Полный текст:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
1. Труды отечественных авторов о
китайской истории в конце XIX начале XX в.в. …………………………………………………………………………...3
2. Реформаторское
направление во главе с Кан Ювэем. ……………………..7
3.Революционное направление во главе с Сунь Ятсеном.
……………………8
Заключение
……………………………………………………………………...10
Использованная литература ………………………………………...…………11
Введение
Первые работы авторов о
Китае содержали теорию и политическую оценку его истории, в том числе и о
буржуазно-национальном движении. Огромным недостатком являлась нехватка
информации, документации о событиях. Кроме того, при наличии материала не
хватало знания языка. Отсюда у опубликованных в то время работ были серьезные
недостатки.
Работы об истории Китая
советских авторов 1920-30-х годов очень важны, так как в них показаны размышления
о политической борьбе в стране в конце 19 начале 20 в.в., о двух течениях
буржуазно-национального китайского движения.
По настоящие дни историки
исследуют документы, которые касаются Синьхайской революции 1911 – 1913 гг.,
переиздаются учебники с новыми материалами и взглядами на течения
буржуазно-национального движения в Китае, так как в отечественной историографии
неодинаково излагаются упомянутые события.
Перед нашими учеными
стоит непростая задача – дать российским читателям общий свод истории Китая.
Российское общество
всегда интересовалось историей этой восточной страны, культурой Китая и его
экономическими успехами. Мы стремимся с современных позиций понять и истолковать
китайскую историю. Публикации по этой теме разнообразны и обширны. Российское
китаеведение – наиболее продуктивно
работающая отрасль по изучению стран Востока. Это, в основном, имеет
отношение к синологам и историкам, опубликовавшим работы по всем этапам истории
Китая. При этом существует нехватка работ, которые бы обобщали всю историю
Китая.
Цель работы изучение двух
направлений – реформаторов и революционеров в Китае в конце XIX начале XX в.в.
1. Труды отечественных авторов о
китайской истории в конце XIX начале XX в.в.
В 1950-60-е г.г.
отечественные синологи более подробно изучили программы либеральных и
революционных организаций, взаимоотношения реформаторов и революционеров между
собой, их революционную борьбу.
В 1972 году появилась
монография научного коллектива во главе синолога С.Л.Тихвинского «Новая история
Китая», в которой было уделено особое внимание империи Цин. В рамках этой
монографии от XVII в. по 40-е г.г. XIX в. исторические события были описаны
А.Н. Хохловым.
Также о событиях цинского
периода было написано В.Н.Никифоровым в работе 2002 года: «Очерк истории Китая:
II тысячелетие до н.э. – начало XX столетия».
Были изданы работы С.Л.Тихвинского
о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о
конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
Сама обстановка в Китае в
конце XIX начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической
борьбы нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов.
В этот период истории оформлялись общественные движения, которые были
оппозицией правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два
направления – революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и
реформаторы с их лидером Кан Ювэем. Уже в начале XX века появилось еще одно
направление – конституционалисты во главе с Чжан Цзяном.
C.JI. Тихвинский в 1962
году в сборнике «Синьхайская революция в Китае» исследовал суждения о внешней политике и
деятельность Сунь Ят-сена в 1905-1912 годах. Л.Н. Борох более глубоко изучила
историю о создании «Союза возрождения Китая», показала, как сформировался Союз
возрождения, роль некоторых лиц, участвовавших в революционном движении: Лу
Хаодун, Чжэн Шилян, Ю Шаовань, Чэнь Шаобо.
В начале XX века отечественные авторы и авторы
других стран много писали о китайских
событиях. Первые оценивали политическую борьбу в Китае партия
большевиков и партия кадетов. Кадеты писали о том, что в Китае происходит
процесс уничтожения деспотического строя, так же как в Персии и Турции.
Большевики во главе с Лениным уделили внимание демократическому течению.
В.И. Ленин проявлял
огромный интерес к революционному движению. Он использовал эти события для
укрепления своей создаваемой теории первенства классовой борьбы в истории.
Ленин не был историком и
тем более синологом, но он проанализировал события в Китае во время Синьхайской
революции в своих трудах «Демократия и народничество в Китае» (июль 1912),
«Горючий материал в мировой политике» (1908), «Борьба партий в Китае» (май
1913).
Ленин писал о том, что
народ в Китае наконец-то свергнул средневековый порядок и правительство, о том,
что была установлена республика, что отсутствует класс способный своей борьбой довести
революцию до завершающего этапа. Его работа «Демократия и народничество в
Китае» дает оценку идеям и программе
Сунь Ят-сена. Ленин указывает что именно искренний демократизм питает
строки фундамента Сунь Ят-сена – его статью, которая была опубликована газетой «Невская
звезда» летом 1912 года.
Два течения осуществляли
деятельность через свои организации. К революционным организациям относились
«Союз возрождения Китая» и «Объединенная революционная лига». Либеральными
организациями являлись «Партия защиты императора» и «Общество защиты
государства».
Главная цель
буржуазно-национального движения это искоренить колониальную зависимость и
обрести независимость национального государства. Национальной идеей стало – превращение
в процветающее, модернизированное и независимое государство Китай. Вместе с
тем, главной опасностью для лидера реформаторского движения Кан Ювэя было
порабощение западными державами, а для главы демократического лагеря Сунь
Ятсена виноватым во всех бедах страны была династия Цин.
События, которые
произошли 1911-1913 г.г.
в отечественной историографии излагаются неодинаково. Л.В.Васильев в своих работах говорит
о революции, но не называет ее буржуазной. У С.Б.Синюткина говорится о
«синьхайских» событиях, приведших к свержению династии Цин. В Институте Востоковедения
революционные события признаются как «свержение монархии в Китае».
Большое
различие есть в выводах историков СССР и современных востоковедов о
направлениях, участвовавших в синьхайской революции. К примеру, академик
Тихвинский полагал, что
в революции участвовали: реформаторы во главе с Кан Ювэем, революционисты во
главе с Сунь Ятсеном это помещики и мелкая буржуазия, крестьяне и рабочие
наемные, и представители национальных окраин – монголы и др.
С накоплением
фактического материала, публикациями новых источников и широким освоением
западных исследований стало понятно как образовался «Союз возрождения Китая.
Л.Н. Борох более детально показала, как формировался Союз, роль отдельных лиц в
революционном движения: Лу Хаодун, Чэнь Шаобо, Чжэн Шилян, Ю Шаовань. Уже в
этой работе Л.Н. Борох видно, что тема революционеров ей интересна, она будет
изучать ей в других своих трудах.
1894 - оформление первой
реформаторской партии «Общество защиты государства».
1895 год - учреждение
первой революционной организации «Союз возрождения Китая». Цель организации выражалась в клятве,
которую приносили ее члены, когда вступали в нее - «это изгнание маньчжуров;
восстановление государственного престижа страны; учреждение демократического
правительства». Изначально
в «Союз возрождения Китая» входило малое число лиц, патриотов, хорошо знакомых
с европейской культурой и западным образом жизни, также его поддерживали
китайские предприниматели из числа эмигрантов. Революционеры думали осуществить
поставленные перед собой цели, организовав восстание в одном из регионов страны.
1905 год – образование Китайского
объединенного революционного союза.
Программа
Сунь Ят-сена «Три народных принципа» была высоко оценена единомышленниками,
интеллигенцией в других странах.
Национализм – первый
принцип, означающий падение династии Цин и возврат власти правительству Китая.
Принцип демократизма
означал установление буржуазно-демократической республики.
Принцип третий –
«народное благоденствие» - национализация земли, уравнивание в правах на землю.
Экономические стороны
программы Сунь Ят-сена исследовали Е.А. Белов, Г.В. Ефимов, Д.Н. Зильберг и
М.И. Сладковский. С.Л. Тихвинский.
A.M. Григорьев изучил
взгляды Чжан Тайяня, одного из лидеров «Союза восстановления суверенитета
Китая», он был редактором революционеров.
В 1950-60е были написаны
работы, посвященные не только о развитии революционного движения и деятельности
Сунь Ят-сена перед Синьхайской революцией, историки также изучили реформаторское китайское движение на
рубеже XIX-XX веков. Деятельность реформаторов была отражена в монографиях по
новой истории Китая и трудах, которые посвящены другим проблемам. Г.В. Ефимов исследовал
программу реформ Кан Ювэя в конце XIX века. C.JI. Тихвинский рассказал о
происхождении движения реформаторов, их взгляды, момент попытки осуществления
реформы в 1898 году и ее неудачу. C.JI. Тихвинский впервые в литературе показал
реформаторское движение не
как нечто единое, а как состоящее из отдельных течений и групп.
2. Реформаторское направление во главе с Кан Ювэем
Авторитет среди
реформаторов заработал себе Кан Ювэй, который находил свои идеи в западной
литературе, в конфуцианстве и буддизме. Идеология Кана была о построении общества,
где человек был бы самостоятелен и контролировал бы властные структуры. В его
проекты реформ в стране входило создание парламента избираемого народом,
действующего как конституционная монархия, стимулирование технического и
экономического развития, создание системы образования, реформирование системы
судопроизводства. Кан написал со своими учениками Лян Цичао и Май Мэнхуа
коллективный меморандум, который включал предложения о реформах такие как
выпуск бумажных денег, создание выборного органа, превращение конфуцианства в
государственную религию и др.
В 1895-1898 годы Кан и его соратники (Лян Цичао),
благодаря различным журналам, научным обществам и новым школам активно
пропагандировали идею осуществления реформы структуры управления и
политического устройства страны. После того как немцы оккупировали Цзяочжоу,
Кан с соратниками смогли донести свои замыслы до молодого императора Гуансюя
(1875 – 1908; фактический период правления – 1889 – 1898). Летом 1898 году
начался знаменитый период «100 дней реформ».
В осуществлении
преобразований император был на стороне реформаторов, издал около 200 эдиктов,
которые включали в себя вопросы политики, экономики, военного дела и науки.
В 1898 году весной Кан Ювэй со своими
сторонниками для укрепления
общественного движения за реформы создал «Общество защиты государства».
Но, начав император строить
планы о реформе, затрагивающей структуру центрального управления, Цыси
организовала государственный переворот и стала править. При этом императора
отстранили от дел, отмене подлежали его эдикты. Кан и Лян бежали в Японию, несколько
реформаторов казнили.
Движение
«За реформы» потерпело поражение. Это говорило о том, что идею развития
национализма в Китае поддержали немногие. Те, кого затрагивали реформы, были
против изменений. Национальная буржуазия слабо себя еще чувствовала.
3.Революционное направление во главе
с Сунь Ятсеном.
Во главе национальных
революционеров в Китае был Сунь Ят-сен. Этот лагерь отличался от лагеря
реформаторов тем, что хотели свергнуть маньчжурскую династию и установить в
стране республику. Только республика, по их мнению, могла обеспечить
независимость Китая, модернизацию его экономики и создание сильного
процветающего государства.
Конец Х1Х в. и первые
годы ХХ в. были отмечены новым подъемом революционного движения. Значительную
роль по-прежнему играл «Союз возрождения Китая» во главе с Сунь Ятсеном.
Летом 1905 г. в Японии объединились
несколько революционных организаций. Отсюда появилась организация - «Китайский
революционный объединенный союз». Во главе организации был Сунь Ятсен.
Программой организации стали три народных принципа Сунь Ятсена - национализм,
народовластие и народное благоденствие.
Новая организация была с
той же тактикой, что и «Союз возрождения Китая». Сунь Ятсен вместе с этой организацией
подготовил и осуществил более 10 попыток.все они были неудачными.
В течение 1911 г. Империя Цин была
уничтожена. Началом этих событий стало восстание в г. Учане. Здесь сподвижники
Сунь Ятсена давно готовили восстание.
В начале 1912 г. революция еще до конца не победила. Сунь Ятсен был
избран временным президентом. Юань Шикай в Пекине подготавливает свои
вооруженные силы… Страна оказалась на грани гражданской войны. Сунь Ятсен передает
пост временного президента Юань Шикаю с условием, что он обеспечит отречение
династии Цин от власти. Так и случилось.
Это происходило в последних
числах года СИНЬХАЙ - по традиционному китайскому календарю. Революция стала
носить название Синьхайской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама обстановка в Китае в конце XIX
начале XX в.в. носила довольно острый характер идейной и политической борьбы
нескольких направлений: революционеров, реформаторов и конституционалистов. В
этот период истории оформлялись общественные движения, которые были оппозицией
правящей династии Цин. Оппозицию представляли два движения или два направления
– революционные китайские демократы во главе с Сунь Ятсеном и реформаторы во
главе с Кан Ювэем.
Рассмотрев два течения,
два направления буржуазно-национального движения в Китае в конце XIX начале XX
в.в., можно сделать вывод о разнообразии литературы, описавшей этот временной
отрезок истории Китая.
Особенно необходимо отметить
академика Тихвинского с его множественностью работ по данной тематике.
Были изданы работы С.Л.Тихвинского
о движении за реформы в конце XIX в, А.Г.Крымова о политической борьбе 1900-1917 г.г., Ю.В. Чудодеева о
конституционном движении либеральной оппозиции режиму Цин.
Такое многообразие работ, монографий
говорит об огромном интересе изучения двух лидеров направлений реформаторов и
революционеров.
В 1950-60е были написаны работы,
посвященные не только о развитии революционного движения и деятельности Сунь Ят-сена
перед Синьхайской революцией, историки также
изучили реформаторское китайское движение на рубеже XIX-XX веков.
Деятельность реформаторов была отражена в монографиях по новой истории Китая и
трудах, которые посвящены другим проблемам.
Г.В. Ефимов исследовал программу реформ Кан Ювэя в конце XIX века. C.JI.
Тихвинский описал происхождение реформаторского движения, идейные взгляды
реформаторов, их попытку осуществить реформы в 1898 году и провал ее. Автор в
первый раз в литературе показал реформаторское движение не как что-то единое, а как состоящее
из отдельных групп.
Использованная литература:
1.
Белов Б.А. О характере Синьхайской революции. // Народы Азии и Африки. № 3.
1972. С.77 – 89.
2.
Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989.
3.
Борох Л.Н. Сунь Ятсен о проблеме ускоренного развития Китая. //Народы Азии и
Африки. № 5. 1976. С.54 – 66.
4.
Васильев Л.С. История Востока. - М., 2003.
5.
Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. - М., 1974.
6. История Китая учебник /под ред.
А.В. Меликсетова. М., Изд-во МГУ, 2002. С.736
7. Ленин В.И. «Демократия и
народничество в Китае»// Собрание сочинений.
8. Меликсетов А.В. Историческое
значение Синьхайской революции в Китае.// Китай в новое и новейшее время. М.,
1981, с. 95 – 120.
9. Непомнин О.Е. История Китая нач. ХХ
в. – М., 2005.
10. Никифоров В. Сунь Ятсен и две
попытки создания всекитайской революционной партии.// Народы Азии и Африки,
1978.№ 2. С. 43 – 54.
11. Новейшая история стран Азии и
Африки. В трех томах. М., 2001.
12. Новейшая история стран Азии и
Африки 20 в. Ч.1 /Под ред. Родригеса А.М. и др. – М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Тихвинский С.Л. История Китая и
современность.// Новая и новейшая история. М., 1976
14. Тихвинский С.Л. Китайский
буржуазный национализм – идеология Синьхайской революции.// Новая и новейшая
история.№ 1. 1980.