Полный текст:
Содержание
работы
Введение. 3
1.Понятие, виды государственного долга………………………………4
2. Причины и тенденции развития
государственного долга. 7
3. Пути уменьшения расходов,
последствия государственного долга. 12
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Политика в области
государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства
стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее
эффективности зависит международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов,
потенциальных партнеров по совместным крупным проектам, международных
финансовых организаций и т.д.
Проблема государственного долга
для России, является наиболее актуальной. Это связано со значительными
трудностями переходного периода, когда возросло значение внешних заимствований,
а также и с «наследственностью» советской экономики. К тому же, наряду с
возрастанием роли зависимости от внешнего долга, с проявлением кризисных
ситуаций (особенно здесь стоит отметить финансовый кризис 1998 г.) зарубежные
инвесторы меняли свои мнения о платежеспособности России и, причем, не в лучшую
сторону. Безусловно, проблему государственного долга необходимо решать в
комплексе с оптимальным обоснование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,
курсовой политики государства.
Целью данной работы является
рассмотрение сущности государственного долга.
В связи с данной целью
необходимо выполнить следующие задачи:
дать понятие, рассмотреть виды государственного
долга;изучить причины и тенденции государственного
долга;рассмотреть пути сокращения расходов и
последствия государственного долга.
Понятие,
виды государственного долга
Согласно Бюджетному кодексу РФ
государственным долгом являются долговые обязательства органов власти перед
физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по
предоставленным государственным гарантиям[1].
Государственный долг выражает
собой результат взаимосвязей властных структур со своими партнерами в части
формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения
общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд
хозяйствующих субъектов (в части гарантирования их заимствования). Его динамика
характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные
процессы в его движении, а состояние на определенную дату – суммарную величину
непогашенных долговых обязательств.
Долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по[2]:
1) кредитам, привлеченным от
имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных
государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)
международных финансовых организаций, иных субъектов международного права,
иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным
бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам,
привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
4) государственным гарантиям
Российской Федерации;
5) иным долговым
обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской
Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства
Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года),
среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет
включительно).
В объем государственного
внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым
выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам,
которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в
валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской Федерацией; объем обязательств по государственным
гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; объем иных (за исключением
указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте
Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие
настоящего Кодекса.
В объем государственного
внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым
выражены в иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые
получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в
иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам
(заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской
Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской
Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Государственный долг России
может быть в форме[3]:
кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени РФ как заемщика с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;договоров и соглашений о получении РФ
бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;договоров
о предоставлении РФ государственных
гарантий;соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Обслуживание
госдолга связано с перераспределением
доходов в стране. Для погашения долга
можно использовать имеющиеся у государства активы,
приватизируя государственную собственность.
Другой подход связан с увеличением
доходов бюджета путем расширения
налогооблагаемой базы. Бремя
обслуживания перекладывается на налогоплательщиков.
Еще одним источником погашения долга
могут стать кредиты Центрального Банка Российской Федерации. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то
есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
2.
Причины и
тенденции развития государственного долга
Исторически причинами
возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для
экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать
большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует
значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии.
Имеется три
варианта финансирования:
1) увеличение
налогов;
2) выпуск
денег;
3) дефицитное
финансирование.
Рост
налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает
изоляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов
финансируется за счет продажи обязательств населению.
Другой
источник государственного долга – это спады. В период, когда национальный доход
сокращается или не может увеличиваться, налоговые поступления сокращаются и приводят
к бюджетным дефицитам.
Еще один
источник государственного долга – политические интересы, приводящие к
увеличению правительственных расходов и следовательно увеличению бюджетного
дефицита.
К настоящему времени в экономической науке
разработано значительное число теоретических моделей, посвященных бюджетному
дефициту и государственному долгу. К числу основных можно отнести равенство и
гипотезу Барро-Рикардо, модель Бруно-Фишера для эмиссионного и смешанного
финансирования государственного бюджета, модель Саржента-Уоллеса и др.
Рассмотрим
гипотезу Барро-Рикардо.
Пусть индивиды ведут себя рационально
и максимизируют свою полезность U=U(C1, C2)> max. В первом периоде правительство снижает
налоги. При этом образуется бюджетный дефицит, который будет профинансирован с
помощью выпуска ценных бумаг (создания государственного долга)[4].
G1–T1 = BD = ?B.
Тогда в следующем периоде
государство увеличит налоговые сборы на r?B.
T2 = G2 + (G1–T1)(1+r).
Приведенная стоимость налоговых
поступлений должна быть равна приведенной стоимости государственных расходов.
.
Рассмотрим модель межвременного выбора И. Фишера.
Суммарное потребление не может выйти за
рамки располагаемого дохода:
.
Поэтому при снижении налогов выбор
потребителя не изменится:
.
Значит, снижение налогов в текущем
периоде не способствует росту потребления и совокупного выпуска, а,
следовательно, и приросту чистого богатства. В некоторых ситуациях фискальная
политика все-таки способна привести к росту благосостояния.
Другой
возможной ситуацией эффективности фискальной политики является снижение
государственных расходов во втором периоде.
T2 = G2 +(G1–T1)(1+r).
При
этом государство не увеличит налоговое бремя, а индивиды увеличат потребление.
Поэтому в этом случае снижение налогов способствует росту богатства.
Структура государственного
внешнего долга России имеет следующий вид по состоянию на 1 января 2014 г. (табл.
1):
Таблица 1 - Структура
государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января
2014 года[5]
Категория
долга
млн.
долларов США
эквивалент
млн. евро
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства бывшего
Союза ССР, принятые Российской
Федерацией )
55 794,2
40 607,1
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации
156,9
114,2
Задолженность
перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба
1 026,2
746,9
Задолженность
перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ
951,0
692,1
Коммерческая
задолженность бывшего СССР
22,4
16,3
Задолженность
перед международными финансовыми организациями
1 565,3
1 139,2
Задолженность
по внешним облигационным займам
40 667,8
29 598,1
внешний облигационный заем с погашением
в 2015 году
2 000,0
1 455,6
внешний облигационный заем с погашением
в 2017 году
2 000,0
1 455,6
внешний облигационный заем с погашением
в 2018 году
3 466,4
2 522,9
внешний облигационный заем с погашением
в 2019 году
1 500,0
1 091,7
внешний облигационный заем с погашением
в 2020 году
3 500,0
2 547,3
внешний облигационный займ с погашением
в 2020 году
1 030,5
750,0
внешний облигационный заем с погашением
в 2022 году
2 000,0
1 455,6
внешний облигационный заем с погашением
в 2023 году
3 000,0
2 183,4
внешний облигационный заем с погашением
в 2028 году
2 499,9
1 819,4
внешний облигационный заем с погашением
в 2030 году
15 171,0
11 041,5
внешний облигационный заем с погашением
в 2042 году
3 000,0
2 183,4
внешний облигационный заем с погашением
в 2043 году
1 500,0
1 091,7
Задолженность
по ОВГВЗ
5,5
4,0
Государственные
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
11 399,1
8 296,3
Таким образом, наибольший
удельный вес в структуре внешнего государственного долга занимает задолженность
по внешним облигационным займам.
Внутренний государственный долг
России периода рыночных отношений включает внутренние долги бывшего СССР и
накопленный внутренний долг за период с 1993 г., когда заработал рынок
государственных ценных бумаг. Рынок ГКО-ОФЗ составлял подавляющую долю
внутреннего рынка государственных долговых обязательств.
Политика в области внутренних
заимствований является одним из приоритетов всех государственных бюджетов
последних лет. На перспективу предусмотрено увеличение внутренних заимствований
по сравнению с внешними заимствованиями в совокупной государственной
задолженности.
Внешний государственный долг
погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 года
началось быстрое увеличение внутреннего госдолга. Динамику внутреннего
государственного долга России представим в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика
внутреннего государственного долга Российской Федерации[6]
По
состоянию на
Объем государственного внутреннего долга Российской
Федерации, млрд. руб.
всего
в т.ч. государственные гарантии Российской
Федерации в валюте Росийской Федерации
01.01.1993
3,57
0,08
01.01.1994
15,64
0,33
01.01.1995
88,06
2,14
01.01.1996
187,74
7,46
01.01.1997
364,46
17,24
01.01.1998
490,92
3,47
01.01.1999
529,94
0,88
01.01.2000
578,23
0,82
01.01.2001
557,42
1,02
01.01.2002
533,51
0,02
01.01.2003
679,91
8,62
01.01.2004
682,02
5,58
01.01.2005
778,47
12,93
01.01.2006
875,43
18,86
01.01.2007
1064,88
31,23
01.01.2008
1301,15
46,68
01.01.2009
1499,82
72,49
01.01.2010
2094,73
251,36
01.01.2011
2940,39
472,25
01.01.2012
4190,55
637,33
01.01.2013
4977,90
906,6
01.01.2014
5722,24
1289,85
Отметим,
что рост государственного долга в 90-е годы связан с общей нестабильностью
экономической ситуации в России. Методы используемые государством в этот период
подвергались значительной критики. Расхождение взглядов по данному вопросу
способствовало еще большему обострению ситуации. Экономический кризис 90-х
годов напрямую связан с кризисом неплатежеспособности. Государство не в
состоянии погашать свои задолженности, когда приходит срок их оплаты. Здесь
стоит заметить, что денежный кризис августа 1998 г. был неспособностью
правительства обслуживать эти долги. Система ГКО представляла собой «финансовую
пирамиду» (выплата процентов и погашение долгов по ранее выпущенным ГКО
осуществлялись за счет выпуска и продажи их дополнительных серий), такие
пирамиды обязательно затем заваливаются.
В
целом, можно сделать вывод об ежегодном увеличении внутреннего государственного
долга. При этом, существуют различные взгляды на влияние долга на развитие
экономики и общества.
3. Пути уменьшения расходов, последствия государственного
долга
Необходимо отметить, то
государственный долг рассматривается как эффективный источник покрытия
бюджетного дефицита. Однако, эта точка зрения не является бесспорной. Уже
достаточно длительное время между представителями различных школ ведутся споры
о пользе государственного долга, является ли он бременем для экономики. При
этом заметим, что в настоящее время достаточно распространена точка зрения, что
бременем для общества является только внешний долг. Государственные займы как
положительное для экономики явление рассматривались представителям кейнсианской
школы. Однако, взгляды на государственный долг как явление необременительное
для экономики были раскритикованы рядом исследователей после Второй мировой
войны. Выделим здесь следующие положения:
бремя государственных расходов, которое
финансируется налогами, - явление реальное, так как у налогоплательщиков
принудительно изымаются ресурсы;бремя государственного долга накладывается на
будущие поколения, которые вынуждены платить налоги для его обслуживания
В целом, можно выделить
три способа стабилизации и уменьшения
внутреннего государственного долга:
увеличение доходов бюджета и уменьшение его
расходов;осуществление монетизации бюджетного дефицита;отказ от уплаты долга (полностью или частично).
В данном случае рассмотрим возможность
уменьшения расходов. Здесь прежде всего важно отметить, что сократить данные
расходы достаточно сложно, при этом данное положение всегда вызывает споры в
Правительстве. Как показывает практика, в данном случае уменьшаются прежде
всего социальные выплаты. Безусловно, это не является популярной мерой. Однако,
например, США в период президентства Р. Рейгана, Великобритания во времена
«тэтчеризма», Бельгия, Дания, Италия и другие страны использовали данный метод.
Также стоит отметить и такой путь
сокращения государственных расходов, как секвестирование. Секвестирование
государственных расходов — это ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5,
10, 15 % и т.д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового
года. При этом, существуют защищенные статьи, которые не подлежат
секвестированию. Они определяются высшими органами власти.
Отметим, что в 2013 – 2015
годах и в период до 2018 года в Российской Федерации будет продолжена
реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов.
В соответствии с бюджетными правилами[7]:
- предельные расходы федерального бюджета не должны
превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового
внутреннего продукта;
- общий объем планируемых
расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема
расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на
соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на
текущий год и плановый период;
- общий объем планируемых
расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных
расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше
общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов.
Заключение
Одним из важнейших направлений
бюджетной политики в настоящее время
остается стратегия в области управления государственным долгом.
Не смотря на значительные
сдвиги в решении данной проблемы выбор оптимального пути по управлению государственным
долгом является одним из наиболее актуальных.
Государственный долг может
рассматриваться с различных позиций. Но, прежде всего, выделяют внешний и
внутренний государственный долг, которые в своей совокупности составляют общий
долг государства. Как было рассмотрено, в последние годы прослеживается
тенденция к уменьшению внешнего долга, но при этом в определенной степени за
счет увеличения внутреннего. Несомненно, одной из важнейших проблем является
преодоление внешней задолженности, которая досталась от советского государства.
Причем здесь определенное место имеет и признание Россией за собой определенной
части долга бывших союзных республик.
Как было рассмотрено, в
последние годы прослеживается тенденция к уменьшению внешнего долга, но при этом
в определенной степени за счет увеличения внутреннего.
С этим связано прежде всего то,
что данная ситуация является достаточно своеобразной, не присущей другим
странам. Поэтому российское правительство должно формировать собственные пути
решения этой проблемы.
Список
литературы
Бюджетный кодекс РФ от 09.07.1999г. № 159-ФЗФедеральный закон Российской Федерации от 3
декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов»
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2009Гринкевич Л.С. Государственные и
муниципальные финансы России. – М.: КНОРУС, 2007. - 560 с.Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. –
М.: ИНФРА – М, 2009. – 408 с.Экономика / Под ред. А.С. Булатова: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. — 896 с. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой.
– М.: «Проспект», 2010. – 448 с.Экономическая
теория: Учеб. для
студентов вузов по экон. спец. и направлениям / Под общ. ред. В. И. Видяпина и
др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 714 с.Экономическая теория: учебник для
вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 640 с.
Внешний долг России // www.politika.suСайт Министерства финансов РФ // www. 1minfin.ru
[1]
Бюджетный кодекс РФ от 09.07.1999г. № 159-ФЗ
[2]
См.: Экономическая теория / Под ред.
И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2010. – С. 151
[3]
См.: Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2009. – С.
214
[4]
См.: Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.:
Владос, 2010. – С. 348
[5]
Сайт Министерства Финансов //
http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/
[6]
Сайт Министерства Финансов //
http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/
[7]
См.: Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»