Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Аудит в условиях ТСЖ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Аудит в условиях ТСЖ
  • Предмет:
    Аудит
  • Когда добавили:
    16.07.2014 14:37:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    1 Теоретические аспекты аудита товариществ собственников жилья. 5
    1.1 Факты хозяйственной жизни ТСЖ.. 5
    1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета ТСЖ.. 11
    1.3 Цели и задачи аудита ТСЖ, источники и методы получения аудиторских доказательств. 14
    2 Аудиторская проверка товариществ собственников жилья. 19
    2.1 Планирование аудита ТСЖ.. 19
    2.2 Процедуры проверки ТСЖ.. 23
    2.3 Оценка и оформление результатов аудиторской проверки ТСЖ.. 29
    Заключение. 34
    Список использованной литературы.. 36
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
    В научной литературе определение аудита обсуждалось и упоминалось много раз. В качестве рабочего определения мы используем следующее: Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
    Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
    Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.
    Отечественный аудит только вступает в экономическую жизнь субъектов хозяйстввания, не имея никакого опыта зарубежных аудиторских фирм и никакой надлежащей законодательной основы. Но фактически данная деятельность уже состоялась, складываются научные школы аудита, ведь необходимость аудита объективна и вызвана развитием экономической сферы на новых принципах.
    Деятельность ТСЖ в современном обществе не менее значима: это самостоятельное волеизъявление собственников жилых помещений самим управлять своим домом. В процессе такой деятельности происходят всевозможные нарушения в финансовых, юридических, хозяйственных делах. В соответствии с этим актуальность проведения аудита ТСЖ не вызывает никаких сомнений.
    Объектом исследования в данной курсовой работе является ТСЖ как одна из форм управления многоквартирным домом.
    Предмет исследования - проведения аудита в ТСЖ.
    Целью курсовой работы является изучение теоретических и методолоических основ аудита в условиях ТСЖ.
    Данная цель конкретизируется решением таких задач, как:
    - изучить основы деятельности ТСЖ;
    - охарактеризовать нормативное регулирование бухалтерскоо учета в условиях ТСЖ;
    - проанализировать цели и задачи аудита ТСЖ;
    - проанализировать основные аспекты планирования ТСЖ;
    - охарактеризовать процедуры, проводимые аудиторской организацией по отношению к ТСЖ;
    - рассмотреть оценку и оформление результатов аудиторской проверки ТСЖ.
    Итак, структура работы имеет следующий вид: введение, две главы, состоящих каждая из трех параграфов, заключение, список использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1 Теоретические аспекты аудита товариществ собственников жилья 1.1 Факты хозяйственной жизни ТСЖ
    Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) - единственная организационно-правовая форма юридических лиц, специально предусмотренная для объединений собственников помещений многоквартирного дома исключительно с целью управления данным домом. Жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы осуществляют управление наряду с реализацией основной задачи - обеспечение их членов жилыми помещениями.
    ТСЖ - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ). [2]
    Создание собственниками жилых и нежилых помещений специализированных организаций для управления многоквартирными домами широко используется не только в России, но и в зарубежных странах. В государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, также предусматривается создание некоммерческих объединений собственников жилых помещений с правами юридического лица для управления многоквартирными домами.
    Во многом сходное регулирование отношений управления многоквартирными домами наблюдается в законодательстве Украины и Беларуси. Статус создаваемых в Беларуси объединений собственников определяется Законом от 8 января 1998 г. "О совместном домовладении". На Украине действует Закон от 29 ноября 2001 г. "Об объединениях совладельцев многоквартирных домов". При этом отдельные вопросы регулируются иначе, чем в России, причем в ряде случаев такое регулирование является более продуманным и целесообразным.
    ТСЖ нельзя признать абсолютно новой для России формой управления многоквартирными домами. Появление первых жилищных товариществ относится к 20 гг. прошлого столетия. Оно имело целью, так же, как и на современном этапе, возложить обязанности по надлежащей эксплуатации многоквартирных домов на лиц, владеющих жилыми помещениями, освободив от этих обязанностей государство. Правда, в отличие от современной действительности речь шла не о создании объединений собственников жилых помещений, а о привлечении к управлению лиц, являющихся нанимателями.
    До вступления в силу действующего ЖК РФ правовое положение ТСЖ регулировалось ФЗ от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
    ТСЖ действует на основании устава. При этом законодательство не предусматривает специальных требований к его содержанию. Соответственно, должна применяться ст. 52 ГК РФ.[1] Необходимость включения в устав отдельных положений следует из некоторых статей Жилищного кодекса РФ: ч. 1 ст. 145 ЖК РФ [2] предусматривает, что уставом определяется порядок созыва общего собрания ТСЖ, ч. 3 ст. 146 ЖК РФ [2] - что уставом наряду со ст. 45 ЖК РФ определяются правомочия общего собрания членов ТСЖ и др.
    В целях содействия более активному распространению товариществ собственников жилья Приказом Минземстроя РФ от 3 августа 1998 г. N 35 был утвержден Примерный устав товарищества собственников жилья. Данный Приказ не утратил силу и в настоящее время, однако применение Примерного устава возможно с учетом положений разд. VI ЖК РФ.
    Создание ТСЖ возможно путем объединения нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры (ч. 2 ст. 136 ЖК РФ[2]).
    Таким образом, в одном ТСЖ могут объединяться только собственники расположенных на едином земельном участке или граничащих друг с другом участках строений. Подобное правило есть и в законодательстве других государств, в частности Украины. В законодательстве Беларуси действует аналогичное правило, однако есть исключение: если отдельная часть здания имеет изолированный вход и может быть без нарушения целостности других частей этого здания надстроена, реконструирована, перестроена либо снесена, допускается создание одного товарищества собственников для управления этой частью здания. Допускается создание одного товарищества собственников на базе нескольких объектов недвижимого имущества.
    По российскому законодательству членами ТСЖ могут быть граждане, юридические лица, публичные образования - собственники как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
    Товарищество собственников жилья может быть создано не только на базе уже находящегося в эксплуатации многоквартирного дома, но и в случае, когда строительство дома еще не завершено (ст. 139 ЖК РФ[2]). Товарищество в этих случаях создается лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах. В теории возможность создания ТСЖ в строящемся доме оценивают неоднозначно. Преимуществом является возможность изначально контролировать состояние здания, однако с теоретической точки зрения создание товарищества невозможно, так как еще отсутствуют объект управления и, соответственно, лица, которые имеют статус собственников помещений.
    Законодательство прямо не предусматривает возможности создания ТСЖ одним лицом, равно как и не устанавливает требования к минимальному количеству участников, указав лишь, что решение о создании должно быть принято собственниками, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ[2]). Указанным количеством голосов может обладать и одно лицо, например застройщик.
    Подтверждением необходимости наличия хотя бы двух участников служит определение ТСЖ, данное в ст. 135 ЖК РФ[2]. ТСЖ признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления.
    Кроме того, понятие "товарищество" используется в российском законодательстве, когда речь идет об объединении лиц. Заслуживает внимания регулирование данной проблемы в белорусском законодательстве: Закон о совместном домовладении прямо закрепляет, что товарищество собственников должно состоять из двух и более членов. Однако во вновь строящемся, реконструируемом или капитально ремонтируемом здании допускается создание товарищества одним лицом - застройщиком (ст. 20). Подобное положение можно было бы включить и в российское законодательство с указанием, что в случае создания ТСЖ застройщиком по завершении строительства число участников должно быть не менее двух, в противном случае ТСЖ должно быть ликвидировано. Однако если признать ТСЖ разновидностью потребительских кооперативов, возможность создания его одним лицом исключена, поскольку согласно п. 1 ст. 116 ГК РФ [1]потребительский кооператив определяется как добровольное объединение граждан и юридических лиц.
    Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома или соответственно собственников нескольких многоквартирных домов или расположенных близко зданий. На том же собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме утверждается устав ТСЖ.
    Поскольку на ТСЖ не распространяются положения Закона о некоммерческих организациях, для регистрации ТСЖ не требуется принятия решения о регистрации органом юстиции. Регистрация производится в общем порядке, предусмотренном ФЗ от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
    ТСЖ - организация, основанная на членстве. Число членов ТСЖ должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 135 ЖК[2]). Количество голосов каждого из собственников определяется исходя из размера его доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
    Круг возможных членов ТСЖ ограничен - ими могут являться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Соответственно, в товарищество не могут вступить наниматели и арендаторы помещений, а также иные лица.
    Членство в ТСЖ является добровольным. Оно возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ. При приобретении жилого помещения в доме, где создано ТСЖ, новый собственник вправе вступить в товарищество. Отказаться принять в члены товарищества нового собственника ТСЖ не может.
    Следует отметить, что Закон о товариществах собственников жилья содержал положение о возникновении членства с момента регистрации товарищества у всех проживающих в кондоминиуме домовладельцев (п. 1 ст. 32). Впоследствии это положение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку устанавливало обязательность членства в товариществе собственников жилья (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П). До сих пор в теории высказываются различные мнения о целесообразности и допустимости обязательного членства в ТСЖ. К примеру, С.Г. Певницкий полагает, что "исходя из сути и правовой природы ТСЖ оно не является общественным объединением в смысле ст. 30 Конституции РФ, так как оно предназначено для исполнения общественно значимой функции по безопасному содержанию жилых помещений".
    Следует отметить, что если рассматривать ТСЖ как потребительский кооператив, придется согласиться с исключительно добровольным порядком вступления в него, поскольку добровольность объединения указана в п. 1 ст. 116 ГК РФ [1] как один из квалифицирующих признаков кооператива.
    ТСЖ относится к организациям, обладающим имуществом на праве собственности. Имущественную базу ТСЖ составляет принадлежащее ему на праве собственности движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления его функций, в том числе средства товарищества собственников жилья.
    Существенная часть средств товарищества имеет строго целевое назначение и предназначена для оплаты коммунальных услуг, профилактических и ремонтных работ, необходимых для поддержания в надлежащем состоянии многоквартирного дома, и не может расходоваться на нужды самого товарищества.
    Контрольным органом ТСЖ является ревизионная комиссия.
    Реорганизация и ликвидация ТСЖ осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. При этом должны учитываться особенности, установленные Жилищным кодексом. В частности, реорганизация ТСЖ в форме преобразования должна обеспечивать переход к новому юридическому лицу прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом в интересах собственников жилых помещений такого дома. Поэтому преобразование возможно только в организацию, создаваемую для осуществления аналогичной цели, т.е. в жилищный или жилищно-строительный кооператив (ч. 2 ст. 140 ЖК РФ). Однако ТСЖ создается уже на базе существующего многоквартирного дома, его членами являются собственники жилых помещений данного дома, поэтому не вполне ясна цель преобразования в жилищный кооператив, создаваемый прежде всего с целью обеспечения жилыми помещениями его членов. Обычно используется обратная схема - кооперативы, паи в которых полностью выплачены, преобразуются в ТСЖ.
    Ликвидация ТСЖ производится по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Кроме этого, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ [2] устанавливает еще один случай, когда ТСЖ должно быть ликвидировано: если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Представляется, что это не единственное специальное основание ликвидации ТСЖ. Таковым можно считать также принятие собственниками помещений решения о выборе иного способа управления многоквартирным домом, а также прекращение существования самого объекта управления - многоквартирного дома, а если исключить возможность существования ТСЖ с одним участником - при переходе права собственности на все помещения дома одному лицу. [7]
     
    1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета ТСЖ  
    Самая трудоемкая, рутинная и малоквалифицированная работа бухгалтера ТСЖ, связанная с начислением вручную «квартплаты» и выдачей счетов для ее оплаты, в этой работе не рассматривается, так как теперь уже подавляющее большинство бухгалтеров ТСЖ перешли на автоматизированный расчет «квартплаты», пользуясь услугами различных Вычислительных Центров или индивидуальными программами с использованием домашних ПК.
    Работа бухгалтера ТСЖ, как и бухгалтера любой другой организации включает в себя очень много похожих операций. Например, работа с банком, учет кассовых операций, расчеты по заработной плате, начисления и расчеты с бюджетом по налогам и взносам с заработной платы, учет результатов хозяйственной деятельности ТСЖ и его налогообложение, отчетность ТСЖ.
    Бухгалтер записывает и составляет первичные учетные документы по факту хозяйственной деятельности (к которым относятся, например, приходные и расходные ордера, выписки со счетов, платежные поручения, чеки и т.п.), на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    Требования к оформлению первичных учетных документов установлены в статье 9 Закона «О бухгалтерском учете».
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Применение этих форм с 1999 года обязательно для всех организаций независимо от формы собственности. [4]
    Если какие-либо документы не предусмотрены в этих альбомах, а разработаны самостоятельно, то они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    - наименование документа;
    - дата составления документа;
    - наименование организации;
    - содержание хозяйственной операции;
    - измерители хозяйственной операции в натуральных и денежных измерителях;
    - наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    - личные подписи и их расшифровки.
    Составляя и подписывая первичный документ, бухгалтер несет ответственность за качественное его заполнение и достоверность данных. В кассовых и банковских первичных документах никакие исправления не допускаются. В других первичных документах исправления должны быть обязательно оговорены.
    Из первичных документов сведения переносятся в регистры бухгалтерского учета, то есть специальные формы, (журналы ордера, мемориальные ордера, оборотные ведомости и т. д.). Регистры бухгалтерского учета необходимы для систематизации и накопления информации, для отражения данных на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
    Все хозяйственные операции, совершаемые в ТСЖ и приводящие к изменению состава средств ТСЖ и их источников, группируются и отражаются на счетах бухгалтерского учета, каждый из которых имеет свое наименование и цифровой номер.
    Отражение на счетах суммы производственной хозяйственной операции в практической работе называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку означает указать корреспонденцию счетов по хозяйственной операции, т. е. указать какой счет дебетуется, какой кредитуется и на какую сумму.
    Для ведения бухгалтерского учета каждый ТСЖ утверждает в УП рабочий план счетов. При этом нет необходимости использовать весь План счетов (утвержден приказом МФ РФ от 31.10.00. № 94н) в полном объеме.
    Построение налогового учета актуально для ТСЖ, ведущих предпринимательскую деятельность. Исходя из положений НК РФ, налоговый учет строится в каждом ТСЖ по собственным правилам.
    Статьей 315 НК РФ предусмотрено, что расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
    Задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов ТСЖ, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение этой информацией налоговые органы для контроля за правильностью исчисления налога на прибыль.
    В условиях ТСЖ регистры налогового учета (т. е. формы налогового учета) целесообразно строить по принципу извлечения максимального объема информации из данных бухгалтерского учета.
    Параллельное ведение двух видов учета - трудоемкий и бесполезный процесс, поэтому стоит его предельно упростить: например, взять Налоговую декларацию по налогу на прибыль, утвержденную приказом МНС РФ от 07.12.01. № БГ-3-02/542 в редакции приказа МНС РФ от 12.07.02. № БГ-3-02/358 и определить, какие графы в декларации при заполнении будут содержать данные, требующие разъяснений и, в каких данных присутствуют разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. К этим графам следует создать ведомости -расшифровки, которые и будут являться регистрами налогового учета, часть их должна вестись в течение всего года накопительно в хронологическом порядке, но большинство будут сводными ведомостями, и их заполнение будет занимать не много времени в конце каждого отчетного периода, то есть квартала.
    Перечень действующих в настоящее время налогов и сборов утвержден ст. 19, 20, 21 Федерального закона от 27.12.91 № 2118-1 (с учетом изменений на 31.12.02.) «Об основах налоговой системы в РФ», в котором определено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов.
    Для ТСЖ система налогов и сборов выглядит так:
    - федеральные налоги и сборы; (налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налог на доходы с физических лиц; единый социальный налог (для ЖК и ТСЖ, не отстоявших свое право на освобождение от него));
    - региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций; налог с продаж);
    - местные налоги и сборы (земельный налог, налог на рекламу). [8]
     
    1.3 Цели и задачи аудита ТСЖ, источники и методы получения аудиторских доказательств  
    Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая создается собственниками квартир в многоквартирном доме для обеспечения эксплуатации общих помещений в жилом доме и совместного управления общим имуществом жилого дома. Товарищество собственников жилья от своего имени заключает договоры, необходимые для управления и эксплуатации жилым домом, при этом товарищество отвечает за поддержание надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
    Для собственника квартиры актуальным является вопрос контроля за деятельностью товарищества собственников жилья, не в последнюю очередь – контроля над целевым расходованием средств, которые выплачивают собственники квартир на цели проведения текущего и капитального ремонта, технического содержания и обслуживания жилого дома.
    В соответствии со ст. 145 Жилищного кодекса РФ, наиболее важные вопросы, относящиеся к распоряжению денежными средствами товарищества собственников жилья, решаются на общем собрании членов товарищества собственников жилья. В частности, общее собрание решает следующие вопросы, относящиеся к финансовой деятельности товарищества:
    установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
    образование резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества многоквартирного дома;определение направлений использования дохода от деятельности товарищества;
    утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества (сметы доходов и расходов) и отчета о выполнении такого плана;утверждение сметы доходов и расходов;
    определение размера вознаграждения
    Для целей контроля текущей финансово-хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья наиболее важным является полномочие членов товарищества собственников жилья утверждать годовой план финансовой деятельности (смету доходов и расходов) и отчет о его выполнении.
    Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц, созывающих собрание, заблаговременно предоставить участникам собрания для ознакомления документы, в отношении которых будет проводиться голосование. Кроме того, право членов товарищества собственников жилья на ознакомление с финансовыми документами в течение года также не предусматривается Жилищным кодексом РФ. Обязательность аудиторской проверки для товарищества также не предусматривается. Фактически, единственным органом, контролирующим финансовую деятельность товарищества, является ревизионная комиссия (ст. 150 Жилищного кодекса РФ).
    Вместе с тем, действующее законодательство не запрещает внести в устав товарищества собственников жилья изменения, которые позволят его членам постоянно осуществлять контроль за деятельностью товарищества. В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса РФ, устав товарищества собственников жилья принимается большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, так же большинством голосов в устав могут быть внесены изменения, позволяющие контролировать финансово-хозяйственную деятельность товарищества, а именно:
    порядок хранения документов и перечня подлежащих хранению документов;
    порядок ознакомления членов товарищества с документами его финансово-хозяйственной деятельности (например, право ознакомиться в любое время со сметой доходов и расходов имеют все члены товарищества; доступ к иным документам осуществляется по заявлению членов товарищества, обладающих, как минимум, пятью голосами;
    обязанность Правления заблаговременно ознакомить всех членов товарищества с документами, утверждаемыми на собрании;
    обязательность проведения ежегодного аудита, при этом аудитор утверждается собранием товарищества собственников жилья (данная мера является эффективной для целей контроля над деятельностью товарищества, но необходимо помнить о том, что аудит – достаточно дорогостоящее мероприятие. Возможно, достаточно будет возможности привлечь аудитора членами товарищества при наличии сомнений в обоснованности осуществляемых расходов;
    право членов товарищества привлечь аудитора для проведения проверки деятельности товарищества за выбранный период (такое право, например, может быть реализовано по инициативе не менее 10 % членов товарищества).
    Внесение в устав данных изменений поможет контролировать финансовую деятельность товарищества в любое время. В случае, если будут выявлены факты нецелевого расходования денежных средств, занижения доходов товарищества, использования полученной прибыли не в соответствии с решениями товарищества, нарушения правил содержания и ремонта жилого дома, ТСЖ и/или председатель правления могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Кроме того, наличие полной и достоверной информации о текущем финансовом состоянии позволит принимать взвешенные решения на собрании членов товарищества – например, по вопросу об утверждении сметы на следующий год, по вопросу об использовании доходов товарищества.
    Для осуществления прав члена ТСЖ и обеспечения возможности постоянного контроля за его деятельностью необходимы следующие шаги
    Получить Устав ТСЖ и установить порядок ознакомления с документами ТСЖ, а также наличие у членов товарищества возможности принять решение о проведении аудиторской проверки.
    В случае, если такие положения в Уставе ТСЖ отсутствуют – инициировать проведение общего собрания ТСЖ, в повестку дня которого будет включен вопрос об изменении Устава (в Устав будут включены приведенные выше положения).
    На общем собрании принять решение о внесении изменений в Устав и зарегистрировать такие изменения в установленном порядке.
    Ознакомиться с финансовыми документами ТСЖ, и в случае необходимости инициировать собрание членов ТСЖ в целях рассмотрения вопроса о привлечении аудитора, либо провести за свой счет инициативный аудит на основании новых положений Устава.
    По результатам аудита сделать выводы о фактической достоверности отчетности, после чего возможно направление мотивированного заявления в государственные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц, а также предъявление иска о возмещении убытков.
    Данная схема представлена на рис. 1.
    Безусловно, изложенный путь является трудоемким и требует большого количества времени на его осуществление. Но в результате члены ТСЖ получат полную и достоверную информацию о деятельности товарищества, и всегда будут иметь возможность контролировать деятельность его органов управления. [7]
    Рис.1. Схема проведения аудита ТСЖ
     
     
    2 Аудиторская проверка товариществ собственников жилья 2.1 Планирование аудита ТСЖ  
     
    Планирование — подготовительный этап аудита ТСЖ, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.
    Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.
    Можно выделить следующие принципы планирования аудита:
    Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
    Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
    Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.
    Принцип непрерывности деятельности ТСЖ состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать ТСЖ или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации. [3]
    Процесс планирования подразделяется на два этапа.
    1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.
    При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:
    понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
    проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
    тестирования системы внутреннего контроля.
    2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.
    Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.
    Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.
    Для понимания бизнеса ТСЖ аудитору необходимо изучить:
    организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
    виды осуществляемой деятельности, специфику отрасли:
    организацию и технологию производства;
    требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
    соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
    формы ведения учета, степень его автоматизации;
    структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
    состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
    состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
    организацию работы с нормативно-справочной литературой;
    участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.
    Аудитор собирает данную информацию о ТСЖ с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.
    К источникам информации о деятельности ТСЖ относятся:
    результаты предыдущих проверок;
    информация, полученная от внутренних аудиторов;
    учредительные и регистрационные документы;
    приказы об учетной политике ТСЖ;
    бухгалтерская отчетность, регистры учета;
    контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
    результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
    результаты наблюдения за производственным процессом;
    информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).
    Результаты предварительного планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.
    На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.
    Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:
    объем аудита;
    затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
    сроки выполнения работы каждым аудитором:
    размер уровня существенности;
    величину аудиторского риска. [9]
    Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, общим планом и программой аудита.
    Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей ТСЖ.
    При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
    общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность ТСЖ;
    эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
    размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
    влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
    существование подразделения внутреннего аудита;
    возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке ТСЖ;
    возможность того, что допущение о непрерывности деятельности ТСЖ может оказаться под вопросом;
    существование аффилированных лиц;
    сроки подготовки и представления аудиторских заключений.
    Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.
    Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.
    При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.
    Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита ТСЖ должны быть документально зафиксированы. [11]
     
    2.2 Процедуры проверки ТСЖ  
     
    Аудит обычно проходит в последовательности, представленной на рис. 2. Вместе с тем, данная последовательность может быть изменена, чтобы учесть обстоятельства, в которых будет проходить конкретный аудит.
    Проведение вступительного совещания
     Целями вступительного совещания являются:
    подтверждение согласия всех сторон (например аудитируемой организации, команды по аудиту) с планом аудита;
    представление членов команды по аудиту;
    обеспечение уверенности в том, что все запланированные действия могут быть осуществлены.
    Вступительное совещание следует проводить с руководством аудитируемой организации и, где это возможно, с теми, кто отвечает за функционально выделенные направления деятельности или процессы, подвергаемые аудиту. Во время совещания следует предоставить возможность задать вопросы.
    Рис. 2. Последовательность проведения аудита ТСЖ
     Степень подробности обсуждения следует увязать с тем, насколько хорошо аудитируемая организация знакома с процессом аудита. Совещание следует проводить под председательством руководителя команды по аудиту, и на нем следует рассмотреть (в том объеме, в котором это приемлемо) следующие вопросы:
    представление участников, включая наблюдателей и сопровождающих лиц, и описание возложенных на них обязанностей;
    подтверждение целей, области и критериев аудита;
    подтверждение плана аудита и других соглашений, связанных с аудитом, таких, как дата и время проведения заключительного совещания и всех промежуточных совещаний команды по аудиту с руководством аудитируемой организации, а также всех самых последних изменений в плане;
    представление методов, которые будут использоваться при проведении аудита, включая информирование ТСЖ о том, что свидетельства аудита будут основываться на примерах информации, ставшей доступной аудиторам;
    объяснение методов, которые будут применяться для менеджмента рисков для ТСЖ, которые могут возникнуть в результате посещения организации членами команды по аудиту;
    подтверждение официальных каналов связи между командой по аудиту и ТСЖ;
    подтверждение языка, который будет использоваться во время аудита;
    подтверждение того, что по ходу аудита ТСЖ будет информироваться о получаемых результатах;
    подтверждение того, что ресурсы и помещения, необходимые команде аудиторов, будут выделены;
    подтверждение соглашений по вопросам конфиденциальности и информационной безопасности;
    подтверждение наличия и применения соответствующих процедур охраны здоровья и обеспечения безопасности труда членов команды по аудиту, обеспечения их личной безопасности, а также безопасности в случае чрезвычайных ситуаций;
    информирование о способах доведения до сведения ТСЖ отчетов о результатах аудита, включая классификацию несоответствий (если таковая предусматривается);
    информирование об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
    информирование о заключительном совещании;
    информирование о том, как поступать с возможными результатами по ходу аудита;
    информирование о системе обратной связи от аудитируемой организации в отношении результатов аудита или заключений по аудиту, включая подачу жалоб или апелляций.
    Следует проанализировать соответствующие документы ТСЖ, чтобы:
    определить степень соответствия системы в том виде, как она была документирована, критериям аудита;
    собрать информацию в целях поддержки деятельности по аудиту.
    Анализ документов может быть объединен с другой деятельностью по аудиту и может осуществляться по ходу аудита при условии, что это не навредит результативности проведения аудита.
    Если соответствующая документация не может быть представлена в рамках того временного интервала, который указан в плане аудита, руководителю команды по аудиту следует информировать об этом лицо, осуществляющее управление программой аудита, и аудитируемое ТСЖ. В зависимости от целей и объема аудита следует принять решение о том, продолжать ли аудит или приостановить его до тех пор, пока не будут решены все вопросы, касающиеся документации.
    Во время аудита может быть необходимым применение официальных механизмов коммуникации внутри команды по аудиту, а также с ТСЖ, заказчиком аудита и, возможно, с внешними сторонами, например с надзорными органами, особенно в тех случаях, когда правовыми (законодательными и нормативными) требованиями установлена обязанность информировать их о несоблюдении соответствующих требований. Команде по аудиту следует периодически совещаться для обмена информацией, оценки хода аудита и, при необходимости, перераспределения работ между членами команды по аудиту. Во время аудита руководителю команды по аудиту следует периодически в приемлемой форме сообщать аудитируемой организации и заказчику аудита о ходе аудита и всех озабоченностях, касающихся аудита. Собранные в ходе аудита свидетельства, указывающие на прямой и существенный риск для ТСЖ, следует незамедлительно доводить до сведения аудитируемой организации и, в соответствующей форме, до заказчика аудита. Следует фиксировать любые факты, находящиеся за пределами области аудита, но вызывающие опасения, беспокойство или тревогу, и сообщать о них руководителю команды по аудиту для возможной передачи информации об этом заказчику аудита и ТСЖ. В случае, когда имеющиеся свидетельства аудита указывают на то, что цели аудита недостижимы, руководителю команды по аудиту следует сообщить причины заказчику аудита и ТСЖ для определения соответствующих действий. Такие действия могут включать в себя переутверждение или изменение плана аудита, изменение целей или области аудита или прекращение аудита.
    Любую необходимость изменения плана аудита, которая может стать очевидной по ходу проведения аудита, следует подвергнуть анализу и утверждению (в приемлемой форме) как со стороны лица, осуществляющего управление программой аудита, так и со стороны ТСЖ.
    Сопровождающие лица и наблюдатели (например представители надзорных органов или других заинтересованных сторон) могут сопровождать команду по аудиту. Им не следует влиять на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита. Если это не может быть обеспечено, руководителю команды по аудиту следует иметь право отказать наблюдателям в принятии участия в определенных видах деятельности по аудиту.
     Все вопросы, касающиеся обязанностей наблюдателей в отношении охраны их здоровья и обеспечения безопасности их труда, личной безопасности и конфиденциальности, следует определить в соглашении между заказчиком аудита и аудитируемым ТСЖ. Сопровождающим лицам, назначенным ТСЖ, следует помогать команде по аудиту и действовать на основе просьб руководителя команды по аудиту. В зону их ответственности следует включать:
    оказание помощи аудиторам в установлении лиц для взятия у них интервью и согласования времени этого интервью;
    организацию посещений конкретных участков ТСЖ;
    обеспечение того, чтобы правила, касающиеся процедур по охране труда и обеспечению личной безопасности, были известны членам команды по аудиту и наблюдателям и соблюдались ими.
    В обязанности сопровождающих лиц может входить также:
    выполнение обязанностей свидетелей аудита, представляющих ТСЖ;
    предоставление пояснений или оказание помощи в сборе информации.
    Во время аудита следует посредством соответствующей выборки собирать и верифицировать информацию, касающуюся целей, области и критериев аудита, включая информацию, относящуюся к взаимодействию между функциональными структурами, видами деятельности и процессами. Свидетельством аудита может быть признана только верифицируемая информация. Свидетельства аудита, ведущие к результатам аудита, следует зафиксировать документально. Если в ходе сбора информации команде по аудиту становятся известными какие-то новые или изменившиеся обстоятельства или риски, их следует соответствующим образом обсудить в команде по аудиту.
    На рис. 3 представлена схема процесса, начиная со сбора информации и заканчивая формулированием заключений по аудиту. Методы сбора информации включают в себя:
    интервью;
    наблюдение за деятельностью;
    анализ документов, включая записи. [12]
    Рис. 3. Схема процесса аудита
    В разделе "Программа аудита" по ТСЖ указывается, что наряду с главным планом аудитор должен разработать и создать программу аудита.
    Программа аудита для ТСЖ разрабатывается и оформляется документально, она определяет характер, время и объемы запланированных аудиторских процедур, важных для осуществления главного плана аудита. Программа аудита - это некий набор инструкций для помощников аудитора, выполняющих работы, а также средство контроля и регистрации качественного выполнения аудита. В программу аудита часто включены цели аудита по всем сферам проверки и время на эти процессы, в котором определяется количество часов, которые отведены на конкретные процедуры.
    2.3 Оценка и оформление результатов аудиторской проверки ТСЖ  
     
    Свидетельства аудита следует оценить относительно критериев аудита, чтобы определить результаты аудита. Результаты аудита ТСЖ могут свидетельствовать о соответствии или о несоответствии критериям аудита. Если это предусмотрено планом аудита, конкретным результатам аудита следует содержать в себе (со ссылкой на соответствующие свидетельства аудита) ответы на вопрос о соответствии, отражать передовой опыт, а также фиксировать возможности для улучшения и все другие рекомендации для аудитируемой организации. Несоответствия и поддерживающие их свидетельства аудита следует записывать. Несоответствия могут быть классифицированы (проранжированы). Их следует проанализировать вместе с ТСЖ, чтобы получить подтверждение того, что свидетельства аудита точны, а несоответствия поняты аудитируемой организацией. Следует попытаться сделать все, чтобы устранить разногласия во мнениях относительно свидетельств и/или результатов аудита, а неразрешенные вопросы следует документально оформить. Команде по аудиту на соответствующих стадиях по ходу аудита следует, при необходимости, встречаться для анализа результатов аудита.
    Перед тем, как проводить заключительное совещание, команде по аудиту следует собраться, чтобы:
    проанализировать результаты аудита и другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, с точки зрения целей аудита;
    согласовать заключения по аудиту, учитывая неопределенность, свойственную процессу аудита;
    подготовить рекомендации, если это установлено планом аудита; обсудить действия после аудита, если это применимо.
    Заключения по аудиту могут касаться таких вопросов, как:
    степень соответствия системы менеджмента критериям аудита и уровень ее работоспособности, включая результативность системы менеджмента в достижении установленных целей;
    результативность внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы менеджмента;
    способность процесса анализа со стороны руководства обеспечить продолжающуюся пригодность, адекватность, результативность и улучшение системы менеджмента;
    степень достижения целей аудита, охвата аудитом установленной области и соответствия критериям аудита;
    коренные причины выявленных несоответствий, если это предусмотрено планом аудита.
    Если это установлено в плане аудита, заключения по аудиту могут содержать рекомендации по улучшению или по проведению деятельности по аудиту в будущем.
    Под председательством руководителя команды по аудиту следует провести заключительное совещание, чтобы представить результаты аудита и заключения по аудиту. В число участников заключительного совещания следует, где это возможно, включать руководителей аудитируемой организации, которые несут ответственность за функциональные направления деятельности или процессы, подвергнутые аудиту. В это число могут быть также включены заказчик аудита и другие стороны. При необходимости, руководителю команды по аудиту следует уведомить ТСЖ о ситуациях, возникших в ходе аудита, которые могут понизить доверие к заключениям по аудиту. Если это установлено в системе менеджмента или в соглашении с заказчиком аудита, участники совещания должны прийти к согласию относительно временных рамок, в течение которых ТСЖ представит план действий в отношении результатов аудита.
    Степень подробности информирования о результатах аудита и заключений по аудиту должна соответствовать степени знакомства ТСЖ с процессом аудита. В некоторых случаях заключительное совещание может быть официальным с ведением протокола и регистрацией присутствующих. В других случаях, например, при внутреннем аудите, заключительное совещание может быть менее официальным и включать в себя простое доведение до участников совещания результатов аудита и заключений по аудиту. В том виде, в каком это приемлемо, в ходе заключительного совещания ТСЖ следует:
    объяснить, что собранные свидетельства аудита основаны на выборке доступной аудиторам информации;
    объяснить способ подготовки отчета об аудите;
    объяснить, как будут оцениваться результаты аудита и возможные последствия этого;
    представить результаты аудита и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были поняты и поддержаны руководством ТСЖ;
    объяснить все последующие действия, например: реализация корректирующих действий, обращение с жалобами на аудит, процесс рассмотрения апелляций.
    Все расхождения во мнениях относительно результатов аудита и заключений по аудиту между командой по аудиту и ТСЖ следует обсудить и, по возможности, урегулировать. Если этого сделать не удается, эти расхождения следует зафиксировать. Если это предусмотрено целями аудита, могут быть представлены рекомендации по улучшению. При этом следует подчеркнуть, что реализация рекомендаций не является обязательной.
    Руководителю команды по аудиту следует в соответствии с процедурами программы аудита зафиксировать итоги аудита в отчете.
     Отчету об аудите следует содержать в себе полную, точную, сжатую и понятную запись об аудите и включать в себя или делать ссылки на следующее:
    цели аудита;
    область аудита, в особенности - охваченные аудитом организационные и функциональные единицы или процессы;
    заказчика аудита;
     состав команды по аудиту и представителей ТСЖ, участвовавших в аудите;
    места, где осуществлялась деятельность по аудиту, и время осуществления этой деятельности;
    критерии аудита;
     результаты аудита и соответствующие свидетельства;
     заключения по аудиту;
     заявление о том, в какой степени обеспечено соответствие деятельности критериям аудита.
    Отчет об аудите (в той степени, в которой это применимо) может также включать в себя или содержать ссылки на следующее:
    план аудита с графиком выполнения работ;
    общие итоги деятельности по аудиту, включая все встретившиеся препятствия, которые могли понизить достоверность заключений по аудиту;
    подтверждение того, что цели аудита в рамках области аудита в соответствии с планом аудита были достигнуты;
    все те площадки, которые находятся в области аудита, но не были охвачены аудитом;
    объяснить, что собранные свидетельства аудита основаны на выборке доступной аудиторам информации;
    объяснить способ подготовки отчета об аудите;
    объяснить, как будут оцениваться результаты аудита и возможные последствия этого;
    представить результаты аудита и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были поняты и поддержаны руководством ТСЖ;
    объяснить все последующие действия, например: реализация корректирующих действий, обращение с жалобами на аудит, процесс рассмотрения апелляций.
    Все расхождения во мнениях относительно результатов аудита и заключений по аудиту между командой по аудиту и ТСЖ следует обсудить и, по возможности, урегулировать. Если этого сделать не удается, эти расхождения следует зафиксировать.
    Если это предусмотрено целями аудита, могут быть представлены рекомендации по улучшению. При этом следует подчеркнуть, что реализация рекомендаций не является обязательной. [10]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      Заключение  
     
    Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) - единственная организационно-правовая форма юридических лиц, специально предусмотренная для объединений собственников помещений многоквартирного дома исключительно с целью управления данным домом.
    Члены ТСЖ вправе:
    самостоятельно контролировать финансово-хозяйственную деятельность товарищества с помощью ревизионной комиссии
    выбрать обслуживающую или управляющую организацию, которую могут сменить в случае некачественного обслуживания дома
    сдавать в аренду и передавать в пользование общее имущество дома и самостоятельно расходовать полученный в результате этого доход
    любой член ТСЖ может быть избран членом правления и председателем ТСЖ
    правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию членов ТСЖ и должны переизбираться каждые два года.
    назначать независимую проверку (аудит) деятельности ТСЖ, фактического выполнения и качества работы председателя и членов правления ТСЖ.
    Деятельность ТСЖ должна осуществляться согласно действующему законодательству: Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ, Закону № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указанию Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Уставу ТСЖ, утвержденному на общем собрании членов ТСЖ.
    Как и любая организация, ТСЖ должна проходить аудиторскую проверку деятельности ТСЖ с экономической, правовой и гражданской стороны. Оценивается фактическое выполнение и качество работ сотрудников ТСЖ и сторонних  организаций, привлеченных в качестве подрядчиков. Анализируется величина тарифов по содержанию и ремонту жилья, лифтового хозяйства и прочих услуг, оказываемых ТСЖ жильцам, производится их перерасчет на основании первичных достоверных документов для целей аудита.
    По результатам аудиторской проверки выдается Акт проверки (Аудиторское заключение) и Отчет аудитора с подробным описанием выявленных замечаний и нарушений.
    Напоминаем, что непосредственно аудиторская компания не может привлечь к административной или уголовной ответственности Председателя и членов Правления проверяемого ТСЖ, но экспертные заключения могут служить основанием для разбирательств со стороны органов УБЭП или Прокуратуры. В ходе дел  наказываются виновные лица и, как правило, производится перерасчет действующих тарифов на коммунальные услуги.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список испльзованной литературы  
    1. ГК РФ.
    2. ЖК РФ.
    3. Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.
    4. Андреев В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М.: Экономика, 2011.
    5. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2010.
    6.  Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Филинъ, 2009.
    7.   Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2012.
    8. Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2008.
    9. Солодов А. К. Аудит и бухгалтерский учет в страховых компаниях. -М.: АО "ДИС", 2011.
    10.  Солодов А. К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2011.
    11. Суйц В. П.. Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. Руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. - М.: ИЦ "Анкил", ИКЦ "ДИС", 2009.
    12. Чекин В. Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов/ ВЗФЭИ. - М.: Финстатинфо, 2011.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Аудит в условиях ТСЖ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.