Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Память

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Память
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    22.07.2014 16:20:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 2
    Глава 1. Общее представление о памяти в психологии. 3
    1.1. Теории памяти. 3
    1.2. Виды памяти. 8
    Глава 2. Диагностика и методы развития памяти. 16
    2.1. Некоторые способы диагностики памяти. 16
    2.1.1. Диагностика продуктивности запоминания. 16
    2.1.2. Диагностика оперативной памяти. 18
    2.1.3. Методика определения кратковременной памяти. 19
    2.2. Способы развития памяти. 23
    Заключение. 28
    Список литературы.. 29
     
     
     
     
    Введение  
    Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти.
    Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого память уникальна. Память позволяет осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать.
    Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем. Многие люди жалуются на плохую память. Но ведь объем и продолжительность запоминания информации поистине удивительны. Самый важный вопрос: как мы запоминаем? Каким образом мельчайшие подробности повседневного существования, пережитые в детстве радости и унижения, прозаические детали ужина или случайный набор цифр на номере промелькнувшего автомобиля остаются запечатленными в смеси молекул, ионов, белков и липидов, из которых состоят десять миллиардов клеток нашего мозга? Такое количество клеток трудно даже вообразить.
     
    Глава 1. Общее представление о памяти в психологии 1.1. Теории памяти Память — воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно выводить ее в среду сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук [10].
    Память — одно из самых важных и самых интересных свойств мозга [6]. Она позволяет нам помнить, что огонь жжет, а нож режет. Позволяет живому существу быстро ориентироваться в сложнейших ситуациях и находить правильное решение, позволяет человеку мыслить, творить, познавать неведомое. Иногда мы не можем повторить любимые стихи, отыскать нужное имя, а иногда видим будто бы незнакомое лицо, чужой пейзаж — и вдруг все озаряется вспышкой: я видел этого человека, был здесь когда-то.
    Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал смутно догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывали с процессом обучения (накопления информации), а попытка объяснения памяти всегда совпадала с известными на данном этапе способами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи, считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в мозг и оставляет отпечатки на его мягком веществе, как на глине или воске.
    Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании». Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же — только человеку. Память есть «как бы своеобразное отыскивание образов» и «бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное» [3].
    В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее - психологической и физиологической — добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического.
    Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная [9]. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту. Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти. Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.
    В конце XIX века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория (от немецкого gestalt — образ). Основное ее понятие — гештальт — обозначает целостную организацию, структуру памяти.
    Определенная организация материала играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта действуют вне деятельности самого субъекта.
    В современной психологии все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личноси как фактор, детерминирующий процесс памяти. Основной тезис этой теории может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков запоминаемый материал, а тем, что с ним делает субъект. Физиологическая теория связана с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Движение нервных процессов в коре головного мозга составляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. происходят изменения в нейронах, которые приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении [2].
    Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом говорил И.П.Павлов: «Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем, оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».
    Главный аргумент сторонников биохимической теории — генетическая информация, иными словами — память вида. Она записана на молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Молекулы ДНК очень большие. Их молекулярный вес достигает 6—12 миллионов. Они состоят из огромного количества нуклеотидов: у крысы их 15 тысяч, а у человека — до 40 тысяч. Если развернуть спираль ДНК, она растянется на несколько миллиметров [11].
    Общая длина молекул ДНК одной клетки человека около 2 метров, а длина нити, составленной из всех молекул ДНК человеческого тела, достигает 15 миллиардов километров. Каждая молекула состоит из двух нитей, скрученных в плотную спираль. Нукле отиды, из которых она построена, служат основой для «кодирования» информации. В генетическом алфавите всего четыре буквы (четыре нуклеотида: аденин, тимин, цитозин и гуанин). Из них можно составить 440000  сочетаний, т.е. 440000  слов. С помощью «словесного» материала молекул ДНК одной не рвной клетки человеческого мозга можно закодировать содержание тысячи книг по тысяче страниц каждая. Это объем средней человеческой памяти, а в одной коре больших полушарий содержится около 10 —16 миллиардов нейронов [12].
    Привлекательность биохимической теории — в ее оптимистичности. Если теория верна, процесс психического развития человечества ничем не ограничен. Молекулы ДНК даются каждому организму пожизненно: они возникают одновременно с возникновением нейрона и сохраняются до конца жизни. Против причастности ДНК к памяти выдвигается много возражений, одно из них состоит в том, что все возможности для кодирования информации в молекулах ДНК полностью израсходованы для записи генетических инструкций. Более признанным возможным носителем памяти является рибонуклеиновая кислота (РНК). Ее молекулы также достаточно велики, хотя по сравнению с ДНК они крохи. Молекулы РНК синтезируются всю жизнь. Матрицей для них служат некоторые участки нитей ДНК. В свою очередь РНК является матрицей для производства белка.
    Предполагается, что нервный импульс, поступая в очередной нейрон, вызывает такую замену в нуклеотидной последовательности РНК как изменение вторичной структуры. Нить молекулы РНК свернута в виде восьмерки или нескольких петелек. Это и является ее вторичной структурой. Кроме ДНК и РНК в качестве возможных носителей памяти высоко котируются белки [11]. Любые изменения порядка нук леотидов в молекуле ДНК сейчас же приводят к синтезированию видоизмененной РНК, а она, естественно, начинает собирать новый, ранее отсутствовавший в клетках белок. Каждый нестандартный белок может стать памяткой в «записной книжке» мозга.
    Успехи биохимической науки в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет.
    В книге профессора А.Р. Лурии «Нейропсихология памяти», вышедшей в 1974 году, говорится, что «память надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней». Если память —процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели.
    Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей статье «Живой мозг» дал такое определение памяти: Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча.
    Понятие «памяти» обычно имеет определенный смысл. Зачастую в обыденной жизни память рассматривается в качестве некоей единой психической функции, единой способности сохранять следы прошлых впечатлений. Однако в действительности это не так. Память — это не единая функция или процесс, не единая способность к сохранению прошлых впечатлений, а сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека [15]. Понятие «памяти» охватывает процессы запечатления или запоминания, сбережения и вспоминания, которые в свою очередь включают процессы воспроизведения и узнавания. Память стоит на страже нашего прошлого опыта вне зависимости от того, какими путями она приобретается.
    Виды накопленного в памяти материала разнообразны. Человек может сохранять непосредственные или, как иногда говорят, наглядные, чувственные впечатления, следы увиденного, услышанного. Он может вспомнить картину, понравившуюся ему много лет назамотив песни, услышанный когда-то. Вместе с тем ему доступно воспроизведение прочитанного, понятого, осмысленного. Свои и чужие мысли, если они были объектом его внимания, он с той или иной точностью воспроизводит в тот момент, когда это необходимо. Кроме того, каждый из нас хранит в памяти заученные способы действий, простых и сложных движений. Помним мы также пережитые нами чувства, эмоции. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных процесса являются основными для памяти.
    1.2. Виды памяти Существуют различные классификации памяти, возникшие в разные периоды. Прежде всего необходимо различать память наследственную (генетическую или видовую) и индивидуальную, т.е. приобретенную каждым индивидуумом в процессе его жизни.
    Под генетической памятью подразумевают ту наследственность, которую получает каждый организм с рождением и которая передается генами, носителями наследственности. Генетическая память лежит в основе передачи всех наследственных признаков, обеспечивающих развитие определенных органов и тканей из соответствующих зародышевых образований, объединение их деятельности в те или иные физиологические системы, предусмотренные наследственной программой. Вместе с тем наследственными признаками передается и закрепляется в потомстве некоторая программа поведения организма, которая находит свое выражение в определенном сочетании безусловных рефлексов, эмоций и различных форм стереотипного поведения. Эволюция отобрала с помощью естественного отбора наиболее оптимальные программы поведения для различных видов животных, обеспечивая их приспособленность к условиям существования. Благодаря этому у них закрепились так называемые инстинкты [7]. К ним относятся сезонные миграции птиц, рыб и других животных к местам своего размножения или зимовок. В какой-то мере инстинкты сохранились и у человека. Мы инстинктивно пугаемся темноты и огня, инстинктивно обходим ямы, воду и другие препятствия. Все это досталось нам в наследство от предков и составляет определенную часть нашей генетической памяти.
    Однако при этом инстинкты все больше уступают место рассудочной деятельности и на смену им приходит индивидуальная память.
    Индивидуальная память — это память, приобретенная организмом в течение всей его жизни. Развитие индивидуальной памяти начинается с момента рождения. У новорожденных память начинает проявляться в форме узнавания окружающих предметов, прежде всего предметов, сопутствующих процессу кормления. Уже на этом этапе можно видеть связь индивидуальной памяти с генетической [6]. С первого же кормления младенец замечает подмену материнского молока жидкостью другого вкуса. Затем наступает узнавание матери, близких лиц, игрушек. Постепенно развивается двигательная память, малыш начинает брать предметы, одеваться, ходить. На определенном этапе возникает словесная память, основу которой составляют ассоциации (соединения) названий предметов с их образом. По словам великого русского педагога К.Д.Ушинского, память ребенка в первые 7—8 лет жизни усваивает столько, сколько усвоит за всю оставшуюся жизнь [5].
    В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных ее видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти выделяются в соответствии с основными тремя критериями:
    1) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную и долговременную;
    2) по характеру психической активности — на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
    3) по характеру целевой деятельности — на произвольную и не произвольную.
    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. В процессе чтения участвуют одновременно обе памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная помогает запечатлевать в сознании то, о чем мы читаем. При этом сразу же подключается долговременная память. Читать можно только припоминая. Читая, мы из памяти извлекаем то, что знаем о читаемом предмете.
    Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Впервые экспериментальный количественный тест для оценки человеческой способности к одновременному восприятию предметов внешнего мира предложил Уильям Гамильтон, шотландский ученый XIX века. Он писал: «Если вы бросите на пол горсть шариков, то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки». В дальнейшем этот эксперимент психофизики повторяли много раз с помощью современной аппаратуры и тонких методов контроля, которые подтвердили предположение Гамильтона: человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибки до семи предметов, при повышении этого числа ошибки становятся регулярными [10].
    Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде, в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек и не осознает всего, что хранится в его долговременной памяти — своеобразной «кладовой» знаний.
    Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Эта память лежит в основе многочисленных двигательных навыков, таких, как ходьба, спортивные движения и танцы, пользование ручкой или карандашом, профессиональные навыки при работе на различных станках и машинах. Несмотря на то, что все эти навыки формируются постепенно и с трудом, в конечном счете они достигают такого совершенства, что становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения внимания и сознания. Этот автоматизм сохраняется долгое время, о чем свидетельствует тот факт, что, научившись в детстве скользить на коньках, плавать, ездить на велосипеде, танцевать, люди после длительного перерыва свободно могут вернуться к этим занятиям без повторного обучения.
    Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врожденных физических особенностей организма; от степени правильной выучки, упражнений и тренировки в выработке двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей каждый человек обладает своим темпом, стилем, движением при ходьбе, письме. Двигательная память генетически (по своему происхождению) предшествует другим видам памяти. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают новый материал не на слух или путем чтения, а при изложении его в письменном виде. Сам процесс написания слов и текста существенно способствует их запоминанию практически у всех людей. Иногда возникает сомнение в правильности написания какого-либо слова. В этом случае выручает двигательная память: рука как бы «сама» пишет это слово правильно. Не случайно К.Д. Ушинский отмечал, что безошибочная орфография приобретается также и упражнением руки. Поэтому один из путей выработки грамотности — переписывание текста [12].
    Эмоциональная память — это память на пережитые чувства, способность человека к повторным переживаниям. Эмоциональная память имеет свои характерные черты. Одна из них — быстрота формирования. Эмоциональная память часто возникает с первого раза, не требуя для запоминания многократных повторений. Ребенку достаточно один раз сунуть руку в огонь для того, чтобы это запечатлелось на всю жизнь. Испытанные при этом эмоции боли и страха оставляют глубокий след, прочность которого удивительна [3].
    Для воспитания сильной эмоциональной памяти необходимо пользоваться схемой поведения, которая, по И.П. Павлову, отвечает содержанию физиологического явления, названного условным рефлексом, или временной нервной связью. Если в момент сильного переживания вы обратите внимание на какой-то объект, то возникает соответствующая связь этого объекта с переживаемым чувством: отныне оно как бы вмещается в него, оживая при каждом новом его восприятии.
    Образная память — это сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образная память воспроизводит запахи моря и дыма, аммиака и розы; вкус мороженого и касторки, хлеба и конфет; очертания гор и взлет самолета, вид города на плане и силуэт Эйфелевой башни; мягкость ваты и холод металла, колючесть шипов и теплоту рукопожатия.
    Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех нормально развитых людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Высокого развития образная память достигает у представителей творческих профессий: художников, музыкантов, писателей. Некоторые люди обладают очень ярко выраженной образной памятью, называемой эйдетической (от греческого слова «эйдос» - образ). Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена зрительного или слухового анализатора [9]. Поэтому человек-эйдетик некоторое время после восприятия продолжает во всех деталях видеть только что воспринятую картину, слышать мелодию и т.д.
    Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому такой вид памяти называется не просто логическим, а словесно-логическим. С первых лет нашей жизни мы накапливаем запас сведений, получаем образование. Наше образование обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому так важно максимально полно использовать ее возможности. Словесно-логическая память так же, как и другие виды памяти, окрашивает личность индивидуальностью. Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним, от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.
    В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им специальной задачи. Произвольная память ставит специальную цель запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроиз вольное запоминание не всегда является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно даже превосходит его. Установлено, что лучше не произвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа.
    Все упомянутые виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они выступают всегда совместно и неотделимы один от другого. Однако у различных людей часто тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти. Тип памяти — это наиболее свойственный данному человеку вид памяти, определяющий его способ запоминания и продуктивность его памяти в целом. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, какая сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Для того чтобы запомнить, один человек должен сам прочесть текст, и у него восстанавливается преимущественно зрительный образ. У другого - такую преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления. У третьего — двигательные, текст закрепляется лучше всего посредством записи.
     
    Глава 2. Диагностика и методы развития памяти 2.1. Некоторые способы диагностики памяти 2.1.1. Диагностика продуктивности запоминания  Образная память  – зрительная (связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов), слуховая (запоминание и воспроизведение разнообразных звуков), осязательная, обонятельная, вкусовая, двигательная и тактильная (их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанны безопасностью и самосохранением организма).
     Тест 1. Методика «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ» (слуховая память)
    Инструкция: «После команды «Записывайте»  Вы  должны  записать запомнившиеся числа. После этого вам будет прочитан следующий ряд чисел».
     Неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. 
    После однократного предъявления обычно воспроизводится ряд из пяти чисел.
    Тест 1. 
    37 48 95
    24 73 58   49
    89 65 17   59 78
    53 27 87   91   23   47
    16 51 38   43   87   14 92
    72 84    11   85   41   68 27 58
    47 32 61   18   92   34 52 76 81
    69 15 93   72   38   45 96 26 58 83 
    Продуктивность запоминания (ПЗ1):
    ПЗ1=n1-n2
    где n1 – количество правильно воспроизведенных чисел
    n2 – количество ошибок
    Тест 2. Запоминание логически не связанного материала
    Инструкция: «Запомните приведенные 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с номерами), которые можете вспомнить».
    1.  Украинец
    2.  Экономка
    3.  Каша
    4.  Татуировка
    5.  Нейрон
    6.  Любовь
    7.  Ножницы
    8.  Совесть
    9.  Глина
    10. Вишня
    11. Масло
    12. Бумага
    13.   Пирожное
    14. Логика
    15. Социализм
    16. Глагол
    17. Прорыв
    18. Дезертир
    19. Свеча
    20. Словарь
     
    Продуктивность запоминания (ПЗ2):
    ПЗ2=n/20*100%
    где n – число правильно воспроизведенных слов
    Тест 3. Запоминание чисел (зрительная память).
    Инструкция: «Запомните приведенные ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами. На запоминание дается 40 секунд.  После  этого запишите те числа, которые вы запомнили».
    1.  43  5.  81  9.  96  13.  86  17.  78
    2.  57  6.  72  10.  7  14.  56  18.  61
    3.  12  7.  15  11.  37  15.  47  19.  83
    4.  33  8.  44  12.  18  16.  6  20.  73
     
    Продуктивность запоминания (ПЗ3):
    ПЗ3=n/20*100%
    где n – число правильно воспроизведенных чисел
     На основании выполненных тестов вычислите  среднюю продуктивность запоминания.  Просуммируйте  результаты,  полученные  в тестах, и сумму разделите на три:
    ПЗсред=(ПЗ1+ПЗ2+ПЗ3)/3
    2.1.2. Диагностика оперативной памяти Оперативная память  – это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока.  Срок определяется задачей.
    Основные характеристики оперативной памяти:
    Объем  – показатель количества запоминаемого и сохраняемого материала. Измеряется оперативными единицами памяти.
    Точность  – показатель идентичности  воспроизводимого и  требуемого материала.
    Скорость запоминания  –  характеризует  время  или  число  повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации.
    Длительность сохранения  –  характеризует  то  максимальное  время,  в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений.
    Лабильность  – соотношение между запоминанием и забыванием материала.
    Помехоустойчивость  – устойчивость к действию внешних и внутренних помех.
    Методика «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»
     Инструкция: «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача  – постараться их запомнить, затем в уме сложить первое со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать; третье число сложить с четвертым, сумму записать; и наконец, четвертое с пятым и сумму снова записать. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы.  Время вычисления и выполнения 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз».
    Например: 25314 (записать на доске) 7845
    Обработка данных: подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.
    2.1.3. Методика определения кратковременной памяти Кратковременная память  –  способ хранения  информации  в течение короткого промежутка времени после  однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Длительность около 20 с. Сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Нет сознательной установки на запоминание, но есть установка на воспроизведение. 
    Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.
    Описание: испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы.
    Инструкция:  «Сейчас  вам  будет предъявлена  таблица  с  числами. Вы должны постараться за  20  секунд  запомнить  и  потом  записать  как  можно большее количество чисел. Начали!» [18]
    Оценка: по количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной  памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, а иначе оперативной,  памяти  –  10  единиц  материала. Средний  уровень:  6–7 единиц.
    Измерение объема кратковременной памяти
     Объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления. Объем кратковременной  памяти  относительно  безразличен  к количеству информации и ограничен числом.
    Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса
     Исследование проводится на цифровом материале. Испытуемому последовательно предъявляются  семь  рядов  цифр,  содержащих  от  4  до  10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3  с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Исследование повторяется четыре раза (на других числовых рядах).
    Обработка результатов.
    1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные  с  ошибками  или  в  иной последовательности, отмечаются знаком «–».
    2. Составить сводную таблицу результатов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины. %
    3. Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все исследования).
    4. Вычислить объем памяти по формуле:
    V=A+n/m+K/2,
    где А  – наибольшая длина ряда, воспроизведенного во всех исследованиях,
    n – число опытов,
    m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А,
    K – интервал между рядами.
    Можно индивидуальные результаты сопоставить со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).
    Определение индекса кратковременной памяти
     Определение интегральной характеристики кратковременной памяти  c помощью метода, позволяющего дифференцированно измерять объем кратковременной памяти и устанавливать их соотношение и взаимосвязь. Метод, разработанные Л. С. Мучником и В. М. Смирновым (1968), представляет собой двойной тест. В первой части определяется объем кратковременной памяти на числа (метод Джекобса) [18].
    Во второй части определяется объем оперативной памяти.
    Испытуемому предъявляются случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать только результаты сложения. Числа подбираются таким образом, чтобы сумма во всех случаях  не превышала 9.  Когда  экспериментатор  заканчивает  читать  ряд,  испытуемый должен в той же последовательности устно воспроизвести результаты сложения предъявленных чисел. Ответы записываются экспериментатором в протокол. Длина ряда пар чисел варьируется от 2 до 8. ряды предъявляются в порядке возрастания. Для получения более надежных результатов опыт повторяют четыре раза на различных числовых рядах. 
    Обработка результатов.
    1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом.
    Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».
    Составить сводную таблицу результатов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины. 3. Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все исследования).
    4. Вычислить объем кратковременной памяти по формуле:
    V=A+n/m+K/2,
    где А  – наибольшая длина ряда, воспроизведенного во всех исследованиях,
    n – число опытов,
    m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А,
    K – интервал между рядами.
    5. Вычислить объем опретаивной памяти по формуле:
    V=A+n/m+K/2,
    6. Вычислить индекс кратковременной памяти по формуле:
    ИКП=(ОП+КП)*ОП/КП
    где ИКП – индекс кратковременной памяти,
    ОП – объем оперативной памяти,
    КП – объем кратковременной памяти.
    Можно индивидуальные результаты сопоставить со средними по группе (объем кратковременной и оперативной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда, а также индекс кратковременной памяти).
    2.2. Способы развития памяти Из законов памяти следует, что существует три основных способа запоминания: механический, логический или осмысленный и мнемотехнический.
    Механический способ - тот, который мы называем зубрежкой. Он самый неэффективный, но иногда необходим. Основой механического запоминания является повторение того, что запоминается, многократное его восприятие, не сопровождающееся осмыслением содержания. Так запоминаются, например, номера телефонов, которые мы храним в памяти, не осмысливая соотношений между отдельными числами.
    Совершенно иной характер носит логическое, или осмысленное, запоминание. Основой его является логическая или смысловая связь [6]. Запоминая что-то осмысленно, мы часто нарушаем последовательность во времени, в которой дан материал, перестраиваем его в соответствии с сознаваемыми нами смысловыми отношениями. Осмысленное запоминание основано на понимании этих отношений, на осознании внутренней логической связи между частями того, что запоминается. Из практики известно что осмысленное заучивание значительно продуктивнее механического. Вот несколько примеров. Чтобы заучить 36 лишенных смысла слогов, в среднем потребовалось 55 повторений, в то время как 36±40, хотя и не зависимых друг от друга, но осмысленных слов запоминались после 6-7 повторений. Другой пример: 200 бессмысленных слов запоминались в среднем в течение 93 минут, 200 цифр- 85 минут,; 200 слов прозаического текста - 24 минуты и 200 слов стихов — за 10 минут. Чем сложнее по содержанию и больше по объему запоминаемый материал, тем более отчетливо обнаруживается преимущество логического, осмысленного заучивания по сравнению механическим. Осмысленное запоминание основано на понимании. Однако само понимание может быть различным. В одних случаях, как это часто бывает при ознакомлении с материалом, достигается лишь поверхностное понимание, в других же в результате значительной умственной работы удается достигнуть глубокого, основательного понимания.
    Одним из важных приемов является смысловая разбивка и смысловая группировка материала. При запоминании текста мы мысленно разбиваем его на группы мыслей, объединенных между собой общим смысловым стержнем, единой темой. Иногда этот процесс неразрывно сливается с чтением, являясь как бы своеобразным его аккомпанементом. Читая текст, человек про себя отличает начало и конец каждой группы мыслей, каждого смыслового куска. Смысловая группировка требует логической «перестройки» материала. Нередко мы бываем вынуждены даже нарушить порядок, в котором что-то было воспринято, и связать материал по-иному. Поэтому умение правильно группировать материал по смыслу, вскрывая внутренние логические отношения между тем, что нужно запоминать, — одно из важнейших условий осмысленного и успешного запоминания. Вторым приемом понимания запоминаемого материала является выделение смысловых опорных пунктов. Он заключается в том, что каждую выделенную группу (предметов, слов) человек замещает тем, что в сжатом виде выражает ее суть и является опорой запоминания. При чтении текста, слушании доклада такую роль выполняют краткие тезисы, резюмирующие содержание выделенной группы мыслей, иногда — отдельные слова или выражения, иногда —образцы, возникающие в связи с содержанием данного раздела. Но чаще всего эту роль выполняют заглавия, которые мы можем дать выделенной группе мыслей. Осуществляемая с помощью этого приема логическая переработка материала создает возможность в дальнейшем «отталкиваться» от относительно небольшого количества логических опор, которые более прочно сохраняются в памяти. Оба приема — смысловая группировка и выделение смысловых опорных пунктов — представляют собой мысленное составление плана материала, понимание его структуры в целом, логической последовательности его частей. Подобно составлению плана полезно осознание приема построения материала [6].
    Ход решения задачи запоминается прочно при осознании принципа ее решения. Пространственное расположение любого материала запомнится быстро и надолго при осознании принципа, положенного в его основу. Числовой материал запоминается несравненно лучше при осознании принципа его построения. Составление плана и осознание принципа построения материала включают в себя важный процесс: мысленное сопоставление всех выделенных нами частей материала. Фактически данные, которые нужно запомнить, могут сопоставляться не с тем, что имеется в самом материале, а с чем-то отсутствующим в нем, но уже хорошо известным из прошлого опыта. Одним из существенных приемов осмысленного запоминания являются наглядные образы, связанные с тем, что надо запомнить. Они возникают непроизвольно или вызываются намеренно. Особенно важна их роль при запоминании описаний. Мысленно представляя себе то, что описано, человек лучше понимает и точнее запоминаем описанное. Существенным приемом запоминания служат различные зрительные схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрирующие то, что нужно понять и запомнить [6].
    То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче. Мнемотехнические приемы позволяют запомнить бессвязные ряды слов, числа и даты, помогают в запоминании иностранных слов, терминов, правил, определений. В овладении доведенной до совершенства мнемотехникой заключается секрет успеха для тех, кто, выступая с эстрады, поражает наше воображение демонстрацией резервов человеческой памяти. Мнемоника как основная часть тренированной памяти отнюдь не нова и не удивительна.
    Ассоциация, безусловно, является основным средством «вызова» воспоминаний в область сознания. Работа памяти осуществляется с помощью спонтанных ассоциаций: одна влечет за собой другую, таким образом выстраивается логическая цепочка, ведущая к нужному следу памяти. Чем глубже обрабатывалась информация при записи на чувствительном, эмоциональном и интеллектуальном уровнях, тем легче будет впоследствии извлечь ее. Это относится к непроизвольной и произвольной памяти в равной мере.
    Ассоциацию может вызвать практически любой внешний сигнал. Сплетая широкую сеть сознательных ассоциаций в момент записи и в момент извлечения информации из памяти, вы расширяете контекст, в котором существует каждое отдельное воспоминание, повышается вероятность случайного обнаруже ния подсказки, которая вызовет к жизни новые воспоминания. Широкая сеть ассоциаций — это ключ к хорошей памяти.
    Создание ассоциаций - это настоящий секрет хорошей памяти. Американский психолог У. Джемс писал: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить». Каждая ассоциация становится своеобразным крючком, на котором подвешен факт. С помощью крючка факт поднимается на поверхность. Следовательно, ассоциация является одновременно средством закрепления воспоминаний и последующего воспроизведения их. Способ ассоциаций был известен еще в древности. Психологи утверждают, что ассоциации играют в психологии памяти такую же роль, как закон тяготения в физике. Одно из весьма важных условий развития способности памяти — это привычка к правильной ассоциации. У нас сохраняются лучшие впечатления, когда мы сосредоточиваем внимание на предмете, нами рассматриваемом. При воспроизведении впечатления получаются лучшие результаты, когда мы имеем возможность ассоциировать впечатление, которое хотим вспомнить, с одним или несколькими другими. Чем больше согласованных впечатлений, тем легче припоминание.
    Многие испытывают трудности при запоминании чисел. Запомнить цифры по внешним признакам удобнее всего, работая со статьями, насыщенными цифровым материалом, или с различными таблицами. Суть этого способа заключается в установлении разнообразных связей (внешних и внутренних) между цифрами. Каждый человек накапливает различную цифровую информацию: исторические даты, знаменательные события, номера домов и квартир, телефонов и цен на товары; цифры, связанные с профессиональной деятельностью (если эту информацию сравнить с вновь поступающей, то запоминание пойдет гораздо активнее). Например, запоминая число 314 625 380, выделим три группы цифр: 314 — число ?, 625 — это 25 в квадрате, 380 — Куликовская битва. Если внимательно рассмотреть цифровые ряды, то можно обнаружить различную последовательность расположения цифр: восходящую или нисходящую, четную или нечетную, простую или сложную. Например, число 674 523; где 6-4-2 —это нисходящая последовательность четных цифр, а 7-5-3 — нисходящая последовательность нечетных; 214 385, где 1-3-5 — восходящая последовательность нечетных, а 2-4-8 — восходящая последовательность четных с пропущенной 6; 374 349 — это сложная последовательность 37+6+6; а 536 046 — это 53+7-7; 396 897, где 3-6-9 — сложная последовательность, а 9-8-7 — простая. Можно обнаружить и другие признаки, например, 738837 — это зеркальное отображение. Оно может быть и через цифру 2 630 362. 96 и 69 - перевертыши, 5712 - это 5+7=12, 1799 – это за год до конца века [6].
    Заключение  
    Память -  важнейшая  функция  головного  мозга,  способность  его  воспринимать информацию,  запечатлевать  ее  в  клетках  мозга,  хранить,  а  затем  по  мере  необходимости воспроизводить.
    Процесс  памяти,  в  результате  которого  закрепляется  новое  и  существенное  для  нас знание,  связываясь  с  ранее  приобретенным  называется  запоминанием.  Это  активный созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. 
    Существует множество методов диагностики памяти. Разные методики направлены на изучение разных видов памяти. Наиболее известная в психологии методика диагностирования памяти – проба Джекобса.
    Сейчас появляется немало публицистических книг по теме развития памяти. Наиболее часто используемый метод заучивания материала – использование специальных мнемотехник (мнемотехника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)).
     
     
     
     
     
     
    Список литературы  
    1. Альманах психологических тестов – М.: Изд-во КСП, 1996. – 400 с.
    2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
    3. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1995 – 496 с.
    4.  Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
    5. Зинченко Т. П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. – М.: Душанбе, 1974. – 120 с.
    6. Как улучшить свою память / Авт.-сост. А. Е. Польской. — Мн.: Харвест, 1998. — 336 с.
    7.  Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния.  –  Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та. – 1990. – 144 с.
    8.  Климов Е. А. Основы психологии. Практикум: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.
    9.  Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн.  I.  Общие  основы  психологии.  – 2-е  изд.  –  М.: Просвещение, 1995. – 576 с.
    10. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
    11. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 1999. –   58 с. 16.
    12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маньчева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
    13.  Рубинштейн С. Л.  Основы  общей  психологии:  В  2-х  т.  Т.  II.  – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.
    14. Словарь практического психолога / Под ред. С. Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 1997. – 800 с.
    15. Современная психология: Справочное руководство.  –  М.:  ИНФРА, 1999. – 668 с.
    16. Столяреко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Феникс», 1997 – 736 с.
    17. Хрестоматия по ощущению  и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор и М. Б. Михайловской. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975. –  400 с.
    18. Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу «Психология и педагогика». URL:  msun.ru›Открытый доступ›kaf/phsihology/029.pdf.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Память ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.