Полный текст:
Решения, которые должен
принимать логистический менеджер предприятия при складировании, можно
подразделить на следующие крупные группы:
1. Выбор типа, количества и
мощности складов.
2. Рациональная дислокация
складов на определенной территории.
3. Определение номенклатуры
(ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции.
4. Выбор
системы грузопереработки на складе и технологического складского
оборудования.
5. Планировка складских
помещений, проектирование склада, оптимизация использования складских объемов.
6. Решения по персоналу,
уточнение логистических функций склада, перспективы расширения.[1,398]
Первые две задачи обычно
решаются совместно и зависят от принятой предприятием логистической стратегии и
величины затрат, связанных со складированием, в общей сумме логистических
издержек. Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе
анализа полной стоимости издержек на складирование, что означает учет всех
экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической
системе.
Определение количества и
оптимальной дислокации складов обычно требует большого объема исходной
информации, как-то:
• перечень всей продукции и
продуктовых миксов, хранимых и обрабатываемых на складе;
• информацию о дислокации
основной массы потребителей, точек хранения, источников пополнения склада (или
производственных подразделений фирмы);
• информацию о спросе на каждую
единицу продукции от определенной территориальной группы потребителей;
• информацию о транспортных тарифах
(или издержках);
• информацию о времени
доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
• информацию о затратах или
тарифах на складирование;
• информацию о затратах на
закупку и себестоимости продукции;
• информацию о размерах
грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции и смешанных
отправок;
• информацию об уровнях
хранимых запасов по местам дислокации, о способах контроля и пополнения
запасов;
• информацию о затратах,
связанных с процедурами заказов, и капитальных издержках;
• информацию о цели
потребительского логистического сервиса;
• информацию о возможном
складском технологическом оборудовании и ограничениях по размерам, мощности,
весу;
• информацию о возможных
партнерах по дистрибьюции и разделению складских функций между ними и
т.д.[1,399]
Уже сам объем исходной
информации говорит о том, что для решения этих задач требуются достаточно
сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, для этого используются
компьютеры, методы оптимального программирования (линейного, нелинейного,
динамического).
Рассмотрим модель системы
распределения материального потока, представленную на рис. 1. Допустим, что
предприятие-поставщик обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на
определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими
материальных потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными.
На рисунке представлено три
варианта организации распределения: с помощью одного, двух или четырех складов
(соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в
случае принятияварианта а транспортные расходы по доставке
будут наибольшими. Вариант в предполагает наличие четырех
распределительных центров, максимально приближенных к местам
сосредоточения потребителей материального потока.
Рисунок 1.Модель системы
распределения материального потока
В этом случае транспортные
расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе
распределения трех дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы,
затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной
системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут
значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега
транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому возможно, что предпочтительнее
окажется вариант б, согласно которому район обслуживается
двумя складами1.
Как видим, при изменении
количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с
процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть —
снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального
количества складов.
Рассмотрим графический метод
решения данной задачи. Выберем в качестве независимой переменной величину N —
количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В
качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:
• транспортные расходы;
• расходы на содержание
запасов;
• расходы, связанные с
эксплуатацией складского хозяйства;
• расходы, связанные с
управлением складской системой;
• потери продаж, вызванные
удалением снабжающего склада от потребителя.[1,400]
Для определения оптимального
количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения оценить,
как в зависимости от изменения N изменяются те или иные расходы и потери.
Охарактеризуем зависимость
издержек каждого вида от количества складов1.
1. Зависимость величины
затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.
Весь объем транспортной работы
по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов,
делят на две группы:
• расходы, связанные с
доставкой товаров на склады системы распределения, то есть расходы на так
называемые дальние перевозки;
• расходы по доставке товаров
со складов потребителям, то есть расходы на так называемые ближние перевозки.
Рассмотрим зависимость затрат
на транспортировку от числа складов для каждой группы.
При увеличении количества
складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады
возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина
пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь
имеются условно постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего
расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Рисунок 2 .Затраты на
функционирование системы распределения
Другая часть транспортных
расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям — с увеличением
количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения
пробега транспорта.
Суммарные транспортные расходы
при увеличении количества складов в системе распределения, как правило,
убывают (функция f1, рис.
2).
2. Зависимость затрат
на содержание запасов от количества складов в системе распределения (функция f2).
Увеличение количества складов в
системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного
склада, а следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако
запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в
результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.
Первая причина возрастания
суммарного запаса — необходимость содержания страхового запаса. В модели с
несколькими складами страховой запас в общем случае необходимо создавать на
каждом складе. Сокращение складской сети влечет концентрацию страхового запаса
и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощьюзакона
квадратного корня, согласно которому размер страхового
запаса, а следовательно, и сумма издержек по его содержанию, возрастают
пропорционально корню квадратному из числа складов.
Другая причина возрастания
суммарного запаса заключается в том, что потребность складов в некоторых
группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных
норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу
товаров на склады в количестве, превышающем потребность, что также повлечет за
собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при
увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения
увеличивается.[1.401]
3. Зависимость затрат,
связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в
системе распределения (функция f3).
При увеличении количества
складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного
склада, снижаются, однако совокупные затраты распределительной системы на
содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так
называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада
эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются.
Например, в торговле при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. кв. м до 1,5
тыс. кв. м, то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в
5,25 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же — 10,5
тыс. кв. м) в этом случае повлечет увеличение эксплуатационных расходов в 1,4
раза.
4. Зависимость затрат,
связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в
нее складов (функция f4).
Здесь также действует эффект
масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на
системы управления делается более пологой. Обязательным условием возможности
эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько
складов, является компьютеризация управления.
При отсутствии средств
вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно
иной вид, то есть увеличение количества складов повлечет за собой резкое
увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить,
что развитие распределительных складских систем в середине прошлого века
сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки
информационных потоков.
5. Зависимость потерь
продаж, вызванных сокращением числа складов и соответствующим удалением
снабжающего склада от потребителя, от количества складов в системе распределения (функция f5).
При сокращении количества
складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Это означает,
что потребителю сложнее самому приехать на склад и выбрать ассортимент. Могут
возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные
факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике.
Зависимость падения оборота
склада от расстояния до потребителя должна отслеживать служба маркетинга. Эта
зависимость может носить различный характер. Например, в условиях крупного
города в первом приближении можно принять, что оборот падает на 1% с отдалением
снабжающего склада от потребителя на 1 км.
Зависимость совокупных затрат
на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов
(функция F)
получают путем сложения всех приведенных на рис. 9.4 графиков. Абсцисса
минимума кривой совокупных затрат даст оптимальное значение количества складов
в системе распределения (в нашем случае — четыре склада).
Допустим, что упомянутое
предприятие-поставщик имеет на территории обслуживания шесть складов. Переход к
системе обслуживания с помощью четырех складов сопровождается увеличением одних
издержек и сокращением других, общий же размер издержек уменьшается.
В завершение следует отметить,
что в последние годы в странах Западной Европы наблюдается тенденция
сокращения количества складов, особенно в розничной торговле. При этом, несмотря
на рост транспортных расходов, в целом по системе распределения наблюдается
экономия средств, особенно за счет сокращения страховых запасов.[1.402]
Грузовая
единица — элемент сквозного логистического процесса. Примеры грузовых единиц,
применяющихся в торговых компаниях: параметры,
роль в бизнес процессах.
Грузовая единица –
это некоторое количество грузов, которое погружают, транспортируют, выгружают и
хранят как единую массу. Грузовая единица формируется как на производственных
участках, так и на складах. Характеристиками грузовой единицы являются
следующие:
- размеры грузовой единицы;
- способность к сохранению
целостности, а так же первоначальной геометрической формы в процессе
разнообразных логистических операций.
В качестве основания или
платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны
размерами 1200*800 и 1200*1000 мм.
Любой груз, упакованный в
стандартную тару, можно уложить на этих поддонах. В логистике применяется
разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима,
используют условную единицу площади – базовый модуль –
это прямоугольник со сторонами 600*400 мм, который должен укладываться кратное
число раз на площади грузовой платформы. На основе базового модуля
разрабатывается единая система унифицированных размеров транспортной тары. Ее
принцип заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных
модулю размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной
тары.
Способность грузовой единицы
сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается
пакетированием. [1,475]
Пакетирование –
это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание
поддона и груза в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
сохранность
продукта на пути движения к потребителю;возможность
достижения высоких показателей при выполнении погрузо-разгрузочных работ за
счет их комплексной механизации;максимальное
использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах
транспорта;возможность
перегрузки без переформирования;безопасность
выполнения погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные способы
пакетирования:
1)
обандероливание шпагатом, стальной лентой;
2)
наиболее прогрессивным методом является применение термоусадочной пленки.
Разработка системы
складирования предполагает возможные комбинации элементов всех подсистем
складирования в конкурентоспособные варианты.
Альтернативный выбор
оптимального варианта системы складирования осуществляется после
технико-экономической оценки каждого.
В качестве критериев оценки
могут быть применены:
показатель
эффективности использования складской площади и объема;показатель
общих затрат на тонну товара, связанных с оснащенностью складов по данному
варианту;наличие
техники, осуществляющей погрузо-разгрузочные операции;количество
услуг, предоставляемых складом и связанных с хранением и переработкой грузов.[1,477]
Принять
решения о целесообразности закупок от удаленного поставщика. находящегося в
пункте О по товарам А и В.
Исходные
данные для построения кривой:
тариф за доставку 1 м3 груза из
пункта О – 1500 руб.срок доставки грузов из пункта О - 30 днейпри закупках товаров в пункте О фирма создает страховой запас сроком 10 днейпроцентная ставка банковского кредита 36% годовых
Товар
Стоимость
1 м3 товара, руб.
Цена
в месте дислокации, руб./ед.
Цена
в пункте О, руб./ед.
А
10000
100
85
В
15000
140
120
Решение
Расчет доли дополнительных
затрат в удельной стоимости груза
Таб 1
Закупочная
стоимость
1 м3
груза,
руб.
Дополнительные затраты на доставку 1 м3 груза
из города О
Доля дополнительных
затрат
в стоимости
1м 3
груза, %
транспортный
тариф,
руб./м3
расходы
на запасы
в
пути,
руб.
расходы на
страховые
запасы,
руб.
всего
10000
1500
300
100
1900
19
15000
1500
450
150
2100
14
Расчет доли дополнительных
затрат по доставке 1 м3груза из городаОв месте дислокации в стоимости
этого груза осуществляют,разделив суммарные дополнительные расходы (графа 5) на
стоимость 1 м3 (графа 1) и умножив полученноечастное на 100. Результаты
расчетов вносят в графу 8.
График зависимости доли дополнительных затрат
встоимости 1 м3 от удельной стоимости груза строят впрямоугольной системе
координат (рис.3). По оси ОХоткладывают закупочную стоимость 1 м 3 груза
(графа 1),по оси OY — долю дополнительных затрат в стоимости 1 м3 груза (графа 6
).
Рисунок 3. График зависимости доли
дополнительных затрат в стоимости 1 м3 от удельной стоимости груза
Характеристика
ассортимента, по которому рассматривается вопрос о поставках от отдаленного
поставщика
Таб 2
Товар
Стоимость
1 м3 груза
в городеО,
руб.
Цена за единицу, руб.
Разница в ценах, %
Вывод о целесообразности закупки в городеО(да,
нет)
В городе
О
в
месте дислокации
1
2
3
4
5
6
А
10000
85
100
17.6
нет
В
15000
120
140
16.6
да
Целесообразность закупки тех
или иных позиций ассортимента в городеО с помощью построенного графика
определить в следующей последовательности:
¦ рассчитать в процентах
разницу в ценах местного и территориально удаленного поставщика, приняв цену в
городеО за 100%. Результаты внести в графу 5 табл. 2;
¦ отметить на оси абсцисс
точку, соответствующую стоимости 1 м3 груза (графа 2 табл. 2), и возвести из
нее перпендикуляр длиной, равной разнице в ценах, выраженной в процентах (графа
5 табл. 2).
Вывод о целесообразности
закупок в городеО делают в том случае, если конец перпендикуляра окажется выше кривой
выбора поставщика. В противном случае принимается решение закупать в месте
дислокации. Результаты анализа внесите в графу 6 табл. 2.
В
результате анализа получили, что товар В необходимо закупать в городе О, а
товар А нет.
В
таблице приведена информация об опозданиях в поставках товаров. На основании
данной информации проведите оценку поставщиков по критерию “ надежность”. Сделайте
вывод.
Месяц
Поставщик
1
Поставщик
2
Количество
поставок, ед.
Всего
опозданий, дней
Количество
поставок, ед.
Всего
опозданий, дней
Январь
8
40
7
42
Февраль
10
60
8
38
Количественной оценкой
надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий,
приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления
общего количества дней опоздания заопределенный период на количество поставок за
тот же период.
Таким образом, темп роста
среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле
Тсо=(Оср1/Оср0)*100,
где Оср1— среднее опоздание на одну
поставку в текущемпериоде, дней;
Оср0— среднее опоздание на одну
поставку в предшествующемпериоде, дней.
Далее рассчитаем темп роста
среднего опоздания дляпоставщика № 1:
Тсо=(40/8:60/10)*100=83%
Далее рассчитаем темп роста
среднего опоздания для поставщика №2:
Тсо=(42/7:38/8)*100=126%
Предпочтение при заключении договора
следует отдать поставщику, чей рейтинг будет ниже. В нашем случае, это
поставщик №1
Торговая
фирма имеет на территории района 5 магазинов, для снабжения которых можно
арендовать склад в одном из пунктов: А, Б, В или Г. Грузооборот магазинов и
расстояние от каждого из них до пункта А, Б, В и Г приведены в таблице.
Методом частичного перебора
определить, в каком из указанных пунктов следует арендовать склад? Критерий -
минимум транспортной работы по доставке товаров в магазины.
№
магазина
Грузооборот
тонн/месяц
Расстояние
до пункта А, км
расстояние
до пункта Б, км
расстояние
до пункта В, км
расстояние
до пункта Г, км
1
70
15
10
20
0
2
40
25
33
0
12
3
35
0
18
15
25
4
90
17
0
31
9
5
60
9
22
10
25
Расчет
количества транспортной работы
Таб 3
№
магазина
Грузооборот
магазина,
т/мес.
Грузооборот
транспорта
А
Б
В
Г
Расст
От
скл
км
Грузообтрансп
ткм/мес.
Расст
От
скл
км
Грузообтрансп
ткм/мес
Расст
От
скл
км
Грузообтрансп
ткм/мес
Расст
От
скл
км
Грузообтрансп
ткм/мес
1
70
15
1050
10
700
20
1400
0
0
2
40
25
1000
33
1320
0
0
12
480
3
35
0
0
18
630
15
525
25
875
4
90
17
1530
0
0
31
2790
9
810
5
60
9
540
22
1320
10
600
25
1500
4120
3970
5315
3665
В результате умножения величины
расстояния на величину грузооборота магазина получим грузооборот транспорта по
доставке. Суммарный грузооборот транспорта по доставке товаров во все магазины
из данного склада сравнивается с соответствующими показателями для других складов.
Склад транспортной сети, обеспечивающий минимальный грузооборот транспорта,
рекомендуется для размещения склада.
Склад
Г.[2]
Гаджинский А.М.
Логистика. 20-е изд. - М.: 2012. — 484 с. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. —8-е
изд. — М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К°», 2012. — 312 с.