Полный текст:
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
1.
Понятие общества………………………………………………………………4
2.
Человек………………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список
литературы……………………………………………………………..15
Введение
Понятием общество уже давно используется в
научном лексиконе. Понятие общество имеет множество определенийи каждое из них
определяет суть общества.Наиболее знакомыми нам устойчивыми выражениями
являются виды общества такие как, «дворянское общество», «педагогическое
общество».«общество книголюбов», В этом случае под обществом понимается
определённая группа людей, которых объединяет совместное общение, совместной
деятельности, взаимопомощь и поддержка друг друга.
Существует
ещё множество обществ, например такие как:«феодальное общество», «первобытное общество», «французское
общество». Здесь уже, употребляя понятие «общество», тут имеется ввидуопределенный
этап в истории развития человечества или какую- либо конкретную страну. Обществом
называют всё человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Общество
это все люди на Земле, совокупность всех народов. Другими словами, это
обособленные от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя
способы взаимоотношений людей и формы их объединения.
Определяя
сущность и черты человека, его часто сравнивают с животными, тем самым выявить
в нем подлинно человеческое.
Придерживаясь
научным взглядам человек телесно относиться к млекопитающим, а именно к
человекоподобным существам(гоменидам).
Причинах которые способствововали выделению человека из животного мира, сообщаютмножество
гипотезы. Такие науки как палеонтология,антропология, физиология и другие науки
рассматривают эту проблему. Многие ученые придерживаются мнения, что человек
является продуктом продолжительной биологической и социально-культурной
эволюции.
1. Понятие общества.
Общество в узком смысле – это
исторически конкретный тип социальной системы (феодальное общество). Общество в
узком смысле – это организация, группа людей, объединившихся для какой-либо
совместной деятельности (общество помощи беспризорным животным). Общество в
узком смысле – это круг людей, объединённых общностью происхождения, положения,
интересов, поведения (высшее общество).
Общество в широком смысле – это
совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Общество в
широком смысле – это сумма связей, совокупность или система отношений,
возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их
деятельностью.
С точки
зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система
отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и
др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их
социальное содержание. Если же исходить из их субъектов, то можно выделить
отношения между социальными группами, в том числе классовые и национальные
отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и
физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом,
личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения. [4, с.
137]
Все
общественные отношения органически связаны между собой и выражают
взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении
друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются
прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов
деятельности людей. Так или иначе, но в марксизме за исходный пункт в
исследовании общества берутся не просто индивиды, а их социальные связи и
отношения, опосредующие различные виды деятельности. Общество, по словам
Маркса, “выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся
друг к другу” . Структура общества предстает как структура (взаимосвязь)
присущих ему общественных отношений.
Все
общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и
идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от
сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические,
производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к
природе. Идеологические отношения (этот термин ввел в социологию В.И. Ленин)
“прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей” , т.е. складываются
сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные,
эстетические, религиозные отношения между людьми. Разумеется, и данные
отношения имеют объективную основу и возникают из объективных потребностей
людей. Однако они с самого начала строятся людьми сознательно на основе,
скажем, политических программ, правовых и нравственных норм, религиозных идей,
сознательно формируемых теми или иными идеологами, политическими или же
религиозными деятелями и т. д. [4, с. 138]
Нынешнее
общество - насчитывает более пятимиллиардов людей, множество тысяч народов какбольших,
так и малых, примерно двухсот государств. Общество это разнообразие
экономических укладов, а также форм социально-политической и культурной жизни.
Одной
из причин такого разнообразия – это различие в природных условиях, физической
среды место обитания людей. Эти условия влияют в первую очередь на
хозяйственную деятельность человека, а также на многие стороны общественной
жизни.
В
давние времена наш климат, растительность иплодородные почвы, определяли способы
обработки земли и разведения домашнего скота, это стимулировало людей на
создание различных орудий труда и производство различных изделий. Природные
условия оказывали влияниена характер жилищ, домашней утвари.стиля одежды и
боевого орудия.
Естественная
среда обитания влияла на отношения между людьми, на политическое устройство
государств, и на складывающиеся формы собственности.
Вместе
с природными условиями многообразие общественных отношений связано с
исторической средой существования обществ, которая формируется в результате
взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.
Почти каждое общество подвергается
влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует в
свою очередь известная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма
влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда
не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другим
обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде,
которая может быть - и действительно часто бывает - очень похожа на
историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и
никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент
разнообразия … в процесс общественного развития".[2.С.7]
Но если
отвлечь внимание от отдельных особенных, свойственных каждому отдельному
обществу черт, то можно сказать что и сегодня, как и много лет назад,
человечество показано двумя основными образами цивилизаций, уходящими корнями в
прошлое.
Первым
типом цивилизаций является традиционные общества. Традиционные общества берут свое
начало в древневосточной цивилизации, где земля система была собственностью
общины. Все семья имели определенный участок земли в своём распоряжении,
которая давалась семье на временное использование. Господствовала экстенсивная
технология, направленнаяв первую очередь
на освоение внешних природных процессов.
Этот
тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он
представлен многими государствами "третьего мира": странами Азии и
Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня
среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на
адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному
преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на
самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от
поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится
выше экономической.
Но
преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные
технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ
способствовали их экономическому прогрессу (благоприятные природные условия,
простота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить
его, обусловив не только постепенное исчерпание природных богатств, но и застой
в развитии техники. Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда
стран "третьего мира" экономическую отсталость.
Большую
роль в общественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где
господствующей религией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской
цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые
этим вероучением.
Западная
же цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе
с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой
интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных
сил общества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия
на природу.
В связи
с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план
выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами
цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную
ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные
силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать
мир.
Таким
образом "созерцательности" традиционных обществ противостояло
деятельное начало западных обществ.
К
середине нашего столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество
массового производства и потребления.
Но к
середине 70-х годов сложившаяся на этих принципах система производства и
общественный уклад жизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные
ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал
энергетический кризис: дальнейший рост потребления все более дорожавшей нефти грозил
подорвать национальные экономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все
более скудели запасы и других ресурсов планеты, необходимые для развития
производства и общества, в том числе природные ископаемые (каменный уголь, руды
различных металлов и т.д.)
Сказались
и экологические ограничения. Массовое производства было дешевым не только в
силу своих масштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану
окружающей среды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.
Снижение
уровня духовно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и
моральная "вседозволенность" все это привело к тому, в каком обществе
мы сейчас и живем.
Идея
многообразия общества не противоречит идее единства человечества.
Все
более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи,
помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности
к единой человеческой семье.
Однако
это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне - идет
диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот
диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций
достоянием всего человечества.
2. Человек
Философские
споры о природе человека имеют многовековую историю. Изучая общество и
общественные отношения, люди издавна пытались постичь сущность самого человека,
выявить его основные черты и специфические особенности. По изменению взглядов
на сущность человеческого бытия можно проследить основные вехи развития
человекознания. [2.С.17]
Согласно
Марксу человек - это прежде всего homofaber, человек производящий.
Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек
отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему
миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека
с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше
овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими
стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные
отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для
них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей.
Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда,
от общества и от самого себя (самоотчуждение). [4, с 128]
Согласно
научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к
гоминидам (человекоподобным существам). Человек, как и все другие живые
существа - часть природы и продукт природной, биологической эволюции.
Антропологи проследили биологическую эволюцию Homosapiens от высших приматов до
современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы,
кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно
демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его
головного мозга, изменение конечностей и всей его природной конституции.
Как и
всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой,
существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет
различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах
определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды.
Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет,
стареет и умирает.
Человеку,
как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности.
Существуют также и биологически запрограм-мированныепротосоциальные
(досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида.
Как
любой биологический вид, Homosapiens характеризуется определенной совокупностью
видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных
представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут
влиять как природные, так и социальные процессы. Биологические детерминанты
(факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у
человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими
биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое
существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается
от любого животного и прежде всего следующими чертами: [3 С.14.]
--
производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а
животное не производит, только использует то, что есть в наличии;
--
изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и
по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и
красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
--
может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и
фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение
физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые
инстинкты и т.п.);
--
способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным
обстоятельствам;
-- свою
жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно
изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности, и не
отличает ее от себя.
Вышеуказанные
отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи
биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности
человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен
на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен
альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость,
способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как «Кто я?», «Для
чего я живу?», «Что я должен делать?» и др.
Человек
- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в
обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических
черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным
становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает
общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями,
регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные
функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и
чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся общественно-культурно
ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной
общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились и
данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные
духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности,
коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества,
как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную
природу человека.
Биологическая
природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование
собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие
анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого
организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как
существа социального:. - [3.С.15]
а)
прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире
охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности
даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем
это могут сделать четвероногие;
б)
цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем,
позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в)
взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех
измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г)
большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической
жизни и интеллекта;
д)
сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие
развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных
звуков;
е)
длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки
со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому
долгий период обучения и социализации;
ж)
пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов
инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления
потребностей к средствам их удовлетворения -- все это способствует развитию
сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з)
устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других
социальных явлений. [3.С.15]
Заключение.
В
заключении можно сказать, что человек и общество тесно связанны друг с другом.
Нормальное развитие человека невозможно без общества. Развитие отдельного
человека непосредственно связано с его жизнью в обществе, зависит от совместной
деятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественных
отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Деятельность
конкретного человека является
общественным, деятельность человека характеризует материальную жизнь людей, способ и условия
производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы
получают осмысление, появляется духовная жизнь общества, общественное сознание.
Отношение человека и общества на
протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и человек развиваются,
меняются и их взаимоотношения. Общество
как система человеческих отношений для каждого человека выступает и внешней
социальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности.
Любое
общество разнохарактерно, его воздействие на человека осуществляеться через
влияние на нее среды. Главным условием формирования человеческой личности в
обществе являются материальные условия жизни, основу которых составляет способ
производства.
Большую значимость имеют такие личностные
элементы как социальной среды, эта социальная общность (семья, друзья,
коллектив), в которую включен данный человек и ее духовная атмосфера.
Список литературы
1.
Бибихин В.В. Язык философии М.2003г.
2.
Боголюбов Л. Н. Человек и общество.
Обществознание. М.2002
3.
Клименко А.В. Обществознание: Учеб. /
А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - 199 с.
4.
Малькова Т.П. Введение в социальную философию.
М. 2002г