Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Учебно-познавательные задачи как средство формирования биологического понятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Учебно-познавательные задачи как средство формирования биологического понятия
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    04.07.2014 11:51:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение..........................................................................................................
    3
    1. Теоретические основы разработки и применения учебно- познавательных задач как средство формирования биологических знаний..............................................................................................................
    5
    1.1 Теория развития биологических понятий при изучении школьного предмета система биологических понятий, методические условия формирования понятий, этапы формирования биологических понятий..
    5
    1.2 Структура учебно-познавательных задач по биологии ........................
    12
    1.3 Методика разработки учебно-познавательных задач по биологии ......
    14
    1.4 Место учебно-воспитательных задач в процессе формирования биологических понятий.................................................................................
    16
    2. Методика применения учебно- познавательных задач как средство формирования биологических понятий на примере темы "Внутренняя среда организма"..............................................................................................
    18
    2.1 Система понятий, формируемых в теме " Внутренняя среда организма "......................................................................................................
    18
    2.2 Задачи и их применение в обучении биологии......................................
    20
    Заключение........................................................................................................
    24
    Список литературы..........................................................................................
    25
    Приложение......................................................................................................
    27
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроках биологии является из одной из наиболее актуальных проблем для учителя. В современном обществе происходят глубокие изменения и реконструкции, что требует от будущего выпускника школы современного уровня образования, высокого уровня физического развития, а также глубоких знаний основ различных типов производств.
    Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии разрабатываются в исследованиях многих современных психологов и педагогов.
    Урок биологии сегодня выступает в качестве основной единицы учебного процесса. Образовательная составляющая современного урока биологии включает в себя формирование биологических понятий, усвоение учащимися законов, теорий, научных идей, фактов, развитие специальных биологических умений и навыков, при этом содержание необходимого материала должно быть высокого уровня, отражать научную истину и практическую ценность знаний. Для достижения результатов усвоения биологических понятий необходимо развитие у всех школьников таких познавательных процессов как наблюдательность, память, мышление, речь, с этой целью и применяются на уроках биологии учебно- познавательных задач.
    Цель работы: охарактеризовать учебно-познавательные задачи как средство формирования биологического понятия.
    Для достижения цели решался ряд задач:
    - теоретический обзор литературы по данному вопросу;
     - характеристика структуры учебно-познавательных задач по биологии;
    - описание методики разработки учебно-воспитательных задач по биологии;
    - разработка понятий  и задач, необходимых для их формирования ( около 15 задач).
    Объектом исследования является учебный процесс на уроке биологии. Предметом исследования выступает содержание деятельности по формированию биологических понятий через применение учебно-познавательных задач.
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
     
    1.1 Теория развития биологических понятий при изучении школьного предмета система биологических понятий, методические условия формирования понятий, этапы формирования биологических понятий
     
    Понятие - это мысль, в сущности которой происходит обобщение и выделение предметов какого-то класса по каким-либо общим и при этом специфическим для них признакам.
    Формирование и развитие понятий в методике обучения биологии занимает одно из главных мест. Коллектив ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина в 50-х гг. всерьез занялся разработкой данного вопроса "Теорию развития биологических понятий". Данная теория смогла создать научную базу, определяющую отбор и расположение учебного материала в школьных курсах и предмете биологии в целом, повлияла на пересмотр методов обучения и воспитания. Были намечены направления в области специальных исследований:
    -в области разработки эффективной методики развития отдельных групп биологических понятий по разделам систематики, физиологии, экологии, генетики;
    - в сфере развития самостоятельного мышления учащихся,
    - в области развития методов обучения биологии в средней школе,
    - в сфере моделирования систем биологических понятий.
    Можно выделить основные положения теории о развитии биологических понятий:
    - школьный предмет "Биология"- это система основных понятий науки и практики;
    - содержание предмета "Биология" должно быть выражено в основных понятиях;
    - понятия главную роль в процессе развития мышления и воспитания школьников выполняют понятия;
    - понятия должны развиваться в процессе обучения;
    - формирование и развитие биологических понятий идет поэтапно;
    - существуют понятия: специальные, локальные и общебиологические ;
    - если понятие сложное, то оно формируется в процессе обобщения простых понятий, их  слияния и интеграции;
    - различают такие виды понятий как непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала;
    - осознанное усвоение биологических понятий происходит при их при непрерывном формировании и развитии;
    Вышеизложенные положения составляют основу методической теории развития биологических понятий.[3, 34]
    Было отмечено, что процесс развития понятий - есть обязательный процесс для приобретения прочных и осознанных знаний.
    Основными формируемыми понятиями предмета биологии в школе являются:
    -  морфологические,
    - анатомические,
    -  физиологические,
    -систематические,
    - цитологические,
    - филогенетические,
    - эмбриологические,
    - генетические;
    - агрономические;
    - гигиенические;
    - медицинские.
    Общепринятое деление понятий на единичные и общие в методике биологии может быть конкретизировано как понятия простые и сложные. В школьной биологии имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета.
    Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Так, понятие о листе на первом уроке по теме является простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е. приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие "лист" становится наиболее сложным, оно включает элементы:
    - различны формы листа,
    - анатомическое строение листа,
    - синтез органических веществ в листе на солнечном свету,
    - процесс дыхание листа,
    - процесс испарения воды листьями,
    - приспособительные признаки листьев у разных растений.
    Такой же ход развития и  усложнения претерпевают понятия о семени, корне, цветке и других органах растения. Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике.
    Параллельно, при изучении курса ботаники из темы в тему идет развитие понятий по элементам основ таких наук как:
    - морфология,
    - анатомия тканей растения,
    - физиология растения.
    В курсе зоологии понятие о каждом животном объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека простые понятия дают в совокупности сложное понятие об анатомии каждого органа, например сердца, легкого, мозга и др. Это понятие тесно связано с понятием о функциональных процессах, протекающих в клетках, тканях, целом органе и во всей системе, в которую он входит. Понятие об органе постепенно преобразуется в более сложное анатомо-физиологическое понятия о системе органов. При дальнейшем изучении человеческого организма происходит еще большее углубление понятия о системе (например, кровообращения), рассмотрение взаимосвязей с другими системами. Из приведенных примеров видно, что данные понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными. [11, 78]
    Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов: клетка как единица жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующаяся система, обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение организмов, эволюционное развитие мира, биологическая система и уровень организации живой материи. Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них.
    Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет отбор учителем главного, существенного и приводит к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Знания, полученные на одном из уроков и в дальнейших темах не практикуемые в новых связях, не удерживаются в памяти.
    Формирование биологических понятий можно разделить на три этапа:
    - образование,
    - развитие
    - интеграция.
    Поэтапное формирование понятий  имеет важное значение для их усвоения, пропуск отдельных этапов осложняет процесс их усвоения.
    В школьном курсе биологии используют три способа образования понятий:
    -индуктивное обобщение;
    - дедуктивный вывод их из известных теорий;
    - традуктивный.
    Индукция- это особый тип умозаключений, строящийся на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству.
    Дедукция - это тип умозаключений, в виде обратного движения мысли - от общего к частному .
    Традукция- это вид умозаключения, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему. [9, 113]
    Формирование понятий индуктивным путем осуществляется в определенной последовательности по этапам:
    1) выделение, группирование и сравнение ряда объектов с целью выявления общих признаков у совокупности данных объектов;
    2) выделение существенных признаков (отбор и уточнение их), отграничение их от несущественных;
    3) определение понятия (формулирование дефиниции) и обозначение соответствующего термина;
    4) установление связи с другими понятиями, разграничение со смежными;
    5) определение места понятия в соответствующей системе понятий, подведение под него конкретных объектов;
    6) применение сформированного понятия (практикование).
    Уже на первом этапе обучения биологии вводится ряд абстрактных теоретических понятий (биосистема, приспособленность, биоразнообразие, экология, система живых организмов, царства и др.), являющихся исходными для развития целостной системы теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение, биогеоценоз, биосфера и др.). Здесь же берет начало формирование общих теоретических понятий (ценность биологического разнообразия, вид, род, семейство и другие таксоны, видообразование, естественный отбор, борьба за существование, взаимоотношения организмов и среды, уровни организации жизни, биосистемы, экосистемы и др.), которые для учащихся пока еще абстрактны из-за малого количества известных им признаков, что осложняет их определение в школьных курсах биологии о растениях, животных и человеке. В то же время начало развития этих общебиологических понятий в данных курсах способствует в сравнительно короткое время накоплению знаний для более успешного формирования названных теоретических понятий. В этом случае часто используется дедуктивный способ овладения понятиями. По мере накопления теоретических знаний усиливается формально-логический вывод понятий. Некоторые из них выводятся способом редуцирования (от лат. reducere - приводить обратно, отодвигать назад, возвращать), при котором сложный процесс определения сводится к более простому. В этом случае имеющиеся данные признаков понятия преобразуются, сводятся к простой форме, открывая более легкий путь решения поставленной задачи. Так, понятие "биосистема" редуцируется из понятия о процессах жизнедеятельности живого организма, а понятие о структурных уровнях организации жизни - из знаний о биосистеме. [15, 134]
    Абстрактные понятия, образованные путем формально-логического вывода из теории, имеют иную последовательность формирования, чем при индуктивном способе познания. При этом Н. Е. Кузнецова выделяет следующие этапы
    1:Отбор исходных посылок для вывода понятия;
    Вывод и определение понятия, уточнение его признаков;
    Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями;
    Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации;
    Применение понятия для решения разных познавательных задач.
    Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сравнение.
    1.Сравнение - это сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Оно обеспечивает возможность применения анализа, т. е. детального и сравнительного исследования свойств изучаемого предмета и явления. Вместе с тем сравнение с использованием анализа позволяет сформулировать обобщающий вывод (т. е. подводит к синтезу).
    Таким образом, сравнение является важнейшей предпосылкой к обобщению. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий в сравниваемых объектах. В этом отношении сравнение выступает как прием, дополняющий, а иногда и заменяющий определение (выведение) понятия.
    Однако сформированные таким путем биологические понятия являются эмпирическими, так как возникают на основе наблюдения. Такие понятия хотя еще и не являются теоретическими, играют немаловажную роль в познании мира. Формирование теоретических понятий осуществляется на основе анализа фактических данных и их обобщения, при этом выделяется содержательная, реальная абстракция, фиксирующая сущность изучаемого конкретного явления. Затем путем раскрытия противоречий в этом явлении и определения способа практического решения следует восхождение от абстракций сущности к единству многообразных сторон развивающегося целого, к конкретному. [2, 89]
    Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, например формирование понятия по типу "подведение под понятие". Модель этого процесса можно представить в таком виде:
    1) постановка проблемы (подведение обьекта под данное понятие);
     2) поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);
     3) решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);
    4) осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);
    5) характеристика результатов - выведение понятия, формулирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию). Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных и доступных пониманию определений.
     Они способствуют выделению главного в содержании понятия, следовательно - четкости и ясности его восприятия. Значительную положительную роль выполняет наглядность, особенно демонстрационный и лабораторный эксперимент, а среди логических приемов (наряду с такими, как сравнение, анализ, синтез, обобщение) - вопросы и задания проблемного характера
    Таким образом, формирование и развитие биологических понятий представляют собой сложный процесс, основой которого является развитие знаний не только в плане: восприятие - представление- понятие - система понятий, но и как накопление опорных знаний - определение и закрепление понятий-дальнейшее развитие понятий в их системе на базе структуры учебного материала. При этом содержание понятия и его структура имеют большое дидактическое значение. [3, 73]
     
    1.2 Структура учебно-познавательных задач по биологии
     
    Чтобы овладеть учебно- познавательной деятельностью, школьникам необходимо решать учебно- познавательные задачи на уроках биологии.
    Для того, чтобы формировать у учащихся основные понятия курса на требуемом уровне, необходимо выстраивание дидактически обоснованной системы вопросов, упражнений, заданий, задач.
    От организации учебно-познавательной деятельности и управления ей во многом зависит подготовка школьника к самообразованию, так как в ходе ее он овладевает элементами самоорганизации и самоуправления.
    В психолого-педагогических исследованиях было предпринято большое число попыток упорядочения учебных, познавательных, учебно-познавательных задач.
    Каждое задание - совокупность инвариантных и вариативных свойств Те и другие свойства объективны.
    При планировании образовательных результатов конкретной учебно-познавательной задачи необходимо соблюдать определенную структуру описания и анализа задачи, которая включает в себя такие элементы:
    1. Название задачи.
    2. Тип задачи.
    3. Класс, где может быть решена данная задача.
    4. Текст задачи и действия учеников при поэтапном ее решении.
    (осмысление условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения и дополнительные вопросы к задаче, носящие, как правило, проблемный характер.) Дополнительные вопросы расширяют обзор задачи и формируют е смысл ее для школьников;
    5. Результаты, которых достигнут ученики после решения задачи.
    ·6. Комментарии, которые обратят внимание учителя на наиболее важные факторы процесса решения данной задачи, включая формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе решения.
    Таким образом, учебно-познавательная задача должна обладать определенной структурой, чтобы поэтапно можно было ее использовать на уроках при формировании биологических понятий. [14, 156]
     
    1.3 Методика разработки учебно-познавательных задач по биологии
     
    Было установлено, что многие педагоги имеют затруднения при разработке и конструировании учебно-познавательных задач, используемых при формировании биологических понятий.
    Наибольшие затруднения возникают при создании проблемных ситуаций, на этапе формулировки учебной проблемы или проблемной задачи. Поэтому многие учителя используют учебно- познавательные задачи эпизодически, с целью закрепления учебного материала.
    Дифференциация задач и заданий осуществляется в основном интуитивно.
    Для разработки конкретной учебно-познавательной задачи необходимо четко соблюдать ее структуру:
    -название;
    -описание типа, согласно типологии задач по характеру и уровню познавательной деятельности;
    -класс и учебные дисциплины, на которых может быть предложена эта задача;
    - текст задачи и основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи: осмысление условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения и дополнительные вопросы к задаче, носящие, как правило, проблемный характер.
    - образовательные результаты, которые можно ожидать после решения задачи: предметные, личностные и метапредметные (межпредметные понятия и познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия)
    На каждом этапе решения учебно-познавательной задачи должны формироваться универсальные учебные действия. [5, 72]
    1этап. Осмысление условия задачи.
    Идет отбор необходимой информации, ученикам нужно выделить ключевые моменты: скорость автомобиля- животное бегает быстрее. Затем нужно ·соотнести известные элементы задачи с неизвестными, сделать краткую запись.
    2этап. Составление плана решения учебной задачи.
    Сопоставить данную задачу с известными классами задач (на составление уравнений, на нахождение процентов от числа) и выбрать возможный путь решения (алгебраический или арифметический).
    3 этап. Осуществление плана решения
    4 этап. Изучение найденного решения
    Сравнить два решения (алгебраическое и арифметическое): их значимость, экономичность, правильность, эстетичность, доступность.
    Соотнести с имеющимися знаниями полезную информацию, полученную из условия задачи.
    Образовательные результаты (без учета дополнительных вопросов):
    1. Предметные:
    2. Метапредметные:
    Познавательные учебные действия:
    - работать с текстом, извлекать необходимую информацию;
    - структурировать информацию и представлять ее в понятной форме;
    - строить логические цепочки;
    · умение давать определение понятиям;
    · умение делать выводы и умозаключения.
    Коммуникативные учебные действия:
    · с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и подбирать аргументы, доказывающие, что кит не является рыбой.
    Регулятивные учебные действия:
    - соотносить учебные действия с известным правилом;
    - применять для решения задачи знания из разных предметных областей знаний.
    3.Личностные:
    - выстраивать аргументацию.
    - проявлять находчивость и активность при решении задачи;
    - воспринимать объекты окружающего мира через сравнение и сопоставление величин, их характеризующих.
    Представленная схема анализа учебно-познавательной задачи дает представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, - овладеют обучающиеся в процессе решения конкретной задачи, а также позволяет учителю спрогнозировать объективную сумму образовательных эффектов в процессе решения данной учебно-познавательной задачи. [15, 67]
     
    1.4 Место учебно-воспитательных задач в процессе формирования биологических понятий
     
    Решение учебно-познавательных задач является определяющим в содержании и структуре деятельности на уроках биологии. В данном процессе обнаруживается социальный интеллект старшего подростка, то есть его способность прогнозировать и объективно оценивать результаты учебно-познавательной деятельности, что позволяет школьнику реализоваться в собственной учебно-познавательной деятельности.
    Именно учебно-познавательная задача может позволить ученику делать открытия и оказывать преобразующее воздействие на окружающих. Учебно -познавательные задачи при формировании биологических терминов помогают обогатить опыт познания окружающей действительности, расширить представления о своих возможностях, а это является предопределяющим в  развитии собственных качеств ребенка.
    Обусловленность учебно-познавательной задачи в процессе формирования биологических понятий определяется источником ее предоставления, главное в том, что ребенок при ее решении проявляет активность в учебной деятельности.
    Учебно-познавательные задачи направлены на определение познания внешнего объекта. Направление на субъект будет способствовать выявлению предполагаемых трудностей при возникновении проблемных ситуаций. При прочтении учебно-познавательной задачи, школьникам предлагается ответить на такие  вопросы: «можете ли вы решить предлагаемую вам задачу?»; «что вызывает у вас затруднения?», которые позволяют выявить причины возникновения затруднений, определяемых содержанием задачи; формулировкой задания; установлением логической связи между предметной содержательной областью и необходимым действием.
    Решение учебно-познавательных задач при формировании биологических понятий должно привести к созданию условий для полноценной диагностики индивидуальных возможностей ученика, при этом процессе строится прогноз результатов учебно-познавательной деятельности.
    Учебно-познавательная задача предназначена для развития гуманитарных качеств человека, которые определяются содержанием внутренних процессов познания, что необходимо для социальной адаптации ребенка в будущем.
    Учебно-познавательные задачи, используемые в процессе формирования понятий на уроках биологии являются средством, с помощью которого учитель создает условия для воздействия на составляющие социального интеллекта. Содержание текста задачи приобретает внутреннюю обусловленность, при ее  решении у обучающихся происходит реализация потребности узнать то, чего они не знают, поэтому данная биологическая информация приобретает личностный смысл. [6, 72]
    2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА"
     
    2.1 Система понятий, формируемых в теме " Внутренняя среда организма "
     
    Биология - школьный учебный предмет, который вносит существенный вклад в процесс формирования у ребят определенной системы знаний об окружающем их мире. Данный курс биологии в 5-9 классах направлен на формирование у школьников понятий об особенностях живой природы, ее разнообразии, о человеке как части живой природы.
    Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.
    Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
    Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
    Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 216 с.
    Рассматриваемая тема «Внутренняя среда организма» рассчитана на 4 учебных часа в 8 классе курса биологии.
    Основные понятия, рассматриваемые в данной теме:
     Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
    Понятие о внутренней среде организма, ее состав, роль в организме. Значение гомеостаза для нормального функционирования организма.
    Состав крови, ее строение как соединительной ткани, функции в организме, роль свертывания в предохранении от потерь крови. Строение и функции ФЭК (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).
    Защитные свойства организма, антигены и антитела, виды иммунитета и механизмы их формирования. Вакцины и сыворотки. Особенности строения и функционирования лимфоцитов и лейкоцитов.
    Понятие о 4 группах крови (наличие разных агглютининов и агглютиногенов), переливание крови.
    Для формирования предложенных биологических понятий в теме «Внутренняя среда организма» нами разработаны различные учебно- познавательные задачи, которые разделены на определенные группы. [2, 56]
     
    2.2 Задачи и их применение в обучении биологии
     
    Для формирования учебно-познавательной компетенции учитель подбирает различные задания, которые будут связаны с постановкой цели, выдвижение гипотезы, на обобщение, на сравнение, установление причинно-следственных связей. Прежде, чем учитель предложит ученику одну из разработанных им задач, он должен научить школьников эти задания выполнять.
    Учебно-познавательные задачи по теме «Внутренняя среда организма» могут быть различны:
    1. Задачи с использованием учебного модуля «сравнение». Сравнить - это значит рассмотреть одно в связи с другим для установления сходства и различия или для установления преимуществ одного перед другим. Для решения данного типа задачи необходимо следовать алгоритму:
    -Выделить признаки или параметры для сравнения;
    - Отобрать учебную информацию;
    - Применить отобранную информацию для выделение сходства и различия;
    - Создать речевую  конструкцию, необходимую для ответа.
    1. Задачи с использованием учебного модуля «Причина - следствие». Модуль - «Причина» - это явление, которое порождает обуславливающее другое явление - следствие, а следствие следует из чего-либо, делается вывод или результат. Для решения  данного типа задач необходимо предпринять следующие алгоритмы действий:
    - Отбор информации;
    - Применение отобранной информации для составления опорной схемы;
    - Моделирование речевых конструкций.
    Задача 1. Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых «кровяных депо». Такие «депо» крови - печень, селезенка, кожа. Печень содержит до 20 %, селезенка - 16 % и подкожные сосуды - 10 % общего количества крови. Таким образом, в «кровяных депо» находится около 46 % крови. Если организм человека находится в состоянии активности (тяжелая мышечная работа) объем крови увеличивается. Ответьте на вопрос: откуда берется в организме дополнительный объем крови?
    Задача 2. Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».
    Что такое сердце? Камень твердый?
     Яблоко с багрово-красной кожей?
    Может быть, меж ребер и аортой
     Бьется шар, на шар земной похожий?
    Так или иначе, все земное
    Умещается в его пределы,
    Потому что нет ему покоя,
    До всего есть дело.
    Попробуйте сочинить свое стихотворение о любом другом органе кровеносной системы (вены, артерии, селезенке).
    Задача 3. Кровь и другие жидкости тела человека и высших животных называют «плененным морем». Проанализируйте таблицу. Определите, почему крови дают такое название.
    Химические элементы и соединения
    Морская вода
    Кровь
    Na
    30,5
    39,0
    Mg
    3,8
    0,5
    K
    1,2
    1,0
    Ca
    1,8
    2,6
    Cl
    55,2
    45,0
    CO2
    0,5
    11,0
    Другие элементы
    7,0
    0,9
    Итого
    100%
    100%
    Задача 4.
    Необходимо решить понятийный кроссворд.
    Ответить на вопросы и дать определение понятию, которое получиться посередине.
    1. Белок, находящийся внутри эритроцита (ГЕМОГЛОБИН)
    2. Клетка крови, участвующая в ее свертывании (ТРОМБОЦИТ).
    3. Составная часть внутренней среды организма, образующая за счет тканевой жидкости (ЛИМФА)
    4. Белые клетки крови (ЛЕЙКОЦИТЫ).
    5. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов (КРОВЬ).
    6. Физический процесс, с помощью которого осуществляется обмен веществ (ОСМОС)
    7. Красные кровяные тельца (ЭРИТРОЦИТЫ)
    8. Физиологический …..(РАСТВОР)
    9. Составная часть крови (ПЛАЗМА).
    Задача 5. Нужно составить небольшое стихотворение пяти строчек
    1.Существительное -Тема урока. (кровь)
    2.Прилагательное - описание существительного ( красная, жидкая)
    3.Глагол - действие для существительного ( движется, течет)
    4.Отношение к теме- нужность для существительного ( она необходима )
    5.Подобрать синоним к существительному ( жизнь, здоровье).
    Задача 6. Если происходит ранение кожи, то кровотечение через какое-то время останавливается и образуется тромб. Почему образуется тромб красного цвета, ведь известно, что образовавшийся из фибриногена фибрин белый? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить, что в крови человека есть белые кровяные тельца - лейкоциты. Нужно найти ответ на вопрос и определить, где в данном высказывании неточности.
    Задача 7. Если произошел порез кожи, то сначала кровь течет, но в скором времени она свертывается и перестаёт течь. Почему кровь свертывается при выходе наружу, но не свертывается в сосудах?
    Задача 8.  Известно, что пиявки выделяют особый фермент, который уменьшает свертываемость крови. Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней? Дайте ответ с использованием известных вам понятий.
    Задача 9. Известно, что сторонники учения "социал-дарвинизм" переносят закономерности живой природы на жизнь обычных людей, они делят людей на элиту и эксплуатируемых - бедных. В основе их учения лежит расизм – теория, которая утверждает неполноценность определенных рас. В качестве подтверждения теории они используют следующие данные: В Западной Европе только 4 % людей имеют IV группу крови, 47 % – II группу крови, 43 % европейцев имеют I группу крови. Для жителей Азии наиболее распространенны III и IV группы крови. Эти данные позволяют социал-дарвинистам считать, что люди с I и II группами крови являются элитой. Согласитесь или не согласитесь с этим утверждением. Приведите аргументы.
    Задача 10. Известно, что после перенесенного инфекционного заболевания человек приобретает иммунитет к данной инфекции. Объясните данный факт с использованием механизма иммунного ответа. Можно ли без назначения врача использовать иммуностимулирующие препараты, которые мы видим в рекламе?
    Задача 11. Если жителей гор (горцев) переселить на равнины, а потом обратно, то можно увидеть изменение количества эритроцитов в их крови.  В каком случае происходит уменьшение, а в каком случае увеличение их количества. Объясните почему это происходит.
    Задача 12. Установлено, что в 5-ти литрах крови растворяется 100 см3 кислорода, при этом, чтобы удовлетворить потребности организма в кислороде, его нужно намного больше. Поясните путь, которым организм получает необходимое количество кислорода.
    Задача 13. Если вы читаете детективы, то знаете, что по закону жанра преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжигает окровавленную одежду своей жертвы, но судебно-медицинская экспертиза на основании, взяв пепел на анализ, смогла установить наличие крови на одежде. Объясните данный факт.
    Задача 14. Людям часто назначают клинический анализ крови. Узнайте его суть. Предположите, какие болезни и физиологические расстройства позволить прогнозировать данный анализ?
    Задача 15. Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Определите, почему кровь людей не всегда свертывается.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Большинство отечественных методистов отмечают, что каждое понятие обогащается содержанием постепенно при последовательном включении в его состав новых элементов. Только опытный педагог может достигнуть формирования биологических понятий с помощью активизации учебно- познавательной деятельности.
    Учитель должен знать и понимать, как происходит движение того или иного биологического понятия: когда его вводить в процесс обучения, в каких темах данное понятие необходимо конкретизировать и установить отношения между данным понятием и другими понятиями.
    Помогают в формировании биологических понятий на уроках биологии учебно- познавательные задачи.
    При планировании образовательных результатов конкретной учебно-познавательной задачи необходимо соблюдать определенную структуру описания и анализа задачи.
    Таким образом, в процессе работы были охарактеризованы учебно-познавательные задачи как средство формирования биологического понятия.
    Рассмотрены теоретические аспекты формирования биологических понятий, охарактеризована структура учебно-познавательных задач по биологии.
    Также была рассмотрена методики разработки учебно-воспитательных задач, используемых при формировании биологических понятий.
    Для практической части была использована тема "Внутренняя среда организма" школьный курс биологии, 8 класс. Для данной темы охарактеризована система формируемых понятий, а также составлены 15 учебно- познавательных задач.
    Кроме того, составлен конспект урока, где используется некоторые из предложенных учебно- познавательных задач в рамках данной темы.
     ЛИТЕРАТУРА
     
    Абдулаева О.А.Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 74 с.Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи в контексте ФГОС II поколения // Естественно-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: Материалы городской научно-практической конференции «Проблемы естественно-научного образования в идеологии стандартов второго поколения» / под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011 – 152 с. – с.103-106Алексеев, П.В.Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.Бабанский, Ю.К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.Бордовская, Н.В.Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.Воронин, А.С.Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. - №7. - С. 18 -25.Морозова, Н.Г.Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с.Ковалев, А.Г.Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с.Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006. - 190 с.Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с.Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с.Педагогический энциклопедический словарь. - М.: 2002. - 547 с Смолкин, А.М.Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.Сонин, Н.И.Биология. Человек. 8 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.Щукина, Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с.Харламов, И.Ф.Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.Шамова, Т.И.Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.  
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма"
    Тема урока: "Состав и функции крови"
    Тип урока: изучение нового материала.
    Вид урока: урок-беседа.
    Цель урока: Изучить состав крови; ее функции.
    Задачи урока:
    Обучающая: сформировать понятие о составе крови, её форменных элементах, строении и значение клеток крови.
    Развивающая: продолжить формировать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, применять свои знания в новой учебной обстановке.
    Воспитывающая: стимулировать развитие учебно- познавательной активности.
    Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные (плакаты, зарисовка на доске), практические методы.
    Средства на уроке: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью; набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”; инструктивная карточка.
    Ход урока
    1.Организационный момент (1 мин)
    2. Актуализация знаний (5 мин)
    1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?
    2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
    3) Что такое лимфа?
    4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?
    3.Изучение нового материала (30 мин)
    1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови” (записать в тетрадь).
    Какова цель нашего урока? (дети высказывают предложения по постановке цели урока)
    Учитель:
    1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? (соединительная ткань).
    2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? (лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).
    Для выполнения поставленной цели нашего урока мы сегодня с вами в деталях познакомимся с составом и функциями крови.
    Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях (учащиеся записывают определение крови в тетрадь)
    Учитель:
    1. Вытекает ли кровь в полость тела? (нет, она замкнуто движется внутри сосудов)
    2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.
    Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите (красный осадок и желтоватая жидкость)
    Схема на доске (устно проговорить):
     
    Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?
    Функции плазмы:
    Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;
    Питательная;
    Выделительная;
    Защитная;
    Регуляторная (учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)
    В своих тетрадях с печатной основой выполним задание №62. (учащиеся заполняют таблицу “Строение и функции крови”).
    Учитель: Сейчас проверим правильность заполнения вашей таблицы.
    (учитель дополняет ответ учащихся по форменным элементам крови):
    1. Эритроциты:
    Красные кровяные тельца.
    Зрелые эритроциты не содержат ядра.
    Форма двояковогнутых дисков.
    Циркулируют 120 дней.
    Разрушаются в печени и селезенке.
    Содержат белок - гемоглобин.
    2.Лейкоциты: Белые клетки крови, функция которых защитная.
    Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества; В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.
    В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.
    3.Тромбоциты: Кровяные пластинки - это особые бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм. Жизнь их продолжается 5-7 дней. Образуются они в красном костном мозге.
    Функция свертывания.
    2.Лабораторная (демонстрационная) работа.
    Изучение препапарата крови лягушки человека
    Цель:Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
    Оборудование:микропрепараты крови человека, лягушки; микроскоп.
    Ход работы.
    1. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа микропрепараты крови человека.
    Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
    Зарисуйте 1-2 эритроцита.
    2. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.
    Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
    3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу.
    Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
    Эритроцит
    Диаметр клетки, мкм.
    Форма клетки
    Наличие ядра
    Человека
    7-8
     
     
    Лягушки
    21-24
     
     
    4.Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
    В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
    Если жителей гор (горцев) переселить на равнины, а потом обратно, то можно увидеть изменение количества эритроцитов в их крови.  В каком случае происходит уменьшение, а в каком случае увеличение их количества. Объясните почему это происходит.
    Закрепление изученного материала (7 мин)
    Подводя итог изученного материала какие же основные функции выполняет кровь в нашем организме? (учащиеся отвечают)
    Функции крови:
    1. Транспортная:
    2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
    3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.
    4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.
    Решите задачу: Если вы читаете детективы, то знаете, что по закону жанра преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжигает окровавленную одежду своей жертвы, но судебно-медицинская экспертиза на основании, взяв пепел на анализ, смогла установить наличие крови на одежде. Объясните данный факт.
    5. Задание на дом(2 мин):
    1. Параграф  учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;
    2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;3. Если произошел порез кожи, то сначала кровь течет, но в скором времени она свертывается и перестаёт течь. Почему кровь свертывается при выходе наружу, но не свертывается в сосудах?
    6.Рефлексия. если понравился урок, значит нарисуйте веселый смайлик, :) если нет, то грустный.:(
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Учебно-познавательные задачи как средство формирования биологического понятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.