Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Американо- Израильские отношения в 70-80 годах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Американо- Израильские отношения в 70-80 годах
  • Предмет:
    Политология
  • Когда добавили:
    23.07.2014 12:05:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    стр.
    ВВЕДЕНИЕ. 3
     
    1. Дипломатические контакты США и Израиля в 70-80 г.г. XX века. 5
    1.1. Дипломатические контакты при Кеннеди и Джонсе. 5
    1.2. Дипломатия США во время первой военной кампании Израиля в Ливане  7
    2. Экономическое сотрудничество стран. 16
    2.1. Начало финансовой поддержки США Израиля. 16
    2.1. Поддержка США экономики Израиля. 17
    3. Военное сотрудничество. 20
    1.1. США в арабо-израильских конфликтах 1967-1979-х годов. 20
    3.2. Кэмп-Дэвидское совещание. 25
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Актуальность темы. Изучение стратегического союза США и Израиля представляет интерес в качестве примера военно-политического сотрудничества мировой державы (США) и региональной державы (Израиля).
    Стратегические отношения США с Израилем имеют геополитический и идеологический характер. Эти страны имеют давнюю историю сотрудничества. США стали первой страной, признавшей государство Израиль сразу же после окончания срока действия британского мандата в Палестине в мае 1948 г.
    Актуальность вопроса американо-израильского сотрудничества заключается в том, что арабо-израильский конфликт, несмотря на все предпринимаемые усилия, по-прежнему не урегулирован и остается в числе самых сложных проблем современных международных отношений, а США по прежнему является основным «рефери» этого конфликта.
    Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в настоящее время стали доступны многие ранее засекреченные документы и материалы, появились мемуары непосредственных участников событий, которые дают возможность более полно и объективно исследовать данный предмет.
    Целью исследования является изучение эволюции политики правительств США и Израиля, по установлению стабильных экономических и военно-политических отношений между своими государствами. В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
    - Рассмотреть дипломатические контакты стран при американских президентах Кеннеди и Джонсе;
    - изучить дипломатию США во время первой военной кампании Израиля в Ливане;
    - проанализировать экономическое сотрудничество стран в указанный период;
    - охарактеризовать военное сотрудничество США и Израиля с начала 70 по середину 80 годов.
    Хронологические рамки данной работы охватывают период с конца 70-х годов по середину 80-х XX столетия. Подобный выбор объясняется тем, что именно в 70-е годы проявляют себя предпосылки активного сотрудничества США и Израиля, которое будет лишь крепнуть под натиском арабо-израильской проблемы, апогей сотрудничества можно отнести к 1979 г. и заключению Кэмп-дэвидских соглашений по урегулированию главного ближневосточного конфликта минувшего века.
     
     
    1. Дипломатические контакты США и Израиля в 70-80 г.г. XX века
     
    1.1. Дипломатические контакты при Кеннеди и Джонсе
     
    В мае 1961 г. состоялась первая встреча нового американского президента с израильским премьер-министром, соответственно Джона Кеннеди и Давида Бен-Гуриона.
    В начале 1962 г. страны подписали договор о экстрадиции преступников, а 27 декабря того же года президент Кеннеди заявил о «особых отношениях» США с Израилем на Ближнем Востоке и о поставке военного оборудования Израилю.
    Сменивший Кеннеди президент Линдон Джонсон неуклонно поддерживал курс предыдущего президента.
    В 1964 г. состоялся первый официальный визит израильского премьер-министра Леви Эшколя в Белый дом.
    В дальнейшем администрация Л. Джонсона неуклонно проводила курс на обеспечение военного превосходства Израиля над арабскими странами. В 1963 г. Израиль получил от США партию ракет класса «земля- воздух», 1961 г. - партию американских танков, в 1966 г. - самолетов «Скайхок». Действия Л. Джонсона, который одобрил продажу Израилю большого числа американских танков и боевых самолетов, способствовали занятию израильским государством ведущего положения в регионе. Л. Джонсон создал прецедент американо-израильского стратегического партнерства посредством американских многомиллионных ежегодных поставок современного вооружения Израилю. Между США п Израилем шел диалог на уровне военных ведомств. Также осуществлялись американо-израильские двусторонние консультации в области безопасности, совместные военные учения п научно-исследовательские программы.
    «Американо-израильские стратегические отношения получили дальнейшее развитие после арабо-израильской войны 1967 г. Иордано-сирийская конфронтация 1970 г. и сдерживающая роль в этом конфликте израильских войск, осуществлявших поддержку короля Иордании Хусейна, претворила в жизнь американо-израильское «стратегическое партнерство»[1]. Таким образом, США передали Израилю полномочия по «поддержанию мира» па Ближнем Востоке. Взамен США предоставили Израилю новейшее оружие, финансовую помощь и дипломатическую поддержку, направленную против арабских интересов.
    Во время войны Судного дня 1973 г. США осуществили стратегические поставки оружия и боеприпасов Израилю. Война Судного дня продемонстрировала банкротство американской политики на Ближнем Востоке, так как безоговорочная поддержка Израиля Соединенными Штатами не создавала условия для стабильности и региональной безопасности на Ближнем Востоке. Напротив, американская поддержка Израиля все больше отчуждала арабские государства от США. Одним из последствий поставок американского оружия Израилю, и особенно американские поставки оружия па Синай, стало нефтяное эмбарго ОПЕК (организаций стран-экспортеров нефти).
    Стратегический союз США и Израиля основывается на нескольких ключевых юридических документах. Американо-израильские меморандумы и соглашения о военно-техническом сотрудничестве составляют юридическую основу воепно-политических отношений США и Израиля. «Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества» (1981 г.) оформил военно-политический союз между двумя госу­дарствами и предоставил право шестому американскому флоту использовать израильские морские порты, а также право размещать и перевозить американские боеприпасы по территории Израиля-. «Меморандум о взаимопонимании» (январь 1987 г.) предоставил Израилю статус «Основного союзника США вне НАТО». «Меморандум 1988 г.» закрепил юридически сложившуюся практику сотрудничества между Израилем и США в военной, технологической и политической областях, а также в области разведки. «Стратегический меморандум 1998 г.» обеспечил новый уровень сотрудничества США и Израиля в области военных противоракетных технологий. Таким образом, американо-израильские меморандумы и соглашения свидетельствуют о ключевой роли, отводимой Соединенными штатами Израилю на ближнем востоке.
     
    1.2. Дипломатия США во время первой военной кампании Израиля в Ливане
     
    Началу военной кампании Израиля на территории Ливана предшествовало сложноеразвитие внутрирегиональной ситуации, которая к началу 1980-х гг. характеризовалась рядом как положительных, так и отрицательных тенденций. С одной стороны, в 1979 г. успешно завершились египетско-израильские переговоры, проходившие при участии США в рамках кемп-дэвидского саммита (5-17 сентября 1978 г.). Их результатом стало подписание 26 марта 1979 г. мирного договора между Египтом и Израилем. Несмотря на то что американская дипломатия могла записать удачу в Кемп-Дэвиде себе в актив, успех на египетском направлении арабо-израильского конфликта вовсе не означал нивелирование других острых проблем ближневосточного противостояния. Среди них к описываемомувремени на передний план вышла проблема самоопределения палестинских арабов. Однако на палестинском треке переговорного процесса никакого прогресса не наблюдалось.
    «Находившееся у власти в еврейском государстве право-националистическое руководство во главе с премьер-министром М. Бегином (блок «Ликуд») заняло весьма жесткую позицию в отношении палестинского вопроса»[2].
    Идеологическая приверженность «Ликуда» сохранению под израильским контролем территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газы, а также практикуемое с недавних пор возведение на них еврейских поселений вступили в жестокое противостояние с устремлениями палестинского народа к национальному самоопределению и созданию собственного независимого государства. К тому времени позиции флагмана палестинского национально-освободительного движения заняла Организация Освобождения Палестины (ООП), возглавляемая Я. Арафатом. К началу 1980-х гг. основные силы ООП располагались на территории Южного Ливана. Важный фактор, влиявший на общий уровень внутрирегиональной напряженности, представляла собой также политическая ситуация в самом Ливане. К тому времени некогда процветающее арабское государство уже около 10 лет было охвачено гражданской войной. Ее стержнем было противостояние мусульманских и христианских групп, которые поддерживались Сирией и Израилем соответственно. Таким образом, еврейское государство оказывало заметное влияние на политическую жизнь своего северного соседа.
    После заключения мирного договора с Египтом главной региональной внешнеполитической целью Израиля стала дискредитация и уничтожение ООП, ожесточенно противодействовавшей его экспансионистским планам относительно Западного берега и сектора Газы.
    В 1981 г. Ливан уже попал в орбиту международного внимания, когда обострились отношения между Израилем и ООП, а также между Израилем и Сирией. Причиной споров стала передислокация вооруженных сил Сирии, которые в январе 1980 г. были выведены из Бейрута, а также прибрежных районов Ливана и сконцентрированы на востоке страны в долине Бекаа (меньшая часть сирийских войск располагалась также вдоль шоссе Бейрут–Дамаск).
    Данные перемены вызвали негативную реакцию со стороны Израиля. Главной причиной недовольства еврейского государства стало размещение Сирией в долине Бекаа ракетных установок. Стороны начали обмениваться враждебными выпадами, и конфликтная ситуация стала быстро набирать обороты. События вокруг Ливана накладывались на общий негативизм палестино-израильских отношений.
    Ситуация в регионе грозила вырваться из-под контроля. При сложившихся обстоятельствах Вашингтон не мог оставаться в стороне. Президент Р. Рейган назначил отставного американского дипломата ливанского происхождения Ф. Хабиба специальным представителем на Ближнем Востоке. Его задачей стало осуществление посреднической деятельности и поиск компромисса для взаимоприемлемого урегулирования конфликта.
    На данном этапе уже в полной мере проявилась жесткость и непреклонность позиции Израиля. Это только усугубляло и без того непростой переговорный процесс. Так, на состоявшейся 21 июня 1981 г. в Иерусалиме встрече с Ф. Хабибом лидер еврейского государства заявил: «Правительство Израиля
    ни при каких обстоятельствах не будет вести переговоры с арабскими террористическими организациями, провозглашающими своей целью уничтожение еврейского государства и его населения и повернувшими против них свое оружие, получаемое в больших количествах со стороны Советского Союза и Ливии. Более того, правительство Израиля не дает свое согласие на то, чтобы кто-либо другой вел переговоры с упомянутыми организациями»[3].
    Таким образом, израильское руководство, по сути дела, диктовало Соединенным Штатам свои условия относительно их посреднических услуг.
    На заявление М. Бегина Ф. Хабиб ответил, что не собирается вести переговоры с ООП, после чего отправился в Бейрут на переговоры с президентом Ливана Э. Саркисом. В итоге американскому дипломату удалось договориться о прекращении огня между Израилем и ООП, а также смягчить кризис вокруг ракетных установок. Соответствующее соглашение вступило в силу 24 июля 1981 г. Однако длительное перемирие не устраивало руководство Израиля, которое, как отмечалось, взяло курс на уничтожение ООП. Несмотря на то, что к началу июня 1982 г. ООП уже около года соблюдало соглашение о прекращении огня с Израилем, повод к войне был найден. Так, 3 июня было совершено покушение на жизнь израильского посла в Великобритании Ш. Аргова. Хотя ООП не имело к нему никакого отношения (покушение на Аргова было совершено не представителями ООП, а боевиками из соперничающей палестинской группировки Абу Нидаля), ответ Израиля не заставил себя долго ждать. В течение последующих двух дней израильская авиация практически безостановочно бомбила лагеря беженцев и другие районы Ливана, в которых проживали палестинцы. В то время это был самый тяжелый и продолжительный удар израильских сил по ливанской территории. В результате израильтяне добились, чего ожидали: в ответ на их действия палестинцы начали ракетный обстрел северных районов
    Израиля. Хотя, согласно израильским данным в результате этих обстрелов погиб только один человек, необходимый руководству еврейского государства казус белли был получен. 6 июня 1982 г. началась военная операция «Мир Галилее».
    Что касается руководства США, то еще за полгода до начала Израилем военных действий оно прекрасно понимало всю сложность создавшейся вокруг Ливана ситуации. Об этом, в частности, свидетельствует меморандум от 26 января 1982 г., составленный по итогам беседы американского госсекретаря А. Хейга со своим советским коллегой А. А. Громыко. Так, глава внешнеполитического ведомства США сообщил, что ситуация вокруг палестинского вопроса остается опасной. Несмотря на то, что Вашингтон удерживает лидеров еврейского государства от силового решения, никакой уверенности в том, что военные действия не начнутся вновь –нет[4].
    На момент разговора с А. А. Громыко А. Хейг прекрасно знал, что израильтяне готовят военную операцию. Так, несмотря на то, что в начале января 1982 г. премьер-министр М. Бегин заверил президента США Р. Рейгана в том, что не собирается вторгаться на территорию Ливана, начальник военной разведки Израиля Е. Саги уведомил А. Хейга, а также
    представителей оборонного ведомства США, что вторжение все-таки предполагается. Также госсекретарь получил уведомления о намерениях Израиля и из других источников. Однаконикакого противодействия со стороны США на том этапе предпринято не было. Ответом А. Хейга на полученную информацию было заявление о том, что «Соединенные Штаты не поддерживают такие действия… В то же время они не могут запретить Израилю защищать себя от террористических атак. Важно лишь то, чтобы любой шаг, который он предпримет, был представлен как ответ на международно-признанную провокацию»[5].
    Израильские исследователи З. Шифф и Э. Яари утверждают, что в скором времени А. Хейг в своем расположении к Израилю пошел дальше. Так, во время одной из встреч министр обороны Израиля А. Шарон заявил ему: ?Ни одно государство не имеет права диктовать другому то, как лучше защищать своих граждан». В ответ на это А. Хейг кивнул. Затем А. Шарон дал понять, что война может выйти за пределы узко поставленной цели, состоящей в удалении боевиков ООП с территории Южного Ливана. «Как далеко вы пойдете?» –осведомился госсекретарь. ?Так далеко, как будет необходимо?, –ответил А. Шарон. Тогда А. Хейг заявил, что ожидает того, что действия Израиля будут быстрыми и эффективными. Как писали З. Шифф и Э. Яари, А. Шарон был очень доволен результатами переговоров с А. Хейгом. Несмотря на то что государственный секретарь лишь подтвердил право Израиля отвечать на террористические акты со стороны ООП, министр обороны еврейского государства посчитал, что получил одобрение на ограниченную военную операцию и вернулся в свою страну с известием о том, что Вашингтон не будет препятствовать наступлению на Ливан[6].__ Таким образом, государственный секретарь США фактически дал зеленый свет проведению Израилем военной операции. По крайней мере, именно так это было расценено в Иерусалиме.
    После того как в Белом доме осознали, что А. Хейг поступил опрометчиво, его обязали направить М. Бегину разъясняющее письмо, что и было сделано 28 мая 1982 г. В целом оно было выдержано в мягких тонах. Так, госсекретарь писал: «Президент и я признаем и восхищаемся той сдержанностью, которую Израиль демонстрировал в течение последних месяцев вопреки нарушениям противоположной стороной соглашения о приостановке враждебных действий, несмотря на то, что на него оказывалось продолжительное давление, с тем, чтобы дать отпор. В то же время мы хотим дать понять свою искреннюю надежду на то, что Израиль будет продолжать проводить данную линию и воздержится от любых действий, которые потенциально могут разрушить понимание, лежащее в основе соглашения о прекращении огня. Военные действия Израиля, вне зависимости от своего размера, могут привести к последствиям, которые мы не можем предугадать в настоящий момент»[7].
    Помимо призывов к сохранению сдержанности в письме также отмечалась готовность Соединенных Штатов направить в зону конфликта своего представителя, для того чтобы помочь урегулировать проблемы Израиля с бойцами ООП. Однако, согласно З. Шиффу и Э. Яари, израильтяне восприняли письмо лишь как формальность, сделанную американцами для того, чтобы снять с себя ответственность в том случае, если их действия выйдут из-под контроля Вашингтона.
    Говоря о развитии военной операции Израиля, нельзя не отметить ее стремительность. Вопреки призывам международного сообщества (6 июня Совет Безопасности ООН выпустил резолюцию, требующую от еврейского государства вывести свои войска с территории Ливана) Армия обороны Израиля динамично продвигалась на юг – к Бейруту. Уже тогда было ясно, что, несмотря на заявления, руководство еврейского государства не ограничится лишь установлением контроля над участком глубиной в 25 миль (40 км). 11 июня Совет Безопасности ООН в очередной раз призвал к прекращению огня.
    В этот раз израильское руководство ответило положительно. Соответствующее соглашение вступило в силу в полдень того же дня. К тому моменту под контролем Израиля уже находились значительные территории. Так, на побережье они располагались в трех километрах южнее аэропорта Бейрута, на востоке – почти достигли шоссе Бейрут–Дамаск, в долине Бекаа – находились менее чем в семи километрах от границы с Сирией[8].
    Однако силы ООП продолжали оставаться в Бейруте. 13 июня после полудня израильские войска достигли восточного въезда в город.
    Началась так называемая «ползучая стадия» войны. К вечеру 14 июня израильтяне окружили Бейрут и в течение последующих двух месяцев 400 израильских танков и 1000 орудий регулярно обстреливали территорию Западного Бейрута, в то время как авиация наносила систематические удары по укреплениям палестинцев внутри ливанской столицы[9].
    Безжалостные бомбардировки города вызвали значительный международный резонанс. Президент Р. Рейган даже стал угрожать Израилю пересмотром двусторонних отношений. Уже 9 июня госсекретарь А. Хейг в указаниях своему подчиненному Ф. Хабибу отмечал: «Президент изучил ситуацию и уполномочивает Вас от его имени в сегодняшнем разговоре с М. Бегином занять жесткую позицию и убедить его начать вывод войск в пределы 40-километровой зоны, прекратив атаку целей, находящихся за ее пределами.
    Вам следует уведомить М. Бегина, что невыполнение этих требований отразится на наших двусторонних отношениях, а также на нашей способности продолжать защищать Израиль от международных последствий его действий»[10].
    Таким образом, Белый дом, по крайней мере, на декларативном уровне пошел против устремлений руководства еврейского государства. Однако никаких реальных мер воздействия на начальном этапе военных действий Вашингтоном предпринято не было.
    Вместе с тем американская сторона не собиралась оставаться в стороне. Так, с самого начала ливанской кампании и до ее завершения США, как и ранее, оставались главным посредником в разрешении сложившейся конфликтной ситуации.
    Нужно отметить, что перед американской дипломатией стояла непростая задача. Так, Вашингтону на пути к консенсусу необходимо было учитывать диаметрально противоположные требования каждой противоборствующей стороны. Изначально его план предусматривал следующее моменты:
    - полное восстановление власти правительства Ливана;
    - ликвидация палестинских военных соединений;
    - подчинение палестинских жителей Ливана власти законного правительства[11].
    Важно отметить, что изначальная позиция Белого дома относительно судьбы палестинского народа несколько отличалась от той, которую занимало руководство Израиля. Так, Вашингтон возражал против израильского требования о том, что территорию Ливана должны покинуть все палестинские боевики (приблизительно 10 000 чел.). Вместо этого предполагалось, что страну должны оставить только лидеры ООП[12].
    В августе 1982 г. бомбардировки столицы Ливана вооруженными силами Израиля достигли своего апогея. Так, 1 августа артиллерия еврейского государства обстреливала территорию Западного Бейрута в течение 14 часов. На тот момент это была самая продолжительная атака Израиля. В ответ на нее президент США заявил о том, что считает абсолютно обязательным, чтобы ни одна из сторон на данной стадии переговоров не нарушала прекращение огня[13]. Однако Израиль, вознамерившись во что бы то ни стало вытеснить ООП из Бейрута, был непреклонен.
    4 августа он обстреливал город уже 20 часов без перерыва. Тогда президент Р. Рейган выразил необходимость «восстановления и поддержания полного прекращения огня» [5, p. 6]. Кроме этого президент направил личное послание премьер-министру М. Бегину, в котором предупредил о том, что американо-израильские отношения могут быть в значительной степени повреждены в случае продолжения кровопролития.
    Именно в ходе первой ливанской войны стала складываться та модель американо-израильского взаимодействия, которая полностью закрепилась уже в 1990-е гг. Основными ее характеристиками стала поддержка Белым домом израильского правительства безотносительно того, действует ли Израиль в соответствии с их устремлениями либо нет. Именно с этого времени небольшое по размерам, искусственно созданное еврейское государство стало манипулировать в своих интересах мировой сверхдержавой, игнорируя при этом ее требования.
    2. Экономическое сотрудничество стран
     
    2.1. Начало финансовой поддержки США Израиля
     
    Следует отметить, что после арабо-израильской войны 1967 г. увеличилась военная и экономическая помощь Израилю. Динамику развития американо-израильского союза отражает американская финансовая помощь, предоставляемая Израилю. В течение первых девятнадцати лет существования Израиля Соединенные Штаты предоставили этому государству почти 1,5 млрд. долларов США в различных формах финансовой помощи. В 1964 г. американское правительство не предоставило никаких займов Израилю для военных целей. В 1965 г. правительство США предоставило Израилю почти 13 млн. долларов. В 1966, за год до шестидневной войны 1967 г., правительство США выделило Израилю 90 млн. долларов. С 1966 до 1970 г. в среднем ежегодная финансовая помощь Израилю возросла до 102 млн. долларов, а доля военных займов поднялась на 47 %. После 1697 г. сума займов снизилась до 7 млн. долларов, но в последующие годы американская финансовая помощь увеличилась до 85 млн. долларов США. В  1970 г. Израиль получил от США финансовую помощь на сумму в 30 млн. долларов. В 1971 г., поле иорданского кризиса, американская финансовая помощь Израилю увеличилась до 545 млн. долларов. В ходе октябрьской войны 1973 г. госсекретарь Г. Киссинджер призвал к предоставлению пакета помощи на сумму 3 млрд. долларов, и с тех пор помощь Израилю оценивается в несколько миллиардов долларов в год. Существенные объемы американской военной помощи начались в 1974 г.; они насчитывали от 100 млн. долларов в 1975 г., и уже 2,7 млрд. долларов в 1979 г[14].
    С 1985 г. предоставление займов на военные цели было приостановлено, и вся военная помощь США Израилю шла как безвозмездные ссуды, в пределах от 1,4 млрд. долларов в 1985 г. и до 1,8 млрд. каждый год с 1987 по 1989 г.г.. Экономическая помощь США Израилю достигли суммы почти 2 млрд долларов в 1985 г. и снизилась до 1,2 млрддолларои в 1989 г.
    Финансовая помощь США предоставлялась Израилю с условием не использования этих средств на оккупированных территориях, занятых в 1967 г. Но служба исследовании Конгресса (Congressional Research Service) сообщила, что «поскольку помощь США Израилю предоставляется без эффективного бухгалтерского учета, то нет никакого достоверного способа выявить, каким образом Израиль использует финансовую помощь США»1'. Кроме того, служба исследовании Конгресса в своем отчете написала, что в 1978, 1979 и 1981 гг. Израиль «возможно, нарушил свое обязательство не использовать американское оружие как средство нападения». В 1990 г. Израиль принял 400 млп долларов в качестве займа на размещение и постройку жилья под гарантии правительства США. Данный кредит был получен израильским правительством при условии, что эти деньги не будут использоваться для постройки поселений на оккупированных тер­риториях, по эти обещании были скоро аннулированы.
     
    2.1. Экономическое сотрудничество в 70-80 г.г.
     
    В 1971 г. Израиль получил кредит на покупку американского вооружения на сумму 545 млн. долл. США.
    С тех пор ежегодно в американском бюджете стала регулярно резервироваться сумма для помощи Израилю. Экономическая поддержка трансформировалась – вместо финансирования отдельных проектов США вводят Программу импорта товаров (Commodity Import Program, CIP), нацеленную на закупку американских товаров. В 1979 г. данная программа была заменена несвязанной финансовой помощью, что стало более выгодным для Израиля. В 1974 г. Израиль становится крупнейшим реципиентом американской помощи, позже данный объем был превышен лишь Ираком и Афганистаном11. В 1971–1973 гг. объем американской помощи Израилю составлял уже около 0,5 млрд долл. США, а начиная с 1974 г. превысил отметку в 1 млрд долл. США, причем 2/3 приходилось уже на военную помощь[15].
    В 1979 г. были заключены Кэмп-Дэвидские соглашения, а объем американской помощи Израилю продолжал увеличиваться, превысив в 1985 г. 3 млрд. долл. США.
    С середины 1990-х гг. экономический компонент американской помощи Израилю неуклонно снижался, пока не был окончательно вытеснен из структуры помощи.
    В целом же «стратегическое сотрудничество» США и Израиля в годы правления администрации Рейгана, оформленное в виде меморандумов «о взаимопонимании», подняло отношения двух стран на новый уровень. Израиль продолжал получать безвозмездно экономическую и военную помощь от США. На поддержание экономики страны Тель-Авив имел от Вашингтона льготные кредиты. Военно-экономическая помощь США Израилю являлась материальной основой альянса. К 1986 г. структура альянса полностью сложилась и успешно функционировала.
    В 1984–1988 гг. «стратегическое сотрудничество» США и Израиля продолжало активно развиваться и достигло своего пика в 1986 г. Оно получило окончательное завершение и развивалось не только в военно-экономической, но и в научно-технической и финансовой сферах. Вместе с тем в отношении двух стран возник ряд проблем, связанных прежде всего со злоупотреблением Израиля своей ролью «особого союзника» США. Израиль требовал от США отказа на создание независимого палестинского государства. Израиль отвергал возможность переговоров с ООП и ухода с оккупированных территорий и т.д.
    3. Военное сотрудничество
     
    3.1. США в арабо-израильских конфликтах 1967-1979-х годов.
     
    Несмотря на временные позитивные для Израиля результаты Суэцкой кампании, успокаиваться было еще очень рано. Соседние арабские страны, упорные в своей вражде, сумели получить поддержку своей политики со стороны недавно возникших мусульманских государств, в которых судьба давно проживавших там евреев быстро ухудшалась.
    Очевидно, это произошло бы в любом случае в результате растущей волны национализма и неприязни к европейцам и евреям. Новым фактором было существование теперь страны-убежища, в которой евреи-переселенцы могли обрести родину. К тому же СССР упорно стремился утвердиться на Ближнем Востоке, поощряя распространение коммунизма и поставляя оружие арабским странам.
    Одновременно на севере на израильскую территорию через сирийскую границу периодически совершались нападения террористов, частые столкновения происходили в якобы демилитаризированной зоне, где нападению подвергались еврейские сельскохозяйственные рабочие; израильские деревни подвергались артиллерийскому обстрелу с высот, находившихся в руках сирийцев - все это вызывало время от времени ответные рейды израильских оборонительных сил.
    Все вышеизложенные события представляли собой опасность не только для Израиля, но и для стратегических интересов США: во-первых, политическая нестабильность на Ближнем Востоке провоцировала рост цены на нефть, что грозило энергетическим кризисом, который бы ударил по экономике США и, с другой стороны, позитивно бы сказался на внешнеполитических интересах СССР, экономика которого в значительной степени зависела от экспорта нефти.
    Во-вторых, еврейское государство было единственным сдерживающим фактором для ближневосточного экстремизма и угрозы от него Соединенным Штатам как следствие: для США было гораздо выгоднее решать внешнеполитические проблемы по мере их поступления на чужой и довольно удаленной от своих границ территории.
    Ситуация развивалась стремительно: весной 1967 года Насер внезапно потребовал отвода частей ООН, расположенных на полосе Газы, которые на протяжении последних девятнадцати лет обеспечивали относительное спокойствие на юге страны. Почти сразу после того, как это требование было исполнено, он добился эвакуации войск ООН из Шарм-эль-Шейха у входа в Акабский залив.
    За этим последовало заявление, что отныне израильским судам не будет разрешен проход через Тиранский пролив - угроза, явно противоречившая международному праву, подобно блокаде Суэцкого канала, и являвшаяся фактически актом войны.
    Тем временем концентрация войск арабских соседних стран на израильских границах принимала все более угрожающий характер, а король Иордании Хусейн, поддержанный другими арабскими государствами, заключил военный пакт с Египтом. Жребий был брошен и 5 июня 1967 года израильская авиация (при поддержке США) разбомбила египетские военные аэродромы.
    «Вообще Шестидневная война была, вероятно, самой блестящей кампанией в военной истории, превосходящей даже Синайскую кампанию. Через шесть дней Израиль контролировал Синай, Сектор газа, Западный Берег реки Иордан, Голанские Высоты и восточную часть Иерусалима»[16]. США наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН, в которой Израиль обязывали вернуться к довоенным границам. То есть на данном этапе развития стратегического сотрудничества США оказывали уже не только военную, но и политическую помощь, что обусловило укрепление стратегического партнерства - с одной стороны, и ясно продемонстрировало всему миру, что при военном столкновении с Израилем арабские агрессоры столкнуться ещё и с политической и военной мощью США - мировой сверх державой.
    Другим обстоятельством, которое нам также позволяет говорить о развитии стратегического сотрудничества между США и Израилем стало вмешательство СССР.
    Советский Союз пригрозил вмешаться, если Израиль не остановится. В этой ситуации впервые в истории ближневосточного конфликта вступил Вашингтон, пойдя на конфронтацию с Москвой. Защищая своего союзника, американские дипломаты были очень категоричны: они заявили, что США готовы послать Шестой Флот \ Sixth Fleet к берегам Сирии (следует заметить, что тогда США вели тяжелую войну во Вьетнаме). Дипломаты США прибегли к тактике давления на враждующие стороны, чтобы убедить их согласиться на прекращение огня.
    Война закончилась безоговорочной победой Израиля. Знаменателен тот факт, что в этой войне Израиль использовал для борьбы в основном неамериканское оружие, но в 1967 ситуация изменилась. «Не было такой ситуации, в которой бы США не поддерживали Израиль с самого начала, но основная помощь стала поступать только с 1967», - говорит Ричард Мерфи, ученый в Совете по Международным отношениям, в прошлом американский посол в Саудовской Аравии.
    После разгрома арабской коалиции в 1967-м президенты Линдон Джонсон, а затем Ричард Никсон полагали, что арабы еще долго не посмеют напасть на Израиль и, что их внешнеполитическим интересам ничего не угрожает.
    Это так же означало поддержание территориального статус-кво (включая Израильские последние завоевания) на неопределенный срок. Хоть формально США и выступали за то, чтобы Израиль вернул захваченные земли в обмен на мир с соседями. Было очевидно, что развитие такого рода стратегического сотрудничества не только позволяет поддерживать Израилю статус-кво, но делает его довольно сильным государством на Ближнем Востоке.
    «Шестидневная война радикально изменила ситуацию на Ближнем Востоке. Армии Египта, Иордании и Сирии были разбиты; под контролем Израиля оказались территории, простиравшиеся от плато Голан до Шарм аль-Шейха и от Суэцкого канала до реки Иордан»[17]. Подъем национального самосознания и уверенности в своих силах, порожденный победой, сопровождался упрочением солидарности еврейского народа во всех странах с Государством Израиль. Иерусалим был воссоединен; впервые за много лет евреи получили доступ к Западной стене. Израильское правительство гарантировало всем религиозным общинам охрану их святых мест. Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией.
    Поиски путей к соглашению с арабскими странами в Израиле сопровождались периодическим возобновлением военных действий на различных участках линии прекращения огня. Сразу после окончания Шестидневной войны Израиль призвал арабские страны к прямым мирным переговорам. Однако надежды Израиля на мирное соглашение были сорваны усилиями Советского Союза, выразившимися в широких поставках военной техники армиям Египта и Сирии и отправке туда тысяч военных советников и специалистов. Конференция глав арабских государств в Хартуме (август 1967 г.), на которой Саудовская Аравия, Ливия и Кувейт пообещали Египту щедрую финансовую помощь, сформулировала негативную позицию арабских стран по отношению к Израилю: «не мир, не признание, не переговоры».
    Линии прекращения огня были гораздо удобнее для обороны, чем линии перемирия 1949 г. Суэцкий канал и река Иордан служили естественными препятствиями для нападающих, а пространство Синая уменьшало вероятность неожиданного нападения египетской авиации на населенные пункты Израиля. Вскоре, однако, линии прекращения огня превратились в линии военных действий.
    В ноябре 1967 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял предложенную Великобританией резолюцию №242, в которой подчеркивались недопустимость приобретения территорий путем войны и необходимость действий, направленных на достижение справедливого и устойчивого мира, в условиях которого была бы гарантирована безопасность всех государств района. Такой мир обеспечил бы:
    1) отвод израильских войск с территорий, оккупированных в результате последнего конфликта
    2) прекращение состояния войны и признание суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости всех государств района и их права жить в мире в рамках безопасных и признанных границ, без какой-либо угрозы применения силы.
    В этих условиях Египетское правительство выбрало новую стратегию ослабления Израиля, в результате которой сотрудничество США и Израиля лишь углубилось. Этой стратегией была «война на истощение», она была формально объявлена президентом Египта Насером 23 июня 1969 г. Фактически же она началась менее чем через месяц после окончания победоносной для Израиля Шестидневной войны июня 1967 г.
    Война на истощение была не такой, как все предыдущие войны Израиля. Территория в этой войне не переходила из рук в руки, не было стремительных танковых прорывов и фланговых охватов. Движения наземных сил вообще было мало. Вместо всего этого имели место яростные артиллерийские дуэли, отважные рейды небольших групп десантников, ожесточенные поединки в воздухе и противостояние между ВВС Израиля («Хейль hа-Авир»; далее в тексте - Хель Хаавир) и ПВО Египта.
     
    3.2. Кэмп-Дэвидское совещание
     
    Новая ситуация сложилась в результате мирной инициативы США. С начала 1969 г. велись переговоры между четырьмя державами - Советским Союзом, США, Великобританией и Францией, а также переговоры между двумя сверхдержавами (Советским Союзом и США), направленные на выработку руководящих принципов миссии Г. Ярринга. Израиль занял в отношении этих переговоров критическую позицию, поскольку в их ходе он мог полагаться лишь на частичную поддержку США.
    Важнейшей заботой израильского правительства было обеспечение поставок американского оружия, так как ввиду французского эмбарго США стали единственным поставщиком оружия Израилю. В декабре 1968 г. президент США Л. Джонсон согласился поставить Израилю 50 самолетов типа «Фантом»; Израиль обратился к нему с просьбой о поставке еще 25 самолетов того же типа и 100 самолетов типа «Скайхок». Хотя официальный ответ на эту просьбу не был получен, американский представитель указал, что США не допустят нарушения «баланса вооружений» во вред Израилю.
    Баланс был достигнут, а американо-израильское военно-стратегическое сотрудничество в очередной раз показало свою надежность и стабильность. Но самое тяжелое испытание этих партнерских отношений лежало впереди и пришлось на начало 1970-х годов. Внезапным нападением Египта и Сирии на Израиль в Иом-Киппур (6 октября) 1973 г. началась Война Судного дня.
    Дело в том, что во время Шестидневной войны Израиль захватил Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала, ставшего, таким образом, зоной прекращения огня, и примерно половину Голанских высот, ранец еликом принадлежавших Сирии, а также Западный берег и Сектор Газа.
    И Египет, и Сирия хотели возврата земель, потерянных в Шестидневной войне, что делало конфликт неизбежным. Не последнюю роль в развитии реваншистских настроений сыграл и так называемый «хартумский арабский саммит», на котором было принято решение, так называемых «трех «НЕТ»: никакого мира, нет признанию Израиля и нет переговорам с ним. В сложившейся внешнеполитической ситуации Израиль имел весьма незавидные перспективы: неизбежность войны на два фронта (Сирия и Египет), сложившийся против него внешнеполитический союз арабских государств, подкрепленных поддержкой СССР. В этой ситуации стратегическое сотрудничество с США стало в прямом смысле слова жизненно важным.
    «Несмотря на чрезвычайно неблагоприятные для Израиля условия ее начала, она закончилась полной победой израильской армии как на сирийском, так и на египетском фронте: окружением египетской Третьей армии, перенесением военных действий на территорию Египта, изгнанием сирийцев с горы Хермон и созданием непосредственной угрозы Дамаску»[18]. Победа израильской армии заставила противника согласиться на прекращение огня. После Войны Судного дня Израиль оказался почти в полной изоляции: накануне и в ходе войны десятки государств порвали с ним дипломатические отношения (в том числе почти все государства Африки). Из государств - членов НАТО - лишь Португалия предоставила свои аэродромы в качестве заправочных станций американским самолетам, доставлявшим военное снаряжение Израилю. Американская помощь сыграла решающую роль в ходе войны: военное снаряжение со складов американской армии доставлялось Израилю с помощью «воздушного моста»; провозгласив ядерную боеготовность, США предупредили Советский Союз о роковых последствиях в случае прямого советского вмешательства в войну. Под американским давлением Израиль воздержался от разгрома окруженной египетской Третьей армии.
    Особенно серьезными были последствия объявленного арабскими государствами во время Войны Судного дня эмбарго на поставку нефти США и некоторым другим странам. Хотя эмбарго не заставило США отказаться от поддержки Израиля, оно оказало влияние на американскую политику, а еще больше - на позиции стран Западной Европы и Японии.
    Прекращение огня было достигнуто после принятия Советом Безопасности ООН резолюции №338, инициатором которой были США и Советский Союз (22 октября 1973 г.). В решении Совета Безопасности содержался также призыв немедленно приступить к осуществлению резолюции №242 (см. выше) и к переговорам о подготовке заключения прочного и справедливого мира. В декабре 1973 г. в Женеве открылась мирная конференция, на которой были представлены обе сверхдержавы, ООН, Египет, Иордания и Израиль. Сирия отказалась от участия в конференции. Конференция служила лишь отправным пунктом для двухсторонних переговоров, единственным посредником в которых выступали США. Решающую роль в переговорах Израиля с Египтом (а затем и с Сирией) сыграл американский государственный секретарь Г. Киссинджер, стремившийся к заключению промежуточных соглашений как этапов на пути к достижению мира.
    Переговоры о достижении промежуточного соглашения были продолжительными и трудными. В марте 1975 г. очередная миссия Г. Киссинджера не добилась успеха, так как Израиль счел египетские требования чрезмерными. США обвинили Израиль в провале мирных переговоров и отказались обсуждать новое соглашение о поставках оружия Израилю. Твердая позиция Израиля принесла плоды в виде «соглашения о взаимопонимании» между ним и США, включенного в промежуточное соглашение, хотя и не опубликованного официально. США обязались продолжать поставки оружия Израилю; обеспечивать снабжение Израиля нефтью в случае отсутствия других источников; не вести переговоров с ООП, пока та отказывается признавать Израиль; разместить американских техников на станциях раннего оповещения в Синае. Было достигнуто соглашение и относительно будущих политических акций.
    В Египте курс на подготовку к сепаратному соглашению взял президент Садат. Причинами изменения курса были и усталость от постоянных усилий, которые обходились недешево, и, безусловно, личность Садата (при Насере такой процесс был бы невозможным). В Израиле политика направленная на обмен Синая и на сохранение за Израилем контроля над Западным Берегом и Сектором Газа проводилась блоком «Ликуд» Бегина. Цель - вывести Египет, сильнейшую арабскую страну региона, из конфронтации с Израилем. Случись это, и исчезла бы 100% вероятность уничтожения Израиля. Важную роль сыграли и США. Так американский государственный секретарь Киссинджер накануне подписания новой угоды касательно «101 километра» трижды посетил Ближний Восток (в ноябре, декабре 1973 и январе 1974) Новое соглашение про 101 «километр» было подписано 18 января 1974. В течение 4 дней Израиль отступил на восток на 30 км от Суэцкого канала. Египет со своей стороны сократил свои силы на восточном берегу Суэца до 8000 солдат и 30 танков. В феврале 1974 Египет восстановил дипломатические отношения с США.
    «19 ноября 1977 года Садат, после официального приглашения поступившего 15 ноября, посетил Израиль, где выступил в израильском парламенте. 4 января 1978 года в Асуане прошла встреча Садата с президентом США Картером. Начиная с зимы 1978 года, в Вашингтоне все более склонялись к идее сепаратных переговоров между Египтом и Израилем»[19]. В течение всей первой половины 1978 года США прилагали активные дипломатические усилия по сближению позиций сторон, однако прогресс достигнут не был. В этих условиях американский президент предложил президенту Египта Садату и премьер-министру Израиля Бегину прибыть в Кэмп-Дэвид для прямых переговоров и встретиться в приватной обстановке для выработки условий урегулирования. При этом Картер отводил себе роль посредника. Его личное участие в мирном процессе еще на стадии подготовки к непосредственным переговорам, во многом способствовало продвижению мирного процесса. Переговоры проходили в исключительно сложной обстановке и неоднократно оказывались под угрозой срыва.
    В сентябре 1978 года в Кэмп-Дэвиде (Camp David, США) прошла встреча Картера, Садата и Бегина. США удалось довести встречу до подписания 17 сентября соглашения между Израилем, Египтом (США выступили свидетелем). Было подписано 2 документа. За первым документом «Рамки мира на Ближнем Востоке», предусматривалось предоставление ограниченного самоуправления палестинцам Западного берега р. Иордан и сектора Газа. Президенту Картеру стоило огромных усилий убедить израильского премьер-министра Менахема Бегина пойти на уступки. В итоге, 17 сентября 1978 года американская делегация все же выступила с проектом, устроившим и арабов, и израильтян. Стороны пришли к соглашению, что резолюции 242 и 338 СБ ООН должны стать основой для переговоров с целью окончательного урегулирования. Вводился пятилетний переходной период с момента создания органов палестинского самоуправления. Было обсуждено начало переговоров между Израилем. Египтом, Иорданией и палестинцами о будущем Западного берега и Сектора Газа. В течении пятилетнего переходного периода вводилась автономия для населения (а не для территории). За 2 документом «Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем», стороны соглашались на подготовку соответственно договора в течение 3 месяцев. Израиль соглашался на вывод своих войск с Синая на границы 1967 года в течение 3 лет. На его основе 26 марта 1979 года в Вашингтоне Садатом, Бегином и Картером был подписан египетско-израильский мирный договор. Египетско-израильская граница была установлена по границе мандатной территории Палестины.
    Впоследствии многие исследователи заклеймили соглашения, подписанные в Кэмп-Дэвиде как противоречащие интересам арабов и тормозящие развитие мирного процесса. По сей день раздаются обвинения в адрес американской администрации и президента Картера, которого подозревают в лоббировании интересов Израиля и стремлении разрушить единство арабов. Однако изучение бумаг американского президента скорее указывает на то, что для него Кэмп-Дэвид был первым шагом на пути к окончательному примирению Израиля с соседними государствами. Прецедентом, которому рано или поздно должны были последовать другие арабские страны.
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Образование государства Израиль стало весьма значительным событием на Ближнем Востоке, повлиявшим не только на политику данного региона, но и на международные отношения второй половины XX в., а также на политику сверхдержав, в том числе на ближневосточную дипломатию США.
    В развитии отношений между этими государствами начиная с 1948 г. (год создания государства Израиль) до конца 8-х годов можно выделить следующие этапы. Первый этап – с 1948 по 1967 г. – отмечен зарождением интереса Вашингтона к Израилю. Несмотря на благоприятный постоянный общественный фон, существовавший в США по отношению к молодому израильскому государству, Израиль находился на периферии внешнеполитических интересов Вашингтона. Лишь с середины 60-х годов США стали уделять больше внимания Ближнему Востоку в целом и Израилю в частности. Второй период – с 1967 по 1973 г. – начался с «шестидневной войны» Израиля против арабских государств, когда роль США в подготовке и осуществлении этой акции значительно изменилась, а агрессивные действия Тель-Авива открыто поощрялись Соединенными Штатами. Существенно вырос уровень военной и экономической помощи Израилю, который полностью переориентировался на американскую внешнюю политику, нацеленную на расширение собственного военного присутствия на Ближнем Востоке. На третьем этапе – до конца 80-х годов – Израиль занял в концепции «сбалансированной» политики США место одной из опор американского курса на монополизацию процесса ближневосточного урегулирования.
    Подводя итоги данной исследовательской работы необходимо ещё раз подчеркнуть, что CША имеют свои интересы в ближневосточном регионе и настроены на их конструктивную реализацию.
    Даже применительно к современной внешнеполитической ситуации, связанной со стратегическим сотрудничеством между США и Израилем, можно услышать словосочетание «произраильская политика» и (или) проамериканская политика Израиля. Как показывает практическое исследование этого вопроса США не проводит ни произраильскую, ни проарабскую политику её внешнеполитическая ориентация всегда одна - она проамериканская. Другой вопрос, что в достижении своих целей дипломатия США может ориентироваться на Израиль, ровно как и на арабские страны.
    То есть картину американо-израильских отношений нельзя «писать одной краской». Особенно это относится к военному сотрудничеству: последние 30 лет США действительно являются главным военным союзником Израиля.
    Стратегическое сотрудничество этих двух стран было очень успешным: благодаря политической поддержке США, Израиль был признан таким государством как Египет, были прекращены набеги египетской армии, наконец, важно и то, что Израиль все-таки выжил как независимое государство в очень недружелюбном соседском окружении.
    Американо-израильское стратегическое партнерство негативно влияет и на Израиль. Государство Израиль в течение десятилетий действовало и продолжает действовать «в фарватере американской политики» - так полагает Е.Я. Сатановекпй и с данным утверждением трудно не согласиться. Указанная особенность израильской внешней политики оформила военно-политический и стратегический союз США и Израиля, по одновременно поставила внешнюю политику Израиля в зависимость от США.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
    1. Большой Ближний Восток: стимулы и предварительные итоги демократизации. / Под общ. ред. В. Гусейнова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
    2. Государство Израиль: Становление и развитие. Т. II. / Под общ. ред. И. Орена (Наделя). - 4-е изд. - Иерусалим: Библиотека-Алия, 1991.
    3. Государство Израиль: Становление и развитие. Т. I / Под общ. ред. И. Орена (Наделя). - 4-е изд. - Иерусалим : Библиотека-Алия, 1991.
    4. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: XXI век-Согласие, 2000.
    5. Бовин А.Е. Записки ненастоящего посла: Из дневника. - М.: Захаров, 2001.
    6. Гриневский О.А. Сценарий для третьей мировой войны: Как Израиль чуть не стал ее причиной. - М.: Олма-ПРЕСС, 2002.
    7. Дубинин Ю.В. Время перемен: Записки посла в США. / Ю.В. Дубинин. - М.: АвиаРус-XXI, 2003.
    8. Звягельская И.Д. Государство Израиль - М.: ИВ РАН, 2005.
    9. Зейналов М. Незабываемые встречи с Председателем Арафатом / М. Зейналов. - М.: Реалии, 2002.
    10. Израиль и ближневосточный конфликт в исследованиях молодых российских ученых. Вып.1: От Кэмп-Дэвида до интифады Аль-Акса / ред.-сост. А. Симонова, М. Членов. - М.: 2005..
    11. Кон-Шербок Д. Палестино-израильский конфликт: Две точки зрения / Пер. с англ. В. Новикова. - М.: Фаир пресс, 2002.
    12.Королев В.И. Битвы за Иерусалим и ядерный Армагеддон. - М.: Вече, 2004.
    13. Олимпиев А.Ю. Ближний и Средний Восток: актуальные проблемы международных отношений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
    14. Рогоза С.Л. Засекреченные войны, 1950-2000 гг. – М.: АСТ, 2004.
    15. Рубби А. Палестинский Марафон: 30 лет борьбы на Ближнем Востоке. / Пер. с итал. Г.П. Смирнова. - М.: Международные отношения, 2001.
    16. Смирнов А.И. Арабо-израильские войны.- М.: Вече, 2003.
    17. Федорченко А.В. Экономика переселенческого общества (израильская модель). - М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998.
    18. Федорченко А.В. Израиль: Проблемы экономического развития - М.: Наука, 1990.
    19. Хисдай Я. Смутное время: Израиль после 1973 года / Пер. Р. Торпусман. - Иерусалим: Филобиблон, 2003.
    20. Чернышов А.А. Расширение НАТО на Восток и национальные интересы США. – СПб.: СПбГУ, 2002.
    21. Шакиров А.Р. США: официальная помощь развитию // Мировая экономика и международные отношения, 2012. № 3.
    22. Exchange With Reporters on the Situation in Lebanon. August 1, 1982.
    23. Gilbert M. Israel: a History. London, 2008. Р. 506
    24. Haig–Gromyko Conversation. January 26, 1982. P. 27.
    25. Meeting Between Prime Minister Begin and Foreign Minister Shamir with Philip Habib. The Prime Ministers Residence, Jerusalem, On July 21, 1981.
    26. Memorandum from Alexander M. Haig to the President. June 9, 1982.
    27. Original Letter Given to NEA for Ambassador Lewis to Hand-Carry. 12:27 hours, 5/28.
    28. Response to Phil Habib. 10:00. June 24.
    29. Richman S. L. Ancient History: U.S. Conduct in the Middle East Since World War Il and the Folly Of Intervention.
    ,   [1] Гриневский О.А. Сценарий для третьей мировой войны: Как Израиль чуть не стал ее причиной. - М.: Олма-ПРЕСС, 2002. С. 184.
    [2] Чернышов А.А. Расширение НАТО на Восток и национальные интересы США. – СПб.: СПбГУ, 2002. С. 34
    [3] Meeting Between Prime Minister Begin and Foreign Minister Shamir with Philip Habib. The Prime Ministers Residence, Jerusalem, On July 21, 1981. Р. 1
    [4] Haig–Gromyko Conversation. January 26, 1982. P. 27.
    [5] Richman S. L. Ancient History: U.S. Conduct in the Middle East Since World War Il and the Folly Of Intervention.
    [6] Richman S. L. Ancient History: U.S. Conduct in the Middle East Since World War Il and the Folly Of Intervention.
    [7] Original Letter Given to NEA for Ambassador Lewis to Hand-Carry. 12:27 hours, 5/28. Р. 11
    [8] Gilbert M. Israel: a History. London, 2008. Р. 505
    [9] Gilbert M. Israel: a History. London, 2008. Р. 506
    [10] Memorandum from Alexander M. Haig to the President. June 9, 1982. Р. 1
    [11] Response to Phil Habib. 10:00. June 24. Р.1
    [12] Response to Phil Habib. 10:00. June 24.
    [13] Exchange With Reporters on the Situation in Lebanon. August 1, 1982.
    [14] Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: XXI век-Согласие, 2000. С. 269.
    [15] Шакиров А.Р. США: официальная помощь развитию // Мировая экономика и международные отношения, 2012. № 3. С.43.
    [16] Звягельская И.Д. Государство Израиль - М.: ИВ РАН, 2005. С. 360.
    [17]
    [18] Большой Ближний Восток: стимулы и предварительные итоги демократизации. / Под общ. ред. В. Гусейнова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 292.
    [19] Кон-Шербок Д. Палестино-израильский конфликт: Две точки зрения / Пер. с англ. В. Новикова. - М.: Фаир пресс, 2002. С. 115.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Американо- Израильские отношения в 70-80 годах ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.