Полный текст:
Содержание:
1.
Понятие «ценовая политика»
2.
Цели ценовой политики
3.
Формирование ценовой политики
организации (предприятия)
1. Понятие
«ценовая политика»
Цена — это
ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма.
Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму
экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру
производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни
общества.
Каждый
предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее
средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль
ценового механизма для предприятия бесспорна. Настоятельной необходимостью для
успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики
становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой
политики. Вместе с тем установление цен на продукцию предприятия в значительной
мере является искусством: низкая цена вызывает покупателя ассоциацию с низким
качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими
покупателями.
Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое, Предприятие не
просто устанавливает ту или иную цену, оно создает свою систему
ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой
учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий
потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса;
сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность предприятия
осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения.
Ценовая
политика предприятия (организации) — это деятельность ее руководства по
установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная
на достижение целей и задач фирмы.
Разработка
ценовой политики включает этапы:
• выработки целей ценообразования;
• анализа ценообразующих факторов;
• выбора метода ценообразования;
• принятия решения об уровне цены.
Каждый шаг
установления цены сопряжен с определенными проблемами, о которых
вдумчивый предприниматель должен заранее.
2. Цели
ценовой политики
Цена в условиях рыночной экономики –
важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия.
Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие
на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень
доходности предприятия.
Для самостоятельных товаропроизводителей,
работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах – это
вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены,
разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной
ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности
любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.
Цены служат средством установления
определенных отношений между компанией и покупателями и помогают созданию о ней
определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее
развитие. Они определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно,
жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим
финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.
Ценообразование – это средство достижения целей фирмы.
Значимость цены для предприятия состоит,
прежде всего, в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая
политика должна быть хорошо обоснована и продумана.
Чтобы правильно сформулировать ценовую
политику, фирма должна четко представлять цели, которые она достигнет
посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует
также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является
получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие
цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых
рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация
доходов. Причем достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и
долгосрочной перспективе. В то же время тот или иной уровень цены может
по-разному воздействовать на достижение тех или иных результатов, например на
величину прибыли, оборота, на долю участия в рынке. Только в экстремальных
случаях преобладает какая-то одна цель предпринимательской деятельности. В
обычной хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение
большого количества целей.
Основные цели ценовой политики следующие:
1. Дальнейшее существование фирмы. У
предприятия могут быть избыточные мощности, наблюдается интенсивная конкуренция
на рынке, изменились спрос и предпочтения потребителей. В таких случаях, чтобы
продолжить производство, ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом
прибыль теряет свое значение. До тех пор пока цена покрывает хотя бы переменные
и часть постоянных издержек, производство может продолжаться. Однако вопрос о
выживании фирмы может рассматриваться как краткосрочная цель.
2. Краткосрочная максимизация прибыли. Многие
фирмы хотят установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум
прибыли. Для реализации этой цели необходимо определить предварительный спрос и
предварительные издержки по каждой цене (ценовой альтернативе). Затем из этих
альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе
максимальную прибыль. При этом предполагается, что заранее известны спрос и
издержки производства, хотя в действительности их определить очень трудно.
В реализации этой цели упор делается на
краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, а
также противодействующая политика конкурентов и регулирующая деятельность
государства. Эту цель часто используют фирмы в неустойчивых условиях переходной
экономики, которая характерна для современной России.
3. Краткосрочная максимизация оборота. Цену,
стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится
корпоративно и трудно определить структуру и уровень издержек производства.
Поэтому считается достаточным определить лишь спрос. Чтобы реализовать
поставленную цель (максимизация оборота), устанавливают для посредников процент
комиссионных от объема сбыта. Краткосрочная максимизация оборота может и в
долгосрочной перспективе обеспечить максимальную прибыль и долю участия в
рынке.
4. Максимальное увеличение сбыта. Фирмы,
которые преследуют эту цель, считают, что увеличение сбыта приведет к снижению
издержек единицы продукции и на этой основе – к увеличению прибыли. Учитывая
реакцию рынка к уровню цены, такие фирмы устанавливают цены как можно ниже.
Такой подход называют «ценовой политикой наступления на рынок». Так, если фирма
снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышает долю
своего участия на рынке, добиваясь по мере роста выпуска продукции снижения
издержек единицы товара, то на этой основе сможет продолжать снижать цены.
Специалисты считают, что такая политика может дать положительный результат
только при наличии ряда условий: 1) если чувствительность рынка к ценам очень
велика (снизили цены – увеличился спрос); 2) если можно снижать издержки
производства и реализации в результате расширения объемов производства; 3) если
снижение цен отпугнет конкурентов и они не последуют такому примеру.
5. «Снятие сливок» с рынка посредством
установления высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои
товары-новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства,
это так называемое «премиальное ценообразование». Отдельные сегменты рынка от
применения новой продукции даже при высокой цене получают экономию на
издержках, лучше удовлетворяют свои потребности. Как только сбыт по данной цене
сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов,
достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.
6. Лидерство в качестве. Фирма, которой
удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую
цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением
качества, и затраты на проводимые для этих целей НИР и ОКР.
Перечисленные цели ценовой политики могут
осуществляться в разное время, при различной цене, между ними может быть
различное соотношение, однако все они в совокупности служат общей цели – долгосрочной
максимизации прибыли.
Формирование ценовой политики и ее реализация
всегда связаны с общей политикой предприятия, конечной целью которой является
прибыльная реализация продукции как можно большему числу покупателей.
Для разработки и успешной реализации ценовой
политики на предприятиях имеются постоянно действующие структурные
подразделения, отвечающие за вопросы ценообразования на продукцию предприятия,
– отделы цен. Деятельность ценовых подразделений осуществляется в тесной
взаимосвязи с маркетинговой и сбытовой службами предприятия и может входить в состав
либо этих подразделений, либо планово-экономического отдела.
При различных вариантах ценовой политики
работа по ценообразованию проводится совместно с подразделениями предприятия,
отвечающими за оценку и прогнозирование себестоимости продукции, учитывается
производственно-сбытовая политика, необходимость обоснования финансовых
показателей, на достижение которых она и направлена. При разработке ценовой
политики налаживается тесная связь со структурными подразделениями, отвечающими
за сбор информации о текущей рыночной конъюнктуре, определяется реальная
структура (сегментация) рынка продукции предприятия, прогнозируются объемы
сбыта, возможные при различных уровнях цен, дается оценка возможных действий
конкурентов при тех или иных вариантах ценовой политики, обосновываются
возможности увеличения сбыта и улучшение его финансовых показателей без
изменения цен. Необходима в таких случаях и связь с подразделениями,
ответственными за проведение рекламной кампании, формирование имиджа товарной
марки и распространение информации, позволяющей воздействовать на коммерческие
решения конкурентов.
3.
Формирование
ценовой политики организации (предприятия)
Формирование ценовой политики предприятия в
условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма
конкурентоспособности. В связи с этим руководители предприятии стараются больше
уделять внимания процессу разработки и применения ценовой политики. В
противном случае жесткая конкуренция между производителями на рынке
может привести к снижению объема продаж, уменьшению уровня прибыли,
рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности товара и предприятия в
целом.
Формирование ценовой политики предприятия
основывается на последовательности этапов, которые представлены в
приложении 3. Рассмотрим сущность этапов ценовой политики предприятия более
подробно.
Этап 1. Выработка целей ценовой политики. Это
составная часть общего дерева целей организации (предприятия), имеющая
несколько уровней реализации:
·
стратегические цели — направлены
на глобальную постановку вопросов и ориентированы на долгосрочный период;
·
тактические цели — позволяют
достичь среднесрочных результатов, объем решений строго ограничен в
соответствии со стратегическими целями;
·
операционные цели — носят
локальный характер, направлен на реализацию решений в краткосрочном периоде
(должны соответствовать тактическим и стратегическим целям)
Этап 2. Анализ ценообразующих факторов позволяет учесть в ценовой политике реакцию
покупателей, поставщиков, факторов производства и конкурентов на изменение цен.
Этап 3. Выбор метода ценообразования. На этом
этапе предприятие решает вопросы
формирования ценовой политики через
выбор метода установления цены на товар.
Этап 4. Выбор ценовой стратегии, установление
окончательной цены. Предприятие должно учесть ряд дополнительных рыночных
факторов ценообразования: факторы психологического характера, желательный
ценовой образ, возможность диверсификации цены. При этом важно учесть влияние
стадии жизненного цикла предприятия.
На стадии появления предприятий на рынке
перед ним стоит главная цель — выжить в условиях жест кой конкурентной борьбы.
В такой ситуации наиболее применима стратегия проникновения на новый рынок, для
реализации которой большое значение имеют психологические факторы
ценообразования.
На стадии развития предприятия ставятся цели
максимизации прибыли и ускоренного роста предприятия. При этом чаще всего
применяется стратегия развития рынка или его сегментации. Наиболее важным
элементом ценовой политики предприятия становится борьба с конкурентами за
потребительский излишек. Характерным решением об окончательном установлении
цен на продукцию становится их диверсификация.
На стадии стабильности предприятие уже
закрепило свои позиции на рынке, является достаточно конкурентоспособным.
Поэтому его целью становится рост доли рынка или достижение лидерства в ценах.
Такой целевой установке соответствует стратегия стабилизации позиций на рынке,
предполагающая создание желательного ценового образа. Наиболее часто
применяются системы скидок и лозунг самых низких цен на рынке.
С течением времени на рынке появляются новые
конкуренты, идущие в ногу с НТП и новыми потребностями покупателей. В результате
предприятие, давно существующее на рынке, начинает устаревать. Основной целью
становится сохранение позиций на рынке. В этом случае применяется стратегия
стабилизации позиций на рынке, но внимание уделяется не созданию ценового
образа предприятия (как на предыдущем этапе), а его сохранение. При этом
руководство начинает задумываться об обновлении предприятия.
На стадии реорганизации предприятие проводит
мероприятия, направленные на обновление и развитие деятельности, одним из
которых является формулирование новой ценовой политики. Для этого используются
уже известные стратегии проникновения на новый рынок и развития рынка или его сегментации . Решения об окончательном установлении цен на продукцию
принимаются в соответствии с выбранными стратегиями.
Таким образом, пройдя все этапы формирования
ценовой политики, предприятие принимает окончательное решение об установлении
цен на выпускаемую продукцию с учетом многих факторов: типа рынка, на котором
реализуется продукция; целей и задач функционирования предприятия, возможностей
проведения маркетинговых мероприятий и т.д. Правильно сформулированная ценовая
политика представляет динамичный
процесс, направленный на повышение уровня конкурентоспособности продукции и
самого предприятия.
Список
используемой литературы:
1.
Учебник Цены и ценообразование
под ред. Проф. В.Е. Осипова, 1999 г.
http://www.sibe.ru/Library/ -
Учебно-методический комплекс по курсу
''Экономика организаций''