Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Законы и загадки зрительного восприятия человека

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Законы и загадки зрительного восприятия человека
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    01.07.2014 16:53:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление  
    Введение. 3
    Глава 1. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 4
    1.1 Зрительные ощущения. 4
    1.2. Смешение цветов. 6
    Глава 2. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 7
    2.1. Психофизиологические закономерности. 7
    2.2. Теория цветоощущения. 11
    2.3. Психофизическое действие цветов. 13
    2.4. Восприятие цвета. 15
    Заключение. 16
    Библиографический список. 17
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
    Зрительные  ощущения играют огромную роль в процессе  познания человеком окружающего  мира. Именно с их помощью человек получает наиболее точные и достоверные сведения.  Благодаря зрению имеется возможность наиболее совершенно и реально воспринимать окружающие  предметы.
    Именно зрительное ощущение, которое появляется вследствие того, что происходит воздействие света на человеческий глаз, обладает каким - либо цветовым качеством. Хотя зачастую мы  воспринимаем не сам цвет в общем, а цвет каких-либо  предметов. Эти предметы располагаются на каком-то расстоянии от нас и для них характерна какая-либо  форма и величина. С помощью зрениявозможно  отразить  все эти многочисленные свойства, присущие объективной действительности. Необходимо учитывать, что процесс отражения  предметов, относительно присущих им свойств имеет отношение уже  к области восприятия, которое частично базируется на специфических зрительных ощущениях.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Законы и загадки зрительного восприятия человека   1.1 Зрительные ощущения  
    Все те цвета, которые воспринимаются человеческим глазом,принято разделять на две основные группы:
    - ахроматические цвета,
    - хроматические цвета.
    К первой группе традиционно относят белый и черный цвета,а так же все те оттенки серого цвета, которые находятся между ними, разнятся они лишь по показателю  светлоты. Все же оставшиеся цвета относятсяко второй группе.Их отличительными показателями выступают  цветовой тон, светлота и насыщенность цвета.
    К примеру, цветовой тон являет собой такое специфическое качество, благодаря которому можно отличить один цвет от другого, при условии, что они имеют одинаковую  светлоту и насыщенность. Цветовой тон определяется  длиной той световой волны, которая оказывает воздействие на глаз человека.
    Под светлотойнеобходимо понимать степень, в которойкакой-либо цветотличается от черного цвета.Самая малая светлота присуща, разумеется, черному цвету, а наибольшая, соответственно, - белому. Показатель светлоты напрямую зависит от коэффициента отражения. Данный коэффициент равен единице,из которой вычитается коэффициент поглощения.
    Такой показатель, как яркость цвета, определяется в первую очередь энергией световой волны, или же амплитудой ее колебаний. Для определения яркостинеобходимо освещенность умножить на коэффициент отражения.
    Под насыщенность цвета следует понимать степень, в которой этот цвет отличается от серого цвета, который является аналогичным  с ним по светлоте. Насыщенность цвета определяется формой световой волны.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1.2. Смешение цветов  
    На основе анализа  информации, которая содержится в трудахИ. Ньютона Г. Грассмана,удалось сформулировать основные законы смешения цветов. В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть каждый из них.
    Суть первого закона состоит в том, что каждому хроматическому цветуприсущ другой цвет для  смешения, а в результате получается ахроматический цвет. Эти пары цветов носят название дополнительные. К дополнительным цветам относят: красный и голубо-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и индиго-синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный.
    Главной мыслью второго закона служит то, что в итоге смешивания двух цветов, которые находятся в непосредственной близости  друг от друга, получается любой цвет, который расположен в спектре между  двумя цветами.
    Третий закон гласит, что две пары цветов, которые выглядят одинаково,в результате их смешивания образуют цвет, который будет одинаково выглядеть.
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. Законы и загадки зрительного восприятия человека   2.1. Психофизиологические закономерности  
    Именно зрительные ощущениячеловека наиболее четко отражают основные психофизио­логические закономерности рецепторной деятельности.Сюда относят адаптацию, контрастность, последействие и взаимодействие.
    Суть адаптации глаза состоит в способности приспосабливаться к воздействию, которое на него оказывают световые раздражители. Принято различать три вида  адаптации:
    -темновуюадаптацию, то есть адаптацию глаза к темноте,
    -световую адаптацию, то есть адаптацию глаза к свету,
    -цветовую адаптацию, которая являет собой адаптацию к цвету.
    Следствием появления темновой адаптации является тот факт, что в темноте повышается концентрация зрительного пурпура. А это приводит к тому, что  повышается чувствительность глаза к световым раздражениям. С помощью темновой адаптации чувствительность человеческого глаза может повысить в 200 000 раз. Само увеличение чувствительности глаза длится в течение 24 часов нахождения в темноте, но устанавливаетсятемновая адаптация уже после 60 — 80 минут нахождения в ней.
    После того, как человек долгое время пробыл в темноте и снова оказался на свету, яркий свет сначала начинает слепить глаз, и человек плохо различает те предметы, которые его окружают. Но в течение какого-то промежутка времени, когда глаза адаптировались к свету, он уже видит нормально. Суть световой адаптациисостоит в уменьшении чувствительности глаза под влиянием света.
    Под цветовой адаптацией, или цветовым приспособлением, нужно понимать понижение чувствительности глаза к какому-либо цветному раздражителю в результате продолжительности его действия.
     Из-за того, что адаптации отдельных участков сетчатки оболочки глаза разная, происходит такое  явление как последовательный контраст.
    Под явлением последовательного контраста следует понимать временные изменения при цветовом ощущении, появляющиеся в результате предварительного действия на какие-либо участки глаза световых раздражителей. Последовательный контраст бывает световым.
    Отличаются контрастные цвета от дополнительных, как правило, тем, что  дополнительные цвета являются взаимными. Отсюда следует, что если «а» является дополнительным к цвету «6», соответственно и  цвет «б» играет роль дополнительного к  цвету «а».
    Вследствие взаимного влияния цветов друг на друга, каждое поле оказывает одновременное влияние на другое, а так же само подвергается влиянию данного соседнего поля.
    Так же, как и  последовательный контраст, одновременный контраст имеет свойство являться световым и цветовым. К примеру, серые квадраты, расположенные  на белом фоне выглядят гораздо темнее тех же квадратов, но расположенных  на черном фоне. А на красном фоне серый квадрат будет  казаться зелено-голубым, хотя  на синем фоне тот же серый квадрат уже будет восприниматься как оранжевый.
     
     
     
    С помощью проведенных исследованийбыло доказано, что объяснение одновременного контрасталежит в сути явлений авто-контраста или авто-индукции. Суть данного явлениясостоит в том, что в процессе возбуждения сетчатки глаза светом, в одно время с прямым процессом, который оказывает стимулирующеедействие на ощущение этого цвета.Появляется «обратный» процесс, которым  стимулируется ощущение цвета, который контрастенданному.То есть на каждый цвет накладывается цвет, который является контрастным к нему. А значит, аналогично  выглядящие цвета имеют возможность  вызывать контрастный цвет, который имеет любой тон спектра.
    Исходя из этого, можно говорить о том, что те цвета, которые выглядят одинаково, освещенные разными  источниками света, вызывают разно выглядящие контрастные цвета, что объясняется главным образом, не воспринимаемым цветом поверхности, а тем цветным светом, который освещает эту поверхность.
    Следовательно, человеческий глаз выступает в роли анализатора, который дифференцирует свет, падающий на какую-либо поверхность, а так же и тот свет, который отражаетсяэтой поверхностью. А это значит, что одновременный контраст появляетсяблагодаря индукции от света.
    Похожие явлениямогут появляться  при восприятии природы в естественных условиях. К примеру, отражение цветного света от зеленых листьев и от цветной поверхности может вызывать резко выраженные контрастные цвета, являющиеся более сильными, чем контрасты от окрашенных поверхностей.
    На изменение самого цвета оказывает влияние не только контрастное воздействие другого цвета, но так же множество других факторов. Цвета могут менять свой цветной тон, а так же светлоту и яркость на расстоянии в связи с величиной угла, под которым происходит восприятиеэтой цветовой поверхности.
    Еще великие живописцы, которые жили около тысячи лет назад, в процессе создания своих шедевров, на уровне интуиции  учитывали то, как могут изменяться цвета на расстоянии, благодаря чему добивались потрясающих эффектов. К примеру, базовый  желто-зеленый тон, используемый в большинстве византийских мозаик, которые были выполнены более тысячи лет назад, если их  рассматриватьс близкого расстояния, будет восприниматься условно. Мастерами Средней Азии в в IV в. н. э были созданы изумительные  цветные орнаменты, которые совсем не изменяют свой цвет на расстоянии. Подобные эффекты при создании своих произведений использовал великий художник X. Рембрандт.
    Именно раскрытие тех закономерностей, вследствие которых происходит изменение цветовых систем на расстоянии,играеточень большое значение в области монументальной живописи, которая в условиях архитектурных сооружений  крупных масштабов должна  рассчитываться, опираясь на восприятие цвета на больших расстояниях.
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.2. Теория цветоощущения  
    С целью объяснения цветового зрения, природа которого является слабо изученной, применяется несколько теорий. Главными здесь выступаютдве теории:
    -теория Юнга—Гельмгольца,
    -теория Э. Геринга.
    Суть теории Юнга—Гельмгольца состоит в том, что зрительное ощущение появляется в связи с существованием некоторого фотохимического процесса, который выражается в распаде трех гипотетических светочувствительных веществ, обладающих своим особым спектром поглощения. В процессе распада молекул высвобождаются ионы, стимулирующие при определенных условиях нервное возбуждение.
    По мнению Гельмгольца в зрительном аппарате присутствует три типаразличных нервных волокон. Именно из-за отдельного возбуждения данных волокон возникают ощущения максимально насыщенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Зачастую свет оказывает воздействие не на одно, а сразу на три нервных волокна. Различие нервных волокон определяется различием в мозговых центрах и различием в воспринимающих аппаратах.
    Э. Герингом же была  создана иная   теория  цветоощущения. По его мнению, в человеческом глазу есть три цвето-чувствительных вещества — бело-черное, красно-зеленое и желто-синее. Процесс диссоциацииэтих веществ приводит к появлению ощущений белого, красного и желтого, ассимиляция же их приводит к возникновению ощущения черного, зеленого и синего.
    Существует так же менее известная теория X. Лэдд-Франклина. В соответствии с ней, на первой стадии филогенетического развития зрение являлось  ахроматическим, а после случилась дифференциация, вследствие чего зрение стало дихроматическим, другими словами, человеческий глаз стал различать синие и желтые цвета. Последняя, третья, стадия развития характеризуется  тем, что дихроматическое зрение стало трихроматическим, другими словами,  глаз человека  теперь смог  различать вместо желтого два цвета — красный и зеленый. С точки зрения данной теории, явление цвето-слепоты является не чем иным, как  возвратом ко второй стадии развития глаза, в которой орган зрения являлся дихроматическим.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.3. Психофизическое действие цветов  
    Каждый цвет может оказывать на человека определенное воздействие.Такое действие цветов определяется, во-первых, непосредственным физиологическое влияние, оказываемое ими на человеческий организм, а во-вторыхтеми ассоциациями, которые могут вызываться цветами основываясь на предыдущем  опыте. Так одни цвета могут возбуждать, а другие, наоборот, успокаивать нервную систему.
    Великим  И.В. Гёте в свое время было замечено, какое  действие оказывают различные цвета на настроение человека.С учетом этого он делил цвета следующим образом:
    - возбуждающие, оживляющие, бодрящие,
    -цвета, вызывающие печально-беспокойное настроение.
    В первую группу им были отнесены красно-желтые, а ко второй  сине-фиолетовые. Между ними же,по его мнению, должен располагаться зеленый цвет, способствующий, состоянию спокойной умиротворенности.
    Цвета оказываютособое физиологическое воздействие на организм человека. По мнению французского невропатолога Ч. Фере, показания динамометра, который с помощью сжатия руки определяет мускульную силу, могут меняться в зависимости от условий освещения. Кратковременная работа способствует  увеличению производительности труда именно  красном цвете, при синем же цвете она уменьшается; а вот при длительной работе производительность труда может быть значительно увеличена, благодаря воздействию на глаз  зеленого цвета и снижена  при синем и фиолетовом.
    Для любого цвета характернакакая-либо  выразительность. Выразительность цвета не является результатом ассоциации и переносомсимволики цвета, это то качество, которое принадлежит непосредственно самому цвету. Выразительность в большей степени определяетсяустановками испытуемых.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.4. Восприятие цвета  
    Ощущение цвета не может быть рассмотрено отдельно от восприятия цвета. Как правило, человек воспринимает не цвет сам цвет в общем, но цвет каких-либо предметов. Данные предметы располагаются  от нас на конкретном расстоянии, в  какой-либо воздушной среде и могут быть освещены прямыми или непрямыми лучами белого или же цветного света. Помимо  цветов поверхности предметов человеком так же происходит восприятие среды, посредством которойвозможно видеть данные предметы.Это, к примеру, туман или дым, который может окутать видимые человеком предметы.
    Сами предметы так же могут являться  полупрозрачными или же «мутными». Тогда они могут быть освещены светом, как тем, который падает на их поверхность, а так же и тем,который проходит через них. В том случае,когда цвет не является локализованным, он видится как цвет пространства.
    Тому цвету, который  человек видит, как цвет какого-либо  определенного предмета, присущи  специфические свойства. Важнейшими свойствами здесь выступают его относительная константность в изменяющихся условиях освещения.
    Если освещение является одинаковым, то изменения, касательно светлоты поверхности совпадают с изменениями в яркости света. Но явлением константности освещения может быть вызвана лишь тенденция к нивелировке освещенности. Хотя, несмотря на существование константности освещения, различие в восприятии освещенности есть в наличии и проблему восприятия светлоты не объяснитьлишь константностью освещенности.
     
     
    Заключение  
    Рассмотрев всю представленную выше информацию,  можно говорить о том, что зрительное восприятие представляет собой общность процессов создания видимого образа окружающей действительности. На первичных стадиях филогенетического развития зрительное восприятие дает возможность получать информациюотносительно пространственного положения и движения объектов. Позже к данным сведениям прибавляется информация о форме объектов. У человека, как и у высших млекопитающих, именно зрительное восприятие играет в системе прочих перцептивных процессов важнейшую роль. Вместе с задачей отражения предметов и их свойств им так же выполняетсяважнейшая про-приоцептивная функция, принимая участие в восприятии и регуляции движений наблюдателя.
    На основе современных данных, можно говорить о том, что именно зрение является основой для множества разнообразных процессов, которые направлены на отражение цветовых, пространственных, динамических, а так же фигуративных характеристик, расположенных в зрительном поле объектов.
     
     
     
     
     
     
     
    Библиографический список  
    1.Анатолий Маклаков: Общая психология: учебник для вузов, Издательство: Питер, 2013 г
    2.Гуревич П.С., Психология. Учебник для бакалавров, Издатель –Юрайт, Год: 2013
    3.Климов Е.А. Общая психология. М.: Озон, 2002
    4.Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. М.: Олма-Пресс, 2001
    5.Психология.  Под ред. Дружинина В.Н., Учебник для гуманитарных вузов,2-е изд. - СПб.: 2009
    6.Психология Учебник для вузов, Л. Д. Столяренко, Издательство Питер, 2012
    7.Пидкасистый П.И., Психология и педагогика. Учебник для вузов. Гриф УМО,  Издатель –Юрайт, Год: 2011
    8.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. Гриф МО РФ, Издатель – Питер, Год: 2013
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Законы и загадки зрительного восприятия человека ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.