Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Банковская система России: структура, этапы развития

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Банковская система России: структура, этапы развития
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Когда добавили:
    16.07.2014 16:32:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
    1 Развитие банковского дела на Руси (1665-1917 гг.) 3
    2 Советский период развития отечественной банковской системы (1971-1980 гг.) 9
    3 Современный период развития банковской системы России (с 1980 г. и по нынешнее время) 12
    Список использованных источников литературы.. 16
    1 Развитие банковского дела на Руси (1665-1917 гг.)  
    Попытки выявления особенностей развития собственного банковского дела страны основательно предпринимались в России с 1848 г. Именно тогда появилась «История финансовых учреждений России». Через шесть лет в «Сборнике статистических сведений о России» был опубликован «Статистический обзор операций Государственных Кредитных Установлений с 1817 г. до настоящего времени» управляющего Государственного банка России (1867-1881 гг.) профессора Е.И.Ламанского. Интерес, вызванный публикацией профессора Е.И.Ламанского, породил появление целой серии научных статей, монографий и учебных пособий по самым  различным аспектам деятельности разнообразных форм кредитных организаций  России. Очередные публикации были посвящены особенностям организации и  сфере деятельности кредитных учреждений периода Средневековой Руси (И.О.Андреевский, М.Н. Бережков, К.Н.Бестужев-Рюмин) и периода функционирования системы организованного кредита (Г.В.Бутми, Н.П.Гиляров-Платонов, Н.Я.Данилевский, А..Красильников, П.Оль, А.Фролов, С.Ф.Шарапов, Н.Н.Шипов и др.), в том числе Государственного банка России, системы ипотечного кредитования, акционерных коммерческих банков, городских общественных банков и городских кредитных обществ, обществ взаимного кредита, сберегательного дела, ломбардных организаций и учреждений мелкого кредита.
    Начало развитию банковской деятельности в России, зарождение ее основных составных элементов было заложено в первой половине XVIII в. Отдельные элементы банковской деятельности на Руси появились намного раньше. Имеется ввиду попытка создания учреждения, подобного банку, еще в 1665 г. в Пскове. Инициатором и организатором его учреждения был псковский воевода А. Л. Ордин-Нащокин, который для маломощных купцов пытался создал так называемую «ссудную контору» при городской управе. Крупные псковские купцы должны были выполнять при данной конторе роль кредиторов для более мелких купцов. Исторически данная попытка осуществлялась одновременно с началом формирования банковской системы в Англии в 1665 и 1694 гг., однако неудачно. Сам Ордин-Нащокин был спешно отозван в Москву, где стал впоследствии руководителем Посольского приказа.
    Затем в середине XVIII в. в непростых социально-экономических условиях на тот момент все еще феодальной России, когда после реализованных в начале этого века политических и экономических реформ в царствование Петра I создались в стране исторические предпосылки для возрождения кредитно-финансовой деятельности. Она была направлена на стимулирование развития торговли и промышленной деятельности.
    В 1733 г. в Петербурге создается Монетная канцелярия, ее основным назначением становится выдача ссуд под залог золота и серебра. Процентная  ставка составляла на тот момент 8% годовых.
    В 1754 г. в России учреждаются два сословных банка: Дворянский и Коммерческий[1]. Дворянский банк иметь в своем распоряжении основной капитал общей суммой в 750 тысяч рублей и владел конторами в Петербурге и Москве. Полем его деятельности в основном было:
    предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ. К сожалению, в 1762 г. оба эти банка были закрыты в связи с нерентабельностью их деятельности. Причиной тому послужили следующие обстоятельства: трансформация краткосрочной задолженности в долгосрочную вследствие хронических задержек в возврате ссуд,  а также ограниченный круг заемщиков.
    Новый виток в истории развития банковского дела произошел в начале XIX в. Причиной тому послужило широкое распространение по территории России учетных контор, занимавшихся учетом (покупкой) векселей. Тем не менее вексельный оборот в России на тот момент был слаборазвитым, в силу постоянной недостаточности необходимых денежных средств у учетных контор. Вместе с тем в стране обращалось существенное число обесценивающихся ассигнаций.  На смену таким конторам в 1818 г. в пришел Государственный коммерческий банк, просуществовавший до 1860 г., а затем реорганизованный в первый в России Государственный банк.
    Толчком к дальнейшему развитию и распространению банковского дела в России послужила отмена в 1861 г. крепостного права. Рост банковской деятельности осуществлялся на основе увеличения числа акционерных банков, которых в 1873 г. в стране было 39.[2]
    Система мелкого кредита получила развитие в России после реформы 1861 г. Ссудо-сберегательные товарищества образовывались лицами, не имеющими значительного капитала – ремесленниками, мелкими торговцами и, преимущественно, крестьянами, с целью получения ими краткосрочных кредитов на развитие своей деятельности.
    Уставы обществ первоначально утверждались на Высочайшем уровне. 17.05.1871 Высочайшим мнением Госсовета «О главных основах устройства земских кредитных учреждений» был установлен порядок учреждения мелких кредитных установлений. В соответствии с ним, до открытия действий обществ краткосрочного кредита, равно как и других общественных кредитных установлений, было необходимо разработать и утвердить в Министерстве финансов и Министерстве МВД устав общества. При разработке уставов надлежало руководствоваться уставами уже действующих обществ взаимного кредита, ранее утвержденными на Высочайшем уровне.
    Высочайшим мнением Госсовета от 31.05.1872 «Об учреждении частных кредитных установлений» за Министром финансов закреплялось право утверждения уставов кредитных товариществ, вводилась единая для всех товариществ форма отчетности (публикуемых балансов), предлагалось представить на утверждение Госсовета примерные (образцовые) уставы для всех видов кредитных общественных установлений. За основу в организации работы в большинстве ссудо-сберегательных товариществ был принят образцовый устав, разработанный особой комиссией Московского общества сельского хозяйства в 1871 г., одобренный министром финансов. Согласно уставу, в основе капитала мелких кредитных учреждений были паи – личные взносы членов товарищества. Кроме паевого капитала товарищество получало средства от посторонних лиц (позже и от государственного банка) в виде займов и вкладов, в обеспечении которых устанавливалась круговая ответственность всех членов общества (круговая порука). Заемный капитал не должен был превышать 10-кратной суммы собственного капитала. Величина выдаваемых членам товарищества ссуд зависела от установленной величины пая - полуторный размер пая без поручительства, тройной – с поручительством. Общий принцип организации работы был аналогичен принципам организации работы всех общественных кредитных установлений, основанных на взаимной ответственности. Управление делами находилось в ведении правления, ведущего текущие дела и отчетность; совета, с наблюдательной и контрольной функциями; общего собрания, которое выбирало должностных лиц, утверждало отчеты правления и решало вопросы, превышающие компетенцию правления. В начале ХХ в. произошло усиление государственного регулирования деятельностью общественных кредитных установлений.
    Указом Сената от 07.06.1904 было утверждено «Положение об учреждениях мелкого кредита», к которым были отнесены кредитные товарищества, ссудо-сберегательные товарищества, сельские, волостные и станичные общественные ссудо-сберегательные и земские кассы, а также образованные на основании этого положения, но действующие по особым правилам и частным уставам вспомогательные и сберегательные кассы бывших государственных крестьян, сельские банки и другие подобные заведения. В соответствии положением, устройство и порядок действий учреждений мелкого кредита стали определяться образцовыми уставами, которые издавались созданным при министерстве финансов Управлением по делам мелкого кредита, которое осуществляло контроль за исполнением уставов и правил работы учреждений мелкого кредита. Управляющий делами мелкого кредита назначался императором по представлению министра финансов из членов Совета Государственного банка. При Управлении делами мелкого кредита находился Комитет по делам мелкого кредита под председательством управляющего. На основании положения от 07.06.1904 в губерниях начали действовать Губернские комитеты по делам мелкого кредита, состоявшие из представителей ведомств, при которых создавались кредитные учреждения, под председательством губернатора. Губернский комитет подчинялся Управлению по делам мелкого кредита Министерства финансов, занимался переводом действовавших кредитных учреждений на работу по новому нормальному уставу, контролировал их деятельность через земских начальников и инспекций мелкого кредита местных отделений госбанка.
    Стремительный рост количества банков привел к возникновению соперничества между ними, что негативно сказалось как на их основной деятельности, так и на финансовом состоянии заемщиков. Эти структурные процессы и явления обусловили необходимость государственного регламентирования большинства банковских операций.
    В уставах банков стали появляться особые условия, нормализующие такие операции. В качестве примера можно привести следующие меры:
    коммерческие банки были обязались сформировать свой основной капитал в полном объеме в течение первых двух лет своей деятельности;долговые обязательства коммерческого банка не должны были превышать суммарной величины собственного и привлеченного капитала; коммерческий банк обязан был формировать запасной капитал в размере не менее половины основного капитала и хранить его в надежных государственных ценных бумагах (государственных облигациях); коммерческий банк подлежал обязательной ликвидации, в случае если его величина его убытков превысит запасной капитал и более четверти основного. Следующим важнейшим шагом в реформировании банковского дела в России стало принятие нового порядка утверждения уставов банков, получившего название «Закона 1872 г.».
    Введенные Законом 1872 г. Временные правила ужесточали порядок утверждения уставов и деятельности банков:
    были установлены так называемые Образцовые уставы (примерные уставы для различных форм и видов банковских организаций); было временно запрещено учреждение новых банков в столицах и тех городах, где подобные банки и их отделения на момент принятия закона уже существовали; запрещался учет необеспеченных векселей или векселей с обеспечением недвижимым имуществом;запрещалось отчислять особые премии из прибыли банков на учредительские паи и акции; воспрещалось учреждать банки с уставным капиталом суммой менее 50 тыс. рублей;воспрещалось выпускать акции номинальной стоимостью более 250 рублей; кредитным учреждениям запрещалось приобретать недвижимое имущество, кроме как на их собственные нужды. Принятие Закона 1872 года способствовало росту активности банковской деятельности в России в 80-е гг. XIX в. и особенно в начале XX столетия. В период с 1883 по 1884 гг. были приняты законы и указы, законодательно устанавливавшие порядок открытия новых коммерческих банков и их ликвидации. Учреждение новых коммерческих банков на территории России разрешалось только через Министерство финансов.
    Законом 1884 г. в исключительных случаях Министерству финансов было предоставлено право ревизии кредитных учреждений.
    Дополнительно 26 апреля 1902 г. был издан закон, центральные положения которого заключались в следующем:
    сотрудники администрации коммерческою банка, а также его служащие не имеют права пользоваться кредитом в своем банке; правительственная ревизия деятельности банка назначается по требованию акционеров, владеющих не менее 1/20 складочного капитала и располагающих 1/10 наличных голосов.  
    2 Советский период развития отечественной банковской системы (1971-1980 гг.) В 1914 г. была издана «История банков» петербургского профессора А.Б.Биммана. В ней автор впервые со времен Е.И.Ламанского попытался системно описать особенности эволюции банковского дела в России и за границей с древнейших времен до 1910 г. Однако небольшая по объему работа не позволила автору полностью осуществить задуманную им идею. Поэтому не случайно, вскоре, стали появляться всевозможные публикации о том, что история банковского дела России, из которой можно было бы отследить отличительные особенности эволюции кредитных учреждений России, должна быть еще написана.
    В советский период развития отечественного банковского дела поначалу выходят отдельные публикации продолжающие существующие традиции исследования особенностей банковского дела России. К ним можно отнести работы о деятельности кредитных учреждений Средневековой Руси,  по анализу финансово-кредитных отношений, по кредитной реформе в СССР, о кредитном планировании, о деятельности коммерческих банков, о деятельности Госбанка и спецбанков СССР, о деятельности учреждений кредитной кооперации).
    Переход России после октябрьской революции 1917 г. в к новой экономической системе, основанной на командно-административных отношениях, разрушил ранее устоявшуюся банковскую систему страны. Новая власть в первую очередь взяла в свои руки управление Государственным банком. В Декрете ВЦИК «О национализации банков» банковское дело в Российской Федерации было официально объявлено государственной монополией. Вместе с тем на основе бывшего Государственного банка России и национализации коммерческих банков был сформирован Народный банк РСФСР. Итоговым актом национализации коммерческих банков стал процесс конфискации их акционерных капиталов. Банковские учреждения, работающие на частнокапиталистической основе, были фактически ликвидированы. В результате государство получила единый банк в виде Народного банка РСФСР. Данный банк не успел полномасштабно развернуть свою деятельность, т.к. Декретом Совета народных комиссаров от 19 января 1920 г. он был упразднен.
    Начавшийся весной 1921 г. переход к НЭПу («новому экономическому порядку») на практике предполагал восстановление товарно-денежных отношений на совместной собственности, создания свободного рынка, укрепления курса рубля, а также воссоздание банковской системы. Важнейшим шагом на пути экономических преобразований стало принятие решения об учреждении в октябре 1921 г. Государственного банка РСФСР.
    В период с 1922 по 1925 гг. создаются следующие банковские учреждения:
    акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк; кооперативные банки – Всекобанк и Украинбанк; коммунальные банки – Цекомбанк; система сельхозкредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки, общества сельхозкредита; общества взаимного кредита. Таким образом, наряду с общеэкономическими и политическими преобразованиями, в банковской системе страны также были сформированы основы централизованного управления экономикой, с лежащими в ее основе командно-административными принципами и методами управления. Идеологической базой данных преобразований послужили Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1927 г. «О принципах построения кредитной системы». Данным постановлением предусматривалось непосредственное руководство всей банковской системой страны передавалось в руки Госбанка СССР.
    В 1930 – 1932 гг. в СССР была проведена специальная кредитная реформа, результаты которой кардинально изменили характер кредитных отношений в стране. В СССР была организована уникальная система банковских организаций, не имевшая аналогов в мире. Постановлением СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. был законодательно запрещен коммерческий кредит (на смену ему пришло прямое банковское кредитование); краткосрочное кредитование полностью сосредотачивалось в Госбанке СССР; ликвидировались все филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков, а их клиентская база вручалась Госбанку СССР. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» от 5 мая 1932 г. окончательно завершило процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений.[3]
    Согласно Постановлению ЦИК и СНК от 23 мая 1930 г., все бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было оставлено лишь для колхозов и коопераций. Таким образом, банки из банков долгосрочного кредитования становились банками безвозвратного бюджетного финансирования в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре.
    1. Промбанк (финансирование капитального строительства промышленности и энергохозяйства).
    2. Сельхозбанк (финансирование кооперативного и государственного сектора сельского хозяйства).
    3. Всекобанк (финансирования капитального строительства всех форм кооперации за исключением жилищной).
    4. Цекомбанк (финансирования коммунального и жилищного строительства).
    Такая структура банковской системы действовала до конца 50-х гг. XX века. К этому моменту уже прекратили существование Всекобанк (реформированный в 1936 г. в Торгбанк), а также Сельхозбанк и Цекомбанк (функции которых переданы Госбанку СССР и Промбанку, преобразованному в Стройбанк СССР).
    В 1962 г. Госбанку СССР были отданы сберегательные кассы, которые до того находились в ведении Министерства финансов СССР, вследствие чего значительные денежные ресурсы в виде вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали применяться им в кредитовании народного хозяйства страны.
     
    3 Современный период развития банковской системы России (с 1980 г. и по нынешнее время) В конечном итоге к середине 80-х гг. в СССР осталось всего три банка - Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, в функции которого входило осуществление валютно-финансовых операций на внешнем рынке. Наряду с этим в стране эффективно действовала развития система государственных трудовых сберегательных касс по руководством Госбанка СССР. Данная  структура была преобразована в июле 1987 г., в нее вошли на первоначальном этапе реформирования Госбанк СССР и пять специализированных банков:
    Внешэкономбанк СССР;Промстройбанк СССР; Агропромбанк СССР; Жилсоцбанк СССР; Сберегательный банк СССР. Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. Каждый сектор народно-хозяйственного комплекса получил финансовую поддержку в виде специализированного банка, осуществлявшего его кредитное и расчетно-кассовое обслуживание.
    Кроме того, наряду с государственными банками в стране начала складываться сеть коммерческих банков акционерной и кооперативной форм собственности. На наш взгляд, основной причиной того, что первый этап банковской реформы не дал значительных результатов, являлось то, что вновь созданная банковская система явно не отвечала практическим задачам, возникшим в развивающихся товарно-денежных отношениях.
    Второй этап современной банковской реформы начался в декабре 1990 г. с принятия законов «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В итоге впервые за многие годы деятельность банков получила необходимую законодательную основу. Банки были провозглашены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства. На втором этапе реформ стали закладываться институциональные основы современной двухуровневой банковской системы Российской Федерации. На верхнем уровне находится Центральный банк России, а на втором – широкая сеть коммерческих банков и специализированных небанковских кредитных учреждений.
    На первом уровне (уровне Центрального банка РФ, иначе называемого Банком России) должны были решаться вопросы разработки и реализации государственной политики в области денежно-кредитного обращения и банковского регулирования, в связи с чем ЦБ РФ должен был быть в обязательном порядке освобожден от операций с прочими клиентами (юридическими и физическими лицами), за исключением лишь коммерческих банков.
    На втором этапе банковской реформы в нашей стране была подведена черта начавшемуся процессу создания двухуровневой банковской системы. Эмиссионные банки выделились в независимое звено в виде центрального банка, коммерческие банки образовали второе звено банковской системы взяв на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения. В течение 1992 – 1995 гг. в России происходил этап активного экстенсивного роста банковской системы, с 1996 г. по настоящее время осуществляется стадия ее качественной эволюции.
    В постсоветский период и особенно в последнее время стали появляться отдельные публикации, продолжившие традиции исследования особенностей российского банковского дела, намеченные в 1848 г. К ним можно отнести монографии, вышедшие в 1995 г., - «История банковского дела» С.А.Андрюшина, «История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России» В.Д.Мехрякова.
    Отдавая должное тому, что многие вопросы, связанные с выявлением отличительных особенностей эволюции банковской системы России достаточно проработаны в специальной историко-экономической литературе, все же следует отметить, что непрерывное изменение современных форм банковской науки и практики предъявляет все новые и новые требования к объяснению ряда отличительных особенностей самобытного развития кредитных отношений в России и их реального проявления в хозяйственной деятельности.
     
     
    Список использованных источников литературы  
    Закон РСФСР от 02.12.90 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР». / Справочно-правовая система «Консультант Плюс», режим доступа – http://consultant.ruФедеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс», режим доступа - http://www.consultant.ruФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс», режим доступа - http://www.consultant.ruБанковское дело: учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2009. – 766 с.Быков, А.П. Банк России как системообразующий институт национального банковского сектора экономики [Текст] / А.П. Быков, А.И. Гончаров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 4. С.35-42.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 464 с.Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. - 528с. [1] Термин «коммерческий банк» возник, таким образом, еще на ранних этапах развития банковского дела, т.е. тогда, когда банки обслуживали в основном торговлю (коммерцию, от лат. Commercium – «торговля»).
    [2] Их суммарный капитал составлял 1,06 млрд. руб.
    [3] Банковское дело: учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономистъ, 2009. – С. 29.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Банковская система России: структура, этапы развития ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.