Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Роль микросреды в формировании личности преступника

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Роль микросреды в формировании личности преступника
  • Предмет:
    Криминология
  • Когда добавили:
    02.07.2014 15:42:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    1 Основные понятия и определения. 5
    2 Роль семьи в формировании личности правонарушителя. 8
    3 Влияние других видов микросреды.. 13
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Криминология – это наука о преступлении. Предмет криминологии включает такие основные элементы, как преступность; личность преступника; причины и условия преступности; предупреждение (профилактика преступности[1].
    Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.
    «Если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование»[2]. Таким образом, проявляется сложный комплекс причинных зависимостей – от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку, в конечном счете, преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
    В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
    «В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий»[3]. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
    Актуальность темы обусловлена тем, что нравственное формирование личности нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды, так как различные типы или виды этой среды постоянно воздействуют на становление индивида. Как правило, руководствуясь содержанием деятельности человека, в социологии выделяются следующие типы микросреды: семейно-бытовая, учебно-воспитательная, производственно-трудовая, общественно-политическая, культурно-просветительная, воинская, спортивная, религиозная. Для криминологического изучения из выделенных типов наибольший интерес представляют семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая. А поскольку криминология непосредственно связана с борьбой с преступностью, в том числе с рецидивом преступления, к этим типам нужно добавить еще один своеобразный вид социальной микросреды – воспитательно-принудительный.
    Целью работы является изучение роли влияния микросреды на процесс формирования личности преступника.
     
    1 Основные понятия и определения
     
    Криминология – наука не только юридическая, но и психологическая. Она изучает психологические типы преступников, психологические механизмы совершения преступлений.
    Преступность – это социальное явление, нарушающее установленный в обществе порядок отношений между людьми, между личностью и обществом. Социальная природа преступности проявляется в том, что она представляет собой продукт общества. «Преступность состоит из актов поведения биосоциального существа – человека. Социальна не только преступность, но ее корни, истоки, последствия»[4].
    Социальный фактор – социальная среда, человеческое общество.
    При криминологическом изучении социальной среды разграничивается социальная среда разного уровня:
    метасреда – конкретное своеобразие комплекса общественных отношений на данном этапе существования человеческого общества в целом. Это социальная среда на Земле в единстве ее материального и духовного компонентов, во взаимодействии социальной среды разных государств, народов, рас с материальными условиями их существования и культурой;социально-государственная среда – особый феномен, зависящий от состояния исторических особенностей развития данного государства, его экономики, политики, духовной основы, даже его геополитического положения;среда среднего уровня – региональная среда, т.е. социальная среда определенной территории со своеобразием комплекса ее экономических, политических, социальных и духовных характеристик. Среда среднего уровня – социально-групповая среда. Представители разных социальных групп характеризуются различной криминальной активностью. Беспрецедентно высока она среди лиц без определенных занятий (доходов) и места жительства;микросреда – опосредует влияние более широкой социальной среды. Поведение личности, ее формирование зависят от семьи, среды ее непосредственного общения (друзей, товарищей, знакомых, соседей). Под причинами преступности в криминологии принято понимать те негативные социальные явления, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.
    Наиболее распространенными причинами преступности являются:
    объективные:социальное неравенство в обществе;несоответствие притязаний индивидов и возможностей удовлетворить претензии честным трудом или предпринимательством;общая криминогенная ситуация в стране;субъективные:особенности воспитания отдельного индивида;наследственные качества;принадлежность к определенным социальным или этническим группам;иные причины. Профессиональная преступность характеризуется отношением преступника к своему преступлению как к своему бизнесу (например, киллеры, воры-карманники, преступные сообщества и т.д.).
    Ситуативная – это преступность, причинами которой, как правило, являются:
    вовлечение в преступную деятельность более опытными преступниками;стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств;неосторожность;аффекты, психологические срывы. Большинство совершаемых сегодня в России преступлений совершается ситуативными преступниками. Главная причина ситуативной преступности – это какие-либо недоработки в воспитании со стороны общества, семьи.
    Условия совершения преступлений – те жизненные обстоятельства, которые способствуют преступлению, облегчают его совершение.
    Личность преступника – это совокупность социально-психологических свойств, которые при определенных ситуативных обстоятельствах приводят к совершению преступления.
    Структура личности преступника – это систематизированные группы признаков, характеризующих тех, кто совершает уголовно наказуемое деяние. Криминогенной ситуацией можно назвать событие или состояние, вызывающее у лица решение совершить преступление.
    Прогноз преступности – это основа всей организации борьбы с преступностью.
    Нравственное формирование личности нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды, так как различные типы или виды этой среды постоянно воздействуют на становление индивида. Как правило, руководствуясь содержанием деятельности человека, в социологии выделяются следующие типы микросреды: семейно-бытовая, учебно-воспитательная, производственно-трудовая, общественно-политическая, культурно-просветительная, воинская, спортивная, религиозная. Для криминологического изучения из выделенных типов наибольший интерес представляют семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая. А поскольку криминология непосредственно связана с борьбой с преступностью, в том числе с рецидивом преступления, к этим типам нужно добавить еще один своеобразный вид социальной микросреды – воспитательно-принудительный.
    2 Роль семьи в формировании личности правонарушителя
     
    Семья, особенно в последнее время, стала объектом интенсивного психологического исследования в различных аспектах: она рассматривается как среда, в которой формируется личность, как посредник между личностью и культурой, к которой принадлежит семья, рассматривается с точки зрения ее защитных свойств для личности и т.д. В то же время семья – это маленькое общество, и ей также свойственны стадии развития, которые сопровождаются соответствующими психологическими процессами и проявлениями.
    Процесс формирования личности преступника длится не всю жизнь, а на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Процесс формирования личности характеризуется активной ролью общества, являющегося своеобразным поставщиком необходимой для восприятия информации, комплекса норм, ролей, установок, которые запечатлеваются в сознании и в определенной степени влияют в будущем на становление либо личности преступника, либо добропорядочного гражданина.
    Основополагающую роль в данном случае играет так называемая первичная социализация, которая характеризуется тем, что протекает на уровне подсознания ребенка.
    Семья, будучи средой для первичной социализации, играет важную роль в процессе становления личности. Имеют место случаи, когда у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения.
    «Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье: родительской, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации, и собственной, закрепляющей их либо корректирующей»[5]. Кроме того, импульс к значительной части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими. Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. Вследствие чего, последние пятнадцать лет существования СССР появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология. Криминологическим проблемам семьи посвящено много книг, а также защищенных диссертаций, проводятся криминологические исследования семейной сферы.
    Предмет семейной криминологии составляют следующие проблемы:
    1) преступления, совершаемые против членов семьи,
    2) влияние семьи на преступность несовершеннолетних,
    3) влияние семьи на формирование личности корыстного преступника,
    4) влияние семьи на формирование личности насильственного преступника,
    5) влияние семьи на рецидив преступлений,
    6) роль семьи в предупреждении преступлений.
    Причем данное научное направление позволяет подойти также к осмыслению обратной связи, существующей между семьей и преступностью, т.е. уяснить, каким образом совершение преступлений сказывается на состоянии семейных отношений в обществе.
    Общее отрицательное влияние семьи проявляется в стереотипах жестокости, корысти, в наличии в семье лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности. Имеются некоторые отличия семей корыстных и насильственных преступников. У корыстных грубость в домашнем общении наблюдается в несколько раз реже, причем семейные конфликты чаще связаны с материальными притязаниями друг к другу.
    Семья, в известной мере, является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, т.е. приспособления человека к жизни в обществе. Можно сказать, что всякое умышленное преступление свидетельствует о том, что семья данного преступника если не способствовала случившемуся, то, по крайней мере, не оказала этому должного сопротивления. Общество в принципе ожидает со стороны семей облагораживающего воздействия на их членов.
    Пассивное отношение к развитию преступных наклонностей, замыслов, согласно нашим данным, отмечается приблизительно в половине семей преступников: как в родительских, так и в собственных семьях. Причем пассивность семьи объясняется обстоятельствами, в одних случаях объективными (болезнь или чрезмерная занятость близких к преступнику людей), в других – субъективными (неумение либо нежелание оказывать воспитательное воздействие).
    Семьи, способствующие тому, что их члены становятся преступниками, делятся на оказывающие общее отрицательное воздействие и на непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Первые распространены, конечно, значительно больше.
    В нашей стране существуют объективные обстоятельства, формирующие высокий уровень неблагоприятного развития личности:
    значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности;социальная напряженность между людьми;утеря людьми привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных и иных связей, социального контроля;постепенное возрастание числа тех, кто в современном производстве не может найти себе места. В семье, как виде социальной микросреды, человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.
    Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье. Хотя такие обстоятельства первой группы, как неполнота семьи, болезнь родителей, материальные затруднения имеют определенное криминогенное значение, решающую роль все-таки играют нравственно-педагогическая позиция семьи, сложившийся в ней уровень воспитывающих отношений. «Причем, нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания, может проявляться по-разному. Самым опасным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи, особенно несовершеннолетних, другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия. Хотя такие случаи встречаются не часто, но они наиболее опасны»[6].
    К нравственно-педагогической ущербности этого типа социальной микросреды относятся и случаи, когда члены семьи совершают преступления, иные противоправные деяния, аморальные поступки, не предпринимая попыток прямого вовлечения других ее членов в антиобщественную деятельность. Примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, проявлением жестокости, развратным поведением родителей или лиц, их заменяющих, и т.д. «Почти в каждой пятой, а в отдельные годы – и в каждой шестой семье лиц, отбывающих наказание или ведущих антиобщественный образ жизни, были судимы родители или братья либо сестры. Между тем криминологической наукой доказано и подтверждено практикой, что чем в более раннем возрасте несовершеннолетний совершит первое преступление, тем больше вероятности, что он встанет на путь рецидива преступления»[7].
    Наконец, нравственно-педагогическая ущербность семьи может проявляться и в том, что в ней сложились нездоровая морально-психологическая атмосфера в целом, ненормальные взаимоотношения, постоянно имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность, забота друг о друге и т.д. Выборочные криминологические исследования показывают, что в семьях, в которых бытует атмосфера взаимной грубости, преступники являются в десять раз чаще, чем в семьях с нормальными взаимоотношениями. Не менее опасны, хотя и не так заметны, косвенно отрицательные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции.
    Типичными проявлениями неправильной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам и прихотям, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, «оберегание» даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, воспитание детей эгоистами, бездельниками, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как индивидуализм, безразличное отношение к интересам и целям других.
    Частным случаем неправильной линии семейного воспитания может рассматриваться воспитательная бездеятельность семьи, игнорирование родителями конституционной обязанности заботиться о детях, их невнимание к несовершеннолетним, пренебрежительное отношение к их интересам. По сути дела, речь идет об отсутствии какой-либо воспитательной позиции семьи.
    Выборочные исследования показывают безразличное отношение членов семьи к воспитанию и поведению опрошенных правонарушителей отмечается примерно у 12% осужденных и 20% лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Наиболее типичное проявление такой позиции – безнадзорность из-за отсутствия со стороны семьи контроля за поведением, знакомствами, времяпрепровождением детей.
     
    3 Влияние других видов микросреды
     
    Формирование личности правонарушителя также происходит в антиобщественных малых неформальных группах сверстников, в процессе воспитания в учебных и рабочих коллективах.
    Не вызывает сомнений, что важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. В настоящее время, как известно, произошли коренные изменения в системе образования. Кроме школ, появились лицеи, гимназии, колледжи с различной специализацией. В некоторых из них работают вузовские преподаватели с учеными степенями и званиями. Появились и образовательные фирмы. Обучение стало частично оплачиваться родителями, что позволяет привлечь в средние и средние специальные учебные заведения квалифицированные кадры из числа профессорско-преподавательского состава. Интересы дальнейшего построения гражданского общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
    Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, – производственно-трудовая сфера. Коллектив как одна из основных ячеек общества, играет решающую роль в нравственном формировании и развитии людей, так как выступает в качестве основной сферы приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности и, следовательно, продолжает оказывать определяющее воздействие на поведение индивида.
    Другой тип микросреды, подлежащий криминолого-педагогическому анализу – это бытовое окружение вне семьи, которое ближе всего стоит к ней и в совокупности с нею может, как это нередко делается, рассматриваться как единая сфера семейно-бытовых отношений. Вместе с тем, между указанными элементами социальной микросреды существуют и заметные различия. Более того, их влияние на личность, ее нравственное формирование и развитие может иногда характеризоваться состоянием противовеса, являться разнонаправленным. Если быт в целом может быть представлен как сфера личной жизни людей, как часть непроизводственной сферы, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, то бытовое окружение представляет собой область личного непроизводственного потребления за «минусом» семьи. Такое бытовое окружение тесно соприкасается с досугом. Это позволяет рассматривать их вместе как единую сферу, на которую приходится значительная часть свободного времени и в которой видное место занимают так называемые неформальные малые группы.
    «Данный тип или вид микросреды выполняет важные социальные функции, причем и восстановительные, и созидательные. Нормальное, т.е. вполне здоровое бытовое окружение, продуманный досуг способствуют нравственному, физическому, эстетическому и иному развитию личности, обогащению ее духовной культуры, повышению уровня внутренней и внешней воспитанности»[8].
    Однако, ближайшее бытовое окружение, сфера досуга могут быть источниками и проводниками весьма многочисленных и довольно интенсивных отрицательных влияний на личность.
    Быт является наиболее консервативной сферой социальной жизни. В нем, а также в сфере досуга, как нигде более, сохраняется почва для явлений так называемой антикультуры, в частности для «питейных» традиций, с которыми связано значительное число преступлений. Одним из самых опасных в силу своей аморальности и удивительной способности к социальной мимикрии «продуктов», производимых нездоровым бытовым окружением, которое в данном случае действует, как правило, вместе с ущербной в нравственно-педагогическом отношении семьей, является мещанство. Оно характеризуется, прежде всего, гипертрофией потребления, исключительно потребительской психологией, сочетающейся с бездуховностью, общественной инфантильностью.
    Не меньшей проблемой отрицательного влияния ближайшего бытового окружения на нравственное формирование личности является функционирование неформальных малых групп антиобщественной направленности. Особенно опасно такое влияние на несовершеннолетних.
    В подавляющем большинстве антиобщественные группы характеризуются довольно пестрым составом. В них входят судимые и несудимые, опасные рецидивисты и начинающие правонарушители и т.д. Для них характерно отсутствие жесткой регламентации отношений, неспециализированность антиобщественного поведения (такие лица легко переходят от кражи к хулиганству, и наоборот). Существенным является тот факт, что общение лиц в составе указанных групп имеет свою социально-психологическую основу, осуществляется на базе общности взглядов, потребностей, интересов, жизненных целей, прошлого опыта и поведения. Объединяет участников антиобщественных группировок также стремление стать недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны семьи, школы, трудового коллектива, ближайшего бытового окружения (в той части, в какой оно ориентировано положительно), т.е. данный элемент социальной микросреды противопоставлен всем остальным. В этом его существенное своеобразие.
    Из-за этих причин отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как «выбранное» самим индивидом поведение сравнительно легко, охотно воспринимается, усваивается и является важным фактором в формировании личности как по широте, так и по глубине. Поэтому вывести человека из-под такого влияния бывает очень трудно.
    Да и сам факт существования антиобщественных группировок свидетельствует о том, что соответствующие социальные институты в их конкретном бытии (определенная семья, данная школа и т.д.) где-то не сработали и не смогли полностью или частично исполнить свою социальную роль. Подобная концентрация отрицательных влияний на личность ставит ее в плане нравственного формирования и развития в очень тяжелые условия. В таких ситуациях меньше всего приходится рассчитывать на то, что со временем все станет на свои места, «образуется» само по себе.
    Для восстановления взаимоотношений данной личности с нормальной социальной средой требуется кропотливая, настойчивая, разноплановая работа, включающая комплекс мер воздействия на все основные элементы «личность – среда».
    Значение имеет вопрос о таком распространенном в быту явлении как пьянство. Эта проблема никогда не теряет своей актуальности, так как пьянство и тем более его крайняя форма – алкоголизм дезорганизуют отношение личности с социальной микросредой, способствуют снижению социальной активности людей, их моральной деградации, порождают разнообразные конфликтные ситуации. «Питейные традиции», уходящие своими корнями в далекие времена, получили наибольшее распространение как раз в сфере семейно-бытовых отношений. Именно в этой сфере они оказывают самое интенсивное отрицательное влияние на нравственное формирование и развитие личности.
    Как раз на семейно-бытовую сферу приходится значительная доля потребления спиртных напитков, причем такого, которое «приукрашивается», получает своеобразные житейские оправдания в виде ссылок на укоренившиеся традиции, «культуру» застолья и т.п. Существенным элементом антисоциальной бытовой психологии являются взгляды на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Эти несостоятельные взгляды требуют решительного отпора.
    Своеобразным типом микросреды является воспитательно-принудительная, которая складывается в местах отбывания наказания, прежде всего в колониях исполнения наказания. Осужденные к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в колонии исполнения наказания и даже тюрьмы с присущими им специальным режимом и условиями труда, особыми формами воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения. В установленном законом порядке эти лица подвергаются определенным правоограничениям в сфере производственных, имущественных, социальных, семейных и других отношений, включаются в коллективы особого рода – коллективы осужденных.
    Усилиям указанных учреждений могут противостоять отрицательные влияния на осужденного со стороны его окружения, в первую очередь лиц, которые не встали на путь исправления (злостных преступников-рецидивистов, носителей воровских традиций, нравов преступного мира, нередко объединенных в антиобщественные группировки, насаждающих псевдоколлективизм, навязывающих свою волю другим людям, используя для этого самые низкие средства и изощренные приемы.
    Однако ни один из рассмотренных типов социальной микросреды, отрицательно влияющей на неблагоприятное нравственное формирование личности, нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно, т.е. только положительно или только отрицательно. В каждом типе микросреды действуют педагогические факторы разной направленности, как позитивные, так и негативные, которые способствуют воспитанию личности в соответствии с имеющимися в обществе нравственными идеалами или затрудняющие такое воспитание.
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Воздействие этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, так как личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие может характеризоваться разными отношениями: положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться аналогичным влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого; отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды; положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа. В этой связи можно считать своеобразной закономерностью «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов микросреды.
    Так, незанятость общественно полезным трудом и отсутствие позитивных влияний со стороны коллектива по месту работы «пробуждают» воспитательное воздействие со стороны антиобщественных групп в сфере досуга и т.д.
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
    Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.Давыдов, Я.В. Криминология: Конспект лекций / Я.В. Давыдов. – М.: Приор-издат, 2006. – 96 с.Иншаков, С.М. Криминология: Учебник / С.М. Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2000. – 432 с.Михайлова, В.П. Юридическая психология: учебное пособие / В.П. Михайлова. – М.: Флинта, 2008. – 392 с.Степанчикова, С.А. Криминология: Учебное пособие / С.А. Степанчикова. – М.: Издательство МИЭМП, 2010. – 190 с. [1] См. Давыдов, Я.В. Криминология: Конспект лекций / Я.В. Давыдов. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 3
    [2] Степанчикова, С.А. Криминология: Учебное пособие / С.А. Степанчикова. – М.: Издательство МИЭМП, 2010. – С. 45
    [3] Степанчикова, С.А. Криминология: Учебное пособие / С.А. Степанчикова. – М.: Издательство МИЭМП, 2010. – С. 46
    [4] Давыдов, Я.В. Криминология: Конспект лекций / Я.В. Давыдов. – М.: Приор-издат, 2006. – С. 15
    [5] Иншаков, С.М. Криминология: Учебник / С.М. Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 49
    [6] Михайлова, В.П. Юридическая психология. – М.: Флинта, 2008. – С. 120
    [7] Там же. – С. 121
    [8] Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 145
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Роль микросреды в формировании личности преступника ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.