Полный текст:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава
1. Государственная защита прав потерпевших, свидетелей и других участников
уголовного судопроизводства. 5
1.1.
Понятие государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства. 5
1.2.
Органы, обеспечивающие государственную защиту. 9
Глава
2. Виды государственной защиты.. 13
2.1.
Меры безопасности. 13
2.2.Личная
охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица. 17
2.3.
Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и
оповещения об опасности. 20
2.4.
Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. 22
2.5.
Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности
защищаемого лица. 27
Заключение. 30
Список
литературы.. 32
Введение
Актуальность темы
исследования. Статья
2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод
человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений
государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную
неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в
остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства.
С начала 90-х
годов проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей,
прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц
приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был
принят ряд специальных правовых норм.
Одним из
гарантов противодействия данному «посткриминальному» воздействию является в
настоящее время система норм, обеспечивающих личную безопасность участников
уголовного судопроизводства. Этот институт является относительно новым для
российской правоприменительной практики, в связи с чем возникает множество
проблем, от своевременного и правильного разрешения которых зависит
эффективность защиты прав личности в уголовном процессе.
В первую
очередь это касается мер и оснований государственной защиты свидетелей и
потерпевших, поскольку именно государство должно быть заинтересовано в
укреплении правопорядка, полноты и объективности расследования, которые
невозможно обеспечить, если в стране отсутствует надежная система защиты
указанных лиц. На мой взгляд, оптимальное решение этих вопросов должно быть
основано не только на теоретических изысканиях, но и учитывать реалии
российской правовой, экономической, политической, социальной действительности.
Данная курсовая
работа посвящена изучению этого института уголовно-процессуального права, он
является объектом и предметом исследования. В первой главе рассматривается
история становления и развития института обеспечения безопасности участников
уголовного судопроизводства в России, вопрос о его сущности и назначении.
Вторая глава посвящена главным направлениям современного института обеспечения
безопасности участников уголовного судопроизводства, кроме того, здесь
сопоставляются законодательные нормы с условиями реальной действительности.
Актуальность темы обусловлена тем, что институт
обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства является новой
и весьма специфической сферой правоохранительной деятельности. Практическая
реализация данной функции представляет для правоохранительных органов
определенную сложность.
Поэтому цель данной работы - изучение института обеспечения
безопасности участников уголовного судопроизводства и выявление недостатков его
правового регулирования. Автор ставит перед работой следующие задачи:
1. Провести
анализ закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц,
содействующих уголовному судопроизводству», других нормативно-правовых актов,
положений судебной практики.
2. Рассмотреть
виды государственной защиты.
3. Выявить
проблемы механизма реализации и предложить пути их решения.
Освещение отдельных проблем обеспечения безопасности участников
уголовного судопроизводства имеет место в работах таких ученых, как Антошина
А., Чекулаев Д., Прокопьева С.И., Барановский В.М., Брусницин Л.В. Однако в
настоящее время отсутствуют систематизированные научные разработки, позволяющие
установить правовую природу, основополагающие теоретические характеристики
института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном
процессе.
Глава
1. Государственная защита прав потерпевших, свидетелей и других участников
уголовного судопроизводства
1.1. Понятие государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства
Ст. 1 определяет
сущность и содержание государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства. В систему мер государственной защиты
согласно Закону входят меры обеспечения безопасности указанных участников и
меры их социальной поддержки.
УПК РФ предусматривает также процессуальные меры,
предпринимаемые в тех же целях:
- указание в протоколе следственного действия псевдонима, а
не реальных данных о личности фигуранта;
- контроль и запись телефонных и иных переговоров фигуранта;
опознание в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым;
- закрытое судебное разбирательство;
- сохранение в тайне при судебном допросе личности свидетеля,
а также допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими
участниками.
Значительную роль в предупреждении попыток оказать
воздействие на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного
судопроизводства играет и установленная Уголовным кодексом РФ уголовная
ответственность за подобные действия.
Меры обеспечения безопасности предпринимаются для
предотвращения посягательств на жизнь, здоровье, имущество свидетелей,
потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства, а также их родных и
близких. Взяв за основу определение термина "безопасность", данного в
Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 7
марта 2005 г.), можно сформулировать следующее определение мер обеспечения
безопасности участников уголовного судопроизводства - комплекс мероприятий,
направленных на создание и поддержание состояния защищенности жизненно важных
интересов личности от преступных посягательств на них, осуществляемых в целях
воспрепятствования нормальному ходу расследования уголовных дел. Не совсем
понятно, почему законодатель сформулировал объекты защиты как "жизнь,
здоровье и (или) имущество". При буквальном толковании текста получается
противопоставление - могут защищаться либо только имущество граждан, либо весь
комплекс (жизнь, здоровье и имущество).
Кроме мер обеспечения безопасности, направленных на
воспрепятствование причинению вреда, законодатель предусмотрел меры социальной
поддержки, необходимость в применении которых возникает, когда, несмотря на все
усилия правоохранительных органов, вред защищаемому лицу все-таки был причинен
и наступила гибель (смерть) защищаемого лица, ему были причинены телесные
повреждения или вред здоровью (в том числе и в случае наступления в результате
этих действий инвалидности) либо был причинен имущественный ущерб. Меры
социальной поддержки заключаются в выплате лицу или членам его семьи и
нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий (и) или установлении им
постоянной пенсии, а также компенсации имущественного ущерба.[1]
Несмотря на то, что рассматриваемая статья к защищаемым
лицам относит только потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства, ч. 3 ст. 2 комментируемого Закона распространяет
государственную защиту и на родственников, близких родственников и близких лиц.
Данный подход в большей мере соответствует интересам уголовного
судопроизводства, ведь давление на участников уголовного процесса не в меньшей
степени, а иногда и в большей может быть оказано путем криминального
воздействия на их родных и близких.
К сожалению, ни в комментируемом Законе, ни в иных
нормативных актах, затрагивающих вопрос государственной защиты жертв и
свидетелей преступления, законодатель не предусмотрел возможность применения
мер психологической реабилитации и защиты. После совершения в отношении него
преступления или после наблюдения процесса совершения преступления человек
испытывает большую психологическую нагрузку, стресс, фрустрацию. Поэтому
необходима закрепленная на законодательном уровне система оказания
психологической помощи потерпевшим и свидетелям.
Декларация основных принципов правосудия для жертв
преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) прямо требует оказывать жертвам
необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по
правительственным, добровольным, общинным и местным каналам (ч. 14).
Государственной программой "Обеспечение безопасности
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 -
2008 годы" на разработку и внедрение программ по оказанию психологической
помощи защищаемым лицам в целях повышения психологической устойчивости
защищаемых лиц к возможному воздействию на них обвиняемых и их заинтересованных
лиц запланированы затраты в размере 0,6 млн. руб. Данное нововведение, конечно,
имеет положительное значение, но эти разработки будут только решать проблему
устойчивости к потенциально оказанному воздействию. Реабилитация же лица при
реальной, свершившейся психологической травме осталась в стороне и, скорее
всего, будет происходить за счет собственного здоровья и средств защищаемого
лица или общественных организаций.
Следует также обозначить еще одну немаловажную сторону
проблемы обеспечения безопасности личности в ходе судопроизводства, не затронутую
рассматриваемым нормативным актом. Комментируемый Закон закрепляет меры
обеспечения безопасности лишь участников уголовного процесса. За рамками
предусмотренной в нем государственной защиты остаются субъекты гражданского и
арбитражного процесса.
В ходе уголовного судопроизводства в интересах потерпевшего
работает практически вся правоохранительная система (что ни говори, но
следователи все-таки стремятся собирать только обвиняющую подследственного
информацию, зачастую игнорируя обстоятельства, смягчающие ответственность),
участники же гражданского и арбитражного процессов остаются практически без
защиты, а при судебном процессе с ценой иска в несколько миллионов рублей можно
ожидать любых действий противоположной стороны.[2]
Таким образом, на наш взгляд, необходимо расширить сферу
применения комментируемого Закона, распространив круг защищаемых лиц и на
свидетелей, истцов и ответчиков по гражданским делам, в особенности
арбитражным.
1.2. Органы,
обеспечивающие государственную защиту
Ст. 3 Закона определяет компетенцию государственных органов
в области обеспечения государственной защиты свидетелям, потерпевшим и иным
участникам уголовного процесса.
По функциональному признаку выделяются три группы органов:
- органы, принимающие решение о необходимости применения мер
государственной защиты участников процесса;
- органы, непосредственно занимающиеся обеспечением
безопасности участников процесса;
- органы, предпринимающие меры социальной поддержки.
Решение о необходимости назначения государственной защиты принимает
конкретное должностное лицо правоохранительного органа, на рассмотрении
которого находится заявление или в производстве которого находится уголовное
дело: судья, прокурор, следователь, начальник органа дознания.
В зависимости от места нахождения защищаемого лица и органа,
в производстве которого находится уголовное дело, определяются органы,
непосредственно осуществляющие обеспечение его безопасности.
Непосредственным обеспечением безопасности занимаются
правоохранительные органы. Закон содержит примерный перечень органов: ФСБ,
органы внутренних дел, таможенные органы, органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ. Основной критерий выбора
конкретного органа - дело должно находиться в его производстве. В производстве
следователей органов федеральной службы безопасности с учетом территориальной
подследственности находятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных
статьями 188 (частями второй - четвертой), 189, 205, 205.1, 208, 211, 275 -
281, 283, 284, 322 (частью второй), 322.1 (частью второй), 323 (частью второй),
355 и 359 УК РФ. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст.
275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении
которых обвиняются должностные лица органов федеральной службы безопасности,
Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации,
военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, лица гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, предварительное следствие производится также
следователями органов федеральной службы безопасности. Дознаватели пограничных
органов федеральной службы безопасности проводят дознание по уголовным делам о
преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся
незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными
органами федеральной службы безопасности), частью первой ст. 322 и частью
первой ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном частью первой ст.
188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами
федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской
Федерации).[3]
В производстве следователей органов внутренних дел
Российской Федерации находятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных
ст. ст. 111 (частями первой - третьей), 113, 114, 117 (частями второй и
третьей), 122 (частями третьей и четвертой), 123 (частью третьей), 124, 127.1,
127.2, 134, 135, 150 (частями второй и третьей), 151 (частями второй и
третьей), 158 (частями третьей и четвертой), 159 (частями второй - четвертой),
160 (частями второй - четвертой), 161 (частями второй и третьей), 162, 163
(частями второй и третьей), 164, 165 (частью третьей), 166 (частями второй -
четвертой), 167 (частью второй), 169, 171 (частью второй), 171.1 (частью
второй), 172 - 174, 174.1, 175 (частью третьей), 176, 178, 179, 180 (частью
третьей), 181 (частью второй), 183 - 187, 188 (частями второй - четвертой), 191
- 193, 195 - 199.2, 201, 202, 204 - 206, 208 - 210, 213 (частью второй), 215.2,
219 (частями второй и третьей), 220 (частями второй и третьей), 221 (частями
второй и третьей), 222 (частями второй и третьей), 223 (частями второй и
третьей), 225 - 227, 228 (частью второй), 228.1, 234 (частями второй и
третьей), 235, 236, 240 (частями второй и третьей), 241 (частями второй и
третьей), 242.1, 259, 260 (частями второй и третьей), 261 (частью второй), 264,
266 (частями второй и третьей), 267, 268 (частями второй и третьей), 272 - 274,
290 - 293, 304, 313 (частями второй и третьей), 322.1 (частью второй), 327
(частью второй), 327.1 (частью второй) и 330 (частью второй) УК РФ. Дознаватели
(следователи) органов внутренних дел Российской Федерации ведут дознание по
подавляющему большинству уголовных дел.
В производстве дознавателей таможенных органов Российской
Федерации находятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью
первой статьи 188 и ст. 194 УК РФ.
Следователями органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ расследуются уголовные дела о преступлениях,
предусмотренных ст. ст. 188 (частями второй - четвертой) (в части, касающейся
контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), 228 (частью второй),
228.1, 229, 230 (частями второй и третьей), 231 (частью второй), 232 (частью второй),
234 (частями второй и третьей) УК РФ. Дознаватели (следователи) органов по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ занимаются
уголовными делами о преступлениях, предусмотренных статьями 228 (частью
первой), 228.2, 230 (частью первой), 231 (частью первой), 232 (частью первой),
ст. 233, и ст. 234 (частями первой и четвертой) УК РФ.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями
158 (частями третьей и четвертой), 159 (частями второй - четвертой), 160
(частями второй - четвертой), 161 (частями второй и третьей), 162, 171 (частью
второй), 171.1 (частью второй), 172 - 174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190,
191 (частью второй), 192, 193, 195 - 197, 201, 202, 204, 206, 208 - 210, 222
(частями второй и третьей), 226 (частями второй - четвертой), 228 (частью
второй), 228.1, 272 - 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (частью второй) и 327.1
(частью второй) УК РФ, предварительное следствие может производиться также
следователями органа, выявившего эти преступления.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями
150, 285, 285.1, 285.2, 286, 290 - 293, 306 - 310, 311 (частью второй), 316 и
320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к
чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено
соответствующее уголовное дело.
Глава
2. Виды государственной защиты
2.1. Меры безопасности
Ст. 6 определяет
систему мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса. Все
меры обеспечения безопасности можно разделить на три группы:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача
специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице - могут применяться в
любой ситуации по уголовным делам любой категории преступлений;
2) переселение на другое место жительства; замена
документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы;
временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер
безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или
находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места
содержания под стражей или отбывания наказания в другое - могут применяться по
уголовным делам только категории тяжких и особо тяжких преступлений. Согласно
ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение
которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не
превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое
наказание.[4]
В отношении лица, содержащегося под стражей или в местах
отбывания наказания, могут применяться следующие меры обеспечения их
безопасности: направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза
насилия при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных
наказаний, в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том
числе находящиеся в других субъектах РФ; перевод защищаемого лица или лица, от
которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и
отбывания наказания в другое; раздельное содержание защищаемого лица и лица, от
которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или
меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ;
3) иные меры безопасности - могут применяться, если имеются:
- данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого
лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с
участием в уголовном судопроизводстве;
- письменное заявление защищаемого лица или его согласие,
выраженное в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - письменное
заявление его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных
представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей
или лиц, их заменяющих) или их согласие, выраженное в письменной форме.
В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы
совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с
ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение
мер безопасности.
Меры безопасности могут применяться как в отдельности друг
от друга, так и в комплексе из нескольких мер, естественно, с соблюдением
условий и оснований проведения каждой конкретной меры.
Более подробно вопросы конкретных мер обеспечения
безопасности рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям.
Обоснованным будет также использование зарубежного опыта в
плане выработки дополнительных методов защиты свидетелей и потерпевших. Так, в
Нью-Йорке имеется специальная телефонная линия связи для жертв преступлений.
Позвонив по телефону "горячей линии", лица, подвергшиеся нападению
преступников, могут выяснить, где отбывают наказание их обидчики, а также срок
их освобождения. Телефоном "горячей линии" могут пользоваться также
адвокаты и свидетели, участвовавшие в судебных процессах. Любой клиент этой
телефонной службы оповещения может зарегистрировать специальный пароль, и тогда
компьютерная система свяжется с ним по телефону через 10 минут после
освобождения заключенного из тюрьмы. Если абонент не ответит, компьютер будет
звонить ему каждые полчаса в течение суток. Создание столь специфической службы
связи вызвано, скорее всего, тем обстоятельством, что многие американцы
опасаются мести со стороны осужденных преступников[5].
Создание в России аналогичной систему способствовало бы повышению уровня
защищенности граждан.
В США при применении условного осуждения суд может поставить
условие проживания подсудимого в указанном месте или районе либо запретить
проживать в указанном месте или районе.При этом осуществляется контроль за
осужденным: ежемесячно проводится около 20 - 30 контактов с ним сотрудников
специальной службы.[6]
Во Франции при применении отсрочки исполнения наказания
судья, постановивший приговор, или судья по исполнению наказаний могут
возложить на осужденного обязанности "поселиться в определенном
месте" (п. 2 ст. 132-45 УК); "воздерживаться от появления во всех
специально указанных местах" (п. 9 ст. 132-45); "воздерживаться от
установления отношений с некоторыми лицами, в частности с потерпевшим от данного
деяния" (п. 13 ст. 132-45) . Данные
правоограничения применяются в том числе для защиты потерпевших и свидетелей от
посткриминального воздействия. Согласно ст. 434-38 УК Франции, появление
осужденного в запрещенном месте наказывается двумя годами тюремного заключения
или штрафом 200 тыс. франков. При осуждении за совершение "террористических
преступлений" срок дополнительного наказания в виде запрета проживать и
появляться в местах, определенных судом, может достигать 15 лет.[7]
Статья 48 Уголовного кодекса Испании закрепляет, что
наказание в виде "лишения права находиться или посещать определенные
местности запрещает осужденному возвращаться в местность, где он совершил
преступление или где проживает потерпевший либо его семья". Статья 57
испанского УК гласит, что при совершении насильственных и имущественных
преступлений, а также преступлений против общественного порядка суд в качестве
дополнительного наказания "может запретить виновному находиться или
посещать местность, где он совершил преступление или где проживает потерпевший
или его семья" на срок до 5 лет. В Испании запрет на нахождение в
определенных местностях может быть применен при отсрочке исполнения наказания в
виде лишения свободы (ст. 83 УК); при условно-досрочном освобождении (ст. ст.
90, 105 УК); при применении к лицу уголовного наказания, не связанного с
лишением свободы (ч. 3 ст. 95, ст. 105 УК)
В Германии в соответствии с § 68, 68(b), 68(с) УК к лицу,
осужденному на срок не менее шести месяцев за преступление, совершение которого
влечет возможность установления надзора, такой надзор может быть применен судом
на срок от двух до пяти лет и включать запрет "пребывать в определенных
местностях, где ему мог бы представиться повод или стимул к совершению новых
преступных деяний".
В Дании предусматривается установление судом при
условно-досрочном освобождении осужденного и при отсрочке исполнения приговора
"особых условий, касающихся его места жительства" и "общения с
определенными лицами" (§ 39 и § 57 УК Дании).
В Польше суд также при отсрочке исполнения приговора в
соответствии с п. 7 § 1 ст. 72 УК может обязать осужденного воздерживаться от
пребывания в "определенных" местах.
Следовало бы подобные ограничения закрепить и в
отечественном законодательстве. Это во многом увеличило бы эффективность
применения мер обеспечения безопасности защищаемого лица при посткриминальном воздействии.
В нормотворческой деятельности ООН также уделяется большое
внимание проблеме обеспечения безопасности жертв и свидетелей преступления.
VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) принял
правовой акт, получивший название "Руководящие принципы предупреждения
организованной преступности и борьбы с ней", в котором отмечалось, что в
ходе расследования и судебного разбирательства уголовного дела, а также в
деятельности правоохранительных органов все более важное значение приобретает
защита свидетелей от насилия и запугивания. В случае возникновения угрозы
противоправного давления необходимо сохранить конфиденциальность сведений о
личности свидетеля, предоставить охраняемое жилье, обеспечить личную охрану,
переселение и финансовую помощь (п. 11).
2.2.Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
Ст. 7 определяет порядок применения такой меры обеспечения
безопасности, как осуществление личной охраны, охраны жилища и имущества
защищаемого лица. В отношении конкретного порядка обеспечения личной охраны,
охраны жилища и имущества комментируемая статья содержит отсылку к
постановлению Правительства РФ, однако до настоящего момента соответствующее
постановление принято еще не было. При осуществлении данной меры выделяются
несколько сотрудников для обеспечения телесной неприкосновенности, пресечения
попыток преступников оказать воздействие на защищаемое лицо, повредить или
уничтожить его имущество. Число охранников определяется существующим уровнем
угрозы. Личная охрана может осуществляться круглосуточно или в определенное
время по месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха
защищаемых лиц, а также в иных местах их пребывания.
Охранники должны иметь хорошую психическую подготовку, знать
систему рукопашного боя, уметь обращаться с холодным и огнестрельным оружием. В
обязанности личной охраны входит также установление личности неизвестных, часто
появляющихся вблизи с местом нахождения защищаемого лица (в подъезде или около
дома, рядом с офисом), выявление наружного наблюдения за клиентом. Следует
также рекомендовать выделение хотя бы одного сотрудника для стороннего
наблюдения. Личная охрана может быть мягкой или жесткой. При осуществлении
мягкой охраны сотрудники не должны выделяться из окружения клиента, но в то же
время быть в любое время готовыми к пресечению нападения неожиданно для
нападающего. Жесткая охрана осуществляется демонстративно. Охранники должны
всячески подчеркивать свое присутствие и готовность к отражению агрессии. При
комбинированном способе кроме "показательных" охранников используются
замаскированные. Личная охрана будет одной из самых востребованных мер
обеспечения безопасности. По оценкам экспертов ВНИИ МВД России, в личной охране
нуждаются около пяти тысяч человек.
Тактически результативным способом защиты имущества граждан
является снабжение имущества радиомаячком, химическими ловушками. На него
наносится специальный, невидимый при естественном освещении, но люминесцирующий
в ультрафиолетовом свете краситель. Некоторыми авторами высказывались также
предложения о создании "ароматических ловушек", не воспринимаемых
обонянием человека, но обнаруживаемых инструментально или с помощью собаки[8].
Данное направление разработки криминалистических технических средств является
чрезвычайно перспективным. Использование ароматических ловушек при
расследовании преступления будет более эффективным по сравнению со стандартными
методами одорологии, поскольку не требует обнаружения на месте преступления
предметов со стойким запахом преступника, а сам преступник не будет подозревать
о наличии на нем запаховой "метки". Таким образом, при задержании
будет максимально использоваться эффект неожиданности.[9]
Под жилищем, согласно ч. 10 ст. 5 УПК РФ, понимается
индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями,
жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и
используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение
или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного
проживания. Закрепление в комментируемом Законе такой меры обеспечения
безопасности, как охрана жилища, является одним из законодательных положений,
способствующих реализации положений Международного пакта о гражданских и
политических правах о том, что никто не может подвергаться произвольному или
незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или
незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции
или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет
право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. В
Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008
годы" на осуществление личной охраны защищаемых лиц, охрану их жилища и
имущества запланировано выделение 253,09 млн. рублей на период 2006 - 2008
годов: из них 84,2 млн. руб. на 2006 год, 84,2 млн. руб. на 2007 год и 84,69
млн. рублей на 2008 год.
Согласно второй части комментируемой статьи за счет средств
органов, осуществляющих обеспечение безопасности защищаемого лица, в жилище
лица могут быть установлены технические средства наблюдения, а также охранная и
противопожарная сигнализации.
В качестве технических средств наблюдения обычно
устанавливаются скрытые или явно видимые видеокамеры. Цель установки первых -
зафиксировать проникновение на объект или покушение на имущество. Вторые же
предупреждают посягательство, показывая, что объект охраняем.
На оборудование жилища защищаемых лиц техническими
средствами наблюдения Государственной программой установлены затраты в размере
184,8 млн. руб. на три года в равных долях; на оборудование жилища охранной
сигнализацией - 18,46 млн. руб. (по 6,1 млн. руб. на 2006 - 2007 годы и 6,26
млн. руб. на 2008 год); на оборудование пожарной сигнализацией - 49,83 млн.
руб. (16,5 млн. руб. на 2006 - 2007 годы и 16,83 млн. руб. на 2008 г.).
2.3. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты,
связи и оповещения об опасности
Статья 8 рассматривает вопрос выдачи защищаемому лицу
специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Конкретные виды указанных средств, а также порядок их выдачи должны быть
определены нормативным актом Правительства РФ. Однако соответствующее
постановление еще не принято.
В строгом смысле этого понятия к средствам индивидуальной
защиты можно отнести только различного рода защитные средства (например,
скрытно носимые бронежилеты). Однако думается, что возможна выдача защищаемым
лицам шокового оружия, газового оружия, пневматического оружия, резиновых палок
и др. Следует отметить, что Закон Республики Башкортостан "О
государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих
уголовному судопроизводству", принятый Постановлением Верховного Совета
Республики Башкортостан от 14 октября 1994 года, предусматривал выдачу
защищаемым гражданам оружия. Модельный закон для государств - участников СНГ
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лицах,
содействующих уголовному судопроизводству" также говорил о выдаче
защищаемому лицу "служебного оружия, боевого ручного стрелкового
оружия". Однако федеральный законодатель отказался от такого пути,
учитывая то, что граждане, не умеющие обращаться с оружием, могут нанести им
себе и посторонним гражданам больше вреда, чем преступники противодействием
расследованию. Кроме того, находясь в стрессовой ситуации, граждане могут
неадекватно воспринять ситуацию и открыть огонь по невиновным лицам. Не
исключаются также незаконные умышленные действия защищаемых лиц и использование
предоставленного им оружия (особенно в состоянии алкогольного опьянения).
Следует учитывать также, что наличие оружия "расхолаживает" непрофессионалов,
снижает порог ощущения опасности, придает ощущение всемогущества, мешает
адекватной оценке своих сил.
В качестве средств связи могут выступать сотовые и
радиотелефоны, рации и др. Простейшим средством оповещения об опасности
является обычный свисток. К таким средствам можно отнести также различного рода
"тревожные кнопки".
На приобретение для защищаемых лиц специальных средств
индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности Государственной
программой предусмотрены затраты в размере 56,71 миллионов рублей (из них на
2006 год - 18,4 млн. руб.; 19,08 млн. руб. на 2007 год и 19,23 млн. руб. на
2008 год). Кроме этого Программа предусматривает выделение 0,5 миллионов рублей
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию
устройства постоянной готовности для активной обороны и подачи сигналов в
случае совершения насильственных действий в отношении защищаемых лиц, а также
создание иных новых, современных средств индивидуальной защиты с целью
предотвращения насильственных действий в отношении защищаемых лиц.
2.4. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
Статья 5 закрепляет меры сохранения конфиденциальности
сведений о защищаемом лице. В рамках данной меры может быть наложен запрет на
выдачу информации о защищаемом лице, реализовано использование вместо
действительных данных о личности псевдонима и вымышленного места жительства. В
первую очередь такой запрет распространяется на справочные службы: телефонные,
адресно-справочные бюро и т.д. Запрет распространяется как на государственные,
так и на иные информационно-справочные фонды (различного рода коммерческие
справочные). Выписка из постановления немедленно направляется для исполнения в
адресно-справочное бюро МВД, ГУВД, УВД, горрайорганы внутренних дел по месту
регистрации защищаемого лица, в горрайорганы по месту получения паспорта
защищаемым лицом, подразделения Государственной автомобильной инспекции.
На наш взгляд, мероприятия по обеспечению конфиденциальности
защищаемых лиц должны проводиться аналогично предусмотренным Временной
инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов (с изменениями от 6 декабря 1996
г., 12 августа 2004 г.).
При получении постановления органа, осуществляющего
безопасность, о мерах в виде обеспечения конфиденциальности сведений, по
указанию начальника адресно-справочного бюро МВД, ГУВД, УВД, адресные листки
прибытия на защищаемых лиц изымаются. В общей адресно-справочной картотеке на
этих лиц помещаются листки прибытия - заместители с указанием только фамилии,
имени, отчества, даты и места рождения и отметкой о том, что основные адресные
листки хранятся у начальника адресно-справочного бюро в установленном порядке.
Справки с информацией об адресах защищаемых лиц не выдаются.
При поступлении запросов от физических и юридических лиц (устных или
письменных) об адресах защищаемых лиц работники адресно-справочного бюро МВД,
ГУВД, УВД докладывают о них руководителю, который незамедлительно ставит об
этом в известность работников органа, обеспечивающего безопасность, и действует
по его указанию.[10]
Начальники паспортно-визовых служб горрайорганов внутренних
дел или должностные лица, их замещающие, при получении от органа,
осуществляющего безопасность, постановления о принятии мер в виде обеспечения
конфиденциальности сведений о защищаемых лицах производят изъятие, хранение
адресных листков, выдачу справок на охраняемых лиц в порядке, определенном п.
п. 4.4.2 - 4.4.4 указанной Временной инструкции, а также помещение этих листков
в общую адресно-справочную картотеку горрайорганов внутренних дел по истечении
сроков или после отмены мер безопасности.
При этом из общей картотеки изымается заявление по форме N 1
на получение паспорта охраняемым лицом и хранится у начальника
паспортно-визовой службы горрайоргана или должностного лица, его замещающего.
Вместо него в общую картотеку направляется бланк заявления по форме N 1 с
указанием только фамилии, имени, отчества, даты рождения со ссылкой на то, что
само заявление хранится у начальника паспортно-визовой службы горрайорганов
внутренних дел.
В целях сохранения информации о защищаемом лице в тайне
может быть проведена замена номерных знаков транспортных средств защищаемого
лица. Причем данное положение относится не только к транспортным средствам,
находящимся в собственности, но и к любым иным постоянно используемым
транспортным средствам (например, к служебному автомобилю или к автомашине,
используемой защищаемым лицом по генеральной доверенности, и др.). Защищаемому
лицу может быть изменен номер телефона (как домашнего, так и при необходимости
рабочего). При замене государственных регистрационных знаков транспортных
средств, регистрационных и водительских документов данные о них заносятся в
установленном порядке в соответствующие реестры.
На лицевой стороне карточки учета автомототранспорта
наносится оттиск штампа "Специальный учет", карточка помещается в
общую картотеку.
Предоставление информации, раскрывающей принадлежность
транспортного средства с замененными государственными регистрационными знаками
и документами, а также о получении (замене) защищаемыми лицами водительских
документов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных действующими
законодательными. При поступлении в подразделение ГИБДД письменного запроса он
в суточный срок направляется в соответствующее подразделение органа внутренних
дел, обеспечивающее защиту.
Следует отметить, что сложность, по сути, представляет не
само изъятие информации о лице из различных источников, но именно полнота
определения круга источников. Как отмечает Е. Королькова: "Это только в
голливудских фильмах можно просто стереть всю информацию о свидетеле из некой
единой базы данных. К сожалению, в жизни все намного сложнее. Таких электронных
баз, в которые неминуемо попадает информация о гражданах, существует несколько.
Это и ЦАБ, и база БТИ, и база налоговых органов, и учетные базы ГИБДД и так
далее. В ближайшем же обозримом будущем количество таких информационных фондов
будет только расти"[11].
Английское законодательство предусматривает более
последовательные меры сохранения конфиденциальности. Так, в Великобритании,
аналогично отечественному Уголовно-процессуальному кодексу имеется возможность
отказать в оглашении имени и адреса потерпевшего, выступающего в качестве
свидетеля в судебном заседании. Однако английский законодатель пошел дальше
отечественного. Потерпевшему может быть разрешено давать показания, находясь за
специальным экраном. Публикация имени, адреса, фотографии или иных деталей,
способных помочь идентифицировать жертву полового преступления, является
уголовно наказуемой. Прямая регламентация уголовной ответственности за
публикацию указанных сведений, даже когда никакого воздействия на жертву и не
оказывается, препятствует распространению нежелательной для жертвы информации.
Комитет Министров Совета Европы в приложении к Рекомендации
N Rec (2003)13 государствам-участникам о предоставлении через СМИ информации
относительно уголовных процессов (принята Комитетом министров 10 июля 2003 г.
на 848-м заседании заместителей министров) в качестве одного из основных
принципов такого предоставления указал защиту свидетелей: "Личность
свидетелей не должна раскрываться, кроме случаев, когда свидетель дал на то
свое предварительное согласие, идентификация свидетеля затрагивает общественные
интересы либо показания уже были даны на открытом заседании. Личность
свидетелей ни в коем случае не должна раскрываться, если это угрожает их жизни
или безопасности. Должное внимание следует уделять программам защиты
свидетелей, особенно в уголовных процессах против организованной преступности
или в отношении преступлений по отношению к членам семьи".
Принятая Государственная программа "Обеспечение
безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2006 - 2008 годы" на обеспечение конфиденциальности
сведений о защищаемых лицах, включая изменение номеров их телефонов и
государственных регистрационных знаков, используемых ими и принадлежащих им
транспортных средств, в целях исключения доступа обвиняемых и их заинтересованных
лиц к информации о защищаемых лицах, определяет затраты в размере 11,16
миллиона рублей (3,68 млн. руб. на 2006 год; 3,72 млн. руб. на 2007 год и 3,76
млн. руб. на 2008 год). На научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы по разработке и проведению мероприятий по защите документов, содержащих
сведения о защищаемых лицах запланированы расходы в размере 0,5 миллиона
рублей.[12]
Вторая часть комментируемой статьи закрепляет ситуацию,
когда конфиденциальные сведения о защищаемом лице все-таки могут быть
представлены по запросу, но только при наличии ряда условий:
- информация может быть представлена только по запросу
органов предварительного расследования, прокуратуры или суда;
- мотивированный запрос в письменном виде должен быть сделан
непосредственно в орган, принявший решение об осуществлении мер государственной
защиты;
- информация предоставляется в исключительных случаях,
связанных с участием защищаемого лица в ином уголовном или гражданском деле,
как правило, когда необходимо личное участие защищаемого лица в процессе или
хотя бы его надлежащее уведомление.
2.5. Переселение на другое место жительства, замена документов,
изменение внешности защищаемого лица
Первая часть статьи закрепляет возможность переселения
защищаемого лица на иное постоянное или временное место жительства. Закон не
указывает, должно ли это место жительства находиться в пределах того же
населенного пункта или возможно переселение в другой населенный пункт.
Думается, подобный вопрос в каждом конкретном случае должен решаться
индивидуально с учетом мнения защищаемого лица. Кроме того, поскольку
комментируемый Закон требует не ущемлять жилищных и иных прав граждан, то
получаемое в рамках Программы защиты жилье должно быть равноценно ранее
занимаемому. Скорее всего, законодатель имел в виду не материальную стоимость
жилья (стоимость квартир в той же Москве или Санкт-Петербурге практически
несопоставима со стоимостью жилья в других городах России), а уровень
благоустроенности жилья.
При необходимости переселения на другое, временное или
постоянное место жительства защищаемого лица в зависимости от конкретной
ситуации начальник органа внутренних дел обращается в установленном порядке в
органы государственной власти или местного самоуправления, а также использует
возможности бюро по обмену жилой площади и иных организаций, занятых этой
деятельностью, для подбора требуемых вариантов.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место,
где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Более подробную
трактовку места жительства содержит Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями от
2 ноября 2004 г.). Согласно данному нормативному акту, место жительства - жилой
дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие,
гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких
престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое
помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в
качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на
иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Переезд на другое место жительства обычно представляет собой
достаточно трудоемкое и затратное мероприятие, кроме того, необходимы
определенные средства для обустройства на новом месте. Переселение на другое
место обычно связано с тем, что преступникам известно (или может стать известно)
прежнее место жительства, однако при этом (особенно если происходит переселение
в другой населенный пункт) неизбежно возникает вопрос с трудоустройством на
новом месте, поэтому органы, осуществляющие государственную защиту, должны
оказать содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного
прежнему, гарантировать трудоустройство. И само предоставление жилья и иные
указанные выше вопросы должны решаться за счет средств федерального бюджета.
В целях предусмотренного ч. 3 ст. 4 комментируемого Закона
обеспечения жилищных и трудовых прав защищаемых лиц за данными лицами
сохраняются права на прежнее место жительства и работы на период применения
указанной меры обеспечения безопасности.
В рамках мер обеспечения безопасности Государственная
программа разграничивает расходы, связанные с переселением защищаемых лиц на
другое постоянное место жительства (с ежегодным определением Минэкономразвития
России объемов финансирования по представлению федеральных органов
исполнительной власти - участников Программы. При этом общий объем средств не
должен превышать 50 млн. рублей в год), и переселение на другое временное место
жительства (в данном случае объем финансирования определен предельно точно -
169,49 млн. рублей на весь период действия Программы, из них: 55,11 млн. руб.
на 2006 год, 56,3 млн. руб. на 2007 год и 58,08 млн. руб. на 2008 год). Кроме
того, в случае предоставления временного места жительства Программой в рамках
общих затрат конкретно определены и специальные: расходы, связанные с переездом
защищаемых лиц к временному месту жительства (15,41 млн. руб. - общая сумма, из
которой 5,01 млн. руб. определены на 2006 год, 5,12 млн. руб. - на 2007 год и
5,28 млн. руб. на 2008 год) и временным проживанием защищаемых лиц (154,08
миллиона рублей на период действия Программы): 50,1 млн. руб. на 2006 г., 51,18
млн. руб. на 2007 г. и 52,8 млн. руб. на 2008 г.). Однако эти цифры
относительно обоснованны только в случае, если имеется готовое жилье, в которое
временно переселяется защищаемое лицо.
Заключение
В данной работе автором была рассмотрена история появления
института государственной защиты участников уголовного судопроизводства в
России, определена нормативная база, ставшая его основой еще в советский период
и эпоху реформ. Решая следующую поставленную задачу, автором был произведен
анализ действующего законодательства, регулирующего данный институт. В
честности, особое внимание было уделено положениям Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственной защите потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
Как в УПК РФ так и в Законе предусмотрены меры безопасности,
принимаемые судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем в
пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему,
свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким
родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением
насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными
деяниями (ч. 3 ст. 11). Указанные меры безопасности - не только один из
способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите
прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного
осуществления самого уголовного судопроизводства.
Однако, действующее законодательство не лишено и
недостатков, справедливо отмечаемых в научной литературе. Перечислим главные из
них: анализ норм УПК РФ и изучение практики позволяют сделать вывод, что
использование псевдонима в целях сохранения в тайне данных о личности
потерпевшего (свидетеля либо иного участника процесса) не имеет надлежащих
гарантий на судебных стадиях процесса; во многих странах задачу государственной
защиты лиц, содействующих правосудию, успешно осуществляют специальные
государственные органы (подразделения), создание соответствующего специального
органа целесообразно и в России; соответствующие изменения в пенсионное,
трудовое, жилищное законодательство не внесены, что осложняет применение таких
мер безопасности, как замена документов, изменение места работы, переселение в
другое место.
Очевидно, законодательство надо дополнить следующими
нормами: 1) личность потерпевшего и свидетеля не раскрывается без их согласия;
2) при выводе суда о необходимости раскрытия подлинных сведений о защищаемом,
но при несогласии с этим последнего раскрытие не производится, показания же
защищаемого лица суд исключает из исследуемого перечня доказательств (при этом,
поскольку исключение не связано с каким-либо нарушением Закона, не могут
подвергаться сомнению законность решений об обыске, избрании меры пресечения и
другие решения, которые были приняты на основании либо с учетом показаний
псевдонимов, допустимость других доказательств, полученных благодаря их
показаниям; исключение показаний псевдонимов из совокупности доказательств,
исследуемых в рамках судебного следствия, может повлиять лишь на решения,
которые суд принимает в ходе следствия и завершая производство в суде первой
инстанции).
Итак, изучив данную тему, автор приходит к выводу, что в
российском законодательстве создан институт государственной защиты участников
уголовного судопроизводства. Он еще далек от совершенства, но несомненно одно:
эти нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной
обязанности правового государства - признавать, соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ",
26.01.2009, N 4, ст. 445.
Уголовно-процессуальный
Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) - М.:
Издательство «Омега-Л», 2009. - 207 с.
Уголовный
Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.11.2009) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Федеральный
закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственной
защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства" // "Парламентская газета", N 155-156, 25.08.2004.
Федеральный
закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной
деятельности" // Российская
газета, N 160, 18.08.1995.
Федеральный
закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Российская
газета", N 82, 26.04.1995.
Указ
Президента РФ от 06.03.1997 №188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении Перечня
сведений конфиденциального характера» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
Постановление
ВС РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.1991 № 1801-1 // ВВС
РСФСР, 1991, № 44, ст. 1435.
Постановление
Правительства РФ от 02.10.2009 №792 «Об утверждении государственной программы
«Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2009-2013 годы» // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс».
Постановление
Правительства РФ от 10.04.2006 г. № 200 «Об утверждении Государственной
программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 664 (в ред. от
19.11.2008) «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим,
свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в
установленном порядке принято решение об осуществлении государственной
защиты»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Постановлением
Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 134 «Об утверждении правил защиты сведений
об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
- 1997. - № 2.
Специальная литература:
Антошина
А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление
правового института // Российская юстиция. - 2002. - № 8.
Белявский
А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. - М., 1971.
Брусницин
Л.В. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы
развития УПК // Российская юстиция. - 2003. - № 5.
Зайцев
О.А. Теория и практика участия свидетеля в уголовном процессе. Дис. ... канд.
юрид. наук. - М., 2001
Минеева
Г.П. Уголовно-правовая охрана свидетеля и потерпевшего. Дис. ... канд. юрид.
наук. - М., 2011.
Петуховский
А.А. Уголовно-процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетелей,
потерпевших и других граждан, содействующих уголовному судопроизводству //
Актуальные проблемы расследования преступлений. - М., 2009.
Прокопьева
С.И., Барановский В.М. Процессуальная безопасность свидетелей и потерпевших как
средство обеспечения достоверности их показаний // Уголовное и
уголовно-процессуальное законодательство. Проблемы эффективности и практика
применения: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.Г. Миненок. - Калининград: Калининградский
университет, 2012.
Томин
В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с
преступностью. - Омск, 1975.
Фельдблюм
В.С. Уголовная ответственность за заведомо ложное показания: Дис. ... канд.
юрид. наук. - М., 1972.
Чекулаев
Д. Применение мер безопасности в отношении потерпевших и других участников
процесса // Законность. - 2009. - № 5.
Юнусов
А.А. Защита интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Правовые
средства и методы защиты законопослушного гражданина: Вестник ННГУ. -
Н.Новгород, 2010.
[1] Прокопьева С.И.,
Барановский В.М. Процессуальная безопасность свидетелей и потерпевших как
средство обеспечения достоверности их показаний // Уголовное и
уголовно-процессуальное законодательство. Проблемы эффективности и практика
применения: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.Г. Миненок. - Калининград:
Калининградский университет, 2008. С.89
[2] Минеева Г.П.
Уголовно-правовая охрана свидетеля и потерпевшего. Дис. ... канд. юрид. наук. -
М., 2001. С. 189-196
[3] Петуховский А.А.
Уголовно-процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетелей,
потерпевших и других граждан, содействующих уголовному судопроизводству //
Актуальные проблемы расследования преступлений. - М., 2005. С. 135-137
[4] Юнусов А.А. Защита
интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Правовые средства и
методы защиты законопослушного гражданина: Вестник ННГУ. - Н.Новгород, 2010. С.
125-128
[5] По сообщению агентства
"Рейтер" // Известия. 1997. 24 октября.
[6] Смирнов М.П.
Оперативно-розыскная деятельность полиции зарубежных стран. М., 2001. С. 156.
[7] Меньших А.А.
Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции: гарантия государственной
защиты прав личности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 116.
[8] См.: Сегай М.Я.
Методология судебной идентификации. Киев, 1970. С. 201.
[9] Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.,
2002. С. 52 - 53; Леви А.А. К вопросу об обязанностях и правах свидетеля в
уголовном процессе // Правоведение. 2000. N 1. С. 152; Кожевников К., Кулешов
Ю. Ответственность за уклонение или отказ от дачи показаний // Законность.
2006. N 3.
[10] Караев Д.Б. Актуальные проблемы обеспечения прав и законных интересов
свидетеля в уголовном судопроизводстве // История государства и права, 2008, N
21.
[11] Е.
Королькова. Кто защитит... правосудие // Щит и меч. N 16/1032.
[12] Антонов И.А., Гурбанов А.Г., Шахматов А.В. Правовые основы обеспечения
безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и
расследование преступлений // Российский следователь, 2008, N 17.