Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бихевиоризм и необихевиоризм

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Бихевиоризм и необихевиоризм
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    22.07.2014 16:19:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    1. Оперантное научение в подходе Э. Торндайка. 3
    2. Бихевиоризм Б. Скиннера. Оперантное научение. 3
    3. Теории научения К. Халла и Э.Ч. Толмена (необихевиоризм) 3
    Выводы.. 3
    Список литературы.. 3
     
     
    Введение В психологии существовало немало трактовок и подходов к изучению поведения животных, человека, групп. Наиболее известно такое направление, как бихевиоризм. Чаще оно определяется как «наука о поведении». Наиболее известными представителями бихевиористского направления считаются Э.Торндайк, Скиннер, Э.Толмен и К.Халл.
    Известно, что у двух направлений (бихевиоризм и необихевиоризм) существует одно значимое различие к объяснению феномена поведения. Оно состоит в том, что в бихевиоризме учитывается только связь между стимулом и реакцией, а необихевиористы предлагают внести дополнительные переменные в эту простую схему.
    Целью работы является изучение основных теорий бихевиоризма и необихевиоризма и поиск различий в трактовке у них феномена поведения человека и животных.
     
    1. Оперантное научение в подходе Э. Торндайка. Одним из первых приверженцев направления бихевиоризма был Эдвард Торндайк.
    Э.Торндайк ввел понятие связи между ситуациями и реакциями. Он отмечал, что если бы надо было проанализировать сознание человека, он стал бы искать связи между:
    •   Ситуациями, элементами ситуаций, составляющими ситуаций
    •   Реакциями, готовностью реагировать, стимулами, торможением и направленностью реакций
    Свои исследования Э. Торндайк проводил с помощью изобретенного им «проблемного ящика» [1].
    Торндайк помещал в решетчатый ящик голодную кошку. Чтобы покинуть лабиринт кошке приходилось открыть замок. Пищу располагали прямо перед коробкой. Животное награждалось за правильный выбор. На двери было несколько замков. Для открытия двери нужно было проделать серию определенных действий.
    В начале эксперимента животное двигалось хаотично по ящику. Кошла придумывала разные способы достать еду. Потом она находила правильное решение и открывала дверь. Первое правильное решение всегда носит случайный характер. Если же поведение повторяется, то оно в меньшей степени становится случайным. Полное научение достигалось к концу эксперимента.
    Эдвардом Торндайком впервые была дана количественная оценка динамики оперантного обучения животного. Для этого он рассматривает «кривые научения» [5].
    Результаты своих исследований Э. Торндайк обобщил в нескольких законах [9]:
    Закон эффекта. Если действие вызывает удовлетворение в данной ситуации, то можно предположить, что это действие повторится вновь. Позднее Э. Торндайк провел исследование закона эффекта в рамках экспериментов, в которых в качестве испытуемых привлекались люди. Результаты исследований показали, что поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание не дает очевидного негативного результата для проведения параллели.
    Закон упражнения. Любая реакция ассоциируется с той ситуацией, в которой она наблюдалась.
    Закон готовности. Упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.
    Закон ассоциативного сдвига. Если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
    2. Бихевиоризм Б. Скиннера. Оперантное научение По Б. Скиннеру, наука о поведении человека кардинально не отличается от другой естественной науки,  основывающейся на фактах;  то есть имеет ту же самую цель -  предвидеть, проконтролировав изучаемое явление (открытое поведение) [7].
    Б. Скиннер считал, что очевидно сходство между поведением животных и человека. На самом деле, Б. Скиннер переносил данные, полученные на животных, на человека, и таким образом появились обучающие книги по программированию.
    Б. Скиннер отмечал, что чтобы понять поведение группы организмов, достаточно изучить поведение отдельных ее представителей. Притом все организмы развиваются по общим законам.
    Придерживаясь бихевиористского подхода,  Б. Скиннер считал функциональный анализ поведения организма наиболее уместным.  Такой анализ устанавливает точные,  реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их.
    Таблица 1. Механизмы образования рефлексов по И.П. Павлову (классическое обуславливание) и Скиннеру (оперантное обуславливание).
    Обоснование условного рефлекса по И.П.Павлову
    СТИМУЛ+ПОДКРЕПЛЕНИЕ=условнорефлекторное действие
     
    Образование инструментального рефлекса по Б.Скиннеру
    ПОВЕДЕНИЕ+ПОДКРЕПЛЕНИЕ=ПОВТОРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    За оперантным поведением идет следствие,  и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула,  поддающегося распознаванию [8].
    Вероятность того, что оперант повторится, увеличивается, если он имел благоприятные последствия для организма. Таким образом, операнты обуславливаются [10].
    Для изучения оперантного поведения в лабораторных условиях Б.Скиннером была придумана процедура с использованием специального ящика, который потом стал называться по имени ученого. Крысу, которая голодна, запускали в этот ящик, где находились лишь миска под еду и рычаг [6].
    По началу все движения и перемещения животного были хаотичны, эти реакции не были привязаны к стимулу. В ходе эксперимента крыса случайно нажимает на рычаг, и в это время в миску попадала еда. При единичном таком случае вероятность повторения операнта минимальна. Если лишить животное пищи на сутки, то можно с высокой долей вероятности утверждать, что оперант закрепится. К концу эксперимента крыса практически не отходит от рычага, нажатие на который вызывает появление пищи в миске. Также увеличивается скорость нажатия лапой на рычаг.
    Также Б.Скиннер придумал специальную камеру для изучения поведения голубей. В определенной части стенки было размещено три «ключа» (диска). Под ними загорается лампочка определенного цвета. Ниже расположена кормушка, куда подается подкрепление. При клевании ключа в кормушку попадает зерно.
    Анализируя вышесказанное, мы получаем, что нажимание на рычаг становится постоянной реакцией крысы в условиях депривации на еду. Поведение крысы в данном случае можно назвать инструментальным, поскольку посредством своих действий она получает подкрепление. При серии опытов, в которых подкрепление убиралось, крыса перестает нажимать на рычаг. Это называется угасанием.
    Так или иначе, суть оперантного научения в том, что реакция, подкрепленная положительно, повторяется. Подкрепление и наказание могут быть как позитивными, так и негативными (таблица 2).
    Таблица 2. Негативное и позитивное наказание и подкрепление
     
    Позитивное
    Негативное
    Подкрепление
    Предъявление положительного стимула
    Удаление негативного стимула
    Наказание
    Предъявление негативного стимула
    Удаление положительного стимула
    Реализация этих идей в процессе построения гуманитарных технологий требует привлечения такого метода как рефлексия.
    Б.Ф.  Скиннер отмечает: «Для выяснения того,  что является подкреплением для данного человека,  мы не можем ограничиться простым вопросом к нему о том,  что его подкрепляет. Его ответ может представлять определенную ценность, но его, ни в коем случае нельзя считать надежным.  Подкрепляющие связи не всегда очевидны для человека. Часто только в ретроспективе тенденции человека вести себя определенным образом рассматриваются как результат определенных последствий,  и отношения могут совсем не репрезентироваться субъекту, даже если они очевидны для других людей» [10].
    3. Теории научения К. Халла и Э.Ч. Толмена (необихевиоризм) Другая теория научения в рамках бихевиоризма принадлежит К.Халлу. По К. Халлу, научение происходит за счет возникновения подкрепления по типу частичного удовлетворения, т.е. редуцирования потребностей. Человек научается реагированию определенным образом, когда из-за этого снижается влечение или потребность – например, в еде, жажде. Данная реакция становится привычкой. Согласно данной теории, привычка, которая становится сильнее с каждым подкреплением, – является основным законом научения [1].
    Без  привычек и потребностей индивид не начет осуществление никаких новых действий, так как без привычки он не будет располагать информацией, какие действия осуществлять, а без потребности он вообще лишается мотивации к действию. Так как ни один из этих психодинамических факторов невозможно наблюдать непосредственно, К.Халл дал им название «психических конструктов», выступающих «промежуточными переменными» между стимулом и реакцией.
    Другой представитель бихевиоризма Э.Ч. Толмен строил свои исследования поведения с учетом целенаправленности иои ориентации на достижение определенной цели [12]. Любое поведение направлено на достижение некоторой цели, на освоение некоторых средств. Крыса неоднократно и настойчиво проходит лабиринт, всякий раз делая все меньше ошибок, чтобы добраться до выхода. Иначе говоря, крыса учится, и сам факт обучения – для крысы или человека – является объективным поведенческим свидетельством наличия цели [11].
    Э.Ч. Толмен выделял 5 переменных, которые независимы и представляют собой причины поведения. Сюда он включил возраст, наследственность, побуждения (мотивация), предшествующий опыт (научение-обучение) и различные стимулы внешней среды.
    Можно составить математическое уравнение, которое покажет зависимость поведения от всех этих переменных.
    Э.Ч. Толмен предложил рассматривать также ненаблюдаемые факторы при изучении последовательности независимых и зависимых переменных. Именно они являются детерминантами поведения, по мнению ученого. Эти факторы связывают условия ситуации и то, что мы наблюдаем.
    Э.Ч. Толмен предложил следующую схему поведения: стимулирующий фактор – внутренний стимул поведения (внутренняя психическая реакция на внешний стимул, вторичный неосознаваемый стимул, источник действия) – объект поведения – поведенческий акт. Эта последовательность является аналогичной физиологическим понятиям внешний стимул, рецептор, проводник (направляющий процесс) и эффектор (спецификатор, исполнительный элемент) [4].
    Э.Ч. Толмен отмечал, что организм при познании окружающего мира усиливает связи между внешней средой и своими ожиданиями. Эти связи – гештальт-знаки, которые вырабатываются при повторении одного и того же действия [4]. При удовлетворении ожиданий знак гештальта подкрепляется. В таком случае образуется ассоциативная сеть гештальт-знаков по всевозможным точкам выбора. Так появляется «когнитивная карта». Это определенная схема, состаящая из выученного животным.
    Э.Ч. Толмен доказал эти идеи экспериментально. Он использовал лабиринт крестообразной формы.  Для животных из первой группы пища всегжа находилась в одном месте лабиринта, и поэтому они находили пищу даже если входили в лабиринт с разных точек. Животным другой группы разрешалось применять те же движения, но пища всегда помещалась в разные места лабиринта (рисунок).
    Краса второй группы были всегда должны повторять одни и те же движения, но пища всякий раз находилась в другом месте. Например, начиная путь с одного конца крестообразного лабиринта (рисунок 1), крысы находили пищу, только повернув в точке выбора направо; если же крысы входили в лабиринт с противоположной стороны, то для того, чтобы найти пищу, им все равно надо было повернуть направо [3].
    Рисунок. Крестообразный лабиринт
    Результаты эксперимента показали, что крысы из первой группы ориентировались гораздо лучше, чем те, кто заучивал реакции. Толмен пришел к выводу, что аналогичное явление наблюдается и у людей, которые хорошо знают местность [2].
     
    Выводы В качестве основного метода в бихевиоризме и необихевиоризме используются описание,  регистрация и измерение  внешних проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собственно психические явления и их нейрофизиологический субстрат выносятся за пределы исследования.
    Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
    Все научение закрепляется с помощью подкрепления (позитивного или негативного) и наказания. То есть, если придерживаться взглядов бихевиористов, можно утверждать, что поведение животного (и даже человека) можно программировать, подкрепляя желаемые действия и наказывая на неудовлетворительные действия.
    Различия в подходах к понятию поведения в бихевиоризме и необихевиоризма можно представить в виде таблиц (таблица 3 и таблица 4).
     
    Таблица 3. Сравнение основных подходов в бихевиоризме и необихевиоризме к схеме обучения и его результату
     
    Схема обучения
    Результат
    Э. Торндайк
    метод проб и ошибок
    более быстрое нахождение решения задачи при повторении одного и того же задания
    Б. Скиннер
    Поведение + Подкрепление
    повторное поведение
    К. Халл
    Поведение + удовлетворение потребности
    привычка
    Э.Ч. Толмен
    Стимул + Познавательная Деятельность + Реакция
    достижение цели
     
    Таблица 3. Возможность управления поведением в теориях бихевиоризма и необихевиоризма
     
    Возможность управления поведением
    Э. Торндайк
    только пробы и ошибки (подсказывать решение)
    Б. Скиннер
    подкрепление и наказание
    К. Халл
    контроль интенсивности потребностей
    Э.Ч. Толмен
    предложение новых когнитивных карт
     
     
    Список литературы Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2002. – 336 с. История зарубежной психологии/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.,1986. – с.27-42. История современной психологии / Пер. с англ. / Т.Лихи. – 3-е изд. – СПб., 2003. – 448 с. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. – 592 с.  Миллер Д. Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М: Прогресс, 1965. – 238 с. Морозов А.В. История психологии. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – с.15-24.    Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. – с. 650-657. Психология. / Под ред. Лукацкого М.А., Остренкова М.Е. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. – 713 с. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986. – с. 63-97.   Толмен Э. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. – с.37.  Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учебное пособие. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бихевиоризм и необихевиоризм ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.