Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Издательская и просветительская деятельность А.С. Суворина

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Издательская и просветительская деятельность А.С. Суворина
  • Предмет:
    Журналистика
  • Когда добавили:
    14.07.2014 14:59:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ. 4
    ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА И ИЗДАТЕЛЬСКОЕ  ДЕЛО ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ (1870-1900-Х ГОДОВ) 6
    1.1. ЖУРНАЛИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА.. 6
    1.2. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА.. 8
    ГЛАВА 2. А.С. СУВОРИН – ИЗДАТЕЛЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ. 10
    2.1. НАЧАЛО.. 11
    2.2. УСПЕХ.. 13
    2.3. НОВОВВЕДЕНИЯ.. 15
    2.4. УПРЕКИ.. 17
    2.5. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 18
    2.6. ОТКРЫТИЯ.. 21
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
     
     
    ВВЕДЕНИЕ  
    Актуальность данной темы состоит в том, что А.С. Суворин создал такой уровень русской журналистики, который является образцовым до сих пор. Изучение его деятельности способствует более правильной оценке места и роли А.С. Суворина в истории российской литературы, журналистики и просвещения.
    Цель данной работы – оценка вклада А.С. Суворина в развитие русской журналистики.
    Задача – проанализировать различные аспекты издательской деятельности А.С. Суворина.
    Объектом исследования является деятельность А.С. Суворина.
    Предметом исследования – вклад Суворина в русскую журналистику и книгоиздательское дело.
    Степень изученности темы невелика. Одно из важных мест занимают воспоминания современников Суворина: Б. Б. Глинского, В. В. Розанова, М.О. Меньшикова.
    На долгие годы клеймо «беспардонного лакея перед власть имущими» на Суворине поставила статья В.И. Ленина «Карьера», опубликованная в газете «Правда» (18 августа 1912 года, № 94).
    Информацию о Суворине как об издателе «Нового времени» можно почерпнуть из исследований историка русской журналистики Бориса Ивановича Есина.
    Большая историографическая работа принадлежит перу Е.А. Динерштейна «А.С.Суворин. Человек, сделавший карьеру». Автор в своем исследовании делает акцент именно на карьере Суворина-книгоиздателя.
    В 1999 году в издательстве «Независимая газета» с помощью британской стороны выходит наиболее полный текст дневника Алексея Сергеевича Суворина. Но в предисловии вновь написано о «моральной нечистоплотности» издателя «Нового времени», вопреки декларируемой научной объективности.
    В 2005 году дневники Суворина были собраны воедино и опубликованы в 2-х томах («В ожидании века XX. Маленькие письма 1889-1903» и «Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904-1908»).
    Все эти факты позволяют говорить о небольшой степени изученности публицистической и журналистской деятельности Суворина.
    В работе также использованы электронные версии некоторых источников и литературы, поэтому в сносках отсутствуют указания номеров страниц.
     
     
    ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА И ИЗДАТЕЛЬСКОЕ  ДЕЛО ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ (1870-1900-Х ГОДОВ)  
    1.1. ЖУРНАЛИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной: отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов.
    Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Но судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Несмотря на это реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.
    Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли.
    Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще обращается к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, В. В. Розанов и др.). Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется (Катков, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Короленко и др.).
    Система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического, либерально-буржуазного и демократического.
    Монархическая и позднее буржуазно-монархическая печать стояла на позициях безоговорочной защиты монархии, дворянства, национального и социального угнетения трудящихся. Она была представлена прежде всего изданиями Каткова – лидера русских журналистов-консерваторов-монархистов («Русский вестник», «Московские ведомости»), князя В. П. Мещерского («Гражданин»), А. С. Суворина («Новое время») и др.
    Либеральная печать была заявлена, пожалуй, наибольшим числом изданий: «Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Новости и биржевая газета», значительная часть провинциальной прессы (Одесса, Воронеж, Казань, Иркутск). К этой группе примкнули появившиеся во второй половине XIX в. массовые, дешевые издания для простонародья: «Петербургский листок», «Развлечение».
    Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические, иллюстрированные, спортивные, театральные). Подобные издания выпускали и либеральные деятели, и люди без ясно осознанной направленности.
    Отдельное положение занимала печать демократическая. Борьба против остатков крепостничества, феодализма, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики[1].
    1.2. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 60-е годы XIX века возникают крупные издательские, полиграфические и книготорговые предприятия, мощные в финансовом отношении. Развитие науки и техники, успехи естествознания и медицины, все большая дифференциация знаний привели к появлению наряду с крупными универсальными книготорговыми и издательскими фирмами ряда не менее солидных специализированных предприятий, сконцентрировавших свое внимание на книгах по двум-трем, большею частью смежным, отраслям знания.
    Росту печатной продукции способствовало как увеличение числа издательств, так и возникновение ряда новых типографий.
    Общественный подъем 60-х гг. сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. Хотя в столице издается, как и прежде, много учебников, религиозных книг, беллетристики, однако наблюдается и рост выпуска серьезной социально-экономической и естественнонаучной литературы. Отдельными изданиями (большей частью они печатались на страницах «толстых» демократических журналов) выходят сочинения Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, передовых русских ученых Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, К.Д. Ушинского.
    Издательства выпускают в свет произведения выдающихся западноевропейских мыслителей – экономистов, философов, социологов, естествоиспытателей, творчество которых встречало сочувственный отклик в передовом русском обществе. Несколько возрос выпуск литературы по сельскому хозяйству и технике, но удельный вес ее в общей массе изданий был крайне невелик.
    XIX век ознаменовался увеличением количества новых периодических изданий, развитием лубочной литературы, попытками создания дешевой и доступной для народа книги, появлением специальных обществ, имевших цель распространение в народе полезных книг и противодействие лубочным изданиям, изменением внешнего облика книги, появлением новых коллективных форм организации книжного дела.
    Характерными чертами книжной торговли XIX века были: резкое увеличение книжной торговли, активное развитие букинистической торговли, формированием новой группы покупателей (грамотных рабочих), улучшение распространения книг за счет развития сети сообщений, широковещательной рекламы, библиографической работы[2].
     
    ГЛАВА 2. А.С. СУВОРИН – ИЗДАТЕЛЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ  
    «... у А.С. Суворина в течение всей его жизни (1834-1912) были наблюдатели, оставившие ряд необыкновенно метких суждений. Но из некрологов, очерков, фраз, пасквилей, доносов, фельетонов, анекдотов, карикатур невозможно составить целостный портрет. И поэтому получается что-то одно — либо разовое, либо однобокое — профессионально и человечески: Суворин — журналист, книгоиздатель, раб Мельпомены, владелец крупнейших корпораций — театральных и книжно-газетных. Сюда же — предатель и преданный, мучитель и жертва. У Суворина биографии нет, несмотря на многие трудные подступы к ней»[3].
    Начало жизни Алексея Суворина – быт семьи, ничем не отличавшийся от окружавшего крестьянского, 9 детей, чай и обувь – по праздникам. В Михайловском кадетском корпусе под Воронежем – деревенский выговор и смех товарищей, в совершенстве владевших французским.
    Конец жизни – богатство, известность, авторитет и в мире капитала, и среди художественной интеллигенции не только в России, но и в Европе. Авторитет несомненный,  хоть и нередко со знаком «минус»[4].
    Менялись вехи биографии, менялось лицо на фотографиях и портретах, от восторженного мальчика к хитрому старику с живыми и лукавыми глазами. Крамской, хорошо знакомый с Сувориным, дважды писавший его портреты, четко уловил в этой натуре изменчивость, живость и лукавство, переходящее в хитрость. И, конечно, энергия, неуемная энергия провинции.
     
     
     
      2.1. НАЧАЛО Вот в воронежском литературном кружке составляют сборник «Воронежская беседа». Суворин помещает в нем свои рассказы. Кроме того, он пишет корреспонденции в еженедельную «Русскую речь», они замечены, и графиня де Салиас, владелица газеты и литературное имя, приглашает его в Москву.
    Это было начало. Москва встретила хорошо молодого журналиста. В московской жизни круг его новых знакомств очень серьезен. Здесь Лесков, с которым они вместе пришли в «Русскую речь». У А. Н. Плещеева, привечавшего все новое, молодое, он знакомится с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, М. Е. Салтыковым, Н. А. Некрасовым. У графини Салиас – с И. С. Тургеневым. Все складывалось удачно.
    Не первую, но широкую известность Суворин приобрел во второй половине 1860-х годов. В те годы он под псевдонимом Незнакомец писал в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Блестящий талант Суворина соединил в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, он не стеснялся резко нападать на отдельных лиц, но –  только на общественную сторону их деятельности. По своим убеждениям в те годы Суворин был умеренно-либеральным западником, исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма[5].
    В 1866 году выходит сборник «Всякие: очерки современной жизни». По постановлению цензурного комитета тираж уничтожен, а Суворин осужден (первый в истории русской журналистики открытый судебный процесс) и приговорен к трем неделям гауптвахты.
    Революционный террор и правительственные репрессии существенно изменили умонастроение Суворина. Исповедуясь Де-Пуле, он писал 13 мая 1866: «Этот негодный Каракозов испортил нам всю жизнь. До этого жилось лучше, покойнее, верилось в будущее. <…> Нигилисты всегда мне были не по нутру, но теперь они стали противней всякой горькой редьки, и бессодержательность их выразилась необыкновенно ясно. Я в последнее время совсем славянофилом стал и даже к конституции восчувствовал омерзение»[6].
    Самостоятельным издателем он становится в 1872 году, когда выпускает первый «Русский календарь», издававшийся впоследствии ежегодно и так горячо любимый публикой. Просьба выслать очередной выпуск этого справочника знаний о России присутствует во многих письмах писателей. Это и есть начало издательской деятельности Суворина.
    Прежде чем начать выпускать календарь, Суворин обращается за помощью к редактору «Правительственного вестника» Г.П. Данилевскому,  рассказывая тому, что предполагает «выпускать календарь универсального характера, состоящий из ряда разделов, посвященных литературе, искусству, политике, деятельности администрации, «фельетонного обозрения года», анекдотов и т.д. От адресата же он надеялся получить конфиденциальные сведения, касающиеся как отдельных лиц, так и редакции»[7].
    По сути, главное в календаре Суворина – выбор сведений и их систематизация. Читатель не просто получает факт, но и узнает, каким путем добыта приведенная в календаре дата или цифра, убеждаясь, что им следует верить не потому, что они напечатаны в календаре, а потому, что взяты из достоверных источников и потом проверены практически.
    В начале 1876 года Алексей Суворин приобретает вместе с В.И. Лихачевым «Новое время». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни.
    Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Сам по себе такой состав сотрудников служил прекрасной рекламой. В первый же месяц тираж газеты увеличился более чем в два раза. Ожидания, возникшие в связи с переходом «Нового времени» к Суворину, были большие. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться.
    Какое-то время Алексей Суворин, по всей видимости, и сам верил в независимость, в возможность выпуска информационного издания, допускающего свободу мнений. Однако «Новому времени» не удалось достичь заявленной свободы от политических пристрастий.
    Во времена первых номеров «Нового времени» надо было умело писать между строк. Редактор постоянно находился под страхом запрещения розничной продажи номера или лишения права публиковать объявления за бойкую статью, что вело нередко к разорению. Так что открыть газету тогда, было делом несложным, – важно было удержаться на волне успеха и денежной отдачи.
    Подводя итоги, следует заметить, что к середине 70-х годов Суворин занимает достаточно прочное и заметное место в литературном мире. Он признан журналистским обществом, популярен у читателей. Суворин ждет успеха, он трудится не покладая рук. Свою феноменальную работоспособность он сохранил почти до конца своих дней.
    2.2. УСПЕХ Настоящий успех пришел к газете во время русско-турецкой войны. Едва начав издавать газету, Суворин проявил чутье политического момента. Славянский вопрос стал главным составляющим успеха суворинского органа печати на первоначальном этапе издания. Во время сербско-турецкой войны, в 1876 г., издатель «Нового времени» встретился в Константинополе с русским послом графом Н.П. Игнатьевым. Это был первый случай беседы русского посла и корреспондента. Встреча помогла Суворину определиться, выработать отношение к событиям на Балканах. Русско-турецкая война принесла успех газете, издатель которой в качестве корреспондента отправился в армию. Его корреспонденции популярны: он пишет живо, образно, с болью за судьбы славянства, считая славянский вопрос русским вопросом и связывая освобождение славян с освобождением России.
    Суворинская энергия начинает бить ключом: при «Новом времени» создаются славянские комитеты, фонды помощи славянам. Призывы к России выполнить свою историческую миссию освобождения славян, впрочем, были созвучны и настроению всего российского общества. Поэтому газета стремительно набирает обороты. Во-первых, из-за своей мобильности, а во-вторых, из-за хлестких фельетонов и передовиц Суворина. Газета имела огромный успех на волне симпатий к восставшим братушкам-славянам, став вскоре самой распространенной газетой в России[8].
    Алексей Сергеевич говорил: «Настоящий редактор не должен покидать газету ни на минуту», «дверь редакторского кабинета должна быть всегда открыта для кого угодно». И действительно: все, что приходило в редакцию, – все неизменно и внимательно прочитывалось, более того, был принят хороший литературный стиль (это шло от Суворина), и все тщательно исправлялось перед набором. Случались и курьезы: однажды, придя вечером в редакцию, Алексей Сергеевич видит, что нахмуренный субредактор Россаловский исправляет какую-то заметку, Суворин наклоняется, смотрит, и вдруг на всю редакцию раздается: «Послушайте, голубчик Россаловский, вы лучше бросьте. Ведь Лев Толстой, ей-Богу, лучше нас пишет…»[9]
    Один из его сотрудников в начале века писал, что главным талантом его была «особенная способность или искусство делать журналистов. Именно делать, а не только отыскивать»[10].
    К литературным новостям, слухам, скандалам Суворин имел самый настоящий журналистский азарт. Одновременно в нем уживались и хороший литературный вкус (это отмечали даже недоброжелатели) и страсть к скандальному факту.
    Бойкий газетчик, он не просто имеет журналистский нюх. Чувство инициативы, чутье на газетного человека, любовь к нововведениям, – вот его качества как редактора.
    2.3. НОВОВВЕДЕНИЯ С первых дней выпуска газеты Суворин стал искать свой стиль в оформлении. В январе 1877 г. издатель меняет шрифт на более удобный для чтения. В феврале открывается собственная типография. С июля «Новое время» начинает выходить в увеличенном формате. Растет количество полос: если в начале 1880-х годов нормой было четыре полосы, то к концу десятилетия обычными стали шесть.
    Иллюстративное оформление «Нового времени» даже в первые годы издания не имело себе равных среди газет России. В 1876 г. в двух номерах были помещены планы местности и карта Балканского полуострова, в 1877 г. – карты, планы и чертежи европейского и азиатского театров военных действий. В феврале 1885 г. А. С. Суворин получил от Главного управления по делам печати разрешение помещать в газете рисунки.
    Изданию также была свойственна, по выражению Н.С. Лескова, композиционная «неожиданность»: отделы и рубрики меняли свои места. Для газеты был характерен постоянный набор фельетонов.
    В конце 1880 г. издатель просит разрешения выпускать «Новое время» двумя изданиями, причем оговаривал, что подписчикам предоставляется право выбора получать то или иное издание. Второе издание «Нового времени», предназначенное в основном для иногородних подписчиков, стало выходить с 1 января 1881 г. Первое издание появлялось из типографии в шесть часов утра; почтовые же поезда, развозившие газету москвичам и провинциальным читателям, уходили в три часа дня. Этим промежутком и воспользовался Суворин. Второе издание «Нового времени» выходило к 11-12 часам, повторяя большинство материалов первого издания с дополнением новостей и телеграмм, полученных редакцией с 6 до 11 часов. В розничную продажу номера второго издания поступали только после полной распродажи первого. Операции по выпуску второго издания, производимые сотрудниками суворинской газеты за 2-2,5 часа, приводили современников в восторг. Новости, сообщавшиеся «сегодня за сегодня», были вершиной газетной техники этого времени. К 1880-м годам «Новое время» становится самым читаемым изданием в России. В 1888 г. тираж газеты достиг 40 000 экземпляров, к 1897 г. – 50 000[11].
    Несомненно, все эти меры предпринимались для расширения читательской аудитории. Одной из причин огромной распространенности «Нового времени» была ориентация на универсального читателя. Газету читали император, сенаторы, интеллигенция, среднее сословие, простонародье. Росту тиража также способствовали розничная продажа и реклама. Необходимость все время следить за подпиской, уметь определить читательский интерес раньше его рождения – вот что такое популярность «Нового времени». Однако…
    2.4. УПРЕКИ Распространенная в советский период точка зрения, что газета А.С. Суворина требовала закрепощения печати, объясняется негативным отношением большинства исследователей к консервативному направлению и часто официозному характеру «Нового времени».
    Главное, в чем упрекали издателя, – это в собственном политическом перерождении. Он начал публиковаться как либерал, обрел славу оппозиционного фельетониста в «Санкт-Петербургских ведомостях». Фельетоны же эпохи 1880-х годов были значительно осторожнее своих предшественников. Считается, что Суворин очень быстро превратился в издателя ярко выраженной консервативной газеты.
    Духовная эволюция Суворина вызвала много негативных оценок. «Новое время» упрекали в нарушении этических норм: в газете часто публиковались непроверенные сенсационные известия, ей была свойственна жесткость проводимой полемики, отказ от собственного мнения, несправедливое отношение к инородцам, жившим в России, использование скрытой рекламы.
    Эволюцию взглядов Суворина одни объясняли свойствами человеческой натуры, другие – социальными причинами. Редактор же «Петербургского листка» А.А. Соколов объяснял: «Если бы Суворин продолжал проводить либеральные идеи, которые он проводил в качестве сотрудника «С.-Петербургских ведомостей», ему пришлось бы подвергнуть свою газету административным карам, даже может быть, подвести и под запрещение. Приходилось выбирать: или значительно поступиться своими прогрессивными идеями, или сохранить издание. «Новое время» выбрало путь более практический: оно понизило свое отношение к прогрессу»[12].
    Так или иначе «Новое время» было одной из лучших газет в России, имевшей сильный редакционный состав. Газета А.С. Суворина больше остальных органов печати отвечала духу времени. Не было равных «Новому времени» в России конца XIX столетия ни по информационному богатству и оперативности подачи материалов, ни по распространенности и блестящему составу сотрудников, ни по оформлению и рекламной насыщенности. Это издание было универсально, разнообразно, имело уникальные технические возможности и выпускалось профессионалами. С именем Суворина обычно связывают только издание крупнейшей русской частной газеты. Однако его деятельность была многообразнее.
    2.5. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И вновь Суворин находит новую нишу для дальнейшего развития. Он открывает собственную типографию. Первым в России начинает печатание на цилиндрических ротационных машинах, использует новые шрифты.
    Издательство, типография, газета есть…  Чего не хватает? Конечно, своих магазинов для распространения печатной продукции. Первый книжный магазин открывается на Невском проспекте. Вскоре магазины и киоски Суворина опутали сетью всю страну. В них был универсальный подбор книг, в том числе и принятых на комиссию чужих изданий.
    В 1884 году «Новое время» выкупает монопольное право продажи печатной продукции на станциях Николаевской и Варшавской железных дорог (газеты, журналы и дешевые книги). К началу 1900-х гг. у «Нового времени» будут заключены такие контракты с 8 главными железными дорогами.
    Будучи крупным предпринимателем, он не забывает заботиться о людях, работающих на него. Для своих рабочих Суворин организовывает бесплатную школу наборщиков, предоставляет бесплатные квартиры, медицинскую помощь, ссудосберегательную кассу, библиотеку, материальную помощь. Хорошей традицией стали праздники для сотрудников и их детей. Еще один яркий пример меценатской деятельности Суворина: в 1906-1907 годах он выкупил землю, где стоял их дом в Коршеве, построил на этом месте школу и вместе с садом подарил ее земству. Занятия в этом здании продолжались до 70-х годов XX века[13].
    Начинается выпуск книжной серии «Дешевая библиотека». Как считают многие авторы, образцом для нее послужили немецкие «Universal-Biblothek» и французская «Bibliotheque Nationale». Книжные издания становятся известными на всю Россию.
    Интересен рассказ современника о распродаже десятитомного издания «Сочинений А.С. Пушкина», опубликованного Сувориным в серии «Дешевая библиотека» к 50-летию со дня гибели поэта.
    «Еще до открытия магазина стояла толпа, как стояла до того только у театральных касс в дни чрезвычайных представлений. Магазин был битком набит, была давка и смятение. Приказчики и артельщики сбились с ног: некоторые из публики влезли на столы, забирались за прилавки, сами хватали сдачу. К 11 часам магазин представлял картину разрушения. В углах, за прилавками были беспорядочно нагромождены груды разорванных, запачканных, истоптанных ногами различных книг, которые не успели вовремя прибрать с прилавка, разбита мебель и повержена на пол, конторка с кассой опрокинута, конторские книги измяты и растоптаны. Слова убеждений не действовали. К этому часу г. оберполицмейстер прислал полицию; магазин был закрыт и публику стали пускать в очередь. Покупатели входили с заранее зажатыми в кулаке деньгами. Их прямо сдавали в карманы артельщиков, брали, что нужно, и уходили, пробираясь через толпу... В двенадцатом часу дня все 6 000 экз., приготовленные на этот день, были проданы... В Петербурге и других местах в один день продано одного этого издания до 10 000 экземпляров. Такого факта не было еще никогда с самого начала русской книжной торговли»[14].
    Кроме дешевых изданий массового тиража, печатались и уникальные художественные издания, роскошные по тем временам «Дрезденская галерея», «Лондонская галерея», «Императорский Эрмитаж», Рембрандт, «Историческая портретная галерея».
     Гордость Суворина составляли и лучшие справочные издания конца XIX в., выходившие ежегодно и являвшие собой серьезное подспорье деловому Петербургу и Москве – «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия». В выпуске дореволюционных информационных сборников по двум крупнейшим русским городам Суворин был монополистом. Аналогов и предшественников справочнику «Вся Россия» в империи не было. Здесь содержались обширные сведения и статистические данные по административному устройству, промышленности, торговле, сельскому хозяйству, а также адрес-календарь учреждений, фирм и частных лиц.
    Органическую связь этих изданий со всем суворинским «делом» подчеркивал Розанов, говоря, что они «вытекают из всего его отношения к России, из суммы чувств к России. Ведь тут вовсе не «адреса», а указана, перечислена и переименована вся торговая, промышленная, действенная, вся хозяйственная Россия. А «быть хозяином», дышать «как хозяин» – это суть Суворина»[15].
    Перечислять авторов и названия книг, вышедших в разных сериях, вряд ли есть смысл. Почти все они издавались в советский период в Госиздате, Детгизе, «Художественной литературе», «Науке» как серийно, так и в отдельных изданиях. Но следует отчетливо представлять себе, что выросшие на недорогих, но отобранных со вкусом книгах суворинского издания люди потом переводили Шекспира и Петрарку, Сервантеса и Гюго, Плутарха и Марселя Пруста. На таких книгах выросли Грин, Паустовский, Ильф, Платонов, Булгаков и еще очень многие, произведения которых читали и будут читать в десятках стран мира.
    2.6. ОТКРЫТИЯ Наконец, Суворину принадлежит честь открытия новых имен в созвездии русской литературы. В 1887 в издательстве Суворина выходит первый сборник А.П. Чехова — «В сумерках». На протяжении следующих 12 лет Суворин станет практически  монопольным издателем писателя.
    Одним из первых Суворин угадал в Чехове крупную величину в литературном мире и начал печатать его рассказы на страницах «Нового времени» без ограничений и жестких рамок времени.
    Современники отмечали, что у Суворина было «замечательное литературное чутье в оценке чужих дарований». Считалось, что Суворин как редактор представляет собой образец профессионализма, его школу сравнивали с курсом лекций талантливого профессора.
    «Иногда Суворину изменяло литературное и издательское чутье, иногда он слишком осторожничал и боялся рисковать. Например, в 1895 г. И.А. Бунин обратился к нему со следующим предложением: «Вас, вероятно, удивит и заставит улыбнуться мое предложение. Имя мое так мало известно, что Вы, может быть, подумаете: «Вот наивный провинциальный юноша!» Но у меня есть слабая надежда и на другое: может быть Вы обратите внимание на мое письмо и захотите оказать мне великую услугу, тем более, что для Вас-то исполнить ее очень легко. И вот с этой слабой надеждой я обращаюсь к Вам со своим предложением, которое, впрочем, более похоже на покорнейшую просьбу: не издадите ли Вы - или книжку моих стихотворений (стр. 125) или книжку моих рассказов (стр. 200), или перевод мой всей (т.е. всех 22 песен) «Песни о Гайавате Лонгфелло...». Предложение начинающего писателя не было принято издателем…»[16]
    Но уж если Суворин твердо решал что-то издать, то шел к цели с поразительным упорством. Именно ему удалось «пробить» такую книгу как «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. Он был первым, кто переиздал полный текст «Путешествия» после запрета Екатерины II в 1790 г.
      Подводя итоги, следует отметить, что издательская деятельность Суворина поразительна, точное же число выпущенных суворинским издательством книг неизвестно. Здесь можно оперировать лишь примерными цифрами в 1600 наименований общим тиражом 6,5 млн экз., выпущенных за 40 лет его работы[17].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    «Вместе со всеми первыми в разных областях жизни Суворин был человеком, делавшим историю, тогда как подавляющее большинство современников только переживают ее…»[18]
    Беспримерная в истории русской печати 36-летняя жизнь «Нового времени» была живой государственной и общественной работой.
    Алексея Сергеевича укоряли в том, что его газета представляет и прославляет «психологию успеха». Почему же в тогдашней России успех был бранным словом? Ведь это был успех разбуженной реформами 1861 года трудовой России, успех средних и низших слоев русского общества, кровно связанных с русским крестьянством. Это был успех той России, которая верила в Бога и трудилась, которая твердо знала, что лучшая жизнь – результат постепенного, кропотливого труда.
    Крен вправо можно объяснить элементарным инстинктом самосохранения: преодолев множество препятствий на пути к «Новому времени», Суворин боялся навлечь на свое детище гнев властей. «Само собою понятно, что Суворин боялся цензуры, боялся всю жизнь и до самой смерти, ненавидя стеснения честной мысли, откуда бы они ни шли. Не боялись цензуры лишь издатели-шарлатаны...» – писал в своих воспоминаниях о Суворине публицист М.О. Меньшиков[19].
    Алексей Сергеевич сожалел о трагической и преждевременной кончине Столыпина, который смог бы «вбить в русскую землю конституцию. И то национальное чувство, которым был полон». Именно для трудовой России Столыпин просил двадцать лет покоя. Но покой в стране уже был невыгоден многим и многим.
    Суворин видел, что русская революция поднимается на плечах «бездарных профессоров, непризнанных артистов, несчастных литераторов, студентов, не окончивших курсы, … людей с большим самолюбием, но с малыми способностями, с огромными претензиями, но без выдержки и силы на труд». Он прекрасно понимал тактику левых сил: «Или все, или ничего» – чем хуже народу, тем лучше революции». И стоял за русские начала, за русское по своим стремлениям правительство, против «разбойников» и «разрушителей». Один из немногих, Суворин предчувствовал катастрофу 1917 года, ясно видел тех, кто подготавливает ее сознательно и бессознательно, разоблачал и тех, и других[20].
    Суворина ненавидели. Его травили либералы, социалисты, правительственные лица. Но газета опиралась на растущую, новую Россию и была сильна поддержкой массового читателя.
    От «вождя мирового пролетариата» Суворин был посмертно удостоен статьи. В 1912 году по случаю кончины редактора и издателя газеты «Новое время» в «Правде» появилась публикация В. И. Ленина с характерным названием «Карьера». Вождь не поскупился на эпитеты, тем самым дав основание своим последователям долгое время замалчивать и искажать подлинные заслуги Суворина пред Россией. Ленинское злорадство по поводу ухода со сцены его идеологического, самого, может быть, умного и опасного противника, повторяют, к сожалению, и многие современные историки.
    Например, в 1998 году издательство "РОССПЭН" выпускает монографию Е. А. Динерштейна «А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру». Случайна ли перекличка названий книги и ленинской статьи? Автор словно расшифровывает ленинские формулировки образца 1912 года. К предмету своего исследования Динерштейн не проявил ни сочувствия, ни понимания, ни беспристрастности. Наоборот, факты биографии Суворина подобраны так, чтобы у читателя возникло стойкое неприятие личности великого издателя и патриота. Вот только начало у Динерштейна: «Жизненный путь Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912) был хотя и извилист, но достаточно обыден...»
    Даже в советское время, несмотря на «директивную» статью Ленина, имя Суворина нельзя было вычеркнуть из контекста русской литературы и культуры. А ныне тем более нельзя замолчать имя редактора самой влиятельной дореволюционной газеты, с которым дружили Достоевский. Чехов, Григорович, Плещеев, Репин, Крамской, Розанов.
    Собственно, это реферат о русском успехе, о человеке, который, родившись в крестьянской избе под соломенной крышей, стал одной из центральных фигур русской истории в конце XIX – в начале XX веков. Создал единственную в своем роде национальную газету «Новое время» с таким уровнем русской журналистики, который и до сих пор является образцовым.
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
    Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904-1908 гг./ Сост. А. Д. Романенко. М. 2005. 752 с.Баренбаум И.Е. История книги: учебник для ВУЗов. 2-е издание, исправленное и дополненное. М. Книга. 1984 г. 247 с.Видеолекции Сониной Е.С. по истории русской журналистики второй половины XIX века (1-6). http://www.lektorium.tv/lecture/?id=13229Ганичева М.В. Русский издатель Алексей Суворин // Суворин А. С. Труды и дни. М. 2004. Цит. по интернет:  http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/text_0080.shtmlДинерштейн Е. А. Публицист «крайних убеждений». Путь А.С. Суворина к «Новому времени»//Лица. Биографический альманах. № 6. 1995. С. 238-276.Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998. 375 с.Елена Петрова. Русский Гэтсби. Цит. по интернет: www.russ.ru/krug/19991111_petrova.html.Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). М. Флинта. Наука. 2000. Цит. по интернет: http://www.novsu.ru/fle/673635.Книга в России 1881-1895 (Монография. Под общ. ред. И.И. Фроловой). CПб. Издание Российской Национальной библиотеки. 1997. 81 с. Ленин В.И. Карьера // Полн. собр. соч. Т. 22. С. 43—44.Меньшиков М.О. Памяти А. С. Суворина // Национальная Империя: Сборник статей / М. О. Меньшиков / Составление, вступ. статья, послесловие М.Б. Смолина. Православный центр имперских политических исследований. М. Имперская традиция. 2004. 512 с. Проект: Русский библиографический словарь. Цит. по интернет: Венгеров С. http://www.rulex.ru/01180555.htmРейфилд Д., Макарова О. Предисловие // Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М. 2000. 271 с.Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине (предисловие Н. Н. Лисового). М. Патриот. 1992. 120 с.Суворин А. С. В ожидании века XX. Маленькие письма (1889 - 1903) / Сост. А. Д. Романенко. М. 2005. 1024 с.Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М. 2000. С. 341-342.Суворин А.С. Письма к М.Ф. Де-Пуле // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1979 год. Л. 1981. 272 с. Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников / Сост.: С. П. Иванов; Ред. и подгот. текстов: В. П. Бахметьев, А. Е. Коробанов, А. Е. Тишанинов. Воронеж. Изд-во им. Е. А. Болховитинова. 2001. 392 с. [1] Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). М. Флинта. Наука. 2000. Цит. по интернет: http://www.novsu.ru/fle/673635.
    [2] Книга в России 1881-1895 (Монография. Под общ. ред. И.И. Фроловой). CПб. Издание Российской Национальной библиотеки. 1997. 81 с.
    [3] Елена Петрова. Русский Гэтсби. Цит. по интернет: www.russ.ru/krug/19991111_petrova.html (далее: E. Петрова  Русский Гэтсби)
    [4] Ганичева М.В. Русский издатель Алексей Суворин // Суворин А. С. Труды и дни. М. 2004. Цит. По интернет: http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/text_0080.shtml
    [5] Проект: Русский библиографический словарь. Цит. по интернет: Венгеров С. http://www.rulex.ru/01180555.htm
    [6] Суворин  А.С. Письма к М.Ф.Де-Пуле // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1979 год. Л. 1981. С. 183.
    [7] Цит. по интернет: Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998.
    [8] Цит. по интернет: Меньшиков М.О. Памяти А. С. Суворина // Национальная Империя: Сборник статей / М. О. Меньшиков / Составление, вступ. статья, послесловие М.Б. Смолина. Православный центр имперских политических исследований. М. Имперская традиция. 2004.
    [9] Цит. по: интернет Ганичева М.В. Русский издатель Алексей Суворин // Суворин А. С. Труды и дни. М. 2004.
    [10] Там же.
    [11] Видеолекции Сониной Е.С. по истории русской журналистики второй половины XIX века (1-6). http://www.lektorium.tv
    [12] Цит. по интернет: Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998.
    [13] Суворин А. С. В ожидании века XX. Маленькие письма (1889 - 1903) / Сост. А. Д. Романенко. М. 2005. С.9.
    [14] Цит. по интернет: Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998.
    [15] E. Петрова «Русский Гэтсби».
    [16] Елена Петрова «Русский Гэтсби»
    [17] Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М. 1998. С. 135.
    [18] Цит. по интернет: Меньшиков М.О. Памяти А. С. Суворина // Национальная Империя: Сборник статей / М. О. Меньшиков / Составление, вступ. статья, послесловие М.Б. Смолина. Православный центр имперских политических исследований. М. Имперская традиция. 2004.
    [19] Цит. по интернет: Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников / Сост.: С. П. Иванов; Ред. и подгот. текстов: В. П. Бахметьев, А. Е. Коробанов, А. Е. Тишанинов. Воронеж. Изд-во им. Е. А. Болховитинова. 2001.
    [20] Цит. по интернет: Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников / Сост.: С. П. Иванов; Ред. и подгот. текстов: В. П. Бахметьев, А. Е. Коробанов, А. Е. Тишанинов. Воронеж. Изд-во им. Е. А. Болховитинова. 2001.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Издательская и просветительская деятельность А.С. Суворина ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.