Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: США и борьба Испании за выход из международной изоляции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: США и борьба Испании за выход из международной изоляции
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    22.07.2014 13:32:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
    Введение. 3
    1.   Франкистская Испания после войны (1945-1953) 4
    Закон главы государства о народном референдуме. 20
    2.1 Холодная война. 26
    2.2 Ослабление международной изоляции. 27
    2.3 Испано-американский пакт. 28
    3.   Выход Испании на мировую арену. 29
    Заключение. 30
    Список литературы: 31
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
    Испания прошла долгий и тяжелый путь к восстановлению и искоренению фашистского режима. Она видела и восстания, и нац. партии, голод, нищету, разруху, политическую изоляцию, но в конце концов смогла восстановиться, войти в ООН и выйти на политическую арену.
     
    Предметом данного исследования являются международные отношения Испании и США в послевоенное время и сама Испания в период международной изоляции:
     
    Её политика, направленная на выход из международного бойкота.Её роль во время холодной войны.Значение подписанных договоров.Постепенное налаживание отношений с другими странами.  
     
    Задачи данной работы:
    Охарактеризовать франкистскую Испанию после войны в 1945-1953 годы.Выяснить, что представляли собой волнения Испании после разгрома гитлеровской Германии.Изучить франкистскую диктатуру и дать ей соответствующую оценку.Ознакомиться с политикой Испании, направленной на выход из мировой изоляции и выходом на мировую арену.Изучить её политические и экономические отношения с США в те годы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1.   Франкистская Испания после войны (1945-1953) Рассматриваемый нами период, оказался наиболее трудным для режима Франко. Испания не была приглашена для участия в конференции стран-учредительниц ООН, более того именно Мадрида касалась принятая на конференции резолюция, не допускавшая вступление в ООН стран, чьи режимы создавались при поддержке держав, воевавших против Объединенных Наций.
    Вопрос об отношении союзников к Испании был поднят на Потсдамской конференции, ходе которой СССР предложил разорвать дипломатические отношения с правительством Франко. Против предложенного СССР проекта выступил Черчилль, его поддержал президент США Г. Трумэн, заявив, что «это такой вопрос, который должна решить сама Испания». Однако результатом долгих дебатов по испанскому вопросу оказался отказ в принятии Испании в ООН, пока ее возглавляет Франко.
    Сильные антифранкистские настроения во всем мире активизировали партизанское движение, реакцией на которое со стороны правительства Франко были усиленные репрессии. Политика массового террора приобрела широкий размах. И несмотря на то, что США уже на тот момент имели свои планы на Испанию, они вынуждены были поддержать проект резолюции от 12 декабря 1946 года Генеральной Ассамблее ООН о рекомендации отзыва послов из франкистской Испании. Однако США не спешили предпринимать серьезных мер против режима Франко, всем своим видом давая понять, что не будут препятствовать его существованию. Такое положение вещей было не случайно. Для американцев намного более важным вопросом было послевоенное устройство мира, и здесь их главным соперником был СССР. В этом случае правительство США рассматривало Франко не как диктатора, а как ярого ветерана антибольшевитского движения. С начала 1946 года американское военное командование начинает включать Испанию в свои стратегические планы. Об этом свидетельствует ряд рассекреченных документов. Испания представляла для США важный стратегический плацдарм и обладала самым выгодным географическим положением для дислоцирования американских войск, в случае войны с СССР. Однако при осуществлении своих стратегических планов США
    наталкивались на серьезное препятствие – мнение мировой общественности. Именно под его давлением американское правительство вынужденно было отказать Испании в оказании помощи по «плану Маршалла»
    США не стали медлить и в прессе постепенно начинается зондирование почвы для изменения общественного мнения относительно режима Франко. Так в начале ноября 1947 года « Вашингтон таймс геральд» писала « Если США предоставляют миллиарды социалистам Англии, Франции и Западной Германии, то почему не дать несколько миллионов Франко» . В этой связи, каудильо понимал, что должен сделать несколько жестов, чтобы облегчить потенциальным союзникам работу по переубеждению общественности в пользу дружбы с Мадридом. Пытаясь придать видимость законности своему режиму, он провел в июле 1947 референдум по вопросу о будущем государственном устройстве Испании. На участки для голосования пришло порядка 89 %, или около 15 млн. человек. За проект закона о провозглашении Испании монархией, высказались 93 %, т, е. свыше 14 млн. человек. Причем, иностранным наблюдателям не удалось отыскать серьезных нарушений демократической процедуры. В результате Испания была провозглашена королевством, при этом указывалось, что главой государства до конца своих дней остается каудильо. Таким образом, Франко сумел юридически оформить свой режим, что облегчило США налаживание связей с Испанией, американцы получили возможность доказать общественному мнению, что франкистский режим угоден испанцам.
    Уже с конца 1947 года наблюдается весьма благоприятный для франкистской Испании процесс сближения с США. В марте 1947 года испанские и американские банки начали деловые переговоры. В Испанию зачастили американские визитеры. В начале осени 1948 года США направили в Испанию военную миссию. В американских военных кругах шла речь о предоставлении Испании экономической помощи ( план «Драмбит»), которая должна позволить стране «модернизировать железные дороги, шоссе, аэродромы, тем самым увеличив военную мощь Испании и укрепив её «антикоммунистические позиции».
    Франко на тот момент отчетливо представлял, что он сам и его страна нужны американцам настолько же, насколько диктаторскому режиму экономическая помощь США. Поэтому генералиссимус заявил, что главным его условием сотрудничества с Америкой является сохранение за Испанией права управлять страной так, как она этого хочет. В Вашингтоне были к этому готовы.
    В 1948 году начались переговоры о создании Североатлантического союза, руководители США не раз возвращались к мысли о включении в него Испании. Однако существовало два серьезных препятствия на пути к осуществлению этих планов. Во-первых, резолюция Генеральной Ассамблее ООН от 1946 года, не позволяющая Испании вступать в международные организации, а во-вторых, отрицательная позиция союзников США по НАТО. В помощь своим иберийским друзьям, США не раз делают заявления о том, что готовы поддержать отмену резолюции 1946 года, однако сами не спешат выступить с подобным предложением.
    Это препятствие было ликвидировано на V сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1950 году, а вот с убеждением союзников по альянсу дела обстояли хуже. Испания была нужна США немедленно, а переговоры с европейскими союзниками затратили бы много времени. Поэтому для достижения своих целей стратегами США было принято решение наладить двусторонний контакт с испанскими военными руководителями.
    С назначением посла в Мадрид в 1951 г. американо-испанские отношения вступили в «новую фазу». США уже не стесняясь, открыто заявляли о том, что намереваются провести военные переговоры с Испанией.
    В 1952 году в Мадриде начались официальные переговоры о подписании военно-экономического пакта между испанской и американской сторонами. Переговоры длились почти полтора года и проходили на высоком уровне, в них принимал участие и сам Франко, и его министр иностранных дел Артахо. Соглашение между США и Испанией было подписано 26 сентября 1953 г. Оно состояло из трех частей:
    • строительство и использование американских баз в Испании; • экономическая помощь;
    • взаимное обеспечение безопасности.
    По этому соглашению взамен помощи военным снаряжением США получали право использовать испанскую территорию для строительства своих баз. Кроме того американцы обязались предоставлять Испании экономическую и техническую помощь.
    Мадридский пакт (такое название получило соглашение 1953 г.) в Испании был встречен враждебно. Во многом он носил антинациональный характер, так как Испании приходилось расплачиваться своей территорией за предоставляемую США помощь. Пентагон за доллары покупал право строить на Пиренейском полуострове казармы, полигоны, размещать склады с боеприпасами. Таким образом, франкистская Испания становилась прямым союзником США в военно-стратегических планах.
    Подводя итоги, следует сказать, что сближение Испании генерала Франко с США было выгодно для обеих сторон и открыло для них широкие перспективы. США стали для Испании проводником в возвращение на мировую арену, именно благодаря Штатам Испания была выведена из дипломатической изоляции, а проводимая Америкой идеологическая пропаганда изменила мнение мировой общественности относительно диктаторского режима каудильо. Начавшаяся « холодная война» фактически спасла Испанию Франко.
    США же в свою очередь получили хорошего союзника для борьбы с коммунизмом. Пентагон смог заполучить самый лучший европейских плацдарм для осуществления своих стратегических планов.[1]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Волнения Испании после разгрома гитлеровской Германии (потеря главной опоры в Европе) Вряд ли кто-либо из членов Совета Безопасности возьмет на себя смелость отрицать фашистскую природу режима Франко. К каким бы методам камуфляжа ни прибегал Франко после полного разгрома его покровителей и друзей — Гитлера и Муссолини, эти жалкие попытки не могут ввести в заблуждение мировое общественное мнение. Для всех, кто хочет видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, существующий в Испании режим был и продолжает оставаться фашистским со всеми характерными для такого режима атрибутами.
    Невозможно подписываться под международными актами, призывающими добиваться искоренения остатков фашизма, и в то же время мириться с существованием фашизма в Испании. Невозможно быть последовательным, если в одно и то же время принимать меры к уничтожению остатков фашизма, например в Германии и Италии, и спокойно допускать существование фашизма в Испании.
    Смысл выступлений господина Кадогана сводится к тому, что будто бы можно, не нарушая Устава, в одно и то же время вести борьбу за искоренение фашизма и не обращать внимания на наследие Гитлера и Муссолини, каковым является режим Франко. Если это называется логикой, то тогда нужно договориться о том, чтобы логику и здравый смысл называть абсурдом.
    Я могу привести пространный список органов печати Соединенных Штатов Америки и имен видных американских политических деятелей и организаций самого разнообразного направления, которые призывали к международным действиям в отношении Франко, но ограничусь самыми известными:
    Сенаторы Артур Каппер Клод Пеппер, Джозеф Гаффи, члены палаты представителей Кофи, Селлер, Савадж, Петерсон, бывший министр финансов Генри Моргентау и другие.[2]
    Естественно, агрессивный настрой стран – победительниц и фашистское наследие, пустившее корни в самое сердце Испании, не придавали народу энтузиазма. Народ желал вновь занять свое место в числе мирных стран и это ещё больше подогревало политическую обстановку страны, которая стояла с удавкой на шее.
    Народные волнения не утихали очень долго. Простые люди помогали Великобритании, Франции и другим странам в поиске и поимке военных преступников, дабы те предстали перед судом. Испания пыталась встать на ноги. Пыталась вырваться из мирового бойкотирования. Ей это не удавалось ещё долгое время.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Франкистская диктатура В современных исторических условиях фашизм обнаруживает себя в различных формах. «Хотя оголтелый германский и итальянский фашизм потерпел крах,— указы­вает Программа КПСС,— фашистский режим еще удерживается в одних странах и возрождается в новых формах в ряде других». Испания принадлежит к числу тех стран, где фашизм еще удерживает захваченные с помощью Гитлера и Муссолини позиции.
    Неофашистские политиканы, равно как и реакционные «ученые», потратили немало чернил, чтобы доказать, что франкистский строй перестал быть фашистской диктату­рой, что Испания идет путем конституционного и даже «либерального» развития. Действительно, испанскому фашизму приходится проявлять большую изворотливость, чтобы удержаться у власти. Однако это продиктовано не пресловутой «либерализа­цией», а глубоким кризисом франкистского режима. Подготовленный более чем 25-лет­ним господством диктатуры Франко, превратившей в общих интересах монополисти­ческого капитала Испанию в колонию и обеспечившей накопление и концентрацию капиталов «за счет поколений испанцев, живущих в середине XX века», методами, не уступающими методам первоначального накопления, этот кризис нашел свое выра­жение прежде всего в развале экономики страны.
    Демагогически начертав на своем знамени лозунг «борьбы с капитализмом», фран­кистское государство в действительности делает все для обеспечения выгод монополий. Практически все сферы экономики распределены между несколькими десятками круп­ных государственных, смешанных и частных акционерных обществ, руководители ко­торых занимают директорские посты одновременно в нескольких правлениях и обра­зуют стойкую «элиту» хозяев производства. Большую роль в монополистической эко­номике Испании приобрел иностранный капитал, прежде всего американский. Вместе с тем в общих интересах монополистического капитала франкистская олигархия пы­тается установить определенную государственную дисциплину для немонополистиче­ских слоев буржуазии посредством такой формы государственного вмешательства в хозяйство, как принудительное объединение всех предприятий в отраслевые синдикаты, состоящие под командой фалангистской иерархии.
    В сфере земельных отношений государство проводит политику «планомерного» выселения малоземельных крестьян из деревни и поддержки крупных, «образцовых», помещичьих хозяйств. Крестьян, которых не удается согнать с земли иными мерами,, переселяют на государственные земли, отведенные так называемому «институту коло­низации», и превращают в «колонов» — бесправных крепостных государства. Таким путем «осуществляется» провозглашенный франкистской «Хартией труда» принцип: «Го­сударство будет стремиться найти средства, ведущие к тому, чтобы земля в условиях справедливости перешла к тем, кто ее непосредственно обрабатывает».
    Осуществляя свою политику с помощью бюрократической машины, которая вместе с аппаратом монополий образует огромную паразитическую надстройку над обществом, франкизм привел страну к такому положению, когда в ней безраздельно господствует коррупция, происходит в колоссальных масштабах бесполезная растрата ресурсов, а массы находятся в нищете. Занимая командные политические высоты и извлекая прямую материальную выгоду из своего монопольного положения, франкистская клика сама является крупной эксплуататорской силой внутри корпоративного строя. В свете изложенного получает объяснение и франкистская «либерализация», фальшивый ха­рактер которой раскрывается при рассмотрении основных черт государственного строя современной Испании.
    Испания не имеет единой конституции. Ее заменяют шесть принятых в разное время «основных законов», которые в совокупности определяют форму правления, основы государственного строя, статус граждан и официальную идеологию государ­ства. Испанская конституционная доктрина рассматривает их как «особую форму» конституции. Их отличительная черта — преобладание идеологических, программных положений, причем не только в разделах, посвященных социально-экономическим во­просам, но и в таком, например, вопросе, как форма правления.
    Вместе с тем для франкистской «конституции» характерны пробелы в регулирова­нии тех вопросов, которые обычно служат предметом конституционного законодатель­ства. Так, отсутствуют нормы о правительстве, территориальном устройстве, местных органах, избирательной системе, судах и др. Соответствующие пробелы восполняются обычными законами или актами правительства. К этому надо добавить неопределен­ность и нечеткость норм франкистской «конституции». Таким образом, «конституция» Испании является неполноценной даже с точки зрения самого умеренного буржуазного конституционализма. Она несет на себе явную печать стремления создать видимость конституционного правления при сохранении максимума свободы в руках правитель­ства.
    Для фашистского государства характерно закрепление в государственном праве демагогической «идейной» программы, которая, таким образом, превращается в обще­обязательную политическую идеологию. С момента установления франкистского режима его государственной идеологией стал национал-синдикализм, который сохраняет свое значение по сей день. Так, «Хартия труда» провозглашает принципы тоталитарного, иерархического строя (п. I ст. XIII). «Хартия испанцев» 1945 г. закрепляет корпора­тивные принципы «участия народа» в делах государства через «семью, общину и син­дикат» (ст. 10). Провозглашая вождистский принцип, «Хартия испанцев» обязывает их «быть преданными главе государства» (ст. ,2). То же можно сказать и о «Принципах национального движения» 1959 г. В преамбуле «Хартии труда» официально провозгла­шается, что новое государство является антимарксистским. Антикоммунизм составляет главный лозунг франкистской пропаганды.
    Демагогически выдвинутая в качестве альтернативы социализму концепция кор­поративного строя, трескуче и многословно развитая в «Хартии труда», повторяется в новой редакции в «Хартии испанцев» и «Принципах национального движения». Используя ее, фалангисты пытаются воздействовать на рабочих сказками о «новом» предприятии, о замене «экономической системы капиталистической собственности» собственностью «индивидуальной, коммунальной и синдикальной» и внушить им, что в «новом» фашистском предприятии отношения между рабочими и предпринимателями превращаются якобы в отношения взаимной преданности и братского сотрудничества людей одной нации, соединенных общностью судьбы. За этим демагогическим при-
    крытием осуществляется реальная фашистская диктатура, одной из главных черт ко­торой является режим личной власти Франко.
    Наделенный в силу декрета самозваной «Хунты национальной обороны» от 29 сентября 1936 г. и последующих законов 1936—1939 гг. неограниченной властью, Франко в 1942 г., разыгрывая комедию так называемого «самоограничения» власти, допустил к участию в законодательстве кортесы и ввел народные референдумы. В 1947 г. Испания провозглашена монархией. Но за генералиссимусом по-прежнему сохраняются посты главы государства, главы правительства и вождя единственной официальной партии — Испанской фаланги. Он носит также титул каудильо (вождя) испанского народа, причем принцип вождизма (caudillaje) рассматривается как ключевой принцип государственного права Испании . Принцип харизматического представительства, в силу которого «вождь» трактуется как «естественный» представитель интересов народа по сей день считается одним из основных теоретических принципов государственного строя. В соответствии с этим сочетание упомянутых выше функций в одном лице генерала Франко не рассматривается как временное явление, вызванное практической необходимостью и мотивированное решением партии или какого-либо иного органа. Закон о наследовании поста главы государства закрепляет за Франко этот пост прак­тически пожизненно. В силу ст. 47 устава фаланги вождь «принимает абсолютную власть во всей ее полноте» и «несет ответственность перед богом и историей». Франко назначает руководство фаланги, членов правительства и прямо или косвенно — боль­шинство прокурадоров кортесов, а также членов совета королевства и государственного совета, консультативных органов, состоящих соответственно при главе государства и правительстве.
    Учреждение кортесов не связано с ущемлением высшей законодательной функции главы государства, так как за ним сохраняется право утверждения, «составления» и опубликования законов, не говоря уже об издании им без участия кортесов декретов-законов. Министры Франко рассматриваются как административные лица, не выпол­няющие политических функций. Они несут ответственность перед Франко, который их смещает по собственному произволу и нередко без предупреждения. Практически Франко руководит работой правительства, единолично принимая решения по вопросам, выносимым на заседания совета министров, происходящие почти ежедневно. Он само­державно решает вопросы государственного управления.
    Один из парадоксов государственного строя Испании состоит в том, что она яв­ляется королевством без монарха. Осуществляя политику лавирования и компромиссов с реакционными монархическими кругами, Франко законом о наследовании поста главы государства провозгласил Испанию монархией, однако без ущерба для преро­гатив своей высшей власти. По этому закону каудильо принадлежит право указания кандидатуры короля, как и право отмены этого указания (правда, с одобрения корте­сов), причем кандидатура монарха должна удовлетворять принципам фалангистского движения. Впрочем своим правом указания кандидата в монархи Франко еще не вос­пользовался, и провозглашение монархии носит «программный» характер. Как глава государства, Франко является главнокомандующим вооруженных сил, высшим на­чальником полиции и главой всех государственных учреждений. Он сосредоточил в своих руках фактическое руководство рядом важнейших звеньев государственного аппарата. Отсутствие каких-либо форм контроля за указанными органами со стороны общества, а также взаимного контроля государственных органов, за исключением контроля сверху вниз по иерархической линии, замыкающейся в руках Франко, под­черкивает авторитарный характер его власти.
    Одной из главных сил, на которые опирается Франко, являются армия, генерали­тет и высшее офицерство, связанные с землевладельческими и финансовыми кругами. Представители армии по закону принимают участие в кортесах и других высших ор­ганах государства. Генералитет широко представлен в правительстве. Франкистская «конституция» провозглашает, что «армия должна обладать силой, необходимой для наилучшего служения родине». Но она является в основном не боевой, а политиче­ской, репрессивной силой; одна из грязных функций, выполняемых армией — военное «правосудие» над политическими противниками Франко.
    Политическая полиция — генеральное полицейское управление и организованная агентами Гиммлера тайная полиция («социально-политическая бригада») — составляет ту основную террористическую силу, при помощи которой Франко пытается заставить молчать испанский народ, его передовых представителей и тем самым сделать испан­цев восприимчивыми к идеологической обработке и покорными в отношении экономи­ческой эксплуатации. Для политической полиции не являются препятствием скупые гарантии личности, установленные «Хартией испанцев». До настоящего времени про­должаются тайные аресты, ссылки без суда, пытки. Франко лично и через фашистского генерала Грандеса руководит как политической полицией, так и выполняющей репрес­сивные функции «гражданской, гвардией». Несмотря на то, что полиция составляет одну из главных опор режима, а «гражданская гвардия», особенно некоторые ее офицеры, применяет чудовищные приемы расправы с забастовщиками, в целом, как указал VI съезд КПИ, эти полицейские подразделения уже не могут рассматриваться как абсолютно надежная опора франкизма, что является ярким свидетельством кри­зиса, переживаемого политическим режимом Франко.
    Другой симптом этого кризиса — эволюция однопартийного режима. В Испании запрещены все политические организации, кроме «Национального движения — испан­ской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления» (FETyJONS). Организованная по «вертикальному» принципу, т. е. путем назначения сверху, она лишена малейших признаков хотя бы внешней демократии. Во главе ее находится национальный вождь — Франко. При нем в качестве вспомогательных орга­нов состоят политбюро и национальный совет, члены которых либо назначаются Франко непосредственно, либо становятся таковыми в силу назначения на тот или иной партийно-бюрократический пост.
    Фактически ответственными за работу партии являются министр — генеральный секретарь фаланги, а также заместитель генерального секретаря и «национальные де­легаты»: руководители синдикатов, молодежного фронта, женской секции и др. Фалангистская доктрина открыто провозглашает, что роль партийных вождей высшего ранга особенно важна, потому что они-де «мобилизуют и наставляют» массы. Фор­мально большинство руководящих деятелей франкистской Испании состоит в фалан­ге. Вождь партии — каудильо испанского народа, ее генеральный секретарь имеет ранг министра, а ее представители участвуют в межведомственных комиссиях, решаю­щих практические вопросы руководства государством.
    Фаланга руководит синдикатами. Она широко представлена в высших органах го­сударства. Гражданские губернаторы провинции являются одновременно провинци­альными вождями фаланги. Аппарат фаланги проявляет активность в социально-культурной области . Однако в политической действительности сегодняшнего дня фа­ланга представляет лишь мертвый бюрократический скелет партии. По существу она никогда не была массовой партией. До франкистского мятежа партия состояла из клики политических авантюристов и фантазеров, окруженных хулиганствующей мо­лодежью. Рост искусственно стимулировался каудильо. Так, декретом об унификации 1937 г. в фалангу были влиты «Союз традиционалистов» (карлисты) и другие като­лические монархические полуфашистские организации. Франко включил в фалангу также все армейское офицерство, зачислил в нее политических заключенных, осужден­ных ранее республикой, и т. п. Естественно, что после такого превращения фаланги в «массовую» партию в нее потянулись самые беспринципные элементы, искавшие в партийной принадлежности путь к карьере. Единственным критерием членства стала способность служить франкизму.
    Фаланга как массовая организация мертва. Остаются лишь партийный аппарат, далеко не повсеместно укомплектованный кадровыми фалангистами, и последние остатки «идейного» актива фаланги, которые не хотят расстаться с иллюзией о ее руко­водящей роли. Впрочем большинство фалангистов считают, что самое главное — это диктатура Франко и что партия без него — ничто. Это и нужно Франко. Несмотря на суровые расправы с отдельными вышедшими из повиновения фалангистами, он ста­рается поддерживать фалангистскую «старую гвардию», используя ее в целях усиле­ния террора против рабочего класса и запугивания склоняющейся к оппозиции бур­жуазии. Эту цель, например, преследовал созыв в 1964 г, после большого перерыва пленума национального совета фаланги, который поставил задачу превращения этого партийного органа в «политическую палату», призванную усилить «участие народа» через фалангу в реакции государственных дел. О том, как выглядит это «участие» на практике, свидетельствуют сообщения об усилении террористической деятельности фа­лангистов в районах, где существует мощное забастовочное движение.
    «Старая гвардия» располагает сетью радиостанций и занимает командные посты в некоторых органах печати. Через них она проводит пропагандистскую работу, со­здавая иллюзию своего рода фашистской «критики» в стране и придавая фаланге ви­димость боевой партии. В то же время в партии имеется группа «Молодая фаланга», которая полулегально распространяет среди ее членов критические материалы, содер­жащие программу «нравственного обновления» режима, ограничения власти Франко а проведения некоторых других мероприятий, рассчитанных на привлечение симпатий мелкой буржуазии и рабочих.
    Вместе с тем ввиду кризиса режима на поверхность политической жизни выходят некоторые буржуазные группы, взявшие на себя роль «лояльной» оппозиции. Боль­шинство их не имеет выраженной организационной структуры, существует как аморф­ные, эпизодически функционирующие и слабо связанные между собой группы, на ко­торые режим вынужден смотреть сквозь пальцы. Из них наиболее открыто выступила крайне правая партия крупной буржуазии и помещиков «Испанский союз». Однако официально режим по-прежнему не признает партий. Так, на состоявшихся в ноябре 1963 г. муниципальных выборах в Мадриде и Барселоне ряд кандидатов по избира­тельной секции «глав семей», подозреваемых в принадлежности к этим партиям, под давлением властей были вынуждены снять свои кандидатуры. В декабре 1964 г. принят закон, вновь подтвердивший запрет каких-либо организаций, не отвечающих фалангистским принципам национального движения.
    В условиях кризиса политического режима Франко особое значение приобрела ка­толическая церковь. Она сыграла большую роль в идеологическом обосновании «кре­стового похода» франкизма, ведет борьбу с материализмом и коммунизмом, активно участвует в политических акциях режима, составляя одну из главных его опор.
    Представители высшей церковной иерархии в силу должности участвуют в кор­тесах, государственном совете и других органах государства. В руки церкви отдан надзор за обучением и воспитанием молодежи. Религия является обязательным пред­метом в государственных и частных школах. Богословие и томистская философия — обязательные предметы во всех учебных заведениях. Церковь контролирует научные кадры. В силу конкордата, заключенного между Франко и папой, церковь осу­ществляет также все функции, относящиеся к области брака и семьи. Католическая религия объявлена государственной религией, всякие иные вероисповедания огра­ничиваются и преследуются. Церковь имеет свою печать, освобожденную от франкист­ской цензуры. Учитывая сильно пошатнувшееся положение Франко, определенные церковные круги ведут двойную игру, с одной стороны, поддерживая режим, а с дру­гой — пытаясь создать параллельные политические силы на случай его краха в виде полулегальных монархо-католических и христианско-демократических групп.
    Франкистский режим выступает в обличье «корпоративного строя». Его основа — «вертикальные» (т. е. построенные не по классовому, а по иерархическому принципу) синдикаты, организующие и объединяющие капиталистические предприятия той или иной отрасли, с одной стороны, и рабочих этой отрасли — с другой, представляют со­бой крупные отраслевые объединения, внутри которых рабочие, лишенные собствен­ного классового представительства, отданы во власть коллективно организованных хозяев предприятий и бюрократической синдикальной иерархии.
    Синдикаты организуются по отраслевому признаку. Руководящие органы первич­ных организаций синдикатов, создаваемые на каждом предприятии или группе пред­приятий, формально являются выборными, причем большинство председателей синди­катов — это предприниматели. Провинциальный и центральный аппарат синдикатов в соответствии с «Хартией труда» назначается руководством фаланги. Впрочем, не­смотря на установленную законом выборность секретарей местных синдикатов, на практике они в силу циркуляра фалангистского руководства также назначаются, при­чем это мотивируется тем, что данный пост является ответственным и поэтому он не может замещаться в порядке выборов. Членство рабочих, служащих, инженеров и предпринимателей в синдикатах обязательно. Синдикаты играют двоякую роль. Во-первых, как органы бюрократического объединения «факторов производства», они принимают участие в решении некоторых хозяйственных и производственных вопросов, а также вопросов, связанных с установлением и применением условий труда. Взя­тые во втором качестве синдикаты должны создавать видимость своего рода фашист­ской «демократии», представительства интересов различных «профессиональных» групп, в духе фашистского корпоративного строя. Соответственно корпоративная па­лата, кортесы, не является ни фактически, ни юридически органом народного предста­вительства. Ее члены — прокурадоры — рассматриваются не как представители наро­да, не как депутаты, а как представители, доверенные корпорации. Большинство прокурадоров назначаются непосредственно Франко или занимают этот пост автома­тически, в силу своей должности в бюрократическом аппарате. Часть прокурадоров «из­бирается» от синдикатов, соответственно от трех социальных групп — предпринимате­лей, технического персонала и рабочих.
    Выборы от синдикатов в кортесы (как и в местные органы) производятся на ос­нове сложной системы, в несколько этапов. Первый этап предусматривает раздельное голосование по «социальным» (рабочим) и «экономическим» (предпринимательским) хунтам с неодинаковым избирательным цензом для рабочих и предпринимателей. Выборы прокурадоров от общин не прямые. Каждый общинный совет сначала изби­рает выборщиков, которые затем собираются в столице провинции и избирают абсо­лютным большинством голосов представителя общинных советов. При всей сложности системы формирования реальная роль кортесов сведена к нулю. Законодательная ини­циатива их резко ограничена, будучи подчиненной таким правилам, которые практи­чески делают ее неосуществимой.
    Согласно закону о регламенте кортесов в них образуются 17 комиссий. Минист­ры, заместители государственных секретарей, вице-секретари министерств, националь­ные делегаты фаланги, а также директора департаментов министерств могут прини­мать участие в заседаниях комиссий, когда рассматриваются дела, относящиеся к соответствующим ведомствам. Работа кортесов в основном проводится в комиссиях, действующих по существу как оперативные бюрократические органы. Руководит всем законодательным процессом президент кортесов. Пленарное заседание лишь штампует готовые проекты. Решение вопросов, которые франкистское правительство по каким-либо причинам не считает нужным подвергать обсуждению в кортесах, независимо от того, относятся ли эти вопросы к их исключительной компетенции, осуществляется либо в порядке «срочного» законодательства с последующим уведомлением кортесов, либо минуя кортесы явочным порядком.
    Формально провозглашая ряд основных прав и свобод, франкистский режим проводит политику открытых репрессий против рабочего класса, оппозиционных кру­гов интеллигенции, мелкой, средней и даже крупной буржуазии. Основой репрессив­ной политики является звериный антикоммунизм. Деятели Коммунистической партии поставлены вне закона, примером чему является расстрел Хулиана Гримау, суд над членом ЦК КПИ X. Сандовалем и др. Подавляются все выступления нелегальных ан­тифранкистских организаций. Отсутствует подлинная свобода печати, свобода собра­ний, объединений. Запрещена и жестоко преследуется забастовочная борьба.
    Уступая давлению общественного мнения, Франко в ознаменование 25-летия уста­новления своего режима объявил политическую амнистию и упразднил специальный военный трибунал, разбиравший со времен гражданской войны дела коммунистов, «масонов» и других антифашистов, заменив его гражданским судом. Однако этот шаг, широко использованный в целях профранкистской антикоммунистической пропаганды, не может скрыть того факта, что в Испании по-прежнему существует режим террора. В частности, сохраняется система военного суда над лицами, обвиняемыми в «банди­тизме» и «терроре», к числу которых причисляются все ведущие активную борьбу про­тив франкизма. Да и передача функций специального военного суда гражданскому означает лишь изменение формы репрессий, но не их отмену. Таким образом, ни одно из «либеральных» мероприятий не затрагивает основ фашистского строя.
    Действительное освобождение испанского народа, как указывается в решениях V и VI съездов Коммунистической партии Испании, возможно лишь в результате свер­жения франкистской диктатуры, которая является главным препятствием в решении противоречий общественного строя современной Испании. Этой задаче подчинена никогда не прекращавшаяся деятельность Коммунистической партии, которая, как ука­зывает Долорес Ибаррури, борется за свержение франкистской диктатуры путем развертывания национально-демократического движения без гражданской войны.
    Национал-синдикалистская программа фаланги построена на воспевании «нации и веры», проповеди «испанской исключительности», требовании насильственного уничтожения «либерального» многопартийного государства путем «национальной революции» и замены его корпоративным режимом. Национал-синдикализм объявляет «войну» классовой борьбе, причиной которой он провозглашает марксистскую материалистиче­скую пропаганду и «либеральный» капитализм, которые, по утверждению фалангистов, разрушают единство нации и целостность души человека как «носителя вечных цен­ностей». При этом, принципиально отказываясь от науч-ного, рационалистического понимания явлений,  национал-синдикализм  определяет  «капитализм»  как  нечес-тную конкуренцию «чуждых» элементов, денежную спекуляцию, ростовщичество, махинации и т. п. Центр тяжести этой идеологии — разнузданная кампания против марксизма, коммунизма и Советского государства.[3]
     1.3 Закон о народном референдуме
    Закон главы государства о народном референдуме.
    Юрисдикция: Испания
    Законодатель: Глава государства
    Дата принятия: 22 октября 1945
    Подписавший: Франсиско Франко
    Отрасль права: Конституционное право
    Языки: испанский
    22 октября 1945 г.
    «Принимая во внимание, что перед испанцами открыта возможность сотрудничать в делах Государства через посредство таких естественных организмов, как семья, муниципалитет и синдикат; принимая также во внимание, что провозглашены основные законы, которые должны придать новую жизнь и большую свободу действий представительным органам в рамках строя христианского сообщества; ставя своей целью гарантировать Нацию против постоянно отмечаемого политической историей народов искажения в особо важных делах и делах, представляющих публичный интерес, воли нации субъективным суждением её мандатариев, Глава Государства во исполнение своих полномочий, предоставленных ему законами от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г., счёл целесообразным установить прямую консультацию с Нацией путём народного референдума во всех тех случаях, когда ввиду особой важности или неясности общественного мнения Глава Государства полагал бы, что такая консультация является своевременной и полезной.
    В силу этого
    постановляю:
    Статья 1. Когда особая важность определённых законов того требует или когда это необходимо в публичных интересах, Глава Государства может для лучшего служения Нации передать на референдум законопроекты, выработанные Кортесами.
    Статья 2. В референдуме участвуют все мужчины и женщины Испании
    старше двадцати одного года.
    Статья 3. Правительство уполномочивается издать дополнительные постановления, необходимые для установления ценза и исполнения настоящего закона.
    Так я постановил настоящим законом, данным в Мадриде 22 октября 1945 года.
    Испанская дипломатия за выход из международной изоляции.
    19 июля 1951 г. была проведена частичная реорганизация правительства, и хотя существенных изменений в правительственном курсе после этого не произошло, включение в состав кабинета монархиста графа Вальельяно и видного деятеля «Католического действия» X. Руиса Хименеса при сохранении поста министра иностранных дел за другим лидером этой организации, А. Мартином Артахо, преследовало цель нейтрализовать правые силы оппозиции, прежде всего эмигрантскую Конфедерацию монархистов, и создать перед лицом внешнего мира видимость «либерализации» режима. Этому придавалось особое значение, поскольку испанская дипломатия в то время настойчиво добивалась принятия Испании в ЮНЕСКО, а затем и в ООН.
    Еще в начале 1951 г. правительство начало переговоры с Ватиканом о заключении конкордата. 26 августа 1953 г. конкордат, регулировавший отношения испанского государства с католической цер-ковью, был подписан. Он юридически закрепил широкие привилегии католической церкви, а также существовавший с июня 1941 г. порядок замещения вакансий в церковной иерархии. Испанское правительство надеялось, что подписание конкордата будет расценено как внешнеполитическая поддержка франкистского режима Ватиканом. Но окончательную ликвидацию дипломатической изоляции правящие круги страны связывали с укреплением военных, политических и экономических отношений с США. Первых успехов в этом направлении они добились уже через месяц после подписания конкордата.
    26 сентября 1953 г. Соединенные Штаты Америки и Испания подписали соглашения об «обороне», «экономической помощи» и о помощи «в целях взаимного обеспечения безопасности». По соглашению об «обороне» США в обмен на поставки Испании военного снаряжения получали право содержать и использовать для военных целей совместно с Испанией: базы и сооружения на испанской территории, а также размещать на них американский персонал, как военный, так и гражданский. Срок действия соглашения устанавливался в 10 лет с автоматическим продлением на два по-следующих пятилетних периода.
    После подписания испано-американских соглашений ускорился процесс сближения с Испанией Англии, Франции, ФРГ и ряда других западноевропейских стран. 14 декабря 1955 г. Испания была принята в ООН.»[4]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Испанская дипломатия в борьбе за выход из международной изоляции В конце войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф.Франко не терял надежды на примирение с Западом.
    Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенности среди американцев. Следующая встреча между Ф.Франко и Салазаром 14 апреля 1952 года в Сьюдад Родриго завершилась твердой союзнической договоренностью и была, несомненно, первым контактом Испании с одним из государств НАТО в сфере оборонной политики.1
    Новые сигналы были правильно восприняты вашингтонским правительством. То, что переговоры все же затянулись, зависело преимущественно от Ф.Франко, которому теперь незачем было спешить с предполагаемым договором. Решение было принято, когда генерал Дуайт Эйзенхауэр был избран президентом Соединенных Штатов. Он откомандировал своего нового посла в Ла Корунью, где находился Ф.Франко, и выполнил большую часть требований Испании.
    Франко не сдавал территорию в аренду, как этого желали бы американцы. Все базы, которые предусматривались по договору, - три аэродрома, семь радиолокационных станций и склады снабжения, а также база флота в окрестностях Роты, - будучи единым объектом, оставались суверенным владением Испании. Обещанная же Вашингтоном экономическая и военная помощь в размере 85 или 191 млн. долларов оказалась менее существенной, чем надеялись в Мадриде.
    В 1950 решением Генеральной Ассамблеи ООН государства-члены ООН получили возможность восстановить дипломатические отношения с Испанией. В 1953 США и Испания заключили соглашение о создании нескольких военных баз США на территории Испании. В 1955 г. Испания была принята в ООН. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из состава этой организации. 17 января 1966 г. произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик Б-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес1.
    После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобнавлении этого договора в 1968 г. окончились неудачей.
    После смерти Сталина в 1953 году наступила оттепель. Новые кремлевские вожди казались почти любезными. Начиная с января 1955 года, испанское правительство получило возможность направить в штаб-квартиру Организации Объединенных Наций своих постоянных наблюдателей. В начале декабря великие державы приняли решение о приеме в ООН еще 16 государств в качестве полноправных членов, и среди них Испанию. За это проголосовал даже Советский Союз.
    Прорыв оказался успешным, Испания преодолела свою изоляцию. Правда, ей было отказано в равноправном партнерстве в рамках НАТО. Кроме того, после заключения Римского договора между государствами Европейского экономического сообщества (ЕЭС) перед Испанией вскоре возникли те же проблемы, что и до войны. Однако прежде всего испанский народ получил передышку.
    Режим Ф.Франко породил политическую пассивность подавляющего большинства испанцев. Правительство и не пыталось вовлекать широкие слои населения в политические организации. Рядовые граждане не проявляли интереса к государственным делам; большинство из них занимались поиском благоприятных возможностей для повышения уровня жизни.
    Существенную поддержку режиму Ф.Франко оказала испанская католическая церковь. В 1953 году Ф.Франко заключил конкордат с Ватиканом о том, что кандидатуры высших иерархов церкви будут выбираться светской властью. Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла идеи «крусады», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г. конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы и права «согласно божественному закону и священному каноническому праву». Однако по мере нарастания оппозиционного движения начался процесс дистанцирования церкви от режима, охвативший в 60-х годах как низшее духовенство, так и высший клир и завершившийся разрывом «обновленческого» крыла церкви с франкизмом. Это крыло не только открыто выступило с критикой политики режима, превратив, по определению испанского историка Хавьера Тусселя, «проповеди Евангелия в чисто о восстановлении демократических свобод.
    С середины 50-х гг. началось Испанское экономическое чудо, выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Довольно продолжительное время Испания занимала второе место в мире (после Японии) по темпам экономического развития. Многие министры, творцы экономического чуда, были членами католического светского ордена Opus Dei.
    Визит президента Эйзенхауэра в Испанию в 1959 г. – апогей испано-американского сотрудничества.
    Испания в 1959 приняла «План экономической стабилизации», ослабивший административный контроль над экономикой. Был открыт широкий доступ иностранному капиталу, песета стала свободно конвертируемой валютой. Ф.Франко бдительно следил, чтобы либерализация относилась только к сфере экономики и отвергал демократизацию политической и социальной жизни общества.
    Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой, требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза (СЕУ), постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой политический резонанс как в стране, так и за ее пределами.
     
     
     
     
     
     
     
                    2.1 «Холодная война» Испания во время холодной войны была непосредственным союзником США. Хоть она и делала вид, что сохраняет нейтралитет, на самом же деле, являлась игрушкой в руках Соединенных Штатов, и выполняла все указания большого папочки, чтобы не лишиться места под крылом, а именно: 1. Согласно договору от 26. 09. 1953 позволяла пользоваться американцам своими портами, базами и иными сооружениями, размещать свои войска и мирный персонал на территории Испании.
    2. Укрывала политических преступников Германии. Как уже было сказано выше, по примерным подсчетам там находится около восьмидесяти тысяч военных и политических преступников.
    3. В Испанию передислоцированы многие частные фирмы, конторы и предприятия из Германии.
    4. Сосредоточено внушительное количество денег, принадлежащих уроженцам Германии и военных преступников.
    К чему я про Германию и почему считаю, что это тоже является следствием манипуляции и действиями, прямо указывающими на активность в холодной войне? Потому что Германия во времена холодной войны была в одной упряжке с Испанией и США. Куда деваться посредственной Испании, если не принять и не исполнить все, что прикажут сверху? Некуда.
    Особое внимание США обратили на Испанию в период подготовки к созданию Североатлантического блока (НАТО). Включить Испанию в этот блок США не удалось из-за сопротивления Англии и Франции, но США стали оказывать Испании экономическую помощь на Испанию было распространено действие “Плана Маршалла”. США и европейские страны восстанавливают дипломатические и торговые отношения с Испанией; США смогли провести в ООН решение об отмене резолюции Генеральной Ассамблеи 1946 г., в 1955 г. Испания стала членом ООН и всех её специализированных учреждений. В 1953 г. между Испанией и США был подписан договор о строительстве и эксплуатации американских военных баз на территории Испании. США, в свою очередь, обязывались оказывать Испании экономическую помощь.
     
     
    2.2 Ослабление международной изоляции
    Испания делала все, чтобы преодолеть барьер международной изоляции, но ничего не получалось до тех пор, пока она не понадобилась большому папочке (США) для создания Североатлантического блока (НАТО). Однако Англия и Великобритания не позволили осуществиться этим коварным планам , и США пришлось пойти другим путем, а именно: протащить Испанию в ООН для того, чтобы полностью развязать себе руки и вертеть Испанией, как вздумается. 26 сентября 1953 г. Соединенные Штаты Америки и Испания подписали соглашения об «обороне», «экономической помощи» и о помощи «в целях взаимного обеспечения безопасности». По соглашению об «обороне» США в обмен на поставки Испании военного снаряжения получали право содержать и использовать для военных целей совместно с Испанией: базы и сооружения на испанской территории, а также размещать на них американский персонал, как военный, так и гражданский. Срок действия соглашения устанавливался в 10 лет с автоматическим продлением на два по-следующих пятилетних периода. После подписания испано-американских соглашений ускорился процесс сближения с Испанией Англии, Франции, ФРГ и ряда других западноевропейских стран. 14 декабря 1955 г. Испания была принята в ООН.
    И вот она – мнимая свобода!
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.3 Испано-американский пакт Для испанского народа испано-американский пакт (26 сентября 1953 г), о котором не раз говорилось выше, таил огромную опасность быть ввергнутым в военный конфликт на стороне США. Это был пакт, совершенно чуждый интересам и чаяниям рабочего класса, крестьянства, интеллигенции и национальной буржуазии Испании. Это было соглашение правящих сил Испании в своих собственных классовых интересах. «Существует столь колоссальная разница между тем, что Франко дает американцам, и тем, что он получает от них,— писала Д. Ибаррури,— что этот чудовищный и позорный пакт может быть понятым лишь в том случае, если его рассматривать с точки зрения режима, который идет ко дну и, чтобы удержаться, нуждается во внешней поддержке, противопоставив себя всей стране» .
    Однако в период «Холодной войны», постепенный выход франкистской Испании на международную арену и ее сближение с США, бесспорно, способствовали известному росту испанской промышленности и оживлению экономической жизни страны в целом. Открытие испано-французской границы в 1948 г. и особенно подписание протокола Франко — Перон спасли Испанию от голода и значительно облегчили ее экономическое положение. Помощь США франкистскому режиму в виде займов и поставок сельскохозяйственных излишков, начавших поступать еще до подписания испано-американского пакта, также до известной степени способствовала преодолению острейшего финансового кризиса испанской экономики.[5]
     
     
     
     
     
     
     
    3.   Выход Испании на мировую арену Непосредственным итогом начала «холодной войны» явилось ослабление международной изоляции франкистской Испании, ее сближение, а затем тесное сотрудничество с США, Англией, Францией и другими империалистическими странами.
    Со своей стороны франкистская диктатура проявила исключительную активность в поисках любых точек соприкосновения с внешним капиталистическим миром. Франко и его министры рекламировали Испанию как важный стратегический плацдарм и надежный бастион антикоммунизма. Франкистская диктатура шла на все, чтобы добиться поддержки от западных стран. В августе 1947 г. сам генерал Франко заявил о своей готовности улучшить отношения с США как в политическом, так и в экономическом плане. В ноябре этого же года Франко говорил уже о решимости участвовать даже в «крестовом походе» против СССР и стран народной демократии.
    Экономическая помощь со стороны США особенно привлекала франкистскую Испанию. Мадрид надеялся, что Испанию включат в «план Маршалла». Однако этого не произошло.
    В конце марта американский конгресс большинством голосов принял решение о распространении «плана Маршалла» на Испанию, что вызвало бурю негодования как в самих США, так и во всем мире. В Париже, Лондоне и других столицах Европы резолюция американского конгресса была встречена крайне враждебно. Президенту Трумэну не оставалось иного пути, как настаивать в сенате США на отмене решения конгресса. Так «план Маршалла» обошел Испанию. Но франкистская диктатура не осталась без экономической помощи и поддержки со стороны США.[6]
     
     
     
     
     
    Заключение У Испании был долгий и трудный путь, который вполне можно назвать путем на крови. За последние сто лет она переживала участие в гражданской, мировой и холодной войне. Видела голод и нищету, была марионеткой в руках двух самых сильных держав после СССР. Пережила и бунты, и мировой бойкот, и кризис, но все же, при помощи союзников, ей удалось оправиться и упрочить свое экономическое положение и уровень жизни граждан. Сейчас в Испании более-менее стабильное экономическое положение, однако она, как и раньше, она старается держать нейтралитет и не ввязываться в мировые конфликты.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы: Красницкая М. В. Испано-американские отношения 1945–1953 гг. [электронная статья] //http://fismo.kubsu.ru/2013/05/18/statja-krasnickojj-m.v.-iii-kurs.htmlЮлиан Семенов. Экспансия-2. Безоблачное небо Испании. Глава 3. Волков, Л. Б. Франкистская Испания - фашистская диктатура /Л. Б. Волков.//Советское государство и право. -1965. - № 2- С. 137 - 142 Конституции буржуазных государств Европы. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957. — С. 520.Испания_1945_1970,Экономика[электронная_статья]//http://obsrvr.livejournal.com/3245.htmlИспано-американский пакт.[электронная статья]// 5. Проблемы новой истории Испании. Курс лекций СПГУ по истории. 2009г. http://marbellaresort.net/2011/04/ispano-amerikanskiy-pakt/
    Выход_на_мировую_арену.[электронная_статья]//http://marbellaresort.net/2011/04/vyihod-na-mirovuyu-arenu/  
    [1] Красницкая М. В. Испано-американские отношения 1945–1953 гг. [электронная статья]//http://fismo.kubsu.ru/2013/05/18/statja-krasnickojj-m.v.-iii-kurs.html
     
    [2] Юлиан Семенов. Экспансия-2. Безоблачное небо Испании. Глава 3
    [3] Волков, Л. Б. Франкистская Испания - фашистская диктатура /Л. Б. Волков.//Советское государство и право. -1965. - № 2- С. 137 – 142.
    [4] Закон главы государства о народном референдуме от 22 октября 1945 года.
    [5]Испания_1945_1970,Экономика.[электронная_статья]//http://obsrvr.livejournal.com/3245.html
     
    [6] Выход_на_мировую_арену.[электронная_статья]//http://marbellaresort.net/2011/04/vyihod-na-mirovuyu-arenu/
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - США и борьба Испании за выход из международной изоляции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.