Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • Предмет:
    Политология
  • Когда добавили:
    14.07.2014 16:53:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение  3
    Глава 1.Общее понятие и сущность тоталитаризма 6
    1.1 Понятие «тоталитаризм» 6
    1.2 Основные признаки тоталитаризма   9
    1.3. Критика классических теорий тоталитаризма.   14
    Глава 2. Разновидности тоталитаризма – основные характеристики классических типов 17
    2.1 Коммунизм 17
    2.2 Фашизм    20
    2.3 Национал-социализм 23
    Глава 3. Исторические типы тоталитарных режимов на примере Германии, СССР, Италии:    26
    3.1 Режим Муссолини в Италии 26
    3.2 Режим Адольфа Гитлера в Германии   32
    3.3 Режим Иосифа Сталина в СССР   35
    Заключение 40
    Список использованной литературы 43
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
    В современной России происходит подъём правого радикализма. Это неизбежно связано с глубинными кризисными процессами в разных сферах общества, влияющими на сознание различных групп населения. В этом контексте особенно актуальной становится проблема тоталитаризма.
    Тоталитаризм как феномен представляет собой интерес множества учёных в наше время в таких различных областях гуманитарного знания как политология, социология, философия, история и других, которые изучают разнообразные аспекты, стороны этой темы. Некоторые исследователи выделяют черты тоталитаризма в современных политических режимах различных государств. Стоит отметить, что тоталитаризм представляет собой крайне неоднозначное явление, и поэтому до сих пор не было предоставлено исчерпывающих ответов на основные вопросы, рассматриваемые в контексте этой темы. В то же время эта проблема имеет большую значимость не только для науки, но также и для практики, для общественной и социальной жизни.Существование полярных мнений по данному вопросу порождает людей, которых прельщают идеи тоталитарного государства, таких его разновидностей как коммунизм, фашизм, национал-социализм, что нередко перерастает в крайние формы и приводит к социальному напряжению в стране. Поэтому крайне важно досконально изучать эту тему, для того чтобы знать не только лицевую, фасадную сторону этого явления, но и его причины истоки последствия, конкретные исторические воплощения, чтобы вынести некие уроки и не допустить выражение крайних форм тоталитаризма в будущем.
    Активная разработка теории тоталитаризма начинается с 40-х-50-х годов. Хотя еще в конце 30-х гг. были предприняты попытки научного осознания тоталитаризма. Наибольшее влияние на общественное представление о сущности этого явления осуществили знаменитые романы-антиутопии Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984». Однако самые серьезные теоретические попытки концептуаль­ной интерпретации этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описа­нии сложившихся в действительности гитлеровского режима в Гер­мании и сталинского в СССР.Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаме­нитую работу «Дорога к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Проис­хождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попыт­ка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаи­модействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа поли­тики.
    Среди более поздних исследований проблемы тоталитаризма (60-70-е годы), можно, например, назвать работы Р. Арона «Демократия и тоталитаризм», Л. Шапиро «Тоталитаризм».
    Со второй половины 80-х - начала 90-х годов начинается ещё один этап в развитии теории тоталитаризма. Это было связано, в первую очередь, со становлением российской теории тоталитаризма. Российские учёные строили свои исследования уже с учетом накопленного зарубежными авторами опыта в изучении проблемы тоталитаризма. В основу российской теории тоталитаризма  легли работы И.М. Клямкина, Ю.Н. Давыдова, Р.Х. Кочесокова, Я.И. Гилинского, Н.В. Загладина, Ю.И. Игрицкого, К.С. Гаджиева, А.П. Бутенко, Э.Я.Баталова.
     Источниками написания данной работы послужили работы классиков теории тоталитаризма: Х. Арендт, К. Поппера, Ф. Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского, Р.Арона. А также отечественного исследователя И.А. Ильина.
    Предметом исследования является тоталитаризм, как политический режим.
    Цельюданной работы стало изучение и анализ тоталитаризма как политического режима, истории понятия, основных подходов и интерпретаций.
    Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
    1. Дать характеристику общего понятия и сущности тоталитаризма.
    2. Рассмотреть и произвести анализ разновидностей тоталитаризма: коммунизма, фашизма и национал социализма.
    3. Проанализировать исторические типы тоталитарных режимов на примере режима Муссолини в Италии, режима Адольфа Гитлера в Германии, режима И.В. Сталина в СССР.
    Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
    Глава 1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА1.1 Понятие «тоталитаризм»Термин «тоталитаризм» происходит от латинского  totalis - весь, целый, полный. Слово "тоталитарный" (totalitario) впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж.Амендола и П.Гобетти при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему.[1] Впоследствии этот термин был популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать итальянский философ, основатель теории «актуалистического идеализма», также теоретик итальянского фашизмаДжованни Джентиле.Позже в статье Муссолини«Доктрина фашизма»происходит объяснение тоталитарности фашизма:«для фашиста все в  государстве  и  ничто человеческое или духовное не существует и тем более не  имеет  ценности  внегосударства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство,  каксинтез и единство всех ценностей, истолковывает  и  развивает  всю  народную жизнь, а также усиливает ее ритм ».[2]С конца 20-х годов этот термин начинает использоваться в средствах массовой информации Великобритании и США, так в 1929 газета "Таймс" употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе.[3]В целом понятие тоталитаризм крайне неоднозначно. Разные учёные дают ему различные определения. Так Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» не давая термину тоталитаризм собственного определения фактически отождествляет его с «закрытым обществом», которое в свою очередь противопоставляется «открытому обществу». Открытое общество открыто для множества точек зрения и субкультур, имеет гибкую политическую систему и правительство, способное плавно менять свою политику. В то же время если учесть, что Поппер неоднократно клеймил Платона как тоталитарного философа, то из критики Платона можно предположить, как именно Поппер представляет себе тоталитарное государство, а именно «Платон верил как в существование общей исторической тенденции упадка, так и в возможность остановить политический развал путем задержки всех политических изменений. В этом и заключалась цель, к которой он стремился. Добиться ее он пытался при помощи установления такого государственного устройства, которое было бы свободно от пороков всех других государств: такое государство не вырождается, потому что оно вообще не изменяется. Государство, свободное от пороков, связанных с изменением и загниванием, есть наилучшее, совершенное государство. Это — государство Золотого века, не знающее изменений. Это — государство, находящееся в задержанном, остановленном состоянии».[4]Примечательным также является понимание тоталитаризма, изложенное в работе Х.Арендт «Истоки тоталитаризма». Сам термин в её работе не расшифровывается, но вместе с тем большое внимание уделяется таким категориям как антисемитизм, империализм, расизм, пандвижения, массы, которые способствуют формированию и становлению тоталитаризма. При этом очень важной является позиция Х.Арендт относительно одной из причин возникновения тоталитаризма. В соответствии с её высказыванием о том, что «Тоталитарные движения — это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов»[5] можно сделать вывод о том, что одной из причин является именно индивидуализм,атомизация индивидов, а не коллективизм членов общества.В свою очередь коллективизм является ключевым моментом в определении тоталитаризма Ф.Хайеком. В его работе «Дорога к рабству»,  под тоталитаризмом понимаются неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов, чаще всего неожиданные и для самих их творцов.Определённой тотальностьюотличается понимание тоталитаризма американским политологомА. Мейер.В своей работе «Советская политическая система. Ее истолкование» он  пишет, что «тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам, и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются».[6] Тем самым на первый план он выдвигает именно подчиненность деятельности людей политики, её целям,а также организованность и в некотором смысле подконтрольность межличностных отношений.Схожим с этим, является определение тоталитаризма, как политического строя, беспредельно расширившего своё вмешательство в жизнь граждан, включившеговсю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.[7] В целом если обобщить все эти подходы, то можно определить тоталитаризм как форму политического режима, предполагающую тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества, сопровождающийся подчинением политических институтов харизматическому вождю, господством единой идеологии, уничтожением гражданского общества, террором и насилием.
    Мы рассмотрели различные определения тоталитаризма, но этот термин также можно определятьи через признаки, присущие данному явлению.Поэтому далее необходимо приступить к рассмотрению признаков тоталитаризма.
    1.2 Основные признаки тоталитаризма
    Основные признаки тоталитаризма были заложены в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два.
    Также Р.Арон в своей работе «Демократия и тоталитаризм» выделил 5 признаков тоталитаризма.
    1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.
    2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины.
    3. Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации — радио, телевидением, печатью.
    4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток официальная истина.
    5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.[8]
    В целом некоторые исследователи выделяют единый интегрирующий признак тоталитаризма как политического режима - это полный (тотальный) контроль над всеми сферами общественной жизни. Но для формирования более полного и точного представления о тоталитаризме необходимо рассмотреть это явление со всех сторон. Для этого все признаки тоталитаризма условно можно разделить на несколько групп (по сферам жизни общества): политические, экономические, социальные, духовные (в том числе идеологические).
    Политические признаки:
    а) отсутствие политического плюрализма: однопартийная система
    Тоталитаризм не приемлет как плюрализма в целом, так и политического плюрализма в частности. Существует монополия на власть одной партии. В период рассвета тоталитарного режима в определенном государстве не допускается какая-то реальная политическая альтернатива. Хотя могут быть формально разрешены выборы, на которых искусственное стимулирование населения приводит к высокой явке, при этом в конечном итоге выборы проводятся на безальтернативной основе и приводят к победе правящих сил.
    б) вождизм
    Если рассматривать по классификации М.Вебера вождь, диктатор, в тоталитарных государствах является харизматическим лидером.В Третьем Рейхевождизм был одним из постулатов нацистской идеологии. Уже в 1921 году А.Гитлер провозгласил «фюрерство» закономнацистской партии. Абсолютная ответственность вождя и его помощников заменит «безответственность парламентаризма», говорил Гитлер. На «принципефюрерства» основывалась повседневная деятельность многих национал-социалистических организаций. А.Гитлера называли «Великим вождём империи», а чаще просто вождём (фюрером). В Италии при Муссолинис 1922 по 1945 годы также был распространён принцип вождизма. Муссолини именовался вождём (дуче). В период пребывания И.В.Сталина у власти он был фактически объявлен вождём. При расцвете его культа личности титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к Сталину часто использовались в официальных публицистике и риторике.
    в) слияние партийного и государственного аппаратов
    В тоталитарном государстве фактически отсутствует разделение властей. Партия тесно сплетена с государством и, либо стоит над правительством, либо расставляет на важные государственные должности партийных представителей, тем самым обеспечивая руководство всеми аспектами политической жизни.
    г) система тоталитарного полицейского контроля
    Тоталитарному государству для установления и удержания своей власти, пресечению инакомыслия необходим надзор над всеми аспектами человеческой жизни. Такой контроль производится с помощью полиции и других органов безопасности, таких как НКВД, гестапо. Нередко он сопровождается террором и массовыми репрессиями, которые направляются на политических противников, определённые группы людей (выделяемые по разным признакам,  в т.ч. национальным). Всё это порождает общую атмосферу страха и недоверия.
    Экономические признаки:а) централизация и планирование экономикиСильная экономическая система, основанная на централизации и планировании необходима тоталитарному государству для укрепления материальных основ, развития военно-промышленного комплекса,  увеличения материальных ресурсов необходимых для поддержания и укрепления власти. При тоталитаризме  происходит политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства. Оно оказывает воздействие на экономику, нередко контролируя производство и распределение ресурсов. Это приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям, которые сказываются на уровне жизни населения. б) милитаризация экономкиОдна из важнейших сущностных характеристик экономики тоталитарных государств - это чрезвычайно высокая степень их милитаризации: удельного веса военных статей в бюджете и совокупного продукта, идущего на военные нужды. Это продиктовано как конкретной исторической ситуацией, так и непосредственной необходимостью поддержания авторитета страны на международной арене.Социальные:- массовые общественно-политические движенияИз западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают на его базе. Через общественно-политические движения как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи; достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти; тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри.Духовные:а) господство одной единственной официальной идеологииОсновной костяк идеологии составляет идея построения нового общества, государства (справедливого, гармоничного, и.т.д.). Отсюда вытекают основные положения о необходимости борьбы с врагом (империалистом, кулаком, демократом, коммунистом, евреем, и.т.д.), которая выходит за рамки государства и продолжается уже в мировом масштабе. Отсюда проистекает экспансионистская направленность идеологии, которая проявляется в различных аспектах, как в явной форме, так и в скрытой. Тоталитарной идеологии также присуща ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране - идея единого советского народа). Здесь важно заметить направленность идеологии на формирование нового человека, преданного государству (и в частности партии, вождю), исполнительного, искренне верящего в идеологию и обладающего другими  чертами, заложенными в ней. Также широкое распространение получило представление о человеке «закрытого общества», как винтике в государственной машине, в которой все личные, индивидуальные интересы подчинены интересам государства.б) пропагандаОна является мощным инструментом манипуляции массовым сознанием. Её направленность в сторону обоснования жизненной необходимости существующего политического режима и нарочито улучшенного описания положения дел в стране играет немаловажную роль. Пропагандатак же способствовала мобилизации масс и становлении непоколебимого авторитета вождя, порождала искреннюю веру людей в идеологию.в) монополия на СМИВ любом государстве СМИ являются важным инструментом влияния на общественное сознание, формирования мировоззрения личности. Поэтому для внушения идеологических принципов власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, при этом свободный доступ к информации отсутствует. Подконтрольные СМИ подают информацию в нужном ракурсе, формируя идеальную, соответствующую идеологии, картину событий, происходящих в государстве и мире. При этом в соответствии с идеологией происходит возвышение тоталитарного государства по сравнению с другими на международной арене.Эта система признаков, характеризующих тоталитаризм, не даёт нам оснований по наличию одного из них классифицировать режим как тоталитарный. Для такой характеристики необходимо рассматривать режим, сложившийся в государстве в комплексе признаков, но в то же время отсутствие какого-либо признака, не позволяет классифицировать режим как нетоталитарный.  
     
    1.3. Критика классических теорий тоталитаризма.
    В двух предыдущих пунктах отчасти были рассмотрены основные теоретические аспекты классической теории тоталитаризма. Для того чтобы дать полную и объективную оценку исследуемого явления необходимо также рассмотреть критику классической теории тоталитаризма.
    В 60-70 годы в научной литературе разворачивается резкая критика классической теории тоталитаризма. Она основывается на нерелевантности деления политических режимов на демократический, авторитарный и тоталитарный. Причиной этого является появление новых режимов, таких как военная хунта и другие, в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке, сочетающих в себе признаки различных политических режимов. Ряд ученых видели в тоталитаризме лишь разновидность авторитарной политической системы.
    С появлением теории волн фактически возобновилась критика теории тоталитаризма. В своей работе «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991) Сэмюэл Филлипс Хантингтон обосновал и развил теорию волн демократизации. По его мнению в историческом процессе существуют как волны демократизации, так и откаты в течении которых происходит переход от демократии к авторитарным формам правления.
    Первая, длинная волна демократизации 1828—1926
    Первый откат 1922—1942
    Вторая, короткая волна демократизации 1943—1962
    Второй откат 1958-1975
    Третья волна демократизации 1974—[9]
    Фактически первый откат привёл к возникновению авторитарных и фактически  тоталитарных форм правления.
    Первый откат начался в 1922 г. с месяца марта вРиме, когда Муссолини с легкостью получил в своераспоряжение непрочную и порядком коррумпированнуюитальянскую демократию. Чуть больше десятилетияпонадобилось, чтобы едва оперившиеся демократическиеинституты в Литве, Польше, Латвии и Эстониибыли свергнуты в результате военных переворотов.Такие страны, как Югославия и Болгария, никогдане знавшие реальнойдемократии, подчинилисьновым формам более жесткой диктатуры. Захват властиГитлером в 1933 г. покончил с демократией в Германии,сделал неизбежной гибель австрийской демократиив следующем году и, разумеется, в итоге положилв 1938 г. конец чешской демократии. Греческаядемократия, уже в 1915 г. расшатанная НациональнымРасколом, была окончательно похоронена в 1936 г.Португалия в 1926 г. стала жертвой военного переворота,повлекшего за собой долгую диктатуру Салазара.Военные путчи произошли в 1930 г. в Бразилии и Аргентине.Уругвай вернулся к авторитаризму в 1933 г.Военный переворот 1936 г. привел к гражданскойвойне в Испании и гибели Испанской республики в1939 г. Новая, ограниченная демократия, установленнаяв 1920-е гг. в Японии, в начале 1930-х гг. оказаласьвытеснена военным правлением.Эти смены режимов отражали расцвет коммунистических,фашистских и милитаристских идеологий. Война, котораявелась ради того, чтобы завоевать мир для демократии,вместо этого стимулировала движения, как справа, так ислева, настойчиво стремящиеся уничтожить ее.[10]
    Но возможен ли откат после третьей волны демократизации? Хантингтон не даёт конкретный ответ на этот вопрос, а только выделяет потенциальные причины третьего отката на основе анализа опыта двух предыдущих.
    В современном мире критика теории тоталитаризма в основном основывается на нецелесообразности применения классических признаков, к политическим реалиям современных государств. Это исходит из суждения о том, что на данный момент единственная страна, в которой воплотились признаки тоталитаризма это Северная Корея. Действительно, в полной мере все признаки тоталитаризма вряд ли воплотятся вновь, но если вернуться к теории волн, то можно предположить, что если будет следующий откат, то вполне возможно возвращение к авторитаризму и диктатуре, которые воплотят некоторые из признаков.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. РАЗНОВИДНОСТИ ТОТАЛИТАРИЗМА – ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССИЧЕСКИХ ТИПОВ
    2.1 Коммунизм
    В первой главе были рассмотрены основные общие признаки тоталитаризма как политического режима, но наряду с этим существуют и отличительные черты (в основном проистекающие из идеологии, влияющей на содержание поли­тической деятельности), позволяющие выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм и национал-социализм. В этом параграфе раскрываются основные характеристики коммунизма.
    Слово коммунизм (communis)– переводится с латинского как«общий» - это как нельзя лучше характеризует основные идеи этой идеологии. Это, можно сказать, идеальное общество было разработано в теоретической системе  Карла Маркса и Фридриха Энгельса, хотя ещё до них были известны идеи, заложенные в коммунизме. Центральными положениями теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса являются тезисы о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. Согласно их теории, история представляет собой однолинейный процесс смены общественных формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Этот процесс расценивается как революционный и прогрессивный. Коммунизм  является последней общественно – экономической формацией. Марксизм делит коммунизм на две фазы развития: социализм и полный коммунизм. Социализм в теории марксизма представляет собой общество переходное на пути от капитализма к коммунизму. При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем в других формациях; элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако крупная частная собственность уже отсутствует.
    К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что переход к социализму возможен только тогда, когда капитализм себя исчерпает. Но они не высказывали никаких конкретных соображений о критериях, которые позволяли бы определить меру его зрелости. Вместе с тем они определили чёткие меры необходимые для перехода от капиталистического к коммунистическому обществу:
    1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
    2. Высокий прогрессивный налог.
    3. Отмена права наследования.
    4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
    5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
    6. Централизация всего транспорта в руках государства.
    7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
    8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
    9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
    10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.[11]
    Мы видим, что это достаточно жёсткие меры, направленные на централизацию и усиление власти (в особенности материальной составляющей).
    После перехода к коммунизму общество будет представлять собой высокоорганизованный, гармоничный союз свободных людей. В нём будет господствовать общественная собственность на средства производства, отсутствовать эксплуатация человека человеком, провозглашена всеобщность труда.Будет достаточно высокий уровень развития производительных сил, начнёт работать коммунистическое общественное самоуправление. Коммунизм будет базироваться на полном обобществлении труда и производства, накачественно новой материально-технической базе, на высшей производительности труда, обеспечивающей изобилие материальных и духовных благ общества и переход от распределения по труду к распределению по потребностям. На ранних ступенях развития коммунизма и в дальнейшем в процессе его строительства полностью преодолеваются остатки старого общественного разделения труда — существенные социальные различия между  работниками умственного и физического труда, междуиндустриальным и сельскохозяйственным трудом. Превращению коммунистического труда в первейшую жизненную потребность для всех членов общества способствуют:изменение характера и содержания труда, полное преодоление всех форм его отчуждения вместе с всесторонним развитием личности.При этом одним из основных постулатов коммунизма является принцип: свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
    Кроме того, при коммунизме произойдёт уничтожение частной собственности и упразднение денег, будет отсутствовать классовая дифференциация общества и, в конечном итоге, придёт время для постепенного отмирания государства.
    При коммунизме уже не будет борьбы пролетариата и буржуазии. Как писал Фридрих Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии»: «По принципу своему коммунизм стоит выше вражды между буржуазией и пролетариатом; он признаёт лишь её историческое значение для настоящего, но отрицает её необходимость в будущем; он именно ставит себе целью устранить эту вражду. Пока эта вражда существует, коммунизм рассматривает ожесточение пролетариата против своих поработителей как необходимость, как наиболее важный рычаг начинающегося рабочего движения; но коммунизм идёт дальше этого ожесточения, ибо он является делом не одних только рабочих, а всего человечества».
    Далее хотелось бы сказать, что коммунистическое общество, со всеми своими характерными чертами, приписываемыми разными идеологами, до сих пор не было воплощено в полной мере ни в одном государстве. А функционирование тоталитарного государства во многом дискредитировало социалистическую, а в конечном итоге и коммунистическую  идею.
    2.2 Фашизм
    В одном из словарей было дано такое определение фашизма. Фашизм (итал. fascismo < fascio пучок, связка, объединение) — категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии.[12]
    В мире существует множество определений фашизма. Одни понимают под ним политический режим, сложившийся в определённой стране в конкретное время, другие идеологию, которой присущи определённые черты.  Это является оправданным, так как фашизм – это достаточно многогранное явление.
    Нередко происходит смешение понятий фашизм и национал-социализм, но каждое из этих понятий имеет свои конкретные характеристики, позволяющие определять его как самостоятельное явление. В связи с этим существует группа исследований в которых либо в открытой, либо в скрытой форме производится сравнение фашизма и национал – социализма.Так Вольфганг Випперман, в своей работе«Европейский фашизм в сравнении 1922-1982»фактически производит такое сравнение и в заключении приходит к такому выводу: «Во введении мы задались вопросом, имеет ли смысл общее понятие фашизма.Как показывает изложенный обзор истории  и  структуры  различных  фашистскихдвижений, на этот  вопрос  можно  ответить  утвердительно,  хотя  и  не  безнекоторых ограничений. Их внешний облик, их идеология, цели  и  политическаятактика обнаруживают глубокое сходство». [13]
    В этом параграфе будут рассмотрены как специфические черты фашизма, так и некоторые схожие с национал – социализмом.
    Как и любое явление, фашизм имеет ряд отличительных черт, характеристик, которые в различных конкретно – исторических условиях раскрываются по-разному. К таким чертам можно отнести этатизм. Это означает абсолютизацию роли государства в обществе максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом. К тому же происходит политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Государство за счёт силы контролирует общественную жизнь.
    Ещё одной характеристикой является вождизм. Так как фашизм возникает в кризисные периоды в государстве, то необходимость сильной власти в лице конкретного человека становится объективной реальностью. А если такая власть олицетворяется в харизматическом лидере, то это приводит к образованию вождизма. Этому активно способствует пропаганда. Одним из примеров является Бенито Муссолини.
    В целом итальянский фашизм имел некоторые специфические идеи. Примечательной в данном контексте является идея воссоздания Великой Римской империи. Этим нередко оправдывалась анти - пацифистская направленность идеологии фашизма и милитаризм.«Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чужда фашизму».[14]
    Также итальянскому фашизму была присуща идея корпоративизма. Отдельный индивид, не мог чувствовать себя личностью вне объединений, поэтому фашистским государствам присуще создание сети различных объединений людей. В частности в Италииэта идея проявилась в экономике, где создавались объединения, фактически помогающий осуществлять государственный контроль.
    Стоит отметить, что национализм был присущ и итальянскому фашизму. Нация, в понимании фашизма не является расой, или определенной географической местностью, но длящаяся в истории группа, т.е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т.е. самосознание, следовательно, и личность.
    Нередко к характерным чертам фашизма так же относят антидемократизм, антикоммунизм, антикапитализм.
    Национал-социализм имеет родство с фашиз­мом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства. В то же время место класса здесь занима­ет нация, а ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов, наций.
    В целом фашизм воплощает в себе и большинство признаков тоталитаризма, которые были рассмотрены ранее.
    2.3 Национал-социализм
    Центральной идеей национал-социализма является расизм. Именно он пронизывают всю идеологию и влияет на политику фашизма во всех сферах.
    Основу составляет убеждение в том, что немцы составляют высшую арийскую расу и именно они предназначены для мирового господства.
     А. Гитлер разделяет расыоснователи культуры, носители культуры  и разрушители культуры.
    Основатели культуры — это арийская раса, и прежде всего самое ценное ее ответвление — нордическая раса. «Ариец является Прометеем человечества. Его ясная голова была одарена божьей искрой гения, ему дано было возжечь первые огоньки человеческого разума, ему первому удалось бросить яркий луч света в темную ночь загадок природы и показать человеку дорогу к культуре, научив его таинству господства над всеми остальными живыми существами на этой земле. Попробуйте устранить роль арийской расы на будущие времена, и, быть может, уже всего через несколько тысячелетий земля опять будет погружена во мрак, человеческая культура погибнет и мир опустеет».[15]
    Носители культуры (культурно – получающие расы)— это часть населения Западной Европы и большая часть цветного населения Азии и Африки, в том числе японцы (для которых после создания оси «Рим — Берлин — То­кио» нашли почетное наименование — «арийцы Азии»), а также восточно-балтийское, восточноевропейское и среднеазиатское население СССР. В то же время восточно-балтийский тип, распространенный среди северных русских, финнов, карел, мордвы и коми, иногда рассматри­вался немецкими антропологами как вариант нордической расы.
    Считалось, что восточноевропейская раса обладает следующими характеристиками: она заурядна, неблагодарна, неспособна к са­мостоятельной государственной организации, с трудом приводится в действие государственными мужами, так как склонна к упорству. Уров­ню ее сознания соответствует «направляемое развитие». Кроме того, она склонна к «демократическим мечтам о равенстве, ибо не может возвыситься над средним уровнем».
    Разрушители культуры  — это, прежде всего,евреи. Наци­сты не говорили о евреях как о низшей расе наряду с ара­бами. Напротив, они подчеркивали, что евреи дальше всех ушли от первобытного состояния. Другое дело, что для нацистов евреи — это раса со знаком минус.
    «Евреи были и остаются типичными паразитами, они живут за чужой счет. Подобно вредным бациллам, они распространяются туда, где для бацилл создается подходящая питательная среда.
    Еврей несет с собой только смерть. Куда ни ступит его нога, там народ, до сих пор живший своим трудом, раньше или позже начнет вымирать.
    Так во все время евреи гнездились в чужих государствах и образовывали внутри них свое собственное государство, маскируя последнее под псевдонимом «религиозная община». Под этим флагом евреи прятались до того момента, пока это казалось им выгодным. Но как только евреи чувствуют себя достаточно сильными, чтобы обойтись без этого прикрытия, они сбрасывают маску и являются перед изумленными людьми тем, чем они всегда были: евреями.
    Евреи живут, как паразиты, на теле других наций и государств. Это и вырабатывает в них то свойство, о котором Шопенгауэр должен был сказать, что «евреи являются величайшими виртуозами лжи». Все существование еврея толкает его непрерывно ко лжи. То же, что для жителя севера теплая одежда, то для еврея ложь».[16]
    Из этого представления о евреях проистекает крайний антисемитизм, которые привёл в дальнейшем к многочисленным жертвам.
    Отличное у национал-социалистов является отношение к государству. В отличие от фашистов государство является средством к цели. А цель  государства – сохранение и в дальнейшем развитие арийской расы.
    Но схожесть с фашизмом проявляется всё в том же вождизме. Однако эта черта проявляется в национал-социализме ещё сильнее. Подчинение фюреру носит колоссальный характер. Фюрер уникален, именно в нём воплощается судьба народа. Он стоит выше всякой критики. Фюрер всегда прав, говорит истину. Только он способен выражать общественные интересы и именно из этого следует идея об отсутствии необходимости представительных учреждений. Власть фюрера безгранична.
    К тому же национал – социализму так же присущи основные признаки тоталитаризма.
    Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ СССР ИТАЛИИ
    В рамках этой главы проанализированы конкретные тоталитарные режимы Италии Германии СССР. Они описывались по определенным критериям: зарождение режима (при каких условиях), протекание режима, кризис (причины кризиса).
    3.1 Режим Муссолини в Италии
    Прежде всего, стоить отметить, что такого рода политический режим, который сложился в Италии при Бенито Муссолини, не возникает просто так. Для этого, сложились определенные предпосылки, возникшие уже в 19-м столетии и обостренные течением и исходомПервой мировой войны.Но именно кризис, проявившийся во многих сферах, после Первой мировой войны, оказал огромное влияние на формированиеи возрастающую популярность фашистской идеологии.Падение производства, Безработица, разруха, растущая инфляция, распад общества, потеря властью легитимности, распространение оппозиционных настроений, растущий национализм и расизм, утрата общественных ценностей – всё это давало питательную почву для распространения фашистской идеологии.
    После первой мировой войны стало понятно, что итальянское либеральное государство оказалось слабым и не способным удержать контроль на политической жизнью страны. Фактически отсутствовал действенный механизм связи государства с народом, так как не имеющие чётких программ и плохо организованные партии в итальянском парламенте, были слабо связаны с местами своего избрания и не в полной мере  выражали интересы народа. В 1919 году при содействии Ватикана была образована Народная партия. По сути, это была буржуазная партия, опиравшаяся на широкие массы крестьянства, мелкой буржуазии города, отчасти на пролетариат и использовавшая традиционно глубокие религиозные чувства итальянцев. Программа Народной партии содержала требования, близкие интересам ее рядовых членов, с целью отвлечь массы от Итальянской социалистической партии, резко увеличившей свою численность и занимающей одну из ведущих позиций. Активно росло забастовочное движение. По всей Италии, а особенно в Турине - промышленном центре страны - массовое движение рядовых рабочих набирало обороты. Рабочие коллективы создавали «Внутренние комитеты». Подобные структуры стали называться заводскими Советами. Таким образом, в Италии получило распространение система заводских рабочих Советов и прямой демократии, предложенная и осуществляемая по всей Европе социалистами. Ответными мерами работодателей стали массовые закрытия предприятий, но это только еще более накалило обстановку, так как тысячи рабочих по всей Италии стали производить захват фабрик. Предприниматели, напуганные происходящим, пошли на ряд уступок в сентябре 1920 года и согласились на выполнение части требований рабочих. В результате забастовочное движение начинает идти на спад, захват и оккупация фабрик прекращаются. Это было связано с позицией Итальянской Социалистическая партии  и профсоюзного руководства ВКТ, которые выступали против захватов фабрик рабочими и обсуждали с правительством возможные меры по  прекращению забастовочного движения. 27 сентября 1920 года были отменены полномочия рабочих советов. Рабочие для блокирования этого решения попытались остановить производство, на что  предприниматели ответили закрытием фабрик. К тому же, для того чтобы не дать рабочим оккупировать фабрики, были вызваны правительственные войска. Это обернулось всеобщей забастовкой, но бастующие не получили поддержки и уже через две недели рабочие приняли решение прекратить борьбу. Весь этот период с 1919 по 1920 год называется красным двухлетием.
    Именно в таких конкретно-исторических условиях с весны 1919 года начали создаваться фашистские организации. Их лидером стал бывший член социалистической партии, Бенито Муссолини. Первоначальные требования удовлетворяли антикапиталистические настроения (требование налога на крупный капитал), заявления, считавшиеся социалистическими (8-часовой рабочий день, равенство и отмена титулов) а также провозглашали ликвидацию монархии, упразднение обязательной воинской повинности и аграрную реформу. Фашистские организации стали называться «боевые союзы». Они создавались в городах, а в сельской местности крупные аграрии формировали «отряды самообороны».
    Совместные действия рабочих организаций, коммунистов и социалистов могли бы остановить деятельность фашистских организаций, но у них не было необходимого единства.  К тому же фашисты были фактически против опасных в то время рабочих движений, что приводило к попустительству властей при разгонах фашистами рабочих организаций, митингов. 1 августа 1922 г. Генеральная конфедерация труда и социалистическая партия делают  попытку провести всеобщую антифашистскую забастовку против политики правительства, покровительствующего фашистам. Забастовку поддерживают коммунисты, однако руководители соцпартии стремятся сделать ее исключительно мирной. Фашисты выступают с требованием к властям вмешаться и обещают в случае бездействия прекратить забастовку самостоятельно. Правительство бездействует и тогда фашисты выступают в качестве штрейкбрехеров, а после того как рабочие пытаются дать отпор фашистам в дело вмешивается армия. На улицах появляются бронеавтомобили, происходят стычки бастующих с армейскими частями и фашистами. Руководство социалистической партии призывает прекратить забастовку. Осенью в социалистической партии происходит раскол, исключенные из нее реформисты образовывают «Унитарную социалистическую партию». В результате социалисты, теряют свои позиции на выборах в 1922 году. Раскалываются и профсоюзы, Конфедерация труда отказывается от договора с социалистической партией. К тому же к середине августа 1922 назревал острый правительственный кризис: за год сменилось три кабинета.
    В октябре 1922 года съезд фашистов потребовал от правительства предоставить ряд министерских портфелей. В целях давления на правительство  начинается «поход на Рим». Король Виктор Эммануил III принимает решение удовлетворить требования. Так Бенито Муссолини становится одновременно премьер-министром, министром внутренних дел и министром иностранных дел. Но при этом фактически сохраняется монархия. Хотя король Виктор-Эммануил фактически не вмешивался в политическую жизнь страны, но сохранение его поста является отличительной чертой фашистского режима в Италии.
    После этого в стране началось переустройство. В числе первых действий Муссолини во главе страны был закон об амнистии по политическим преступлениям, который освобождал от ответственности фашистов - участников погромов против рабочих, коммунистов и социалистов. Вскоре был принят закон о предоставлении Муссолини чрезвычайных полномочий. Был создан Большой Фашистский Совет, взявший на себя многие функции государственного управления. В его состав входили как министры-фашисты, так и руководители партии, назначаемые лично дуче. Совет контролировал деятельность правительства и поступающие на обсуждение в Парламент законопроекты. Ещё одним важным моментом было узаконивание Добровольной Милиции Национальной Безопасности наравне с официальной полицией. Это давало Муссолини личную преданную гвардию. Он сформировал ОВРА — личную службу безопасности дуче.
    Одним из важнейших мероприятий стало принятие парламентом Италии нового избирательного закона (закон Арчебо), согласно которому любая партия, набравшая на выборах наибольшее число голосов, но не менее 25%, получает две трети мест в парламенте. Поэтому избирательному закону 6 апреля 1924 г. состоялись выборы в парламент. Тем не менее, около 1/3 голосов были поданы за оппозиционные фашизму партии. На заседании вновь избранной палаты секретарь Унитарной социалистической партии (УСП) Джакомо Маттеотти, для того чтобы показать каким образом фашистская партия обеспечила необходимый результат выборов, выступил с аргументированной обличительной речью.10 июня 1924 г. Маттеотти был убит. Некоторые считают, что в этот момент произошёл кризис фашистского государства Муссолини. После которого были приняты меры по усилению власти Муссолини и ужесточению режима. Хотя в фашистской Италии террор не достигал таких масштабов и интенсивности, как в национал-социалистской Германии, Муссолини удалось почти полностью разгромить антифашистскую оппозицию.
    В экономической политике Италии до 1930 года происходило соединение тенденций либерализма и усиления государственного контроля. Это выражают такие факты, как с одной стороны, реприватизация некоторых государственных служб и учреждений и либерализация акционерного права, переход к политике свободной торговли,  а с другой стороны, установленное и контролируемое государством замораживание заработной платы, поддержка дефицитных предприятий, а также государственное стимулирование некоторых отраслей промышленности и программ внутренней колонизации. Было создано более 20 корпораций, в которые объединялись в различных отраслях.
    Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис проявился в Италии с особой силой. За первые три года кризиса промышленное производство в стране сократилось на треть, стремительно росло число безработных, разорились десятки тысяч крестьянских хозяйств. В этих условиях была сделана ставка на централизацию экономики и непопулярные меры по сокращению заработной платы. Были созданы государственные органы управления экономикой, планирования развития. Это привело как к положительным последствиям (стабилизация экономической ситуации), так и к отрицательным (рост коррупции и бюрократизация экономической системы)
    К концу 1942 г. - началу 1943 г. Италия оказалась перед лицом серьезных не только внешних, но и внутренних трудностей. 25 июля 1943 года Муссолини был отстранён от власти и арестован. Хотя падение Муссолини еще не означало окончательного поражения фашизма в Италии, это был решающий шаг к такому концу.
    Но что привело к краху фашизма? Какие причины сложились к 1943 году? Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть ситуацию, сложившуюся к 1943 году. Экономика Италии в этот период переживала упадок. Во многих отраслях наблюдался спад производства. Колоссальные расходы на войну наряду с другими факторами привели к дефициту государственного бюджета. Это неминуемо сказывалось на уровне жизни населения. Резко падал авторитет власти, что приводило к росту оппозиционных настроений.В марте 1943 г. скрытое, постепенно  нараставшее в определённых кругах  недовольство итальянцев вылилось в массовые забастовки, которые проходили под знаком как экономических, так и политических лозунгов. Поражения на русском Восточном фронте и в Северной Африке усугубились в июле 1943 г., когда на Сицилии высадились союзные англо-американские войска. Италия оказалась вынужденной защищать свою национальную территорию. Всё это показывало несостоятельность политики фашизма.
    Итальян­ский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой госу­дарственной власти. Здесь тоталитарные черты были выражены е в полной мере. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентич­ности на культурной или этнической почве, ликвидацию массо­вой преступности. В Италии границы фашистского тоталитариз­ма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государст­ве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.
    3.2 Режим Адольфа Гитлера в Германии
    Подобно итальянской фашистской партии, Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) также возникла в условиях масштабного кризиса (экономического общественного) послевоенных лет. Впрочем, она выросла в массовую партию лишь в годы мирового экономического кризиса. Кризис 1929-1933 гг. в Германии носил особо острый и глубокий характер. Сократились производство, заработная плата, увеличилось число безработных, причём большинство не могли рассчитывать на социальное страхование. Произошло банкротство ряда крупных банков, разорение мелких и средних предпринимателей. Увеличилась сумма внешнего долга Германии. Всё это отягчалось тем, что у Германии не было колоний, как источника и резерва материальных ресурсов. Плюс ко всему не лёгким бременем для государственного бюджета была выплата репараций.
    Экономический кризис дополнялся политическим. Произошёл, так называемый, кризис Веймарской республики. После развала коалиционного правительства в 1930 году, в оппозицию ушла Социал - демократическая партия Германии (СДПГ). Генрих Брюнинг возглавил правительство и, не имея парламентской опоры, фактически правил через чрезвычайные декреты. Правительство проводило непопулярные меры по снижению заработной платы, увеличению налогов, снижение расходов на социальное страхование. Это приводило к недовольству руководством и росту социальной напряженности.
    В партийно-политической системе Германии произошла поляризация политических сил. Наряду с сохранявшей влияние Коммунистической партией и СДПГ стремительно набирала мощь Национал-социалистическая  немецкая  рабочая партия (образованная в 1919 году как Германская рабочая партия, она в 1920 г. была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию - НСДАП). Но почему НСДАП в сравнительно короткий промежуток времени удалось получить народную поддержку? Помимо кризиса этому способствовали как деятельность самой партии, так и определённая социально-психологическая атмосфера, сложившаяся среди населения Германии. После того как население в полной мере ощутило на себе последствия кризиса, в общественном сознании стала утверждаться мысль о необходимости  сильного руководства (сильной руки), которое сможет вернуть Германии былое могущество. Все эти запросы общества были воплощены в национал-социализме и фигуре А.Гитлера. Именно в его лице национал-социалистическая пропаганда сформировала образ сильного правителя,  способного решить проблемы населения. К тому же переживавшему плохие времена народу крайне притягательны были социальные программы национал-социалистов (обещания полной занятости рабочих, малоземельным крестьянам предоставление земель  на Востоке и др.). Идея «избранной арийской расы» тоже получила свою питательную почву, этому способствовало ущемление Версальским договором национальных чувств немцев. Разобщенность двух левых рабочих партий (КПГ и СДПГ) привело к тому, что к нацистам  повернулась значительная часть среднего слоя, что обеспечило НСДАП народную поддержку.
    30 января 1933 г. Гитлер был назначен рейхсканцлером. С этого момента в Германии фактически пришёл к власти национал-социализм. В правительство, кроме национал-социалистов вошли и представители других партий, но фактически власть принадлежала НСДАП. Но всё ещё необходимо было устранить существующую оппозицию. В связи с этим важным событием стали выборов в рейхстаг в марте 1933 г. До этих выборов национал-социалисты организовали поджог рейхстага и обвинили в этом коммунистов. Но даже несмотря на эти действия НСДАП получило меньше половины голосов. Депутатские мандаты коммунистов были аннулированы. Впоследствии многопартийная система была ликвидирована, а выборы отменены.
    2 августа 1934 г. умер президент Гинденбург. Впоследствии президентство было упразднено, а президентские полномочия главы государства были переданы А.Гитлеру. С этого момента вся власть находилась в руках одного лица – А.Гитлера.
    Будучи у власти НСДАП осуществило ряд мер, направленных на усиление и централизацию власти, милитаризацию экономики, распространение национал-социалистической идеологии. Одной из этих первых мер стала ликвидация федеративной структуры страны и установление в землях наместников. Это способствовало устранению местного самоуправления. Значительно усилилась национал-социалистическая пропаганда, что способствовало увеличению численности НСДАП. В марте 1933 г. было создано министерство пропаганды, после чего все средства влияния на общественное сознание контролировались этой структурой. Также была создана специальная система воспитания. Создавались детские организации, которые формировали резерв национал-социалистической партии и прививали идеологию.
    Также не прекращался террор, направленный не только на оппозиционеров, но и различные группы населения (расизм, антисемитизм), который проводился штурмовыми отрядами СА и отрядами СС.
    В экономике проводились меры по централизации управления. Этому способствовали законы 1933 г. «О продовольственном сословии» и 1934 г. «О подготовке органического строения экономики», которые подчиняли сельское хозяйство и промышленность и создавали вертикальную структуру управления. Усилилась монополизация экономики. Почти с первых дней установления фашистского режима началась милитаризация экономики. Значительно увеличилась доля расходов на вооружение в государственном бюджете. Внешний долг страны стремительно возрастал. Важной составляющей милитаризации была трудовая повинность, которая была распространена на молодёжь законами о «добровольной (1934 г.) и обязательной (1935 г.) трудовой повинности». А.Гитлер сначала резко сократил, а потом ликвидировал безработицу.
    После нападения на СССР именно положение на советско-германском фронте предопределяло внутреннюю и внешнюю политику Германии. К тому же Вторая мировая война стала одним из важнейших факторов, определивших кризис национал-социалистического режима.
    3.3 Режим Иосифа Сталина в СССР
    И.В. Сталин, бывший с 1922 г. генеральным секретарём ЦК РКП (б), фактически пришёл к власти вследствие внутрипартийной борьбы 20-х г. Различные исследователи по разному оценивают время превращения И.В.Сталина в единоличного правителя страны. Но несмотря на разногласия, можно сказать, что это произошло в конце 20-х – 30-е гг. Но какова была обстановка накануне прихода к власти И.В.Сталина?
    Новая экономическая политика (НЭП) проводимый с 1921 по 1928-1929 годы имело большое влияние на экономическую жизнь страны. Говоря о последствиях НЭПа необходимо упомянуть, что несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.
    Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия к 1923/1924 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки». То есть Нэп не смог реализовать себя из-за противоречий между сложившийся централизованной политической системой и относительной свободой в экономике.
    Периодически происходило обострение противоречий НЭПа и в социальной сфере. Причиной этого было появления имущественного неравенства и углубления дифференциации людей. Также появление «нэпманов» порождало негативное к ним отношение, как к эксплуататорским элементам.
    НЭП также повлиял и на обстановку в самой партии. Несмотря на принятую на Хсъезде РКП (б) резолюцию «О единстве в партии», запрещавшую фракции, внутри партии разворачивались дискуссии по вопросам нэпа, расширения партийной демократии. Но определенная либерализация допускалась только в экономике, а в остальных сферах происходило усиление власти партии, ликвидации оппозиции, увеличение численности карательного аппарата.
    Таким образом, к моменту прихода И.В.Сталина к власти в стране уже слоились предпосылки формирования однопартийной системы, а устранение политических оппонентов в ходе внутриполитической борьбы 20-х гг. создавало основу для возраставшей личной власти в партийно-административном аппарате.
    После прихода к власти И.В.Сталин предпринял ряд мер в различных сферах.
    В экономике, после срыва заготовок хлеба в 1927 году, когда пришлось пойти на чрезвычайные меры (твёрдые цены, закрытие рынков и даже репрессии), и срыва кампании хлебозаготовок 1928—1929 годов вопрос должен был решаться срочно. Путь на создание фермерства через расслоение крестьянства был несовместим с советским проектом по идеологическим причинам. Был взят курс на коллективизацию. Её целями было создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств и фактически перекачка средств из аграрного сектора в промышленный на нужды индустриализации. Следствием проведения коллективизации была ликвидация слоя зажиточных крестьян, уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве, фактически отчуждение крестьян от собственности и земли и следовательно потеря экономических стимулов к труду и крестьянства. Всё это вылилось в постоянное обострение продовольственной проблемы в стране. Коллективизация, а также займы у населения стали внутренним источником индустриализации.
    Целями индустриализации было преодоление технической отсталости страны, создание мощной тяжелой и оборонной промышленности. Проводилась она в достаточно сжатые сроки с высокими темпами. В итоге действительно были достигнуты значительные результаты. Была реконструирована материально-техническая база народного хозяйства, укреплена обороноспособность, ликвидирована безработица. Осуществлялась централизация в управлении экономикой и как следствие сложилась административно-командная система. Наряду с этим произошло отставание легкой промышленности, это было одним из факторов низкого уровня жизни населения.
    И коллективизация и индустриализации не лёгким бременем ложились на плечи населения. Проводились они с не малым количеством жертв.
    В политической сфере происходило сращивание партийного и государственного аппарата, становление однопартийной системы, формирование культа личности И.В. Сталина.
    Примечательной является Конституция СССР 1936 г. В ней был провозглашен широкий спектр демократических прав и свобод, среди которых свобода слова, печати, собраний, всеобщее избирательное право и др. Но на деле эти права и свободы не реализовывались, тем более, что в это время был пик репрессий.
    К тому же важнейшим инструментом власти был мощный репрессивный аппарат. Массовые репрессии, осуществляемые карательными органами, были как средством сохранения режима, так и способом жёсткого контроля над обществом.
    В духовной сфере осуществлялся примат одной единственной идеологии. Активно работала пропаганда, которая распространяла не только марксистско-ленинскую идеологию, но и атеизм. Происходил контроль государства над СМИ и образованием.
    Всё это способствовало складыванию тоталитарной политической системы, которая фактически завершила своё формирование к предвоенному времени.
    Некоторые исследователи сходятся во мнении, что именно такая тоталитарная система, помогла выиграть СССР Великую Отечественную войну. Нельзя как полностью принять эту позицию, так и абсолютно отрицать её. Безусловно, некоторые элементы тоталитарной системы могли оказать благоприятное воздействие на исход войны, но то, какими способами и методами она была достигнута, не может её оправдать. К тому же в Германии тоже была тоталитарная система, отсюда можно сделать вывод, что победа в войне зависела также и от несколько иных факторов.
    После войны тоталитарная система в СССР не ослабла, а только укрепила свою мощь. Произошло укрепление административно-командной системы, новый виток репрессий в стране. К тому же последовало идеологическое закрепощение общественного сознания. Это объяснялось как необходимостью восстановления разрушенной экономики, так и некой долей свободы, которую почувствовали люди при окончании войны.
    5 марта 1953 года И.В.Сталин умер.
    Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основ­ные черты этого строя, поскольку предполагает полное устране­ние частной собственности, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
    И все же, несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистичес­кой системе присущи и гуманные политические цели. Так, на­пример, в этот период резко повысился уровень образования народа, стали доступныминекоторые достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко со­кратился уровень преступности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Тоталитаризм, появившись как феномен в ХХ веке, вызвал неподдельный интерес учёных различных стран. Произошло возникновение и становление классической теории тоталитаризма, объяснившей сущность, признаки, основные характеристики этого явления. Позднее эта классическая теория была подвергнута критики и до сих пор не утихают споры по вопросам тоталитаризма.
    Понятие «тоталитаризм» различными исследователями определяется по-разному, но, несмотря на плюрализм в данном вопросе, существует ряд признаков, которые объединяют в себе сущностные характеристики данного явления и позволяют исследоватьего с различных сторон.
    Разновидностями тоталитаризма являются коммунизм, фашизм и национал-социализм. У всех трёх типов есть как сходные черты, так и различия. Одной из основных похожих черт этих трёх видов является наличие некой идеальной цели. А различие в том, какова эта цель: в СССР – построение  коммунизм, в Германии объединение Европы под эгидой Третьего рейха, в Италии – Возрождение Римской империи.
    Сравнение этих трёх типов происходит не только совместно, но и друг с другом. Так, например, уже упоминавшийся в курсовой работе Р. Арон в своем  труде «Демократия и тоталитаризм» рассмотрел  сходство между фашизмом и коммунизмом. Среди похожих черт он выделил: сходство истоков, наличие одной партии, обладающей моно­полией на политическую деятельность и сочетание идеологии и террора.[17]
    Также в курсовой работе были проанализированы три исторических типа тоталитаризма: режим Б.Муссолини в Италии, А.Гитлера в Германии, И.В.Сталина в СССР.
    Все три исторических типа тоталитаризма имеют как схожие черты, так и свою спецификуна протяжении трёх стадий: возникновение режима, расцвет, кризис. Наибольшее сходство проявляется в признаках тоталитаризма: однопартийная система, вождизм, террор, господство одной идеологии, централизация экономики, и др. К тому же справедливо будет отметить, что в каждой стране эти признаки формально реализовывались по-разному и в различной степени. Так, например, СССР в большей степени, а Италия в меньшей выражают признаки тоталитаризма.
    Всё это объясняется объективными факторами: конкретные исторические особенности, предпосылки и условия формирования режима, геополитические факторы, национальная особенность каждой страны, и.т.д. Но существуют также и субъективные факторы, такие как личность Б.Муссолини, А.Гитлера и И.В.Сталина.
    Стоит отметить, что в дальнейшем некоторые черты тоталитаризма прослеживались и в других странах, но именно в этих трёх проявилось большинство из признаков этого явления.
    Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что, несмотря на преобладание демократически режимов в развитых странах, нестабильность  развивающегося мира (в особенности в свете не столь давних событий в арабских странах: свержение авторитарных форм правления) позволяет вновь  обратиться к теме тоталитаризма. Так как основными причинами этого явления является кризис, нестабильность, социальная напряженность, то очень важно  вновь обратиться к опыту становления и развития тоталитарных режимов. Конечно, некоторые могут возразить, опираясь на точку зрения о невозможности возрождения тоталитаризма, но, по моему мнению, возобновление определенных черт тоталитаризма являет собой не меньшую опасность и представляет существенную угрозу для развития государства. Поэтому в современном мире крайне важно знать процесс формирования и развития  тоталитаризма и прослеживать возможность появления тоталитарных  тенденции в политике государств.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом,  1996. - С.430
    2. Арон Р.«Демократия и тоталитаризм» Москва: Текст 1993 – 303 с.
    3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. – М.: НОУ, 1998. – 411с
    4. Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Политология: Словарь-справочник.М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
    5.Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 / Пер. с немецкого А. И. Федорова. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000 - 239с.
    6. Гитлер А. Моя борьба. (http://lib.rus.ec/b/130482)
    7. Ильин И. А. Наши за­дачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954гг. В 2 т. Т. 1. М: «Рарог», 1992 – 616 с.,
    8. Маркс К. Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии»
    9. Мейер А. Советская политическая система. Ее истолкование. М.: Юристъ, 2009.
    10. Муссолини Б. «Доктрина фашизма» перевод с итальянского В. Н. Новикова: "Возрождение", Paris-8-eme, 1938    (http://lib.misto.kiev.ua/POLITOLOG/MUSSOLONI/mussol.txt)
    11. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. –448 с.
    12. Филатов Г. «История фашизма в Западной Европе»(http://www.katyn-books.ru/library/istoriya-fashizma-v-zapadnoy-evrope.html)
    13. Фридрих К. Бжезинский Зб. Тоталитарная диктатура и автократия. (Реферат) (http://pavroz.ru/dov/friedrichbrzezinski.pdf)
    14. Хайек Фридрих Август фон Дорога к рабству / Пер. с англ.М.: Новое издательство, 2005. — 264 с.
    15.Хантингтон С. «Третья волна. Демократизация в конце ХХ века» М.: РОССПЭН, 2003. - 368 с.
    [1] Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. – М.: НОУ, 1998. – С. 357
    [2]Муссолини Б.Доктрина фашизма:  перевод с итальянского В. Н. Новикова: "Возрождение", Paris-8-eme, 1938    http://lib.misto.kiev.ua/POLITOLOG/MUSSOLONI/mussol.txt
    [3]Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
    [4]Поппер К.Р.Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - С. 53
    [5]Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом,  1996. - С.430
    [6]Мейер А. Советская политическая система. Ее истолкование. М.: Юристъ, 2009. – С 138.
    [7]Ильин И. А. Наши за­дачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954гг. В 2 т. Т. 1. М:«Рарог»,1992 – 616 с.,
    [8]  Р.Арон «Демократия и тоталитаризм» Москва: Текст 1993 – С.111
    [9]Хантингтон С. «Третья волна. Демократизация в конце ХХ века» М.: РОССПЭН, 2003. – С. 26
    [10]Хантингтон С. Указ. Соч. – С. 27
    [11]К.Маркс - Ф.Энгельс«Манифест коммунистической партии»
    [12]Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — 328 с.
     
    [13]Випперман В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 / Пер. с немецкого А. И. Федорова. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000- 239 с.
    [14]Б. Муссолини «Доктрина фашизма» перевод с итальянского В. Н. Новикова: "Возрождение", Paris-8-eme, 1938
    [15]  А.Гитлер «Моя борьба»
    [16] А. Гитлер «Моя борьба»
    [17]Арон Р. «Демократия и тоталитаризм» Москва: Текст 1993 –  С. 92-93
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.