Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Системный подход к управлению производительностью предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Системный подход к управлению производительностью предприятия
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    09.07.2014 11:58:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ОГЛАВЛЕНИЕ
     
     
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
    ГЛАВА 1 ВЗАИМОСВЯЗЬ   СИСТЕМНОГО   ПОДХОДА   С   ДРУГИМИ ФУНКЦИЯМИ   ЭКОНОМИКИ   И   МЕНЕДЖМЕНТА……………………………5
    1.1.Системный подход в менеджменте организации…………………………………5
    1.2.Системный подход к экономике организации……………………………………..9
    1.3.Взаимосвязь с другими функциями организации…………………………………11
    ГЛАВА  2 ИСТОРИЯ   СТАНОВЛЕНИЯ   И РАЗВИТИЯ   СИСТЕМНОГО ПОДХОДА……………………………………………………………………………….18
    2.1.История становления и развития теории…………………………………………...18
    2.2. Современное видение системного подхода……………………………………….25
    ГЛАВА 3  СИСТЕМНЫЙ   ПОДХОД   К   УПРАВЛЕНИЮ
    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..27
    3.1.Системный подход к управлению производительностью предприятия…………27
    3.2.Принятие управленческих решений………………………………………………32
    3.3.Управление операциями предприятия……………………………………………35
    3.4.Производительность труда, как главный фактор эффективности производства.36
    ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ   СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К   УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………………40
    4.1.Совершенствование механизма управления предприятием……………………40
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………46
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..48
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
     
      Актуальность темы. В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление предприятием осуществляется как воздействие на единое целое.
    В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
      Производительность  дает возможность сравнительной количественной оценки эффективности конкретной деятельности предприятий и отраслей. Производительность  отражает комплексную многофакторную производительность (как меру рационального использования ресурсов, навыков и технологии), которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только производительности труда.
      Системный подход своими корнями уходит в глубокую древность. Системное управление  предприятием особенно важно, так как для разработки верной успешной стратегии развития, для успешного функционирования необходимо проанализировать множество факторов, влияющих на нее.
      Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.
      Эволюция  научных  представлений и формирование направлений в области
    теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых  Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Добкина В.М., Евенко Л.И., Жарикова О.Н., Колесникова Л.А., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., Рапопорта Б.С, Спицнаделя В.Н., Тамбовцева В.Л., Тарасенко Ф.П. и другими.
      Значительный вклад в разработку системного метода внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С, Виссема X., Друкер П., Клир Д., Кунц Г., Кхол Й., Лещинин М., Месарович М., Оучи У., Стефанов Н., Хойер В., Шредер Г.А., Эванс Д.Р., Эклунд К., Эрхард Л., Янг С. и другие.
      Целью исследования  является изучение сущности системного подхода к управлению производительности предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    1.Изучить взаимосвязь системного подхода к управлению производительности предприятия с экономикой и менеджментом.
    2.Описать историю становления системного подхода.
    3.Проанализировать основные методы анализа и синтеза в исследовании.
    4.Выяснить пути совершенствования системного подхода.
      Объектом исследования является системный подход к управлению производительности к предприятию.
      Предметом исследования  выступает механизм реализации системного подхода, включающий методические приемы при решении сложных производственных проблем.
       Структура курсовой работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографического списка литературы. Общая структура курсовой работы составляет 46 страниц, 4 рисунка, 1 таблицы.
     
     
     
     
    ГЛАВА 1
    ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА С ДРУГИМИ ФУНКЦИЯМИ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
     
     
      1.1.Системный подход в менеджменте организации
     
    Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало трудным делом, но более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, предприятие должно основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.
    Системный подход способствует  выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который способствует устранению излишней усложненности и помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке.
      Системный подход в менеджменте это быстро развивающаяся совокупность теоретических представлений и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в менеджменте [4,c.55].
    Разнообразие системных методов анализа организационных проблем делает актуальной задачу разработки методологии анализа путей развития собственно системного подхода в менеджменте и выделения типов и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы  те или иные конкретные
    системные подходы.
    Актуальность  проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента. Существует  реальная проблема адаптации управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики этой действительности.  Важная  задача состоит в разработке методов и методик адаптации системных подходов к существующим учебным курсам подготовки специалистов-управленцев.  Необходимо  всемерно развивать усилия по укреплению в культуре в целом системной идеологии, понимания ценности системного анализа проблем и тенденций развития действительности.
    Системный подход изначально носит мультидисциплинарный характер, где применяется системный подход, существуют частные методологические проблемы, которые требуют не меньших исследовательских усилий для своего осмысления и анализа[8,c.17].
    Значение системного подхода для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций возрастает в связи с необходимостью учитывать в управленческой деятельности новых реалий, вызовов, с которыми приходится сталкиваться организациям в современных условиях. К таким реалиям относятся:
    - Увеличение динамизма изменчивости среды существования организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению новых сегментов рынка товаров и услуг, сокращению жизненных циклов продуктов. Эти обстоятельства требуют от руководителей оперативного принятия решений относительно организационных изменений, возникающих как ответ на текущие и прогнозируемые вызовы внешней конкурентной среды существования организаций. Как показывает практика, лучшие результаты в организационных изменениях достигаются в тех случаях, когда изменения запланированы, когда «просчитаны» последствия изменений в одних частях или функциях организации для других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организаций как системы, каким образом связаны между собой элементы, и как изменения одних
    из них влияют на изменения других.
    - Интернационализация бизнеса, размывание национальных, региональных границ, все большее доминирование на мировых рынках транснациональных корпораций порождает множество проблем, тесно связанных с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения крупных регионов мира. Такие проблемы носят комплексный, системный характер, где трудно выявить иерархию важности действующих сил и факторов развития. Решение этих проблем возможно на пути использования системного подхода.
    - Для успешной и эффективной работы организаций необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных изменений. Им на смену приходят сетевые, матричные, «виртуальные» структуры. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, структурно-функциональной организации бизнеса и управления с наибольшей полнотой реализуется при системном проектировании организаций. Для этого современные системные методы в менеджменте предоставляют соответствующий методологический арсенал[22,c.5]. 
    - Успешная работа организаций в современных условиях требует особого внимания к использованию творческого потенциала человеческих ресурсов организации. Формирование культуры партисипативности, соучастия членов организации в программировании организационных целей, путей их достижения, распределения ресурсов. Организации контроля, эффективной коммуникации это новые темы системной аналитики, разрабатывающей специальные методы решения подобных чрезвычайно сложных проблем повышения результативности использования творческого потенциала работающих в организации индивидов.
      При системном подходе важное  значение приобретает изучение характеристик
    организации   как   системы, то есть характеристик   «входа»,   «процесса»  и
    характеристик «выхода», как это видно  на рисунке 1.1.
    Рис.1.1Система в общем виде
    При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. На «выходе» должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.
    Затем определяют параметры входа, то есть исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической).
      Приобретает  исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
      Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода[8,c.14].
    1.2.Системный подход к экономике организации
     
    Объективная оценка деятельности предприятий как самостоятельная задача экономического анализа приобретает в управлении современным производством большее значение. Это обусловлено возрастанием ответственности за обоснованность управленческих решений по мере усиления экономической самостоятельности предприятий в условиях рыночной экономики, изменениями в средствах труда и интенсивности технологических процессов, усложнением межхозяйственных и внутрихозяйственных связей предприятий.
      Современное производство организуется и функционирует, подчиняясь главной цели это  удовлетворение потребности общества в продукции заданного объема и качества и повышение эффективности производства. Все элементы производства тесно взаимосвязаны, а их изменения действуют разнонаправлено, то есть одни способствуют достижению главной цели, другие, наоборот, противодействуют. Это и обусловливает необходимость системного подхода к анализу деятельности предприятий, позволяющего учитывать влияние всех факторов на экономику предприятия. [12,с.103].
    В общей схеме материального производства как системы необходимыми элементами входа являются материальные факторы и рабочая сила. Основным элементом системы материального производства является трудовой процесс, то есть совокупность технологических и трудовых операций, в результате которых создается новая потребительная стоимость это конечный продукт (выход системы). Операционная функция включает действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
    Операционная система  состоит из следующих трёх подсистем.
    Перерабатывающая подсистема  выполняет работу, связанную с превращением
    входных величин в выходные результаты.
      Подсистема обеспечения не связана прямо с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы.
      Подсистема планирования и контроля получает информацию из внутренней и
    внешней среды организации, обрабатывает эту информацию и выдаёт решение, как именно работать перерабатывающей подсистеме. Решения включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества. Подсистема планирования и контроля должна обработать большой объем сложной информации и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема. Конкретные вопросы, подлежащие решению  включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества.
    Сущность управления операциями показана на рисунке 1.2.
    Рис.1.2Процесс управления
      Обязанности операционных менеджеров:разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации; разработка и внедрение операционной системы, включая разработку продукта, производственного процесса, стандартов и норм, проектирование предприятия ,решение о размещении производственных мощностей; планирование и контроль текущего функционирования системы[16,c.99].
    Эффективность операций  это рыночная стоимость произведённых выходов, делённая на общую величину затрат организации на израсходованные входы. Рыночная стоимость выходов определяется как количеством, так и качеством выходов.  Затраты потреблённых входов определяются не только их количеством, но и рядом других факторов.
      Существует  несколько  классификаций   операционных  систем.  Наиболее
    известны классификации, основанные на степени повторяемости и степени непрерывности работ. Простейшая из них делит системы следующим образом.
    Проектная система  отличается тем, что каждая единица конечной продукции или каждый заказ на услугу уникальны по каким-либо свойствам, поэтому операции носят неповторяющийся характер.
      Серийная система  отличается тем, что объекты переработки, представленные, например, обрабатываемыми изделиями или обслуживаемыми клиентами, проходят через систему сериями, или группами. Если требования к обработке объектов различаются, то они следуют по разным маршрутам лишь через некоторые участки.
      Массовая система  отличается тем, что выдаёт большие объёмы стандартизованных выходов. Отдельные объекты это производимые изделия или обслуживаемые клиенты обрабатываются в этой системе одинаково. Производственные ресурсы системы могут быть упорядочены и образуют высокопроизводительную технологическую линию - поток, проходящий через всю систему.
    Система с непрерывным процессом производит значительные объёмы однородного выхода. Ресурсы, поступающие на вход системы, непрерывным потоком проходят через неё, превращаясь в  продукт на выходе[18,c.22].
     
      1.3.Взаимосвязь с другими функциями организации
     
      Между операционной функцией и другими функциями организации существуют сложные отношения. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление этими отношениями,
    как видим на рисунке 1.3
    Рис.1.3Производство - потребности потребителя
      Операции зависят от инженерной функции, которая обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Инженерная функция должна получать от производства ответную информацию по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о возможностях усовершенствования системы. Для её реализации нужна информация от производственных подразделений по проблемам, связанным с конструкцией изделий и возможностями усовершенствования системы.
    Основную  задачу инженерной направленна на гуманизацию труда и оптимизацию деятельности человека-оператора. На основании проведения инженерных  разработок и внедрения:
    1.Конечным, выходным результатом разработок должно быть получение и оптимизация обобщенных показателей деятельности оператора и системы «человек — машина» таких, как эффективность, надежность, точность, быстродействие.
    2.Получение и оптимизация требуемых показателей деятельности оператора, которые должны осуществляться уже на этапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки в процессе эксплуатации ограничены.
    3.В процессе разработки на основе проекта деятельности человека должны быть обеспечены требуемые значения показателей функционирования потенциальные значения. Учет требований позволяет поддерживать ее реальные характеристики на уровне, близком к потенциальному[11,c.72].
    Анализ этих условий позволяет увидеть, что условие определяет конечный результат инженерных  разработок  и когда этот результат должен быть обеспечен, а так же  определяет способ его получения. Только при таком подходе к проведению инженерных  исследований и разработок может быть обеспечено создание высокоэффективных систем «человек — машина» за счет всестороннего учета человеческого фактора при их проектировании, производстве и эксплуатации.
    Маркетинг,   который  должен   обеспечить прогноз спроса и реальные заказы
    клиентов  на    выходы операционной   системы. Эта функция  информирует
    производство о претензиях потребителей по качеству или срокам поставки продукции. От производства маркетинг должен получать информацию о сроках производства и запасах продукции.
    Маркетинговое управление, несмотря на внешнюю академичность форм, не только вскрывает реальные проблемы в практической деятельности предприятия, предоставляет новую точку зрения на уже отмеченные и упорядочивает их рассмотрение, но и  выливаясь в  практическую программу действий, дает вполне конкретные инструменты для ее же реализации и контроля.
      Маркетинговое  управление ставит, решает или организует решение задач:
    -определение направлений деятельности предприятия, рынков предприятия и его положения на них;
    -определение стратегических и тактических целей предприятия, постановка задач для их достижения;
    -разработка и выполнение мероприятий по систематическому исследованию рынков предприятия;
    -выбор или разработка товаров или услуг, анализ параметров, издержек по реализации, ценообразование;
    -разработка, организация и выполнение мероприятий по продвижению и продаже товара - каналы сбыта, реклама, стимулирование продаж, непосредственные продажи, послепродажное сопровождение;
    -непосредственное участие в определение размеров, источников и схем финансирования достижения поставленных целей;
    -постановка задач по разработке и корректировке функциональной и организационной структур предприятия, схем взаимодействия подразделений, документооборота;
    -непосредственное участие в организации материальных и финансовых потоков в соответствии с требованиями достижения поставленных целей (управленческий учет);
    -постановка задач по разработке мероприятий соответствующей организации производственной базы;
    -постановка задач по определению и организации кадрового состава, условий труда, способов и форм мотивации труда сотрудников всех уровней;
    -определение контрольных параметров деятельности предприятия и разработка методик их расчета (управленческий учет);
    -контроль параметров текущей деятельности и развития предприятия (ситуационный анализ, обратная связь - завершение и начало цикла).
      Маркетинг и стратегия предприятия, взаимодействие с финансовым менеджментом, связь с организационной структурой и кадровыми вопросами.
      В модели маркетингового управления предприятия финансово-правовые вопросы, структура и персонал предприятия выступают в роли ограничений, которые приходится учитывать и которые нужно как-то преодолевать (встраивать дополнительные системы), чтобы обеспечить достижение целей.
      Финансовое управление наравне  с маркетинговым обеспечивает стратегическое управление большей частью данных с анализом, тенденциями по макроокружению и внутренней среде.  Принятия  управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности, использования метода итераций. Выбор наилучшего варианта осуществляется посредством экономико-математического моделирования и системного анализа. Принятие решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов[35,с.69].
       Стратегическое управление устанавливает для финансового менеджмента цели и тем самым окончательно «закрывая вопрос» его взаимодействия с маркетинговым управлением.
    Финансовое управление совместно с маркетинговым участвует в разработке конкретных планов реализации выбранной стратегии: от структуры предприятия в финансово-правовом поле деятельности, до таких составляющих бизнес-плана, где пересекаются рыночные и финансовые показатели деятельности предприятия - бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, откуда возникает заключительный, результирующий, чисто финансовый бюджет по балансовому листу.
      Взаимодействие с финансовым менеджментом в процессе выполнения обеспечивает механизм управленческого учета - своеобразное «дублированное» управление предприятия. Ценообразование - уже вотчина маркетингового управления, поскольку опирается не только на внутренние, но и на внешние по отношению к предприятию данные и требует большей оперативности. Внешние ограничения, выражающиеся в динамике среды, на практике могут требовать от маркетингового управления организации и ведения еще более оперативного учета. Объединяет взаимодействие информационная система автоматизации документооборота предприятия.
      Таким образом  имеет полное взаимодействие: общую цель, общие инструменты, практически двусторонние связи. Маркетинговое управление выступает в роли движущей силы, не позволяя финансовому управлению останавливаться на достигнутых «внутренних» успехах предприятия, заставляя сравнивать и соотносить их с движением рынка, постоянно «минимизирующего» их действиями конкурентной среды. Информационная система управления предприятия позволяет финансовому управлению проверять и корректировать по прошествию определенных периодов решения, оперативно принятые маркетинговым управлением на основании данных управленческого учета.
    Функция трудовых ресурсов, которая состоит в вербовке, отборе и обучении кадров для операционной системы. Операционные подразделения должны заблаговременно информировать кадровую службу о необходимом количестве и квалификации рабочей силы[10,c.77].
    Совместное пользование ресурсами, взаимосвязь задач, различия в целях и восприятии ценностей, несовместимость характеров, плохая коммуникабельность могут быть причиной конфликта между производственной и другими функциями организации. Управляющий операционной системой должен уметь урегулировать конфликты.
       Стратегия  операций  состоит  в предоставлении продуктов или услуг для
    удовлетворения основных потребностей потребителей - клиентов организации.  В этой области главные стратегические решения  как, когда и где производить товары или предоставлять услуги, причём операционный процесс следует выбирать только после тщательного определения потребностей и самого продукта, который должен соответствовать возможностям организации.
      Конкурентоспособность заключается в том, что организация делает что-то лучше, чем её конкуренты, это позволяет ей привлекать и сохранять потребителей. Посредством операций можно обеспечить конкурентоспособность различными способами, основные из них: уникальность по качеству или по низкому уровню издержек и, соответственно, цен.
      Основная цель операционной функции заключается в переработке поступающих ресурсов в конечную продукцию, то есть  товары или услуги, для удовлетворения данных потребностей потребителей. Выполняя эту задачу, операционная функция должна оказать помощь предприятию в достижении выраженной компетентности и конкурентоспособности на рынке. Выраженная компетентность заключается в том, что предприятие делает что-то лучше, чем ее конкуренты, то есть сохраняет конкуреннтоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей.
      Посредством операций можно обеспечить конкурентоспособность различными методами. Наиболее очевидным является снижение издержек производства ниже уровня издержек у конкурентов[10,c.77].
    Стратегические решения в управлении операциями это выбор процесса производства или обслуживания - степени специализации, автоматизации; определение мощностей - размера предприятия; степень вертикальной интеграции - производство или покупка комплектующих деталей; организация рабочей силы в части специализации труда; технологии, степень их новизны и принадлежность; создание товарных запасов или работа  по заказам; размещение вблизи рынков или источников сырья. Стратегические решения приводят к большим капиталовложениям в конкретные виды ресурсов и поэтому очень важны.
      Таким   образом,  развитие   и  совершенствование предприятия базируется на
    тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления. Необходимость системного подхода к анализу деятельности предприятий обусловлена учёта влияния всех факторов на экономику предприятия[11,c.93].

     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 2
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
     
     
    2.1.История становления и развития теории
     
    В первой половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных, появившимся научным данным. Осуществляется переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний. Изучение квантово-механических систем в физике (Бор, Резерфорд, Зоммерфельд); появление теоретической биологии (Дарвин, Геккель, Мендель, Мечников); развитие социологии как реакция на усложняющийся социум (Парето, Сорокин, Вебер, Дюркгейм), экономики (Кондратьев, Кейнс),  и многих других отраслей знания привели к переосмыслению понятий «система», «организация», «изменчивость», «устойчивость», «причинность», «взаимодействие».
    Формирование «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи считают, что движущей силой ее возникновения и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее управленческого опыта. Разработка, широкое применение и популяризация методов дисциплины считается заслугой знаменитой RAND Corporation, ставшей первой в мире «фабрикой мысли», теоретики и специалисты которой выполнили ряд основополагающих работ в этой области, а также практически применили системную методологию в Министерстве обороны и других ведомствах и компаниях США. Именно среди ее работ нужно искать первоисточники по таким методам, как моделирование систем, нелинейное и динамическое программирование, использование методов «Дельфи», «Монте-Карло»[22,с.54] .
    С позиции управления производственными коллективами особое значение приобретает «школа социальных систем» (конец XIX-60-e годы ХХ века), которая рассматривает как комплексную систему любую социальную организацию. Основными задачами анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе, выявление его целевой ориентации, система стимулов, личная власть, чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации.
      Возникновение  системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени Второй мировой войны и наступившему мирному  периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого. Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое.
      Выделяют четыре основных источника современного системного мышления,  к ним относят:
    - тектология, или «Всеобщая организационная наука» А.А. Богданова (1913 -  1928 годы);
    - праксеология Т. Котарбиньского (30 - 40-е годы);
    - общая теория систем Людвига фон Берталанфи (1945);
    - кибернетика Н. Винера (1948) [24,с.137].
    В первую очередь теория систем связана с именем А.А. Богданова. Он разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Автоp труда «Всеобщая организационная наука (тектология)».
      Предложение Богданова заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассмотрение их как системы взаимоотношений, и поиск организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем. Также  заключается в единстве строения и развития самых различных систем («комплексов» по его терминологии), независимо от того конкретного материала  из которого они состоят.
      Тектология это    всеобъемлющая наука  об  универсальных    типах и
    закономерностях  структурного преобразования  любых систем, общая теория
    организации и дезорганизации.
      Когда при исследовании управленческих проблем стал применяться системный подход, сформировалось направление «эргология», изучающее организацию человеческой деятельности. К группе эргологических дисциплин относится праксеология. Она была задумана как теория совершенствования практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, рассматривающую любую сферу деятельности человека и общества с точки зрения ее целесообразности и рациональности. Иногда практически отождествляется с тектологией, поскольку, согласно концепции Богданова, тектология должна руководить действием, а всякое действие, заключается в каком-либо организационном акте, в организации или разъединении предметов, находящихся в сфере действия [20,c.121].
    В конце 40-х годов большую популярность приобретает общая теория систем, Людвига фон Берталанфи». Он применял системный подход к изучению биологических организмов. Он описывает происхождение общей теории систем как результат конфликта между механицизмом (мир как физический механизм) и витализмом (наличие в организмах души).
    Общая  теории систем  у Л. Берталанфи выступает в двух смыслах.  В широком это  как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем.  В узком смысле это общая теория систем стремящаяся вывести из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов понятия, относящиеся к организованным целым (взаимодействие, сумма, централизация) и применяющая их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи: системотехнику; исследование операций.
    Самым  значительным шагом в формировании идей системного метода было появление кибернетики как науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических системах, живых организмах и обществе.  В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления. Впервые было ясно показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Позже алгоритмы стали применяться в других различных областях.
      Теория  функциональных систем разработанная П.К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма в целом, как единую систему. Согласно теории функциональных систем центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности. Анализ истинных закономерностей функционирования раскрывает механизм «содействия» компонентов целого, чем их «взаимодействие», то есть система обладает эмерджентностью [22,с.78].
    Базируясь на названных четырех относительно независимых исторических источниках, системные исследования в XX веке прошли определенный путь своего становления. Анализируя этот путь, большинство авторов определяют смену двух парадигм системного мышления. Первая парадигма системного мышления это исследование равновесных систем. Вторая это  исследование неравновесных систем.
    Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера.  П.Друкер определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство.
       Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.
       К общим функциям менеджеров на предприятии Друкер отнес:
    1.организацию, классификацию, распределение работы, создание необходимой оргструктуры, подбор кадров;
    2.определение целей, решение, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;
    3.обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;
    4.анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;
    5.обеспечение найма людей.
       Важнейшей  из многочисленных идей Друкера была концепция, изложенная в 1954 году  в книге «Практика управления», в соответствии с которой его основу составляют цели организации. Лишь после их постановки можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.  Это в корне противоречило логике, принятой со времен А. Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса.
      Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.
      Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому. Это толкает на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик. Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности[8,c.55].
      Таким образом, психологические факторы способствуют проведению политики, которая обеспечит хорошие результаты в ближайшем будущем в ущерб перспективе.
       В 1956 году  Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему (совокупные действия и взаимосвязанное поведение субъектов), которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций.
       Подсистемами организации являются: формальная и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Ядром является формальная структура. Связывают эти элементы коммуникации, равновесие и принятие решений.
    1.Под коммуникацией понимается метод, посредством которого в различных частях системы вызываются действия, обеспечиваются контроль и координация. Система коммуникаций образует конфигурацию, строение организации.
    2.Равновесие рассматривается как механизм стабилизации организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям с целью гармонизации потребностей и установок индивидов и требований организации.
    3.Процесс принятия решений  это  важное средство регулирования и стратегического руководства.
    Все вместе это определяется как организационная система, главным интегрирующим фактором которой является цель, а стабилизирующим  институциональные стандарты, определяющие роли участников.
     Согласно Парсонсу социальные системы распространяются на четырех уровнях общества: первичном, психологическом, где элементы непосредственно взаимодействуют; управленческом, регулирующем процесс взаимодействия первого уровня; институциональном (совет директоров), где решаются вопросы общего порядка; социальном, в политических сферах.
      Парсонс выдвинул идею четырех функциональных императивов, реализация которых обеспечивает нормальное состояние и развитие системы: функция достижения целей; адаптация системы по отношению к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений[16,c.17].
    В рамках системного подхода возникли многочисленные количественные теории управления. Толчком этому послужило появление и широкое распространение кибернетики, общей теории систем, исследования операций и других математических методов. Сторонники этих теорий, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались с помощью математического моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией проблем.
      Другое направление, получившее название эконометрического, основывается на создании экономико-математических моделей.
      Обычно модель управленческого процесса может быть представлена как система уравнений и неравенств, включающая набор переменных величин (известных и неизвестных) и параметров, отражающих связи между ними. Задавая величину известных переменных («входы» модели), можно на основе математических расчетов определить значения неизвестных («выходы»), показать, как будет (или должен) вести себя управляемый объект при воздействии на него тем или иным способом и к каким результатам это приведет.
      Но надежды, возлагавшиеся на применение количественных методов, не оправдались в связи со сложностью социальных систем и с тем, что их поведение слабо поддается количественному анализу. Тем не менее, обобщение полученного опыта дало дополнительный импульс развитию системного подхода.
      В 1980 годы  одной из наиболее популярных теорий в его рамках стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом и Р. Уотерменом, «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы S: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль».
     Изменения в одной переменной через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента.
      Большинство  исследователей в своих аналитических обзорах отмечают  что, несмотря на историческую последовательность данных научных событий, ни тектология А.А. Богданова, ни ОТС Л. Фон Берталанфи не оказали в историческом контексте   практически никакого влияния на формирование системного мышления второй половины ХХ века  несмотря на глубоко системное содержание этих учений. Данный факт, прежде всего, говорит об исторической независимости системных программ тектологии, кибернетики, общей теории систем и праксеологии. Утверждается мысль о глубокой теоретической общности этих концепций[21,c.33].
    2.2. Современное видение системного подхода
     
      Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.
       В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
    Основные черты системного подхода:
    - Системный подход – это форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
    - Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами.
    - Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями[2,c.76].
       Основные принципы системного подхода:
    1.Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
    2.Иерархичность  строения, то   есть наличие  множества  (двух)  элементов,
    расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Любая  организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
    3.Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Процесс  функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
    4.Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
    Системный подход  это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения
    объекта[34,c.101].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 3
    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЯ
     
     
      3.1.Системный подход к управлению производительностью предприятия
     
    Системный подход  это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
      Системный подход является необходимым условием использования математических методов.
      Каждая системе имеет свои особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.
    Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, цех производственный участок, участок «человек-машина».
      Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:
    - установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;
    - создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;
    - создание механизма, обеспечивающего это согласование;
    - организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой[21,c.33].
      Системный подход к управлению производством состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач.
      Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.
    Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.
      Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить наиболее эффективного достижения общих целей.
    Системный подход к управлению предприятием  исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем.
    Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.
    Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений[17,c.118].
    Стадии процесса:
    1.Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Необходимо  определить, располагает ли данное предприятие необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают.
    2. Анализ возможности внедрения в предприятие результатов научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ. Необходимо  определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.
    3.Анализ возможности вывода нового продукта на  рынок.  Особую роль  должен
    сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где она производится и в каком количестве.
      Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду предприятия. Необходимо  учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические. Факторы это важные аспекты при анализе предприятия.
      Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, то есть исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).
    Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия  всех элементов системы управления конкретной организации.  При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания.
    Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать  показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно предприятия, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.
    Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления[2,c.55].
    Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается объединением усилий людей, то есть синергетическим эффектом и  созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Что создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной  сферах деятельности.
    Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений.
    Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления.
    Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
      Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, Реализация поставленной цели требует совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить конкурентные преимущества и факторы их определяющие[7,c.100].
      К факторам относятся: качество продукции или услуг; качество управления самой организации; маркетинговое качество, то есть свойство товара соответствовать реальной потребности населения.
    Значение  маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей
    необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.
    При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решения и отвечать за конечные результаты. Управление предприятия должно направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.
    Сущность нормативного подхода заключается в анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании.  
    Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Показатели  качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.
    К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.
    Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для специального развития коллектива. Показатели  стимулирования и охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы. Также  относится необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы[21,c.17].
    Нормативный  подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности предприятия, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей.
    Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендуют исследование возможности их применения в процессе анализа предприятия.
     Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством[2,с.325].
     
      3.2.Принятие управленческих решений
     
    Под управленческим решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального действия при наличии  двух вариантов. Сложность выбора решений повышается по мере увеличения количества вариантов. Потребность в принятии решений определяется наличием проблем в производственной деятельности предприятия.
    Процесс принятия управленческих решений включает  этапы: анализ вариантов,
    оценка достижений и потерь по каждому варианту, оценка фактических результатов
    осуществляемых решений.
      Принятию любого управленческого решения предшествует экономический анализ, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта.
    Повышение роли экономического анализа в принятии решений привело к использованию системного анализа, что обусловлено коренными изменениями в управлении производством:
    -переходом от текущего управления процессами к стратегическому, перспективному;
    - переходом от обособленных частных подсистем к комплексной системе;
    - повышением гибкости и оперативности при освоении новых изделий, процессов,
    рынков;
    - переходом от анализа отдельных случаев к систематическому анализу вариантов решений;
    - переходом от подсчета отдельных элементов эффективности к комплексной оценке всех факторов;
    -применением текущего контроля на основе использования вычислительной техники и экономико-математических методов, что видим на рисунке 3.1
    Рис.3.1Схема процесса принятия решений
      Важнейшим требованием к управлению стала подготовка и принятие рациональных решений на основе экономического анализа с использованием компьютерной техники.
    Рациональное решение  это выбор, подкрепленный результатами объективного
    анализа.
    Экономический анализ  это многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности предприятия.
      В процессе экономического анализа выявляются цели, устанавливаются их приоритеты, взаимосвязи и противоречия. На основе целей ведется разработка стратегий развития  производственного отделения, предприятия. Структура предприятия  рассматривается как производная от целей. Главное, что было внесено системным подходом,  это обоснование необходимости гибкой организационной структуры, возможности ее программной перестройки.
    Наиболее важным в этом направлении считается принцип проектной организации, производства, который используется во многих крупнейших американских и японских компаниях.
      Система производства по типу проектов   это вид производственного процесса, в котором каждая единица продукции уникальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.
    Проектная организация вводится на горизонтальном уровне управления фирмой, пересекая традиционные вертикальные линии подчинения. При этом образуется матричная  структура, которая предполагает возможность включения
    одного подразделения (элемента) в сферу двух или нескольких подсистем.
    В проектирование производственных систем выделяют три этапа: выявление и определение проблемы; построение модели; сбор и использование данных, которые позволяют совершенствовать проект системы[18,c.39].
    Системный подход предполагает тесную увязку целей с программами, планами и их реализацией. При этом решается главный вопрос о распределении и использовании ресурсов, что находит свое выражение в бюджете и финансовой отчетности и обеспечивает информацию, необходимую для рационального планирования предприятия.
    Системный подход неразрывно связан с развитием таких дисциплин, как кибернетика, системный анализ, исследование операций, теория решений. Их объединяет единая методология, связанная с понятием системы и объекта не как простой суммы составляющих его элементов, а как единого развивающегося целого.
    Применительно к управлению в современных условиях получили развитие методы системного анализа исследования операций, систематические методы внутрифирменного управления, к которым относятся: управление по целям, проектное управление, методы развития организации (изменение структуры, систем, процедур и поведения предприятия) [15,c.111].
     
      3.3.Управление операциями предприятия
     
      Системный подход к управлению производством  предполагает рассмотрение производственной деятельности фирмы и ее производственно-хозяйственных подразделений как производственной системы, выполняющей операционные функции.
       Операционная функция включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые внешним потребителям.  Операция в производственном процессе заключается:
    -целенаправленном изменении физических и химических свойств предметов труда;
    -сборке или разъединении деталей или других предметов;
    -подготовке предмета к другой технологической, транспортной или контрольной операции или хранению;
    -планировании, калькуляции, сообщении или получении информации.
      «Операции» и «производство» взаимозаменяемы.  Под  производством понимается выпуск товаров и переработка сырья, а «операции» включает не только производство товаров, но и производство услуг[9,c.78].
      Когда количество операций становится достаточно большим, возникает производственная система, нуждающаяся в компетентном управлении. Управление производственной системой предполагает, что при выборе решения принимаются в расчет все обстоятельства, относящиеся к конкретному вопросу, независимо от того, сколько структурных подразделений принимают в этом участие. При этом исходят из того, что все подразделения руководствуются общими целями, поставленными фирмой.
      Операционная  функция включает конкретные виды деятельности, которые отличают одну фирму от другой.
     Операционная система охватывающая всю производственную деятельность фирмы, состоит из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечивающей, планирования и контроля.
    Перерабатывающая подсистема это подразделение фирмы, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию (изделия).
      Подсистема обеспечения это подразделение, которое непосредственно не связано с производством продукции, но выполняет функции, необходимые для работы перерабатывающей подсистемы (например, вычислительный центр, ремонтно-эксплуатационная служба).
     Подсистема планирования и контроля это подразделение, которое получает информацию от перерабатывающей подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основании комплексной информации, полученной из внутренней и внешней среды, подсистема планирования и контроля принимает решение по перспективным целям и функциям перерабатывающей подсистемы.
    Конкретные  вопросы, подлежащие решению включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально- техническими запасами, контроль качества[7,c.133].
     
    3.4.Производительность труда, как главный фактор эффективности производства
     
    Одним из самых наглядных и объективных показателей, определяющих рациональность использования имеющихся на предприятии кадровых ресурсов, является производительность труда.
    Под  производительностью  труда  подразумевают  количество продукции,
    изготавливаемой в единицу рабочего времени, или затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
      Для характеристики производительности труда на предприятии используют: индивидуальную и общественную, а также обратный показатель трудоемкость продукции.
      Индивидуальная производительность труда известна как «выработка». Она учитывает только живой труд, непосредственно затраченный на изготовление продукции, и рассчитывается на одного работающего в соответствующую единицу времени. Часто выработку измеряют не в единицах продукции, а в нормо-часах.
      В зависимости от способа измерения объема изготовленной продукции различают три способа определения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.
      Натуральный метод измерения производительности труда это наиболее достоверный. По нему объем продукции количественно выражают в натуральных единицах  штуках, тоннах, метрах. Если производится несколько видов или марок однородной продукции, отличающейся своими характеристиками, то ее объемы измеряют в условно-учетных единицах, отражающих полезность продукции.
       В зависимости от целей и задач расчета производительности труда используют различные способы определения самой стоимости: по валовой продукции, по товарной, реализованной, чистой, условно-чистой[22,c.177].
    При внутрифирменном  планировании получил широкое распространение трудовой метод расчета производительности труда. Он предусматривает измерение объема выпущенной и незавершенной производством продукции в  нормо-часах, которые относят к фактическим затратам рабочего времени на его изготовление. Применяют там, где затруднительно использовать натуральный и стоимостной методы. Однако для анализа динамики показателей при этом необходимы стабильные в  рассматриваемом периоде нормы труда.
      Различными могут быть подходы при расчете производительности труда и при определении затрат рабочего времени на изготовление продукции. В зависимости от принятых единиц  рабочего времени   различают часовую, дневную, месячную,
    квартальную и годовую производительность труда.
    Для оценки эффективности работы всего предприятия  определяют годовую, квартальную и месячную производительность труда. Каждый из этих показателей зависит от степени использования рабочего времени и структуры работающих и может быть использован для выявления резервов улучшения организации и повышения эффективности производства.
      Важное место  занимает показатель, обратный производительности труда, то есть  трудоемкость продукции.  Затраты  рабочего времени на производство единицы продукции. Различают трудоемкости: технологическую, обслуживания производства, производственную, управления производством и полную.
      Технологическая трудоемкость включает все затраты труда основных рабочих. Трудоемкость обслуживания производства определяется затратами труда вспомогательных и обслуживающих рабочих. Производственная трудоемкость представляет собой сумму первых двух. Затраты труда руководителей и специалистов характеризуют трудоемкость управления производством. Совокупность всех названных трудоемкостей называют полной трудоемкостью. Любая из них может быть нормативной, плановой и фактической.
    Существующие темпы роста общественной производительности труда недостаточны для нормального социально-экономического развития страны. Для их повышения необходимо принять меры по более полному использованию резервов роста производительности труда[17,c.133].
     Рост производительности труда имеет большое значение и для предприятия:
    - существенно снизить затраты на производство и реализацию продукции, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;
    - при прочих равных условиях увеличить объем производства и реализации продукции, а следовательно, и рост прибыли;
    - проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам;
    - более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;
    - повысить  конкурентоспособность  предприятия  и продукции, обеспечить
    финансовую устойчивость работы.
      Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии используются два показателя: выработка и трудоемкость.
    Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда.
     Различают три метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денежный) и трудовой.
      Трудовой метод позволяет планировать и учитывать производительность труда на всех стадиях производственного процесса, увязывать и сопоставлять трудозатраты отдельных участков (цехов) и рабочих мест с показателями производительности труда а целом по предприятию, а также уровня трудовых затрат на резных предприятиях при производстве одинаковой продукции.
      После расчета экономии устанавливается плановая численность и определяется рост производительности труда на предприятии.
    Для расчета роста производительности труда на предприятии принята классификация факторов ее роста:
    1.Технический прогресс, включающий механизацию и автоматизацию производственных процессов и внедрение передовой технологии на базе нового оборудования и на действующем оборудовании; модернизацию действующего оборудования; изменение конструкции изделий, качества сырья, применение новых видов материалов и топлива; повышение качества продукции.
    2.Улучшение организации производства, труда и управления.
      Таким образом,  преимущество показателя трудоемкости состоит в том, что он позволяет  судить об эффективности затрат живого труда на разных стадиях изготовления конкретного вида продукции не только по предприятию в целом, но и в цехе, на участке, рабочем месте, то есть  проникнуть в глубину выполнения того или иного  вида  работ [12,c.180].
    ГЛАВА 4
    ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     
    4.1.Совершенствование механизма управления предприятием
     
    Развитие рынка, ускорение научно-технического прогресса, высокий уровень динамики изменений внешней среды, обострение конкурентной борьбы на протяжении последних десятилетий способствовали возникновению новых теорий управления. Процесс организационных изменений эволюционировал из совокупности подсистем управления (финансами, качеством, внутренней средой) в систему управления инновационным развитием. Развитие современного предприятия это результат систематических динамических преобразований, трансформаций его подсистем в пределах установленных предприятием стратегических целей для обеспечения устойчивого инновационного развития.
    Большое  количество наработок в сфере инновационного развития, важной проблемой современного управления предприятием есть дальнейшая рационализация и интеграция всех процессов, которые осуществляются в системе управления с учетом всех причинно-следственных взаимосвязей. Это объясняется множественностью многоуровневых целей, разноуровневостью объектов управления  и  сложностью их гармонизации[20,c.170].
    Мировая практика управления предприятиями развитых государств свидетельствует, что решение новейших задач управления требует разработки и применения специальных инновационных принципов, методов и форм, которые рассматривают процесс современного управления как комплексную и системную задачу сложной природы.
    Анализ экономической литературы свидетельствует, что единые подходы к определению действенной системы оценочных критериев инновационной деятельности предприятий на сегодняшний день отсутствуют. Главные нормативно-правовые документы государственного регулирования не имеют четкого механизма комплексного и системного внедрения инноваций во всех сферах экономики.  Это вызывает необходимость не только поиска новых путей повышения эффективности деятельности предприятий, но и разработки научных основ с учетом влияния универсальных законов природы и закономерностей согласованного развития систем, что дает возможность обосновать и эффективно применить моделирование инновационного системного управления, прогнозировать развитие предприятия в наиболее упорядоченном направлении.
    Главным  критерием развития предприятия должно быть не только количество внедренных инноваций в управленческую деятельность, но и системные изменения в управлении циклическим развитием взаимно увязанного комплекса: предприятие как система и его подсистемы – общество и его экономика как надсистема – природная среда как метасистема на основе Универсальных законов Природы.
      Достижение результата за этим критерием зависит не только от предприятия, его партнеров, но и от совершенствования форм государственного регулирования экономических отношений, механизма влияния местных госадминистраций на инновационную деятельность предприятий[40,c.56].
    Современное инновационное управление также должно базироваться на системном выявлении причин и взаимосвязей, которые возникают в деятельности предприятия, учете быстрых изменений внешней среды, глобальных явлений и событий, которые, так или иначе, влияют на динамику развития предприятия, а также моделировании деятельности с учетом действия Универсальных законов Природы. Это позволит не только прогнозировать этапы развития, но и формировать условия, наиболее эффективные для развития предприятия, оперативно адаптироваться к изменениям во внешней среде, избежать кризисов и разрушения предприятия как системы.
    Поэтому под совершенствованием механизма управления предприятием на основе инновационного причинно-системного подхода следует понимать такие внедрения инновационных управленческих технологий, которые базируются на новейших концепциях междисциплинарного синтеза и природных закономерностях циклического развития систем.
    Создание  интегрированной системы управления и ее механизма на основе инновационного причинно-системного подхода  это путь к гармонизации всех уровней проявления предприятия, который базируется на углублении единения его целей, целей подсистем, целей каждой личности, которая работает в коллективе, совершенствовании ее деятельности, совершенствовании бизнес-процессов для достижения стратегических целей предприятия. Поэтому механизм управления предприятием должен предусматривать интеграцию целей, всех видов ресурсов, персонала и его компетенций, действий (процессов и процедур менеджмента).
    С целью обеспечения инновационного подхода к динамике развития предприятия целесообразно синтезировать стратегические взаимосогласованные цели на всех уровнях деятельности предприятия в перспективы его инновационного развития, что может обеспечить ему успехи в финансовой сфере, лидерстве на рынке, росте инновационного потенциала и влиянии на развитие общества[21,c.29].
      Инновационный подход в менеджменте   это подход, который дает возможность проникать в суть закономерностей циклического развития и фазовых переходных процессов системы в новое качество, выбирать путь эффективного развития на основе причинно-системного прогнозирования, обеспечивать постоянную и комплексную направленность инновационного развития предприятия как системы с многоуровневыми взаимно согласованными связями в пространстве и во времени на каждом из 4-х основных фаз ее жизненного цикла, бесконфликтный переход в новое качество его жизнедеятельности. Система  управления предприятием, должна быть открытой для инноваций, обеспечивать самообучение и саморазвитие на всех уровнях взаимосвязей с окружающей средой и на всех этапах жизненного цикла. Если механизм управления предприятием не совершенствуется по окончанию фазы каждого цикла, то не осуществляется переход предприятия как системы в новое качество, что может привести его к разрушению, что не отвечает требованиям окружающей среды, которая также развивается в своем собственном цикле.
      Система управления предприятием, которая построена на основе инновационного причинно-системного подхода, имеет целью поэтапное обеспечение высоких темпов инновационного развития, возрастание эффективности предприятия и его подразделений, учитывает динамику инновационных процессов, на основе чего формируются соответствующие изменения в структуре управления. Деятельность предприятия с такой системой управления, наиболее приемлема, что, соответственно, отображается и на механизме управления. В таком механизме управления главное внимание уделяется инновационным заданиям, органам, функциям управления и соответствующему моделированию жизнедеятельности в соответствии с динамикой смены фаз циклического развития предприятия как системы.
    Составными элементами инновационного механизма управления предприятием есть технология, принципы и взаимно увязанные способы их реализации, непрерывно обучающийся персонал, соответствующие финансовые и информационные ресурсы, корпоративная культура. Инновационный механизм управления предприятием должен учитывать циклические системные превращения в соответствии с фазами жизненного цикла предприятия на основе комплекса системных закономерностей развития и принципов управления инновационным потенциалом предприятия.
    Подготовка  руководителей предприятий в современных рыночных условиях должна обеспечить направленность на построение в сознании персонала причинно-логической системы инновационного развития. Поэтому необходимо формировать инновационный механизм управления предприятием так, чтобы во время внедрения инноваций имела место тенденция к причинностному пониманию явлений, которые происходят во внешней и внутренней среде предприятия, а также их взаимообусловленности. Только так можно глубоко обосновывать инновационные управленческие решения и эффективно прогнозировать развитие в соответствии с жизненным циклом предприятия[7,c.18].
      От взаимной согласованности элементов организационной системы предприятия зависят высокие финансовые результаты, качество продукции и услуг, мотивированность персонала и его непрерывное развитие, коллективное сотрудничество, открытость коммуникаций.  При этом нами предлагается полный управленческий цикл этапов коммерческого и технологического процесса на предприятии в соответствии с моделью инновационного развития, которая учитывает его взаимную динамическую согласованность и уровни отношений предприятия с его внешней и внутренней средой.
    Ориентация на результат это  один из концептуальных факторов философии современного управления. Однако этот результат должен отражать не только финансовую сторону (прибыль), но и все остальные виды развития ресурсов: сырьевые, человеческие и информационные[17,c.30].
      Главным условием качества выполнения такого управленческого цикла есть согласование ключевых факторов успеха его выполнения. Взаимосвязь и этапы ключевых факторов успеха инновационного развития предприятия в разрезе перспектив развития видим из таблицы 4.1.
    Таблица 4.1
    Характеристика факторов успеха инновационного развития
    Предприятия
    № этапа
    в модели  
     
    Факторы  успеха инновационного развития
    1
    Согласование целей стратегического инновационного развития предприятия и целей развития его внешней среды
    2
    Согласование ресурсных потребностей и инновационных возможностей предприятия
    3
    Согласование стратегии и тактики распределения ресурсов предприятия в течение каждой конкретной фазы его жизненного цикла
    4
    Согласование всех видов управленческо-технологических процессов предприятия и его подразделений в едином алгоритме
    5
    Согласование всех уровней коммуникаций между подразделениями предприятия
    6
    Согласование функциональной деятельности всех подразделений предприятия посредством соответствующей системы управления
    7
    Согласование действий, оперативное регулирование и координация деятельности подразделений
    8
    Согласование кадровой политики всех подразделений, системы обучения и переподготовки персонала
    9
    Согласование целей и заданий предприятия с интересами персонала в системе мотивирования
    10
    Согласование факторов системы качества предприятия и уровня удовлетворенности потребностей потребителей
    Продолжение таблицы 4.1
    Предприятия
    № этапа
    в модели  
     
    Факторы  успеха инновационного развития
    11
    Согласование маркетинговой политики предприятия и его аналитико-исследовательского потенциала
    12
    Согласование финансовых перспектив и ресурсных возможностей предприятия
      Как показано из таблицы 4.1 учитывая, что интегрированная система управления предприятием на основе инновационного причинно-системного подхода построена с учетом согласованности целей не только всех участников деятельности предприятия, но и всех участников рыночной среды, в которой находится предприятие, то именно она будет способствовать достижению синергетического эффекта в инновационном развитии.
    Инновационный причинно-следственный подход предусматривает необходимость мониторинга взаимосвязей, взаимных влияний, взаимозависимостей и обусловленности явлений и процессов в управленческой практике предприятия, которое имеет ряд особенностей, касающихся согласования своих стратегических целей, целей внешней среды и элементов внутренней среды, а также способов их достижения, способности к их гибкости и адаптивности. Для этого необходим комплекс динамически взаимно согласованных процессов, которые способны обеспечить инновационное развитие предприятие: поэтапная разработка стратегических целей и ресурсных потребностей; распределение ресурсов и организация технологического процесса, обучения персонала[21,c.55].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     
      На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
    1.В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений.
    2.Системные представления не являются открытием прошлого века, наблюдается постепенное развитие системного подхода, совершенствование и расширения области его приложения. Можно заметить особое усиление внимание на эту проблему с началом нового времени и в середине ХХ века. ХХ век породил множество теорий системности, независимых по происхождению. Сначала  отдельные теории анализа предмета существовали и в технике, и в биологии, и в социальных науках, тем не менее, единый, междисциплинарный и системный подход дал возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности, которые заслонялись массой второстепенных деталей при конкретном исследовании частных систем.
    3. Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов.
    Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта..
    Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления. Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации.
    Системный   подход   это установка  на изучение, это комплекс принципов и
    методов исследования. Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.
    4.Управление производительностью труда  это сложное комплексное задание, одинаково важно для организаций любой сферы деятельности и любого масштаба, если они планируют достичь успеха в рыночной конкуренции. Реализация этой задачи зависит от грамотной и скоординированной работы экономистов и менеджеров на всех этапах программы
    5.Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
      Инновационный причинно-следственный подход предусматривает необходимость мониторинга взаимосвязей, взаимных влияний, взаимозависимостей и обусловленности явлений и процессов в управленческой практике предприятия, которое имеет ряд особенностей, касающихся согласования своих стратегических целей, целей внешней среды и элементов внутренней среды, а также способов их достижения, способности к их гибкости и адаптивности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
     
    1.Абрамова В.И. Менеджмент и маркетинг: Учеб. пособие/ В.И. Абрамова. –
    М.: Издательство РИОР, 2006.- 161 с.
    2.Беляев  А.А. Системология / А.А.Беляев.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 320с.
    3.Большаков Л.С. Менеджмент: Учеб. пособие/ Л.С.Большаков.-
    СПб.: Питер, 2000.-156с.
    4.Большаков А.С.Современный менеджмент: теория и практика/ А.С.Большаков.- СПб.: Питер, 2002.-281с.
    5.Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-
    М.: Институт новой экономики, 2002.-673с.
    6.Брэддин У. Менеджмент в организации/У.Брэддин. - М.: «Инфра-М», 1997.-346с.
    7.Бурганова Л.А. Теория управления. Учебное пособие/ Л.А.Бурганова. –
    М.: «Инфра – М», 2005. - 139 с.
    8.Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческих решения/А.Г.Венделин.-
     М.: Экономика, 1997. - 110 с.
    9.Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие/ Е.Е.Вершигора. –
    М.: «Инфра – М», 2008. - 283 с.
    10.Виханский О. С.Менеджмент/ О.С.Виханский.-М.: Гардика, 2010. – 44 с.
    11.Виханский О.С. «Стратегическое управление». М.: «Экономист», 2009.- 69с.
    12.Голубков 3.П. Использование системного анализа при принятии решений/
    З.П.Голубков.-М.:Экономист,2010.-284с.
    13.Голубков З.П. . Использование системного анализа в принятии плановых решений/ 3.П.Голубков.-М.: Экономист, 2010. –234с.
    14.Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. / Д.Дункан.-
    М.: Дело, 2006. - 272 с.
    15.Дятлов А.Н.Общий менеджмент: Учебник./А.Н.Дятлов.-
    М.:- Альпина Бизнес Букс, 2007.- 400 с.
    16.Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Учебное пособие/П.Ф.Друкер.-
    М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. - 272 с.
    17.Жариков О.Н. Системный подход к управлению/ О.Н.Жариков.-
    Москва: Юнити, 2010.-456с.
    18.Игнатов В.Г.Теория управления: Курс лекций/ В.Г.Игнатов.-
    М.: ИКЦ «МарТ»,2006. - 464 с.
    19.Игнатьева А.В.Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов/
    А.В.Игнатов.-М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 157 с.
    20.Кабушкин Н.И.Основы менеджмента: Учебное пособие/Н.И.Кабушкин.-
    М.:Юнити, 2008. – 243c.
    21.Камионский С.А. Системные аспекты современного менеджмента/
    С.А. Камионский // Системные исследования. Методол. проблемы: Ежегодник,
    Ч. 1.1998. - М., 2009. с.234-236.
    22.Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура/ А.В. Кезин. –
    М.:Юнити, 2009.- 400с.
    23.Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов/
    А.И.Кравченко, М.: Академический Проект, 2010.-348с.
    24.Клейнер Г. Системная структура экономики и экономическая политика// Проблемы теории и практики управления - 2006. - № 5. - с. 8 - 21.
    25.Коротков Э.М. Исследование систем управления/ Э.М. Коротков. –
    М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2010. - 234с.
    26.Котлер Ф. Маркетинг XXI века. Маркетинг от А до Я/ Ф.Котлер.-
    Спб.: «Нева», 2009.-459с.
    27.Котлер Ф.Маркетинг менеджмент/ Ф.Котлер.- СПб.: «Питер», 2010. -374с.
    28.Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П. Кузьмин// Психол. журн.- 1982, т. 3.- №3.-с. 3 - 14;
    №4.- с. 3 - 13.
    29.Локтионов, М.В. Системный подход в менеджменте/ М.В. Локтионов. –
    М.: Генезис, 2010.- 345с.
    30.Лебедев К.Н.Системный подход и методология менеджмента/ К.Н.Лебедев.-
    М.: Красная звезда, 2008. - 840 с.
    31.Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт, 2008. - 591 с.
    32.Мыльник В.В. Исследование систем управления / В.В. Мыльник.-
    М.:Генезис, 2006.-209с.
    33.Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2008. – 84 с.
    34.Плахова Л.В.Основы менеджмента: учебное пособие/Л.В.Плахов.-
     М.: Кнорус, 2007. - 496 с.
    35.Печатникова С.М. Системное управление «по образу и подобию» как фактор выживания предприятия на рынке // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №3. - с. 11 - 17.
    36.Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте/ В.Н. Попов.-М.: Кнорус,
    2007.- 498с.
    37.Разу М.Л. Менеджмент: Учебник/ М.Л.Разу. - М.: Кнорус, 2008. – 472с. 
    38.Сергеев И.В. Экономика предприятия/ И.В.Сергеев.-
    М.: Финансы и статистика, 2008. – 304с.
    39.Системный анализ в экономике и организации производства/ Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. - Спб.: Политехника, 2009. - 365с.
    40.Теория управления: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрутина. –
    М.: Рагс, 2008. - 558 с.
    41.Томпсон А.А.Стратегический менеджмент/ А.А.Томпсон. - М.: Юнити,
    2011.-328с.
    42.Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход/ С.П.Никаноров.-
    М.: Наука, 2006. – 211 с.
    43.Управление организацией/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -М.: ИНФРА-М, 2009. - 389с.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Системный подход к управлению производительностью предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.