Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отечественная историография о двух течениях буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX вв

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Отечественная историография о двух течениях буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX вв
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    02.07.2014 15:59:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение…………………………………………………………………………2
    1. Труды отечественных авторов о китайской истории в конце XIX начале XX в.в. …………………………………………………………………………...3
    2. Реформаторское направление во главе с Кан Ювэем. ……………………..7
     
    3.Революционное направление во главе с Сунь Ятсеном. ……………………8
    Заключение ……………………………………………………………………...10
    Использованная литература  ………………………………………...…………11
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Первые работы авторов о Китае содержали теорию и политическую оценку его истории, в том числе и о буржуазно-национальном движении. Огромным недостатком являлась нехватка информации, документации о событиях. Кроме того, при наличии материала не хватало знания языка. Отсюда у опубликованных в то время работ были серьезные недостатки.
    Работы об истории Китая советских авторов 1920-30-х годов очень важны, так как в них показаны размышления о политической борьбе в стране в конце 19 начале 20 в.в., о двух течениях буржуазно-национального китайского движения.
    По настоящие дни историки исследуют документы, которые касаются Синьхайской революции 1911 – 1913 гг., переиздаются учебники с новыми материалами и взглядами на течения буржуазно-национального движения в Китае, так как в отечественной историографии неодинаково излагаются упомянутые события.
    Перед нашими учеными стоит непростая задача – дать российским читателям общий свод истории Китая.
    Российское общество всегда интересовалось историей этой восточной страны, культурой Китая и его экономическими успехами. Мы стремимся с современных позиций понять и истолковать китайскую историю. Публикации по этой теме разнообразны и обширны. Российское китаеведение – наиболее продуктивно  работающая отрасль по изучению стран Востока. Это, в основном, имеет отношение к синологам и историкам, опубликовавшим работы по всем этапам истории Китая. При этом существует нехватка работ, которые бы обобщали всю историю Китая.
    Цель работы изучение двух направлений – реформаторов и революционеров в Китае в конце XIX начале XX в.в.
     
     
     
    1. Труды отечественных авторов о китайской истории в конце XIX начале XX в.в.
     
    В 1950-60-е г.г. отечественные синологи более подробно изучили программы либеральных и революционных организаций, взаимоотношения реформаторов и революционеров между собой, их революционную борьбу.
    В 1972 году появилась монография научного коллектива во главе синолога С.Л.Тихвинского «Новая история Китая», в которой было уделено особое внимание империи Цин. В рамках этой монографии от XVII в. по 40-е г.г. XIX в. исторические события были описаны А.Н. Хохловым.
    Также о событиях цинского периода было написано В.Н.Никифоровым в работе 2002 года: «Очерк истории Китая: II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия».
    Были изданы работы С.Л.Тихвинского о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
    Сама обстановка в Китае в конце XIX начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической борьбы нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов. В этот период истории оформлялись общественные движения, которые были оппозицией правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два направления – революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и реформаторы с их лидером Кан Ювэем. Уже в начале XX века появилось еще одно направление – конституционалисты во главе с Чжан Цзяном.
    C.JI. Тихвинский в 1962 году в сборнике «Синьхайская революция в Китае»  исследовал суждения о внешней политике и деятельность Сунь Ят-сена в 1905-1912 годах. Л.Н. Борох более глубоко изучила историю о создании «Союза возрождения Китая», показала, как сформировался Союз возрождения, роль некоторых лиц, участвовавших в революционном движении: Лу Хаодун, Чжэн Шилян, Ю Шаовань, Чэнь Шаобо.
    В начале XX века отечественные авторы и авторы других стран много писали о китайских  событиях. Первые оценивали политическую борьбу в Китае партия большевиков и партия кадетов. Кадеты писали о том, что в Китае происходит процесс уничтожения деспотического строя, так же как в Персии и Турции. Большевики во главе с Лениным уделили внимание демократическому течению.
    В.И. Ленин проявлял огромный интерес к революционному движению. Он использовал эти события для укрепления своей создаваемой теории первенства классовой борьбы в истории.
    Ленин не был историком и тем более синологом, но он проанализировал события в Китае во время Синьхайской революции в своих трудах «Демократия и народничество в Китае» (июль 1912), «Горючий материал в мировой политике» (1908), «Борьба партий в Китае» (май 1913).
    Ленин писал о том, что народ в Китае наконец-то свергнул средневековый порядок и правительство, о том, что была установлена республика, что отсутствует класс способный своей борьбой довести революцию до завершающего этапа. Его работа «Демократия и народничество в Китае» дает оценку идеям и программе  Сунь Ят-сена. Ленин указывает что именно искренний демократизм питает строки фундамента Сунь Ят-сена – его статью, которая была опубликована газетой «Невская звезда» летом 1912 года.
    Два течения осуществляли деятельность через свои организации. К революционным организациям относились «Союз возрождения Китая» и «Объединенная революционная лига». Либеральными организациями являлись «Партия защиты императора» и «Общество защиты государства».
    Главная цель буржуазно-национального движения это искоренить колониальную зависимость и обрести независимость национального государства. Национальной идеей стало – превращение в процветающее, модернизированное и независимое государство Китай. Вместе с тем, главной опасностью для лидера реформаторского движения Кан Ювэя было порабощение западными державами, а для главы демократического лагеря Сунь Ятсена виноватым во всех бедах страны была династия Цин.
    События, которые произошли 1911-1913 г.г. в отечественной историографии излагаются неодинаково. Л.В.Васильев в своих работах говорит о революции, но не называет ее буржуазной. У С.Б.Синюткина говорится о «синьхайских» событиях, приведших к свержению династии Цин. В Институте Востоковедения революционные события признаются как «свержение монархии в Китае».
    Большое различие есть в выводах историков СССР и современных востоковедов о направлениях, участвовавших в синьхайской революции. К примеру, академик Тихвинский полагал, что в революции участвовали: реформаторы во главе с Кан Ювэем, революционисты во главе с Сунь Ятсеном это помещики и мелкая буржуазия, крестьяне и рабочие наемные, и представители национальных окраин – монголы и др.
    С накоплением фактического материала, публикациями новых источников и широким освоением западных исследований стало понятно как образовался «Союз возрождения Китая. Л.Н. Борох более детально показала, как формировался Союз, роль отдельных лиц в революционном движения: Лу Хаодун, Чэнь Шаобо, Чжэн Шилян, Ю Шаовань. Уже в этой работе Л.Н. Борох видно, что тема революционеров ей интересна, она будет изучать ей  в других своих трудах.
    1894 - оформление первой реформаторской партии «Общество защиты государства».
    1895 год - учреждение первой революционной организации «Союз возрождения Китая». Цель организации выражалась в клятве, которую приносили ее члены, когда вступали в нее - «это изгнание маньчжуров; восстановление государственного престижа страны; учреждение демократического правительства». Изначально в «Союз возрождения Китая» входило малое число лиц, патриотов, хорошо знакомых с европейской культурой и западным образом жизни, также его поддерживали китайские предприниматели из числа эмигрантов. Революционеры думали осуществить поставленные перед собой цели, организовав восстание в одном из регионов страны.
    1905 год – образование Китайского объединенного революционного союза.
    Программа Сунь Ят-сена «Три народных принципа» была высоко оценена единомышленниками, интеллигенцией в других странах.
    Национализм – первый принцип, означающий падение династии Цин и возврат власти правительству Китая.
    Принцип демократизма означал установление буржуазно-демократической республики.
    Принцип третий – «народное благоденствие» - национализация земли, уравнивание в правах на землю.
    Экономические стороны программы Сунь Ят-сена исследовали Е.А. Белов, Г.В. Ефимов, Д.Н. Зильберг и М.И. Сладковский. С.Л. Тихвинский.
    A.M. Григорьев изучил взгляды Чжан Тайяня, одного из лидеров «Союза восстановления суверенитета Китая», он был редактором революционеров.
       В 1950-60е были написаны работы, посвященные не только о развитии революционного движения и деятельности Сунь Ят-сена перед Синьхайской революцией, историки также  изучили реформаторское китайское движение на рубеже XIX-XX веков. Деятельность реформаторов была отражена в монографиях по новой истории Китая и трудах, которые посвящены  другим проблемам. Г.В. Ефимов исследовал программу реформ Кан Ювэя в конце XIX века. C.JI. Тихвинский рассказал о происхождении движения реформаторов, их взгляды, момент попытки осуществления реформы в 1898 году и ее неудачу. C.JI. Тихвинский впервые в литературе показал реформаторское движение не как нечто единое, а как состоящее из отдельных течений и групп.
     
    2. Реформаторское направление во главе с Кан Ювэем
     
     
    Авторитет среди реформаторов заработал себе Кан Ювэй, который находил свои идеи в западной литературе, в конфуцианстве и буддизме. Идеология Кана была о построении общества, где человек был бы самостоятелен и контролировал бы властные структуры. В его проекты реформ в стране входило создание парламента избираемого народом, действующего как конституционная монархия, стимулирование технического и экономического развития, создание системы образования, реформирование системы судопроизводства. Кан написал со своими учениками Лян Цичао и Май Мэнхуа коллективный меморандум, который включал предложения о реформах такие как выпуск бумажных денег, создание выборного органа, превращение конфуцианства в государственную религию и др.
     В 1895-1898 годы Кан и его соратники (Лян Цичао), благодаря различным журналам, научным обществам и новым школам активно пропагандировали идею осуществления реформы структуры управления и политического устройства страны. После того как немцы оккупировали Цзяочжоу, Кан с соратниками смогли донести свои замыслы до молодого императора Гуансюя (1875 – 1908; фактический период правления – 1889 – 1898). Летом 1898 году начался знаменитый период «100 дней реформ».
    В осуществлении преобразований император был на стороне реформаторов, издал около 200 эдиктов, которые включали в себя вопросы политики, экономики, военного дела и науки.
      В 1898 году весной Кан Ювэй со своими сторонниками для  укрепления общественного движения за реформы создал «Общество защиты государства».
    Но, начав император строить планы о реформе, затрагивающей структуру центрального управления, Цыси организовала государственный переворот и стала править. При этом императора отстранили от дел, отмене подлежали его эдикты. Кан и Лян бежали в Японию, несколько реформаторов казнили.  
    Движение «За реформы» потерпело поражение. Это говорило о том, что идею развития национализма в Китае поддержали немногие. Те, кого затрагивали реформы, были против изменений. Национальная буржуазия слабо себя еще чувствовала.
     
    3.Революционное направление во главе с Сунь Ятсеном.
     
    Во главе национальных революционеров в Китае был Сунь Ят-сен. Этот лагерь отличался от лагеря реформаторов тем, что хотели свергнуть маньчжурскую династию и установить в стране республику. Только республика, по их мнению, могла обеспечить независимость Китая, модернизацию его экономики и создание сильного процветающего государства.
    Конец Х1Х в. и первые годы ХХ в. были отмечены новым подъемом революционного движения. Значительную роль по-прежнему играл «Союз возрождения Китая» во главе с Сунь Ятсеном.
    Летом 1905 г. в Японии объединились несколько революционных организаций. Отсюда  появилась организация - «Китайский революционный объединенный союз». Во главе организации был Сунь Ятсен. Программой организации стали три народных принципа Сунь Ятсена - национализм, народовластие и народное благоденствие.
    Новая организация была с той же тактикой, что и «Союз возрождения Китая». Сунь Ятсен вместе с этой организацией подготовил и осуществил более 10 попыток.все они были неудачными.
    В течение 1911 г. Империя Цин была уничтожена. Началом этих событий стало восстание в г. Учане. Здесь сподвижники Сунь Ятсена давно готовили восстание.
     В начале 1912 г. революция еще до конца не победила. Сунь Ятсен был избран временным президентом. Юань Шикай в Пекине подготавливает свои вооруженные силы… Страна оказалась на грани гражданской войны. Сунь Ятсен передает пост временного президента Юань Шикаю с условием, что он обеспечит отречение династии Цин от власти. Так и случилось.
    Это происходило в последних числах года СИНЬХАЙ - по традиционному китайскому календарю. Революция стала носить название Синьхайской.
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Сама обстановка в Китае в конце XIX начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической борьбы нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов. В этот период истории оформлялись общественные движения, которые были оппозицией правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два направления – революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и реформаторы во главе с Кан Ювэем.
    Рассмотрев два течения, два направления буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX в.в., можно сделать вывод о разнообразии литературы, описавшей этот временной отрезок истории Китая.
    Особенно необходимо отметить академика Тихвинского с его множественностью работ по данной тематике.
    Были изданы работы С.Л.Тихвинского о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
      Такое многообразие работ, монографий говорит об огромном интересе изучения двух лидеров направлений реформаторов и революционеров.
    В 1950-60е были написаны работы, посвященные не только о развитии революционного движения и деятельности Сунь Ят-сена перед Синьхайской революцией, историки также  изучили реформаторское китайское движение на рубеже XIX-XX веков. Деятельность реформаторов была отражена в монографиях по новой истории Китая и трудах, которые посвящены  другим проблемам. Г.В. Ефимов исследовал программу реформ Кан Ювэя в конце XIX века. C.JI. Тихвинский описал происхождение реформаторского движения, идейные взгляды реформаторов, их попытку осуществить реформы в 1898 году и провал ее. Автор в первый раз в литературе показал реформаторское движение не как что-то единое, а как состоящее из отдельных групп.
     
    Использованная литература:
     
     
    1. Белов Б.А. О характере Синьхайской революции. // Народы Азии и Африки. № 3. 1972. С.77 – 89.
     
    2. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989.
     
    3. Борох Л.Н. Сунь Ятсен о проблеме ускоренного развития Китая. //Народы Азии и Африки. № 5. 1976. С.54 – 66.
     
    4. Васильев Л.С. История Востока. - М., 2003.
     
    5. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. - М., 1974.
     
    6. История Китая учебник /под ред. А.В. Меликсетова. М., Изд-во  МГУ, 2002. С.736
    7. Ленин В.И. «Демократия и народничество в Китае»// Собрание сочинений.
    8. Меликсетов А.В. Историческое значение Синьхайской революции в Китае.// Китай в новое и новейшее время. М., 1981, с. 95 – 120.
    9. Непомнин О.Е. История Китая нач. ХХ в. – М., 2005.
    10. Никифоров В. Сунь Ятсен и две попытки создания всекитайской революционной партии.// Народы Азии и Африки, 1978.№ 2. С. 43 – 54.
    11. Новейшая история стран Азии и Африки. В трех томах. М., 2001.
    12. Новейшая история стран Азии и Африки 20 в. Ч.1 /Под ред. Родригеса А.М. и др. – М.: ВЛАДОС, 2001.
    13. Тихвинский С.Л. История Китая и современность.// Новая и новейшая история. М., 1976
    14. Тихвинский С.Л. Китайский буржуазный национализм – идеология Синьхайской революции.// Новая и новейшая история.№ 1. 1980.
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отечественная историография о двух течениях буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX вв ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.