Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Розничная торговля в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Розничная торговля в рыночной экономике
  • Предмет:
    Коммерческое дело, торговля
  • Когда добавили:
    04.07.2014 16:44:29
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    Розничная торговля в рыночной экономике, ее функции и виды.. 4
    Анализ организации розничной торговли в ООО «Декс». 9
    Заключение. 14
    Список использованных источников. 15
     
     
    Введение  
    Розничная торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.
    Торговля в условиях рыночных отношений, функционирует в рамках крупномасштабной, быстроменяющейся внешней среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.
    Актуальность темы заключается в том, что коммерческая деятельность торгового предприятия, в этих условиях приобретает все большее значение. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность.
    Цель работы заключается в анализе розничной торговли в рыночной экономике.
    Задачи контрольной работы:
    - рассмотреть роль розничной торговли в рыночной экономике;
    - рассмотреть функции и виды розничной торговли;
    - провести анализ организации розничной торговли в ООО «Декс».
    Объект исследования – ООО «Декс».
    Предметом исследования в работе является организация розничной торговли в ООО «Декс».
    Розничная торговля в рыночной экономике, ее функции и виды  
    Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд [5, с. 12].
    Розничная торговля осуществляет ряд функций:
    - определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
    - исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке; осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
    - проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены; проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
    - осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков; оказывает поставщикам, потребителям транспортно- экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги [2, с. 31].
    Розничный торговец должен принять самое важное решение - выбрать целевой рынок и составить его профиль. Иначе он не может принять обоснованные решения о характере товарного ассортимента, оформлении магазина, внутримагазинной рекламе и др. При обслуживании различных социальных групп необходимо выбрать основного целевого клиента и в своей деятельности ориентироваться на него. Ассортимент розничного торговца должен соответствовать потребительским предпочтениям, поскольку именно возможность выбора товара является решающим фактором для покупателя. Важно определиться также с комплексом услуг, оказываемых посетителям магазина: продление часов работы, прием заказов по телефону, демонстрация товаров, оформление экспозиции, внутримагазинная реклама и др.
    Для потребителей представляет интерес и развитие дополнительных услуг: ремонт, кафе, справочная служба, обмен валюты и т.д. Не меньший интерес вызывает и послепродажное обслуживание: упаковка, доставка, подгонка товара, возможность возврата продукции и тому подобное [3, с. 11].
    Ключевым фактором конкурентной борьбы является ценовая политика, отражающая и уровень качества товара, и имидж фирмы, и целевой рынок. Ценовые решения часто даются непросто, но именно они способствуют формированию лояльности клиентов, обеспечению успеха на потребительском рынке.
    Управление процессом обслуживания покупателей связано с управлением экономическими показателями деятельности торгового предприятия, влияющими на его финансовое положение.
    Уровень обслуживания в магазине определяется рядом элементов.
    - Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса покупателей.
    - Применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок.
    - Предоставление потребителям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемых товаров.
    - Широкое использование средств внутримагазинной рекламы и информации, что способствует формированию новых направлений спроса на товары и торговые услуги и позволяет экономить время на приобретение товара.
    Высокая квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале, является важными условием реализации намерений покупателей и создания благоприятного психологического климата в процессе торгового обслуживания.
    Полное соблюдение правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине рассматривается как минимальный стандарт обслуживания [4, с. 105].
     
    Классификация предприятий розничной торговли:
    в зависимости от организации обслуживания покупателей:
    - стационарная торговая сеть: магазины и мелкорозничная сеть. Магазины составляют примерно 90 % предприятий розничной торговли. Мелкорозничная торговая сеть включает павильоны, палатки, ларьки, киоски, торговые автоматы. Она обладает большей гибкостью по сравнению с магазинами, так как не требует значительных затрат на их сооружение, максимально приближена к покупателю по расположению и ассортименту;
    - передвижная торговая сеть - используется преимущественно для обслуживания отдаленных населенных пунктов; включает развозную (автомагазины, автоприцепы) и разносную (в поездах, самолетах, стадионах, железнодорожных платформах и т.д.) передвижную торговлю;
    - посылочная торговля (немагазинная форма торговли) - реализация товаров осуществляется без установления личных контактов между продавцами и покупателями (торговля через Интернет, по каталогам, при размещении бланков заказов в СМИ и т.д.) [8, с. 47];
    в зависимости от типа магазина, который определяется реализуемым ассортиментом, размером торговой площади, формами и методами торговли:
    - универмаг - крупное розничное предприятие с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, имеющее специализированные отделы (секции). Может включать также секцию продовольственных товаров;
    - супермаркет (универсам) - розничное торговое предприятие самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров (как правило, повседневного спроса);
    - минимаркет - небольшое розничное предприятие площадью до 150м2, реализующее продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса;
    - гипермаркет - крупное торговое предприятие площадью свыше 2500м2, ассортимент которого включает все группы продовольственных и непродовольственных товаров. Гипермаркеты располагаются преимущественно в пригородах, предоставляют широкий спектр дополнительных услуг: парковка, кафе, автостоянка и др.;
    - гастроном - магазин по продаже продовольственных товаров с узким ассортиментом, в том числе специализированный продовольственный магазин (например, кулинария);
    - торговый центр (дом торговли) - комплексное предприятие торговли площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких магазинов, размещенных в одном здании;
    - специализированный непродовольственный магазин, в котором реализуется одна или несколько ассортиментных групп (например, книжный магазин);
    - магазин-салон (бутик) - магазин высоких цен, предлагающий эксклюзивные товары; характеризуется высоким уровнем обслуживания покупателей, оформления торгового зала, располагается в местах со значительной арендной платой (например, в центре города);
    - магазин низких цен, предлагающий обычные товары по более низким ценам. Располагается в местах с низкой арендной платой (например, за городом), издержки обращения (расходы на содержание магазина) минимальны, следовательно - цены товаров ниже [7, с. 219];
    в зависимости от метода продаж:
    - продажа через прилавок - продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар. Данный способ продажи оправдан для товаров, требующих взвешивания, отмеривания и других действий продавца;
    - продажа товара по образцам - основана на свободном доступе и выборе товаров покупателями по образцам, выставленным в торговых залах, их оплате и получению затем товара по почте или с доставкой на дом;
    - продажа товара с открытой выкладкой - покупатель имеет возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные в торговом зале товары, а затем продавец отмеряет, взвешивает, упаковывает и отпускает товары. Метод используется при продаже одежды, обуви, галантерейных и иных товаров;
    - самообслуживание - метод, основанный на самостоятельном отборе товаров покупателем, их доставке до узла расчета (кассы). При самообслуживании большое значение имеет планировка торгового зала. Применение самообслуживания позволяет сократить затраты времени покупателя на 30-50 % [6, с. 145].
     
    Анализ организации розничной торговли в ООО «Декс»  
    Коммерческое предприятие ООО «Декс» занимается торгово-закупочной деятельностью. Данная организация относится к разряду малых торговых предприятий с численностью работников 25 человек.
    «Декс» относится к универсальным видам, т.е. данное предприятие осуществляет продажи разнообразных товаров: продовольственных и непродовольственных, хозяйственных товаров. Ориентируется на удовлетворение потребностей большей части населения, чьи доходы превосходят прожиточный уровень, находятся на его уровне или ниже прожиточного уровня.
    ООО «Декс» имеет в собственности машины и оборудование. Предприятие реализует товары через свой магазин, который называется по наименованию своей организации: «Декс».
    Офис компании находится по адресу: г. Красногорск, пр. Ленина, 14.
    Магазин «Декс» относится к неспециализированным (смешанным) видам, т.е. в нем осуществляется продажа товаров разных групп без специализации по отделам и секциям.
    Несмотря на то, что в магазине нет детальной специализации товаров по отделам или секциям, все же есть деление всех реализуемых товаров на две большие группы: продовольственные и непродовольственные.
    Магазин «Декс» представляет собой минимаркет – небольшое розничное предприятие торговой площадью 72 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.
    Доли торговой площади основных групп товаров следующие:
    - продовольственные – 60%;
    - непродовольственные – 40%.
    По месту расположения магазин «Декс» относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.
    Такое расположение магазина имеет следующие преимущества: во-первых, он максимально приближен к покупателю, а во-вторых, он не требует значительных инвестиций в строительство отдельно стоящих зданий.
    Однако, преимущества не исключают недостатков, которых больше: вытянутая, довольно нерациональная планировка, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затрудняют погрузо-разгрузочные работы. Кроме того, часто жители дома жалуются на захламление двора дома пустой тарой, мусором, на постоянный шум автомашин, прибывающих с грузом.
    Пятиэтажное здание, в котором располагается магазин «Декс», построено из кирпича. Перед зданием имеется место для парковки автомобилей.
    Таким образом, магазин имеет все помещения, необходимые для осуществления торговой деятельности, а именно:
    - торговый зал;
    - помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
    - подсобные помещения;
    - технические помещения;
    - проходы, проезды (площадь связи).
    Магазин не имеет административные помещения. Предприятие ООО «Декс», как уже отмечалось, имеет офис на пр. Ленина, помещение под который арендует.
    Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Декс» – метод продажи через прилавок (традиционный метод).
    При входе в магазин, покупатель видит указание отделов: налево – продовольственные продукты, направо – непродовольственные. Он проходит в нужный ему отдел, на витринах которого представлены образцы товаров. Затем осматривает и выбирает нужные ему товары. В случае необходимости он может проконсультироваться по тому или иному вопросу у продавца. В конце принимает решение – покупать или не покупать какой-либо товар.
    Форма организации торговли – мелкорозничная, товарами повседневного спроса.
    Все этапы технологического процесса в магазине представлены на следующем рисунке 1.
    Рисунок 1 - Схема структуры и последовательности технологического процесса в магазине «Декс» с методом продаж «через прилавок»
     
    В данной технологической схеме не указаны вспомогательные операции, которые включают в себя: распаковку, подготовку к продаже, организацию хранения и сдачи тары.
    Проанализируем достоинства и недостатки данного метода продаж в таблице 1, которые были выявлены в процессе деятельности магазина «Декс».
     
    Таблица 1 - Достоинства и недостатки традиционного метода продаж, применяемого в магазине «Декс»
    Достоинства
    Недостатки
    Относительная простота организации
    Низкая пропускная способность, часто бывают очереди, что создает неудобства покупателю
    Не требует постоянного внимания продавцов на покупателей
    Невысокий уровень профессионального обслуживания покупателей продавцами
    Высокая степень сохранности товаров
    Продавец должен одновременно помочь выбрать товар и рассчитать покупателя, а когда стоит очередь это неудобно
     
    Недостаточно индивидуализированный подход к покупателю
     
    Таким образом, для данного метода продаж характерна некоторая обособленность покупателя продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о продукте, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но, по опросам, случается довольно часто.
    В правилах работы магазина «Декс» определены:
    - основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
    - порядок продажи товаров;
    - требования, предъявляемые к продавцам;
    - распорядок деятельности магазина.
    В уставе магазина определен товарный профиль и тип предприятия.
    Магазин работает с 8 до 20 часов с понедельника всю неделю, включая субботу и воскресенье.
    Покупателю предоставлено право проверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Рядом с информационным уголком магазина также находится стол и контрольными весами, на которых покупатель может проверить вес отпущенных ему товаров, соответственно цену.
    Правилами магазина предусмотрена обязанность продавца по предоставлению в зависимости от свойств продовольственного или непродовольственного товара информация содержащая:
    - наименование товара;
    - изготовитель товара;
    - обозначение стандартов, которым должен удовлетворять товар;
    - сведения о потребительских свойствах товара;
    - правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
    - гарантийный срок (если он установлен), срок службы или срок годности;
    - цену и условия приобретения товара.
    Для продовольственных товаров дополнительно:
    - наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки;
    - сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
    - область применения и способ приготовления;
    - условия хранения товара;
    - дату изготовления;
    - противопоказания для употребления в пищу [1].
    Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
    Требования, предъявляемые к продавцам магазина: хорошее знание ассортимента товаров и их характеристики, назначения, способов использования и ухода за ним; он должен уметь предложить и помочь выбрать товар покупателю; быть внимательным, терпеливым и вежливым.
     
    Заключение  
    Подводя итог данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы:
    Завершающей стадией технологического процесса движения товаров от производства до потребителей, которой подчинена вся организационно-оперативная деятельность предприятий торговли, является розничная продажа товаров.
    Процесс продажи товаров – процесс торгового обслуживания покупателей, который включает следующие операции: встречу покупателя, выявление спроса, предложение и показ товара, помощь в выборе, консультацию, предложение сопутствующих товаров, новинок, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковке и выдаче покупки, оказание дополнительных услуг.
    От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами.
    В данной работе проанализирована деятельность розничного магазина продовольственных и непродовольственных товаров «Декс».
    Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Декс» – метод продажи через прилавок (традиционный метод).
    Магазин «Декс» относится к неспециализированным (смешанным) видам, т.е. в нем осуществляется продажа товаров разных групп без специализации по отделам и секциям.
    Магазин «Декс» представляет собой минимаркет – небольшое розничное предприятие торговой площадью 72 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.
    По месту расположения магазин «Декс» относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.
     
    Список использованных источников  
    1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011).
    2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. - Срб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 480 с.
    3. Бунеева Р.И. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях: учеб. пособие / Белгород. - 2007. - 74 с.
    4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - 2-е изд. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008. - 380 с.
    5. Мешечкина Р.П. Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей. - Белгород, 2002. - 168 с.
    6. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 623 с.
    7. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учеб. - М.: Юристъ, 2007. - 659 с.
    8. Тарасов Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий: Учеб. пособие. - Белгород: БУПК, 2007. - 290 с.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Розничная торговля в рыночной экономике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.