Полный текст:
Оглавление
Введение…………………………………………….2-3 стр.
Глава
1. Проблема ценности
здоровья
в историческом
аспекте………………………………………………4-6стр.
Глава 2. Здоровье,
здоровый образ жизни.
Определение понятий, составляющие
элементы, смысл ценности……………………….7-12стр.
Заключение…………………………………………13стр.
Введение.
Здоровье
– это самая главная ценность человека, его самый важный приоритет в жизни,
приоритет, который определяет возможность для реализации всех его устремлений,
как личных, так и социальных. Вряд ли
найдется оппонент, который бы поспорил с этим утверждением. Но то, насколько
здоровье и здоровый образ жизни культивируются сегодня как приоритеты
современной жизни, заставляется
задуматься о причине этого.
Реклама
любого продукта, будет успешна, если обозначит причастность объекта рекламы к
здоровью: «это сделает Вас красивой и здоровой», «это не просто вкусно, но и
полезно», «это не просто чистит, но и борется с болезнетворными организмами».
Из выпусков новостей мы понимаем, что приоритет не только внутренней политики,
но и мировой- является проблема «здоровья и здорового образа жизни». Среди
молодежи культивируется спорт, активность, здоровье как составляющие успешности
карьеры, личной жизни. Очевидно, что в современном мире «здоровье» и «здоровый
образ жизни»- приоритет политики, здравоохранения, социальных и культурных
институтов, жизни каждого отдельного индивида.
В
течение тысячелетий проблема здоровья была в основном личным делом каждого, а
главными причинами смерти выступали экзогенные факторы - голод, эпидемии, войны,
отсутствие лекарств. Смерть с точки зрения биологических возможностей организма
наступала преждевременно, а продолжительность жизни была невелика. Повышение
уровня жизни, развитие медицины, гуманная социальная политика, пропаганда
здорового образа жизни и культивирование здоровья привели к тому, что сегодня в
развитых странах основными причинами смерти стали эндогенные факторы.
От
чисто экзогенных факторов в 2004 году погибло около четверти миллиона россиян.
Стоит учесть также, что сердечно-сосудистые и раковые заболевания, от которых
умерло более миллиона человек, во многом связаны с нездоровыми условиями жизни.
Растет смертность от такой социальной болезни, как туберкулез. По-видимому,
Россия снова делает виток в сторону усиления экзогенных факторов смерти.
Во-первых, те болезни, которые теперь вызывают смерть и носят как будто
эндогенный характер, фактически являются результатом ухудшающегося состояния
окружающей среды и, стрессовых социальных нагрузок. Во-вторых, появились такие
новые заболевания, которые носят социальный характер, в том смысле, что связаны
с установившимися общественными отношениями, сложившимися в обществе ценностями
и нравственными нормами. Сюда относятся, например, ВИЧ-инфекция, наркомания,
алкоголизм. В-третьих, проблема здоровья превратилась в специфическую
общественную проблему личностного характера, когда человек в результате
техногенного воздействия на среду своего обитания обнаружил, что реально и
потенциально поставил в опасность не просто здоровье отдельных людей, но и собственное
существование как вида.
Вопрос
о сущности и значимости здоровья всегда был важной методологической проблемой и такой сферой человеческого мировззрения как
философия. Без философского осмысления понятия «здоровье» невозможно правильное
понимание ценностных ориентации людей.
То или иное философское решение этого вопроса определяет общую научную
ориентацию исследователя, понимание им цели своей деятельности, нацеливает на
определенную интерпретацию ее результатов, на выбор средств познания и т.д.
Первая
глава данного реферата будет посвящена проблеме ценности здоровья в
историческом аспекте.
Во
второй – дано определение понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни»,
сформулирована проблема и ценности
здоровья и здорового образа жизни в контексте современности.
Глава
1. Проблема ценности здоровья в историческом аспекте.
Здоровье
во всех обществах, конфессиях, в любом этносе входит в число ценностей. Степень
его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах
различна, но то, что здоровье никогда не считалось антиценностью - факт,
установленный многими этнографами и социологами.
Тем
не менее, аксиологическая картина здоровья менялась вместе с ростом
цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной
картины мира и т.д.
Еще
на стадии зоологического индивидуализма выживание как отдельных особей, так и
«сверхорганизма» - первобытной группы - определялось физическим здоровьем (Ю.И.
Семенов., 2002; М.В. Бахин., 2003). Именно с физическим здоровьем, физическими
данными как условиями мутаций и наследования связываются естественный отбор,
биосоциальный отбор, возникновение табу, развитие производства и другие
изменения, приведшие сформированию современного человека. Понятно, что на этой
ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала
осознаваться.
В
родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный
статус индивида. Самые здоровые физически становились вождями, предводителями
племени, руководителями охотничьих групп. Поэтому индивидуальное здоровье для
жизни племени было определяющим, оно осознается как витальная ценность и
культивируется в племени с детства, в то же время, здоровье его членов уже
становится объектом заботы коллектива. Однако жестокие условия борьбы за
выживание еще требовали умерщвления нездорового потомства, лиц, ставших обузой
для племени.
Ценность физического
здоровья дополняется значимостью духовных характеристик в эпоху рабовладения.
Уже в культуре Древнего Востока появляется понятие меры как гармонии
физического и духовного. Древнекитайский философ Цзы-чань утверждал, что
причины болезней не только пище, напитках, но и в радостных или печальных
событиях. В Древней Индии йоги полагали, что здоровый ум пребывает в здоровом
теле, разработали правила для поддержания здоровья тела и сосредоточения мысли. В древнегреческой мифологии здоровье как
ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и
красоту.
Первый философ древний грек Фалес определял здоровье как блаженство
тела, а знание – как блаженство ума. Счастлив тот, утверждал Фалес,
«кто телом здоров, натурою богат, душой благовоспитан» Эти же идеи
гармоничности физического и духовного здоровья высказывали Пифагор, Демокрит,
Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие античные мыслители. Аристотель утверждал, что здоровье человека
определяется соответствием или несоответствием его собственной внутренней форме
и цели его бытия, а заключается в полном раскрытии всех заложенных в человеке
потенций. Аристотель предпринимал попытки выявить зависимость между здоровьем
индивидов и здоровьем общества.
Эпоха
средневековья характеризуется раздвоением души и тела. По учению богословов
тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья
отрицались во имя формирования духовных сил, силы духа, выражающейся в вере в
Бога.
В эпоху Возрождения и Реформации человеческое здоровье не
подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее
значимых ценностей. В буржуазную эпоху сущность здоровья получает
механистическое объяснение. Р. Декарт назвал организм человека механической
машиной. Живое от неживого у него отличается структурно, как часы идущие
отличаются от остановившихся по взаимному расположению частей. Декарт попытался
объяснить процессы жизнедеятельности свойствами и законами материи.
Абсолютное
противопоставление здоровья физического и здоровья духовного начинает
преодолеваться в эпоху Нового времени. Значительную роль в этом сближении
сыграли научные открытия XVII-XVIII веков в биологии, медицине, психологии. Они
не только показали несостоятельность дуалистической концепции души и тела, но и
убедительно подтвердили их взаимодетерминированность.
В
этой связи пангенезический показан подход к здоровью Ч. Дарвина, дальнейшее
развитие его идей в трудах А. Вейсмана, Г. Менделя, В.Л. Иогансена, Т. Моргана.
Прослеживается, как идеи о механизме наследственности обогащаются цитологией,
биохимией, молекулярной биологией (Дж. Уотсон, Ф. Крик). С концепцией, идущей
от Аристотеля, связываются идеи П. Тейяра де Шардена и Г. Дриша.
В
философско-антропологической мысли начала XX века усилилось противостояние,
вытекающее из дуализма души и тела, биологического и социального в человеке.
Появились учения, в которых доминирующим фактором в становлении и развитии
человека и его здоровья рассматривались либо биологические, либо социальные обстоятельства.
В
современных условиях преодолен фрагментарный подход к рассмотрению здоровья и
укореняется интегративный подход к нему как к единству физического и духовного.
В то же время, анализ современной ситуации в обществе свидетельствует о том,
что и бинарная трактовка здоровья исчерпывает себя, а подлинная интегративность
формируется с включением в характеристики здоровья третьей составляющей -
социального здоровья человека и общества (А.А. Алексеев., 2004; Г.
Мирошниченко., 2004).
Более
того, социальная и духовная составляющая здоровья сегодня даже преобладают в
своей значимости над физической составляющей. Это связано с тем, что в условиях
глобализации резко обострились проблемы социального и психологического плана
жизнедеятельности человека: происходит разрушение привычных стереотипов жизни,
стандартизация уникального под влиянием массовой культуры, резкая смена идеалов
и ценностей жизни.
Социальность
здоровья проявляется, по крайней мере, на двух уровнях: на личностном уровне -
как социальные экзогенные причины, влияющие на возможности человека реализовать
свой потенциал без нанесения себе вреда; на социумном уровне - как социальные
эндогенные характеристики жизнедеятельности общества (этноса, конфессии,
профессиональной группы и т.д.), выражающие его состояния в экономической,
политической, правовой, нравственной и других сферах.
Возрастание
роли той или иной составляющей в интегративном здоровье человека в различные
исторические эпохи вело к изменениям в доминировании вида здоровья. Схематично
эти изменения можно представить следующей «цепочкой»: физическое (первобытное
общество) - гармония души и тела (античность) - духовное (средневековье) -
сближение физического и духовного (Новое время) - интеграция физического,
духовного и социального (современность).
Сейчас
сложились новые обстоятельства, выдвинувшие проблему человека, его жизни,
здоровья и других витальных, духовных и социальных ценностей на первый план. В
связи с этим особую значимость приобретают вопросы уточнения и конкретизации
ключевых понятий философской аксиологии. В число таких понятий входят и понятия
«здоровье человека», «здоровье социума», «здоровье как ценность».
Глава 2. Здоровье,
здоровый образ жизни. Определение понятий, составляющие элементы, смысл
ценности.
А) Определение понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни». Понятие «здоровье» отражает одну из
фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни.
Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь
переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или
изменения в технических возможностях человечества.
В современной жизни понятие
«здоровый образ жизни» исследуется всеми возможными науками о человеке.
Основное его определение — образ жизни
человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. С
феноменологической точки зрения это объясняется тем, что опыт переживания
здоровья дан нам не изначально, а вторично. Он опосредуется первичным опытом
недомогания, боли, недуга, слабости, а само здоровье воспринимается как
избавление от этих негативных ощущений.
Неудовлетворенность
таким пониманием здоровья часто пытаются обойти за счет использования применительно
к человеку понятия «практически здоров». Оно позволяет не обращать внимание на
связанные со здоровьем отдельные недостатки, соотносить здоровье с возрастом
человека, учитывать род его занятий и т.п. Понятие «практически здоров» не носит
аксиологический оттенок и используется как некоторая грань или, лучше, как
некое протяженное пограничное пространство между абсолютно здоровым состоянием
человека и тем, когда его уже надо оценивать как больного. Границы того
состояния, при котором человека считают практически здоровым, подвижны. Развитие
биологических и медицинских наук, новые методы и средства, присущие современным
биотехнологиям, порождают многие аксиологические и нравственные проблемы. Все
это необходимо учитывать, но для этого надо понимать здоровье иначе, чем просто
отсутствие болезней.
Тогда
здоровье человека можно понимать как характеристику и оценку тех физических и
социальных возможностей, которые имеются у человека, с учетом того, чего ему, в
силу особенностей его организма, делать не следует, чтобы не нанести вред себе
самому или окружающим.
Определение
здоровья, как совокупности потенциальных и реальных возможностей человека в
осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния,
без потерь в адаптации к жизненной среде, носит аксиологический характер.
Объяснения и аргументации в пользу такого определения указывают на ряд его
практических и теоретических следствий. Отвергается привычная дихотомия:
здоровый - больной. Изменяются ценностные ориентации. Объектом медицины
становится здоровье, забота о нем, его охрана. Болезнь, если она есть, и это
подтверждается объективными показателями, может породить сравнительное
ограничение указанных возможностей человека, но, пока он жив, не делает их
нулевыми. При таком понимании здоровья теряют свое значение (в плане построения
общей теории здоровья) концептуальные разногласия относительно того, чем и как
физические, духовные и социальные возможности человека ограничиваются.
Ограничения могут быть и чисто медицинскими, и чисто духовными, а также
представлять сложные переплетения тех и других. Важно то, каковы реальные
возможности человека, а не то, кто и как считает возможным их в рамках разных
теорий объяснять.
Используя
марксистскую методологию определения сущности человека, можно утверждать, что
сущность здоровья представима как часть совокупности общественных отношений,
детерминируемая медико-биологическими факторами состояния организма человека,
находящегося в определенной социокультурной среде. Причем, это такая часть, которая
в некоторых, но существенных отношениях определяет целое.
Виды
здоровья существенно различаются, будучи тесно взаимосвязанными. В конечном
счете, здоровье всегда интегративно и кибернетически системно (Мирошниченко.,
2004; А.А. Алексеев., 2004), тем не менее, в здоровье можно выделить физическое (биологическое), витальное, духовное (психическое) и социальное.
Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение
биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности.
Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных
показателей, но на индивидном уровне, без включенности человека в систему
общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение
идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества.
Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и
роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных
интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности.
Вполне возможна и дальнейшая градация подвидов. Скажем, в социальном здоровье
можно выделить политическое, правовое, экономическое и др. его подвиды.
Важной
аксиологической характеристикой здоровья являются его критерии. Очевидно, что в
различных культурах эти критерии могут быть разными, но существуют общепринятые
показатели, которыми оперирует Всемирная организация здравохранения. К ним
относятся: продолжительность жизни, уровень смертности, травматизма,
подверженность эпидемиям, эффективность системы здравохранения, количество
инвалидов, развитость фарминдустрии, развитие медицинской науки и другие.
Б) Определение
понятия «здоровый образ жизни». Здоровый
образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности
человека, достижения им активного долголетия и
полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой,
общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни в современности
вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в
связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного,
экологического, психологического, политического и военного характера,
провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В узко-биологическом смысле речь идет о
физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и
изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в
«здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают
базовыми:
воспитание с раннего
детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда:
безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных
факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена); отказ от курения, употребления наркотиков,
употребления алкоголя. здоровое питание: умеренное,
соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека,
информированность о качестве употребляемых продуктов; движения: физически
активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных
и физиологических особенностей; личная и общественная
гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых
способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
закаливание. Соблюдение гигиенических
норм при работе за компьютером.
На физиологическое состояние человека большое влияние
оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также
выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
эмоциональное самочувствие: психогигиена,
умение справляться с собственными эмоциями, проблемами; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую
информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное
мышление. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно
значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное
самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению
здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
социальном: пропаганда,
информационно-просветительская работа; инфраструктурном:
конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного
времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический
контроль;
·
личностном: система
ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
В)
Ценностносный смысл здоровья и здорового образа жизни. В аксиологии имеется два различных подхода в
понимании ценности вещей, событий, явлений и всех тех объектов, которые могут
стать предметом оценки. В одном случае считается, что объекты обладают некой
объективной ценностью, ценны сами по себе и именно потому в них есть
потребность, именно поэтому мы хотим их иметь и не желаем их утратить. Во
втором случае, ценность объектов определяется тем, что в них есть личная или
общественная нужда, что их можно как-то использовать и т.п. В каждом конкретном
случае проблема может решаться по-разному. В одних случаях используется один
подход, т.к. действительно некоторые вещи имеют объективную ценность,
разумеется, если таковая признается человеческой культурой и человечеством
вообще. В другом случае ценность может явиться следствием потребности в ней. В
третьем может иметь место и то и другое. Признание существования объективных
ценностей позволяет создать некоторую нормативную систему для ориентации
человека в окружающем его мире. Если совокупности генерализующих и обобщающих
категорий и понятий позволяют нам понимать и объяснять мир, то представления о
ценностях ориентируют нас в мире, позволяют осознать действительность с точки
зрения отношения к ней. При этом следует иметь в виду, что «ценностное
представление об объекте отличается от научного. Это видение объекта как
полезного, вредного, хорошего, доброго или злого. Такое видение недоступно
естествознанию, поскольку последнее не имеет средств для того, чтобы передать,
например, бесчеловечность атомной бомбардировки или ужас газовых камер
Освенцима. Наука способна зафиксировать здесь лишь факт протекания определенных
физико-химических процессов. Оценка этих процессов –это подход совсем с другой
стороны –со стороны отношения их к человеку, значения их для человека. Это не
естественнонаучная, а аксиологическая позиция в отношении к объекту, иное его
измерение. Это значимость предмета для нас, представления о том, каким должен
быть объект (процесс, событие) в соответствии с нашими нормативными
представлениями о нем в отличие от его настоящего, реального бытия (должного в
отличие от сущего)». Теоретические споры об объективности и субъективности
ценностей как таковых теряют практический смысл, если идет речь о жизни и
здоровье как ценностях в общечеловеческом смысле. Жизнь и здоровье являются по
сути своей универсальными ценностями. Однако данные высшие ценности не всегда
признаются таковыми не только в отношении жизни и здоровья других людей, иногда
они не представляются людьми высшими ценностями и в отношении самих себя
Здоровье
может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно
различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. Прежде всего,
аксиологический анализ здоровья предполагает выяснение его ценностной сущности,
структуры и роли в «жизненном мире» человека.
Большинство ученых трактуют жизнь как процесс
естественного характера, а здоровье – как качественную характеристику этого
процесса. Основным моментом данного процесса является постоянный обмен веществ
с окружающей внешней природой. Жизнь понимается как «высшая из природных форм
движения материи, она характеризуется самообновлением, саморегуляцией и
самовоспроизведением разноуровневых открытых систем, вещественную основу
которых составляют белки, нуклеиновые кислоты и фосфорорганические соединения»
(П.В.
Козырь Проблема ценности здоровья в историческом контексте.) Социально-философское рассмотрение жизни и
здоровья человека неизбежно связано с обсуждением их ценностных аспектов.
Огромный вклад в развитие аксиологического подхода к действительности внесли
представители неокантианства. В частности, Г. Риккерт, один из основателей
Баденской школы неокантианства, в своих работах «Философия жизни» и «О понятии
философии» обращался именно к ценностным характеристикам и жизни, и здоровья.
Английский философ Дж. Мур, уделявший много внимания взаимосвязи ценностей и
моральных норм, различал внутренние ценности вещей и их полезность. Внутренние
ценности соотносились с некоторым абсолютным благом, с идеалом. Дж. Мур ясно
говорит о том, что добро в одном отношении может оказаться злом в другом.
Известный отечественный философ Б.Г. Юдин, говоря о проблеме ценности здоровья,
отмечает, что «нередко под здоровьем мы понимаем нечто не просто нормальное, но
такое, к чему д?лжно стремиться, чего мы хотим, порой даже вожделеем, во имя
чего можем тратить свои силы, претерпевать немалые лишения и ограничения, т.е.
нечто, понимаемое нами как ценность. Говорим ли мы о нормах, или о ценностях, в
обоих случаях мы обращаемся от мира сущего к миру должного. Однако если в
первом случае речь может идти, скажем, о бесстрастной регистрации того, что
мы воспринимаем как норму или отклонение
от нее, то во втором предполагается отнюдь не нейтральное отношение к
воспринимаемому. Здоровье, иными словами, может быть столь значимой ценностью,
чтобы диктовать цели, намерения и действия как отдельных людей, так и
социальных институтов вплоть до общества вцелом».
По
своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает
потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. По
аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных
ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В
то же время, здоровье является ценностью - средством, ибо «существует не само
по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой
ценности - жизни. Можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не
жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как
антиценность.
Ценностное
содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему
состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных
условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью
выстраивается система его ценностных ориентации, предпочтений, целей, без
которых человеческое существование лишается смысла.
В свое
содержание здоровье как ценность включает множество субценностей, имеющих
смысложизненное значение для человека. Здоровье - это и наслаждение, и польза,
и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно
говорить как об универсальной ценности. Носителями здоровья, а, следовательно,
и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности,
социальные группы, общество в целом.
В этом
отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива,
социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или
возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье
индивида как ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком
целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без
ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к
жизненной среде. Здоровье социума (общества) как ценность - это значимость для
общества степени реализации смысложизненных возможностей его членов.
Пo
своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента.
Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть
реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в
обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный
компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью,
выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по
отношению к здоровью.
С
точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в
реальности сами люди, о здоровье которых должны заботиться те
организации,институты, службы и учреждения, которые связаны со
здравоохранением. Если здоровье становится объектом ценностного рассмотрения,
то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений.
Проблема из аксиологической превращается в проблему этическую, экономическую,
политическую, демографическую и т.д. Как отмечал акад. Н. Амосов, о своем
здоровье в нашей стране заботятся всего лишь 1–% людей. О своем здоровье не
заботится и человечество вцелом, полагал он, и предсказывал ему гибель «в силу
собственной биологической порочности». Поразительно расхождение между должным и
сущим в отношении к здоровью в России. Позитивные ценностные ориентации в этом
плане в нашем обществе сформированы недостаточно. Недостаточно в том смысле,
что общественное понимание ценности здоровья мало сказывается на реальной
заботе наших соотечественников о своем здоровье. Представления о здоровье часто
не связано с уровнем развития медицины, абстрагируется от него. Данная
абстрагированность переносится и на связанную со здоровьем аксиологическую
проблематику. Ценностные аспекты жизни и здоровья не связываются с
существующими на сегодняшний день системами медицинских взглядов и различными
медицинскими теориями. Трудно назвать такое положение дел правильным. Ведь
Гиппократ призывал «лечить человека, а не болезнь», и в этих словах заложен
глубокий философский смысл.
Заключение.
Основными
выводами данного реферата будут:
Понятия
«здоровье», «здоровый образ жизни» отражают одну из фундаментальных
характеристик человеческого существования. Поэтому оно переосмысливается всякий
раз, когда в «жизненном мире» человека происходят глубокие изменения, но
остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в
том, что именно здоровье как состояние индивида или социума позволяет человеку
реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей,
в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал. Для
современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных
ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека,
освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше
организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого
условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. И
поэтому, задачу формирования культуры здорового образа жизни можно плодотворно
решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности
социального и биологического, духовного и телесного начал.