Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Архитектура Киевской Руси

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Архитектура Киевской Руси
  • Предмет:
    Архитектура
  • Когда добавили:
    16.07.2014 15:00:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление  
     
    Введение. 3
    1. Церковная архитектура Киевской Руси. 4
    1.1. Храмы и церкви в Х – ХI веках. 4
    2.1. Храмы и церкви в ХII – ХIII веках. 4
    2. Светская архитектура. Градостроительство. 4
    Список источников и литературы.. 4
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
    Культура любого народа является неотъемлемой составной частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с те ми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
    В понятие культуры в данном контексте входит все, что создано умом, талантом, руками народа, этноса, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
    Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян. Сохраняя в то же время свои оригинальные черты, одни – для Поднепровья, другие для Северо – Восточной Руси и т.п.
    На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем как внутреплеменным, так и иноплеменным влияниям. И это шло из глубочайших времен. В настоящей культуре Руси отразились как традиции, к примеру, полян, северян, радимичей, словен ильменских, вятичей и других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, сотрудничала – угрофинов, балтов, варягов – норманнов, иранских племен, кочевников, соседних славянских племен.
    В пору своего становления Русь испытывала сильнейшее влияние одного из самых культурно – развитых и процветающих государств своего времени – Византии.
    Таким образом, культура нашего народа изначально складывалась как синтетическая. То есть испытывала на себе как внешнее, так и внутренне влияние. Одновременно Русь не просто копировала чужие влияния, безоглядно заимствуя их, но и применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно видим не только внешнее влияние, но и их значительную духовную переработку, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Это же в полной мере относится и к русской архитектуре, развивавшейся в контексте общего направления русской культуры.
    Тема данной работы -  «Архитектура Киевской Руси»
    В соответствии с темой ставится цель:  рассмотреть процесс становления и развития средневековой русской архитектуры, основные этапы этого процесса, факторы, повлиявшие на развитие архитектуры Киевской Руси.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Церковная архитектура Киевской Руси 1.1. Храмы и церкви в Х – ХI веках   Долгие годы русская культура формировалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства по Византийскому образцу положение резко изменилось. Русь прикоснулась к невероятно развитой в духовном  плане культуре Византии, получила возможность не только приобщиться к ней, но перенять от нее все самое лучшее. Как отмечал известный историк искусства П. Гнедич, византийское искусство было известно на Руси и раньше, однако, после утверждения православия в качестве государственной религии возникла потребность в строительстве храмов, походивших своей архитектурой и внутренним убранством на константинопольские, да и владетельные князья стали стремиться обустроить свои палаты по образцу  дворцов восточных императоров.
    До того, как на Руси началось широкомасштабное каменное строительство, связанное именно с принятием христианства, Русь была страной деревянной. Для древнерусской деревянной архитектуры была многоярусность строений, увенчанных башенками и теремами, разнообразные и многочисленные пристройки – клети, переходы, сени. Затейливая и витиеватая художественная резьба по дереву традиционно украшала русские деревянные строения. Живет эта традиция и поныне. В северных и центральных регионах России до сих пор можно увидеть дома с резными элементами декора. Памятников древнего деревянного зодчества на Руси не сохранилось, однако, русский архитектурный деревянный стиль дошел до нас благодаря позднейшим деревянным сооружениям, древним описаниям и рисункам. Конечно, преобладание  деревянного строительства объяснялось тем, что Русь по природным  условиям была лесной страной и традиций каменного зодчества не имела, как например страны Европы, перенявшие эту традицию от Греции и Рима. Переход Руси к  каменной архитектуре был теснейшим образом связан с христианством.
    П. Гнедич, ссылаясь на данные летописей, упоминает каменные строения – церкви, возведенные задолго до Владимира. Он называет церковь св. Илии, стоявшую в Киеве еще при Аскольде и Дире, о возведенной при Ольге церкви св. Софии и  св. Николая.[1] Принявший крещение Владимир поставил на том месте, где стояли языческие идолы, церковь св. Василия (имя небесного покровителя, полученное Владимиром – Василием при крещении). Одновременно с этой церковью была заложена Десятинная церковь в Киеве. Главным смотрителем за строительством стал Анастас Корсунянин. Великий князь Киевский пожаловал на строительство и содержание церкви десятую часть своих доходов, откуда и пошло ее название. Вся утварь для Десятинной церкви была привезена из Греции (Византии)  и Корсуни. Как описывает Гнедич, опять же ссылаясь на древнего летописца, внутри храм был отделан мрамором, яшмой, кафелем, мозаикой и фресками. При разграблении Киева батыевым войском в 1240 году Десятинная церковь была разрушена.
    Вместе с традицией каменного задчества на Русь пришла и новая архитектурная форма – греческий крестово – купольный храм. В основе строения такого храма – квадратное сооружение с примыкающими к нему прямоугольными подкупольными ячейками, что образует архитектурный крест в основании. В строгом соответствии с таким стилем приглашенными византийскими архитекторами были построены самые первые храмы, в т.ч. и десятинная церковь, однако уже в 11 веке начинает проявляться тенденция отступления от точного копирования византийских храмов.
    На  основании  летописей и археологических данных можно  составить  представление  о  профессиональных приемах древнерусских зодчих. Сначала выбиралось  место и снимался растительный слой, мастерами выравнивалась площадка,  и с помощью колышков и веревок разбивались очертания плана. Выбиралось ровное место для центра подкупольного квадрата – средокрестия, основы крестово-купольной системы. Во время торжественной закладки в присутствии высокопоставленных лиц именно здесь ставился крест. Ранним утром на восходящее солнце пробивалась основная ось восток-запад и перпендикулярно ей ось север-юг.  Затем строилась пространственная структура путем взаимосвязанных мер, обеспечивавших  геометрическое подобие форм и создававших  ряды взаимосвязанных величин. Эта система гармонизации пришла в Византию из античного мира, в котором применялась система вписанных друг в друга прямоугольников-вавилонов.[2]
    При строительстве храмов наиболее распространенной техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – «opus mixtum» – стены воздвигались  из кирпича-плинфы,  более тонкого, чем современный кирпич, и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовались ряды кирпича с рядами цемянки, отчего он казался полосатым, что уже само по себе выступало в качестве необычного решения декоративного оформления экстерьера. Нередко применялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – все вместе создавало нарядный, праздничный облик здания, иного декоративного убранства и не требовалось.[3]
    Эстетический выразительный внешний облик центрально-купольных храмов Киевской Руси отличается лаконичностью и компактностью построения наружных масс вокруг единственной или главной, центральной доминанты — купола на барабане. Ясное членение наружных масс и четкость архитектонических форм, имеющих в восточной части и в покрытиях нефов и куполов округлость, ярко выраженную пластичность, роднят центрально-купольные храмы Киевской Руси с однотипными церквями как Византии, так и христианских стран Кавказа, прежде всего Абхазии и исторической Алании[4]. Древнерусские церкви предельно гармоничны, отличаются вертикализмом пропорций, нарастающим ритмом выступающих апсид, внутренней динамикой пространственной композиции и цельностью архитектурных масс, что создает впечатление монолитности и несокрушимости. Церкви Киевской Руси имели строгий внешний облик, весьма сдержанный художественный декор, фасады имели гладкую поверхность
    Настоящим шедевром русского каменного зодчества стал собор св. Софии в Киеве. Это строение уникально тем, что в нем отразилось сочетание византийской традиции – в основу сооружения был заложен крестово – купольный тип храма, но в нем отчетливо проявлялись и славянские. Древнерусские традиции – вокруг основы были возведены тринадцать глав, что создавало эффект многоступенчатости, пирамидальности сооружения. Этот собор стал главным храмом православной Руси.
    Софийский собор, возведенный Ярославом Мудрым, стал своеобразным проявлением внешней политики – этот храм мог соперничать со знаменитой Константинопольской Софией, что должно было подчеркнуть возвышение и рост могущества Руси. Вслед за киевским храмом св. Софии в 11 веке выросли Софийские соборы в  других центрах Руси – в Новгороде, в Полоцке, а в Чернигове в 1030 году был возведен монументальный Спасо – Преображенский собор,  в котором отчетливо прослеживается византийское влияние.
     Как пишет П. Гнедич первый Новгородский собор св. Софии был деревянным, срубленным из дуба о тринадцати верхах, т.е. куполах. С возрастанием торгового значения Новгорода возникла необходимость в возведении большого собора, который служил бы центром религиозного поклонения. Для этого из Византии были выписаны мастера – ремесленники, знавшие общие законы  архитектуры однотипных храмов и церквей. Выстроив в 1050 году Новгороде белокаменный Софийский собор, эти мастера создали образец для дальнейших сооружений подобного рода на русском севере.[5]
    К этому же периоду относятся Успенский собор Киево – Печерского монастыря (1089 год), соборы в Ростове и Суздале. Первые образцы храмового каменного зодчества соседствовали с небольшими деревянными церквями, которых в то время все еще было большинство. До 12 века, как уже отмечалось, они в основном строились по византийскому образцу, но уже в 12 веке в храмовом строительстве проявились самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры. Примером самобытного архитектурного стиля является монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный первым русских архитектором по имени Петр.
     
    2.1. Храмы и церкви в ХII – ХIII веках  
    Этот период отмечен ростом строительства. В.А. Головашин отмечает, что  «если за весь IX в. в Новгороде было построено только две церкви, в Киеве – 25, то уже к XIII в. христианство становится существенной детерминантой русской культуры, строительство церквей идет по  всей  Руси.  При  Ярославе  Мудром (1019 – 1054) только начинается создание монастырей, в XII в. они постепенно становятся центрами новой книжной культуры, а их общее число достигает 70».[6]  
    В период раздробленности в каждом княжестве складываются самостоятельные архитектурные школы. Базовая модель для строительства -  по-прежнему крестово-купольная конструкция, однако, ее конкретные воплощения начинают варьироваться. Новгородская школа тяготела к лаконичности и суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы возводились из местного известняка, достаточно трудно поддающегося  обработке. В результате стены новгородских храмов были лишены резьбы и тонких украшений, имели неровную поверхность, что, однако,  придавало им особую одухотворенность и своеобразную «скульптурную» пластичность[7]. В Новгороде  в удельный период строятся небольшие четырехстолпные одноглавые храмы, такие как церковь Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Спаса на Нередице.
     В 12 – 13 веках наиболее значительной становится владимиро – суздальская архитектурная школа. Во Владимирскую землю приглашались мастера каменных дел из Галицко – Волынского княжества, Польши. Большого расцвета достигло строительство во Владимире – на – Клязьме при Андрее Боголюбском, который пригласил зодчих из «немец». Строгие храмы 12 века, примером которых служит церковь Бориса и Глеба в Кидекше, сменяются сооружениями, выражающими растущую мощь Владимирской земли, ее роли среди русских земель. Шедеврами того времени стали Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, и конечно, шедевр русского каменного зодчества – храм Покрова на Нерли.
    Столь же интенсивное строительство  ведется практически во всех крупных   феодальных центрах Руси, на рубеже столетий  превращающихся в столицы   самостоятельных государств - удельных княжеств. Здесь  появляются собственные артели зодчих,  формируются местные архитектурные   традиции. В Чернигове такая артель появилась, видимо, еще после возвращения на «отчий стол» в 1094 году сыновей Святослава Ярославича - Олега и Давида[8].  Черниговские князья приложили   немало усилий для превращения своей столицы  в один из самых красивых городов Руси.  Возведенные по их повелению и на их   средства храмы заметно отличаются от киевских  церквей, в чем нельзя не увидеть   осознанную тенденцию. Уже в самом раннем из них,  грандиозном Успенском соборе Елецкого  монастыря, построенном по образцу собора  Печерского монастыря, видны новые черты.  Основным строительным материалом   остается плинфа, но вместо кладки с   утопленным рядом, которую применяли в Киеве,   мастера используют технику равнослойной,  порядовой кладки, которую затем затирали  раствором, образующим монолитные   поверхности фасадов. Поверх них красками  наносились линии, имитировавшие   крупные квадры белого камня, что сближало   облик храмов с произведениями романского  зодчества Западной Европы. О романских  постройках напоминают также аркатурные  пояса, проходящие в основании закомар  и по карнизу главы, и примкнувшие к  лопаткам фасадов массивные полуколонны.   Поверхности стен расчленяются филенками,  обрамленными узкими тягами, которые  подчеркивают их массивность и вместе  с тем придают фасадам особую   пластическую выразительность и торжественную  мерность.
    С романской архитектурой   черниговские храмы роднит и присутствие в  декорации фасадов каменной резьбы.   Полуколонны Борисоглебского собора, построенного  в первой четверти ХII века, были украшены   резными капителями, в орнаментике которых традиционные для княжеской эмблематики  образы - фигуры гепарда, орла, сочетаются с мотивом ременной  плетенки. К перечисленным особенностям  черниговского зодчества можно добавить  такие детали, как применение лекального,  сложно профилированного светлого   кирпича и керамических вставок. При   строительстве небольших посадских и   монастырских храмов используются крестовые  своды, создаются новые типы   конструкций - бесстолпные церкви (Ильинская   церковь в Чернигове). Традиции черниговского  зодчества в первой трети XII века получают  распространение в городах Северской Руси  и Рязанском княжестве.[9]
    Храмовая архитектура Киевской Руси накопила массу технологических открытий, которые сохраняют свою ценность и в наши дни. В ней задолго до Леонардо да Винчи был интуитивно открыт великий закон золотого сечения. В древнерусском храмовом строительстве свято соблюдалось соотношение ширины к длине и высоте как отношение двух частей к трем и пяти. Это соотношение для шестистолпных храмов соблюдалось на протяжении нескольких веков. Отдельные мастера и архитектурные школы вырабатывали свои приемы пропорционирования, которые сохранялись в тайне и передавались по наследству.
    В целом же можно выделить творческие константы монументальной церковной архитектуры Киевской Руси: это — функциональная ясность композиции плана и четкость структуры пространства, архитектоничность и соразмерность внешних форм, сдержанность декора и лапидарный, эстетически выразительный художественный образ и, в то же время, удивительная созвучность духу места, необычайная жизнерадостность и человечность. Общность тематики и основных идеологических программ, художественно-творческих концепций, способствовали появлению общих принципов в построении плана и восприятии внутреннего пространства, т. е. в создании оболочки внутренней формы сооружений, предназначенных для православной литургии. Это вполне естественно и закономерно для монументальной архитектуры всех стран восточнохристианского мира, в том числе и для памятников Киевской Руси, отличающихся творческой самостоятельностью и высокими художественными достоинствами.
    Высокий уровень архитектуры Киевской Руси X–XIII вв., воплощенный в памятниках центрально-купольной композиции, предстает как глубоко самобытное и зрелое историко-художественное явление и свидетельствует о поразительной интенсивности процесса становления монументальной архитектуры Древней Руси.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2. Светская архитектура. Градостроительство  
    Многие из сооружений светского характера, так же как и храмовые сооружения, дошли до наших дней и дают представление о замечательных свершениях древних русских архитекторов. К сожалению, в работах по истории русской архитектуры недостаточно внимания уделено архитектуре жилых строений и хозяйственных построек из камня, главным образом в них речь идет о храмовых сооружениях. А ведь Киевская Русь была богата не только храмами, здесь  строились и совершенствовались каменные жилища, мельницы, ремесленные постройки, хранилища, торговые помещения и многое другое, что составляло основу жизни и деятельности древних киевлян.
    Литературные и археологические источники позволяют сегодня представить, как выглядел город в Киевской Руси.  Города чаще всего возникали вокруг княжеского двора – замка, превращавшегося  в детинец (позже детинцы стали называть кромами или кремлями). В детинце были размещены княжеские  хоромы, дома его приближенных, помещения для прислуги, хозяйственные постройки, конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий домик и иные постройки. Центром княжеских палат являлась гридница – зал, в котором происходили встречи, всевозможные торжества,  собрания князя с дружинниками. Над одной из пристроек возвышалась башня - повалуша.
    Л. М. Тверской отмечал, что иногда детинцы русских городов сравнивают с замками западноевропейских феодалов. Однако, по его мнению, в  архитектурно-планировочном отношении такая аналогия неправильна:  «В детинцах Киевской Руси мы видим комплекс  отдельно и свободно  стоящих  монументальных зданий,   сконцентрированных на укрепленной территории, в  то время как типичный замок зарубежного феодала являлся обычно не комплексом отдельных  зданий, а одним, хотя иногда и весьма развитым, сооружением»[10].
    Вокруг детинца в русских городах строились  жилища городских ремесленников и торговцев. Главная роль в городе отводилась площади – торгу, от которого радиусом расходились улицы. Части города именовались по профессиональной принадлежности живших там людей – Плотницкий посад, Гончарный конец, Кузнецкие ворота. По размерам и благоустройству города Киевской Руси не только не уступали европейским, но и нередко превосходили их. Иностранцы восхищались  русскими водопроводами и мостовыми.  Киев по размерам превосходил не только все русские города,  но и большинство крупных западноевропейских центров. Один из иностранных путешественников, побывавший в Киеве в ХI в., отмечал, что в городе «более четырехсот церквей и восемь рынков, а народу же несметное количество»[11].
    Инженерное благоустройство городов Киевской Руси отличалось очень высоким уровнем, особенно в северной лесной зоне. Так как в северных городах верхние слои почвы отличались  высокой влажностью, улицы необходимо было мостить, отводя влагу  в водоемы и реки. Уже с X в в Новгороде стали делать деревянные настилы:  на продольные лаги в 10-12 м в длину и 10-20 см в диаметре  укладывались настилы. Мостовые имели ширину  от 3,5-4  м  до 4-5  м.  В северных городах срок службы таких мостовых был примерно  15-30 лет. Каждую  новую  мостовую  накладывали  на предыдущую,  и порой эти сооружения достигали до пяти метров в высоту.  В  городах   также сооружались дренажные  системы.  Под  мостовую  вкапывали бочку-водосборник, от которой деревянная труба шла к другому водосборнику (срубу), из которого  шла одна магистральная труба, направлявшаяся  к реке. Трубы обычно изготавливали из бревен длиной 10-22 м. Обе половины трубы вытесывались из круглого бревна и соединялись между собой волнообразным швом, а затем  покрывались  берестой. [12]
    Дворы – усадьбы были отделены  от соседей и улицы оградой в виде забора или тына из еловых бревен.
    Для защиты от внешних врагов и княжеских междоусобиц требовалось  строительство крепких  защитных сооружений. Благодаря различным историческим источникам мы знаем о том, что  с X по XIV вв. основная защитная роль отводилась деревоземляным укреплениям: земляным валам со рвами перед ними и деревянными стенами поверху. Усилить оборонные возможности при строительстве укреплений помогало умелое использование защитных свойств  рельефа местности.
    В это время возникают укрепленные поселения, округлые в плане, расположенные  на относительно пологих склонах рек и озер, что обеспечивало круговую оборону. Деревянная стена, которая шла  по верху вала, сначала выполнялась в виде врытых и заостренных вверху бревен высотой три – четыре метра (тын, частокол). В стенах, на уровне роста человека, вырезались бойницы. Земляные валы также укрепляли срубами, которые заполнялись  землей и камнями, откосы валов укрепляли бревнами и сырцовым кирпичом. Тыновые стены опирались на столбы и были с настилом для верхнего боя.  В конце X в. на Руси начали строить  не отдельные укрепления, а целые оборонительные линии вдоль берегов рек. Основа валов крепостей состояла из  поставленных впритык друг к другу деревянных срубов, забитых землей. Некоторые из них были пустыми и использовались для жилья и хозяйственных нужд. На поверхность  поднимались  вплотную  приставленные  срубы.  Стену  венчал деревянный бруствер с боевой площадкой, откуда велась  стрельба  и метались  камни.
    Над въездом ставилась проездная башня, сооружались отдельно стоящие башни-вежи,  игравшие роль наблюдательной  вышки, а иногда  и последнего убежища.  Далее, по ходу  изменения тактики осады,  перед главной линией обороны возводились дополнительные линии, которые не позволяли  устанавливать вблизи основных стен камнеметы.
    В период раздробленности, несмотря на некоторую эволюцию плани­ровки, в планах городов   сохраняются те традиции,  которые были заложены в  русском градостроительстве еще в период расцвета Киевского государства. По-прежнему центральным организующим элементом города является детинец (первона­чальное укрепленное ядро города); по-прежнему   ремесленно-торговое   население города стремится к удобным выходам на - водные пути сообщения «подол», оставаясь, однако, под защитой городских укреплений, по-прежнему контуры города в целом и отдель­ных его частей приспосабливаются к топогра­фическим условиям, а в тех случаях, когда эти условия недостаточно выражены, принимают преднамеренно округлую форму.[13]
    Русские города в период раздробленности превращались в богатые центры торговли, ремесла. Каждый город соперничал с остальными в монументальности и красоте своей архитектуры, однако, развитие русской культуры было прервано нашествием монголо-татар, отбросившим ее на несколько столетий назад. были разрушены многие города, памятники древнерусского зодчества.
    И все же, архитектура Киевской Руси, несмотря на колоссальные потери, которые нанесло ей не только время, но и междоусобицами, пожары, нашествия вражеских полчищ, природные катаклизмы, оставила свой зримый значимый след на земле, в истории страны и сознании народа,  выйдя и  за пределы страны.
     
     
     
     
    Заключение
     
    В период русского средневековья русская культура проходит сложный и длительный процесс своего становления и развития. Формировавшаяся национальная культура нашего народа основывалась на глубоких корнях восточнославянской древней языческой культуры, однако с приходом на Русь христианства, она претерпела значительную трансформацию – Русь приобщилась к великой православной культуре, что полностью изменило облик культуры Руси. С этим периодом связано и начало каменного строительства, носившего, в первую очередь, религиозный, церковный характер. Русская культура формировалась путем соединения византийской традиции и собственных национальных черт. Высокий уровень архитектуры Киевской Руси X–XIII вв., воплощенный в памятниках центрально-купольной композиции, предстает как глубоко самобытное и зрелое историко-художественное явление и свидетельствует о поразительной интенсивности процесса становления монументальной архитектуры Древней Руси.
    То же самое можно сказать и о градостроительстве и светской архитектуре Руси, отличавшихся самобытностью и высоким уровнем. Киевская Русь была богата не только храмами, здесь  строились и совершенствовались каменные жилища, мельницы, ремесленные постройки, хранилища, торговые помещения и многое другое, что составляло основу жизни и деятельности древних киевлян.
    На развитие русской культуры огромное влияние оказывали события, происходившие в истории нашей страны. Так, в удельный период происходит становление различных местных школ архитектуры, живописи, летописания, но в то же время, в литературе слышатся призывы к прекращению междоусобных распрей. Нашествие монголо-татар нанесло огромный удар по русской культуре, были разрушены города, сожжены и разрушены великолепные образцы древнерусской архитектуры.  И все же, архитектура Киевской Руси, несмотря на колоссальные потери, которые нанесло ей не только время, но и междоусобицами, пожары, нашествия вражеских полчищ, природные катаклизмы, оставила свой зримый значимый след на земле, в истории страны и сознании народа,  выйдя и  за пределы страны.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список источников и литературы  
    Бесолов В.Б. Компаративный анализ храмов центрально-купольной архитектуры Киевской Руси, стран Кавказа и Византии (X–XII вв.) // Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада. Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. — М.: ИВИ РАН, 2008 г. — 176 с.Долгов В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. / Отв. редактор В. В. Пузанов. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 2001. 192 с.: илл.Гнедич П.П. История искусств. Том 3. Древняя и Московская Русь. – М.: изд-во Эксмо.2005 год.Головашин В.А. Очерки истории русской культуры . Культурология. 3-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: ТГТУ, 2004Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:  Высш. шк., 2000. – 407 сКультурология. История культуры России.  Сост. Алексеев А.И., Измозик В.С. и др СПб.: СЗТГУ, 2005Лифшиц Л. История русского искусства: Искусство X-XVII вв.: Т. 1, - М.: Белый город, 2007Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. — М., 1953  
    [1] Гнедич П.П. История искусств. Том 3. Древняя и Московская Русь. – М.: Изд-во Эксмо.2005 год. С 6
     
    [2] Головашин В.А.  Очерки истории русской культуры(Культурология): Учеб. пособие. В 3 ч. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Ч. 2. 240 с., С. 19
    [3] Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:  Высш. шк., 2000. – 407 с.: ил. С. 7
    [4] Бесолов В.Б. Компаративный анализ храмов центрально-купольной архитектуры Киевской Руси, стран Кавказа и Византии (X–XII вв.) // Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада. Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. — М.: ИВИ РАН, 2008 г. — 176 с., с. 24
    [5] Гнедич П.П. История искусств. Том 3. Древняя и Московская Русь. – М.: Изд-во Эксмо.2005 год. С 6
    [6] Головашин В.А.  Очерки истории русской культуры(Культурология): Учеб. пособие. В 3 ч. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Ч. 2. 240 с , С. 19
    [7] Долгов В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. / Отв. редактор В. В. Пузанов. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 2001. 192 с.: илл. С. 12
    [8] Лифшиц Л. История русского искусства: Искусство X-XVII вв.: Т. 1, - М.: Белый город, 2007, С. 65
    [9] Лифшиц Л. История русского искусства: Искусство X-XVII вв.: Т. 1, - М.: Белый город, 2007, С. 65
     
    [10] Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. — М., 1953, С. 21
    [11] Головашин В.А.  Очерки истории русской культуры(Культурология): Учеб. пособие. В 3 ч. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Ч. 2. 240 с. С. 21
    [12] Головашин В.А.  Очерки истории русской культуры(Культурология): Учеб. пособие. В 3 ч. 3-е изд., перераб. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Ч. 2. 240 с. С. 21
    [13] Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. — М., 1953, С. 63
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Архитектура Киевской Руси ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.