Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Создание средневековой книги

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Создание средневековой книги
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    22.07.2014 12:26:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение……………………………………………..2
     
    Создание средневековой книги……………………4
     
    Заключение…………………………………………15
     
    Список использованной литературы…………..17
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Книга появилась в глубокой древности. Каждая из народностей старалась запечатлеть себя в истории с помощью книг. Множество книг было уничтожено во время падения рабовладельческого строя и восстаний рабов.  Бывшие центры культуры были разрушены. Раннее Средневековье характерно для Европы первобытной дикостью в отношении книги. Вследствие этих уничтожений, до нас дошла лишь малая толика произведений античных авторов, и они, в основном, известны только по названиям. Сохранившиеся памятники книжного искусства - это рукописи времен Каролингов, эпохи Ирландского Возрождения. Распространение христианства в Европе дало толчок развитию и возрождению книги.
    Монастырские скриптории имели важное значение, являясь центрами по переписке и распространению книг в период средневековья. В эпоху позднего средневековья в Европе было построено множество монастырей, в которых работали каллиграфы, мастера книжного оформления, не только переписывая книги, но и изготавливая оклады для них. Богоугодным делом стало переписывание книг. Материалом для книг стал пергамен, который раскрашивали в пурпурный, черный и другие цвета, а буквы наносили серебряной или золотой краской. Переплеты пестрели роскошью, книги были оформлены драгоценными каменьями, золотыми и серебряными окладами.
    Но, в основном, всё же, выходили скромно оформленные книги. Возникла потребность в образовании и книгах. Это привело к тому, что греческий унциальный минускул (вид письма) был вытеснен более беглым и округлым почерком - каролингским минускулом, который содержал множество лигатур и сокращений.
    Раннее средневековье характерно тем, что книжное дело полностью находилось под контролем духовенства. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословских трактатов. Она препятствовала широкому распространению знаний среди мирян, сосредоточив в своих руках монопольное право на переписывание книг. В то время были сожжены на кострах многие "вредные" книги, вместе со своими авторами и переводчиками.
    Во многих европейских странах производство книг перешло в руки мастеров-ремесленников только к XIV веку. Специалисты по украшению книг выделились среди них. Они делали книгу особенной, отвечающей эстетическим вкусам своих заказчиков и потребителей.
    На внешнем украшении книг сказалось проникновение элементов светскости и мирского образа мыслей в сознание средневекового человека. Изящные и дорогие украшения, свойственные церковным книгам, постепенно сменяются простыми, но добротно выполненными образцами рукописных кодексов, содержание которых отвечало литературным вкусам нарождающегося бюргерства и дворянства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Создание средневековой книги.
     
    В библиотеке Упсальского университета хранится Библия, переведенная на готский язык епископом Ульфилой (ум. в 382 г.), - крупнейший памятник тогдашней германской письменности. Текст написан сверкающими серебряными и золотыми красками на пурпурном пергамене, а обложки изготовлены из массивного серебра. Известны молитвенники, написанные золотом на черном пергамене. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.
    В раннем средневековье основными центрами производства и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. изготовление пергамена перешло к горожанам-ремесленникам, которые создавали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но его было мало, поэтому получили распространение палимпсесты - это пергамены, с которых был стерт или соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. В Европе этот способ использовался уже во время раннего средневековья. К сожалению, множество ценнейших текстов подверглись соскабливанию, в основном, античных. Фонды некоторых монастырских библиотек были составлены из палимпсестов. Монахи уничтожали труды многих мыслителей древности, заменив их сочинениями «отцов церкви».
    В XIII-XVI вв. - в преддверии Возрождения интерес к античной старине стал возрастать. Монахи Гротафератского монастыря сделали непривычное для них: поверх послания апостола Павла к коринфянам переписали Гомерову «Илиаду», а поверх текста Библии - трагедии Софокла.
    К счастью, скребок уничтожал первоначальный текст не окончательно, так как чернила глубоко впитывались в пергамен, вызывая в нем химические изменения. С помощью специальных реактивов, или просто подержав палимпсест на свету, можно было восстановить прежний текст, написанный уверенным подчерком античных авторов.
    Ученые предпринимали попытки восстановить первоначальные записи из палимпсест уже в XVII в. Но старый текст проступал ярче лишь на время, а затем пергамен темнел и что-либо прочитать было невозможно. Таким образом, утрачены многие манускрипты. В настоящее  время, для проявления первоначального текста пользуются фотографированием: специальная фотопленка проясняет текст и делает удобочитаемым, а пергамен остается нетронутым.
    Птичье перо было инструментом для письма изначально. Со временем писцы стали использовать и металлические перья, но очень редко, потому как они были слишком жесткими. Более эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и началось только с середины XIX в.
    Чтобы разлиновать лист употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. Только в 1125 г. для этого был использован графит.
    В средние века существовало несколько рецептов приготовления чернил. Основными компонентами были: черный орех (дубовый нарост), сульфат меди и гуммиарабик. По качеству, черные чернила той эпохи были выше античных – они были гуще и их было сложно смыть. Скриптории и канцелярии изготовляли чернила лишь для собственных нужд, поэтому их было сложно найти на рынке. Чернильницей служили рога, вставляемые в специальное отверстие в столешнице. В то время появились и переносные металлические чернильницы. Стали применятся цветные чернила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали четкий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже - фиолетовыми.
    Выделка пергамена - первая стадия изготовления книги. В скрипторий попадал пергамен плохого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделывали не грамотные монахи. Он проверял запас, сортировал и нарезал подходящие листы по трафарету. Затем, он выскабливал пергамен пемзой или ножом, заклеивал трещины специальным клеем. Позже начиналась следующая стадия - это разлиновка. Использовали для этого циркуль, линейку и карандаш или грифель. В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Большое значение придавалось размещению текста на листе. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Оставлялись обрамленные места для миниатюр, инициалов, виньеток и других элементов украшения. После чего начинал работу каллиграф-переписчик, следуя особым правилам письма.
    Тогда возникли основные типы письма, составившие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Например, каролингский минускул (littera franciosa) - строчный почерк, сформировавшийся в VIII-IX вв. из различных местных ответвлений римского полуунциального прописного письма, которое возникло из унциального письма после введения в него для ускорения процесса писания некоторых элементов позднего римского книжного курсива. Буквы прописного полуунциального письма в каролингском минускуле преобразовались из римского капитального письма - древней антиквы. Каролингский минускул был результатом синтеза римского унциала (полуунциала) с курсивом с элементами римского капитального минускула.
    Свои специфические черты приобретало такое письмо в отдельных областях каролингского государства. Турский монастырь, например, практиковал «галльское письмо» (scriptura gallica) - красивое, округлое, симметричное и разборчивое. Его буквы были похожи на современные латинские. Каролингский минускул стал этакой нормой письма, так как он рекомендовался императорской канцелярией.
    В Западной Европе к X-XII вв. каролингский минускул значительно изменился. Буквы сжались, округлые очертания приобрели угловатые ломаные формы и постепенно превратились в шрифт, который называется теперь готическим. Этот шрифт вытеснил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Возрождения, начался обратный процесс - готический шрифт вытеснен гуманистической антиквой, возникшей из каролингского минускула и давшей начало современному латинскому шрифту.
    Рукописные книги в основном были богато иллюстрированы и украшены декоративными элементами. Средневековая считалась предметом роскоши книга и представляла собой произведение искусства. Иллюстрированные книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” произошло от латинского названия красной минеральной краски — киновари (minium). Выполнялась  миниатюра клеевыми гуашью, красками, серебром или золотом. Иллюминированная рукопись была как драгоценность. Предназначена она была для монастырей, храмов, знатных и богатых заказчиков, и должна была подходить великолепию, которым церковь и верхушка общества окружали себя.
    Книгу оформлял не каллиграф, а другие специалисты - рубрикаторы, миниаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium - сурик, красная краска) - художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельные строки - «рубрики» и т.п., - раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber - красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Сначала мастерами оформления были монахи, но с ХIII-ХIVв. этим стали заниматься художники-миряне.
    Рукописный инициал из Евангелия. Бавария, XI в.
    Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу - все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Книги не имели ни заглавного, ни титульного листа. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. Назначением инициалов, появившихся в раннем средневековье и назвавшимся «capitales», было украсить книгу, потому как остальные декоративные элементы в раннюю эпоху выглядели чрезвычайно примитивными.
    С развитием культуры стало совершенствоваться и искусство оформления книги, и средства украшения книги. Иногда декоративные элементы оттесняли текст на второй план. Например, экземпляр Библии, который был создан во Франции в XII в. (Bible moralisee), снабдили пятью с лишним тысячами миниатюр. В дополнении к этому, мастера украшали и свободное пространство - поля книги, охватывая текст растительным орнаментом или декоративной рамой. Искусство оформления книги средневековыми мастерами было совершенным. Краски были яркими и сочными - они сохранились до наших дней, несмотря на прошедшее время.
    Это искусство опиралось в основном на достижения античного мира. Но, со временем, стало сказываться и влияние восточного (византийского, армянского, сирийского, коптского) мира, а особенно народного прикладного искусства. Средневековые художники часто вкладывали в книжный орнамент мотивы народных сказок, изображения мифических существ.
    Оформление обложки средневековой книги очень специфично. Размеры книг варьируется от гигантских фолиантов до крохотного duodeco. Размер книги диктовался не эстетическими критериями, а наличием пергамена у изготовителя. Но литургические книги изготовлялись только крупным форматом.
    Для средних веков характерен кодекс - книжный блок. Производство  его выглядело так: заполненные текстом пергаменные листы выравнивались, фальцевались, складывались в тетради. Для того чтобы не перепутать тетради, каждую из них нумеровали римской цифрой по порядковому номеру, а иногда еще и буквой, показывающей количество листов в тетради.
    В (inio) - два листа, Т (ernio) - три листа, Qua (temio) - четыре листа и т.д. Эти порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли не практиковавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумерацию страниц, которая в первый раз была испробована в XIV в. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой).
    Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. Сохранилось изображение монаха (XI в.), сшивающего пергаменные листы тремя шнурами, выступающими на корешке книги. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.
    Крышки переплета стала делаться из дерева, и обтягивалась кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, драгоценных камней, серебра или слоновой кости. Кодексы различались различным форматом. Самые распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto (в четверть большого листа).
    Книги были дорогими, и поэтому, хранили их бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплетные крышки шли доски твердого дерева, они обтягивались кожей или пергаменом, реже - материей (бархатом) и украшались тем или иным способом.
    Металлическими застежками (лат. fibula) или тесемочками книгу снабжали для предохранения от пыли. Так же, ее обтягивали чехлом - камизой; часть его составляла оболочка книги, а остальное было полуоткрытым футляром. Его завязывали ремешком из цветной кожи, что позволяло подвесить книгу к поясу или седлу.
    Ирландская книга.
    Иллюминированные рукописи появились уже в античное время, но широкое распространение они получили только в эпоху раннего средневековья. Нельзя отрицать важность роли ирландской школы иллюминирования в становлении романской книжной миниатюры. Эти кодексы, появившиеся в Ирландии, быстро распространились по всей Европе вместе с ирландскими монахами.
    Ирландцы были одним из первых европейских народов, которые  узнали христианство. На территории Ирландии возникло большое количество монастырей, где монахи занимались переписыванием книг, таких как  Библия, а так же христианскую литературу в большом количестве экземпляров. Монастырские скриптории, так назывались мастерские, где создавали книги, были центрами книжной миниатюры, так как Библия, рассматривалась как святыня, и ее внешняя красота должна была соответствовать значимости содержания. Ирландцы украшали её в традициях своего искусства, прежде всего орнаментально. Так на свет появляются кодексы, страницы которых покрыты всем известным плетеным кельтским орнаментом, в котором можно рассмотреть диковинных зверей и птиц. Мотивы, родственные ирландским, можно встретить в романских миниатюрах.
    Интересна проблема ирландской книжной миниатюры, эта проблема состояла в  изображение человека. До этого, искусство не встречало подобных задач, а здесь требовалось показать на страницах книг Христа, евангелистов, Деву Марию. У ирландских мастеров человеческие фигуры получались очень похожими на зверей из орнаментов. В одной из рукописей можно увидеть, как  плетеный узор постепенно превращается распятие.
    Но требовалось, чтобы изображения божественных ликов  были прекрасны, особенно самого Христа или ангелов, ирландцы прорисовывают завитки золотых или рыжих волос с особым значением, как бы подчёркивая отношение бога к ним. Но наиболее уверенно ирландские миниатюристы чувствуют себя в изображениях символов четырех евангелистов — льва (Марк), орла (Иоанн), ангела (Матфей) и быка (Лука). Такими миниатюрами часто открывается каждое из Евангелий. Эта традиция развивается и дальше в романском искусстве.
    Эпоху Каролингов (IX–X вв.) называют важным этапом в развитии книжного искусства. Название этого этапа произошло от имени франкского императора Карла Великого (Carolus Magnus). Эпоху эту часто именуют Каролингским возрождением. Император собрал при дворе самых просвещенных людей Европы, и по личному его заказу Карла, вместе с его соратниками, изучались и копировались античные рукописи, что стало первой попыткой возрождения античных традиций в европейской культуре. Мастера каролингских скрипториев очень внимательно изучили античное наследие. В кодексах начинает появляться такой истинно античный элемент, как “портрет автора” на первой (левой) странице рукописи.
    Автор часто изображался сидящим за работой над своим сочинением. Одной из самых распространенных в эту эпоху было Евангелие, и в качестве “портрета автора” на их страницах появляется изображение четырех евангелистов (перед каждым евангелием соответственно). Евангелисты из “Евангелия Карла Великого” (начало IX в.) представляются в виде философов, сошедших с античных изображений. Манера письма тоже подобна античной — объемная, очень динамичная. Но дальнейшее развитие и распространение получил не античный стиль, а данный, который произошел от античной иконографии евангелиста. К фигуре евангелиста добавляется символ, спускающийся с небес. В качестве “портрета автора” также изображался царь Давид в Псалтыри и один из виднейших отцов церкви — папа Григорий Великий.
    Что же касается стиля миниатюр, то он уже на протяжении каролингской эпохи существенно изменяется в сторону парадного, однако изображения становятся все более статичными и схематичными. В качестве “парадных” красок используется пурпур и золото. Оклады кодексов представляют собой отдельные произведения искусства — они украшены чеканными изображениями по золоту (это может быть, например, распятие), драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом.
    Следующий этап в средневековом искусстве — это Оттоновское возрождение (X–XI вв.). Это название произошло от правящей в то время династией Оттонов. Возобновляется  обращение к античному наследию, но это обращение уже  воспринимается через призму византийских традиций. В эту эпоху Римская империя очень тесно взаимодействует с Византией, а наследник Оттона женится на византийской принцессе, которая позже становится императрицей.
    В книжную миниатюру приходят из византийского искусства изящество линий, нарядность, этим отличается и резьба по слоновой кости — техника, позаимствованная у византийских мастеров. Украшали оклады кодексов резной слоновой костью. Византийская манера чувствуется и в моделировании лиц и складок одежды. Это, конечно, не прямое заимствование, а скорее влияние, творчески переработанных западных миниатюристам. Оттоновские рукописи стали воплощением пышного, истинно имперского стиля.
    Очень важным центром книжного искусства в эпоху средневековья стал монастырь Райхенау (Германия), из скриптория которого вышло немало прекрасных памятников.
    Романское книжное искусство отличалось огромным разнообразием стилей, национальных и региональных школ. Это разнообразие, как искусство предыдущих эпох, с единой традицией, единым кругом заказчиков, в нем выделяется различные направления.
    Самыми дорогими и роскошными были парадные кодексы. В них много золота, так же как и в предыдущие эпохи. Появляются сложные символические композиции, связанные с развитием теологической мысли. Таковы, например, миниатюры “Евангелиария герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва” (конец XII в.), где в виде композиции (илл) Majestas Domini схематически представлен христианский взгляд на мироустройство: в центре, в сиянии — мандорле — Христос, по сторонам от него тетраморф — символы евангелистов, символические изображения стихий, пророки, предвещающие явление Спасителя.
    В более раннем “Евангелиарии Генриха II” центральной фигурой композиции, напоминающей Majestas Domini, был сам король. Эти изображения стали очень важны для историков, так как они говорят об изменениях в восприятии феномена королевской власти, самосознания средневекового властителя. Книжная миниатюра здесь выступает не только в качестве произведения искусства, но и как историческое свидетельство.
    Существовали более скромные экземпляры, рассчитанные на “широкий круг читателей”, совместно с парадными кодексами, предназначенными для королей и епископов или роскошными напрестольными библиями и Евангелиями. Они были маленького размера (in quarto), украшены только трехцветными инициалами без применения золота, а миниатюры были выполнены в двух- или одноцветном варианте. Эти книги заслуживают не меньшего внимания как свидетели эпохи, чем их роскошные собратья.
    К этой традиции относятся и знаменитые кодексы, созданные в монастырях ордена цистерцианцев. Этот монашеский орден, регламентировался очень строгим уставом, был ярым противникам роскоши и украшений, поэтому как архитектура, так и книжное искусство цистерцианцев лаконично по формам. Рукописи этого ордена содержат удивительно интересные инициалы, которые в отличие от других традиций, превращающих буквы в различные невообразимые существа, отражают жизнь монахов: встречаются, изображения монахов, занимающихся сельскохозяйственными работами.
    Очень важны и некоторые провинциальные школы. Это касается юга Франции и Испании, где родилась особенная традиция. Одним из самых характерных памятников является Сен-Северский апокалипсис (середина XI в.). Листая его можно увидеть, пожалуй, самых выразительных во всем европейском искусстве четырех всадников Апокалипсиса. Для этой школы характерны очень яркие, насыщенные краски, некоторая примитивность рисунка и при этом необычайная экспрессия. Сен-Северские миниатюры сродни изображениям ада на порталах романских соборов.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Искусство книжной миниатюры романской эпохи значимо, так как именно оно, а не плохо сохранившаяся монументальная живопись, позволяет изучать историю изобразительного искусства средних веков, следить за развитием иконографии различных сюжетов, обнаруживать различные стилевые направления и находить отражение различных событий политической и духовной жизни средневековой Европы.
    Одновременно с развитием общества развивалась и книга, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Книга как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет вещественную форму, отличающуюся своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. Вместе с тем она оказывает воздействие на самую тонкую сферу человеческой личности - на его духовный мир. Под влиянием книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного сознания. Несмотря на дуализм, заложенный в природе книги, она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах.
    Искусство книги, как большинство жанров искусства средневековой эпохи, связано главным образом, конечно, с религией. Книга должна была играть роль проповедника, нести людям слово Божие, переписывание считалось богоугодным делом, именно поэтому поначалу именно монастыри были сосредоточением собраний рукописных книг. Но вместе с тем это было искусство “не для всех”: во-первых, как уже упоминалось, большинство населения в Средние века было неграмотным, а во-вторых, даже самая скромно оформленная книга стоила целого состояния. Однако начиная с XII в. средневековая культура постепенно утрачивает сугубо церковный характер, и монашеские мастерские ориентируются на более широкие слои покупателей. Книжные богатства монастырей становятся статьей дохода, так как только образцы монастырских рукописей служили эталоном для подготовки выверенных и одобренных церковью текстов. Книги из монастырских библиотек сдавались в аренду ремесленникам за небольшую плату. Духовное единство, на котором зиждилось монастырское общежитие, было подорвано, что наложило отпечаток на книгописание, постепенно превратив его в товарное производство. Таким образом, довольно быстро обладание драгоценными изданиями стало престижным, и знатные люди — короли, герцоги, и даже служители церкви заказывали для себя кодексы не только в просветительских целях. В книжной миниатюре лучше, чем где бы то ни было, отражаются стилистические и иконографические особенности различных школ и эпох. Часто книга бывает очень тесно связана с личностью ее заказчика, что представляет собой особый интерес для историков. Пожалуй, книжную миниатюру можно поставить в первый ряд памятников изобразительного искусства Средних веков.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы:
     
    http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600405 (искусство книги, Е. Зотова). Куприяновой Т.Г. М., 2001. 400 с.Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб, Просвещение, 2006г.— 512с. Якерсон С.М. Еврейская средневековая книга: Кодикологические, палеографические, и книговедческие аспекты. - М., 2003. - 256 сИстория книги: Учебник для вузов / Под ред. Говорова А.А., http://bookshistory.narod.ru/w-europ.html (западноевропейская средневековая книга).
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Создание средневековой книги ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.