Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Стереотипы сознания студенческой молодёжи

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Стереотипы сознания студенческой молодёжи
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    22.07.2014 12:33:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение
     
    Глава 1. Специфика группового сознания молодежи.
     
    Глава 2. Особенности процесса формирования стереотипного сознания студенческой молодежи.
     
    Глава 3. Современные стереотипы в сознании российских студентов.
     
     
     
    Заключение
     
    Библиография
     
    Приложения
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Молодежь – это, пожалуй, одна из важнейших социально-демографических групп, ведь именно на эту социальную группу возлагаются большие надежды, от молодых зависит будущее страны. Как следствие, любые воздействия на молодежь, особенно в Российской Федерации, требуют пристального наблюдения, подробного анализа и кропотливой работы по прогнозированию того, что из молодежи может получиться под влиянием информационной, культурной и прочих сред. В данной курсовой работе тема сформулирована как «Стереотипы сознания студенческой молодёжи». Актуальность темы связана с социальным поведением студенческой молодёжи, стереотипами её сознания и поведения.
    Управление массовым сознанием и поведением возможно и связано с действием ряда элементов, которые лежат в сфере бессознательного. Самые важные из них - это установки и стереотипы.
    Изучением специфики молодежного сознания были посвящены работы таких авторов как С. Б. Виноградов, Н. Д. Вавилина, А. В. Добровольский, А. Н. Вольский, С.Н.Иконникова и другие.
    Понятие «стереотип» впервые было использовано американским политологом и журналистом У. Липпманом в работе «Общественное мнение». Стереотип, в переводе с греческого — «твердый отпечаток» чего-либо. Это устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружающих предметов или явлений[1]. Формирование в сознании образа предмета включает в себя элемент стереотипизации - определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его характеристик и сторон.
    Целью работы является определение стереотипов сознания студенческой молодёжи.
    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
    исследовать литературу по данному вопросу;определить понятие «стереотипы сознания»;сформировать определение специфики стереотипов сознания студенческой молодёжи. Объектами исследования являются студенческая молодёжь и её стереотипное сознание.
    В процессе исследования были использованы общие теории о стереотипном сознании, теоретические основы понимания стереотипного сознания, ресурсы сети Интернет, материалы по проблемам стереотипного сознания студенческой молодёжи.
    Этапы исследования:
    На первом этапе определяются концепции и методы исследования, на втором – изучаются и раскрываются понятия.
    Для исследования стереотипного сознания студенческой молодёжи будет использован метод опроса, а для раскрытия понятий – методы исследования сравнение и анализ.
    Работа структурирована и содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Специфика группового сознания молодежи.
     
    Сознание (от лат. conscientia - осведомлённость, соглашение, договоренность, понимание, убеждение, совесть, conscio - знать (что-л.) за собою) - субъективное отражение модели объективного мира, основанное на психической деятельности человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности через чувства, ощущения и т.п.
    Сознание, как способность осмысленно воспринимать окружающее, тесно связано с речью, насколько хорошо владеет человек тем или иным языком на прямую зависит уровень его сознания.
    Стереотип - неизменный общепринятый образец (модель, шаблон, трафарет, маска), которому люди следуют не размышляя.
    Студенческая молодёжь представляет собой особую социокультуру. Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским.
    Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции[2].
    Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума[3].
    Возрастные рамки, относящие людей к молодёжи, разные в разных странах. Обычно, низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая — 25-36 лет[4].
     Молодёжь обладает большим потенциалом и возможностью перемещаться, а также  жаждой познания и хорошим здоровьем, что сильно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
    Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.
    Социальные группы внутри российской молодёжи[5]: Учащаяся молодёжь. Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдалённом будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
    Работающая молодёжь. В отличие от молодёжи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодёжи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.
    Итак, учащаяся молодёжь – это и есть наш объект исследования. Молодежь обретает социальную зрелость, проходит стадию становления в качестве субъекта общественных отношений, реализуя свои основные социальные функции (воспроизводственную, инновационную, трансляционную). Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Это накладывает отпечаток на формы и степень участия молодежи в общественной жизни и определяет особенности ее как субъекта политической жизни общества[6].
    Первая особенность состоит в незавершенности становления собственной субъектности в социально-политических отношениях, что предполагает возрастные ограничения политических прав молодежи, которые закреплены законодательно. Рамки этих ограничений связаны с уровнем демократизации и степенью зрелости общества.
    Часто молодежь испытывает дискриминацию, основанную на возрасте, которая нарушает существующее законодательство. Ущемляются политические и социальные права молодых граждан, отмечаются факты отчуждения различных групп молодежи от социальных и политических институтов, ограничиваются возможности реализации их групповых и политических интересов. Возраст имеет значение стратификационного основания и становится важным фактором участия молодежи в социально-политической жизни общества
    Вторая особенность молодежи, выступающей в качестве субъекта политических отношений, также определена спецификой ее социального положения. Оно характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей, что ставит молодежь в неравное положение с другими более социально и экономически продвинутыми группами. Таким образом создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску.
    Третья особенность связана со спецификой молодежного сознания, обусловленной как возрастом, так и социальным положением этой категории. Лабильность сознания, недостаточная твердость жизненных позиций, неустойчивость социальных ориентации присущи в той или иной степени молодому возрасту. Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных и политических. Под их воздействием происходят осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.
    Специфика группового сознания молодежи заключается в специфики самой группы. Студенческая молодёжь общается между собой и, соответственно, обменивается стереотипами, пониманиями и мыслями. Групповое сознание студентов, как процесс  групповой самоорганизации,  является осознанием членов группы своих интересов, понимание положения в обществе и отношений с другими группами. Чувство  "мы" - это главный элемент  группового самосознания.
    Социально-групповое сознание студентов уже исторически сложилось и существует независимо от отдельного члена группы, но проявляется как синтезируемое создание. Студенты хоть и отличаются неустойчивостью во взглядах и возрастом, но всё же, подвержены влиянию уже существующих стереотипов.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2. Особенности процесса формирования стереотипного сознания студенческой молодежи.
     
    По утверждению У. Липпмана, стереотипы первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».
    Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
    Основные свойства стереотипа:
    • Не развитый когнитивный компонент;• Поляризованность оценки (завышение оценки идет через• автостереотип, занижение – через гетеростереотип);• Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость,  проявляющаяся  в разных ситуациях  и  являющаяся  на  взгляд  многих  исследователей  главной характеристикой стереотипа;• Интенсивность эмоционального проявления;• Концентрированное выражение свойств  социальных  установок  (четкий   регулятор поведения группы).   Что касается функций  стереотипов,  то  они  изучены  более  подробно.Существует ряд классификаций, из которых наиболее  важные,  на  наш  взгляд, приведены ниже.   Г.  Тэжфел  выделяет  четыре  функции  стереотипов,  две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом.  Значение стереотипа на индивидуальном уровне:   – когнитивная (селекция социальной информации,   схематизация, упрощение);   –  ценностно-защитная  (создание  и  поддержание  положительного  «Я-образа»).   На групповом уровне:   – идеологизирующая (формирование  и  поддержание  групповой  идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание  положительного  группового «Мы-образа»). Одной из главных сторон изучения стереотипа является проблема соотношения устойчивости и изменчивости. Ряд исследователей (К. Макколи, К. Стит, М. Сегал), обращая внимание на устойчивость стереотипов, замечают, что опровергающая информация рассматривается как исключение, подтверждающее правило. Однако практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации. История развития нашей страны содержит немало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Это было связано с изменением внешних факторов: экономических, политических, социальных условий жизни человека. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые служили идеологическому обоснованию системы социализма: «Социализм — самая прогрессивная система в мире», «В нашей стране реализованы высшие формы демократии».
    Они имеют:• когнитивную  функцию,  состоящую  в  генерализации при обработке информации;• аффективную функцию – противопоставление «своего» и «чужого»;• социальную функцию – разграничение внутригруппового и внегруппового, что ведет к социальной категоризации  и  образованию  структур,  на  которые люди ориентируются в обыденной жизни.Стереотипы можно также разделить на стереотипы поведения  и  стереотипы сознания. Стереотипы поведения –  это  устойчивое,  регулярно  повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к  ней  индивидов,  которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.   Они находятся в  тесной  связи  со  стереотипами  сознания.  Стереотипы сознания,  как  фиксирующие  идеальные  представления  ценностно-нормативной системы,  выступают  основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения  внедряют эти модели в жизнь. Особенности процесса формирования стереотипного сознания студенческой молодежи в том, что молодёжь, как социальная группа, по своему составу крайне неоднородна. Что касается студенчества, то оно по праву считается наиболее мобильной и передовой её частью. Этому есть несколько причин[7]:1.   Возрастная однородность, ежедневная общая деятельность, специфический образ жизни формируют у студентов общность интересов, неприсущую любой другой социальной группе.2.   Студенчество всегда отличала склонность к активному общению, поиску смысла жизни, к прогрессивным идеям и преобразованиям.3.   Общественное сознание студенческой молодёжи формируется не на обыденном, а на теоретическом уровне, в процессе накопления и усвоения научных знаний, получаемых под непосредственным руководством профессионалов. Студенческая молодёжь при обучении в вузе проходит важнейший этап социализации, на котором не просто усваиваются общеобразовательные и профессиональные компетенции, но осуществляется подготовка к выполнению функций интеллигенции в общественной системе.
    Особенности процесса формирования стереотипного сознания студенческой молодежи в том, что этот процесс отличается своей стабильностью, так как количество студентов с каждым годом остаётся примерно одинаковым, иногда возрастая, а иногда уменьшаясь. Студенты подвержены влиянию стереотипов, так как они испытывают стресс, перейдя из одной категории в другую, из одной социальной группы (подростки) в другую (студенты).
    Процесс формирования стереотипного сознания студенческой молодежи связан с особенностями психики молодёжи, её неустойчивостью и изменениями в мнениях.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 3. Современные стереотипы в сознании российских студентов.
     
    Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество. Структурная и институциональная перестройка, изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, субъектов политических интересов чреваты, как разрушением, так и возрождением общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основе. В то время как социальные отношения в своем объективном развитии создают основу для разделения общества, культура и фундаментальные социальные ценности становятся, соответственно, духовным источником и механизмом общественной интеграции.
    Структура сознания молодого поколения, являющаяся составной частью общественного сознания, необычайно сложна, и разные ее элементы способствуют как революционизации социальных процессов, стимулируя движение к новым общественным идеалам, так и консервации социально значимых стабильных состояний общества. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья.
    Социальный стереотип - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень разнообразны и во многом определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему. К ним относятся такие частные случаи как этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.
    Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья, как и прежде, остается важнейшей ячейкой современного общества. Для большинства молодых людей семья - это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Проблема влияния семьи на самоопределение личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии[8].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
    Современные стереотипы в сознании российских студентов связаны с сегодняшним не простым положением студентов. Студенческая стипендия не позволяет студентам только учиться, поэтому многие из них стараются найти работу.
    Молодежь оказывается наиболее уязвимой социальной группой в экономических процессах. Именно она испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п. Молодёжь относится к тому возрасту, который считается сенситивным для восприятия социального опыта. Поэтому молодежь находится в активном творческом поиске разнообразного социального опыта, вырабатывая модели собственного поведения. Подверженность влиянию стереотипов высока: с одной стороны, они компенсируют недостаток социального опыта; с другой стороны, упрощают определённые модели поведения.
     
     
     
     
    Библиография
    Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи М., Норма, 2011; Социология молодежи. Энциклопедический словарь М., Academia. 2008. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения к образованию .Социс, 2013 г. № 1, 78с.Политическая социология. Под редакцией члена-корреспондента РАН  Ж.Т. Тощенко. М. Юнити. 2002. 495с.В.З. Демьянков. Стереотип. Демьянков В.З..Краткий словарь когнитивных терминов. М. Филологич. Фак-т МГУ им. Ломоносова. 1996.Мацумото Д. Психология и культура. Спб. Прайм-еврознак, 2002.Янчук В.А. Социальное познание личности и особенности его организации/электронный ресурс: http:/academy.edu.by/details/ personnels/yanchuk/lectures/SocCogn.htmМайерс Д. Социальная психология. Спб. Питер, 2001.Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды/ М. Дрофа. 2009. Андреева Г.М. Социальная психология. М. АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. Аматова Н.Е. Особенности управления общественным сознанием. Электронный ресурс. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/420-2012-01-10-08-17-19 Общественное сознание. Его уровни. Электронный ресурс:  http://freqlist.ru/filosofiya/filosofiya-velikix/obshestvennoe-soznanie.-ego-urovni.htmlСоциология молодёжи: Учебник, Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб. СПбГУ, 2006. – 460 с. Тощенко Ж.Т. Антиномия – новая характеристика общественного сознания в современной России / Ж.Т. Тощенко // СоцИс. – 2010. – № 12. –3с. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. 2011г. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989. 375с. Дружинин В. М. Психология семьи. - М., 1996. 208 с.  
     
     
    [1] Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. 2011г.
    [2] Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.
    [3] Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989. С. 375.
    [4] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с.
     
    [5] Данные госстатистики за 2011г.
    [6] Политическая социология. Под редакцией члена-корреспондента РАН  Ж.Т. Тощенко. М. Юнити. 2002. 495с.
    [7] Н.Е. Аматова. Особенности управления общественным сознанием. Электронный ресурс.
    [8] Дружинин В. М. Психология семьи. - М., 1996. 208 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Стереотипы сознания студенческой молодёжи ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.