Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Типографика

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Типографика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.07.2014 12:30:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение
     
    Глава 1. Появление шрифта, первые шаги.
     
    Глава 2. Развитие технологий и шрифта.
     
    Глава 3. Влияние технологий на шрифт и типографику.
     
    Заключение
     
    Библиография
     
    Приложения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Слово шрифт пришло к нам из немецкого языка, произошло оно от слова  Schrift, а оно в свою очередь, от слова schreiben, которое означало – писать. Сейчас шрифт имеет следующее определение – это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста[1].
    А гарнитурой называется группа шрифтов разных видов и кеглей, которые имеют одинаковое начертание, оформление и единый стиль.
    Термин «типографика» пришел к нам из греческого: typos — "отпечаток" и grapho — "пишу, черчу". Определяется типографика так: это графические произведения, предназначенные для тиражирования полиграфическим способом[2].
    Типографикой называют рисунки, выполненные художниками, в качестве оригиналов для типографского воспроизведения в буклете, книге, афише, плакате, проспекте.
    Сформировалась эта разновидность графического искусства только в начале XX в., и она тесно связана с развитием книжного и журнального дела. Типографические оригиналы делают с учетом типографской верстки, способа воспроизведения, соединения с наборным и оригинальным (рисованным) шрифтом, политипажами.
    Литографированные издания также относят к типографике, в них художник рисует на литографском камне иллюстрацию, а рядом он же пишет текст.
     
     
     
     
     
    Глава 1. Появление шрифта, первые шаги.
     
    Если обратится в историю письма, то к первым его проявлениям можно отнести пиктографию -  рисунки на стенах пещер и на скалах. Уже тогда древний человек пытался записать, запечатлеть события, происходившие вокруг него и с ним.
    Так же, к письму можно отнести и узелковое письмо, как вид проявления письменности, и идеографию, которая считается  следующим этапом после пиктограмм.
    Предшественниками современного письма можно считать знаки-символы иероглифы Древнего Египта. Хотя полного  перехода на фонетическое письмо не произошло, иероглифы использовались для передачи начального звука, названия предмета, явления или события.
    Создателями первого алфавита литеро-фонетического письма считаются финикийцы. Именно этот алфавит был первоисточником для многих алфавитов мира, например для  латинского, греческого, кириллического и прочих.
    Финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели в него гласные звуки-литеры. Его знаки литеры очень просты, они имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — треугольника, круга,  отрезка. В Европе древнегреческий алфавит стал первым алфавитом.
    Латинский и русский алфавит возникли с древнегреческих надписей — капиталов,[3]и были построены на единой графической основе.
    Отдельно выделим такой стиль письма как маюскул, который высекался на колоннах, каменных плитах, триумфальных арках в Риме. Существовал и рукописный вид маюскула - квадрата. Литеры такого письма характерны своими плавными утолщениями и засечками. Рустика – это более узкие и декоративные литеры. Ещё один интересный вариант рукописного римского письма —  это курсив, отличавшийся наклоном букв и их тонкими линиями.
    Унциал, появившийся в VI веке, был характерен выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Этот шрифт развился и превратился в полуунциал. Данный период считается  переходным от маюскульного письма к минускульному.
    Каролингский минускул, который получил широкое распространение в IX, стал шрифтом, литеры которого используются и в настоящее время.
    Готическое письмо, которое стало развиваться  в XI—XII веках, имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, декоративный, ротунда, бастарда, ломбардские версалы и фрактура.
    Швабский,  круглоготический шрифт был переходной формой к письму эпохи Возрождения. Возрастающее внимание ко всему античному, рождает копирование античных текстов, которые переписывают шрифтом, получившем позже название «антиква». Появляются первые трактаты Лука Пачоли, о строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга.
    В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
    Альбрехт Дюрер так же разработал свой шрифт, в котором литеры тоже вписывались в квадрат[4].
    Новые печатные шрифты были изготовлены в XV веке. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.
    Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо.
    В XVIII веке начинают развиваться и русские шрифты, развивавшиеся самостоятельно, имели греческую основу и назывались кириллица и глаголица.
    Устав и полуустав – это одни из древнейших русских шрифтов, которые выполнялись строго и чётко, по правилу — уставу — откуда и пошли их названия. Развитие письменности породило скоропись, отличавшуюся быстрым, свободным стилем, с петлями, с росчерками, которые выходили далеко за границы рядов. В XVII веке скоропись становится этаким искусством каллиграфии, которым пишутся грамоты и официальные документы.
    Формами рукописного русского шрифта стали устав, полуустав, скоропись и вязь. В 1708 году был утверждён и введён Петром I новый книжный гражданский шрифт. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
    На рубеже XVIII—XIX веков был разработан новый шрифт — египетский, отличавшийся одинаковой толщиной всех линий и засечек. Позже  появился шрифтгротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Новые гротескные и рубленые шрифты породил ХХ век. Они  следовали  новому стилю в архитектуре и искусстве - конструктивизму.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. Развитие технологий и шрифта.
     
    Развитие технологий не могло не отразится на развитии и изменении шрифта. От первых наскальных рисунков и до современной печати технологии претерпели множество изменений.
    Если первобытному человеку было достаточно изобразить подручными материалами происходящее вокруг, то современному человеку требуются уже другие средства.
    Переход от подручных материалов к технологиям произошел с появлением древних египтян, которые желали запечатлеть жизнь фараонах на стенах их гробниц. Они получили новые виды красок, которые использовали, как мы используем сейчас чернила. Уже тогда египтяне стали пользоваться специальными приспособлениями для письма.
    Там же стали появляться первые свитки, сделанные из папируса, которые служили записками и первоначально не несли информативную нагрузку. Развитие письма привело к развитию средств его передачи.
    Шрифт так же был подчинён средствам передачи, его изначальная прямая толстая линия литер, связанна именно с возможностями передачи письма. Первые возможности передачи письма были связаны с довольно грубым материалом, на котором писали подручными предметами. Со временем, средства для написания, из подручных деревянных палочек, превратились в глиняные скребки (в Египте), а позже стали использоваться перья. Более эластичные стальные перья были изобретены лишь в конце XVIII в., а массовое их производство и началось только с середины XIX в.
    Появление железа породило появление железных перьев, но эти железные перья не прижились, так как они были очень жёсткими и не гибкими. Появление более мягкого пергамена в раннем средневековье, дало новый толчок к развитию шрифта.   Пергамен, раскрашивали в пурпурный, черный и другие цвета, а буквы наносили серебряной или золотой краской. Переплеты пестрели роскошью, книги были оформлены драгоценными каменьями, золотыми и серебряными окладами.
     Чтобы разлиновать лист употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. Только в 1125 г. для этого был использован графит.
    В средние века существовало несколько рецептов приготовления чернил. Основными компонентами были: черный орех (дубовый нарост), сульфат меди и гуммиарабик. По качеству, черные чернила той эпохи были выше античных – они были гуще и их было сложно смыть.
    Чернильницей служили рога, вставляемые в специальное отверстие в столешнице. В то время появились и переносные металлические чернильницы. Стали применятся цветные чернила, особенно - красные, приготовленные, как и в античности, на свинцовой основе. Они давали четкий алый цвет. Пользовались также зелеными, голубыми и желтыми чернилами, реже - фиолетовыми.
    Тогда возникли основные типы письма, составившие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Например, каролингский минускул (littera franciosa) - строчный почерк, сформировавшийся в VIII-IX вв. из различных местных ответвлений римского полуунциального прописного письма, которое возникло из унциального письма после введения в него для ускорения процесса писания некоторых элементов позднего римского книжного курсива. Буквы прописного полуунциального письма в каролингском минускуле преобразовались из римского капитального письма - древней антиквы. Каролингский минускул был результатом синтеза римского унциала (полуунциала) с курсивом с элементами римского капитального минускула.
    В Западной Европе к X-XII вв. каролингский минускул значительно изменился. Буквы сжались, округлые очертания приобрели угловатые ломаные формы и постепенно превратились в шрифт, который называется теперь готическим. Этот шрифт вытеснил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Возрождения, начался обратный процесс - готический шрифт вытеснен гуманистической антиквой, возникшей из каролингского минускула и давшей начало современному латинскому шрифту.
    Рукописные книги в основном были богато иллюстрированы и украшены декоративными элементами. Средневековая считалась предметом роскоши книга и представляла собой произведение искусства. Иллюстрированные книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” произошло от латинского названия красной минеральной краски — киновари (minium). Выполнялась  миниатюра клеевыми гуашью, красками, серебром или золотом. Иллюминированная рукопись была как драгоценность. Предназначена она была для монастырей, храмов, знатных и богатых заказчиков, и должна была подходить великолепию, которым церковь и верхушка общества окружали себя.
    С развитием мануфактуры и появлением бумажных средств передачи письма, развились и средства передачи письма. Переписывание не смогло удовлетворить спрос на появившиеся книги, и подоспевшая индустриализация помогла решить эту проблему.
    Появление машин, печатающих книги, обусловлено самим временем. В многих странах, примерно в одно и то же время, появились специальные глиняные таблички, на которых вытесался текст, с помощью специальных средств. В России например, их называли «молото» и «тесало». Затем, табличка окуналась в чернила, и делался оттиск. Так появились первые печатные издания.
    Индустриализация коснулась и производства книг. Бумага, выходившая из мануфактурных цехов, была уже на много мягче и тоньше, и давала больше возможностей для начертания. Шрифт стал более округлым, приобрёл разные элементы в виде завитушек, надстрочных и подстрочных элементов.
    Модернизация книгопечатанья совпала с общими изменениями в технологиях производства бумаги. Ближе к XVIII веку книга всё ещё была признаком богатства, и всячески украшалась.
    Революция в образовании породила необходимость в книгах, доступных всем и каждому. Ходившие в средние века среди простого люда «кватры» и «полушки» не могут обеспечить всех желающих обучаться. Поэтому, стали появляется полномасштабные книги для простого народа, которые были исполнены самым простым шрифтом, и не пестрели яркими картинами, богатым оформлением и драгоценностями.
    Политика общедоступности книги получила своё развитие в XXм веке. В книгах перестали использовать инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу, которые были элементами декоративного оформления средневековой рукописной книги. Украшение книги минимизировалось, и остались лишь картинки по теме текста.
    Средства печати модернизировались и из ручных станков, состоящих их огромных, как правило, глиняных или каменных плит, на которых наносился текст, а затем оттеснялся, станки стали механизированными. Огромные плиты превратились в небольшие, лёгкие листы с набором букв, который можно было менять.
    Современное книгопечатанье ушло вперёд от этих древних технологий огромными шагами. Современные станки полностью электрифицированы и подчинены компьютеру. Верстка книги происходит так же с помощью компьютера.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      3. Влияние технологий на шрифт и типографику.
     
    Технологии появлялись и развивались, непосредственно влияя на шрифт и типографику. Появление новых видов красок позволило сделать типографику более выразительней. Цвета и формы типографики зависили полностью от материала и средств производства.
    Типографика - это графическое оформление печатного текста с помощью набора и верстки, создание облика произведения печати.
    Типографикой занимаются многие люди, например: наборщики и печатники, редакторы и авторы, технические и художественные редакторы, каллиграфы, художники книги и художники шрифтов. Художник-типограф занимается созданием печатной продукции, литеры, клише, политипажами и наборными линейки и становится составителем художественного языка. Типограф, как посредник между автором и читателем, помогает через печатную форму передать содержание книги более полно. Он выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, то есть. компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки относительно друг друга и относительно колонки, страницы, листа[5].
    Появление профессии типографа связано с развитием книгопечати и широким распространением книги, появлением афиш, рекламы, вывесок.  Своими корнями художественно-типографическое мышление уходит к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа. С середины 15 века венецианские типографы, такие как Николай Йенсон и Альд Мануций, дают печатной книге свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ как средство членения текста. В начале 16 в. шрифтовая палитра типографики обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо да Болонья и введенным в обиход Альдом Мануцием.
    В 1970-80 гг. расцвет американского экспрессионизма породил X. Любалин, Э. Пеколик, М. Виньелли и других внесших в графическую структуру изданий своего рода игровое начало, визуальное общение с читателем, дали импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение - буквой. Большую роль в разработке шрифтов и в объединении проектировщиков шрифтов сыграла Международная шрифтовая корпорация (ITC), основанная в 1970 в Нью-Йорке X. Любалиным и А. Бернсом.
    Российская типографика не осталась в стороне, её главные достижения связаны с именами С.Б. Телингатера, В.В. Лазурского, Д.С. Бисти, В.В. Ефимова, Н.И. Калинина и др.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Развитие шрифтов и типографики тесно связаны между собой, а так же с развитием книгопечатания. Шрифты были подчинены возможностям их передачи, поэтому литеры сначала они были столь резкими, с толстыми, прямыми линиями. Средства исполнения письма диктовали и способы его выражения.
    Модернизация средств передачи письма привела к изменению шрифтов, появлению новых их видов и новому оформлению книг.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Библиография
     
    Э. Рудер. Типографика: Руководство по оформлению. (пер. с нем.). М., 2002г. П.Г. Гиленсон. Методика технического редактирования. М., 2004г. М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал. Книжный шрифт. Москва, 2004г. Н. Гончарова. Композиция и архитектоника книги. М., 1997г. Л. С. Телингатер, Л.Каплан. Искусство акцидентного набораМосква, 2005г. Ручной набор. В.А. Вигдорчик. М., 2005г. Е.Б. Адамов и др. Художественное конструирование и оформление книги. М., 2001г. Е.Б. Адамов. Ритмическая структура книги. М., 2003г. Я. Чихольд Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. (пер. с нем.). М., 2000г. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. А. Херлберт (пер. с анг.). М., 2004г. Художественная структура книги. Ю. Герчук. М., 2004г. Эстетика книжных пропорций. С. Водчиц. М., 2007г. История шрифта. Электронный ресурс. //  http://2kstudio.com.ua/content/usable/infobox/design/inf_des_article_01.htmlПоговорим о типографике. Электронный ресурс. // http://www.advlab.ru/articles/article91.htm  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение
     
    Рисунок 1.

    Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме.
     
    Рисунок 2.


    Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.


    Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г.


    Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.
    Рисунок №3.


    Шрифт Николя Жансона


    Шрифт Альда Мануция


    Шрифт Клода Гарамона
     
    [1] Словарь шрифтовых терминов. Интернет-ресурс// http://www.fonts.ru/help/term/
    [2] Словарь изобразительного искусства. М. Дрофа. 2009г. 452с.
    [3] См. приложение, рис. 1.
    [4] См. рисунок №2.
    [5] П.Г. Гиленсон. Методика технического редактирования. М., 2004г.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Типографика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.