Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: 'Одномерные' и синтетические учения в менеджменте

  • Вид работы:
    Реферат по теме: 'Одномерные' и синтетические учения в менеджменте
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    02.07.2014 16:53:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Вступление. 3
    1.   «Одномерные» учения в управлении. 4
    2.   «Синтетические» учения в менеджменте. 8
    Выводы.. 11
    Литература. 12
     
    Вступление  
    Менеджмент – совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы.
    Сегодня все учения о менеджменте можно разбить на две большие группы – одномерные и синтетические.
    Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.
    Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
    Актуальность темы работы определяется тем, что для эффективного управления современный менеджер должен знать все направления учений, понимать их различия, особенности применения. Такие знания помогут в нужный момент применить правильную методику, принять оптимальное решение.
     
    1. «Одномерные» учения в управлении  
    К числу наиболее заметных учений этой группы, когда управленческая теория разрабатывалась применительно к одному из трех названных явлений, можно отнести научное управление, бихевиористские учения и организационные теории.
    Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни учеником-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком, сначала рабочим, а потом менеджером [2].
    Его учения базируются на механическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее расширение в рационализации трудовых операций на базе научной организации труда.
    Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
    – разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п.;
    – абсолютное следование разработанным стандартам;
    – подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
    – оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньшая оплата, большие результаты – большая оплата);
    – использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
    – поддержка дружеских отношений и сотрудничества между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
    Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20-30 гг.
    Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949). Основные разработки по этой тематике он сделал будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции было участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в течение нескольких лет в 20-30-х гг. в «Вэстерн Электрик Компании».
    Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.
    В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальную комнату, и над ними производились различные эксперименты. Результаты экспериментов оказались неподдающимися объяснению с точки зрения научного управления.
    Поведение людей, эффективность их труда, конфликты в организации определяются не только чисто экономическими интересами, но и вне экономическими. Ученый А.Маслоу (1908-1970) определил структуру мотивов, управляющих поведением человека. Мотивами поступков людей, по А. Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда и эффективности организации.
    Перенос центра тяжести в управлении с технологических и инженерных задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих и дополняющих идеи школы социальных систем. В. Д. Скотт, преподаватель из Чикаго (1869-1955), выступал за то, чтобы менеджеры смотрели на работника не только с точки зрения их экономических интересов, но и через призму социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.п. Видный теоретик М.П. Фоллетт (1868-1933) стояла за гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и работниками. В противовес Максу Веберу, юристу и социологу (1864-1920), разработавшему теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности, Фредерик Тейлор пытался найти ответ, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина. Ученый Абрахам Маслоу разработал в 1943 г. т.н. «пирамиду (иерархию) потребностей»: самовыражение; признание; принадлежность; безопасность; физические потребности.
    Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки:
    – обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;
    – по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
    – средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
    Организации типа «Y» имеют следующие предпосылки, которые в основном изложены в теории бюрократического построения организации М.Вебера (1864-1920):
    – разделение труда на базе функциональной специализации;
    – хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
    – система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
    – система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
    – отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
    – прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
    – продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
    – стратегия к пожизненному найму;
    – четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;
    – управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
     
    2. «Синтетические» учения в менеджменте  
    В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи, или человека, или администрирование (управленческую деятельность) для «синтетических» подходов характерен взгляд на управление, как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Основной для большинства этих учений в самом общем смысле является так называемый системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное, единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.
    Для отдельных учений об управлении характерно наличие упора на какое-то ключевое, с точки зрения данного учения, направление (цели, внешняя среда, структура и т. п.). Однако их принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в том, что все они исходят из многомерности организации и управления ею, из необходимости учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование.
    Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.
    Суть ситуационных теорий состоит в том, что методы воздействия должны меняться в зависимости от ситуации, а потому управление – это искусство.
    Теория Z Уильяма Оучи. На основе японского опыта Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, контроль с помощью четких формализованных методов, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z была разработана как альтернативная Мак-Грегоровским концепциям X и Y. В соответствии с ними существуют два типа управления, зависящие от взглядов руководителя на подчиненных: по типу X и по типу Y. Руководитель типа Х считает, что человек ленив, эгоистичен, старается не брать на себя ответственость. Поэтому применяется авторитарный стиль руководства. Руководитель типа Y считает, что человек в благоприятных условиях стремится творить, брать ответственность на себя, осуществлять самоконтроль. Поэтому применяется либерально-демократический стиль руководства. Мак-Грегор полагал, что управление типа Y более эффективно [1].
    Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления несомненно является Питер Дракер, автор многих книг по управлению, консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета более чем на протяжении 20 лет, а с 1971 г. – профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии.
    Центром идей Дракера об управлении является учение о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Дракер приписывал себе первенство в создании систематизированного учения об управлении и, соответственно, учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях. Имя Дракера связано со спасением умиравшей автомобильной компании «Форд», с внедрением в фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
    Одним из самых известных теоретических положений, выдвигаемых Дракером, является его Концепция управления по целям (МВО). Это явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он выдвинул эту концепцию, в основном, внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера в том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.
    Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и к идеям Мэйо, в частности. Бихевиористские идеи он называл «психологическим деспотизмом « и считал, что главная задача менеджмента – делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и заботиться о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношения на работе должны строиться на базе взаимного уважения.
    Более того, в начале 50-х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что в фирме создается демократически выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал впоследствии, что это была его самая оригинальная и важная идея управления. При этом факт неприятия этой идеи обществом он рассматривал как свое крупнейшее поражение.
    Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Однако несомненно стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества [6].
     
    Выводы  
    Итак, учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические».
    «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.
    «Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».
     
    Литература  
    1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 416 с.
    2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
    3. Менеджмент: Методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. / М. Армстронг, Дж. Ланкастер, Д. Уотерс и др.; Пер. с англ. О.О. Чистякова – К.: Знання-Прес, 2006. – 876 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - 'Одномерные' и синтетические учения в менеджменте ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.