Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Развитие воображения у детей с нарушениями зрения в двух видах деятельности: изобразительной и речевой

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Развитие воображения у детей с нарушениями зрения в двух видах деятельности: изобразительной и речевой
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    22.07.2014 11:50:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
     
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ  ДЕТЕЙ …. 5
    1.1. Понятие воображения. Взаимосвязь видов воображения и их роль в развитии ребенка ………………………………………………………………... 5
    1.2. Развитие воображения у детей в процессе взросления …………….. 8
    2. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА …………………………………… 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………... 34
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения. Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи. 
    К сожалению, большинство детей, у которых диагностированы нарушения зрения нередко имеют и другие (например, нарушения слуха, задержки умственного развития, ДЦП). Двигательная активность таких детей несколько ограничена, что сказывается на состоянии физического здоровья (нарушения осанки, плоскостопие, снижение функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы).
    Причины возникновения зрительных нарушений подразделяют на врожденные, приобретенные и наследственные. 
    Воображение  имеет огромное значение для успешного развития и обучения детей уже с дошкольного возраста и младшей школы, что требует уже достаточно сформированного уровня воображения, их гармоничного развития как личности и профилактики возникновения третичных дефектов, поэтому,  только изучая его особенности у детей данной категории, можно определить более точное направление коррекции, составить оптимальный индивидуальный коррекционный план развития, в который, с учетом полученных данных, будут включены определенные упражнения, задания и игры на полноценное развитие данного процесса.
    Актуальность темы обусловлена тем, что проблема развития воображения детей с нарушениями зрения недостаточно изучена, так как считается, что у младших школьников с дефектами зрения преобладает  воссоздающее воображение, носит в  значительной степени подражательный, репродуктивный характер. Если будет достоверно известно, в каком из видов деятельности воображении имеет более низкий уровень развития воображения, коррекция в первую очередь будет осуществляться в отношении этого вида деятельности.
    Объект исследования – воображение детей с нарушениями зрения.
    В качестве предмета данного исследования выступают особенности воображения у детей с нарушениями зрения младшего и среднего возраста.
    Цель работы заключается в  теоретическом изучении развития воображения у детей с нарушениями зрения в двух видах деятельности: изобразительной и речевой.
     
    Задачи курсовой работы:
    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по  исследуемой проблеме;
    2. исследовать особенности развития воображения у детей с нарушениями зрения;
    3. подобрать диагностические методики и провести экспериментальное исследование, направленное на определение уровня развития воображения у детей с нарушениями зрения в изобразительной и речевой деятельности; 
    4. разработать рекомендации для родителей по развитию воображения и данного процесса в целом.
    В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Ванник М.Э., Дубровина И.В., Дьяченко О.М., Еникеев М.И., Косминская В.Б., Литвак А.Г., Мещеряков Б.Г., Немов Р.С., Шаповаленко И.В., а также источники из Интернета.
    Структура курсовой. Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Теоретические основы  изучения воображения
     
    1.1  Понятие воображения. Взаимосвязь видов воображения и их роль в развитии ребенка
     
     
    «Воображение» -  это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки  содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта».[1]
    Несмотря на то, что процесс воображения является неотъемлемой частью творческой деятельности, либо приравнивается к ней, оно не может быть сугубо проявлением творчества и  оригинальности. Это можно объяснить наличием видов воображения, отличающихся именно качественной характеристикой образа.
    В психологии есть разделение процесса воображения по степени выраженности активности на пассивное и активное. Активное в свою очередь подразделяется по степени самостоятельности и оригинальности его продуктов на творческое и воссоздающее,  а пассивное воображение -  на преднамеренное и непреднамеренное.
    Под пассивным (непроизвольным) воображением понимается «возникновение новых образов под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей».[2]
    Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.
    В свою очередь, пассивное воображение может быть как преднамеренным, так и не преднамеренным, причем оба этих вида не связаны с проявлением волевого усилия.
    Преднамеренное воображение  представляет собой такого рода образы фантазии (грезы), специально вызванные, но не связаны с волей, обеспечивающей воплощение их в жизнь, а  непреднамеренным пассивное воображение может возникать при ослаблении контролирующей роли сознания за течением представлений, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и др.
    Активное воображение - это именно преднамеренное построение образов, посредством волевого усилия, при этом ставится задача своей деятельности.
    Воссоздающим, считается воображение, которое имеет своей основой создание образов, соответствующих описанию явлений и предметов, ранее не воспринимавшихся человеком, точнее возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют, к примеру, посредством прочтения литературы, когда с опорой на описание при помощи фантазии происходит воссоздание целостного образа того, что уже известно человеку.
    Творческое же воображение - это самостоятельное создание принципиально нового оригинального  образа, не имеющего аналога и удовлетворяемого запросы и потребности общества. Образы творческого воображения возникают внезапно и независимо от воли человека, что противоречит мнениям о преднамеренном построении образов посредством активного воображения и волевого усилия. Одной из важных характеристик продуктивного воображения является его связь с эмоциональной и бессознательной сферой человека.
     Существенным критерием творческого воображения,  является  именно социальная ценность результатов активизации творческого воображения и деятельности, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных ее сторон.
    Продуктивные функции воображения:
    ·   прогнозирующая функция - предварительное создание модели, где наиболее полно определяются конечные цели творческой деятельности
    ·   моделирующая функция - создание идеальной модели (образа) реальной ситуации
    ·   преобразующая функция - преобразование образного, наглядного содержания проблемы
    ·   эвристическая функция - неосознаваемое перекомбинирование ранее накопленного опыта и внезапное порождение новой идеи
    Активное воображение имеет функции, последовательно выполняемые, т.е. определенный алгоритм действий, которые составляют деятельность психического процесса в целом.
    Отдельно можно выделить такую форму воображения, как мечта - образ желаемого. Она обращена к сфере относительно отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения результата или воплощения в жизнь, но в то же время она может стать серьезны мотивом, стимулом для активизации процесса воображения[3]
    В целом, роль такого психического процесса, как воображение, неоспоримо велика.
    Значение воображения в жизни человека отмечали многие великие деятели, ученые и художники. Известный английский ученый XVIII в. Дж. Пристли утверждал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику, этого же мнения придерживался и французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро, говоря что «без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком». Это говорит о том, что воображение является началом мыслительной деятельности человека.
    Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека, так как  перед выполнением любой деятельности, во время продумывания действий, активизируется процесс воображения, т.е. происходит «образное предвосхищение результатов, принятие решения при дефиците исходной информации, формирование предположения в проблемных ситуациях, активизация эмоциональной сферы, обеспечение энергетической мобилизации на достижение будущих результатов».
    Выше упоминалось, что воссоздающее воображение необходимо для успешного развития малыша, обучения школьника, так и для взрослого человека, усвоения новых знаний на основе уже имеющихся представлений.
     Для дошкольника воображение выполняет защитную функцию и познавательную, как и для людей любых возрастов. Благодаря познавательно-интеллектуальной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
    Воображение у детей выполняет также аффективно-защитную роль. Оно предохраняет легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
     Так же этот вид воображения содействует организации взаимоотношений между людьми, которые в значительной мере зависят от того, насколько люди представляют состояние друг друга, ситуации, в которых они находились или могут находиться в будущем, что может помочь и в ориентировке в ситуациях в целом; помогает реконструировать события прошлого. С помощью воссоздающего воображения человек может сформировать отношение к определенным событиям в будущем, а следовательно психологически подготовиться к ним. При  этом даже творческие акты не могут осуществляться без воссоздающего воображения.
    В дошкольном возрасте воображение играет значительную роль в развитии ребенка, в игровой, трудовой деятельности, а далее уже в учебной. [4]
     
     
     
     
    1.2  Развитие воображения у детей в процессе взросления
     
    Исследуя особенности воображения у детей с нарушениями зрения,  логичным будет изначально рассмотреть возрастные особенности развития воображения, этапы становления данного психического процесса.
    Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
    Воображение формируется в разное время. Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.
    Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. До этого оно существует внутри других познавательных процессов, закладывающих его фундамент. К трем годам оно становится самостоятельным процессом. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное помогает создать целостный образ события, явления, достроить картину, схему, а аффективное выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.[5]
    Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4—5 годам, т.е., воображение как целостный психический процесс является новообразованием именно дошкольного детства.
    Выделяют 3 стадии развития воображения в дошкольном возрасте:
    1 стадия - опора на наглядность (доминирование предметной окружающей среды, действия с окружающими предметами, т.е. ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой);
    2 стадия -  использование прошлого опыта (то, что ребенок видел, либо действия ребенка, ранее выполняемые преобразуются, т.е. используется прошлый опыт);
    3 стадия -  особая внутренняя позиция (ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно творчество).
    Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов, сначала использование предметов - заменителей, похожих на замещаемые, затем без признаков сходства, а далее необходимость во внешней опоре исчезает, т.е. происходит представление действий с предметом в уме. Игра происходит без видимых действий, целиком в плане представления.[6]
    Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности (игра, сочинение сказок, рисование), при чем в этом возрасте, преимущественно задействовано репродуктивное (воссоздающее) воображение, образы которого строятся на памяти, но иногда присутствуют оригинальные сочетания, особенно ярко это проявляется в первой половине  дошкольного возраста, когда полученные впечатления механически воспроизводятся в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра кинофильмов, во время которых образы воображения восстанавливают действительность на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабо развитым.
    Младший дошкольник не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, не может вычленить фрагменты воспринятого, из которых можно сложить что-либо новое. Для него характерно неумение представлять вещи под иным углом зрения и трудности в мысленном преобразовании не только пространственных, но и простых плоскостных изображений.
    Развитие аффективного воображения с возраста 2,5-3 года до 4-5 лет проходит через ряд этапов.
    На первом этапе отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных ими сказок.
    На втором этапе ребенок уже может строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).
    На третьем этапе формируется механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6—7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
    В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольное запоминание, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое воображение. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры.
    Воображение становится управляемым, формируются действия воображения, замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета, образ действия героя или действия с предметом.  К концу дошкольного периода детства воображение ребенка представлено в двух основных формах:
    а) произвольное, самостоятельное порождение некоторой идеи;
    б) возникновение воображаемого плана ее реализации.
    Что касается младшего школьного возраста, полноценные продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с процессом обучения в школе, где школьника уже побуждают непосредственно к произвольным действиям воображения, он может создавать в воображении различные ситуации. Возникают разветвленная система мотивов деятельности и ее цели и мотивы достижения успеха, что является стимуляцией развития творческого воображения. Можно сделать вывод, что в начале обучения преимущество будет иметь репродуктивное воображение, которое будет включено в целенаправленную деятельность при получении  большого количества описательных сведений, что требует воссоздания образов. Но затем по мере обучения, после 7-8 лет происходит накопление тематических представлений, специальных знаний, развитие способности управлять своей умственной деятельностью, в том числе и процессом воображения. Таким образом, создается почва для развития творческого воображения в последующие периоды жизни.
    Но воображение младшего школьника требует подкрепления различными знаками, графическими образами, схемами, макетами  и т.д., но в целом, качество продукта воображения школьника зависит от культурного багажа, духовного уровня семьи, степени ориентации самого ребенка и жизненного опыта. При этом наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие - фантастические образы и ситуации
    Наиболее сензитивным периодом для развития воображения  является возраст 6-12 лет, максимум способности к фантазии наблюдается в 8 - 11 лет.
    У некоторых психологов, есть убеждение в том, что в младшем школьном возрасте творческое воображение  постепенно угасает, что связано с установкой обучения на усвоение системы образцов, т.е. однообразных, стереотипных повторяющихся действий, шаблонов.[7]
    В подростковом же возрасте развитие воображения связано непосредственно с общим интеллектуальным развитием. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
    В данном возрастном периоде существует и вторая линия развития воображения. Не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. При этом имеется много острых личных проблем, и воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию. Также в  своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. При этом воображение как высшая психическая функция может соединяться с мышлением, посредством чего подросток решает различные мыслительные задачи. Таким образом, воображение подростков может существенно влиять на познавательную, эмоционально - волевую сферу и личность.
    Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей.
     Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности.
    Для  старшего школьного возраста, ранней юности становится характерной самостоятельная творческая деятельность, свойственная взрослому человеку, основой которой является развитость мышления, первую очередь абстрактного, совершенствование владения сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, действиями воображения.
    Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, который заключается в том, что воображение как психический процесс развивается постепенно, и каждая ступень развития соответствует определенному возрастному этапу.
    С начала дошкольного возраста и по младший школьный возраст преимущественно развивается и задействовано в деятельности ребенка воссоздающее воображение, но в то же время имеются зачатки творчества в дошкольном возрасте, новизны и оригинальности в младшем школьном возрасте. Но вопрос о развитии воображения в разные возрастные периоды  по сей день остается спорным, и у многих авторов существуют различные взгляды относительно него.[8]
     
    2. Развитие воображения с нарушениями зрения у детей младшего и среднего
     
     
    Чтобы  рассмотреть влияние дефекта органа зрения на развитие воображения и его особенности, следует вкратце описать различия  в формировании психических функций детей с нарушениями зрения и детей с нормальным зрением в целом.
    Зрение является одним из главнейших генеральных анализаторов организма, обеспечивающих получение наиболее полной динамической информации (цвет, форма и т.д.) об окружающем мире. В процессе онтогенеза накопление зрительной информации усложняется, дифференцируется, гармонически связывается с функциями памяти, представлениями, речью и мышлением.
    Исходя из этого, можно предположить, что при нарушении накопления зрительной информации все выше перечисленные функции и процессы будут, так или иначе, нарушаться, но в разной степени.
    Первоначально большую проблему в развитии воображения в целом создает нарушенное в разной степени  зрительное восприятие. Если говорить об активизации воображения при рисовании, то данный вид восприятия является решающим в данной разновидности изобразительной деятельности. Существуют исключения, когда при полной слепоте люди являются талантливыми и гениальными художниками, но это происходит при условии появления слепоты в пору возрастной зрелости. У человека к этому времени имеется богатый запас знаний, зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы. Но в большинстве случаев полное или частичное выпадение функций зрения обедняет  представления, причем как в количественном, так и в качественном отношении, ограничивает возможность комбинирования и реконструкции образов памяти, т.е.  развитие воображения затруднено. Но в то же время, при слепоте, т.е. тяжелом дефекте зрения может наблюдаться достаточно развитое творческое и воссоздающее воображение благодаря компенсаторной функции других анализаторов и видов восприятия, т.е. посредством восприятия информации на слух и тактильно.[9]
    Таким образом, создание новых и оригинальных продуктов деятельности будет весьма проблематичным, т.к. нарушено зрительное восприятие, и как следствие сужение сферы чувственного познания ограничивает возможность  возникновения представлений и создания образов  на основе предшествующего опыта, присутствует бедность и однообразие ассоциативных связей, либо затрудненным, будет снижена скорость деятельности.
    Дети данной категории, в силу нарушения зрения замедленно воспринимают информацию, полученную через различные анализаторы. При этом скорость и правильность зрительного восприятия  зависят не только от остроты зрения, но и от других функций зрения (поля зрения, цветоразличения. Следствием этого является недостаток глубоких переживаний, что влечет за собой снижение результативности умственной деятельности, обилие поверхностных внешних впечатлений, из - за чего ребенок привыкает к пассивным формам восприятия  и переживания, понижается спонтанная активность, появляется духовное обеднение, что не может не отразиться на творческой фантазии ребенка, развитии творческого воображения и способностей. Ребенок замыкается в себе, и потенциал, уже имеющийся у ребенка относительно воображения не реализуется и не проявляется в творческой деятельности, оригинальные идеи ребенка не реализуются в действительности
    Но дальнейшее развитие воображения зависит от грамотно проводимой комплексной коррекционной работы, в ходе которой будет коррегироваться  нарушение зрения, насколько это возможно, сглаживаться его последствия, т.е. нарушения психических познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы, в том числе  и воображения.
    Для детей с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти (т.е. прослеживается доминирование воссоздающего воображения над творческим). Всё это опять же сказывается на развитии воображения, при этом творческое воображение страдает значительнее, чем воссоздающее, при преимущественной развитости второго. Присутствует неустойчивость первоначального замысла, соскальзывание. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий, что сказывается на развитии изобразительной деятельности и ее результатах, продуктах деятельности (рисунках). Но всё выше перечисленное наблюдается при достаточно выраженном нарушении зрения, либо изначально не скоррегированном.
    Если ребенок не имеет слепоты, и относится к частично зрячим с остаточным зрением и слабовидящим, то познавательная, трудовая и другие виды деятельности протекают при содружественной работе зрительного и осязательного восприятия. В любом случае у таких детей возникнут различные (в зависимости от степени нарушения зрения) трудности, связанные с нарушением цветоощущения, сужением поля зрения, резко отличающимся от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения, снижением зрительных дифференцировок, что обусловливает неполноту, целостность образов воображения.
    Нарушение цветоощущения присущи людям с нарушением действия колбочкового аппарата  сетчатки глаза или с  частичной цветовой слепотой. Они чаще не различают красные или зеленые цвета (дальтонизм). Ясно, что воспринимать окраску предметов такие люди не могут, но возможно именно это является пусковым механизмом активизации творческого либо воссоздающего воображения, т.к. человек, не распознав цвет предмета, может фантазировать, представлять  возможные его варианты.[10]
    У детей с нарушениями зрения не развиты бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер (при косоглазии, амблиопиях и других зрительных патологиях), поэтому,  используя все возможности компенсаторных механизмов, следует так организовать познавательную деятельность ребенка, чтобы он «ощутил гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере».
    У детей с нарушениями зрения в силу дефекта зрительного анализатора присутствует неспособность длительно удерживать внимание и сосредотачиваться, плохая память, нарушение зрительного восприятия, что оказывает негативное влияние на развитие  воображение, в результате которого возникают трудности в возникновении представлений и образов. Чем выше острота зрения и более сохранны функции зрения в целом, тем больше точность, скорость формирования и круг имеющихся образов воображения, как творческого, так и воссоздающего. Но в любом случае при нарушениях зрения, так или иначе, будут наблюдаться трудности в развитии воображения, уровень развития которого будет, если даже незначительно, ниже возрастной нормы, причем за счет сохранности функций слухового анализатора, слухового восприятия, речевое развитие будет более приближенным к норме, в отличие от представлений и зрительного восприятия детей, что отражается на их деятельности, а именно более негативно данный факт отразится на творческом воображении в изобразительной деятельности, нежели на данном процессе в речевой деятельности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
     
    3.1. Описание программы эксперимента
     
    Цель экспериментального исследования: изучить проявления воображения, в первую очередь относительно показателя оригинальности, детей среднего возраста с нарушениями зрения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
      Задачи исследования:
    1.  Подобрать диагностический материал.
    2.  Выявить уровень развития воображения (в норме и при нарушении зрения).
    Характеристика испытуемых. Методика применялась для изучения детей с нормальным зрением  и детей с различными нарушениями зрения, а именно амблиопией, косоглазием, астигматизмом, близорукостью и дальнозоркостью с остротой зрения от 0,1 до 0,8. Группы составили  дети с нормальным зрением (10 школьников 8 - 9 лет) и 10 их сверстников с нарушениями зрения. Исследование проводилось в 2012 году на базе средней школы № 2 г. Темиртау.
    Описание методик.
    Для проведения исследования были подобраны 3 методики:
    1.   Методика «Вербальная фантазия»[11]. Цель методики - выявление уровня развития воображения и  в речевой деятельности.
    2.   Методика «Рисунок».[12] Цель методики - выявление уровня развития воображения в изобразительной  деятельности - невербальная фантазия.
    3.   Методика «Дорисовывание фигур».[13] Цель методики - выявление уровня развития творческого воображения при дорисовывании фигур, как более легкий вариант изобразительной деятельности.
    Таким образом, 1 методика направлена на исследование уровня развития воображения и степени оригинальности у детей в речевой деятельности, а 2 и 3 методики характеризуют уровень развития воображения и оригинальности в изобразительной деятельности. Каждый из параметров, отражающих уровень развития воображения  подробно анализировался, результаты исследования обобщались в таблицы, где в процентах был описан уровень достижений по каждому параметру и делался общий вывод о наличии определенного уровня развития воображения у каждого ребенка, а затем у каждой  выборки в целом, когда также  на основании качественной характеристики полученных данных делался вывод об особенностях воображения детей 8 - 9 лет с нарушениями зрения путем сравнения  полученных результатов с результатами сверстников с нормой зрения.
    3.2. Количественная и качественная характеристика результатов эксперимента
     
    В результате проведения эксперимента были получены данные, которые были занесены в таблицы, качественно и количественно обработаны, исходя из которых можно сделать вывод о влиянии нарушения зрения и индивидуальных качеств ребенка на наличие определенного уровня развития воображения и его особенностей у детей среднего возраста.
    Методика №1.  «Вербальная фантазия»
    Стимульный материал  представлен в языковой форме – это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) воображения.
    Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о какой-либо своей работе (поделка, открытка, коллаж) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
    Параметры оценки по  методике «Вербальная фантазия»
    Оцениваемые параметры воображения ребенка
    Оценка этих параметров в баллах
    0
    1
    2
    1)скорость процессов воображения
    Ребенок не придумал сюжета рассказа
    Ребенок сам придумал сюжет рассказа
    Ребенку удалось придумать два сюжета рассказа
    2)необычность, оригинальность образов
    Ребенокпересказал то, что когда-то слышал или видел
    Ребенок пересказал известное, но при этом внес что- то новое
    Ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше видеть или слышать
    3)богатство фантазии;
    Разнообразие используемых образов, не менее 5
    Разнообразие образов от 6 до 9
    Число образов превышает 10
    4)глубина и проработанность (детализированность) образов.
    Центральный объект рассказа изброжен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов
    При описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная
    По глубине и проработанности образов рассказ ребенка расписан в нем достаточно разнообразных характеризующих деталей
    5)впечатлительность или эмоциональность образов воображения
    Образы в рассказе малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего
    Образы рассказа вызывают интерес к себе со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию
    Ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя не угасает , сопровождается эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения , страха и т. п.
     
    О баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий при­знак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
    Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рас­сказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сю­жет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это ми­нуты, то по скорости воображения он получает оценку в i балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов вообра­жения» ребенку ставится 2 балла.
    Необычность, оригинальность образов расценивается следую­щим способом.
    Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок при­думал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
    Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнооб­разии используемых им образов. При оценивании этого качест­ва процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных ха­рактеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
    Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество дета­лей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
    Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и харак­теристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантас­тическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему клю­чевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
    О баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной про­работки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при опи­сании центрального объекта рассказа его детализация умерен­ная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок по­лучает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных харак­теризующих его деталей.
    Впечатлительность или эмоциональность образов оценива­ется по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.
    Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало­интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающе­го, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивает­ся в О баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную ре­акцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вско­ре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были исполь­зованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усилива­лось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рас­сказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.
    Таким образом, максимальное число баллов, которое ребе­нок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.
    Выводы об уровне развития
    10 баллов — очень высокий.
    8-9 баллов — высокий.
    4-7 баллов — средний.
    2-3 балла  — низкий.
    0-1 балл   — очень низкий. [14]
    Уровень развития воображения в речевой деятельности  оценивался с опорой на несколько показателей.
    Полученные данные об уровнях развития воображения при рисовании и о степени оригинальности ответов для групп детей с нарушениями зрения и с нормой зрения различаются: результаты детей с нарушениями зрения на 10 % выше результатов их сверстников с нормой развития: многие, входящие в группу детей с нарушениями зрения придумали  рассказы с минимальной затратой времени, при этом наблюдалось богатство фантазии и эмоциональность образов, которые оказывали на слушателя впечатление. Также показательным критерием более высокого уровня развития воображения детей с дефектами зрения является то, что у 20% обследованных детей с нарушенным зрением наблюдается низкий уровень развития воображения, так как по всем показателям развития воображения они отстают от сверстников как с нормой развития, тогда как у старших школьников с нормой зрения данный уровень выявлен в 30% случаев, а высокий уровень наблюдается у 40% детей, тогда как в группе детей с дефектами зрения - у 50%, что  обусловлено систематическим проведением коррекционно-развивающей работы, которая охватывает развитие всех психических функций, и которая закономерно не проводится с детьми, имеющими норму зрения. Таким образом,  у детей  с нарушениями зрения в легкой степени и остротой зрения, приближенной к норме, психические процессы, в том числе и воображение, могут иметь более высокий уровень развития.
    Показатели скорости воображения практически у всех детей (80%) были высокие в двух выборках. Причем 70 % детей начинали рассказ почти сразу после того, как выслушали инструкцию (10-15 секунд)
    Важным было - разграничить продукты воображения детей и воссоздающего в виде полученных данных. Некоторые рассказы были представлены в виде пересказа уже широко известных мультфильмов, сказок и т.д. (один испытуемый пересказал до мельчайших подробностей первую серию мультсериала «Маша и медведь») Но, в то же время, если элементы сюжета были детьми заимствованы, то при обработке результатов опорой служили следующие за скоростью показатели - проработанность деталей, количество деталей, предметов, героев, ситуаций и т.д. -  которые отражали то, насколько дети умеют фантазировать и добавлять к уже известным им событиям новые (испытуемый взял за основу рассказа басню «Ворона и сыр», но дополнил ее своими яркими деталями, героями, ситуациями и передал эмоциональное состояние каждого героя и т.д.)
    Абсолютной оригинальностью сюжета и образов  отличились только  30 % учащихся с дефектами зрения и всего лишь 10% с нормой зрения. Были рассказы про инопланетных гостей, причем сюжет одного был абсолютно фантастическим, а другой повествовал о смешной ситуации, произошедшей с человеком в отпуск, который принял пляжную тарелку для игры за НЛО (при этом развитие событий вызывало огромный интерес). У остальных либо были свои привнесения в уже известный сюжет, т.е. сходные с результатами по рассказу «Ворона и сыр» (30%), либо результаты по этому критерию отсутствовали (30 %), т.е. сюжеты банальны, отражают обычные жизненные ситуации, либо дословно пересказывается уже известный сюжет
    Богатство фантазии проявили 50% детей с нарушениями зрения и 30% с нормой зрения, в рассказах которых число  деталей варьировало от 11 до 20: наличие нескольких героев, развитие событий, различные ситуации, описание признаков образов, чувств героев. У 40% детей двух выборок наблюдалось богатство фантазии среднего уровня (не более 7 деталей), при этом в целом рассказы были скромны по содержанию и сюжету либо состояли из простых предложений («Жила  - была девочка. Она пошла в лес и заблудилась. Встретила мальчика, который помог ей вернуться домой…» и др.). 10% учащихся с нарушениями зрения и 30% с нормой показали низкий уровень в отношении этого параметра, так как либо не знали на какую тему составлять рассказ, либо количество деталей было менее пяти.
    Глубина и  проработанность образов в целом была недостаточная. Возможно потому, что дети придумывали рассказ по ходу повествования, и не обращали внимание на проработку образа: 40% (нарушения зрения) и 20% (норма)- умеренная детализация (1-2 слова, описывающих героя, ситуацию), 40% (нарушения зрения) и 40% (норма) - объект рассказа описан схематично, мельком (т.е. испытуемые называли героя, действия героев, например, «Жил - был мальчик…», «Жила - была семья динозавров…» но не описывали подробно их качеств, особенностей) и только в 20% (нарушения зрения) и в 30% (норма) детали рассказа были описаны подробно, вплоть до каждого шага,  чувств и ощущений героев (к примеру, испытуемый описывал, как над главным героем рассказа смеялись дома, когда он рассказал им про НЛО).
    Некоторый рассказы вызывали интерес, эмоциональную реакцию со стороны слушателя, оказывали впечатление (50 % детей с нарушениями зрения и 20 % детей с нормой зрения), при этом некоторые испытуемые поражали именно эмоциональностью повествования, то есть можно было наблюдать проигрывание ситуаций рассказа, т.е. рассказ «в лицах», другие поражали подробностью рассказа при его оригинальности в целом. 40% детей на некоторое время вызывали интерес, но кратковременный, так как услышанное далее было либо давно известным, либо отсутствовали детали, которые бы могли вызвать ответную эмоциональную реакцию.
    Таким образом, в результате обработки полученных данных по методике, было установлено, что у детей с нарушениями зрения имеется уровень развития воображения в речевой деятельности, т.е.  вербальной фантазии, мало отличающийся от уровня развития воображения у детей с нормой зрения, но не уступающий по показателю оригинальности и впечатлительности (эмоциональности) образов, который даже превышает  норму развития.
     
    Методика № 2. «Рисунок»
    Уровень развития воображения в  изобразительной деятельности (невербальная фантазия) также оценивался по нескольким критериям.[15]
    В ходе проведения данной методики было установлено,  что также,  как и в результатах первой методики присутствуют различия в уровнях развития воображения детей, причем снова дети с нормой зрения уступают по его развитию школьникам с нарушениями зрения: показательными являются различия высокого и низких уровней по результатам, полученным в двух выборках, а именно,  у детей с нарушениями зрения большее количество детей имеет высокий уровень развития воображения и меньшее число детей имеет низкий уровень воображения по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение, а средний уровень в двух выборках имеет практически одинаковый процент учащихся.
    Показатели скорости воображения, как и по результатам методики «Вербальная фантазия» были высокими: 70 % учащимся с нарушениями зрения и нормой зрения  потребовалось от 5 до 15 секунд, чтобы придумать сюжет своей картине, после чего некоторые,  молча, приступали к рисованию, а другие сразу озвучивали тему. 20% детей с нарушенным зрением  и 30% потратили минуту на обдумывание сюжета, в то время, как  10% в выборке  детей с нарушенным зрением так и не нарисовали картину.
    Оригинальность в сюжете картины отмечалась только у 10% учащихся с нарушениями и нормой зрения (испытуемый изобразил монстра, дом которого находится в самом монстре).  У 30% испытуемых в обеих выборках были некоторые привнесение в уже известные изображенные сюжеты  (один из учащихся нарисовал басню «Ворона и сыр»,  добавляя множество деталей в окружающий главных героев пейзаж, что никак не могло описываться в самой басни, по этому рисунку впоследствии он составил и рассказ; другой учащийся изобразил обычный городской двор, в котором мальчик играл сразу в несколько мячей, одновременно, прыгав на скакалке, при чем придумывал он эти действия по ходу рисования, и этот элемент вполне можно назвать оригинальным; Змей Горыныч с разноцветными головами; неизвестная планета по подобию Земли). У 60% испытуемых в рисунках просматривались повседневные пейзажи, которые порой встречаются очень часто (изображение осеннего города в виде дерева и листвы на земле; лес с двумя деревьями, поход в магазин, герои мультиков и т.д.)
    Богатство фантазии наблюдалось у 30% испытуемых и в первой, и во второй выборках. В их рисунках присутствовало 12 - 15 деталей (образы, герои, детали окружающей обстановки, яркие действия изображенных героев), из которых складывался сюжет картины либо изображенный образ. Но у большинства испытуемых (60% с нарушениями зрения и 40 % с нормой) наблюдалась среднее количество деталей в интервале от 6 до 9 (например, если изображен осенний парк, то нарисовано дерево, листья на земле, облака, солнце, использовано несколько цветов, и больше никаких дополнений  в рисунке не наблюдается). У 10% учащихся с нарушенным зрением богатства фантазии не наблюдалось абсолютно, так как в 10% случаев в выборке детей с нарушения зрения картина была не нарисована вследствие отказа, а в 30% случаев в выборке детей с нормальным зрением число деталей было равно 4.
    Проработанность образов отмечается у 50% испытуемых с нарушениями в развитии и у 30% детей с нормой зрения.  Некоторые объекты рисунка изображены в мельчайших деталях (в одном изображении прорисованы пуговицы, линии на одежде людей, на другом можем наблюдать детализированное изображение пейзажа - прорисовывание веточек, листьев на деревьях, маленьких насекомых, и даже запаха сыра). У 30% детей в выборке с нарушенным зрением наблюдалась умеренная детализация, в то время как в норме - у 20%, то есть объекте на рисунке не замечалось ничего лишнего, но в то же время были некоторые детали, которые по мнению детей придавали индивидуальность (например, надписи на машинах при схематичном изображении самих автомобилей). У 10 %  испытуемых с нарушениями зрения и у 50% с нормой не отмечалась проработанность образов в силу их отсутствия (в целом невыполненное задание) либо изображение, его детали были нарисованы схематично.
    Эмоциональную реакцию и интерес вызвали 40% работ детей с нарушениями зрения, в то время как с нормой зрения - только в 20% случаев. В основном это имело зависимость от таких показателей, как проработанность образов и богатство фантазии, т.к. когда испытуемые успевают за 5 минут оригинально детализировать свой рисунок, уже само по себе вызывает интерес, при этом в рисунках встречались образы, которые нельзя было раньше увидеть (например, монстр, либо необычная деятельность людей). 10% испытуемых с нарушениями зрения и 40% - с нормой создали изображение, которое вызывало интерес, но вскоре он исчезал (пляж, представленный солнцем, песком и морем, и, несмотря на то, что последние два объекта были тщательно прорисованы, в целом в рисунке отсутствовали дополнительные оригинальные детали). В 50% случаев (нарушенное зрение) и 40% (норма зрения) содержание рисунков не вызывало какой - любо эмоциональной реакции со стороны наблюдателя, т.к. в них не наблюдалось оригинальности, что уже указывалось  выше
    Следует отметить, что при рисовании у детей не хватало отведенного по инструкции времени (5 минут), т.е. если бы оно было неограниченно либо был предусмотрен больший временной промежуток, то испытуемые могли закончить свой рисунок, дополнив его деталями, цветом, возможно весьма оригинальными, но так как половина детей тратила время на прорисовку отдельных объектов, времени на остальное не хватало. При этом относительно скорости самого рисования дети с нормой зрения были более быстрыми, нежели учащиеся с нарушенным зрением, и успевали за отведенное время нарисовать задуманный рисунок полностью.
     Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения методики, целью которой было выявление уровня развития воображения в изобразительной деятельности, показали, что при  рисовании у детей с нормой зрения уровень развития творческого воображения выше нормы, но как и в предыдущей методике, но разница в уровнях воображения при сравнении двух выборок, в частности высоком и низком, составляет всего лишь 10%.
     
    Методика № 3. «Дорисовывание фигур»
    Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
    В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
    Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

    Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
    Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
    Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
    Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
    Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
    Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
    Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
    Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
    Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
    Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
    Можно выделить следующие уровни:
    При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
    Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.[16]
    При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
    При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
    В ходе подсчетов был выявлен средний коэффициент оригинальности по двум группам, с которым в дальнейшем сравнивались результаты каждого ребенка и отражали уровень развития воображения младших школьников. Полученные данные представлены на гистограмме (рис. 3).
     
    Полученные данные об уровнях развития воображения и о степени оригинальности ответов для групп детей с нарушениями зрения и с нормой зрения при дорисовывании деталей (фигур) также свидетельствуют о наличии различий между уровнями развития данного вида воображения у двух выборок  детей. В данном случае результаты в каждой выборке относительно процентного соотношения варьировались в широких пределах.
    Различия проявляются в следующем: каждому ребенку требовалось разное количество времени, чтобы дорисовать отдельно взятую фигуру, но из двух исследуемых групп, в целом дети тратили приблизительно одинаковое количество времени на обдумывание  того, как им дорисовать фигуру (3-10 секунд).
    У некоторых детей наблюдались трудности при изображении определенного предмета, поэтому они меняли свою задумку на менее оригинальную. Несмотря на это, все ответы были зафиксированы. В целом, данная трудность наблюдалась за редким исключением, как у нормы, так и у детей с нарушениями зрения.
    Нередко у отдельно взятых детей повторялись изображения, т.е. у ребенка из разных фигур получались одни и те же предметы. Скорее всего, это связанно с упоминаемыми в литературе шаблонами, а так же преобладанием воссоздающего воображения: дети рисуют либо то, что видели недавно, либо припоминают что - то, либо используют закрепившийся шаблон (например, из двух кругов получится снеговик, если добавить третий круг)
    Как при нарушенном зрении, так и при нормальном у детей не наблюдалось утомляемости.
     Результаты проведенной методики также указывают на то, что в дефекты зрения могут не оказывать влияния  на развитие творческого воображения. У 70% детей с нормой развития наблюдается средний уровень, а у детей с дефектами зрения проценты распределились относительно высокого и низкого уровня: 50% высокий и 40% низкий. Это может свидетельствовать о том, что непосредственно у детей с дефектами зрения наблюдается различная степень нарушения, а также о том, что работа, которая проводится с детьми в отношении коррекции развития психических процессов, а также медицинская помощь воспринимается по - разному. Вследствие этого на данный момент имеется такое неравномерное процентное соотношение внутри данной выборки.
     Результаты, полученные по данной методике свидетельствуют также о том, что при наличии «отправной точки», изначально имеющихся элементов изображения, детям с нарушениями зрения легче сориентироваться и оригинально дорисовать изображение, нежели самостоятельно придумать замысел и нарисовать его на чистом листе.
    Таким образом, на основе полученных результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения уровень развития творческого воображения, а также некоторые его качественные характеристики, ничем не отличаются от нормы развития.
    Более того, уровень развития данного вида воображения у детей с дефектами зрения может быть выше, чем у детей с нормальным зрением, что наглядно показывают результаты проведения методики № 1 и № 2. Вероятно, это обусловлено скоррегированными в большей или меньшей степени нарушениями зрения, а также наличием коррекционно-развивающих занятий с педагогом  - психологом.  Ко всему прочему, у выборки с дефектами зрением не были зафиксированы нарушения зрения в тяжелой степени: все дети имели остроту зрения, приближенную к норме, что достигалось благодаря ношению очков.
    Что касается неравномерного распределения результатов в выборке детей с нарушениями зрения, то, как уже предполагалось, возможен факт различного восприятия и принятия помощи (медицинской и психолого-педагогической), которая возможно оказывает недостаточное влияние на определенных детей с нарушениями зрения, либо оказывается относительно недавно, и на данный момент рано говорить о среднем и высоком уровнях развития.
    У младших  школьников констатируется в целом средний уровень развития творческого воображения, что является хорошим показателем, так как у младших школьников творческое воображение только начинает развиваться на основе воссоздающего и может иметь в подавляющем большинстве низкий уровень.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    4. РЕКОМДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ
     
    Обучение уже в младшей  школе требует достаточно сформированного уровня воображения, поэтому уже сейчас следует позаботиться о должном уровне развития воображения вашего ребенка. Особенно это важно для детей с нарушениями зрения, при нарушении зрения искажается зрительно воспринимаемая информация, обедняется зрительное восприятие, и как следствие – недостаток представлений ребенка об окружающем мире, более узкий кругозор, что негативно влияет на возникновение образов воображения. Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической и психологической заботы, а также усилий родителей, которые следует прилагать,  чтобы оно развивалось и ребенок был бы успешен и реализовывался в разных сферах и деятельности.
    Можно дать некоторые рекомендации родителям относительно развития  данного познавательного процесса у ребенка.
    1.   В первую очередь следует устранить причину недостаточной развитости воображения. В данном случае, это нарушение зрения.
    Сокращение, либо искажение зрительных ощущений и восприятий, может ограничить возможности формирования образов воображения, памяти. Поэтому в первую очередь необходимо по возможности стремиться к устранению дефекта зрения либо сглаживанию его проявлений, если он мешает познанию ребенком окружающего мира и его восприятию, и как следствие замедляет развитие воображения из-за неполноты знаний.
    2.   Помощь ребенку в развитии данного познавательного процесса можно проводить дома, либо определить в специальную (коррекционную) школу, если на то есть основания (заключения специалистов), где ему будет оказана необходимая помощь в развитии воображения и других процессов. Особенно не стоит пренебрегать консультацией психолога, специального психолога, который поможет справиться с имеющимися трудностями.
    3. Необходимо развивать кругозор ребенка.
    4.  Следует развивать наблюдательность.
    5.   Необходимо постоянно обогащать эмоциональный опыт детей. Это тесно связано с кругозором ребенка. Чем больше ребенок видит нового, интересного для него, тем лучше. Это новое должно вызывать у ребенка яркие эмоции, впечатления. При этом помните, что ребенок должен испытывать разные эмоции, в том числе и грусть, и другие подобные. Это также пополнит его чувственный опыт.
    6.   Не стоит пренебрегать проведением в домашних условиях сюжетно – ролевых игр, в которых к уже известным «образам – ролям» присоединяются новые детали, события, придуманные ребенком, так как, главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, являются сюжетно-ролевые игры либо игры - драматизации. При этом сюжет детских игр должен обогащаться, желательно использовать воображаемые ситуации, предметы.
    7.   Также на пользу пойдет организация собственно драматизации (та же сюжетно – ролевая игра, но по какому – либо произведению, сказке, т.е. на основе описания героя ребенок играет роль, пытаясь представить себе, как бы герой мог выглядеть в реальной жизни). При этом хорошо развивается воссоздающее воображение.
    8.   При развитии воображения необходимо уделять внимание различным видам деятельности воображения. Нужно не только играть с ребенком, но и рисовать (как на свободную, так и на заданную тему). Особенно полезно рисование под музыку, которая помогает ребенку представить образ, который возникает во время ее звучания. Музыка должна быть эмоционально окрашена, чтобы стимулировать активность процесса воображения ребенка. Он начнет «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
    9.   Если говорить о прослушивании музыки, то она должна быть  эмоционально окрашена. Вследствие этого происходит «наплыв» представлений, образов, как уже знакомых, так и новых, которые ребенок возможно захочет воплотить в жизнь, проявляя таким образом свой творческий потенциал, а также вместе с этим тренируя воссоздающее воображение, которое необходимо на уроках.
    10. Следует также обращать внимание на игры другого рода, например, «Назови причины», различные логические задачи для его возраста, либо можно создать проблемные ситуации, решение которых ребенок находит самостоятельно, либо с вашей ненавязчивой помощью. Воображение непосредственно связано с развитием мыслительной деятельности, и его развитие напрямую зависит от данной деятельности. Таким образом, неоднозначность решения задач стимулирует деятельность воображения, и можно  наблюдать  не только за проявлениями фантазии ребенка, но и за развитием его мышление.
    11.  И самое главное, ребенку необходим простор для фантазии. Можно предложить ему из подручных материалов (пенопласт, скорлупа от ореха, лоскуты ткани, шишки, палочки, камешки, вата, бумага и т.д.) придумать скульптуру, поделку, аппликацию. При этом взрослые должны фантазировать сами, стараться заинтересовать своего ребенка, к примеру, необычным заданием, экспериментировать с материалами для работы и каждый раз предлагать что-то новое, чтобы интерес, появившийся у ребенка к подобным заданиям не терялся, иначе они ему просто наскучат. Также для работы подойдет пластилин. Ребенок также может сам предложить материалы.
    12. Если у ребенка уровень развития воображения соответствует возрастной норме, либо является высоким, то не стоит пренебрегать развитием познавательных процессов в целом, в том числе и развитием воображения. Выше указанные виды деятельности также будут интересны ребенку, но с тем условием, что они будут на порядок сложнее.
    Поэтому не стоит давать ребенку задания, проводить с ним игры, которые не соответствуют его развитию на данный момент, так как это не принесет никакой пользы.
    Таким образом, соблюдение этих рекомендаций будет способствовать более успешному развитию творческого воображения у детей с нарушениями зрения и, как следствие,  их гармоничному развитию в целом.
     
     
     
     
     
     
     
      Заключение
     
     
    Воображение представляет собой высшую психическую функцию, которая рассматривается некоторыми авторами, как способность человека и человеческой психики создавать образы на основе имеющегося опыта и представлений.
    Существуют виды воображения, такие как активное и пассивное,  творческое и воссоздающее, аффективное и познавательное, развивающиеся последовательно, каждый из которых  преобладает в определенном возрастном этапе, и выполняет различные функции (защитная, познавательная). Творческое воображение позволяет проявить личности свою индивидуальность, реализовать себя в различных видах деятельности, найти выход из любой проблемной ситуации. Наличие оригинальности как проявления творчества для человека необходимо, т.к. всегда ценилось умение действовать не по шаблону и нестереотипно.
    Воображение начинает развиваться только к концу дошкольного - началу младшего школьного возраста, и его активность в начале школьного обучения может  угасать. Поэтому важно проводить дополнительную работу по развитию этого вида воображения. В дальнейшем, при наличии направленного воздействия на развитие творческого воображения оно будет иметь более высокий уровень развития (подростковый, юношеский возраст), что положительно скажется на деятельности в различных сферах жизни, где творчество всегда приветствуется.
    Дети с  нарушениями зрения, у которых помимо зрительной функции нарушено еще и зрительное восприятие, его точность, скорость, имеют меньший запас представлений, образов, воспринятой информации. Вследствие этого, развитие  процесса воображения, особенно  творческого, отстает от нормы. Поэтому с ними должна проводиться комплексная коррекционная работа по развитию творческого воображения, т.к. более развитым у них является репродуктивное. Она должна заключаться в медицинском наблюдении и  полном или частичном устранении  дефекта зрения, а также в коррекции других познавательных процессов, таких как зрительное восприятие, мышление речь и т.д.
    Развитие ребенка может практически соответствовать  норме, если нарушения зрения незначительные, например, сохранна острота зрения, приближена к норме, либо нарушение уже подверглось медицинскому воздействию, либо имела место работа с психологом.
    В ходе проведения исследования была достигнута его основная цель - изучить развитие воображения у детей с нарушениями зрения  в двух видах деятельности (изобразительной и речевой) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками – посредством проведения двух методик на определение уровня развития вербальной фантазии, творческого воображения в изобразительной деятельности (невербальной фантазии), а также методики на выявление уровня развития творческого воображения и степени оригинальности при дорисовывании фигур (при дополнении имеющихся деталей).
    Было выявлено, что детей с нарушениями зрения уровень развития воображения не ниже уровня развития твоображения у детей с нормой развития. В результате проведения методик  «Вербальная фантазия» и «Рисунок» дети с дефектами зрения показали более высокие результаты.
    В данном возрасте дефект зрения, его отягощенность  в меньшей степени влияет на развитие воображения. Дети могут достигать высоких результатов при выполнении заданий, направленных на диагностику воображения. В то же время имеется низкий уровень развития данного процесса, что связано с недостаточным коррекционным и развивающим воздействием, либо оказываемым относительно недавно.
    Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость учета степени дефекта зрения и особого подхода при работе по коррекции самого зрительного нарушения, по развитию психических процессов, и продолжительности коррекционного воздействия.
    Перспективы дальнейшего исследования заключаются в осуществлении более глубокой комплексной диагностики для развития воображения, а также всех факторов при нарушенном зрении, которые могут влиять на развитие познавательных процессов у ребенка, в частности данного вида воображения; более глубокого изучения особенностей развития этого процесса у данной категории детей; в разработке программ развития и коррекции общего развития детей, в которую, несомненно, включена работа по формированию творческого воображения, с ориентацией на детей данной категории.
    Приведенные в конце главы рекомендации просты в выполнении. Они помогут родителям избежать проблем и трудностей в развитии ребенка, понять суть проблемы, а именно возможности возникновения вторичных последствий нарушений зрения. Родители, включаясь в комплексную коррекционно - развивающую работу в содружестве с психологом, помогут их предотвратить либо сгладить их проявления и обеспечат  гармоничное, соответствующее возрастной норме  развитие ребенка в будущем
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1.  Ванник М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения  младших школьников: дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 228 с.
    2. http://psyznaiyka.net /Виды воображения
    3.  Виды воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii46.html
    4.  Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. -  М.: Издательский центр «Академия», 1999. -  464 с.
    5. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 44-51
    6. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь  [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010.  -  560с.
    7.  Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. - 253с.
    8. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для дефектологических факультетов пед. институтов / А.Г. Литвак. - Ленинград, 1972. - 155 с.
    9. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00148.htm.
    10.   Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
    11.   Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 613 с.
    12.   Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
     
     
     
     
     
     
    [1] Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 81 с.
    [2] Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. -  М.: Издательский центр «Академия», 1999. -  148 с.
    [3] Виды воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=vidi-voobrageniya
    [4] Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь  [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010.  -  50 с.
    [5] Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 46
     
    [6] Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 88 с.
    [7] Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения  младших школьников: дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 64 с.
    [8] Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 149 с
    [9] Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для дефектологических факультетов пед. институтов / А.Г. Литвак. - Ленинград, 1972. - 137 с.
     
    [10] Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 115 с.
    [11] Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 193 с.
    [12] Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 196 с.
    [13] Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00148.htm.
    [14] Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 193 с.
     
    [15] Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 196 с.
     
    [16] Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00148.htm.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Развитие воображения у детей с нарушениями зрения в двух видах деятельности: изобразительной и речевой ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.