Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ хозяйственной деятельности предприятия и учет затрат на примере ООО Северная торгово-заготовительная межрайбаза (ТЗМРБ)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ хозяйственной деятельности предприятия и учет затрат на примере ООО Северная торгово-заготовительная межрайбаза (ТЗМРБ)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    22.07.2014 13:23:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    Введение 3
    1. Теоретические основы управления затратами на предприятии   5
    1.1 Основы управления затратами на предприятии 5
    1.2 Краткая экономическая характеристика объекта исследования 8
    2. Содержание управления затратами на предприятии 16
    2.1 Сущность затрат   16
    2.2 Функции и принципы управления затратами 19
    2.3 Задачи и основные признаки классификации затрат 28
    Заключение 39
    Список использованных источников 42
    Приложения
    Введение
     
    В современных условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного управленческого учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета.
    Вопросы организации управленческого учета на предприятии тесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить такую внутрипроизводственную учетную систему, которая взаимосвязано отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач.
    Основным объектом управленческого учета являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями.
    Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
    Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Знание затрат на производство, анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс. Изучение затрат  позволяет произвести более правильную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутых на предприятии.
    Целью курсовой работы является исследование факторов, влияющих на формирование затрат, а также определение возможных путей  совершенствования затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
    В процессе достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
    1) представить характеристику объекта исследования;
    рассмотреть классификацию затрат, способы управления затратами;провести анализ хозяйственной деятельности  предприятия, и на его основе  дать рекомендации по совершенствованию управления затратами. Объектом исследования является ООО Северная торгово-заготовительная межрайбаза (ТЗМРБ). Предприятие занимается закупкой товаров хозяйственного назначения у производителей и дальнейшая их реализация.
    1. Теоретические основы управления затратами на предприятии
     
    Основы управления затратами на предприятии  
    Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления.
    Таким образом, управление затратами на производстве, особенно в условиях рынка, является стержневым направлением всей системы управления предприятием, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической прибыли.
    Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:
    • выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
    • определение затрат по основным функциям управления;
    • расчет затрат по производственным подразделениям предприятия;
    • исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);
    • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
    • выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;
    • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
    • выбор способов нормирования затрат;
    • выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.[8]
    Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.
    Усиление конкуренции, изменение потребительского поведения, постоянный рост цен на основные ресурсы – это причины, которые побуждают предприятие сосредоточить внимание на разработке новых концепций и современных подходах к управлению производственным процессом и, как следствие, его главной составляющей – затратами.
    Постановка системы управления издержками (затратами) предусматривает:
    1) организацию (или разработку и передачу пакета рекомендаций) структурного подразделения по обеспечению управления издержками или распределение полномочий по управлению издержками между существующими подразделениями;
    2) формализацию (или разработку и передачу пакета рекомендаций) процедур управления издержками, описание новых процессов управления, формирование систем учета и контроля;
    3) инструменты управления издержками (или разработку и передачу пакета рекомендаций) в виде моделей бизнеса основных уровней управления и методик их использования в управлении издержками, методики поддержания актуальности моделей бизнеса.[3]
    Система управления затратами основывается на трех базовых элементах: организационная структура, процессы управления и методика управления. Назначение процессов системы управления затратами - сбор и формирование баз данных с необходимой информацией для разработки сценариев управления затратами, формирование подсистем управления: учета, контроля, планирования затрат. Кроме этого, под процессами управления можно рассматривать и непосредственное обеспечение управления затратами отдельных функциональных подразделений.
    Помимо стандартных подсистем управления - учета, контроля, планирования, здесь может быть предусмотрен оперативный мониторинг уровня затрат, как в целом, так и по отдельным статьям затрат.
    Методика управления затратами предусматривает набор методик сбора, формирования необходимой информации, последующей обработки, разработки различных сценариев, обеспечивающих полное представление о возможных эффективных направлениях снижения затратами (см. рис.1.1).
    Уровни управления затратами
    1. Оперативное управление затратами
    2. Тактическое управление затратами
    3. Стратегическое управление затратами
    Цели управления затратами
    Поддержание величины затрат на определенном уровне
    Сокращение затрат
    Сокращение затрат при укреплении стратегической позиции
    Задачи управления затратами
    Получение оперативной информации об изменении величины затрат
    Максимизация прибыли предприятия в краткосрочной перспективе
    Максимизация прибыли предприятия в долгосрочной перспективе
    Инструменты управления
     нормированние затрат;
    выявление резервов снижения затрат;
    анализ цепочки ценностей;
    учет отклонений фактических затрат;
    разработка программ сокращения затрат;
    анализ затратообразующих факторов;
    анализ отклонений;
    использование выявленных резервов в целях обеспечения экономии затрат путем снижения: а)материялоемкости; б) трудоемкости;   с) фондоемкости.
    анализ конкурентных преимуществ;
    анализ причинотклонений.
    процессно-ориентированное управление.
    Результат управления
    Запланированная величина затрат
    Ресурсосберегающая величина затрат
    Конкурентоустойчивая величина затрат
      Изменение норм и нормативов   Изменение конкурентных сил
     
    Рис.1.1 Уровни управления затратами на предприятии
     
    С целью упрощения процедур управления у планирования в российской практике используются различные виды группировок. Различают классификации:
    по виду производства (основные и вспомогательные);по месту возникновения затрат (на участке, в цехе, в производстве);по виду продукции (отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, услуга и т.п.);по виду затрат. По данным группировок на предприятиях составляется структура затрат (удельный вес статей в общем объеме), анализируются данные за определенный период времени и принимаются решения (т.е. осуществляется регулирование уровня затрат). При этом особое внимание уделяется выявлению резервов снижения себестоимости и выявлению путей их мобилизации для получения наибольшего эффекта с наименьшими затратами.[8]
     
    Краткая экономическая характеристика объекта исследования  
    Торгово-заготовительная база ООО «Северная ТЗМРБ» имеет организационную форму общества с ограниченной ответственностью. Основным направлением деятельности ООО «Северная ТЗМРБ» является закупка товаров хозяйственного назначения у производителей и дальнейшая их реализация.
    Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Генеральный директор руководит всей деятельностью на предприятия, неся полную ответственность за финансово-хозяйственные результаты.
    Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением. В ООО «Северная ТЗМРБ» используются законодательно установленные формы и методы бухгалтерского учета: журнально-ордерная форма, учетные регистры, главная книга, баланс, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы.
    Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете собираются на счетах:
    20 «Основное производство» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах основного производства);
    23 «Вспомогательные производства» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства);
    25 «Общепроизводственные расходы» (расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств – по содержанию машин и оборудования, амортизационные отчисления на полно восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения и т.д.);
    26 «Общехозяйственные расходы» (данный счет предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом);
    28 «Брак в производстве» (собираются затраты по выявленному браку);
    97 «Расходы будущих периодов» (затраты, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам).
    По дебету указанных счетов учитываются расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются на счета основного и вспомогательного производства.
    При распределении понесённых и сгруппированных затрат между отдельными объектами затрат прямые затраты непосредственно относятся к определённому объекту калькуляции. Косвенные затраты распределяются между теми видами продукции (работ, услуг), к которым они относятся в соответствии с выбранной базой.
    Основные технико-экономические показатели рассмотрим на основе данных, представленных в таблице 1.1.
    Таблица 1.1
    Основные технико-экономические показатели за 2005 год
    Год
     
     
    Показатели
     
    Предшествующий
    Плановый
    1
    5
    6
    Объём производства, руб.
    66 801
    70 754
    Выручка, руб.
    66 801
    70 754
    Себестоимость
    выпуска
    продукции, руб.
    54 753
    55 213
    Выпуск, шт.
    8 286
    8 718
    Численность
    работников, чел
    38
    41
    Производственная
    площадь, кв. м.
    170
    170
     
    Данные, представленные в таблице 1.1, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Северная ТЗМРБ»  за последний год. 
    Рассмотрим данные об объёме производства и объёме реализации(выручке) продукции.
    В связи с тем, что предприятие изготовляет свою продукцию по заказу населения, выручка (объём реализации) равна объёму производства. По данным таблицы следует, что наблюдается рост выручки предприятия. Это, главным образом, связано с увеличением стоимости продукции и спецификой товара. Но в среднем за последние два года наблюдается меньший темп роста выручки по сравнению с 2003-2004гг., что связано с падением спроса на данную продукцию, а также с увеличением затрат на производство продукции.
    На рис. 1.2 представлено изменение показателей, характеризующих себестоимость выпуска продукции.

       
     
     
     
     
     
     
    Рис. 1.2. Изменение себестоимости выпуска продукции
     
    За период 2002-2005гг наблюдается рост себестоимости продукции. Хотя в 2004г. произошло понижение себестоимости по сравнению с 2003г., что связано с уменьшением материальных затрат (остатки сырья для изготовления продукции с прошлого года), также материальные затраты в 2003г. были выше вследствие планируемого ремонта цеха обработки. В 2005г также наблюдается резкий скачок себестоимости продукции по сравнению с 2004 годом, что объясняется увеличением стоимости сырья, а вследствие ростом расходов.
      Проанализируем затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции, являющиеся важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведённой продукции в действующих ценах.
    Данный показатель составил в 2002 г. -  88%, 2003 – 87%, 2004 – 77%, 2005 – 69,5%, 2006 – 93,2%. Представим данные графически.
    Рис. 1.3 Изменение затрат на рубль товарной продукции
     
    Из данных видно, что за первые 4 года наблюдалась положительная тенденция снижения затрат на рубль товарной продукции, а в 2006 году произошло резкое увеличение этого показателя в связи с ростом общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.
    Таким образом, данные показатели кратко отражают состояние дел на предприятии ООО «Северная ТЗМРБ». Для выявления тенденций развития предприятия требуется более глубокий анализ данных показателей, а также анализ постоянных и переменных затрат, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
    Все затраты, связанные с производством и сбытом продукции, можно поделить на переменные и постоянные. Сумма всех затрат на изготовление и реализацию продукции формирует себестоимость продукции, от  уровня которой зависят финансовые результаты  деятельности предприятия. Затраты могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребленных ресурсов, уровня технического оснащения предприятия, организации производства и других факторов, в связи с чем происходят изменения выручки, прибыли, рентабельности предприятия.
    Данные по затратам  предприятия ООО «Северная ТЗМРБ» представлены в таблице 1.2.
     
     
     
    Таблица 1.2
     
    Затраты на производство продукции
    Элементы затрат
    Сумма, тыс.руб.
    Структура затрат, %
    План
    Факт
    ±
    План
    Факт
    ±
    Материальные затраты
    26420
    29998
    5578
    64,68
    65,61
    0,93
    Заработная плата
     
    5800
    6074
    274
    14,20
    13,29
    -0,9
    Отчисления в фонд соц.защиты
    2100
    2448
    348
    5,14
    5,35
    0,21
    Амортизация основных средств
    1660
    2021
    361
    4,06
    4,42
    0,30
    Прочие расходы
     
    4870
    5181
    311
    11,92
    11,33
    -0,52
    Полная себестоимость в т.ч.
    переменные расходы
    постоянные расходы
    40950
     
    33211
    8169
    45722
     
    37074
    8648
    4872
     
    3863
    479
    100
     
    80,05
    19,95
    100
     
    81,1
    18,9
    -
     
    1,05
    -1,05
     
    Как видно из таблицы 1.2 фактические затраты предприятия выше плановых на 6662 тыс.руб. или на 14,6 %. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расхо­дов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась до­ля материальных затрат и амортизации основных средств в свя­зи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась (см. рис. 1.4).
    Данные, приведенные в таблице 1.3 показывают, что при абсолютном перерасход 1099 тыс.руб. относительный перерасход составляет 99 тыс.руб. Затраты на содержание машин и оборудования возросли на 63 тыс.руб. в связи с увеличением выпуска продукции. Это оправданный перерасход. Ос­тальная сумма перерасхода частично вызвана инфляцией, час­тично внутренними причинами.
     
     
     
    Таблица 1.3
    Затраты на содержание машин и оборудования
     
    Коэф. завис. затрат от объема выпуска
    Сумма затрат
    Затраты  по плану в пересч.на факт.выпуск пр-ции
    Отклонение от плана
     
    План
     
    Факт
     
    Общее
    В том числе
    Объем выпуска
    Уровень
    затрат
     
    Амортизация
     
    0,00
     
    1200
     
    1600
     
    1200
     
    400
     
    -
     
    400
     
    Ремонт
     
    0,35
     
    1280
     
    1680
     
    1299
     
    450
     
    19
     
    386
    Эксплуатац.
    расходы
     
    0,75
     
    939
     
    1138
     
    973
     
    199
     
    34
     
    165
     
    Износ МБП
     
    1,00
     
    240
     
    290
     
    250
     
    50
     
    10
     
    40
     
    Итого:
     
    -
     
    3659
     
    4708
     
    3722
     
    1099
     
    63
     
    991
     
     
     
    Рис. 1.4 Структура затрат на производство продукции за отчетный год
     
    Таким образом,  проанализировав данные по затратам предприятия ООО «Северная ТЗМРБ», можно отметить, что рост себестоимости продукции, главным образом, происходит за счёт роста материальных затрат, то есть для наиболее лучшего функционирования предприятия необходимо искать пути  совершенствования материальных затрат, за счёт чего произойдёт снижение постоянных затрат, а, следовательно, и на единицу продукции будет приходиться меньшая сумма постоянных затрат, что, в свою очередь, является для предприятия наиболее выгодным.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2. Содержание управления затратами на предприятии
     
    2.1 Сущность затрат
     
    В экономической литературе издержки производства и обращения промышленного предприятия рассматривают как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».
    Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов [16].
    Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими издержками производства и обращения.
     Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. Этот показатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).
    Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и улучшения прибыли [14].
    Различные экономические дисциплины рассматривают понятие «затраты» отлично друг от друга. Так, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства.
    Издержки обращения - суммарные затраты живого и прошлого труда, выраженные в денежной форме, возникающие в процессе обращения материальных ценностей, включая транспортировку, хранение и т.п.
    Издержки производства – совокупные затраты живого труда и труда, осуществленного в средствах производства, используемые при изготовлении товаров. Под управлением затратами, в данном случае, понимают  их планирование, учет и анализ [10].
    Дисциплина «Финансы предприятий» раскрывает понятие «затрат» следующим образом: в процессе предпринимательской деятельности предприятие несет так называемые денежные затраты. Исходя из экономического содержания все денежные затраты делятся на три группы: затраты, связанные с извлечением прибыли; затраты, не связанные с извлечением прибыли, и принудительные затраты.
    К первым относятся затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции. Ко вторым относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. К третьему типу затрат относятся налоги и налоговые платежи, различные отчисления, расходы по обязательному страхованию и др.
    С точки зрения дисциплины «Управленческий учет» управление затратами рассматривается как управление снабженческо-заготовительной деятельностью. Управление снабженческо-заготовительной деятельностью  - это регулирование ежегодной общей суммы затрат на содержание материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия, суммы материальных затрат на производство. Цель обобщения затрат – наблюдение за процессом их формирования по двум направлениям: продукту – для оценки запаса; центрам ответственности – в целях контроля за уровнем материальных затрат [15].
    Авторы, изучающие дисциплину «Бухгалтерский учет», под управлением затратами понимают комплексный процесс, охватывающий операции нормирования и планирования, учета и анализа производственных расходов, контроль за процессом их формирования [9].
    Взгляды некоторых авторов, работающих в направлении «Финансовый менеджмент», на  изучаемую проблему не совпадают. Так, с точки зрения Крейниной М.Н. затратами надо управлять с учетом изменения именно спроса на продукцию предприятия. В случае прогнозируемого снижения спроса единственным способом сохранения необходимых размеров прибыли является целенаправленное уменьшение затрат. При повышении спроса, которое не сопровождается ростом затрат, правильная финансовая оценка последствий этого повышения может обеспечить значительное увеличение прибыли [10].
    Стоянова Е.С., Поляк Г.Б., Быков Е.В. предлагают управлять затратами предприятия, используя инструменты операционного анализа.
    Таким образом, выше были рассмотрены различные взгляды на понятие «затраты».
    Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс денежных затрат. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:
    - затраты на воспроизводство производственных фондов;
    - расходы на социально-культурные мероприятия;
    - операционные расходы;
    - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
    Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Эти затраты группируют по следующим элементам затрат: сырье и основные материалы, топливо, энергия, заработная плата основная и дополнительная, различные отчисления, амортизация основных фондов, прочие расходы  др. Подробный перечень затрат на производство и реализацию продукции установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включенных в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Этот документ был утвержден постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. с последующими изменениями и дополнениями.
     
    2.2 Функции и принципы управления затратами
     
    На содержание принципов управления затратами оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт.
    Среди специфических принципов управления затратами автор выделяет следующие:
    1. Принцип адекватности функций управления затратами целям функционирования организации – означает, что формирование и изменение функций управления затратами должно осуществляться в строгом  соответствии с целями и потребностями функционирования организации.
    2. Принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выявлению резервов снижения затрат в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.
    3. Принцип приоритета цели формулируется следующим образом: в системе «цель-задача-функция» наивысший приоритет имеет цель, затем задача, а потом функция управления затратами.
    4. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, согласно которому любые дополнительные затраты организации должны быть оправданы предполагаемым или фактическим повышением эффективности их функционирования.
    5. Принцип оптимального соотношения интра - и инфрафункций определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления затратами, то есть интрафункциями, и функциями управления затратами, то есть инфрафункциями.
    6. Принцип сочетания централизованного регулирования с саморегулированием системы относится к одному из наиболее сложных, поскольку требует оптимального сочетания «внешнего» регулирования с саморегулированием. На практике оптимальное сочетание централизованного регулирования и саморегулирования представляет весьма тонкую задачу, поскольку зависит от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов: характера производства, уровня его развития, форм организации, субъективных особенностей личностей руководителей и других участников производственного процесса. Конкретные рекомендации здесь можно давать только применительно к конкретной ситуации с учетом личных особенностей и сложившейся системы менеджмента, но общая рекомендация такова: необходимо, чтобы в вопросах стратегии развития промышленного предприятия роль централизованного регулирования была решающей.
    7. Функциональная специализация и разделение труда, дополненные в необходимых случаях универсальностью и взаимозаменяемостью.
    8. Соответствие прав, обязанностей и ответственности.
    9. Материальное стимулирование.
    Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики, завоевания им передовых позиций на рынке.[17]
    Таким образом, управление затратами на предприятии объединяет в единую систему комплекс следующих управленческих воздействий: прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет, анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
    Важной функцией управления затратами является планирование. Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. [25]
    При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.
    Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции.
    Нормативная база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы.
    На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов, обновлением выпускаемой продукции.
    Другой важнейшей функцией управления является учет и калькулирование затрат на производство. Ее основное назначение – контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
    В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.
    Существует несколько методов учета затрат, один из них это нормативный метод учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным  производством разнообразной и сложной продукции.
    Сущность его заключается в следующем:
    - отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями;
    - обособленно ведут оперативный учёт отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования;
    - учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.
    Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции обычно применяется на предприятиях, для кото­рых характерны массовый характер производства, один или несколь­ко видов производимой продукции, краткий период технологиче­ского процесса и отсутствие в большинстве случаев незавершенного производства.
    Сущность попроцессного метода заключается в том, что пря­мые и косвенные издержки производства учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим средняя себестоимость единицы продукции (работы, услуги) определяется делением суммы всех издержек производства за месяц (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период.
    Передел — это совокупность тех­нологических операций, которая завершается выработкой проме­жуточного продукта (полуфабриката) или же получением закон­ченного готового продукта.
    Объектом учета издержек производства в таких производствах является каждый самостоятельный передел. Перечень переделов определяется на основе технологического процесса, в зависимости от которого строится система формирования и учета издержек производства, оценка незавершенного производства и калькулиро­вание себестоимости продукции.
    Все перечисленные особенности и предопределяют суть попередельного метода, который заключается в следующем. Пря­мые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам либо стадиям процесса производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Сле­довательно, объектом учета издержек производства обычно явля­ется передел.
    Сущность позаказного метода заключается в следующем. Все прямые основные издержки производства учи­тываются в разрезе установленных статей калькуляционного листа по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество изделий (продукции) данного вида. Остальные издержки производства учитываются по местам возникнове­ния, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отде­льных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Следовательно, объектом калькулирования при этом методе являет­ся отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его выполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему производственные расходы считаются неза­вершенным производством.
    В современных условиях хозяйствования процесс при­нятия управленческих решений тактического и стратеги­ческого характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Одним из эффективных инструментов в управлении затратами пред­приятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в преде­лах установленных норм и нормативов и но отклонениям от них.
    Термин стандарт-кост состоит из двух слов: "стандарт", который означает количество необходимых производствен­ных затрат (материальных и трудовых) для выпуска едини­цы продукции или заранее исчисленные затраты на произ­водство единицы продукции или оказания услуг, а слово "кост" — это затраты, приходящиеся на единицу продук­ции. Таким образом, стандарт-кост в полном смысле слова означает стандартные затраты. Эта система направлена, прежде всего, на контроль за использованием прямых из­держек производства, а смежные калькуляции — для кон­троля накладных расходов.
    Система Стандарт-кост удовлетворяет запросы предпри­нимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стан­дартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат и реализацию изделий, исчислить се­бестоимость единицы изделия для определения цен, а так­же составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
    В основе системы стандарт-кост лежит предваритель­ное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
    ¦ основные материалы;
    ¦ оплата труда основных  производственных  рабочих;
    ¦ производственные  накладные  расходы  (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные матери­алы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
    ¦  коммерческие расходы (расходы  по сбыту,  реализа­ции продукции).
    Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффектив­ности использования маржинального метода бухгалтерско­го учета — системы учета "Директ-костинг", в основе ко­торой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
    На первых этапах практического применения системы директ-костинг в себестоимость включались лишь, прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались не­посредственно на финансовые результаты. Отсюда и назва­ние системы — Direct Costing System (система учета пря­мых затрат). Позднее директ-костинг трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитыва­ется не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует не­которая условность и названии.
    Современный директ-костинг имеет два варианта:
    1) простой директ-костинг,  основанный на использова­нии в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
    2) развитой директ-костинг (верибл-костинг), при ко­тором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производ­ству и реализации продукции.
    Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие  в  зависимости  от изменения объема  производства. В этих условиях себестоимость продукции плани­руется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и пере­менными затратами представляет собой маржинальный до­ход. При ;этой системе постоянные расходы в расчет себес­тоимости продукции не включают и списывают непосред­ственно на уменьшение прибыли предприятия.
    Для системы учета директ-костинг и обобщенном виде харак­терны  следующие  черты:
    ¦  постоянная направленность учета  в первую очередь на  определение  промежуточного  результата  маржиналь­ного дохода;
    ¦ учет продукции только в разрезе переменных зат­рат и определение ее производственной себестоимости;
    ¦  определение  маржинального дохода как базы про­цесса  оперативного  управления  ценами  и  ценообразова­нием;
    ¦  определение взаимосвязи и взаимозависимости меж­ду объемом продажи,  себестоимостью и  прибылью;
    ¦  установление точки безубыточности, при которой ве­личина выручки от продажи продукции равняется ее пол­ной себестоимости.
    Экономический анализ, как элемента управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли.
    Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
    Детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов.[18]
    Управление затратами на производство и реализацию продукции осуществляется с целью изыскания резервов снижения себестоимости продукции и следовательно максимизации прибыли предприятия.
    В традиционном представлении важнейшими путями снижения себестоимости промышленной продукции являются: рост производительности труда и снижение трудоемкости продукции; улучшение использования сырья, материалов, топлива и внедрение новых видов сырья и материалов; улучшение использования основных производственных фондов; сокращение административно-управленческих расходов и ликвидация непроизводительных потерь. [25]
    В рыночных условиях хозяйствования повышение ка­чества и роста конкурентоспособности выпускаемой про­дукции при одновременном снижении затрат на ее изго­товление  является  одной  из актуальных  задач  экономического развития. В решении этой задачи важная роль от­водится функционально-стоимостному  анализу (ФСА), позволяющему охватить все факторы движения продук­ции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации.
    Функционально-стоимостной анализ — это метод сис­темного исследования функций объекта (изделия, процес­са, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полез­ности.
    ФСА относится к перспективным методам экономичес­кого анализа. В нем успешно используются передовые при­емы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода явля­ется его высокая эффективность. Как показывает практи­ка, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20—25%.
    Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля. Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.
    В заключении следует еще раз отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
     
    2.3 Задачи и основные признаки классификации затрат
     
    Затраты не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать зат­раты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами зат­рат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.
    В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в при­нятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут.
    Практика организации управленческого учета в эконо­мически развитых странах предусматривает разные вари­анты классификации затрат в зависимости от целевой ус­тановки, направлений учета затрат.
    В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить (см. табл.2.1). К ос­новным задачам управленческого учета относят:
    • расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз­мера полученной прибыли;
    • принятие управленческого решения и планирование;
    • контроль и регулирование производственной деятельности центров от­ветственности.[21]
    Таблица 2.1
    Классификация затрат в управленческом учете
     
    Направления управленческого учета
    Классификационные признаки и группы
    1 . Процесс принятия управленческих решений
    Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные
    2. Процесс прогнозирования
    Краткосрочные и долгосрочные
    3. Процесс планирования
    Планируемые и непланируемые
    4. Процесс нормирования
    Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них
    5. Процесс организации
    По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам затрат
    6. Процесс учета
    Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные*; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные
    7. Процесс контроля
    Контролируемые и неконтролируемые
    8. Процесс регулирования
    Регулируемые и нерегулируемые
    9. Процесс стимулирования
    Обязательные и поощрительные
    10. Процесс анализа
    Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные
     
    Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат. Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:
    • входящие и истекшие;
    • прямые и косвенные;
    • основные и накладные;
    • входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода);
    • одноэлементные и комплексные;
    • текущие и единовременные.
    Для принятия решения и планирования различают:
    • постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
    • затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
    • безвозвратные затраты;
    • вмененные затраты;
    • предельные и приростные затраты;
    • планируемые и непланируемые.
    Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно-обоснованная классификация.
    Затраты делятся на две основные категории:
    Производственные затратыНепроизводственные затраты (эксплуатационные расходы) Производственными являются затраты, связанные с производственной деятельностью предприятия.
    Производственные затраты подразделяются на три основные категории: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу и заводские накладные расходы. К прямым затратам на материалы относятся (к прямым материалам) относятся все затраты на те материалы, которые входят в состав конечного продукта. Прямой труд есть труд производственных рабочих, непосредственно вовлеченных в производство продукции. Заводские накладные расходы определяются как все затраты, идущие на производство за вычетом прямых затрат на материалы и рабочую силу. К их числу, помимо всего прочего, относятся амортизационные отчисления, арендная плата, налоги, страховые взносы, дополнительные выплаты по заработной плате, расходы вследствие простоя. Многие виды затрат частично взаимоперекрываются в пределах своих категорий.[7]
    Стоимость прямых материалов вместе со стоимостью прямого труда образуют основную себестоимость. Прямые затраты труда плюс заводские накладные расходы называются конверсионными затратами (или затратами на переработку). Этот термин отражает тот факт, что учет этих затрат позволяет перенести стоимость сырья и материалов на готовую продукцию.
    Непроизводственные затраты (или общефирменные расходы) подразделяются на торговые, общие и административные расходы. Торговые расходы связаны с осуществлением продаж и поставок продукции. Примерами могут служить затраты на рекламу и выплату комиссионных. Общие и административные расходы применяются в целях осуществления общехозяйственных и административные функций, например, оклады руководителей и специалистов, судебные издержки.
    Рассмотрим классификации затрат на производство. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, видам продукции (работ, услуг) и видам расходов.
    По месту возникновения затраты группируют по производственным цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации внутризаводского хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления их себестоимости.По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции.  Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:
    а) Материальные затраты (за вычетом стоимости возвращенных отходов)
    б) Затраты на оплату труда
    в) Отчисления на социальные нужды
    г) Амортизация основных производственных фондов
    д) Прочие затраты (телефонные, командировочные и т.п.)
    Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражают только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основной деятельности.
    Группировка затрат по статьям калькуляции указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
    На промышленных предприятиях установлена типовая номенклатура калькуляционных статей затрат, которую можно представить в следующем виде:
    сырье и материалы;возвратные отходы (вычитываются);покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного  характера сторонних предприятий;топливо и энергия на технологические цели;основная и дополнительная заработанная плата производственных рабочих;отчисления на социальные нужды;расходы на подготовку и освоение производства;общепроизводственные расходы;общехозяйственные расходы;потери от брака;прочие производственные расходы;расходы на продажу; Затраты по первым одиннадцати статьям образуют производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют расходы на продажу продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляется калькуляция. Поэтому указанные статьи называются калькуляционными.[22]
    Помимо указанных группировок, затраты на производство классифицируются по ряду других признаков:
    а) степени их прослеживаемости:
    прямые затраты – т.е., движения которых прослеживаются непосредственно до объекта, подлежащего калькуляции – изделию, работам, подразделениям, территориям реализации. Например, если рассматриваемым объектом калькуляции является определенный вид продукции, то тогда материалы и труд, участвующие в производстве, являются прямыми затратами.  непрямые затраты (косвенные) – затраты, представляющие собой все составляющие заводских накладных расходов, поскольку их невозможно непосредственно отождествить с какой-то одной линией. Затраты, которые одновременно относятся к разным подразделениям, называют затратами совместного или комплексного производства и включают в категорию непрямых затрат. Размещение рекламы на общественных каналах, с целью расширения сбыта продукции, тоже являет собой пример косвенных затрат; б) времени их дебетования относительно поступлений от реализации:
    затраты, включаемые в производственную себестоимость, которая включает в себя затраты, определяемые стоимостью товароматериальных запасов, и учитывается как часть запасов, имеющихся в наличие. Такие затраты рассматриваются в качестве активов до тех пор, пока товары, к которым они относятся, не будут проданы. В этот момент они становятся себестоимостью реализованной продукции или торговыми расходами. Все производственные затраты представляют собой затраты, входящие в состав производственной себестоимости.
    затраты периода – это текущие затраты, не являющиеся необходимыми для производства, и поэтому не дебетующиеся относительно поступлений от реализации в тот период, когда эти поступления приходят. Расходы по сбыту, общие и административные расходы являются затратами периода; в) их динамики, соответствующей их функциональным изменениям.
    С точки зрения планирования и контроля наиболее важным признаком для классификации затрат является то, как изменяется их динамика в зависимости от изменений объема производства или иных показателей деятельности.
    переменные затраты – это затраты, которые изменяются в целом и прямо пропорционально функциональным изменениям в деятельности. Примером являются прямые материалы и расход бензина в зависимости от пробега автомобиля.постоянные затраты – это затраты, которые остаются в целом неизменными, несмотря на функциональные изменения в деятельности предприятия или фирмы. Примерами служат расходы на аренду, страхование и выплату налогов.смешанные (полупеременные или полупостоянные) затраты – это затраты, величина которых изменяется с изменением в объеме производства, но в отличие от переменных затрат – не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты собирают как постоянный, так и переменный аспект (компонент). Примерами является аренда грузового транспорта, где твердая постоянная арендной платы суммируется с переменным тарифом, в зависимости от пройденного расстояния, и плата за телефон, включающая фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно, плюс начисления в зависимости от количества сделанных междугородних звонков; г) степени их усреднения:
    удельная себестоимость – это средняя величина затрат, которая вычисляется путем деления полных затрат (о которых будет сказано ниже) на количество единиц продукции, составляющих общий объем производства. С другой стороны, удельная себестоимость представляет собой сумму 1) переменных затрат на единицу продукции и 2) постоянных затрат на единицу продукции. Здесь важно уяснить, что удельная себестоимость понижается с увеличением объема производства, т. к. общие постоянные затраты, остающиеся неизменными при совершении ряда хозяйственных операций, распределяются по все большему числу единиц продукции.полные затраты – это суммарные затраты на производство и реализацию продукции; включают все производственные затраты, а также расходы на маркетинг, содержание администрации, выплату процентов и другие централизованные корпоративные расходы; д) их значимости для планирования, контроля и принятия решений:
    регулируемые – те затраты, величина которых устанавливается руководителем функционального подразделения и их уровень в значительной степени поддается влиянию менеджера.нерегулируемые – затраты, которые не подлежат контролю на данном уровне планирования. Все переменные затраты, такие как прямые материалы, прямой труд и переменные накладные расходы обычно рассматриваются как регулируемые руководителем функционального подразделения. С другой стороны, постоянные затраты, такие как расходы на амортизацию заводского оборудования не могут быть регулируемыми руководителем функционального подразделения, т. к. он не обладает полномочиями по закупке оборудования.
    нормативные затраты – это затраты, которые заранее установлены и выступают в качестве показателей, которые необходимо соблюдать. В основе их расчета лежит количество производственных ресурсов, необходимых для эффективного производства. Рассчитывают также удельные нормативные затраты как производные нормативной цены за единицу материала на норму расхода материала на единицу продукции.приростные затраты – это затраты, которые определяются как разница в расходах при выборе из двух или более вариантов. Приростные затраты являются значимыми затратами для будущих периодов, это очевидно, т.к. расчет такого рода затрат есть ни что иное как планирование, ведущее в результате к выбору наиболее выгодного или наименее затратного варианта организации хозяйственной деятельности производственного процесса.затраты прошлого периода – это затраты, которые представляют собой стоимость уже потребленных ресурсов на итоговую величину которых никак нельзя повлиять ни в настоящем, ни в будущем периоде. Такие затраты не считаются значимыми для принятия последующих решений, т. к. это затраты давно прошедшие или свершившиеся.наличные выплаты (действительные затраты средств) – это затраты требующие последующего расходования денежных средств или производственных ресурсов. Не денежные начисления, как, например, износ и амортизация не являются действительными наличными затратами. Примером может служить осуществление какого-либо инвестиционного проекта. значимые затраты – ожидаемые, будущие затраты, величина которых служит основанием при выборе того или иного варианта решения. Такой подход является ключевым для принятия краткосрочных и долгосрочных решений. Примером может служить стоимость нового делового предприятия, которая будет значимой при принятии такого рода решения.альтернативная стоимость – есть чистая выгода, упущенная при отказе от альтернативного варианта. В процессе принятия решений всегда существует альтернативная стоимость, эта стоимость соответствует величине затрат, предлагавшихся по альтернативному проекту. Можно также выделить классификацию затрат по элементам и по эффективности.
    По элементам выделяют:
    а) одноэлементные – это затраты, состоящие из одного элемента: амортизация, заработная плата и др.
    б) комплексные – это затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
    По эффективности:
    а) производительные – затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации процесса производства.
    б) непроизводительные – затраты, образующиеся вследствие недостатков в технологии и организации производственного процесса (потери от простоев, браков, оплата сверхурочных работ и т. д.).
    Производительные затраты планируются, поэтому они называются планируемыми, непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают не планируемыми. 
    Таким образом, знание классификации затрат позволяет наиболее эффективно и правильно организовать учёт затрат. Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.[20]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    В управленческом учете термин затраты употребляется в целом ряде различных случаев. Иначе говоря, при решении различных вопросов учитываются разные виды затрат. Одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие – для планирования, составления бюджета и контроля, учет третьих необходим для принятия решений на ближайшую и дальнейшую перспективы.
    Знание классификации затрат позволяет наиболее эффективно и правильно организовать учёт производственных затрат. Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.
    Процесс принятия и обоснования управленческих решений базируется на знании затрат предприятия и их анализе. В настоящее время существует достаточное количество различных способов анализа затрат на предприятии.
    По данным показателям на предприятии было выявлено следующее: в 2005 году порог рентабельности предприятия снизился, главным образом, за счет роста постоянных и переменных затрат, те есть финансовое состояние предприятия стало менее прочным, но все же не убыточным, так как фактический объём продаж  был выше критического на 27,5%, то есть предприятие от своей деятельности получило прибыль.
    Для общества ООО «Северная ТЗМРБ» можно выделить следующие пути совершенствования затрат:
    -более качественный отбор сырья, за счёт снизятся затраты на его приобретение, и снизится количество бракованной продукции, а, следовательно, и затраты на производство продукции;
    - поиск новых рынков сбыта, за счёт чего произойдёт увеличение объёма продаж, а, значит, сократится доля постоянных затрат на единицу продукции.
    Таким образом, важен не только учет затрат на производство и реализацию продукции, но и активная деятельность, направленная на снижение и оптимизацию затрат, а вследствие чего снижения себестоимости продукции и увеличения зоны безопасности предприятия.
    Достаточно значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России – 13-14%, развитых стран – 20-25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
    Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения производства и труда.
    Экономия сырья, материалов, топлива и энергии имеет существенное значение в снижении себестоимости продукции большинства отраслей промышленности в связи с высоким удельным весом этих затрат в составе издержек производства (до 60% в структуре затрат).
    Улучшение использования основных фондов обеспечивает сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов, а следовательно и расходов по содержанию оборудования. Повышение коэффициента сменности, ликвидация простоев, снижение затрат на ремонт путем удлинения межремонтного периода, увеличение срока службы машин и улучшение качества ремонтов обеспечивает существенное снижение себестоимости продукции.
    В снижении себестоимости немаловажное место принадлежит сокращению административно-управленческих расходов. Несмотря на упрощение и удешевление содержания аппарат управления в последние годы, еще имеются большие неиспользованные резервы в этой области. На многих предприятиях аппарат управления остается громоздким, сложным, многоступенчатым, что также увеличивает себестоимость продукции.
    На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.
    В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.
    Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строго и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы
     
    Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 г. № АБ-21-Д).Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены приказом Комитета РФ по торговле от 20 апреля 1995 г. №1-55/32-2).Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. – М.: ООО «Нонпарель», 1994.Андреев В.А., Пенкин Г.П. Автоматизированные системы управления предприятиями. – М.: Финансы и статистика, 1981.Безруких П.С. Учет и контроль себестоимости продукции. – М.: Финансы, 1974.Безруких П.С., Кашаев А.Н., Комиссарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1989.Бортников А.П. Нормативный учет затрат на производство. – М.: Финансы и статистика, 1982.Васин Ф.П. Управленческий учет: Учебное пособие. – М., 1997 – 102с.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 359с.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 358с.Дерек Стоу, Клод Хитчинг. Бухгалтерский учет и финансовый анализ. – СПб.: Литера плюс, 1994.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / Пер. с англ. – М.: Аудит, 1994.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисл. проф. П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 783с.Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. – 350с.Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 350с.Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 279с.Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет. – М.: УРСС, 1997.Новиченко П.П., Рендухов И.М. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в промышленности: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 224с.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Сост.: Л.А. Сипко, А.С. Морозов, Н.Е. Медведева. – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 176с.Охотникова Э.А., Тулегенов Э.Т. Организация внедрения нормативного метода учета на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 1988.Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987.Пушкарь М.С. Бухгалтерский учет в системе управления. – М.: Финансы и статистика, 1981.Рахман З., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: Инфра – М, 1996.Рельян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: Финансы и статистика, 1989.Стоун, Тони. Управленческий учет. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 179с.  
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ хозяйственной деятельности предприятия и учет затрат на примере ООО Северная торгово-заготовительная межрайбаза (ТЗМРБ) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.