Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..
3
Глава 1. Сущность государственного
предпринимательства и его роль в
экономике………………………………………………………………….
5
1.1. Понятие государственного
предпринимательства…………………...
5
1.2. Сущность и формы предпринимательства……………………………
6
1.3. Роль
государства в регулировании экономики……………………….
13
Глава 2. Анализ современных методов
государственного регулирования экономики стран Запада и России………………………..
16
2.1. Государственное предпринимательство в условиях
рыночной экономики.…………………………………………………………………...
16
2.2. Методы государственного воздействия на рынок…………………...
19
Глава 3. Совершенствование форм государственного
предпринимательства стран Запада и России…………………………….
24
3.1. Повышение эффективности государственного
предпринимательства как метода регулирования экономики…………...
24
Заключение…………………………………………………………………
34
Список используемой литературы…………………………………………
36
ВВЕДЕНИЕ
На современном рынке государственное предпринимательство играет важную
роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может
быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в
том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных
сил перерастает рамки классической частной собственности и государство
вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур:
железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало
характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами
монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства,
в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.
Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие
экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые
социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией,
воспроизводством рабочей силы.
Рыночный механизм не в состоянии
разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в
нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и
раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости
ресурсов и, прежде всего, рабочей силы.
Цель курсовой работы: исследовать значение и содержание государственного
предпринимательства как метода регулирования экономики.
Основные задачи:
· определить
понятие государственного предпринимательства;
· раскрыть
возможные методы воздействия государства на экономику стран Запада и России;
· изучить
функции и значение государственного предпринимательства;
·рассмотреть
возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства
стран Запада и России.
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1.
Понятие государственного предпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на
протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания
порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные
функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую
историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал
централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными
ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство
осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью
государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и
рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного
государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако
необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не
подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской
революции» которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную
экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с
национальных правительств ответственности за экономическое положение страны.
Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение
для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя
регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов
воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика,
экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий
правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики,
государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается
политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах
оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого,
на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование
является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает
самого пристального внимания.
1.2.
Cущность и формы предпринимательства
Теоретический анализ
собственности как экономической и правовой категории позволяет с научных
позиций рассмотреть феномен предпринимательства, выступающего в качестве
неотъемлемого атрибута рыночной экономики.
В Гражданском кодексе РФ
предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.»
Сущность
предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции:
-предприниматель берет на себя
инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства
товаров и услуг с целью получения прибыли;
- предприниматель есть организатор
производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий
стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности
за успех их проведения;
- предприниматель - это новатор,
внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы
организации дела;
- предприниматель - это
человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели
бизнеса.
Предпринимательство -
процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага. Он
предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной
ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного
удовлетворения достигнутым[1].
Предприниматель реализует присущие рыночной
экономике экономические отношения собственности в их правовом оформлении через
организационные механизмы деятельности. Предпринимательство может
осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая
означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и
в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и
обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих
законодательству, условий договора (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма
предпринимательства - коллективная - предполагает границы и процедуры, очерченные
более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на
основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских
документах и уставе соответствующих форм предприятий. Зафиксированное нормами
права единство организационных и экономических оснований деятельности
хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно-правовая форма».
Наиболее значимыми
признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от
другой являются следующие:
- количество участников данного
хозяйственного объединения;
- собственник применяемого капитала;
- способ распределения прибыли и
убытков ;
-источники имущества, составляющего
материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта ;
- пределы имущественной
ответственности.
Согласно российскому законодательству
предпринимательской деятельностью могут заниматься как «физические», так и
«юридические лица».
Физическое лицо - это
гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не
принимая статус «юридического лица». Право предпринимательской деятельности
наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель самостоятельно решает
все вопросы. Источником имущества, необходимого для начала работы, могут быть
собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск
неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет полную
неограниченную ответственность по своим обязательствам, т.е. отвечает по всем
обязательствам всем своим имуществом. К индивидуальным предпринимателям
относится и глава крестьянского хозяйства - фермер.
Другая группа
организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием
«юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это, прежде
всего - организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц,
которое:
- имеет обособленное имущество;
- отвечает лишь только этим
имуществом по своим обязательствам;
-может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и неимущественные права;
- быть истцом и ответчиком на суде;
-иметь самостоятельный баланс и
смету.
Указанные организации как
юридические лица могут быть двух типов. Во-первых, - это коммерческие
организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности
извлечение прибыли. Во-вторых, - это некоммерческие организации, не стремящиеся
к получению прибыли и не распределяющие прибыль между участниками[2].
Ведущее место в рыночной
экономике принадлежит предпринимательским структурам. В частном секторе
экономике коммерческие организации могут выступать в следующих
организационно-правовых формах:
Особенности
индивидуального предприятия, товарищества (партнерства) и акционерного общества
(корпорации) как основных организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности можно рассматривать как достоинства и недостатки по отношению друг
к другу. В таблице 7 представлены достоинства и недостатки этих форм с точки
зрения сложности образования, способности привлекать новые капиталы,
ответственности, контроля, продолжительности существования и налогообложения.
Выделяются также
организационно-экономические формы предпринимательства, характеризующие
соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности,
которые представляют собой монополистические объединения, создаваемые для
контроля рынка. Можно выделить следующие формы:
1. Картель - соглашение
между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков сбыта продукции,
долях в общем объеме производства, параметрах продукции и т.п.
2. Синдикат - объединение
сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней
конкуренции между ними.
3. Консорциум -
объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой
операции для уменьшения риска и привлечения дополнительного капитала.
4. Концерн -
многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему
участий.
Это означает приобретение контрольного пакета акций различных компаний,
которые по отношению к контролирующей их фирме выступают в роли дочерних. В
свою очередь, дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций
других обществ, нередко расположенных в различных странах. Так возникают
транснациональные корпорации - ТНК[3].
Возрождение предпринимательской деятельности в России и в бывших
социалистических странах - это уникальное социальное, политическое и
экономическое явление в истории человечества. Эта уникальность состоит в том,
что предпринимательство возникло и развивается не эволюционным путем, как в
странах с традиционно рыночной экономикой, а в условиях экономической
революции, ломки централизованной плановой системы. Поэтому предпринимательская
деятельность в нашей стране в современный период сталкивается с целым рядом
трудностей. Медленно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес
в стране развивается в условиях незавершенности процесса дележа собственности.
Принцип частной автономии ограничен, т.к. свободе хозяйственной деятельности
противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация
хозяйства. Товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством
финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей
и т.д.), а также высокими темпами инфляции. Положение усугубляется еще и тем,
что значительная часть предпринимательской активности служит исключительно как
временное средство накопления первоначального капитала на основе различного
рода злоупотреблений и создания криминальных структур, что усиливает
нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности. Эти и
другие проблемы настоятельно требуют государственного вмешательства в форме
экономической и юридической поддержки предпринимательства. Как показывает
зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование, льготное
налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, организацией
действенных систем борьбы с вымогательством и бюрократизацией и т. д.
Важнейшей проблемой
развития предпринимательства в России является учет региональных особенностей.
Это имеет особое значение для малых предприятий, тяготение которых к своей
территории объективно предопределяется природной слабостью. В подавляющем
большинстве случаев они вынуждены ориентироваться на локальный спрос.
Платежеспособность локального спроса в сочетании с другими социально-экономическими
факторами во многом определяют жизнеспособность малого предпринимательства.
Нынешняя же ситуация в России такова, что надежды, связанные с
функционированием, малых предприятий плохо оправдываются. Например,
формирование малого предпринимательства на Дальнем Востоке имеет ряд
специфических черт. Материальная технология характеризуется сложившейся
несбалансированной системой народного хозяйства, нерациональной структурой
производства и потребления, большим, чем в среднем по стране, износом основных
фондов, отсутствием долговременных источников финансирования. К тому же среди
создаваемых предприятий только 15% организуется на основе частной
индивидуальной или коллективно-долевой собственности, тогда как средний
показатель по стране составляет свыше 60%. Данные цифры показывают более узкую
базу малого предпринимательства и преобладание в регионе так называемых
«самоуправляющихся фирм». Развитие предприятий малого бизнеса в Приморье носит
неустойчивый характер. Так, до 1995 г. наблюдался их рост, в 1996-97 гг.
сокращение, в 1998-99 гг. отмечается небольшое увеличение. В 1998 г.
численность работающих на МП составила 99,6 тыс. человек (9,27% от экономически
активного населения края), 35% из которых заняты в торговле и общественном
питании, 25% - в промышленности, 215 – в строительстве. При этом предприятиями
малого бизнеса было произведено товаров и оказано услуг на 2543.3 млн. рублей,
что составило 8% объема выпуска продукции и оказания услуг крупными и средними
предприятиями всех отраслей экономики края. Эти цифры пока еще очень далеки от
необходимых для создания нормальной конкурентной среды (критическая масса малых
предприятий в международной практике определяется из расчета одно предприятие
на 30-50 жителей определенной территории).
Роль государства в регулировании
экономики
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее
становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках
господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на
признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития
в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и
связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи
экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в
своем «Исследовании
о природе и причинах богатства народов», нашли большое
число поклонников[4].
Согласно А. Смиту, рыночная система
способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование
государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает
рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А Смита, которых
относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это
прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг,
которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование,
транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно
брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату
гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает
рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты.
Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для
человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на
прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что
существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не
обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не
только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами.
Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих
условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления
регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка
антимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования
находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение,
справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и
социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное
распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными
социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании
роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося
английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской
революции» доказали
невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной
политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное
предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее
дальнейшей стабилизации.
Развитие рыночной экономики во второй
половине XX века выявило четко обозначившуюся
тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в
экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность
достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель
государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а
создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна
обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства -
везде где необходимо.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЗАПАДА И РОССИИ
2.1. Государственное
предпринимательство в условиях рыночной экономики
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная
предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение
государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,
принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового
национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где
деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные
вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких
как:
· обеспечение
необходимых темпов роста,
· сглаживание
циклических колебаний,
· поддержание
занятости,
·
стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных
предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.
Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт,
связь[5].
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной
энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.
Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных
размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и
Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на
средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному
сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее
покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся
также
- предоставление
населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
- помощь
жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения
научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в
мировом хозяйстве,
- проведение
региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных
предприятий,
- увеличение
числа рабочих мест,
- охрана
окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
- строительство
очистных сооружений,
- развитие
фундаментальных научных исследований,
- производство
товаров, являющееся по закону государственной монополией[6].
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими
правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной
самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как
рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы
переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д.
Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке,
предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1.
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной
промышленности, стимулирование новых отраслей.
2.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное
прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание
производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура,
образование, здравоохранение.
5. Выработка
и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не
могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне
предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива
исключительно государства.
2.2. Методы государственного воздействия на рынок
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть
эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные
экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
- свои
расходы;
- налогообложение;
- регулирование;
- государственное предпринимательство.
Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных
платежей.
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение
общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,
автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,
полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде
пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный
доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не
используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки
приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению
товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами[7].
Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру
производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов
у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются
трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение
структуры потребления.
Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты
населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов
суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить
подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на
деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения,
землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в
действительности определяют, каким образом и, в каком объеме необходимые для
общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из
предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и
услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим.
В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими
исключительно ради их собственной выгоды.
Налогообложение - важный инструмент государственной политики. Налоги -
основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой
взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например
подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на
производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным
путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства,
так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в
США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из
основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более
активным инструментом государственной социальной и экономической политики.
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговые
поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в
экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают
возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и
пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала,
позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный
спрос.
2. В движении
капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить
пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот
принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы
для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и
скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого
бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в
производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в
этой сфере не получило развития.
Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности
налогообложения отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного
работника к величине этого дохода:
1.
Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
2.
Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше
доход работника);
3.
Прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное
повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к
труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог
построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги
являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев
перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает
различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы
обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков.
При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от
уплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именно
такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги,
предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет
все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый
круг.
Государственное регулирование призвано координировать экономические
процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в
·
законодательной,
· налоговой,
· кредитной,
·
субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность
предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование
налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя
налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение
производства. При изменении условий кредитования государство влияет на
уменьшение или увеличение объема производства[8].
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление
государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо
предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для
формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может
оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в
решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые
субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго
определенным программам.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАСТРАН ЗАПАДА И РОССИИ
3.1. Повышение эффективности государственного
предпринимательства как метода регулирования экономики
Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения
усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил
дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в
сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних,
глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако
независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли
государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную
деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого
государственного вмешательства в неё.
Одной из форм
государственного предпринимательства являются казённые предприятия.
Казенными называются предприятия (заводы,
фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», то есть государственные предприятия.
Они находятся под прямым государственным управлением по
вопросам производства (директивное планирование, задания),
политики цен, финансов,
материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для
государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями -
потребителями товаров или услуг. Имущество
казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления[9].
Одновременно
государство принимает на
себя ответственность по обязательствам
этой категории предприятий и
оказывает им необходимую финансовую
помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по
госзакупкам и др.
Следовательно, рассматриваемые
предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и
исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают
определенное ее влияние.
Нормальное функционирование казенных предприятий
поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут
претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы
по их содержанию
составят весомую часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:
- численность казенных предприятий необходимо
свести к разумному минимуму;
-
применительно к ним
целесообразно разработать специальную систему управления.
Казалось бы, решение проблемы управления казенными
предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления
государственными предприятиями в
развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной
страны. Поэтому предложения о перенесении на
российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва
ли приемлемы. Необходимо
самостоятельно вписаться в
существующую систему органов
управления и учитывать
собственный исторический опыт.
Пожалуй,
единственной общей чертой управления государственными
предприятиями во всех странах является
осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например,
федеральная комиссия по атомной энергии в США).
В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003
"О реформе государственных предприятий" решение о ликвидации федерального госпредприятия и
создании на его
базе казенного завода, фабрики
или хозяйства принимает Правительство РФ[10]. Оно
определяет, и федеральный
орган исполнительной власти,
который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.
Сохранив административную подчиненность предприятий,
необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной
системы. К их
числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства
предприятием стимулов к
проявлению инициативы и риску,
а также фактически отсутствие
ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений.
Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен
становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного
аппарата. Он и здесь вправе иметь
определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его
действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатков
существовавшей ранее системы управления
может быть:
во-первых,
коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных
решений высококомпетентными лицами;
во-вторых,
применение конкурсной системы подбора
руководящих кадров;
в-третьих,
использование в ряде случаев независимых экспертных оценок[11].
Практическая реализация этих положений видится в следующем:
Стратегические решения
по управлению казенным
предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально. В
рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная
степень самостоятельности, без
чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера. Подбор менеджеров
должен проводиться на основании
конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно
отражающие требования государственной промышленной политики. Заключение
с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его
права и четко установлены его обязанности, а с предприятием – «контракт плана»,
в котором содержится программа его деятельности. Как
показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом,
чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы
покрывались за счет средств от успешной
предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная
свобода менеджера, но и создание
заинтересованности персонала в достижении положительных результатов
работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и
нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная
организация труда), так
и новые (например, участие в прибылях) формы управления
производством. Ответственность
государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один
из вариантов схемы управления казенными
предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.
При отраслевом органе управления образуется комиссия
(комитет, совет) по управлению казенными
предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества
нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей
производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения
превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50
процентов независимых специалистов
(экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная
таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей
конкурсной комиссии по подбору
руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности
предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в
организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые
персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный правовой
статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих)
осуществлена Указом Президента РФ от
10 июня 1994
года №1200 "О некоторых
мерах по обеспечению государственного
управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы
исполнительной власти заключают с хозяйственным
руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве.
В Указе
перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте,
включая порядок и условия
его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб,
причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.
Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает
возможность федеральным органам
устанавливать права и обязанности руководителя по управлению
предприятием без оглядки на законодательные ограничения, установленные КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и
обязанностях хозяйственного
руководителя, кроме его отчетности,
порядок и сроки которой должны быть установлены Правительством РФ, в Указе не
говорится. Очевидно, вопросы управления казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах.
До их издания как вновь назначаемые
руководители, так и менеджеры, у которых истек срок трудовых контрактов,
оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата
соответствующего госоргана[12].
В государственные
коммерческие предприятия входят
предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы
казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные
коммерческие предприятия находятся
на полном коммерческом расчете,
имеют широкую самостоятельность и
практически те же права, что и частные предприятия
(за исключением права назначать руководителя и осуществлять
операции с государственным имуществом).
В отличие от казенных предприятий АО
с государственным капиталом участвуют в
конкуренции. Их основной
задачей является получение прибыли (коммерческие
функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно
отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать
на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит
государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает
стимулы эффективного функционирования.
И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное
предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно
приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По
критерию участия в капитале и влияния
государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала
принадлежит государству, и АО, в
которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.
В качестве общей цели создание АО со 100-процентным
государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно
плотной зависимости предприятия от
структур государственного управления и
достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.
Государственное влияние на промышленную политику предприятия
обеспечивается отходом от традиционной
организационной структуры управления
АО. Выпадает один
из главных ее
элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять
совет директоров, состав которого определяется собственником - государством.
Целесообразно ввести в состав
совета директоров наряду с
представителями отраслевого органа
управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива,
местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов
(менеджеров, финансистов и т.п.). Представители
трудящихся избираются трудовым
коллективом, представители местного органа управления назначаются этим
органом, все остальные назначаются отраслевым органом
управления. На подобном принципе
представительства интересов формируется совет государственного
АО во Франции.
АО со 100-процентным государственным
капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается
возможность обращения взыскания по
долгам на имущество такого предприятия[13].
Наделение хозяйственной
самостоятельностью и установление ответственности
по своим долгам создает объективные
предпосылки "рыночного
поведения" соответствующих фирм. Тем не менее достаточная
эффективность деятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором
доминируют представители государства,
могут тормозить действия администрации в
улучшении коммерческих результатов.
Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной
организационно-правовой формы
достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач
АО.
Более перспективны АО, в которых государству
принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его
правильном проведении решит три
основные задачи.
Во-первых, поскольку
оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью
основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и
создаются условия для реализации
ваучеров через чековые аукционы.
Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и
тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.
В частности, являясь крупным
инвестором, государство может оказывать
решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и
менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей
перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных
долгосрочных программ.
В-третьих, создаются предпосылки
нормальных (в отличие от ранее
существовавших) взаимоотношений между
собственником, менеджером и трудовым коллективом.
Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права
собственника через своих представителей
в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по
крайней мере трех лет состав совета
директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Госкомимущество России
вправе поручать на контрактной основе
представление интересов государства в
совете директоров определенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по
представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком
составе совета директоров проведение
государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.
Существующие
правомочия государственных органов
можно было бы признать
оптимальными, если бы
не порядок формирования
совета директоров и правления,
а также назначения генерального директора
(президента) АО[14].
Дело в том,
что на всех
предприятиях, преобразованных в
АО открытого типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года № 721,
должностные лица не
избираются собранием акционеров,
а назначаются государственными органами
и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица
(исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает
традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур
(ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности
за провалы и не стимулируются в
случае успешной работы
вновь созданного АО.
В
Указе от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по
обеспечению государственного
управления экономикой"
порядок назначения главного менеджера в
АО с государственным капиталом не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства
в органах управления “АО” вообще. Согласно
Указу такими представителями могут
быть государственные служащие либо иные граждане РФ.
В последнем случае
Госкомимущество России или Фонд федерального имущества заключают
с ними договор гражданско-правового характера. Указом
резко ограничена самостоятельность представителей государства. По
коренным вопросам управления АО ("управление
капиталом") они обязаны в письменной
форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или
Фондом федерального имущества, от
имени которого они действуют, вносимые ими
проекты решений, либо свое будущее голосование по проектам
решений, предложенным другими членами органов управления АО. Таким образом,
фактически решения по достаточно широкому
кругу важнейших вопросов
управления АО принимает аппаратный работник, не несущий ответственности и не
заинтересованный материально в
деятельности общества. Нетрудно заметить, что под новым словесным
покровом реанимируется один из
основных пороков административно-командной системы. Поэтому представляется, что
решение данной проблемы в действующих
нормативных актах далеко от совершенства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное предпринимательство необходимо и в условиях рыночной
экономики для эффективного функционирования экономики страны. Государственное
предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность
противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и
риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении
дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение
необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание
занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
Приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной
экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития
базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности,
стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и
техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка
социально-экономических последствий научно-технического прогресса с
общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению
окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры:
транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и
обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут
в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном
состоянии денежной и финансовой системы.
Говоря о государственном предпринимательстве относительно России
необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно
актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми
гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития. Также
необходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона
“Об управлении государственной собственностью”, который определил бы, что
понимать под управлением государственной собственностью, каковы его цели и
задачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты и
субъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и по назначению
использованием государственной собственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Указ Президента
РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных объединений государственных
предприятий в акционерные общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31
декабря 1992 г.)Дикушин А.М. “О направлениях развития
государственного предпринимательства в РФ” // Предпринимательство в современной
России – М.: Линкс, 2001
3. Журавлева Г. П.
Экономика. – М.: Юристъ, 2004.
4. Игошин Н. В. Экономика. – М.: ЮНИТИ, 2004.
5. Красникова Е. В. Экономика переходного периода. – М.: Омега-Л, 2005.
6. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г.,
Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004.
8. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.:
ИЭПП, 2006.
9. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
10. Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под
ред. Нуреева Р. М. – М.: Аспект Пресс, 2002.
11. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.
12. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. Видяпина В. И.,
Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
14. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И.
П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
15. Ясин Е. Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост Государственный
университет – Высшая школа экономики. 07.07.2003. /httр:www.liberal.ru
16. Ясин Е. Г. Перспективы российской экономики. Проблемы и факторы роста. М.:
ГУ-ВШЭ, 2002.
17. Белоусов А. Бизнес-идея развития Эксперт, № 38 (484) от 10 октября 2005.
18. Любимцев С. Структурная модернизация экономики Экономист, 2003.
19. Сухарев О.
Национальное богатство и структурная политика Экономист, 2006,
№ 2.
20. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист, 2005
[1]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.
[2]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[3]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.
[4]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[5]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: «Финансы
и статистика», 2004.
[6]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[7]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.
[8]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[9]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.
[10] Указ Президента РФ от 1 июля 1992
года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31 декабря 1992 г.)
[11]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[12]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.
[13]
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.
ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.
[14]
Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.:
«Финансы и статистика», 2004.