Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Дефицит бюджета и государственный долг. Влияние размера государственного долга на внутреннюю и внешнюю политику государства (сравнительный анализ на примере США и России)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Дефицит бюджета и государственный долг. Влияние размера государственного долга на внутреннюю и внешнюю политику государства (сравнительный анализ на примере США и России)
  • Предмет:
    Макроэкономика
  • Когда добавили:
    21.07.2014 16:48:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ОГЛАВЛЕНИЕ
     
    Введение .............................................................................................................................................3
     
     1. Понятие и сущность дефицита бюджета. Государственный долг ...........................................5
    1.1. Дефицит бюджета и его сбалансированность ..............................................................5
    1.2. Классификация бюджета и причины его образования ...............................................6
    1.3. Понятие и структура государственного долга .............................................................8
     
    2. Влияние размера государственного долга на политику государства (на примере России и США).................................................................................................................................................10
    2.1. Государственный долг России ....................................................................................10
    2.2. Государственный долг США .......................................................................................14
    2.3. Выводы и сравнительный анализ между Россией и США .......................................21
     
    3. Предложения по улучшению размера государственного долга и по управлению бюджетным дефицитом ..................................................................................................................24
    3.1. Действия США по улучшению ситуации за последний год ....................................24
    3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ ..............................27
    3.3. Бюджетный дефицит: плюсы и минусы. Меры по управлению бюджетным дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита …………………………………………..29
     
    Заключение .......................................................................................................................................33
    Библиографический список ............................................................................................................36 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
    Темой курсовой работы является: «Дефицит бюджета и государственный долг. Влияние размера государственного долга на внутреннюю и внешнюю политику государства (сравнительный анализ на примере США и России)». Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
    Целью написания курсовой работы является исследование государственного долга в России и США и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    - раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
    - выявить основные причины бюджетного дефицита;
    - выделить основные меры по изменению размера государственного долга, а также по управлению бюджетным дефицитом.
    При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты, статистические материалы.
    Проведение экономических реформ изменило основы функционирования бюджетной системы страны. Изменились и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Бюджетная система любого федеративного государства в определенные периоды времени существует в условиях несбалансированности бюджетов. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью рационального перераспределения бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.
    Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
    Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово–экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
    В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране.
    Причиной несбалансированности является и государственный долг. Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
    Последнее десятилетие в России осуществляется поиск эффективных путей реформирования межбюджетных отношений. Сегодня, безусловно, есть необходимость создания научно-обоснованного финансового механизма балансирования бюджетов. При этом большое значение должно иметь качество сбалансированности их бюджетов. Однако следует отметить, что многие теоретические и методические проблемы сбалансированности бюджетов не решены вследствие изменившихся социальных, экономических и политических условий функционирования субъектов Российской Федерации. Всё это и определяет актуальность курсовой работы, особенно во время продолжающегося мирового финансового кризиса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Понятие и сущность дефицита бюджета. Государственный долг.
    1.1. Дефицит бюджета и его сбалансированность.
    Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
    В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
    Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.
    Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.
    Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.
    Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
    Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков. Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.
     
    1.2. Классификация бюджета и причины его образования.
    Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)Неэффективность финансовой системы государства.Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.Коррупция в государственном секторе.Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики. Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).
    Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
    По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
    По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.
    По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
    С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
    В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:
    циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.  
    1.3. Понятие и структура государственного долга.
    Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
    Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.
    Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.
    Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.
    В России государственный долг может существовать в следующих формах:
    кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;государственные ценные бумаги;договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).
    В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.
    Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
     
     
    Глава 2. Влияние размера государственного долга на политику государства (на примере России и США).
    2.1. Государственный долг России.
    В настоящее время существуют такие виды государственного долга РФ, как внутренний и внешний. Следует обратить внимание на то, что в России такое разделение имеет несколько другой подход, чем в других странах. Согласно закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который был принят в 1992 году, деление государственного долга на внешний и внутренний проводится по валютному критерию. Следовательно, все заимствования России делятся на внешние и внутренние, ввиду валюты возникающих обязательств. Проще говоря, внутренний государственный долг – это рублевые долги, а внешний – валютные долги.  В мировой практике внутренний государственный долг определяется как долг государства перед своим населением. Исходя из той же мировой практики, формы государственного внутреннего долга могут быть такими, как полученные правительством кредиты, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, полученные бюджетные ссуда и бюджетные кредиты, а также некоторые другие долговые обязательства.
    Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте.
    В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.
    В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
    Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
     
     
    Таблица 1
    Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года
    Наименование
    Сумма, млн. долларов США
    Эквивалент, млн. ЕВРО
    Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)
    35 964,4
    25 369,9
    Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба
    577,9
    407,7
    Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба
    1 484,1
    1 046,9
    Задолженность бывшим странам СЭВ
    1 043,1
    735,8
    Коммерческая задолженность бывшего СССР
    57,8
    40,8
    Задолженность перед международными финансовыми организациями
    2 626,7
    1 852,9
    Задолженность по внешним облигационным займам
    29 183,4
    20 586,5
    Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
    1,8
    1,2
    Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
    24,6
    17,3
    Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
    966,8
    682,0
     
     
     
     
     
     
     
     
     Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
    По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США. По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долл США.
    Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
    Внутренние долговые обязательства можно условно разделить  на рыночные (существующие в виде эмиссионных ценных бумаг) и не рыночные (образующиеся по результатам исполнения федерального долга и выпускаемые в счет погашения образовавшейся задолженности). 
    Внутренний государственный долг несет гораздо меньшую опасность, чем внешний государственный долг. Утечки услуг и товаров при его погашении не происходит, хотя в то же время практически невозможно обойтись без определенных изменений в экономической жизни, которые в большинстве случаев имеют весьма значительные последствия. И чем выше будет внутренний государственный долг, тем большими будут негативные последствия. Например, выплата процентов по долгу приводит к тому, что образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.
    Внутренний государственный долг, по сравнению с внешним, гораздо меньше, поэтому в последнее время наблюдается трансформация последнего в первый. Внешний государственный долг погашается из тех средств, которые заимствуются на внутреннем рынке. В связи с этим, начиная с 2002 года, государство начало увеличивать объем внутреннего государственного долга. Следует отметить, что это замещение длиться до сих пор.
    Внутренний государственный долг не является либо только положительной, либо только отрицательной стороной экономики. Исходя из сегодняшнего состояния экономики, он занимает, скорее всего, нейтральную позицию. Ожидать, что через несколько лет надобность во внутреннем государственном долге отпадет, вряд ли стоит, но попытаться свести его объемы к минимуму, это прямая обязанность государства.
    На 1 января 2010 года внутренний долг составлял 1 трлн. 837,2 млрд рублей. А по состоянию на 1 января 2011 года составил 2 трлн. 461,6 млрд рублей. При этом в бюджете этого года заложена цифра предельно допустимого долга на 1 января 2012 года — 5 трлн 148,390 млрд рублей. Как говорит независимый эксперт рынка облигаций Никита Коренцвит, Минфин всегда старается заложить в бюджет максимальную сумму своих возможных заимствований и никогда ее не выбирает. «Так, если страна разместит на внутреннем рынке долговые бумаги на 5 трлн рублей к следующему Новому году, наш страновой рейтинг сильно снизится», — отмечает он.
    В 2009 году госдолг России во внутренних госбумагах вырос чуть скромнее — на 29,2%, с 1 трлн 421,439 млрд рублей. Планы Минфина по размещению бумаг на прошлый год были обширнее, чем получилось на деле, но программа заимствований была сокращена на 135 млрд рублей.
    Так, не были выпущены государственные сберегательные облигации, через которые Минфин планировал привлечь до 174 млрд рублей. Министерство не стало прибегать и к размещению бумаг для до капитализации банков через механизм обмена этих облигаций на ОФЗ — на эти цели планировалось потратить до 250 млрд рублей.
    Управляющий портфелями ценных бумаг УК «Солид менеджмент» Андрей Маркин отмечает, что тот факт, что Минфин редко достигает верхней границы по внутренним заимствованиям, частично обусловлен разницей между реальной и прогнозной ценой Минфина на нефть. «При стоимости нефти около 100 долларов за баррель маловероятно, что планка в 5 трлн рублей будет достигнута. Повышение же допустимого уровня внутреннего долга свидетельствует о том, что, несмотря на дефицит бюджета, правительство продолжает политику наращивания госрасходов», — отмечает Маркин.
    «Россия живет при дефицитном бюджете, страна активно занимает деньги, и делать все это лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что нам и показали потрясения 2008-2010 годов», — считает начальник отдела портфельных инвестиций ИК «Грандис Капитал» Дмитрий Иванов.
    Он считает, что если цены на нефть и на металлы на мировом рынке сильно не вырастут, то и дальше несколько лет мы будем жить при дефицитном бюджете, а у правительства в предвыборные годы много трат — например, на те же социальные программы. «Лично я к прогнозу о долгосрочном и сильном росте цен на нефть отношусь скептически, ибо такой рост вызван спекулятивными факторами. Быть может, нефть будет стоить 100 долларов за баррель, но не больше», — говорит Иванов.
    Никита Коренцвит отмечает также, что Россия практически не присутствует на рынке внешних займов. «Те облигации, что страна разместила в апреле прошлого года среди иностранных инвесторов — 5 млрд долларов сроком на 30 лет — лишь пробный шар, попытка понять, как к нашим бумагам относятся во внешнем мире», — считает он, напоминая, что после дефолта 1998 года Россия не выпускала свои бумаги в иностранной валюте.
    Дмитрий Иванов также говорит, что на фоне недоверия к долговым бумагам стран Еврозоны Россия разместила свой займ по очень выгодной ставке (сейчас эти облигации торгуются с доходностью в 4,7% годовых) для того, чтобы открыть выход на рынок международных денег крупным российским компаниям.
    Государственный долг России в 2012-2014 годах будет увеличиваться на 2 триллиона рублей ежегодно, и к концу 2014 года составит 12 триллионов рублей (17% ВВП). Такая перспектива вырисовывается из  «Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 г.г.», подготовленных Минфином. Этот документ, опубликованный на сайте ведомства, Президиум правительства РФ, предположительно, рассмотрит 11 августа.
    Увеличить объем государственных заимствований российское финансовое ведомство хочет по весьма простой причине: надо чем-то компенсировать дефицит бюджета, который в  2012-2013 годах предполагается в размере 2,7% ВВП, а в 2014 году - 2,3% ВВП. Как следует из документа Минфина, подавляющая часть нефтегазовых доходов в ближайшие годы будет уходить на финансирование расходов бюджета. Но придется еще и занимать. Тем более, что, как прогнозирует ведомство, макроэкономическая ситуация будет ухудшаться (в основных направлениях долговой политики прогнозируется, что цены на нефть несколько снизятся —  93 $/баррель в 2012 году, 95 $/баррель в 2013).
    Заимствовать средства предполагается с помощью государственных облигаций (да-да, типа тех, проблемы с погашением которых чуть не привели к дефолту США). Россия с подобными облигациями впервые за последние 10 лет вышла на внешний рынок в 2010 году. Правда, объемы заимствований до сих пор были незначительными.
    Интересно, что в 2012-2014 годах Минфин полагает 90% выручки от продажи государственных облигаций получить не на внешнем рынке, а внутри страны. Для чего ведомство намерено либерализовать российский долговой рынок и расширить круг инвесторов, которые могут вкладывать средства в госбумаги.
    Сейчас государственный долг России относительно невелик (9,3% ВВП), особенно в сравнении с США (91,6% ВВП) и Японией (220,3% ВВП). На этом фоне и планируемые Минфином 17% угрожающими не выглядят. Правда, как показывает опыт США, лиха беда.
     
    2.2. Государственный долг США.
    Государственный долг США (англ. The United States government debt), национальный долг США (англ. national debt) — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП.
    По сообщению «USA Today», сумма задолженности Соединенных штатов на сегодняшний день составляет порядка 15,23 трлн. долларов США, при этом общий объем услуг и товаров, что производится американской экономикой за год, оценивается в 15,17 трлн. долларов США. Исходя из этого, государственный долг Соединенных Штатов превышает годовой ВВП страны.
    Таблица 2
    Краткая история долга США
    Год
    Госдолг США, млрд. $
    % ВВП
    1910
    2,653
    8,0
    1920
    25,95
    29,2
    1927
    18,51
    19,2
    1930
    16,19
    16,6
    1940
    50,696
    52,4
    1950
    256,853
    94,0
    1960
    290,525
    56,0
    1970
    380,921
    37,6
    1980
    909,041
    33,4
    1990
    3206,290
    55,9
    2000
    5628,700
    58,0
    2001
    5769,881
    57,4
    2002
    6198,401
    59,7
    2003
    6760,014
    62,6
    2004
    7354,657
    63,9
    2005
    7905,300
    64,6
    2006
    8451,350
    65,0
    2007
    8950,744
    65,6
    2008
    9985,757
    70,2
    2009
    11875,851
    83,4
    2010
    14131,0
    96,5
    2011
    15033,607
    100
    2012 (прогн.)
    18335,0
    103,8
    2013 (прогн.)
    20453,0
    106,6
    2014 (прогн.)
    23532,0
    109,9
     
     
     
     
    В настоящее время экономические долгосрочные прогнозы в США опираются на дальнейшее увеличение долговых обязательств, а это чуть более 26-и трлн. долларов СШ на ближайшие 10 лет. А для того, чтобы не отставать от разрастания задолженности, американской экономике нужно расти не менее чем на 6% в год.
    Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте - долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.
    Внешний долг США на 1989 год 2,7 трлн. долларов, в 2001 - 5,7 трлн.долларов.
    По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении, но меньше долга целого ряда стран по отношению к размеру экономики (ВВП).
    Основная часть этого долга обеспечена ценными бумагами. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг США в руках у иностранцев составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).
    Для сравнения, в декабре 2007-го года американцы владели иностранными ценными бумагами на $7,2 трлн.
    Основными источниками внешнего долга являются:
    Долги частного сектораДефицит государственного бюджетаОтрицательное сальдо торгового баланса США (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта).Процентные начисления на ранее выданные средства. Долги правительства США имеют оценку кредитоспособности (АА - по классификации Standard & Poors), поскольку номинированы в собственной валюте - долларах США и по этой причине не имеют кредитного риска (Федеральная резервная система (ФРС) США обладает эксклюзивным правом на эмиссию долларов и всегда может формально рассчитаться с кредиторами по любому долгу, номинированному в собственной валюте).
    Долг федерального правительства США тождествен долларовым сбережениям внутреннего и внешнего частного сектора. Темпы его роста или снижения отражают изменение потребностей частного сектора делать сбережения в долларах.
    На 1 января 2012 года долг федерального правительства составляет $15,2 трлн., превысив 100 процентов от американского ВВП. Примерно 60% этого долга находится на руках у инвесторов, в виде государственных облигаций. Остальные 40% являются внутриправительственным долгом (в значительной мере они держатся фондом социального страхования).
    Примерно четверть госдолга ($3,6 трлн) находится на руках иностранцев, главным образом центральных банков других стран. Основными иностранными держателями госдолга США являются Япония ($769 млрд) и Китай ($755 млрд на март 2010-го). Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На 1 июля 2009 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд долларов, или 3,8 %.
    Госдолг США вырос на $470 млрд в 2007-м году и (оценочно) на $1017 млрд в 2008-м.
    В настоящее время бюджет федерального правительства США имеет дефицит.
    Кредиторов можно разделить по институциональному признаку:
    Банки (потребительские кредиты и ценные бумаги)Инвестиционные фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)Государства, а точнее центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или акций компаний США. Основными странами-кредиторами являются Китай и Япония. (Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций.)
    Япония за счет активного развития экономики в период после Второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0%). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).
    Китай за счет более чем двукратного превышения объёма экспорта над объёмом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объём долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах (ЗВР).
    Поскольку большая часть поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.
    Однако в последнее время, из-за напряженности в политической обстановке, возникшей между США и Китаем, последний, для диверсификации своих валютных вкладов в декабре 2009 г. продал пакет государственных казначейских облигаций США на сумму 34,2 млрд. долл. В результате ведущим держателем американских долговых расписок стала Япония.
    Внутренние долги США тождественны внутренним сбережениям США и отражают размер экономики США - объём экономических взаимосвязей между её субъектами.
    Общая задолженность американских домохозяйств составляет более $13 трлн. Потребительские долги (в основном кредитные карточки и автомобильные ссуды) домохозяйств США составили на июнь 2009-го $2500 млрд. Ипотечные долги немного превышали $11 трлн в конце 2008-го.
    Для сравнения, богатство-нетто (имущество минус долги) американских домохозяйств превышает $50 трлн, хоть и сильно упало в результате финансового кризиса.
    К исходу фискального 2007 года (30-е сентября) долг превысил 9 трлн долл. или 65,5 % ВВП. Предельный размер федерального долга США утверждается Конгрессом. Такой закон был принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался довольно регулярно через изменение закона. В марте 2006 года он был увеличен до 9 трлн долл. Тогда Сенат США одобрил инициативу минфина об увеличении лимита государственных займов с $8,2 трлн почти до $9 трлн. В сентябре 2007 года планка максимального долга была сдвинута ещё на 850 млрд. долларов (до 9,815 трлн. долларов).
    Структура долгов США (осень 2011):
    Долговые обязательства частного сектора - $3,7 трлн.Государственный долг - $14,9 трлн. По состоянию на зиму 2011 года объем всех долгов США составляет — $56,4 трлн.
    Компанией «Durst Organization» в центре Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счетчик национального долга США (англ.).
    В 2008 году его «зашкалило» и он некоторое время не работал, поскольку там не оказалось места для чисел более чем с двенадцатью знаками.
    Нестабильность уже давно - главный экспортный товар Америки. Запредельный рост госдолга США и протест конгресса - показатели того, что необеспеченность американского потребления стала очевидна не только всему миру, но и самим американцам.
    Проблема госдолга США и «израильское» предложение Барака Обамы безусловно связаны. Десятки лет Америка потребляет много больше, чем производит. По ее официальной статистике, добрую половину ВВП составляют услуги. Причем половина из них - услуги юридические. С их помощью перераспределяют уже произведенное, то есть увеличивают разрыв между производством и потреблением американцев, который покрывают все остальные страны. Например, мы с вами, покупая сотню долларов впрок, оплачиваем 100-долларовую покупку какого-то американца. Однако роль мировой валюты доллар исполняет все хуже, спрос на него непрерывно падает, и мир ищет ему замену, рассматривая в качестве альтернативы евро. Поэтому именно сейчас Обама предложил Израилю сдать Палестине обустроенные израильтянами земли, где, к слову, живет немало выходцев из СССР, и отказаться от Голанских высот, прикрывающих Израиль со стороны Сирии.
    По оценкам некоторых аналитиков, угроза экономического кризиса в стране на начало 2006 года была достаточно велика. Превышение государственного долга должны были компенсировать средства пенсионного фонда. Об этом говорилось в письме, направленном в конгресс главой министерства финансов США Джоном Сноу. Кроме того было отмечено, что уже к 20 марта 2006 года возможно превышение установленного ранее потолка в $8,2 триллиона. В связи с этим Сноу обратился к законодателям с просьбой незамедлительно повысить этот порог.
    Министром финансов США Тимоти Гайтнером был направлен в конгресс официальный запрос на увеличение законодательного предела федерального долга Соединенных Штатов сверх действующего на тот момент значения в 12,1 трлн долл. Гайтнер прогнозировал, что госдолг США мог упереться в «потолок» уже в середине октября 2009 года.
    17 декабря 2009 года Конгресс повысил планку госдолга на 290 млрд долл. — до 12,4 трлн долл. для финансирования расходов правительства США на протяжении ещё шести недель. Данное повышение позволит избежать дефолта по обязательствам США в ближайшем будущем.
    21 января 2010 года сенаторы от демократической партии внесли законопроект о повышении планки государственного долга США на 1,9 трлн долл. — до 14,3 трлн долл. Законопроект был принят. Планка данного размера долга была достигнута в начале мая 2011.
    Верхняя планка государственного долга США с 1940 года поднималась около ста раз.
    16 мая 2011 года министр финансов США Т. Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта. 12 июля 2011 президент США Б. Обама заявил, что в скором времени в федеральной казне может оказаться недостаточно денег для своевременной выплаты пенсий 27 миллионам пенсионеров, если госдолг не будет увеличен. 15 июля того же года Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт.
    29 июля Палата представителей отказалась голосовать по вопросу о долге США по законопроекту, предусматривавшему увеличение его планки до 15,2 триллионов долларов. 30 июля Сенат США отклонил республиканский законопроект по повышению потолка госдолга и сокращению бюджетного дефицита: 59-ю голосами «против», 41 «за». Последним днём для законодательного повышения планки госдолга было 2 августа 2011, поскольку 3 августа были предусмотрены большие выплаты по государственным расходам, которые нечем было обслуживать.
    2 августа 2011 года за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,4 триллиона долларов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долл. В тот же день, 2 августа, президент США Барак Обама успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов.
    Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» в течение с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела в результате опасений инвесторов дефолта США к нестабильности фондовых рынков; цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию, акредитный рейтинг США был понижен S&P 4 августа с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета.
    3 августа 2011 года в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США.
    4 августа 2011 года рейтинговое агентство Standard & Poor's впервые (с 1860-х годов) снизило кредитный рейтинг США как государства.[21] Это обвалило мировые фондовые рынки, а цена на золото поставила новый мировой рекорд, превысив 1700 долларов за унцию.
    Америка официально закрыла 2010-2011 год финансовый год. В последний день года были произведены расчеты по всем незакрытым, а также только что проданным с аукциона долгам. В результате за ночь размер долга вырос на $95 млрд, а фискальный год был закрыт с беспрецедентным долгом размером $14,790,340,328,557,15. За последний финансовый год США эмитировали новых долгов на невообразимые $1,228 трлн – долг продолжает расти со все большей скоростью. Суммарный долг США растет со скоростью $125 млрд в месяц и достигнет отметки 100% ВВП через месяц с небольшим. Преимущества центрально спланированного фискального стимула вызывают вопросы – американская экономика набрала $3 трлн новых долгов за последние два года, а фондовый рынок почти вернулся туда где он в тот момент находился. Вероятно, пора потребовать, чтобы все лунатики, требующие эмиссии новых долгов для стимуляции роста и, конечно, подталкивания индекса S&P на более высокие уровни, были навеки брошены в темницу, а ключи от нее были брошены в самый глубокий вулкан в Мордоре.
     
    2.3. Выводы и сравнительный анализ между Россией и США.
    Все заимствования России делятся на внешние и внутренние, ввиду валюты возникающих обязательств. То есть, внутренний государственный долг – это рублевые долги, а внешний – валютные долги.  В мировой практике внутренний государственный долг определяется как долг государства перед своим населением.
    Внутренний государственный долг России несет гораздо меньшую опасность, чем внешний государственный долг. Утечки услуг и товаров при его погашении не происходит, хотя в то же время практически невозможно обойтись без определенных изменений в экономической жизни, которые в большинстве случаев имеют весьма значительные последствия. И чем выше будет внутренний государственный долг, тем большими будут негативные последствия. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.
    Внутренний государственный долг России, по сравнению с внешним, гораздо меньше, поэтому в последнее время наблюдается трансформация последнего в первый. Внешний государственный долг России погашается из тех средств, которые заимствуются на внутреннем рынке. В связи с этим, начиная с 2002 года, государство начало увеличивать объем внутреннего государственного долга. Следует отметить, что это замещение длиться до сих пор.
    На 1 января 2010 года внутренний долг РФ составлял 1 трлн. 837,2 млрд рублей. А по состоянию на 1 января 2011 года составил 2 трлн. 461,6 млрд рублей. При этом в бюджете этого года заложена цифра предельно допустимого долга на 1 января 2012 года — 5 трлн 148,390 млрд рублей.
    Россия живет при дефицитном бюджете, страна активно занимает деньги, и делать все это лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что нам и показали потрясения 2008-2010 годов.
    Государственный долг России в 2012-2014 годах будет увеличиваться на 2 триллиона рублей ежегодно, и к концу 2014 года составит 12 триллионов рублей (17% ВВП). Такая перспектива вырисовывается из  «Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 г.г.», подготовленных Минфином. Этот документ, опубликованный на сайте ведомства, Президиум правительства РФ, предположительно, рассмотрит 11 августа.
    В настоящее время государственный долг России относительно невелик (9,3% ВВП), особенно в сравнении с США (91,6% ВВП) и Японией (220,3% ВВП). На этом фоне и планируемые Минфином 17% угрожающими не выглядят. Правда, как показывает опыт США, лиха беда.
    По сообщению «USA Today», сумма задолженности Соединенных штатов на сегодняшний день составляет порядка 15,23 трлн. долларов США, при этом общий объем услуг и товаров, что производится американской экономикой за год, оценивается в 15,17 трлн. долларов США. Исходя из этого, государственный долг Соединенных Штатов превышает годовой ВВП страны.
    В настоящее время экономические долгосрочные прогнозы в США опираются на дальнейшее увеличение долговых обязательств, а это чуть более 26-и трлн. долларов США на ближайшие 10 лет. А для того, чтобы не отставать от разрастания задолженности, американской экономике нужно расти не менее чем на 6% в год.
    Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте - долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.
    Статьи расходов бюджета США превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) с конца 60-х годов XX века (с 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в1998—2001 гг.). Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году вследствие массивных финансированных облигациями госрасходов на оборону, когда он составлял 121,2 % ВВП. Бурный рост экономики США (и, как следствие, ВВП) между 1965 и 1985 годами позволил сократить это значение до уровня около 40 %.
    На 1 января 2012 года долг федерального правительства составляет $15,2 трлн., превысив 100 процентов от американского ВВП. Примерно 60% этого долга находится на руках у инвесторов, в виде государственных облигаций. Остальные 40% являются внутри правительственным долгом (в значительной мере они держатся фондом социального страхования).
    В настоящее время бюджет федерального правительства США имеет дефицит.
    По состоянию на зиму 2011 года объем всех долгов США составляет — $56,4 трлн.
    Размер госдолга США взлетел под установленный конгрессом потолок - $14,3 трлн. Чтобы склонить конгрессменов 2 августа 2011 в очередной раз поднять планку, правительство, мотивируя свои действия угрозой дефолта, прекратило финансировать два пенсионных фонда для госслужащих. Следом Барак ОБАМА сделал Тель-Авиву предложение, на которое не решался ни один американский лидер: вернуть еврейское государство в границы 1967 года. Связаны ли между собой эти события и как их последствия, включая возможный дефолт, могут сказаться на России?
     Проблема госдолга США и «израильское» предложение Барака Обамы безусловно связаны. Десятки лет Америка потребляет много больше, чем производит. По ее официальной статистике, добрую половину ВВП составляют услуги. Причем половина из них - услуги юридические. С их помощью перераспределяют уже произведенное, то есть увеличивают разрыв между производством и потреблением американцев, который покрывают все остальные страны. Например, мы с вами, покупая сотню долларов впрок, оплачиваем 100-долларовую покупку какого-то американца. Однако роль мировой валюты доллар исполняет все хуже, спрос на него непрерывно падает, и мир ищет ему замену, рассматривая в качестве альтернативы евро. Поэтому именно сейчас Обама предложил Израилю сдать Палестине обустроенные израильтянами земли, где, к слову, живет немало выходцев из СССР, и отказаться от Голанских высот, прикрывающих Израиль со стороны Сирии.
    Нестабильность уже давно - главный экспортный товар Америки. Запредельный рост госдолга США и протест конгресса - показатели того, что необеспеченность американского потребления стала очевидна не только всему миру, но и самим американцам. 
    Госдолг Америки имеет сложную структуру. Но внутренний долг больше внешнего. И банкиры давно выработали способы зарабатывать и на прибылях, и на убытках. Дефолт по внутреннему долгу взорвет американцев, так как пострадают граждане, и на том карьера Обамы закончится. А вот внешняя часть - это долг реальный, завязанный на престиж страны. И дефолт по нему никогда не объявят - напечатают еще кучу долларов и заставят их купить.
    Израиль нужен сейчас Америке только в качестве инструмента для подрыва своего главного экономического конкурента - Европы.  
    Сейчас практически все арабские страны, кроме Сирии и Ливии, контролируются США. И Обама действует в интересах своих нефтяных магнатов, которые владеют солидной частью внутреннего госдолга.
    Из выше сказанного можно сделать вывод что Россия по сравнению с США намного лучше держит свои позиции по отношению государственного долга. США еще нескоро сможет выпутаться из сложившейся ситуации.
    Глава 3. Предложения по улучшению размера государственного долга и по управлению бюджетным дефицитом.
    3.1. Действия США по улучшению ситуации за последний год.
    6 января 2011 года. Государственный Казначей США Тим Гайтнер (Timothy Geithner) направил письмо в конгресс США, в котором сообщил Конгрессу о том, что лимит государственного долга США будет достигнут в период с 31 марта по 16 мая 2011 года. Обратив внимание на то, что увеличение лимита государственного долга необходимо, в том числе и для соблюдения обязательств США в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами по обслуживанию государственного долга. Гайтнер предупредил, что если срочные меры не будут предприняты, то правительству США придется объявить дефолт по своим обязательствам, что приведет к необратимым последствиям, как в экономике США, так и мировой экономике в целом.
    В ответ, члены Конгресса обоих партий указали на то, что Соединенные Штаты должны выполнять свои обязательства перед кредиторами. Однако Казначейство категорически возражает против того, что бы поставить выплаты по государственному долгу выше выплат по другим обязательствам американского правительства, т.к. это повлечет за собой необратимые последствия.
    Отказ от увеличения лимита государственного долга вызвало:
    Дефолт по государственным казначейским обязательствам США;Увеличит налоговые затраты на всех американцев и поднимет расходы по займам, вызовет снижение цен акций и стоимости жилья, снижение пенсионных накоплений, приведет к сокращению инвестиций, к волне банкротств и потери рабочих мест.Будет иметь длительные негативные последствия для доминирующей роли доллара США, в мировой финансовой системе и интересу инвесторов к вложениям в США.Вызовет сокращение платежей и выплат во всей системе государственного управления и страхования. 2 февраля 2011 года, сенатор Патрик Туми (Pat Toomey), республиканец от Пенсильвании, направил письмо Тимоти Гайтнеру, в котором выразил обеспокоенность заявлениями некоторых чиновников администрации (Mr. Wolin and Mr. Goolsbee) о возможном дефолте США по своим обязательствам.
    В своем письме Гайтнеру, Туми указывает на тот факт, что 4 раза в истории долг США достигал предельного размера в 1985, 1995-1996, 2002 и 2003 годах, когда были определены приоритетные платежи в том числе и по обслуживанию долга, и не разу это не вызвало катастрофических экономических последствий. Когда США достигали лимита в прошлом, инвесторы предполагали, что платежи по казначейским обязательствам США будут приоритетными для Казначейства, так это было и в действительности.
    Именно поэтому, сенатор, вместе с 20-ю своими коллегами выдвинул законопроект – С.163 по которому Казначейство обязано в приоритетном порядке выплачивать проценты по внешнему долгу, если предел по нему будет достигнут. Туми выразил уверенность в том, что дефолт по государственному долгу не может рассматриваться как вариант возможного развития событий.
    3 февраля 2011 года Министр финансов США Тим Гайтнер оперативно ответил сенатору Патрику Туми, письмом в котором назвал законодательные идеи сенатора по вопросудостижения лимита государственного долга США «невыполнимы» и «весьма вредными, если будут приняты». Гайтнер вновь выразил уверенность в том, что нельзя разделять обязательства государства, так как все они должны быть выполнены в срок и в надлежащем объеме.
    На, что Туми заметил «При всем уважении к министру финансов, Закон направлен на возмещение убытков которые были вызваны паникерством, исходящим от некоторых членов администрации, в том числе от собственного офиса государственного секретаря. Самое безответственное, что мы можем сделать это продолжать увеличивать потолок долга без обуздания расходов. Мы должны использовать этот факт для постановки федеральных расходов под контроль и заставить правительство жить по средствам».
    Таким образом, градус дискуссии резко подскочил вверх. Как видим и в среде республиканцев и в среде администрации, есть четкое понимание того, что дефолт является невозможным сценарием для США. Однако методы и средства выхода из создавшейся ситуации каждый видит по своему.
    Следует отметить, что Патрик Туми сенатор – новичок, заступивший на должность только в январе 2011 года. Однако в банковской сфере, сей воспитанный в католической среде и окончивший Гарвардский университет представитель республиканской партии, может компетентно поспорить с министром финансов США Гайтнером. С 1984 по 1991 год Патрик Туми работал в ChemicalBank и Morgan, Grenfell&Co. Где занимался валютными свопами, процентными ставками и связанными с ними деривативами. Считается экспертом по финансовым вопросам. Входит в Комитет по бюджету, Комитет по банковскому, жилищному строительству и по городским вопросам. Короче наш человек, спекулянт на FOREX.
    Можно с уверенностью предположить, что как человек консервативных взглядов, воспитанный в католической среде, сенатор расходится с нынешней администраций во многих вопросах и не только по вопросу потолка финансового долга.
    Сенатор является сторонником Израиля в вопросах независимости и образования Палестинского государства. 19 мая он резко выступил с критикой президента Обамы, заявив: “Я очень разочарован речью президента Обамы” и далее “Более 40 лет назад, арабские соседи Израиля объединились в попытке стереть еврейское государство с карты мира. После того как Израиль победил своих врагов за шесть дней в 1967 году, его арабские соседи отказались признать право Израиля на существование, а некоторые продолжают вести войну против еврейского государства и по сей день. После 60 лет защиты себя от агрессии и жестоких актов террора, Израиль заслуживает права, по крайней мере, сохранить границы, которые будут обеспечивать его безопасность “.
    Однако вернемся к развитию ситуации с государственным долгом США. 4 апреля 2011 года министр финансов США, направил в Конгресс развернутое письмо, где назвал точную дату когда потолок долга будет достигнут, а именно 16 мая 2011 года. Гайтнер запросил полномочия на чрезвычайные действия, которые в течение 8 недель приблизительно до 8 июля 2011 года позволят выполнять обязательства правительства США. Отметив, что такие чрезвычайные меры, проведенные в экстренном порядке с целью выиграть время, подорвут финансовые рынки, экономику и доверие к Соединенным Штатам.
    Продажа национального золота подорвет доверие к правительству, как в самих США так и за рубежом. Спешная распродажа финансовых активов будет налагать дополнительное бремя на американских налогоплательщиков.
    Среди чрезвычайных мер названы:
    1. Приостановка продажи государственных и муниципальных казначейских ценных бумаг.
    2. Приостановления выплат бюджетникам, инвестиций в пенсионный фонды и другие государственные фонды.
    3. Приостановления реинвестирования в Government Securities Investment Fund.
    4. Приостановление реинвестирования в Exchange Stabilization Fund.
    Тем временем сенатор Туми, 7 апреля 2011 года отказался от своей зарплаты, заявив «нет бюджета, нет зарплаты». Дело в том, что бюджет на FY2012 также пока не принят. “Я искренне надеюсь, что лидеры обеих сторон будут в состоянии достичь компромисса, чтобы мы могли продолжать решать насущные проблемы страны», заявил он.
    2 мая 2011 года министр финансов США Гайтнер направил в конгресс очередное письмо, где сообщил, что в соответствии с чрезвычайными мерами министерство финансов начинает проводить ряд мероприятий. С 6 мая казна приостанавливает до особого распоряжения выдачу государственных ценных бумаг серии SLGS предназначенных для финансирования некоторых безналоговых программ штатов и муниципалитетов. Приостанавливает ежедневное рефинансирование ценных бумаг по ряду пенсионных и других фондов. И предполагает, что в связи с повышенным сбором налогов, чрезвычайные меры позволят отсрочить дефолт до 2 августа 2011 года.
    5 мая 2011 года. Помощник гос. казначея по финансовым рынкам, Мэри Миллер (Mary J.Miller), сообщает на сайте Казначейства США: Распродажа национального золотого запаса не является приемлемым вариантом, т.к. обеспечит только временную отсрочку по дефолту и будет крайне дестабилизирующим фактором для мировой экономики. Также отвергнута возможность экстренной распродажи ипотечных ценных бумаг находящихся у казначейства по программе TARP. Казначейство настаивает, что распродажа других активов также не приемлема и вызовет снижение цен, что в результате не приведет к желаемому результату.
    16 мая 2011 года. Федеральный Казначей США Тимоти Гайтнер направляет письмо Гарри Риду (Harry Reid) лидеру демократической фракции в Сенате США. В котором сообщает, что США достигли потолка государственного долга.
     
    3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ
     Под управлением государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгом платежей.
    Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в современной России:
    1). Обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;
    2). Снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;
    3). Недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.
    К основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие:
    1). Система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;
    2). Механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;
    3). Отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;
    4). Законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;
    5). Отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;
    6). Не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;
    7). Не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;
    8). Имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;
    9). Отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;
    10). Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.
    В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:
    1). Повысить эффективность государственных заимствований;
    2).Оптимизировать структуру государственного долга;
    3). Сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;
    4). Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;
    5). Создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом;
    6). Разработать единую систему учета государственного долга;
    7). Создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований;
    8). Разработать единую систему стратегического планирования государственного долга;
    9). Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой;
    10).Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.
     
    3.3. Бюджетный дефицит: плюсы и минусы. Меры по управлению бюджетным дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита.
    Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.
    Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
    Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.
    Увеличение объемов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличениепредпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов
    Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
    В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.
    Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно. В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит.
    Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
    Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.
    Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.
    Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.
    Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:
    Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.Государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:акции и доли участия в предприятиях,земельные участки и объекты природопользования,государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
    Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год.
    Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
    Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма – государственный долг. Обслуживание государственного долга – это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга – одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом.
    Таким образом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – в долгосрочном периоде.
    Абсолютный размер дефицита и долга связан с масштабом экономики той или иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины – отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП. Эти показатели существенно различаются в разных странах и в разные периоды времени.
    Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденция самовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.
    Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
    Различают внутренний и внешний государственный долг. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ.
    Сейчас государственный долг России относительно невелик (9,3% ВВП), особенно в сравнении с США (91,6% ВВП) и Японией (220,3% ВВП). На этом фоне и планируемые Минфином 17% угрожающими не выглядят. Правда, как показывает опыт США, лиха беда.
    Россия живет при дефицитном бюджете, страна активно занимает деньги, и делать все это лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что нам и показали потрясения 2008-2010 годов.
    Государственный долг России в 2012-2014 годах будет увеличиваться на 2 триллиона рублей ежегодно, и к концу 2014 года составит 12 триллионов рублей (17% ВВП). Такая перспектива вырисовывается из  «Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 г.г.», подготовленных Минфином. Этот документ, опубликованный на сайте ведомства, Президиум правительства РФ, предположительно, рассмотрит 11 августа.
    Сумма задолженности Соединенных штатов на сегодняшний день составляет порядка 15,23 трлн. долларов США, при этом общий объем услуг и товаров, что производится американской экономикой за год, оценивается в 15,17 трлн. долларов США. Исходя из этого, государственный долг Соединенных Штатов превышает годовой ВВП страны. В настоящее время экономические долгосрочные прогнозы в США опираются на дальнейшее увеличение долговых обязательств, а это чуть более 26-и трлн. долларов США на ближайшие 10 лет. А для того, чтобы не отставать от разрастания задолженности, американской экономике нужно расти не менее чем на 6% в год.
    Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.
    Под управлением государственным долгом в теории финансов понимается «совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг».
    Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
    Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.
    В плане оптимизации внешнего долга именно реструктуризация, по мнению большинства экономистов, является оптимальным инструментом.
    На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
    Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
    Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть горький опыт ГКО.
    Из выше сказанного можно сделать вывод что Россия по сравнению с США намного лучше держит свои позиции по отношению государственного долга. США еще нескоро сможет выпутаться из сложившейся ситуации.
    Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.
     
     
     
     
     
     
     
    Библиографический список
    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ принят 17.07.1998 (действующая редакция).Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А. В. Бликанов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. - С. 15Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 65Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — Москва: Перспектива, 2007. — 256 с.Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1Дефолт в США: никаких последствий для мирового рынка // Новые Известия. - 7 марта 2006. Жушма П. Жить по средствам // Национальная экономическая газета 2007 г. № 6.Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2008. — 304 с.США повышают верхнюю планку госдолга // РосБизнесКонсалтинг. - 17 декабря 2009.Хазин М. «Про долг США» // Российский экономист. – 10.01.2012 Цена «свободы» и кто её оплачивает // Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. - 31 января 2011.http://www.consultant.ruhttp://www.gks.ru.http://www.economy-web.org.http://www.ereport.ru.http://www1.minfin.ru.http://ru.wikipedia.org  
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Дефицит бюджета и государственный долг. Влияние размера государственного долга на внутреннюю и внешнюю политику государства (сравнительный анализ на примере США и России) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.