Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
  • Предмет:
    Административное право
  • Когда добавили:
    14.07.2014 14:36:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
    Введение. 3
    1. Административное правонарушение и административная ответственность. 5
    1.1. Общая характеристика административных правонарушений. 5
    1.2.  Понятие "административная ответственность". 6
    2. Административные правонарушения в сфере управления. 9
    2.1. Самоуправство. 9
    2.2. Непредставление сведений (информации) 11
    2.3. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации. 12
    2.4. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт. 15
    Заключение. 17
    Список принятых сокращений. 19
    Список использованной литературы.. 20
     
     
    ВВЕДЕНИЕ  
     
    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности. Но в тоже время и при выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности. Все это определяет важность и актуальность теоретического исследования выбранной темы.
    Условием существования формирующегося в России гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом.
    Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, таким образом, суть общественной безопасности.
    Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. к основным объектам безопасности отнесены: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
    Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России и за ее пределами.
    Основная цель курсовой работы состоит в исследовании административных правонарушений против порядка управления  и мер по их предупреждению и пресечению.
    В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
    Объектом исследования являются особенности назначения наказания за преступления против порядка управления в российском административном праве.
    Предметом исследования выступают существующие теоретические положения, характеризующие сущность преступлений против порядка управления, их особенности, некоторые проблемные аспекты данных преступлений.
    При написании курсовой работы использовались следующие методы:
    1. Исторический метод (так как анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом)
    2. Системный метод (так как любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество)
    3. Формально-юридический метод (так как проводится исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников, формальной, определенности права как его важнейшего  свойства).
     
    1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ  
    Статья 2.1. КоАП РФ дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»
    Признак административного правонарушения - его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.[1] В Особенной части Кодекса предусматривается административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность; за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, за нарушения правил безопасности в различных отраслях экономики, за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, на общественный порядок и общественную безопасность.
    С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
    Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
    Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).
    Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности.[2]
    Гораздо сложнее оказалось сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В ч. 2 статьи 2.1. КоАП РФ намечены контуры понятия «вина юридического лица». В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.
    В статье 2.1. КоАП РФ установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.[3]
    Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (см. ст. 14 УК РФ) и разделил все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия «административное правонарушение» (как и в КоАП РСФСР) не указывается на общественную опасность действия (бездействия), признаваемого административным правонарушением.
     
    1.2. ПОНЯТИЕ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»  
    Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.[4]
    Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Дословно трактуя эту правовую норму, следует сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:
    - быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
    - деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали. Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установления заведомо подложных номерных знаков (ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ), а бездействия - невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ).[5]
    Если расширительно толковать п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом.
    Точка зрения некоторых авторов заключается в том, что под юридической ответственностью понимается «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права»[6]. Данная точка зрения верна с одним существенным дополнением: законное правоотношение в одной той же отрасли права, где были нарушены законодательные нормы, исходя из сути права не может возникнуть из нарушенного правоотношения, так как базисом возникновения любого правоотношения являются исключительно основанные на праве основания, что вытекает из аналогии с нормами гражданского права, содержащимися в п. 1 ст. 8 ГК РФ.
    К сожалению, в гл. 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения. Тем самым прежде всего необходимо установить: что же собой представляет административная ответственность?
    Руководствуясь гл. 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следует отметить, что в понятие «административная ответственность» включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.
    Таким образом, необходимо согласиться с мнением ученых-практиков в сфере административного права, что «административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)»[7].
    На основании изложенного следует сделать вывод, что в современном Российском государстве более часто применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом. В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:
    защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);транспорта (гл. 11);дорожного движения (гл. 12);связи и информации (гл. 13);предпринимательской деятельности (гл. 14);финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);воинского учета (гл. 21). Как было сказано, сходные правоотношения и их нарушение относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки[8]. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
    Российское федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, представления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.
    Обобщая изложенное, следует отметить, что за нарушения действующего законодательства наряду с мерами административного принуждения и соответствующими санкциями могут применяться и меры наказаний из иных отраслей права, так называемые смежно-институциональные меры принуждения. Например, вместе с административным штрафом за незаконное увольнение работника судом может быть определено восстановить работника в прежнем звании и (или) на прежнем месте работы, а при нарушении законодательства материально ответственным работником (при растрате) могут, наоборот, лишить его замещаемой должности (п. "г" ст. 81 Трудового кодекса РФ).
    2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ   2.1. САМОУПРАВСТВО  
    Бывает достаточно трудно найти ту грань, которая отделяет самозащиту гражданских прав от злоупотребления правом и самоуправства. Нередко имеется сходство между самоуправством, с одной стороны, и действиями, причиняющими вред в состоянии крайней необходимости, - с другой.
    В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации  самозащита названа в числе способов защиты гражданских прав. Согласно ст. 14 ГК способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Помимо необходимой обороны и крайней необходимости, к самозащите гражданских прав цивилисты относят меры оперативного воздействия на должника, которые должны быть предусмотрены в законе или договоре. Самозащита гражданских прав может применяться и при уже нарушенном праве[9]. Такая ситуация представляет собой не нейтрализацию реальной и наличной опасности, возникшей для охраняемых законом интересов, что характеризует крайнюю необходимость, и не пресечение осуществляемого общественно опасного посягательства, что имеет место при необходимой обороне, а восстановление нарушенного права.
    При определенных обстоятельствах деяние по защите уже нарушенного права (в качестве способа их самозащиты) внешне может напоминать самоуправство, но при этом преобладает бездействие лица. Вместе с тем бездействие не может образовывать состав самоуправства как административного правонарушения или преступления. Среди мер, применяемых при уже нарушенном праве, можно выделить удержание имущества, предусмотренное ст. 359 и ст. 360 ГК. Закон относит его к способам обеспечения исполнения обязательств. В общегражданских отношениях можно удерживать вещь должника для того, чтобы побудить его исполнить обязательство, связанное с этой вещью, например, требование компенсации расходов на содержание найденной собаки с ее хозяев в качестве условия ее возвращения, удержание готовой вещи подрядчиком для обеспечения оплаты заказчиком произведенной работы.
    Самозащита гражданских прав, в том числе меры оперативного воздействия на должника, представляет собой правомерное деяние лица по пресечению гражданского правонарушения или минимизации его последствий. Однако возможно и злоупотребление правом на защиту, которое предпринимается для достижения таких же целей, но не соразмерно правонарушению. По этой причине оно признается неправомерным и порождает негативные гражданско-правовые последствия. К ним зачастую относится «возникновение обязанности возместить причиненный вред»[10], а также отказ в защите права, принудительное прекращение права и т.п.
    Если же злоупотребление правом является самоуправством с точки зрения публично-правовых отраслей, то такое деяние влечет административную или уголовную ответственность. Такое межотраслевое регулирование общественных отношений позволяет последовательно осуществлять их всестороннюю охрану, обеспечивает дифференцированный подход к ответственности за деяния, существенно различающиеся по степени общественной опасности.
    Самоуправство как преступление и как административное правонарушение посягает на один и тот же непосредственный объект - установленный порядок реализации лицом своих прав и свобод, т.е. при этом совпадает характер их общественной опасности. При сопоставлении преступного самоуправства и смежного с ним административного правонарушения можно прийти к выводу, что главным критерием их разграничения является различная степень общественной опасности, выражающаяся в первую очередь в причиненном существенном вреде, характеризующем преступление. Этот вред может быть разнообразным: материальным (имущественным и физическим), нематериальным (нарушение конституционных прав и свобод потерпевшего, дезорганизация деятельности учреждений и т.п.). Данное последствие имеет оценочный характер и определяется с учетом конкретных обстоятельств дела. При его наступлении самоуправство содержит признаки преступления. Если самоуправные действия не причинили существенного вреда физическим или юридическим лицам, содеянное квалифицируется как административное правонарушение.
    Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.
    Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.
    Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.[11]
    Состав данного административного правонарушения имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.
    Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).
    Самоуправство - правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом - прямым или косвенным.
    Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.
    Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, - судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).
    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
     
    2.2. НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ (ИНФОРМАЦИИ)  
    Законодательством РФ предусмотрено обязательное представление зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (документированной информации) для формирования государственных информационных ресурсов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
    Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.
    Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.[12]
    Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается в соответствии с законодательством об этих категориях информации.
    При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).
    Обязательное предоставление информации должностным лицам государственных органов предусмотрено также Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле», ст. 16 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», а также другими федеральными законами.
    Согласно ст. 14 Федерального закона «Об экспортном контроле» российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ в области экспортного контроля.
    Российские участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.
    В качестве противоправных деяний, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются следующие действия (бездействие) граждан, должностных лиц, юридических лиц:[13]
    а) непредставление указанных сведений (информации);
    б) представление сведений (информации) с нарушением установленных сроков;
    в) представление сведений (информации) в неполном объеме либо заведомо недостоверных сведений (информации).
    Объектом правонарушения является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно.
    Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
    Объективную сторону правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.
    Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
    Протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), иных государственных органов, которым должна представляться соответствующая информация (п. 1 и другие пункты ч. 2 ст. 28.3; п. п. 3, 4 - 6, 8 - 10 ч. 5 ст. 28.3).
     
    2.3. ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ УДОСТОВЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА (ПАСПОРТА) ИЛИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ  
    Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
    В соответствии со ст. 5, 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами РФ являются:
    а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
    б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с указанным Федеральным законом.
    Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
    Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.
    Согласно ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
    В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999 г. N 1091), паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории Российской Федерации.
    Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.[14]
    Исчерпывающий перечень сведений, записей и отметок, подлежащих внесению в паспорт, определен п. 4 указанного Положения, а также п. 4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (в ред. Приказа МВД России от 4 апреля 2002 г. N 320). В частности, соответствующими органами регистрационного учета в паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.
    Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 118-ФЗ) основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт гражданина РФ; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Статус документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в указанных случаях определен ст. 8 - 13 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.
    Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:
    - государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;
    - жилищно - эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;
    - жилищно - строительных и жилищных кооперативов;
    - гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов - интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц - приютов и других учреждений социального назначения;
    - организаций иных организационно - правовых форм.
    Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно - территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
    Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. В случае отказа гражданам в регистрации по месту пребывания органы регистрационного учета обязаны в трехдневный срок со дня получения документов письменно уведомить их о причинах отказа.
    Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту пребывания может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.
    Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
    При регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), следует принимать во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому п. 10, 12 и 21 указанных Правил признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3), что является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ.
    Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве и Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
    Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства, порядок осуществления регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в г. Москве и Московской области определен соответственно разд. 2, 3 указанных Правил.
    Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным.
    Недействительным является также паспорт, подлежащий замене, но своевременно не замененный его владельцем. Исчерпывающий перечень оснований замены паспорта определен п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.
    Должностные лица, обязаны обеспечить регистрацию граждан после представления ими необходимых документов в сроки, определенные Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Несоблюдение указанных сроков для регистрации влечет применение к названным должностным лицам мер административной ответственности, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи.[15]
    Субъектами административного правонарушения, являются должностное лицо, ответственное за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, должностное лицо органов внутренних дел, ответственное за выдачу и замену паспортов, а также за обеспечение контроля за регистрацией граждан.
    Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
    Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
     
    2.4. ПОДДЕЛКА ДОКУМЕНТОВ, ШТАМПОВ, ПЕЧАТЕЙ ИЛИ БЛАНКОВ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ПЕРЕДАЧА ЛИБО СБЫТ  
    В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" к документам, удостоверяющим личность гражданина РФ при осуществлении права на выезд из Российской Федерации и права на въезд в Российскую Федерацию, относятся: паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
    Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), документами, удостоверяющими личность гражданина (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:
    - паспорт;
    - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 16-летнего возраста;
    - заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ;
    - удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);
    - военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;
    - справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
    - иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.
    Подделка указанных документов, т.е. внесение в текст заведомо недостоверных записей, исправлений, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
    К документам, подтверждающим наличие у лица права, относятся свидетельство о государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, свидетельства о государственной регистрации договора дарения, договора коммерческой концессии, договора ренты и других гражданско - правовых договоров, подлежащих государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК, лицензии и другие документы.
    Объективную сторону правонарушения составляет действие по подделке документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно действие по подделке штампа, печати, бланка, их использованию, передаче либо сбыту, совершенные юридическим лицом или действующим от его имени лицом.[16]
    Следует иметь в виду, что статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность физических лиц за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков.
    Субъект данного административного правонарушения - юридическое лицо. С субъективной стороны имеет место вина юридического лица в форме умысла.
    Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
     
    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Одним из видов таких правонарушений являются правонарушения против порядка управления, закрепленные в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Согласно главе 19 КоАП РФ, выделяют следующие административные правонарушения против порядка управления:
    самоуправство; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата его по небрежности; незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие его в залог; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных актов по обеспечению единства измерений; несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт. Успешному осуществлению задач, связанных с предотвращением правонарушений против порядка управления будет способствовать реализация основных принципов административного права: законности, справедливости, обоснованности, гуманизма, неотвратимости.
     
     
    СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ  
     
    ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
    КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
    КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    РФ - Российская Федерация
    СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
    ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации
    УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ  
    Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 27.07.1998, N 30, ст. 3609Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 26.07.1999, N 30, ст. 3774Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (ред. от 26.10.2011) // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, N 30, ст. 2939Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (ред. от 27.05.2011) // Собрание законодательства РФ, 14.07.1997, N 28, ст. 3444Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" // Собрание законодательства РФ, 09.02.1998, N 6, ст. 783  
    КНИГИ, УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА  
    Агапов А.Б. постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М. 2004Аникушин С.И. Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2005Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. М., 2008Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007Комментарий к ст. 14 ГК // Постатейный комментарий к части первой ГК РФ / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2007 // СПСКомментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011Масленников М.Я. Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях необходима концептуальная реконструкция // Административный процесс: теория и практика / Отв. ред. А.С. Дугенец. М.: НОУ Школа спецподготовки "Витязь", 2008Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Д.С. Велиева, А.С. Ермакова, Ю.В. Капитанец и др.; под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008  
    ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ  
    Воронин С.П., Лихачева Г.Г., Сушкова С.А., Филиппова Н.Г., Окулова В.В., Тимофеева А.Д. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 4. С. 43 - 46; N 5. С. 46 - 48; N 6. С. 43 - 46; N 7. С. 38 - 41; N 8. С. 40 - 43.Якимов А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2009, N 3 [1] Агапов А.Б. постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М. 2004
    [2] Масленников М.Я. Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях необходима концептуальная реконструкция // Административный процесс: теория и практика / Отв. ред. А.С. Дугенец. М.: НОУ Школа спецподготовки "Витязь", 2008
    [3] Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009
    [4] Аникушин С.И. Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2005
    [5] Аникушин С.И. Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2005
    [6] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 599.
    [7] Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2005. С. 277.
    [8] В отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР нынешнее понятие "административное правонарушение" (ст. 2.1 КоАП РФ) существует без второго названия "проступок", однако по сложившейся традиции и по сути (содержанию и последствиям) деяния лица, нарушающего положения КоАП РФ, являются не преступлением, а проступком.
    [9] Комментарий к ст. 14 ГК // Постатейный комментарий к части первой ГК РФ / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2007 // СПС
    [10] Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. М., 2008. С. 586
    [11] Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007
    [12] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011
    [13] Якимов А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2009, N 3
    [14] Воронин С.П., Лихачева Г.Г., Сушкова С.А., Филиппова Н.Г., Окулова В.В., Тимофеева А.Д. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Арбитражный и гражданский процесс. 2009
    [15] Воронин С.П., Лихачева Г.Г., Сушкова С.А., Филиппова Н.Г., Окулова В.В., Тимофеева А.Д. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Арбитражный и гражданский процесс. 2009
    [16] Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.