Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Институциональные
основы управления финансами. 5
1.1. Финансовая система
Российской Федерации, ее сферы, звенья и их взаимосвязь. 5
1.2 Финансовая политика
государства, ее сущность, структура и основные элементы.. 10
1.3 Функции государственных
финансов. 11
Глава 2. Управление
государственными финансами. 14
2.1 Теоретические основы
управления государственными финансами. 14
2.2. Органы управления
финансами на федеральном уровне. 16
2.3. Роль министерства
финансов и федеральной службы по финансовому мониторингу в управлении
государственными финансами. 19
Глава 3. Управление финансами
коммерческих организаций на примере ОАО «Сосновское». 25
3.1 Краткая характеристика
ОАО «Сосновское». 25
3.2. Органы управления
финансами ОАО «Сосновское». 26
3.3 Проблемы управления
финансами коммерческих организаций и методы их решения. 31
Заключение. 33
Список использованной
литературы.. 35
Введение
На сегодняшний день финансы являются неотъемлемой частью
существования любой организации как коммерческого, так и некоммерческого
характера. От того, насколько рационально менеджмент организации управляет
финансами, зависит в итоге благосостояние и самой организации, и каждого из ее
сотрудников.
Из множества организаций различных форм собственности
складываются общественные отношения, связанные с перераспределением продуктов
производства, т. е. товарно-денежных отношений.
Наибольшая роль среди всех видов финансов отводится
государственным финансам, при помощи которых государство имеет возможность
проводить социальную политику, что является одной из самых затратных статей
государственного бюджета. Однако для ее постоянного проведения финансовые
ресурсы должны постоянно воспроизводиться. Учитывая масштабы нашего
государства, нетрудно понять, что управление государственными финансами требует
применения знаний в различных областях. Это и валютный контроль, и
бюджетирование, и налоги, и другие составляющие финансовой политики
государства. Важную роль при этом выполняет институт государственного
регулирования финансов через создание органов, непосредственно управляющих
каждый одной из сторон финансовой деятельности. Поэтому изучение органов
управления финансами в Российской Федерации как нельзя более актуально.
Объектом изучения в курсовой работе является рассмотрение
институциональной системы управления финансами в Российской Федерации.
Предметом работы является состав, структура и основные направления деятельности
органов, непосредственно управляющих финансами.
Целью написания курсовой работы является изучение состава и
структуры органов управления финансами в Российской Федерации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены
следующие задачи:
Изучить теоретические основы финансовой системы РФ, ее
сферы, звенья и их взаимосвязь.Рассмотреть сущность, структуру и основные элементы
финансовой политики государства.Выявить функции государственных финансов.Изучить теоретические основы управления государственными
финансами на федеральном уровне.Ознакомиться с составом и структурой органов управления
финансами на федеральном уровне.Рассмотреть роль Министерства финансов и Федеральной
службы по финансовому мониторингу в управлении государственными финансами.Проанализировать управление финансами коммерческих
организаций на примере ОАО «Сосновское» и дать рекомендации по его улучшению.
Глава 1. Институциональные основы управления
финансами
1.1. Финансовая система Российской Федерации, ее
сферы, звенья и их взаимосвязь
Финансы – историческая категория, поскольку они имеют стадии
возникновения и развития.[1] Термином
«финансы» традиционно обозначают совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у
субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Поскольку в качестве субъекта может выступать
государственный орган, частное предприятие, некоммерческая организация,
домашнее хозяйство, в приведенном определении подразумеваются как
централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств. Строго
говоря, финансы не могут быть сведены лишь к фондам денежных средств, поскольку
не исключены операции финансового характера, осуществляемые без участия
денежных средств; в частности, это операция купли-продажи, когда договором не
исключается возможность уплаты за товар неденежными активами, выплата дивидендов
акциями, вклад в уставный капитал неденежных средств и др.[2]
На базе финансов формируется финансовая система –
совокупность сфер функционирования финансовых отношений и обслуживающих финансовых
структур и учреждений. В общей структуре финансовых отношений могут быть
выделены четыре крупные сферы (рис. 1). Группировка финансовых отношений
осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающего
определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Цели
деятельности каждого звена финансовой системы предопределены его экономическим
положением. Это относится как к организации, так и к государству. Цель
государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и
неналоговых поступлений, перераспределение ресурсов в соответствии с
утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного
и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением
внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. Позднее категория
«государственные финансы» получила название «централизованные», или
«публичные» финансы.[3]
Рис. 1. Сферы финансовой системы Российской Федерации
Вообще подразделение на сферы централизованных финансов
(публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организации и
финансы домохозяйств) принято в зависимости от методов формирования доходов
экономических субъектов финансовой системы.
С помощью централизованных финансов
мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и
перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими
регионами, отдельными группами населения. Основными в этой сфере являются государственные
финансы.
Децентрализованные финансы используются для регулирования
экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов
и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее
финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть
финансовых ресурсов. [4]
В соответствии с этим выделяют три основные системообразующие
сферы финансовой системы России:
1)
государственные (муниципальные) финансы (централизованные
финансы);
2)
финансы хозяйствующих субъектов, в том числе финансовых
посредников;
3)
финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы).
Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством,
при этом наблюдается динамичное развитие каждой сферы.[5]
Государственные и муниципальные финансы являются одним из
важнейших звеньев финансовой системы, отвечающих за обеспечение органов
государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми
для осуществления функций, регламентированных Конституцией РФ и другими законодательными
актами. Их сущность состоит в аккумулировании в установленном размере в органах
государственной власти и местного самоуправления части денежных отношений по поводу
распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта
в целях покрытия расходов, необходимых для исполнения государством и местными органами
власти своих функций.[6]
В сфере государственных
и муниципальных финансов выделяют бюджетную систему и финансы государственных
(муниципальных) предприятий.
Под бюджетной системой
Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ понимает регулируемую нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов[7] (Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования), основанную на экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации.
За последние годы в составе бюджетной системы появились новые
институты, в их числе – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, образованные
за счет средств профицита федерального бюджета вследствие высоких мировых цен на
энергоносители.
Резервный фонд исполняет роль «подушки безопасности» национальной
экономики от колебания мировых цен на энергоносители.
Фонд национального благосостояния предназначен для обеспечения
софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения
сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.[8]
Финансы хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих)
представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе учреждения
этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, работ, услуг,
формирования активов, привлечения различных источников финансирования,
распределения и использования привлеченных средств.[9]
Финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Роль домашних
хозяйств в экономике проявляется в том, что они, с одной стороны, предоставляют
фирмам факторы производства, являясь их первичными владельцами, а с другой – выступают
на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами, формируя
платежеспособный спрос. Основной мотив участия домохозяйств в экономической деятельности
– наиболее полное удовлетворение материальных потребностей его членов.
Помимо экономических отношений домашние хозяйства вступают в
финансовые отношения с разными субъектами экономики. Поэтому их роль в финансовой
системе отличается от роли в экономической системе. Они выступают составляющими
отношений:
-
налоговой системы (как налогоплательщики, домашние
хозяйства формируют основную часть доходов бюджетов субъектов РФ, однако в целом
в России, в отличие от развитых зарубежных стран, основная налоговая нагрузка по
формированию государственной казны ложится на юридические лица);
-
финансового рынка (как сберегатели, домохозяйства
инвестируют часть своих доходов, влияя тем самым на возможность увеличения финансовых
ресурсов в других звеньях финансовой системы).
Наличие у домохозяйств сбережений – это основная предпосылка
для привлечения финансовых ресурсов индивидов в качестве инвестиций в экономику
любого государства. Наличие у домохозяйств активов дает им самостоятельность и
возможность вести конкурентную борьбу на рынке. В целом это создает предпосылки
для развития рыночных отношений в стране и расширения внутренней ресурсной базы
для обеспечения экономического роста.[10]
Таким образом, финансовая система – это система, все части
которой связаны между собой многочисленными видами экономических связей и
отношений, а реализации целей отдельных сфер и звеньев служит разработка
финансовой политики.
1.2 Финансовая политика государства, ее сущность, структура и
основные элементы
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе
управления финансами. В зависимости от субъекта управления выделяют государственную
финансовую политику и финансовую политику предприятий.
Государственная финансовая политика – это часть социально-
экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста
финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Главной целью
государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий
для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни
населения.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной
(представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают
основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути
их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых
отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы
государства.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как
охватывает широкий комплекс мероприятий:
-
разработку общей концепции финансовой политики,
определение ее основных направлений, целей, главных задач;
-
создание адекватного финансового механизма –
системы установленных государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений;
-
управление финансовой деятельностью государства
и других субъектов экономики.
К элементам финансовой политики можно отнести: налоговую,
бюджетную, таможенную, социальную, инвестиционную политики и политику в области
международных финансов.
В разработке финансовой политики государства участвуют все
ветви государственной власти. В то же время приоритет в ее разработке
принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию
определяет основные направления финансовой политики и на текущий год, и на
перспективу.
Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она
кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений.
Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она
подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области
экономики. [11]
1.3 Функции государственных финансов
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность
экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых
ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические
отношения, связанные с обеспечением финансирования государственного и муниципального
секторов экономик. Их функционирование направлено на достижение общих целей
развития социально ориентированной экономики. [12]
Сущность финансов как экономической категории находит
практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Экономисты
отмечают, что главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный
характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Финансы
обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта,
участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансовый метод распределения охватывает равные уровни
управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации),
местный (на уровне органов местного самоуправления).
Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения –
внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Распределение национального дохода происходит и между производственной
и непроизводственной сферами, и внутри этих сфер. Государство с помощью
финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах
экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. В целом
распределительная функция финансов позволяет:
-
создавать целевые фонды денежных средств на
уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного
самоуправления;
-
осуществлять внутрихозяйственное,
внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также
между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.
-
создавать резервы на уровне хозяйствующего
субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
К главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Основу контрольной функции финансов составляет
движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет
возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных
средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в
распоряжение субъектов хозяйствования. Инструментом реализации контрольной
функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых
показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы
предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе
принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Распределительная функция финансов осуществляется в соответствии
с правовыми нормами, совокупность которых призвана регулировать финансовую
деятельность и воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о
третьей функции финансов – регулирующей.
Регулирующая функция
финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов,
но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание
заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильные условия в экономических и социальных отношениях. [13]
Глава 2. Управление государственными финансами
2.1 Теоретические основы управления
государственными финансами
Управление существует во всех сферах деятельности человека, включая
финансовую. Под управлением понимается
сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности
приемов и способов достижения определенного результата. [14]
Управление финансами является составной частью общей системы
управления социально-экономическими процессами в стране. Управление финансами
объединяет совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия со стороны
субъекта на объект управления для достижения поставленных целей. Управление
финансами направлено ни приведение в действие и поступательное
совершенствование системы отношений, призванных формировать и активизировать
финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития
общества.
Цель упрощения финансами – обеспечение финансовой
устойчивости и финансовой независимости при осуществлении стратегической
инновационной концепции развития экономики страны, проявляющейся в
макроэкономической динамической сбалансированности, твердости национальной валюты
и в конечном итоге – в сочетании экономических интересов государства и всех
хозяйствующих субъектов.
Процесс управления финансами строится в соответствии с пятью
основными принципами: единства, сбалансированности; целевой направленности;
диверсификации, стратегической ориентированности.
Названные принципы едины для всех уровней и структур
управления финансами. [15]
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой
системе, выделяют объекты и субъекты управления.
Объектом управления
являются финансы, которые концентрируются в соответствующих финансовых фондах и
включают совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых
отношений, отображающих специфические формы и методы распределения и
перераспределения ВВП. В число объектов включают: финансовую деятельность
государства и отдельного хозяйствующего субъекта (организации, корпорации),
выбранные субъектом управления направления осуществления финансовой стратегии
и тактики: конкретные показатели финансовой деятельности хозяйствующего
субъекта, основные и оборотные фонды, издержки и прибыль, инвестиции и
дивиденды и т. д.
В качестве субъекта
управления финансовой системы выступает финансовый аппарат – учреждения,
занятые в управлении финансами, взаимодействующие друг с другом, для создания
оптимальных условий формирования и использования финансовых фондов как совокупность
финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. [16]
В процессе управления финансами органами управления
осуществляются следующие функции:
-
финансовое планирование;
-
оперативное управление финансами;
-
финансовый контроль.
Финансовое
планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов
образования и использования финансовых ресурсов. В управлении общественными
финансами осуществляется составление долгосрочных финансовых планов, сводных
финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет
доходов и расходов бюджетных организаций.
Оперативное управление
финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий,
связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением
мероприятий, предусмотренных плановыми документами.
Финансовый контроль
предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств,
их эффективного и целевого использования.
Управление финансами находится в тесной связи с проводимой
государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым
механизмом.[17]
2.2. Органы управления финансами на федеральном
уровне
В России на общегосударственном уровне в управлении
финансами участвуют Президент РФ, депутаты обеих палат Федерального Собрания
РФ, в том числе профильных комитетов по бюджету, налогам, банкам и финансам,
Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Правительство РФ, исполнительные органы
государственных внебюджетных фондов (табл. 1).[18]
Таблица
1
Органы управления
финансами на общефедеральном уровне и их функции
Органы управления
Функции
Президент РФ
Бюджетное
послание
Парламент
(Федеральное Собрание РФ Совет Федерации, Государственная Дума)
Устанавливает,
налоги, утверждает федеральный бюджет
Правительство
РФ
Разрабатывает
федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов
Министерство
финансов РФ
Реализация
финансовой политики
Федеральная
налоговая служба
Контроль за
правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов
Федеральная
таможенная служба
Контроль за
исчислением, внесением таможенных платежей
Банк России
Формирует
денежно-кред1ггиую политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду
с Федеральным казначейством
Счетная палата
РФ
Контроль
выполнения финансового законодательства. расходования федеральных средств
Рассмотрим их подробнее.
Участие Президента
Российской Федерации сводится в основном к декларации целей и задач
финансовой политики, зачитываемой в посланиях (в том числе ежегодном Бюджетном
послании) Федеральному Собранию, и к подписанию законов по финансовым вопросам,
изданию указов, внесению проектов финансового законодательства и осуществлению
государственного финансового контроля. [19]
Депутаты обеих палат Федерального
Собрания Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и
могут вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов и
поправки в действующее законодательство при рассмотрении и утверждении проекта
закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, а также других
финансовых и связанных с ними законодательных актов и правительственных
программ.
Государственная Дума и Совет Федерации формируют орган
государственного финансового контроля законодательной власти Российской
Федерации – Счетную палату Российской
Федерации. [20]
Правительство
Российской Федерации, будучи ответственным за разработку, реализацию,
составление и исполнение федерального бюджета, разрабатывает другие проекты
законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления,
издает распоряжения с целью обеспечения реализации финансового
законодательства. Оно определяет задачи, функции, права и обязанности
федеральных органов исполнительной власти, в том числе круг вопросов по управлению
финансами, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в
состав Правительства Российской Федерации. [21]
Система Центрального
Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является одним из важных органов
реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ, также как и Федеральное
казначейство, осуществляет кассовое исполнение бюджета и контроль деятельности
других кредитных институтов.
Счетная палата Российской Федерации
– это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за
состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных
денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна
Федеральному собранию. [22]
Из представленного выше
списка государственных органов можно отметить, что процесс управления
финансами осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к
представительным и исполнительным органам власти.
Законодательные
(представительные) органы рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты
об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют
и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.
Органы
исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами
и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, разрабатывают
и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных
трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, в том числе сбор доходов
бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль
за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение
законодательных (представительных) органов и другие полномочия. [23]
Совместно органы исполнительной и законодательной власти
осуществляют стратегическое управление финансами при составлении, рассмотрении
и утверждении прогнозов развития экономики государства, федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Финансовый аппарат МФ РФ, финансовые органы субъектов
Федерации, Счетная палата, таможенная служба и налоговые органы, страховые
организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы
предприятий, организаций и учреждений, а также банки являются Субъектами оперативного
управления финансами.-
На региональном уровне управление финансами осуществляют высшие
органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. [24]
2.3. Роль министерства финансов и федеральной
службы по финансовому мониторингу в управлении государственными финансами
На федеральном уровне непосредственное управление финансами
осуществляется Министерством финансов РФ,
учреждениями, входящими в систему Министерства финансов РФ (Федеральной
налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ,
Федеральным казначейством), и подведомственной Президенту Федеральной службой по финансовому мониторингу. [25]
Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены Указом Президента
Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[26] и Постановлением
Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации»[27].
Согласно указанным документам, к основным задачам Минфина России отнесены: выработка
единой государственной финансовой и денежно-кредитной политики; политики в сфере
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; добычи,
производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; в части исчисления
и порядка уплаты – таможенных платежей, включая расчет таможенной стоимости товаров
и транспортных средств.
К основным функциям Министерства финансов России отнесены:
-
разработка проектов законов, связанных с
вопросами развития бюджетной системы и основ бюджетного процесса, а также разграничения
бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного
самоуправления;
-
разработку проектов законов в области налогообложения,
а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
-
разработку проекта закона о федеральном бюджете,
а, в последующем, и организацию его исполнения, включая составление отчета об исполнении
федерального и консолидированного бюджетов Российской Федерации;
-
координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
-
управление государственным долгом Российской Федерации
и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-
ведение книги учета государственных долгов и регистрации
эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований;
-
разработку нормативных актов в области бухгалтерского
учета и составления финансовой отчетности.
Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства
финансов Российской Федерации»[28] определяет,
что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы
федерального казначейства.
Рассмотрим деятельность учреждений, входящих в структуру
Министерства финансов Российской Федерации.
Подчиненное Министерству финансов РФ Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным
органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в
соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные
функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и
текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета
главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального
бюджета.[29]
Федеральная налоговая
служба РФ осуществляет:
-
контроль за соблюдением законодательства о налогах
и сборах;
-
контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
-
контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
-
контроль за производством и оборотом этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах
о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных
платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба РФ является одним их основных
органов исполнительной власти, ответственным за формирование доходов бюджетной
системы, обеспечивающим две трети доходов бюджетной системы. [30]
В функции Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) входит:
-
проведение ревизий и проверок правомерности и
эффективности использования средств федерального бюджета и средств
государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в
федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, а
также осуществление их по мотивированному обращению руководителей
правоохранительных органов федерального уровня и правоохранительных органов
субъектов Российской Федерации;
-
проведение мероприятий по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и
финансово-бюджетной сфере;
-
осуществление надзора за исполнением
законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре
органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления;
-
осуществление контроля за соответствием
проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных
организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской
Федерации, условием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований
актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
-
организация с участием агентов валютного
контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов
исполнительной власти проверок полноты и правильности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов. осуществляемым в валюте Российской Федерации;
-
организация формирования и ведения единой
информационной системы в финансово-бюджетной сфере. [31]
Среди служб, играющих
огромную роль в управлении финансами, отдельное место занимает
подведомственная Президенту РФ Федеральная служба по финансовому мониторингу,
которая осуществляет следующие функции:
-
по противодействию легализации доходов,
получаемых преступным путем, и финансированию терроризма;
-
по координации деятельности в этой сфере иных
федеральных органов;
-
контролирует организации, осуществлявшие
операции с денежными средствами и иным имуществом. [32]
Глава 3. Управление финансами коммерческих
организаций на примере ОАО «Сосновское»
3.1 Краткая характеристика ОАО «Сосновское»
Открытое акционерное общество «Сосновское» – это крупное
многоотраслевое сельскохозяйственное предприятие мясомолочного направления,
создано для обеспечения войск Приволжско-Уральского военного округа и населения
города Екатеринбурга и Свердловской области мясом, мясопродуктами, молоком,
молочными продуктами и овощами самого высокого качества, чистыми в
экологическом отношении. Сельхозпредприятие ОАО «Сосновское» – это целый
комплекс, имеющий уникальный в своем роде замкнутый цикл производства, где все,
от заготовки кормов для животных до переработки молочной и мясной продукции и
ее реализации, делается в рамках одного хозяйства. Предприятие было основано
в 1939 году на окраине города Свердловска, как подсобное хозяйство Уральского
Военного округа, расположено на 2 промышленных площадках и включает в себя:
Центральное отделение и филиал «Первомайский» В соответствии с Приказом
Министра обороны РФ № 189 от 17.04.2009 г. ФГУСП «Сосновское» Минобороны России
приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество
«Сосновское».
Производственный профиль
предприятия – растениеводство, животноводство. Выращивается в основном
картофель, зерновые – озимая рожь, пшеница, яровой ячмень, овощи.
Заготавливается достаточное количество кормов для животноводства. Хозяйство
содержит:
4 коровника по 570 голов крупного рогатого
скота, 5 свинарников на 1900 голов, 2 зернохранилища ёмкостью 1000 кв. м, 4 теплицы на 5000 кв. м, цех по забою скота, цех по приготовлению кормов, цех по переработке молока, ммакаронный цех, котельную, большой машинотракторный парк с мастерской по
ремонту сельскохозяйственной техники.
Предприятие имеет
лицензии на переработку молока, на производство макарон и хлебобулочных
изделий.
Цех по
производству молочной продукции способен перерабатывать до 5 тонн молока в
смену. Производимые предприятием молоко и сметана изготавливаются из только что
надоенного молока, таким образом, продукция сохраняет все вкусовые качества и
витамины. Также среди образцов опытной продукции нового цеха: кефир, жирная
сметана и творог.
Вся продукция
отвечает необходимым требованиям и является экологически чистой. Доступные цены
и хорошее качество делают её привлекательной для потребителей и
конкурентоспособной.
ОАО «Сосновское» имеет более 2500 га
общей земельной площади, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Земельный фонд хозяйства характеризуется
значительной освоенностью, по состоянию на конец 2010 года сельскохозяйственные
угодья составляют 95% от общей площади хозяйства, площадь пашни – 73% от
площади сельскохозяйственных угодий.
3.2. Органы управления финансами ОАО «Сосновское»
Организационно-производственная структура предприятия
состоит из подразделений: отдел по развитию растениеводства, отдел по развитию
животноводства, цеха промышленной переработки сельскохозяйственной продукции,
планово-экономический отдел и бухгалтерия (рис. 1).
Рисунок 1 – Организационно-производственная структура
предприятия
В составе финансовых служб исследуемого предприятий все
функции финансового управления поделены между руководителем предприятия,
финансовым директором, работниками бухгалтерии и планово-экономического отдела.
Недостатком разделения функций является то, что в данной схеме отсутствуют
специалисты финансового управления, а выполнение функции финансового
планирования предполагается как часть общего производственно-финансового
планирования.
Финансовый менеджмент в организации осуществляется аппаратом
финансового директора. Вся работа данного подразделения направлена на техническое
оформление и экономическое обеспечение управления ресурсами предприятия.
Крупными блоками финансового управления ОАО «Сосновское» выступают комплексы
денежных отношений, связанные с обменом, первичным распределением и последующим
перераспределением стоимости в виде различных ресурсов. Это, прежде всего:
-
обеспечение функционирования основного и
вспомогательных производств, других видов уставной деятельности на основе
организации составления и исполнения экономических планов;
-
работа по налогам и обязательным платежам,
заработной плате, денежным фондам, мобилизации финансовых ресурсов и
финансированию;
-
финансово-кредитные аспекты инвестиционной
деятельности по реконструкции и модернизации производства и другим финансовым
вложениям;
-
обеспечение денежными ресурсами;
-
обеспечение роста стоимости и доходности
активов;
-
достижение платежеспособности и ликвидности
баланса;
-
поиск новых инструментов и механизмов увеличения
объема финансовых ресурсов и т. д.
Особым видом финансовой работы на предприятии выступает
экономическая и контрольная работа планово-экономического отдела. Она
направлена на приведение в действие имеющихся внутрихозяйственных, а также
внешних по отношению к предприятию резервов, на организацию процесса их
реализации. Поэтому планово-экономический отдел тесно взаимодействует с производственными
подразделениями предприятия.
Финансовый директор несет ответственность за финансовое
состояние организации, оперативное управление всеми силами финансовой работы,
включая контроль и регулирование денежных потоков.
Формальный контроль над деятельностью финансового директора
осуществляет высшее руководство организации и ее собственник. И это является
основным негативным моментом. Т. к. предприятие подчинено Министерству обороны,
руководство предприятия не является специалистами в области сельского
хозяйства. Это значительно снижает его потенциал, так как руководство не всегда
прислушивается к советам финансового директора компании в отношении финансового
контроля на предприятии. Это ведет к нерациональной хозяйственной деятельности,
халатному отношению к вверенному им имуществу среди работников предприятия.
Работа финансового директора составляет часть функций
высшего звена управления предприятием и связана с предоставлением этому звену
аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений
финансового характера. Общими оперативными задачами финансового директора и его
аппарата выступают:
-
активное участие в формировании и проведении
учетной политики, общее руководство оперативным (технико-экономическим),
бухгалтерским и налоговым учетами;
-
изыскание путей снижения затрат, оптимизации
налогообложения. увеличения прибыли и рентабельности;
-
обеспечение денежными, финансовыми и кредитными
ресурсами предприятия в размерах, необходимых для поддержания и развития
деловой активности;
-
организация внутренних и внешнеторговых
расчетов, в том числе осуществление взаимозачетов между контрагентами, а также
их проведение между филиалами и другими дочерними структурами;
-
выполнение всех текущих финансовых обязательств;
-
внутренний аудит и текущий контроль нал
формированием и использованием ресурсов, обеспечением сохранности собственных
средств.
Финансовый контроль, который осуществляет
планово-экономический отдел, отличается текущим и систематическим характером,
строится на организации постоянного мониторинга за ходом выполнения планов и отклонениями
от запланированных экономических показателей. Финансовый контроль основывается
на проверке заполнения сотрудниками отдела специальных регистров оперативного
контроля, например, над отгрузкой продукции, поступлениями выручки, выполнением
планов по прибыли, себестоимости, поступлениями валютных средств и т. п. При
этом такой финансовый контроль осуществляется в отчетно-оперативном, т. е.
документальном и аналитическом разрезах.
Специфика оперативной финансовой работы состоит в том, что
она нацелена на разрешение конкретных финансово-экономических ситуаций в
короткие сроки.
Внутренняя аналитическая работа на
рассматриваемом предприятии организована как цельная и продуманная система,
охватывающая воедино технико-экономический, общеэкономический, последующий,
оперативный и другие виды анализа. Рассмотрим, насколько цельным является
анализ в ОАО «Сосновское». Аналитическая работа на предприятии охватывает
следующие этапы:
Определение целевой
установки и объектов анализа.Общее ознакомление с
объектами анализа и разработка предварительного плана, в котором намечается
круг подлежащих использованию источников экономической информации, а также
методика анализа, включая установление схемы взаимосвязи и определение круга
показателей.Подбор информации и
проверка ее качества и достоверности.Непосредственное
изучение и исследование полученной информации в соответствии с планом, с
применением соответствующей методики и выполнением необходимых
технико-экономических расчетов.Подведение итогов
анализа (обычно в виде аналитического заключения) и подсчет неиспользованных
выявленных резервов.Разработка
практических предложений по мобилизации резервов, внедрению передового опыта и
реализации перспективных вариантов развития.
В каждом из предложений, данных
сотрудниками компании, проставлены конкретные исполнители и сроки исполнения.
В ОАО «Сосновское» используется
два вида анализа: общеэкономический и технико-экономический.
Несмотря на качественную
постановку финансового анализа на предприятии, в его работе замечен еще один
недостаток – отсутствие бюджетирования.
Выявленные недостатки отрицательно сказываются на качестве
финансового менеджмента и требуют переориентации на современные методы
управления финансами.
3.3 Проблемы управления финансами коммерческих
организаций и методы их решения
На сегодняшний день управление финансами в АПК имеет много
специфических особенностей. Специфика формирования финансового менеджмента в
современных сельскохозяйственных предприятиях проявляется в следующем:
-
неоправданно ограничен спектр выполняемых
управленческих функций в сфере финансов, что проявляется в недостаточном
применении финансового планирования и бюджетирования;
-
в полном или частичном отсутствии внутрихозяйственного
контроля над текущими финансовыми показателями; в не эффективности или
отсутствии грамотной аналитической работы.
-
Качество выполняемых работ в сфере бухгалтерского
учета и финансового планирования часто не соответствует современному уровню развития
экономики и информационных технологий.
Финансовое планирование показателей не воспринимается
руководством организаций как необходимый и обязательный метод финансового
управления, основная цель применения которого – повысить эффективность
финансового управления. В большинстве организаций производственно- финансовый
план если и составляется, то исключительно формально, как бы «по инерции», как
элемент «отчетности перед вышестоящей организацией». Его показатели не
являются ориентирами в принятии управленческих решений.[33]
Анализ организационно-управленческой деятельности в
контексте эффективного применения методов внутрифирменного планирования в ОАО
«Сосновское» показал, что на предприятии имеются специалисты в области
управления финансами и грамотно поставлен экономический анализ. Существующие на
предприятиях оперативные, стратегические, тактические и бизнес-планы создаются
качественно и скрупулезно, однако по факту не всегда выполняются. Одной из
причин является недостаток образования руководителя предприятия в силу его
принадлежности военному ведомству.
Большое значение в специфике организации финансового
управления в сельскохозяйственных предприятиях имеет также зависимость
сельскохозяйственного производства от бюджетной поддержки и невысокая по
сравнению с городом заработная плата специалистов. В то же время сезонный характер
производства, большие разрывы во времени между осуществлением вложений и получением
выручки делают особенно необходимым повышение качества финансового управления
и четкости организации финансового менеджмента.
Для повышения качества управления финансами на предприятии в
практику планово-экономического отдела необходимо ввести бюджетирование затрат,
обеспечивающее полное участие всех подразделений предприятия в процессе
становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации
о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.
Другим способом решения проблем управления финансов на
предприятии может являться либо получение экономического образования
руководителем предприятия, либо смена управленца на специалиста в области
финансов.
Это поможет рассматриваемому предприятию более динамично
развиваться, занимая все новые и новые рынки сбыта сельскохозяйственной
продукции.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы мной были изучены
теоретические основы финансовой системы РФ, в результате чего было отмечено,
что финансовая система является формой организации денежных отношений между
всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и
перераспределению совокупного общественного продукта и состоит из финансовых
институтов и финансовых инструментов.
Среди финансовых институтов выделяют организации,
учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, Министерство
финансов, Казначейство, Центральный Банк, налоговую инспекцию, фондовые и
валютные биржи, финансово-кредитные учреждения.
Финансовую систему подразделяют на сферы централизованных
финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организации
и финансы домохозяйств).
Сущность централизованных финансов состоит в том, что они охватывают
ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости
созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется
в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов,
необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой
экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в
ходе производства и реализации продукции, работ, услуг, формирования активов,
привлечения различных источников финансирования, распределения и использования
привлеченных средств.
Роль домашних хозяйств в экономике проявляется в том, что они,
с одной стороны, предоставляют фирмам факторы производства, являясь их первичными
владельцами, а с другой – выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг,
производимых фирмами, формируя платежеспособный спрос.
С целью обеспечения сбалансированного роста финансовых
ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны государство проводит
финансовую политику. Для более грамотного и качественного ее проведения
необходимо управление финансами.
Управление финансами – это система форм, методов и приемов,
с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми
ресурсами.
На общегосударственном уровне в управлении финансами участвуют
Президент РФ, депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, в том числе
профильных комитетов по бюджету, налогам, банкам и финансам, Счетная палата РФ,
Центральный банк РФ, Правительство РФ, исполнительные органы государственных
внебюджетных фондов. Деятельность каждого из них подробно описана в данной
курсовой работе.
Также в работе был проведен анализ состояния управления
финансами в коммерческом предприятии на примере ОАО «Сосновское», основным
профилем деятельности которого является растениеводство и животноводство. При
проведении анализа было отмечено, что, несмотря на
качественную постановку финансового анализа на предприятии, в его работе
отсутствует бюджетирование, а руководство предприятия не всегда прислушивается
к советам финансового директора по результатам проведенного анализа.
Выявленные недостатки отрицательно сказываются на качестве
финансового менеджмента и требуют переориентации на современные методы
управления финансами. Для повышения качества управления финансами на
предприятии было предложено в практику планово-экономического отдела ввести
бюджетирование затрат и смена управленца на специалиста в области финансов и
сельского хозяйства.
Это поможет рассматриваемому предприятию более динамично
развиваться, занимая все новые и новые рынки сбыта сельскохозяйственной
продукции.
Список использованной литературы
1)
Алехин Э. В. Государственные и муниципальные финансы:
учебник. – Пенза: ПГУ, 2010. – 350 с.
2)
Аминова Э. М. Финансовый контроль в России: история и
современность. // Право и управление. XXI век. – 2011. – № 2. – С. 48 – 55.
3)
Ахрем Н. В. Конституция и финансовая деятельность
государства. // Ленинградский юридический журнал. – 2009. – № 4. – С. 129
– 143.
4)
Бокач Л. П.
Финансы и кредит: структурно-логические схемы: учебно-наглядное пособие.
– Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2009. – 128 с.
5)
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N
145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.09.2012). // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133426
(Дата обращения: 07.11.2012).
6)
Воробьева Н. Н. Организация управления в сфере
финансовой деятельности субъектов Российской Федерации. // Вестник Томского
государственного университета. Право. – 2011. – № 2. – С. 73 – 79.
7)
Воробьева Н. Н. Организация финансовой деятельности в
субъекте Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. // Вестник Томского
государственного университета. – 2009. – № 329. – С. 117 – 119.
8)
Жуков Е. Ф., Эриашвили Н. Д., Зеленкова Н. М. Деньги.
Кредит. Банки. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2011. – 783 с.
9)
Зарипов И. А., Мазанов А. В., Петров А.В. Актуальные
вопросы деятельности финансовых институтов в современной России. – М.:
Современная экономика и право, 2010. – 365 с.
10)
Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И. Финансы:100
экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с.
11)
Кириллова Л. Н., Ворохобова О. А. Роль финансов
домохозяйств в России. // Экономический журнал. – 2010. – Т. 19. – № 3. – С.
147 – 155.
12)
Ковалев В. В. Эволюция категории «финансы». // Вестник
ВЭГУ. – 2011. – № 1. – С. 40 – 50.
13)
Курганская Е.В. Современные подходы к
бюджетированию. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. –
№ 5. – С. 45 – 48.
14)
Курьяков И.А. Основы экономики, организации и
управления сельскохозяйственным
производством: учеб.пособие / И.А. Курьяков, С.Е. Метелёв. – Омск: Омгма,
2009. – 501 с.
15)
Кюрджиев С. П., Паршукова О. Ю., Гринева Ю. А. Использование
инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике
управления государственными и муниципальными финансами. // Финансовые
исследования. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 91 – 99.
16)
Николаева Т. П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое
пособие. – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2010. – 380 с.
17)
Нуреев Р. М.
Политическая экономия: старая и новая. // Журнал институциональных
исследований. – 2011. – Т. 3. – № 3. – С. 4 – 9.
18)
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185
(ред. от 04.09.2012) «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»:
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136996
(Дата обращения: 07.11.2012).
19)
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329
(ред. от 22.10.2012) «О Министерстве финансов Российской Федерации»:
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136996
(Дата обращения: 07.11.2012).
20)
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703
(ред. от 26.12.2011) «О Федеральном казначействе»: [Электронный ресурс] //
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124290
(Дата обращения: 08.11.2012).
21)
Продолятченко П. А. Сущность финансов: изменение
парадигмы. // Наука и экономика. – 2010. – № 2. – С. 20 – 24.
22)
Романовский М. В., Иванова Н. Г. Финансовая система и
финансовая безопасность России. // Балтийский экономический журнал – 2009. – №
2. – С. 19 – 30.
23)
Сенчагов В. К.,
Архипов А. И. и др. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:
Проспект, 2010. – 719 с.
24)
Тунин С. А. Бюджетирование
затрат как элемент управления сельскохозяйственной организацией. // Вестник
АПК Ставрополья. – 2012. – Т. 6. – № 2. – С. 81 – 85.
25)
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от
22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;
n=101681 (Дата обращения: 07.11.2012).
26)
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов
вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б.
Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия
«Золотой фонд российских учебников»). – С. 429, 430.
27)
Черникова Е. В. Государственная поддержка банковской
системы. // Современное право. – 2009. – № 4. – С. 35 – 39.
28)
Чихман М. А. Проблемы организации финансового
менеджмента в сельскохозяйственных предприятиях Рязанской области. // Вестник
Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А.
Костычева. – 2011. – № 2. – С. 85 – 90.
29)
Шагиева Р. В. Финансовая деятельность: сущность,
содержание и формы осуществления. // Вестник Владимирского юридического
института. – 2012. – № 2. – С. 161 – 166.
[1]
Продолятченко П. А. Сущность финансов: изменение парадигмы. // Наука и экономика.
– 2010. – № 2. – С. 20 – 24.
[2]
Ковалев В. В. Эволюция категории «финансы». // Вестник ВЭГУ. – 2011. – №
1. – С. 40 – 50.
[3]
Финансы: Учебник. / под ред. д. э. н., проф. А. П. Балакиной и д. э. н., проф.
И. И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. –
384 с. – С. 22.
[4] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 39 – 40.
[5] Романовский М. В., Иванова Н. Г. Финансовая система и
финансовая безопасность России. // Балтийский экономический журнал – 2009. – № 2.
– С. 19 – 30.
[6]
Алехин Э. В. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Пенза: ПГУ,
2010. – 350 с. – С. 27 – 31.
[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N
145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.09.2012). // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» – Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133426 (Дата обращения: 07.11.2012).
[8] Романовский М. В., Иванова Н. Г. Финансовая система и
финансовая безопасность России. // Балтийский экономический журнал – 2009. – №
2. – С. 19 – 30.
[9]
Бокач Л. П. Финансы и кредит:
структурно-логические схемы: учебно-наглядное пособие. –Благовещенск: Изд-во
Амур. гос. ун-та, 2009. – 128 с. – С. 5.
[10] Кириллова Л. Н., Ворохобова О. А. Роль финансов домохозяйств
в России. // Экономический журнал. – 2010. – Т. 19. – № 3. – С. 147 – 155.
[11] Кириллова Л. Н., Ворохобова О. А. Роль финансов домохозяйств
в России. // Экономический журнал. – 2010. – Т. 19. – № 3. – С. 147 – 155.
[12]
Финансы: Учебник. / под ред. д. э. н., проф. А. П. Балакиной и д. э. н., проф.
И. И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. –
384 с. – С. 22.
[13] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 12 – 14.
[14] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 50.
[15]
Финансы: Учебник. / под ред. д. э. н., проф. А. П. Балакиной и д. э. н., проф.
И. И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. –
384 с. – С. 22.
[16] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 50.
[17]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 429, 430.
[18] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 51.
[19]
Алехин Э. В. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Пенза: ПГУ,
2010. – 350 с. – С. 27 – 31.
[20]
Николаева Т. П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие. – М.:
Издательский центр ЕАОИ, 2010. – 380 с. – С. 93, 94.
[21]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 431.
[22] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 51.
[23]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 429, 430.
[24] Ивасенко А. Г., Михалев В. Д., Никонова Я. И.
Финансы:100 экзаменационных ответов: учеб пособие. – М.: ФЛИНТА. 2011. – 280 с. – С. 51.
[25]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 431.
[26] Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от
22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101681 (Дата обращения: 07.11.2012).
[27] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329
(ред. от 22.10.2012) «О Министерстве финансов Российской Федерации»:
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136996 (Дата обращения: 07.11.2012).
[28] Постановление
Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 (ред. от 04.09.2012) «Вопросы Министерства
финансов Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Официальный сайт
компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136996 (Дата обращения: 07.11.2012).
[29] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703
(ред. от 26.12.2011) «О Федеральном казначействе»: [Электронный ресурс] //
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124290 (Дата обращения: 08.11.2012).
[30]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 431.
[31]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 434 – 437.
[32]
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям экономики и менеджмента / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд
российских учебников»). – С. 434 – 437.
[33]
Чихман М. А. Проблемы организации финансового менеджмента в сельскохозяйственных
предприятиях Рязанской области. // Вестник Рязанского государственного
агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2011. – № 2. – С.
85 – 90.