Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ПРЯМОЙ ЭФИР НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.. 5
1.1. Понятие прямого эфира. Его преимущества. 5
1.2 Сущностные
характеристики прямого эфира. 7
ГЛАВА II. ПРЯМОЙ ТЕЛЕЭФИР В КОНТЕКСТЕ РЕКЛАМНОЙ И PR
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
2.1 Негативные
эффекты прямого эфира на телевидении. 8
2.2 Плюсы
прямого эфира на телевидении. 13
ГЛАВА
III. КОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПРЯМОМ
ТЕЛЕЭФИРЕ. 15
3.1 Стратегия
поведения участников прямого эфира на телевидении: ведущий vs интервью.. 15
3.2 Способы
нейтрализации угроз имиджу в прямом телеэфире. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Такое явление, как прямой эфир сегодня
знакомо каждому зрителю и слушателю. Можно считать, что он появился вместе с
передачей первого радиосигнала и изобретением радио в начале 90-х годов 19
века. И радио и телевидение изначально рождались как часть жизни, элемент
реального времени и пространства, и только потом приобрели функции копирования
и передачи событий в записи. Примерно до 70-х годов 20 века почти все программы
шли вживую. Это происходило по той причине, что на телестудиях недоставало
техники. Однако, усиление цензуры заставило советское начальство поторопиться с
приобретением оборудования.
Какое же место прямой эфир занимает на
телевидении сегодня? Если еще в начале 90-х годов он был воплощением принципов
гласности и отмены цензуры, то сегодня прямой эфир используется нечасто, лишь в
случаях необходимости. Некоторые считают его лишь палочкой-выручалочкой для
малобюджетных каналов, ведь затраты на создание "живых" программ -
значительно меньше. В то же время, прямой эфир является одним из наиболее
востребованных зрительской аудиторией и профессиональной практикой способов
телевизионного журналистского творчества.
С одной стороны, программы, посвященные
актуальным социальным и политическим проблемам, выходящие в прямом эфире,
являются мощным рычагом воздействия на власть и общество. С другой – прямой
эфир чересчур непредсказуем для обсуждения слишком острых тем.
В вопросах прямого эфира очень много
противоречий, которые требуют их изучения.
Данная работа является попыткой дать
объективную картину технологии журналистского творчества в области прямого
телевизионного вещания, выяснить его характер и специфику.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования является проблема использования прямого эфира для
трансляции передач во всех российских электронных СМИ. Объект исследования –
программы выходящие в прямом эфире в российских электронных СМИ.
Цель
исследования. Выявить проблемы и преимущества прямого эфира,
определить особенности его проведения.
Задачи исследования:
1. Выявить понятие прямого эфира.
2. Раскрыть преимущества прямого эфира.
3. Понять причины, по которым на российском
телевидении не востребованы программы в прямом эфире.
4. Определить проблемы в проведении прямого
эфира.
5. Дать представление о поведении
журналиста, работающего в прямом эфире.
Новизна
работы заключается в том, что тема является малоисследованной. На
сегодняшний день издано не так много литературы, посвященной прямому
телевизионному вещанию.
Практическая
целесообразность.
Данная работа может быть полезна
практикующим журналистам, использоваться для подготовки элективных курсов по
проведению прямых эфиров.
Курсовая работа состоит из двух глав,
введения, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ПРЯМОЙ ЭФИР НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Понятие
прямого эфира. Его преимущества.
Прямой эфир - это процесс передачи
информации в реальном времени, трансляция телевизионного или радиосигнала с
места проведения записи в эфир[1].
Особенностью прямого эфира является тот факт, что получаемые данные невозможно
редактировать. Эта особенность делает возможным трансляцию каких-либо
непредвиденных событий, что может выступать как плюсом, так и минусом прямого
эфира.
Сегодня этот метод передачи информации используется
повсеместно во всех видах электронных СМИ. Большинство радийных программ
выходят в прямом эфире. Это различные развлекательные передачи, интервью,
викторины, в которых может принять участие любой слушатель.
На телевидении в прямом эфире сегодня
выходит не так много программ. Чаще всего это новостные сюжеты в жанре прямого
отчета, прямые трансляции футбольных матчей, спортивных соревнований,
музыкальных конкурсов, важных политических событий. Среди передач, выходящих в
прямом эфире на российском телевидении в последние годы, можно выделить такие,
как «Однако» с Михаилов Леонтьевым, «Времена» с Владимиром Познером, «Зеркало»
с Николаем Сванидзе «Вести недели» с Сергеем Брилевым и другие[2].
На региональном телевидении в прямом эфире
сегодня выходит программа «Губернаторский час». Во время программы губернатор
Забайкальского края отвечает на вопросы забайкальцев, которые были заданы по
телефону, или в письменной форме. Главной функцией прямого эфира здесь является
обеспечение двусторонней связи с аудиторией.
Сегодня из всех видов электронных СМИ
первым по частотности использования прямых трансляций является Интернет. Любой
пользователь знает, что для того, чтобы посмотреть в прямом эфире какую-либо
церемонию достаточно знать время, в которое она проходит, и иметь доступ к
всемирной паутине. Если телевизионная сетка не может уместить в себя показ всех
значимых запланированных событий, то для Интернета это не представляет
сложности. Он дает возможность зрителю не просто следить за происходящим в
режиме реального времени, но и выражать свое мнение по поводу увиденного и
обмениваться впечатлениями с другими пользователями.
1.2 Сущностные характеристики прямого эфира
Среди всех положительных черт прямого
эфира, в первую очередь нужно выделить оперативность. Аудитория получает самую
свежую информацию «из первых рук». Это подогревает интерес зрителя и вызывает у
него желание узнать о случившемся первым.
Второй положительной чертой прямого эфира
является достоверность. При прямой трансляции, зритель имеет возможность «вживую»
наблюдать за разворачивающимися событиями. Все происходит в режиме реального
времени и зритель сам становится очевидцем события. Возникает некий эффект
присутствия, который порождает ощущение достоверности. Именно поэтому прямой
эфир всегда пользуется большой популярностью у аудитории. Это повышает
конкурентоспособность канала-вещателя по отношению к остальному рынку СМИ.
Эффект достоверности передаваемой информации, ее эксклюзивность являются
непременными параметрами, характеризующими материалы прямого эфира.
В-третьих, прямой эфир обеспечивает
двухсторонний характер современной коммуникации, используя для этого
возможности интерактивного вещания, которое сегодня широко используется в
Интернете[3].
Зритель может открыто высказывать свою точку зрения на происходящие события. На
телевидении и радио эта черта воплощается с помощью телефонных звонков в
студию. Ярким примером двусторонней связи на телевидении в прямом эфире может служить
ежегодная прямая линия с Президентом Российской Федерации.
Как уже было замечено, преимуществом
прямого эфира является возможность показа непредвиденной ситуации. Иногда
зритель становится свидетелем такого поворота событий, который никогда не пустили
бы в эфир в записи. При этом большую роль играет профессиональность журналиста,
его способность вовремя заметить происходящее и акцентировать на этом внимание
зрителя. Для журналиста умелое использование этих особенностей прямого эфира в
политических целях, может способствовать достижению самых серьезных
результатов.
Обобщив все вышесказанное, можно выделить
основные преимущества прямого эфира:
- Оперативность;
- Достоверность;
- Двусторонняя связь с аудиторией;
- Фиксация важных, но непредвиденных
событий.
Разумеется, преимуществ у прямого эфира
намного больше. Здесь представлены лишь самые важные из них.
ГЛАВА II. ПРЯМОЙ
ТЕЛЕЭФИР В КОНТЕКСТЕ РЕКЛАМНОЙ И PR ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Негативные эффекты прямого эфира на
телевидении
В проведении прямого эфира существуют свои
трудности.
Как уже говорилось в первой главе, в прямом
эфире велика вероятность трансляции каких-либо непредвиденных ситуаций.
Требуется особый профессионализм
ведущего-журналиста. Журналист во время проведения прямого эфира должен быть
готов к любому повороту событий. На него ложится огромная ответственность, ведь
все его действия контролируются только им самим. В прямом эфире недопустимы
ошибки или паузы.
Если при проведении прямого эфира с
какого-то события произошла незапланированная пауза, то журналист обязан ее
чем-то заполнить. Как правило, в таких случаях ему помогают знания, которые он
успел получить, готовясь к эфиру. Приведем пример.
Известный радиожурналист Юрий Гальперин,
ведя из будапештского аэропорта протокольный репортаж (из Венгрии отбывал Н.С.
Хрущев), из-за задержки гостя попал в критическую ситуацию. Уже прозвучали
принятые тогда торжественно-грозные слова: «Говорит Москва! Работают все
радиостанции Советского Союза!», когда он понял, что приезд делегации в
аэропорт задерживается. Ему пришлось говорить экспромтом 32 минуты — и он
сделал это, потому что знал многое об этом ответственном визите. Передача
приобрела небывалую для подобного «официоза» глубину и цельность, став
классикой радиодокументалистики[4].
Очень часто с такой проблемой сталкиваются
спортивные комментаторы. В отличие от других журналистов у них нет возможности
подготовиться заранее. Поэтому во время трансляции спортивных соревнований или
футбольных матчей нередко можно услышать оговорки, или паузы. Так, например, в
2009 году, на матче «Арсенал – Ливерпуль» комментатор потерял дар речи и молчал
несколько минут, когда футболист Андрей Аршавин забил свой четвертый гол.
Выпуски «Новостей» никогда не выходили в
записи, поэтому оговоркиведущих в прямом эфире были частым явлением. Некоторые
из них входили в историю. Сергей Лапин
на должности председателя Гостелерадио ежедневно тщательно смотрел все
программы. Зная это, диктор Виктор Балашов непроизвольно закончил свой вечерний
выпуск так: «Спокойной ночи, дорогой Сергей Георгиевич». Сегодня все новостные
студии оснащены экранами с телетекстом, поэтому подобных конфузов практически
не случается.
Особенной является работа журналиста в
прямом эфире из «горячих точек». Совсем недавно такие сюжеты стали выходить в
форме интервью.
Найти подход к собеседнику не простои в
нормальных условиях, но неоспоримо более сложно в условиях боевых действий,
когда подчас трудно понять, где тут свои, а где противник. Здесь требуется
навык работы с интервьюируемым, особый такт, внимание, искренность, умение
слушать и слышать, уважение к собеседнику. Стандартные и шаблонные вопросы
особенно вредны в процессе выполнения этой работы. Работа свободной прессы
заключается в том, чтобы называть вещи своими именами, а не играть словами.
Неверно истолкованные изречения, полученные в период военных действий, способны
привести к необратимым последствиям. Поэтому психологический настрой
журналиста, верная констатация фактов, сдерживание эмоций, особое понимание
того человека, у которого берётся интервью, имеет особое значение.
Итак, обобщив вышесказанное, мы можем
сделать вывод, что в прямом эфире часто возможны непредвиденные ситуации, к
которым журналист должен быть готов в любой момент. Это обязывает его
внимательно наблюдать за происходящим. Во время проведения прямого
эфира,журналист должен постоянно следить за своей речью, не терять мысль,
быстро подбирать нужные слова и т.д. Во время проведения эфира из «горячих
точек», от журналиста требуется особая осторожность в выборе слов,
психологический настрой и сдерживание эмоций.
Сегодня на российском
телевидении программ в прямом эфире выходит крайне мало. Но если прямой эфир
только поднимает рейтинг телеканала, то почему это происходит? На это есть свои
причины.
Во-первых, это территориальная проблема,
характерная для нашей страны. Россия расположена в десяти часовых поясах.
Поэтому вещание крупнейших федеральных телеканалов осуществляется по четырем
так называемым «Орбитам», со смещением в 2, 4, 6 и 8 часов относительно
московского времени. Жители городов с нечетным смещением времени относительно
Москвы смотрят все программы с задержкой на час. Проблема возникает, когда
появляется прямой эфир.
Очень сложно подобрать время показа,
которое будет подходящим для всех регионов. Из-за этой проблемы многие
передачи, выходящие в прямом эфире в центральных регионах, транслируются на
территорию Дальнего востока в записи с задержкой на день, или вовсе на неделю.
Нередко во время прямого эфира для телезрителей предоставляется возможность
позвонить в студию или проголосовать за кого-либо по телефону. Но для той части
страны, которая смотрит программы в записи, это не представляется возможным.
Аудитория, зная об этом, чувствует себя ущемленной.
Для примера можно взять выборы
представителя России на конкурсе «Евровидение». Каждую неделю телезрители в
прямом эфире выбирали российского участника европейского песенного конкурса.
Публика голосовала по телефону или с помощью sms. Для того чтобы были учтены
мнения жителей всей страны, голосование проводилось дважды – сначала свое
мнение выражала центральная часть России, затем Сибирь и Дальний восток. После
результаты двух голосований складывались, и подводился итог. Как правило,
временной промежуток между голосованием разных частей страны составлял неделю.
Многие современные журналисты не считают
прямой эфир необходимостью. Продюсер научно-популярного вещания НТВ Дмитрий
Захаров говорит о прямом эфире так:«Прямые эфиры необходимы лишь тогда, когда
нужна оперативность. Прямой эфир позволяет сократить этапы подготовки
программы. Но благодаря ему на экран выплескивается грязь, а я противник грязи
на телевидении»[5].
По мнению журналиста Владимира Соловьева,
прямой эфир не является гарантией свободы слова на телевидении. Когда в прямом
эфире звучит что-то недопустимое для общественности, ведущий, если он
достаточно профессионален, успеет отвлечь камеру на себя и поставить рекламу.
Либо картинку переведут на другой план и уменьшат звук. При этом зрители могут
даже не заметить, что кто-то хотел что-то сказать. Мнение или поступок
участника, который следует скрыть, может остаться в прямом эфире лишь в том
случае, если журналист замешкался и не прервал его действия раньше.
Такие явления характерны не только для
российского вещания. Примером того, как журналист прерывает речь своего
собеседника, может служить случай на американском телевидении в 2008 году, во
время военного конфликта в Южной Осетии. Тогда 12-летняя осетинская девочка
Аманда Кокоева и ее тетя Лора попытались в прямом эфире американского
телеканала FoxNews обвинить президента Грузии Михаила Саакашвили в разжигании
войны. Ведущий этой программы сразу же прервал их речь и поставил рекламу.
После возвращения в эфир, осетинские женщины снова попытались вернуться к этой
теме, но как и в прошлый раз их рассказ был прерван[6].
Журналистская свобода также не определяется
прямым эфиром. Многое зависит от людей, которые придут в студию, от участников,
которых пригашает сам журналист, и от того, что они станут говорить.
Все это показывает, что популярность
прямого эфира у зрителей - недостаточная причина для создания множества
программ выходящих в режиме реального времени. Прямой эфир – это очень сложный
процесс, требующий от журналиста особых навыков. Зачастую программы с прямой
трансляцией не оправдывают затраченных на них сил. Именно это и является
основной причиной того, что на российском телевидении сегодня уменьшается
количество программ, выходящих в прямом эфире.
2.2 Плюсы прямого эфира на телевидении
Впрочем, бывают ситуации, когда
прямой эфир необходим. Особенно он актуален в период выборов.
Обратимся к опыту предвыборных
компаний. Теледебаты в прямом эфире становятся одним из наиболее зрелищных и
эффективных (с точки зрения получения дивидендов в интеллектуальном
соперничестве кандидатов) этапов предвыборной гонки. Именно поэтому, как
правило, проводятся они уже на заключительной ее стадии. В ряде стран участие в
теледебатах является не просто обязательным условием, закрепленным в
законодательных актах о проведении предвыборной кампании, а своеобразным
национальным ритуалом. Характерные примеры такого «поклонения» прямому эфиру мы
находим в США.
Как и прежде, последние
президентские выборы не обошлись здесь без теледебатов. Практически, все
национальные телеканалы 10 ноября 2000 года без единого перерыва на рекламу
транслировали в прямом эфире из Бостона словесный поединок Альберта Гора и
Джорджа Буша-младшего. Как сообщила на следующий день пресса, около 75
миллионов американцев стали зрителями этого политического шоу (такой рейтинг
мог конкурировать разве что только с аудиторией, которая собирается у
телеэкранов в день матча финалистов национального чемпионата по американскому
футболу). Особую остроту ситуации придавало то, что оба кандидата пришли к
финишу предвыборной гонки, практически, с равным результатом: чаша весов
общественного признания колебалась то в пользу одного кандидата, то в пользу
другого вокруг 45-процентной отметки. Именно в ходе дебатов и должен был
определиться настоящий лидер гонки, который красноречием, обаянием и логикой
склонит на свою сторону колеблющийся электорат. Аналитики оценили выступление
Буша в этот вечер как более удачное. Результат всем известен[7].
Не менее интересный эпизод,
связанный с прямым телевизионным эфиром, приводит А.Вартанов. Телекритик
вспоминает о «телеокнах» Е.Киселева в гостинице «Россия», которые НТВ еще до их
знаменитой 11-ой студии использовало для общения с политиками в прямом эфире.
Накануне голосования в Думе по кандидатуре В.Черномырдина на должность премьера
в последний день того трагического для всех нас августа 1998 года Киселев
запустил интерактивный опрос телезрителей (способен ли Черномырдин вывести
Россию из криза?) и посадил в «окна» руководителей четырех крупных
парламентских фракций. Политики крайне резко оценили перспективу назначения
В.Черномырдина на этот пост, телезрители были еще более категоричны: против -
90%. Так судьбу голосования заранее определил прямой эфир: на следующий день
Дума большинством провалила кандидатуру Черномырдина[8].
Если предвыборные дебаты
кандидатов в президенты еще можно дать в записи, то подведение итогов
голосования в записи не дашь никак. В
режиме реального времени транслируются такие важные события, как инаугурация
президента или его ответы на вопросы граждан. В прямом эфире выходит
большинство новостных программ, так как главным требованием для них является
оперативность. Трансляции, как правило, ведутся с мест масштабных катастроф и
терактов.
Тогда прямой эфир нашему телевидению
становится просто жизненно необходим.
ГЛАВА III. КОНФЛИКТНОЕ
ОБЩЕНИЕ В ПРЯМОМ ТЕЛЕЭФИРЕ
3.1 Стратегия поведения
участников прямого эфира на телевидении: ведущий vs интервью
Прямой эфир всегда требует от журналиста
особой подготовки и глубоких знаний. Для работы в прямом эфире, как правило,
выбирают людей опытных, хорошо разбирающихся в заданной теме.
Многое зависит от того запланированным или
незапланированным является прямой эфир. Если эфир запланирован, к его
проведению нужно готовиться заранее. В этом случае есть возможность глубоко
изучить все стороны вопроса, который будет затронут в ходе программы,
подготовить дополнительную информацию, на случай заполнения паузы и т.д. Если
же эфир не запланирован, задача журналиста немного усложняется. Время
подготовки может составлять всего несколько часов, а то и минут. В такой
ситуации журналист должен полагаться исключительно на свои знания, полученные
ранее и свой профессионализм.
И в том и в другом случае, журналист должен
четко представлять себе план действий. Как правило, в него входят:
- точное осознание цели задания (если она
не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);
- примерный
план проведения программы, ее ключевые моменты;
- пути получения как можно более полных и
точных сведений об объекте;
- описание ситуации и обстановки, в которой
придется работать;
- примерный перечень и формулировка
вопросов, на которые необходимо получить ответы;
- определение жанра передачи, пусть даже
предварительное;
- выработка одного - двух запасных
вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и
т.п.
Перед началом работы журналист должен
убедиться, что все техническое оснащение исправно и готово к проведению эфира.
Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному
времени ее участники. Этап предварительной подготовки — сложная и кропотливая
работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой
из них может привести к срыву программы.
После подготовки наступает момент выхода в
эфир. Журналист обязан четко представлять себе то, о чем он собирается говорить
и заранее запланировать вступительную речь, а также завершающую фразу.
Если передача проходит в форме интервью или
дискуссии, то журналист обязан исполнять роль модератора. Залог успеха такой
программы в уверенности журналиста, что он держит ситуацию под контролем.
Контролировать ее можно лишь в том случае, когда вы досконально знаете тему.
Это помогает делать правильные акценты и направлять ход беседы в нужное русло.
От журналиста зависит то, насколько
интересной и информативной получится передача. О том, как нужно вести себя с
собеседником в прямом эфире, Ларри Кинг говорит так: «Ваша настойчивость и
вместе с тем тактичность, умение задать вопрос именно так, чтобы не смутить
интервьюируемого, в результате помогут вам получить от него ответ »[9].
Для того чтобы ответ собеседника на главный
вопрос был прямым и честным, нельзя задавать этот вопрос в лоб. Необходимо
тактично и плавно подвести к нему интервьюируемого в ходе спонтанной
беседы. Тогда он, будучи расслабленным, даст более честный и острый ответ.
Журналисту нужно уметь слышать своего
собеседника, чтобы не упустить какие-то детали, которые могут быть очень важны.
В ходе беседы нужно задать напрашивающиеся вопросы, ответы на которые могли бы
быть интересны зрителю.
Большое значение в прямом эфире имеют
жесты, когда вслух давать указания невозможно. Задача журналиста заранее
объяснить участникам значение тех или иных жестов, которые помогают
контролировать ход программы. Так, например, режущим движением руки по шее,
ведущий призывает выступающего остановиться. Таким же образом указывается, что
следует говорить громче или тише, приблизиться к камере или отойти от нее. Знак
дерганья воображаемой бороды на американском радио и телевидении означает, что
в сказанном была допущена какая-то ошибка. Похлопывание по носу сигнализирует о
завершении передачи.[18]
Итак, мы понимаем, что работа журналиста в
прямом эфире требует серьезной подготовки, знаний и опыта. Журналист должен
контролировать ход прямого эфира, умело находить подход к собеседнику и
замечать детали, на которых следует заострить внимание. Именно это является
залогом успешной работы.
3.2 Способы нейтрализации угроз имиджу в прямом телеэфире
Прямой
эфир тематически всеяден. Поводом для него может быть и футбольный матч, и
театральная премьера, и последний звонок в школе. Непременное условие –
журналист обязан быть непосредственно на месте события, участвовать в нем,
чтобы иметь возможность рассказать о нем достоверно и интересно. Но именно это
обстоятельство в определенной степени иногда ограничивает выбор объекта для
прямого репортажа. В основном этот выбор возможен в том случае, если событие
или запланировано заранее (спортивная встреча, государственный визит, презентация
книги и т.п.), или на место события можно успеть добраться в течение времени,
пока оно еще длится (военные действия, извержение вулкана и т.п.); если
журналист случайно оказался на месте происшествия с магнитофоном или если
репортаж делается по горячим следам события.
Есть еще один вариант – так называемая спровоцированная ситуация, когда
журналист заранее конструирует передачу (иногда достаточно острую и
рискованную), как бы провоцируя ее участников (например, журналистка,
«переодетая» путаной, предлагает взятку милиционеру или репортер пытается
пронести недозволенный груз через таможню и т.д.). При этом всегда возникает
целый ряд этических, а иногда и правовых проблем, поэтому тщательный учет
последствий здесь крайне необходим.
Журналист, на событии начинающий свою работу с «ориентации на местности» и в
кругу его участников, должен соблюдать несколько правил:
– определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках; следует
непременно учесть возможность акустических помех, удобство установки аппаратуры,
определить для себя возможность передвижения по ходу события и – что особенно
важно– оговорить это передвижение с организаторами;
– прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями
события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж,
согласовать встречу после финала соревнования);
– проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с
реально складывающейся ситуацией и атмосферой.
Журналист должен быть готов к любому неожиданному повороту события, который
преподнесет ему жизнь. Это не означает, что он в состоянии «просчитать» все
возможные варианты, – речь идет о внутренней готовности, когда
наблюдательность, быстрота реакции, аналитический дар и умение мгновенно
«схватить» суть события – все эти свойства человеческой личности становятся
качествами профессионала. И, конечно же, здесь очень важна эрудиция журналиста,
знание всего того, что стоит за пределами события, его информированность в
освещаемой проблематике.
Иногда события, свидетелем которых оказывается радиожурналист, могут принимать
трагический оборот, требуя от него не только профессионализма, но и огромного
морального и психического напряжения.
Не всегда на событие редакция посылает «специалиста по данной теме». Порой корреспонденту
«достается» прямой эфир, несмотря на то что материал совсем «не по его
профилю». В этом случае репортеру приходится в большей степени опираться на
мнения авторитетных людей, присутствующих на событии, особенно если оно
неоднозначно и необходимо ознакомиться с различными оценками происходящего. Для
этого существует множество вариантов. Так, в спортивном репортаже есть смысл
пригласить к микрофону, например, только что прошедшего дистанцию спортсмена
для совместного комментария. Такой помощник, конечно же, лучше разбирается в
своем виде спорта, кроме того, его «непрофессиональный голос» прекрасно
передаст еще не остывший азарт борьбы и станет дополнительной краской в
звуковой картине события. Нельзя только забывать, что специфика радио требует
ограничения количества приглашаемых к микрофону: их должно быть не больше двух
или трех, особенно если все они участвуют в разговоре одновременно[10].
Прямая
передача с места события предусматривает ситуацию открытого разговора с
аудиторией и, конечно же, не допускает читку заранее заготовленного текста.
Фальшь особенно заметна, когда текст написан в демонстративно «литературном»
или, напротив, в нарочито «разговорном» тоне.Любая нарочитость, любой
сознательный уход от естественной речи, присущей журналисту (к которой
постепенно привыкает и аудитория, знающая его), всегда разрушают единую
интонацию программы, а следовательно, и подрывают доверие слушателей.
Великое
достоинство прямого эфира как раз в том и заключается, что он предоставляет
человеку у микрофона максимальные возможности для самовыражения – и
интеллектуального, и чувственного. Найти «свой тон» в любом рассказе, в любой
передаче –это высшее выражение профессионального мастерства, творческой
состоятельности и независимости корреспондента, возможность демонстрации самых
разнообразных свойств характера журналиста и его дарований. Но, конечно, прямой
эфир – это каждый раз и своеобразный экзамен для журналиста, причем часто самый
неожиданный, почти за границами его чисто профессиональных обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование вопросов, касающихся
прямого эфира в, можно сделать следующие выводы:
1) Популярность прямого эфира в
различных электронных СМИ на сегодняшний день невысока. Это обусловлено его
противоречивыми качествами, трудностями работы в прямом эфире.
2) Прямой эфир является мощным
рычагом управления властью и обществом, но слишком непредсказуем для особенно
острых социально-политических тем.
3) Основными преимуществами прямого
эфира являются:
- Оперативность;
- Достоверность;
- Двусторонняя связь с
аудиторией;
- Фиксация важных, но
непредвиденных событий.
4) Работа журналиста в прямом эфире
требует серьезной подготовки, знаний и опыта. Журналист должен контролировать
ход прямого эфира, умело находить подход к собеседнику и замечать детали, на
которых следует заострить внимание.
5) В прямом эфире часто возможны
непредвиденные ситуации, к которым журналист должен быть готов в любой момент.
Это обязывает его внимательно наблюдать за происходящим. Во время проведения
прямого эфира, журналист должен постоянно следить за своей речью.
6) Прямой эфир, как правило, используется в
тех случаях, когда информацию нужно передать максимально оперативно и
достоверно. В основном это трансляция крупных социальных или политических
событий.
7) Прямую трансляцию затрудняет
большая протяженность России. Наличие десяти часовых поясов препятствует
одновременному просмотру передач в прямом эфире в каждом из них.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Телевизионная журналистика: учебник.
Издательство: МГУ, 2005 г.Князев А. Основы тележурналистики и
телерепортажа. Учебное пособие. Издательство: Бишкек 2001 г.Саппак В. Телевидение и мы. Издательство:
«Искусство», 1988 г.Саруханов В.А. Азбука телевидения. Учебное пособие
для вузов. Издательство: Аспект Пресс, 2003 г.Харченко В. Эфирная ломка. Журнал «Профиль», №27
2004 г. http://www.profile.ru/items/?item=9607Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты
мастерства. Издательство: Питер, 2008 г.Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда
угодно и где угодно. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2009 г.Кузнецов И.Н. Современный деловой этикет.
Издательство: ГроссМедиа, 2007 г.Телевизионная журналистика. 4-е издание.
Редакционная коллегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. Издательство
Московского университета. «Высшая школа» 2002 г.Символы. Знаки. Эмблемы. Энциклопедия.
Издательство: "Локид-Пресс", 2003 г.Колесниченко А.В.Практическая журналистика:
учебное пособие.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ:
Учебное пособие. Издательство: МГУ, 2004 г.Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста.
Учебное пособие. Издательство: МГУ, 2003 г.Терешкова О. Прямой эфир как средство от зубной
боли. «Московский комсомолец», МКО-№257, 2000 г.Вартанов А. Грустная сага о прямом эфире//
Культура. 2000. 13-19 июля. С.4.. Радиожурналистика: учебник. Издательство: МГУ,
2000 г.Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в
новом столетии: структура, экономика, стратегии. Издательство: МГУ, 2010 г.Федоров А.В. Медиаобразование и
медиаграмотность. Учебное пособие. Издательство: Кучма, 2004 г.Кривошеев В.М. В творческой лаборатории
журналиста: учебно-практическое пособие для студентов вузов. Издательство:
Университетская книга, 2010 г.Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов.
Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г.Черных А. Мир современных медиа. Издательство:
Территория будущего, 2007 г.Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие.
Издательство: Аспект Пресс, 2003 г.
15.
Летуновский В.П. «Прямой эфир на
ТВ — актуальный инструмент журналистского творчества». Средства массовой информации в современном
мире: тезисы научно-практической конференции факультета журналистики
Санкт-Петербургского государственного университета. 25–26 апреля
2001 года. — СПб.: изд-во СпбГУ, 2001. — С. 140–141.
16.
Летуновский В.П. «Прямой эфир в
информационном вещании на телевидении» Средства массовой информации в
современном мире: тезисы научно-практической конференции факультета
журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
24–25 апреля 2002 года: сб. материалов межвузовской
научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. — СПб.: изд-во
С.-Петерб. ун-та. — С. 224–226.
[1]Кривошеев В.М. В творческой лаборатории
журналиста: учебно-практическое пособие для студентов вузов. Издательство:
Университетская книга, 2010 г
[2]Саруханов В.А. Азбука телевидения.
Учебное пособие для вузов. Издательство: Аспект Пресс, 2003 г.
[3]Вартанов А. Грустная сага о прямом
эфире// Культура. 2000. 13-19 июля. С.4
[4]Саппак В. Телевидение и мы. Издательство:
«Искусство», 1988 г.
[5]Криницын Е. Акулы интервью: 11
мастер-классов. Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г.
[6]Кривошеев В.М. В творческой лаборатории
журналиста: учебно-практическое пособие для студентов вузов. Издательство:
Университетская книга, 2010 г.
[7]Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение
США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. Издательство: МГУ, 2010
г.
[8]Вартанов А. Грустная сага о прямом
эфире// Культура. 2000. 13-19 июля. С.4.
[9]Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение
США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. Издательство: МГУ, 2010
г.
[10]Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное
пособие. Издательство: Аспект Пресс, 2003 г.