петербурге». Информация
была собрана также в ходе выставок: «Петербургский мебельный
салон», «Стиль - Мебель
- Интерьер».
Всего в Санкт-Петербурге производством мягкой мебели
занимается более
20 фирм. Можно выделить четырех основных конкурентов:
1. Фирма «Армелон».
Фирма
имеет 3 магазина: Выборгский,
Невский, Приморский. Увеличение объема сбыта достигается путем открытия магазинов в
разных районах города.
Фирма предоставляет право выбора материала обивки,
варианта комплектации. Цены выше, чем у «Голдмебель» примерно на 10%. Фирма «Аквилон»
участвует в мебельных выставках. Продукция фирмы, а именно,
комплект «Армелон» - лидер по уровню продаж в мебельном магазине при
«Поролоновом заводе». Бесплатной доставки мебели нет.
2. Фирма «Интер
- мебель».
Фирма
имеет салон на проспекте просвещения. Фирма предоставляет право выбора
материала обивки (около 60 видов
тканей), варианта комплектации. Цены выше, чем у
«Голдмебель» в
среднем на 5%.
Фирма реализует свою продукцию через
мебельные магазины на пр. Ветеранов,
станциях метро «Выборгская» и «Проспект Большевиков».
Фирма предоставляет разнообразную качественную продукцию. Бесплатная доставка мебели
есть.
3. АО «Мягкая
мебель».
Фабрика
предоставляет 15 наименований качественной
и разнообразной мебели. Объем выпуска - 300
комплектов мягкой мебели
в год. Продукция реализуется через мебельные магазины. Цены
выше, чем у «Голдмебель» в среднем на 15%
(из-за торговой наценки).
Выбора обивки нет,
бесплатной доставки
мебели нет.
Глава 2. Анализ финансовых документов
2.1 Анализ отчета по прибыли
Под
отчетом о прибыли понимается
расчет доходов и издержек предприятия за определенный
промежуток времени.
Оценивая
отчет по прибыли, можно составить
представление о том, следует ли продолжать хозяйственную деятельность
в том же направлении или нужно искать другие пути хозяйствования. Показатели финансовых
результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.
Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к
рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост
прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного
производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового
коллектива. За счет прибыли выполняются также часть обязательств предприятия
перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом,
показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и
финансовой деятельности предприятия.
Таблица №2. Отчет по прибыли.
Из отчета по
прибыли
2011 год
2012 год
Издержки на приобретение товара
15000
15000
Прочие внешние издержки
3000
3000
(из них переменные - 200)
Издержки на содержание персонала
3000
2900
(из них переменные - 400)
Амортизация основного капитала
900
900
Издержки по выплате процентов
700
650
Выручка от реализации
25000
24000
Балансовая прибыль
3300
2450
Проанализировав
отчет по прибыли, видно, что при неизменности издержек на
приобретение товара (15000) прочих внешних издержек, произошло изменение
выручки от реализации в сторону снижения. В абсолютном выражение снижение выручки
произошло на 1000 тыс.д.е. и выручка в 2010 году
составила 24000 тыс.д.е. По отношению к базовому году (2010) в отчетном году произошло снижение издержек на
содержание персонала, а так же издержек по выплате процентов по кредиту, по
данному факту можно сказать, что предприятие стало эффективнее работать, так
как снижение издержек влечет за собой снижение себестоимости продукции, и в
конечном итоге увеличению чистой прибыли предприятия. Амортизация основного
капитал так же не
изменилась и составила 900 тыс.д.е.
2.2 Анализ баланса
Баланс - это способ
обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния
активов предприятия и источников их образования на
определенную дату. По своей форме баланс представляет собой таблицу, в активе
отражаются средства предприятия, а в пассиве - источники их образования.
В левой части
(актив) дается группировка ресурсов, отражающая их экономическое
содержание, местонахождение, использование. В активе приводятся сведения об
основных фондах, запасах материалов, топлива, размерах незавершенного
производства, готовой продукции, товаров отгруженных, остатков денежных средств
в кассе и на расчетном счете, дебиторской задолженности. В правой части баланса
(пассив) показываются финансовые источники, использованные при формировании
ресурсов, отраженных в активе, сведения о задолженности банку (по полученным
ссудам), рабочим и служащим (по заработной плате), профсоюзу (по отчислениям на
социальное страхование), другим предприятиям. В пассиве показываются
собственные средства предприятия (уставный фонд), прибыль, амортизационный фонд
и т.д. В активе и пассиве рассматриваются одни и те же ресурсы, хотя и с
различных позиций, поэтому итоги активной и пассивной частей баланса
обязательно совпадают.
Таблица
№3 Баланс
ОАО «Голдмебель» за 2011год, тыс. д.е.
Активы
Пассивы
Основной капитал
2100
Собственный капитал
4500
Оборудование
2100
Долгосрочная задолженность
Оборотный капитал
8800
Краткосрочная задолженность
6400
Товарные запасы
4500
Кредит по
спецссудному счету
4000
Дебиторская задолженность
3900
Товарные кредиторы
1700
Денежные средства
400
НДС и пр.
700
Активы
10900
Пассивы
10900
Таблица
№4 Баланс ОАО «Голдмебель» за
2009год, тыс. д.е.
Активы
Пассивы
Основной капитал
2100
Собственный капитал
5100
Оборудование
2100
Долгосрочная задолженность
Оборотный капитал
8850
Краткосрочная задолженность
5850
Товарные запасы
4600
Кредит по
спецссудному счету
3500
Дебиторская задолженность
3900
Товарные кредиторы
1700
Денежные средства
350
НДС и пр.
650
Активы
10950
Пассивы
10950
Из таблицы видно, что за один
год активы ОАО «Голдмебель» выросли на 50 тыс.д.е или же 0,45%. Это произошло за
счет увеличения оборотного капитала с 8800 тыс.д.е в 2010 году до 8850 тыс.д.е в 2011 году, или же 0,56%.
В структуре пассива в 2011 году произошло снижение краткосроч-ной задолжности
с 6400 тыс.д.е. в 2008 году до 5850 тыс.д.е. в 2009 году, что составляет 8,6%.
В большей степени снижение краткосрочной задолжности произошло за счет
погашения кредита по спецссудному счету, сумма кредита уменьшилась на 500
тыс.д.е. в отчетном году. Неизменным остается основной капитал и составляет
2100 тыс.д.е.
На
основании отчета по прибыли и анализа баланса ОАО «Голдмебель» необходимо
рассчитать основные показатели ликвидности, платежеспо-собности, рентабельности предприятия, чтобы получить
представление о перспективах хозяйственной деятельности и недостатках в
управлении.
Глава 3. Общая
характеристика предприятия
3.1. Организационно-правовая форма предприятия и его структура Предприятие «Голдмебель» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, ведет свою деятельность на основании Гражданского кодекса РФ, принятого Государственной думой 21.10.2008г. и одобренного Советом Федерации. Общество является юридическим лицом и действует на основе Уставаи Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельныйбаланс. Учредители фирмы:АО «Поролоновый завод»;ИЧП «Ирбис»;ИЧП «Пантера». Уставной капитал фирмы поделен на доли: АО «Поролоновый завод» - 20%; ИЧП «Ирбис» - 40%; ИЧП «Пантера» - 40%.Высшим органом управления ООО «Голдмебель» является Совет учредителей. К компетенции Совета учредителей относятся вопросы определения основных направлений социального и производственного развития, утверждение планов и отчет об их выполнении. После осуществления обязательных платежей в Гос. и т.п. бюджеты и др.внебюджетных платежей, прибыль подлежит распределению между учредителями.Руководство деятельностью предприятия ведет генеральный директор,принимаемый по контракту Советом учредителей. Он самостоятельно решаетвопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет правоподписывать официальные документы и распоряжаться имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников. Генеральный директор имеет материальную и административную ответственность за достоверность данных статистического и бухгалтерского учетов. В соответствии с рыночной производственной ориентацией фирмы генеральный директор назначает коммерческого директора, который должен организовывать маркетинговые исследования, рекламу и сбыт продукции. Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером осуществляет все расчеты с поставщиками сырья. Ведет учет по товарообороту, прибыли, издержкам, рассчитывает заработную плату, а главное - составляет бухгалтерские отчеты. Главный дизайнер ведет руководство разработкой новых видов мебели и производством мебели.
Цель: Производство корпусной
мебели предприятием ОАО «Голдмебель»в городе Санкт – Петербург , для
обеспечения потребительского рынка недорогой корпусной мебелью. Форма
собственности – частная. Уставной капитал 572 000 руб
Структура
управления:
Должность
Количество едениц
Оклад
Должностной
оклад
Сумма
в месяц
Директор
1
4 000
48 000
48 000
Бухгалтер-кассир
1
2 500
30 000
30 000
Мастер-технолог
1
2 200
22 000
26 400
Рабочий
6
1 700
102 000
122 400
Менеджер
по работе с клиентами
3
2 200
6 600
72 800
Продавец
1
1 500
15 000
18 000
Упаковщик
2
1 500
30 000
36 000
Уборщица
1
500
5 000
6 000
Прямое подчинение директору со стороны
бухгалтера-кассира, мастера технолога и менеджера по работе с клиентами.
Продавец подчиняется менеджеру по работе с клиентами,
также он является непосредственным начальником для всех рабочих. Упаковщик и
уборщица - продавцу
В области сложилась благоприятная ситуация для
развития мебельного производства. Это, в первую очередь, объясняется наличием
хорошо развитой деревообрабатывающей отрасли в Петербуржской области и прилегающих к ней областях, демографической ситуацией области
(дешевая рабочая сила), доступной арендной платой за производственные
помещения, обширным рынком сбыта рассматриваемой продукции.
Предприятие производит недорогую, современную и
удобную корпусную мебель, которая предназначена как
для населения, так и для компаний. Ценовой ряд выпускаемой продукции
ориентирован на население и фирмы со средним уровнем доходов. Реализация мебели
осуществляется через торговую сеть, а так же производится и реализовывается по
индивидуальным заказам. Невысокие цены на производимую мебель объясняются тем,
что расходы по организации бизнеса небольшие (арендная плата, стоимость
оформления разрешительных документов, стоимость рабочей силы) по сравнению с
другими регионами (Москва, Екатеринбург и
некоторыми др.).
На рынке существует неудовлетворенный спрос на
недорогую мебель для населения, что позволяет ориентировать производство на
индивидуальных потребителей. В процентном соотношении направленность на
потребителей выглядит следующим образом: 60 % мебели производится для
организаций и 40% для индивидуальных потребителей.
Ориентация на средний уровень потребителей позволяет
производить простую офисную мебель и ориентировать производство только на самые
необходимые предметы мебели, которые необходимы для работы персонала любого
офиса и индивидуальных потребителей.
3.2. Основные фонды
Первоначальный капитал, использовавшийся для
того, чтобы запустить производство мебели в 2008 году был комбинированным: собственным и
заемным.
К заемным источникам финансирования относятся
всякого рода ссуды, кредиты, частные инвестиции и др., собственные средства
формируются за счет взносов учредителей, чистой прибыли предприятия (для
работающих компаний).
Затраты в 2008 году были распределены следующим образом:
Наименование затрат
1-й месяц
2-й месяц
Общая стоимость, руб.
Ремонт помещения
13 000
13 000
Аренда помещения
3 500
3 500
7 000
Коммунальные платежи
500
500
Заработная плата, включая
налоги
9 035
9 035
18 070
Организационные расходы
12 000
12 000
Реклама
15 600
15 600
Закупка и монтаж оборудования
427 850
427 850
Закупка сырья и материалов
73 500
73 500
Итого:
25 535
541 985
567 520
Исходя из этого, был рассчитан необходимый уставной капитал.
В период с2008-2009гг. общие
издержки составили:
Наименование издержек
2008
2009
Арендная плата
42000
42000
Электроэнергия
8300
9960
Режущий инструмент
15600
15600
Транспортные расходы
416000
528000
Коммунальные платежи
5500
6000
Текущая реклама
200000
240000
Общехоз. расходы
1000
1200
Итого:
688 400
842760
Под
общими (постоянными) издержками понимаются те затраты, которые не связаны
напрямую с количеством произведенной продукции/услуг. Например, арендная плата
за использование помещения вносится независимо от количества произведенной
мебели и т. д. Затраты на электроэнергию не учитываются в прямых затратах, так
как очень трудно определить сколько будет затрачено электроэнергии на
производство единицы продукции. К общим издержкам относятся транспортные
расходы, связанные с транспортировкой сырья и материалов. Поскольку в первые
два месяца будет меньше завозиться сырья и материалов, поэтому и расходов на
транспортировку будет меньше.
Проект создания производства корпусной мебели
предусматривает включение в расчет таких издержек, как арендная плата,
электроэнергия, коммунальные платежи, заточка режущего инструмента, реклама. Не
обойтись и без общехозяйственных затрат, хотя они занимают незначительную долю
в общей себестоимости.
В технологическом процессе будут
используются три вида режущего инструмента – это дисковые пилы, сверла и фреза.
Дисковые пилы используются на форматно-раскроечном станке: основная и
подрезная, которые отличаются друг от друга по размерам. Сверла используются в
сверлильно-присадочном станке, а фреза в кромкооблицовочном станке.
Для расчета потребления электроэнергии используются
технические характеристики оборудования. Необходимо отметить, что
форматно-раскроечный станок имеет две пилы, поэтому будут использоваться два
показателя мощности станка. Для определения потребления электроэнергии в месяц
производится расчет с учетом того, что в месяце 21 рабочий день.
Название оборудования
Мощность станка, кВт
Время непрерывной работы станка в день, час.
Расход электроэнергии в день, кВт
Расход электроэнергии в мес., кВт
Форматно-раскроечный, осн. пила
4,0
6
20,0
420,0
Форматно-раскроечный, вспом. пила
0,75
6
4,5
94,5
Сверлильно-присадочный
3,7
6
18,5
388,5
Кромкооблицовочный
3,0
6
15,0
315,0
Пылеулавливающий агрегат
2,2
6
13,2
277,2
Офис
350,0
ВСЕГО:
1 845,2
Расчет амортизации активов
Ст-сть активов (без НДС)
2009
2010
Основное оборудование (без ндс)
318 874
2 590 851
1 940 401
Форматно-раскроечный
станок
88 833
Сверлильно-присадочный
станок
92 250
Кромкооблизовочный
станок
127 833
Пылеулавливающий
агрегат
9 958
Норма амортизации/мес.%
0,83
119 578
53 039
Прочее оборудование
37 667
306 044
211 808
Комплект
режущего инструмента
19 500
Воздуховоды
2 667
Столярный
инструмент
8 667
Кассовый
аппарат
2 500
Вспомогательный
инструмент
4 333
Норма амортизации/мес.%
1,67
14 125
9 429
Итого амортизация активов
133 703
62 469
Оборотные средства
Источник
финансирования
Сумма,
руб.
Кредит
502 000
Собственный капитал
70 000
Наименование статьи
1997
1998
Чистый объем продаж
5 361 296
7 053 795
Суммарные прямые издержки
3 971 801
5 227 276
Суммарные постоянные издержки
954 527
1 137 648
Суммарные непроизводственные издержки
235 797
97 694
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
-646 708
413 824
Сбыт продукции
Наименование продукта
Ед. изм.
Объем сбыта в месяц, шт.
Цена с учетом НДС, руб.
Поступление от сбыта в
месяц, руб. (3)Х(4)
1
2
3
4
5
Шкаф
шт.
259
1000
259 000
Стеллаж
шт.
97
570
55 290
Тумбочка
шт.
367
600
220 200
Стол
шт.
357
500
178 500
Итого:
712 990
3.3. Особенности обеспечения предприятия
сырьем
В процессе мебельного производства
используются несколько видов материала, это ламинированное ДСП толщиной 16 мм и 12 мм, ДВП толщиной 3,2 мм, кромочный материал
толщиной 0,4 мм.,
фурнитура с крепежом и упаковочный материал. Используемая для производства
мебельных ящиков ДСП-12 мм.
может быть заменена на другой вид материала.
Расценки
на сырье и материалы.
Наименование материала
Ед. изм.
Цена (руб.)
ДСП - 16
мм.
кв. м.
95.00
ДСП - 12
мм.
кв. м.
95.00
ДВП – 3,2
мм.
кв. м.
23.00
Кромочный материал
п. м.
1.60
Упаковка (картон)
кв. м.
0.40
Фурнитура
комплект
156.00
Режущий инструмент
1 комплект
7 800.00
Крепеж
комплект
52.00
Электроэнергия
кВт/ч
0.45
На рынке представлено большое
количество производителей и поставщиков сырья и материалов для мебельного
производства, это позволяет заключать выгодные контракты на поставку сырья и
материалов.
Глава 4.
Экономические показатели конечных результатов работы предприятия
Объем продаж
Продукт
Ед. изм.
Цена (вкл. ндс)
Макс. объем
2009
2010
Шкаф
шт
1000
259
2 323
3 108
Стеллаж
шт
570
97
909
1 164
Тумбочка
шт
600
367
3 379
4 404
Стол
шт
500
357
3 269
4 284
Итого:
1 080
9 880
12 960
Поступления от продаж
Продукт
Ед. изм.
Цена (вкл. ндс)
Макс. объем
2009
2010
Шкаф
2 323 000
3 108 000
Стеллаж
518 130
663 480
Тумбочка
2 027 400
2 642 400
Стол
1 634 500
2 142 000
Итого:
6 503 030
8 555 880
Прибыль фирмы зависит от двух показателей: цены продукции
и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие
взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного
ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть
выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается
автоматически. Затраты же на производство – издержки производств могут
возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или
материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других
факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения
затрат, которые он может привести в действия при умелом руководстве.
Издержки производства и реализации (себестоимость
продукции) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе
производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,
основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и
реализацию.
Валовый доход – это показатель, характеризующий
конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия,
исчисляемый путем исключения из валовой выручки (т.е. полной суммы денежных
поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных
ценностей, которая определяется в ценах реализации) и результатов
внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех
затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме
затрат на оплату труда. Валовая прибыль – часть налогового дохода предприятия,
которая остается после вычета всех обязательных расходов. Это сумма прибыли от
реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыли и убытки (руб.)
Наименование
статьи
2010
2011
Валовый объем продаж (без НДС)
5 419 192
7 129 900
Потери и налоги с продаж
57 896
76 105
Чистый объем продаж
5 361 296
7 053 795
Сырье и материалы
3 971 801
5 227 276
Комплектующие изделия
0
Сдельная заработная плата
0
0
Другие прямые издержки
0
Суммарные прямые издержки
3 971 801
5 227 276
ВАЛОВАЯ
ПРИБЫЛЬ
1 389 495
1 826 519
Зарплата с учетом налогов
380 860
435 348
Общие издержки
573 667
702 300
Суммарные постоянные издержки
954 527
1 137 648
Амортизация
133 703
62 469
Проценты по кредитам
94 125
25 100
Налог на имущество
7 970
10 126
Суммарные непроизводственные издержки
235 797
97 694
Другие доходы
0
0
Другие затраты
95 083
0
Прибыль до выплаты налога
104 088
591 177
Убытки предыдущих периодов
-719 569
0
Налогооблагаемая прибыль
-615 482
591 177
Налог на прибыль
31 226
177 353
Поквартальные выплаты
1 475
160 384
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
-646 708
413 824
4.1 Анализ внешней среды
Макросреда
Для компании ООО «Голдмебель» особое значение имеют уровень налогов в стране,
таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.
Анализ политического
окружения и правовых аспектов позволит фирме
установить для себя
допустимые границы действий во взаимоотношениях с
другими аспектами правовой
системы.
Политико-правовая
составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в
г. Челябинске.
Изучение социальной
компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими
ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
Анализ научно-технического и
технологического развития общества позволяет вовремя заметить и
начать применять в практике достижения современной науки и техники в области
рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области
информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным
преимуществом.
Ближайшее окружение
Основу анализа ближайшего
окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды,
который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера.
Согласно этой теории на
деятельность фирмы оказывают влияние
пять сил:
конкурентная
борьба внутри отрасли;угроза появления
товаров и услуг-субститутов;способность
поставщиков диктовать свои условия;угроза появления
новых конкурентов;способность
покупателей диктовать свои условия.
В настоящее время на территории г. Санкт - Петербург и всей России в целом, действует
огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью. Среди них можно выделить:
конкурентов-гигантов
(таких как мебельный салон «Гранд»), занимающихся продажей различных видов
мебели, как импортной, так и отечественной; магазины, реализующие продукцию только одного
производителя (например, магазин АО «Миасс-мебель»), часто они подотчетны
фирме-производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или
уставного капитала таких фирм;
u средние фирмы, имеющие разносторонние интересы на рынке; u выставочные организации; u фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и самиu реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размерыu клиента с выездом мастеров на дом для замерки помещений и вu последующем установки мебели. Таким образом, мебельных производителей можно подразделить: 1. По принципу географического местоположения на:v отечественных;v стран СНГ (Белоруссия);v зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия); 2. В зависимости от используемого сырья: v производящие мебель из натурального дерева;v использующие ДСП, МДФ и искусственные материалы. 3. В зависимости от производимой продукции: v узко специализированные на одном виде продукции;v производители большого разнообразного ассортимента.
80 % от группы
потребителей мебели, составляют семьи высокооплачиваемых специалистов:
* предпринимателей;
* банковских служащих;
* чиновников.
Существенно, что мебельный сегмент рынка в
России постоянно растет, особенно доля
мебели средней стоимости, что обусловлено:
* стабильным качеством мебели;
* особенностями структуры потребительского
рынка;
* доступной ценой.
Рассматриваемая фирма ООО «Голдмебель» занимает на рынке высокое положение, т.е. она реализует продукцию по высоким ценам и имеет большой объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятии.
В целом, мебельная отрасль находится в стадии
зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать
методы менеджмента. Все фирмы
поддерживают средний уровень
цен и конкурируют по таким параметрам как
реклама, обслуживание,
качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли
конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на
мебельную продукцию растет
быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей
быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для
сохранения положения в отрасли.
Количество фирм, стремящихся
в отрасль, до сих пор растет, т.к. отрасль
привлекает большим уровнем
прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в
отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам.
Такая тенденция может
привести к непропорциональности роста
потребительского спроса и
предложения в целом по отрасли, что нежелательно для
компании ООО «Голдмебель».
Для преодоления такой
негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:
* экономию средств при крупномасштабных
поставках;
* создание единой торговой марки и
предпочтений покупателей к ней;
* объединение капиталов для расширения в
качественно новых направлениях.
Такой фактор внешней среды
как возможность создания товаров-субститутов
определяется в первую очередь
предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации:
быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки
сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и
т. д. Уровень конкуренции с
товаром-субститутом
определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару.
Способность покупателей диктовать свои условия
в компании ООО «Голдмебель» выражается как:
* продажа продукции отдельными частями, (а
не целыми комплектами) по
желанию заказчика;
* осуществление доставки;
* предоставление товарного кредита.
Для улучшенного понимания
запросов покупателей; выявления направленности моды;
покупательной способности населения; интереса, проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется такой
инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется
среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается,
систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия
различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы.
Влияние поставщиков обусловлено
их сравнительно небольшим числом и
невысоким уровнем конкуренции
между ними.
Любая фирма в данной отрасли
стремится к снижению действия рассмотренных сил для того,
чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма
может воздействовать только посредством своей стратегии.
4.2
Анализ внутренней среды
Внутреннюю
структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные
структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров,
продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие
внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.
Изучая
внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание
организационной
культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное
вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные
гарантии.
Для
полного анализа внутренней среды компании ООО «Голдмебель» необходимо исследовать пять
функциональных зон:
* маркетинг;
* производство;
* финансы;
* управление персоналом;
* общее управление.
Анализируя
организацию общего управления, было замечено, что
организационная
структура фирмы соответствует настоящему положению и
существующим
целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется
видоизменить.
Права
и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за
конкретную
работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости
взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение
способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.
В
организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии
какого-либо
управленческого решения.
В фирме ООО «Голдмебель» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью
специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном
сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и
переквалификацию
персонала компании.
На
предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста;
уровень
зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники
компании
проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их
профессиональной
пригодности.
Проблема
качества продукции решается силами двух отделов следующим
образом:
поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным
подразделением
компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии
товара на предприятии. А дальнейшая работа по данному товару с данным
предприятием ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно.
Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.
Предприятие
не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на
конкретном
товаре или на определенной группе покупателей. Фирма имеет
широкий
ассортимент продукции, в который входят пять основных групп.
Маркетинговое
подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о
предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых
направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика всегда
успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей
в магазины
фирмы, и на создание предпочтений у потребителей или на пропаганду собственных
индивидуальных конкурентных преимуществ.
Во
всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы:
те, которые поддаются управлению со стороні руководства фирмы, и те,
которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения
прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.
В
управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ.
Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и
внешними угрозами и возможностями.
Такие
связи в дальнейшем используются для разработки стратегии. В процессе выработки
стратегии необходимо учитывать, что возможности и
угрозы
могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения
SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться
оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии
своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для
такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз.
Для
компании ООО «Голдмебель» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными
оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента.
4.3 Расчет себетоимости
Расчет себестоимости продукции по
калькуляционным статьям производится по двум
вариантам. Первый –
это базовый вариант,
второй – вариант себестоимости продукции после реконструкции, технического
перевооружения или проведения оргтехмероприятий улучшения технологии,
замены части сырья отходами, введение добавок.
1.
Сырье и материалы – затраты на сырьё и материалы
2.
Заработная плата рабочих - основная и дополнительная определяется исходя из
численности рабочих, их текущий период, с учетом условий труда.
3.
Социальные отчисления - принимаются в размере 38,5% от фонда заработной платы.
4.
Расходы по содержанию и
эксплуатации оборудования -
определяются по смете. Амортизацию
оборудования рассчитывают исходя
из балансовой стоимости и данных
норм амортизационных отчислений на реновацию
(полное восстановление) основных фондов.
5. Общезаводские
расходы включают содержание
зданий и сооружений общезаводского характера,
амортизацию основных средств,
производство испытаний, опытов, текущий ремонт основных средств и прочие
общезаводские расходы: (налоги, сборы, обязательные платежи и
отчисления). Их можно ринять на уровне 75 –120%
от основной заработной
платы основных и вспомогательных рабочих.
6.
Внепроизводственные расходы можно принять
на уровне 2%
от заводской себестоимости.
Формирование и распределение
финансовых результатов
Денежная
оценка деятельности предприятия производится при помощи следующих показателей финансовых результатов:
- прибыль от реализации продукции, работ,
услуг;
- прибыль от прочих реализаций;
- доходов и расходов от внереализационных
операций;
- выручки (валового дохода) от реализации,
балансовой прибыли;
- налогооблагаемой прибыли;
- чистой прибыли.
Смета затрат на производство продукции Смета затрат на производство продукции — это затраты предприятия,связанные с его основной деятельностью за определенный период времени, езависимо от того, относятся ли они на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Смета затрат составляется по следующим экономическим элементам: • материальные затраты, которые включают в себя затраты на: сырье и основные материалы, полуфабрикаты, производственные услуги других предприятий, вспомогательные материалы, топливо и энергию, проведение НИОКР, поисковых и геологоразведочных работ; затраты на материалы рассчитываются на основании норм их потребления и цен на них с учетом транспортных расходов; • заработная плата, которая включает в себя все формы основной зарплаты; • отчисления на социальные нужды, в которые входят отчисления насоциальное страхование, в пенсионный фонд, в государственный фонд занятости и т. п.; • амортизация основных фондов в форме амортизационных отчислений на реновацию; • другие затраты. В системе технико-экономических расчетов важное место занимаеткалькулирование, которое представляет собой расчет себестоимости отдельных изделий (видов продукции). Объектом калькулирования называют продукцию или работы, себестоимость которых рассчитывается. Для каждого объекта расчета выбирается калькуляционная единица — единица его количественного измерения. В наиболее общем виде номенклатура калькуляционных статей затрат может быть сведена к следующему: сырье и материалы; энергия; основная заработная плата производственных рабочих; дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования; общепроизводственные затраты; общехозяйственные затраты; подготовка и освоение производства; непроизводственные затраты. Существует довольно значительное количество методик расчета всех вышеперечисленных статей. При этом традиционные статьи исчисляются методом прямого счета, а более сложные статьи (например такие, как расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования,общехозяйственные затраты и т. п.) рассчитываются, в основном, всовременной практике хозяйствования пропорционально определенным элементам.Например, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и т. п. Знание закономерностей изменения себестоимости продукции позволяет обоснованно управлять формированием затрат на разных этапах деятельности предприятия.
Плановая калькуляция себестоимости продукции "Голдмебель"
Наименование статей затрат
Затраты, руб.
Основные
и вспомогательные материалы
58 965
Покупные изделия
209 455
Топливо
и энергия на технологические нужды
30 556
Основная
заработная плата производственных рабочих
395 600
Дополнительная
заработная плата производственных рабочих
198 000
Отчисления
на социальные нужды
38 900
Расходы
на содержание и эксплуатацию оборудования
196 855
Цеховые
расходы
325 400
ВСЕГО
ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ (Сумма 1-8)
1 058 131
Общезаводские
расходы
285 000
Внепроизводственные
расходы
375 800
ИТОГО ПОЛНАЯ
СЕБЕСТОИМОСТЬ (9+10+11)
1 718 931
Сводная смета
затрат ООО "Голдмебель", в год
Показатель
Всего затраты, руб
Затраты по видам
продукции, руб.
шкафы
столы
стенки
Цеховая себестоимость
1 058 131
385 650
256 640
415 841
Общезаводские (накладные) расходы (см. Расчет № 1)
285 000
120 000
85 000
80 000
Внепроизводственные (коммерческие) расходы (см. Расчет № 2)
175 800
28 900
35 980
110 920
ИТОГО ЗАТРАТЫ
1 518
931
534 550
377 620
606 761
Расчет №1
Общезаводские (накладные) расходы, в год
Показатель
Затраты, руб
Осн.
и доп. З/Пл АУП
163 250
Расходы
на обязательные социальные отчисления АУП
25 630
Амортизация
офисных помещений и оборудования
52 100
Внепроизв.
общезаводские расходы
44 020
ИТОГО
Общезаводские расходы
285 000
Расчет №2 Внепроизводственные (коммерческие)
расходы, в год
№ п/п
Показатель *
Затраты, руб
1
затаривание и упаковка изделий на складах готовой
продукции
32 520
2
доставка продукции на станцию отправления
25 600
3
оплата услуг посреднических организаций, через
которые реализовывалась готовая продукция
26 000
4
оплата труда продавцов
185 500
5
реклама готовой продукции
21 000
6
представительские расходы
12 000
7
командировки сотрудников отдела сбыта
73 180
8
ИТОГО Коммерческие расходы
375 800
Заключение
В рыночных условиях
стабильность положения хозяйствующего субъекта в
конкурентной среде зависит от
его финансовой устойчивости, которая
достигается посредством
повышения эффективности производства на основе
экономного использования всех
видов ресурсов в целях снижения затрат.
При этом экономический анализ
позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации,
выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и
увеличению прибыли.
В условиях рыночной экономики
экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами
экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при
проведении анализа; более эффективно применять инструменты анализа на практике;
постигать саму методику анализа финансово-хозяйственной деятельности; правильно
давать оценку финансовой устойчивости и платежной способности организации.
Собственники (учредители)
организаций анализируют финансовые отчеты в
целях повышения доходности
вложенного капитала, а также обеспечения
стабильности работы
организации, инвесторы и кредиторы - для исключения рисков по предоставленным
займам и вкладам.
Анализ хозяйственной
деятельности организации состоит из управленческого анализа и финансового
анализа.
К управленческому анализу
можно отнести внутрихозяйственный
производственный анализ и
внутрихозяйственный финансовый анализ, которыезаключаются в исследовании
следующих аспектов деятельности организаций:
- обоснованность и реализация бизнес-планов;
- маркетинг;
- эффективность деятельности организации;
- условия производства;
- использование производственных ресурсов;
- производство продукции;
- экономическая эффективность производства и
реализации прибыли.
К финансовому анализу
относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ,
которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:
- абсолютные показатели по прибыли;
- рентабельность производства и реализации;
- ликвидность, платежеспособность и
финансовая устойчивость;
- использование собственного капитала;
- эффективность использования заемных
средств.
Вышеуказанный перечень не
является исчерпывающим при проведении
организацией анализа финансово-хозяйственной
деятельности.
Необходимо иметь в виду, что
на финансовые показатели организации
оказывают влияние не только
технические, организационные и природные
условия самого процесса
производства, но и те социальные условия
производственного коллектива,
финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий
зависит степень использования
производственных ресурсов,
средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материалоемкость продукции,
производительность труда.
В данном курсовом проекте рассмотрены
характеристика, форма и структура
фирмы ООО «Голдмебель», виды и показатели
себестоимости продукции, дана классификация затрат на
производство продукции, а
также приведена методика расчёта себестоимости отдельных изделий.
Приведены экономические
элементы, по которым составляется смета затрат.
По результатам расчетов
задачи можно сделать вывод, что на предприятии по сравнению с предшествующим периодом
в отчетном произошло
увеличение прибыли, что свидетельствует об
улучшении финансового положения предприятия. Увеличение прибыли
произошло за счет уменьшения всех
статей расходов, в том числе и
себестоимости продукции. Затраты
на 1 ден.
ед. реализованной продукции уменьшились
на 7% что
свидетельствует о рациональном
использовании используемых
производственных ресурсов.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации М.: «Изд. дом
Герда», 2002.Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. А. Е. Карлика,
М. Л. Шухгальтер. М.: Инфра-М,
2011.Лобан Л. А.,. Пыко В. Т. Экономика предприятия.-
М.Изд-во: Современная школа, 2011 - 432 с.Васильев А. В., Глухова Н. В. Прикладная экономика:
Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.С.Ф. Давидюк, А.Н. Кноль, А.К. Стояков, Экономика
предприятия и организации производства. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000
6. Экономика предприятия:
тесты, задачи, ситуации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
7. Белов А.М., Добрин Г.Н.,
Карлик А.Е. Методика анализа рентабельности
и финансового состояния предприятия, организации. - СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 1998.
8. Добрин Г.Н. Экономика
коммерческой организации промышленной направленности: Очерки теории и практики.
- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999
9. Экономика предприятия:
Учебное пособие /Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Круглов М.И.
Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М.: Русская деловая
литература, 1998.
11. Милгром П., Робертс Дж.
Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./ Пер. с англ. Под редакцией И.И.
Елисеевой, В.Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999.
12. Михайлова-Станюта И.А. и
др. Оценка финансового состояния предприятия/И.А. Михайлова-Станюта, Л.А.
Ковалев, О.Л. Шулейко; Под ред. А.П. Моровой. - Мн. : Навука и техника, 1994.
13. Морозова В.Д.
Промышленно-финансовые системы: генезис и методические основы организации. -
СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.