Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект поведения
фирмы в условиях олигополии 5
1.1. Сущность и особенности олигополии. 6
1.2. Характерные черты олигополии. 8
1.3. Понятие и виды олигополии. 17
Глава 2 Олигополии в современной российской экономике. 22
2.1.Ценовая политика. 22
2.2. Главные теории
олигополистического ценообразования. 23
2.3.Организационно-экономические формы концентрации. 27
Глава 3. Крупнейшие олигополистические компании и их влияние
на экономику России 36
3.1. Характеристики
олигополистических компаний. 36
3.2.Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики 40
3.3. Антимонопольное законодательство
РФ... 46
Заключение. 48
Список литературы: 50
Введение
Актуальность темы
«Олигополистические рынки РФ» обусловлена тем, что в настоящее время олигополия
является наиболее распространенным типом рыночной структуры. Большинство
современных исследователей утверждают, что сегодня олигополия стала
преобладающей формой рынка, при которой несколько фирм продают
стандартизированные или дифференцированные товары; куда доступ для других фирм
затруднён, и контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью
фирм, и где действует сильная неценовая конкуренция.
Главной причиной формирования олигополии является экономия от
масштаба производства - все хозяйствующие субъекты стремятся сэкономить на
издержках, получив бо'льшую
прибыль.[1]
Олигополия (от др.-греч. — небольшой, и —
реализовываю, осуществляю торговлю) — вид рыночной текстуры неидеальной
конкурентной борьбе, в какой доминирует в высшей степени маленькое численность
компаний.
Образцами олигополий вполне вероятно именовать
изготовителей пассажирских самолетов, такого как «Боинг» или «Эйрбас»,
производителей автомобилей, такой как «Mercedes», «БМВ» и др. Другим
определением олигополистического рынка сумеет считаться значение индекса
Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя соучастниками носит заглавие
дуополии. Олигополистический рынок состоит из малюсенького численности
продавцов, очень нежных к политическом деятеле ценообразования и маркетинговым
стратегиям друг друга. Продукты имеют все шансы быть схожими (качественная
высококачественная сталь, алюминий), а имеют все шансы быть не подобными
(машины, компьютеры). Не чрезмерно грандиозного размера продавцов разъясняется
тем, что новым соискателям трудно пробраться на этот рынок.
Олигополист ни разу не претерпевает
убежденности, собственно может достичь некого длительного результата при помощи
снижения тарифов. С другой стороны, в случае если олигополист повысит цены,
конкуренты могут не как он. И тогда ему пригодиться возвращаться к былым
тарифам, либо рисковать потерей клиентуры в выгоду соперников.
Целью данной курсовой работы считается
исследование олигополий в современной российской экономике, их видов, веса в
экономике державы и характер воздействия на нее.
Выбор этой темы изыскания обусловлен ее актуальностью для российского
рынка.
Согласно с целью данной курсовой работы можно выделить следующие
основные задачи: изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств; исследование
ценовой политики олигополий, главных теорий ценообразования; изучение основных
видов олигополий; изучение крупнейших олигополий России, их удельного веса в
экономике страны; исследование влияния олигополистических структур на экономику
России; изучение антимонопольного законодательства России.
Информационную базу исследования составляет совокупность
особой и научной литературы; финансовые исследования по теме; справочная и
периодическая литература, а еще специализированные Интернет сайты по экономике.
Тема курсовой работы «Олигополистические рынки РФ» обширно рассматривается
почти всеми исследователями и обретает отражение на страницах фактически всех
книжек по экономике, экономической теории и смежных наук. В масштабах этой
работы нереально сделать обзор всей литературы по теме, в следствии этого мы
приняли на вооружение только главную, базовую из нее, которая наиболее
соответствуют установленной теме.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав,
заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретический аспект
поведения фирмы в условиях олигополии
1.1. Сущность и особенности олигополии
Олигополия - это рыночная структура, при которой в
реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление
новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и
стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например,
автомобили).
На
олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти
фирм, на которые приходится половина и
более общих продаж продукта.
Слово "олигополия" введено
английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в
ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516)[2]
Олигополия
отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, собственно
имеет место взаимозависимость компаний в отрасли. Олигополисты - не совсем
только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При не очень большом
численности изготовителей в секторt экономики фирме-олигополисту нужно
рассчитывать на собственную стратегию с
учетом поведения иных профессионалов. Олигополисты как бы пребывают в «одной
лодке». Оказывают на развитие экономики двоякое действие. С одной стороны,
выступает антиподом монополии, с другой - мешают развитию совершенной
конкуренции
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
1)
Доминирование на рынке не слишком большого объема продавцов-олигополистов. Из
этого можно сделать вывод, что размер рыночного предложения располагаться в
руках нескольких крупных компаний, которые продадут продукт многим небольшим
потребителям;
2) Слишком
высокие препятствия для вступления в сектор экономики;
3) Чтоб
выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не очень нужно создавать
дифференцированную продукцию. В теории комфортнее осматривать однородную
олигополию, но если отрасль изготавливает дифференцированную продукцию и имеет
большое количество субститутов, то это множество субститутов можно подвергать
анализу как однородный агрегированный продукт;
4) Решение
любой компании оказывает большое влияние на обстановку на рынке, и в одно и
тоже время находится в зависимости от решений других компаний: принимая
решение, фирма-олигополист принимает во внимание возможную реакцию других
профессионалов. По данной первопричине на олигополистическом рынке очень велика
вероятность сговора
5) Не слишком
большого объема товаров-заменителей продукции олигополистов.
6)
Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
7) В виде
количественного описания этой формы, может быть использовано следующее
соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть более 40 %.[3]
Вполне
вероятно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
1. Нескоординированная олигополия,
при которой компании не вступают ни в какие контакты друг с другом и вовсе не
пробуют осознанно обнаружить точку устраивающего всех равновесия.
2. (Картель или же сговор) компаний,
ориентирующихся не на достижение
равновесия Курно, а на долгосрочное
монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли
(наиболее высшей, чем прибыли олигополистические) между участниками.
3. "Игра по правилам", при
которой фирмы сознательно делают
свое поведение понятным и
прогнозируемым для конкурентов, чем
облегчают достижение баланса в секторе экономики. [4]
1.2. Характерные черты олигополии
Рыночная
структура, для которой характерно стратегическое взаимодействие компаний,
называется олигополией. Под ней понимается
определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения
представлена не очень большим количеством относительно существенных
предприятий-продавцов однородной продукции или недалёких субститутов. Правда,
какие-либо экономисты описывают олигополию как "конкурентную борьбу
немногих", подчеркивая тем самым
основную необыкновенность этого типа постройки рынка. Великий размер
предприятий-олигополистов – прямое
последствие их немногочисленности, таким же образом, как малость совершенно
конкурентных фирм считается следствием их множественности.
Учитывая мнение Чеканского А.И «олигополия –
это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое количество
продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами» [5]
Первая
отличительная черта олигополии содержится в немногочисленности компаний в
отрасли. Обыкновенно их количество не выше 10. Такая обстановка сформировалась,
к примеру, в американской сталелитейной индустрии, в производстве первичного
свинца, меди, стекла, изделий из гипса и другие. Наиболее высока сосредоточение
в автомобильной индустрии Соединенные Штаты: на три компании ("Дженерал
Моторс", "Форд", "Крайслер") приходилось в 80-е гг.
выше 95% государственного производства автомобилей. Возможно привести примеры и
прочих секторов экономики обрабатывающей промышленности Соединенных Штатов
(производство бытовых морозильников, пылесосов, стиральных машин, электрических
ламп накаливания, открыток, телефонов), для которых отличительна высочайшая
ступень сосредоточения производства всего на нескольких организациях.
Следует лишь отметить, что данные эти,
как и все статистические показатели,
владеют явными недостатками. Преувеличивают, так как не принимают во внимание
иностранной и межотраслевой конкуренции, а также конкурентной борьбы со стороны
поставщиков. Преуменьшают, поскольку оценивается ступень сосредоточения на
общенациональном уровне, а не на уровне регионов или же отдельных городов, где
на рынках некоторых продуктов и услуг нередко главенствуют 2 – 3 местные фирмы
(производство кирпича, железо бетона, скоропортящихся продуктов питания и так
далие). Кроме всего прочего вместе с традиционной (жесткой) олигополией, в
которой основную роль играют 3 – 4 компании, присутствует к тому же мягенькая
(аморфная) олигополия, когда ключевую долю продукции издаёт 6 – 8 компаний.
Олигополистические ситуации могут возникать в секторах
экономики, производящих как стандартизированные
товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (авто, стиральные
порошки, табак, электробытовые приборы).
Второй характерной чертой олигополии являются
высокие барьеры для вступления в сектор экономики. Они соединены сначала с
экономией на масштабе производства, которая выступает как важнейшая первопричина
широкого распространения и длительного сбережения олигополистических структур.
Результат
масштаба – важная, но не единственная первопричина, поскольку уровень
сосредоточения во многих отраслях превосходит оптимально эффективный уровень.
Олигополистическая концентрация порождается и какими-либо другими барьерами для
вхождения в отрасль. Такое может быть соединено с патентной монополией, как это
происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами на подобии
"Ксерокс", "Кодак", IBM и другие. В течении всего срока
воздействия патента компания верно защищена от внутренней конкурентной борьбе.
Среди иных первопричин – монополия контроля
над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу (табак, прохладительные напитки, шоу-бизнес). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно сделанные. Барьеры разны по
прочности. Желая непреодолимых барьеров нет, они встают снова и снова.
Третьей отличительной чертой олигополии
является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если
количество компаний в секторы экономики так мало, что любая из их при
формировании собственной финансовой политики вынуждена учитывать реакцию со
стороны конкурентов. Аналогично тому, как шахматист обязан изучать возможные
ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко
альтернативным) вариантам развития ситуаций на рынке в результате различного
поведения конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условия обострения конкуренции, и в
условиях, как скоро достигается
договоренность с другими олигополистами, и возникает направленность
превращения отрасли в чисто монопольную.
Число
субъектов олигополии может быть различным. Это целиком зависит от
сосредоточения продаж в руках той или иной компании. Учитывая мнение неких
экономистов, к олигополистическим структурам возможно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается
от 2 до 24 продавцов. Когда на рынке присутствуют исключительно 2 торговца -
это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел символически
ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, т.к., начиная с количества 25,
следует отсчет структур монополистической конкурентной борьбы.
Х. Вэриан выделяет последующие причины
становления олигополии:
- вероятность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);
- владение патентами и контроль над сырьем;
поглощение
слабых компаний более сильными. Такое
поглощение осуществляется на основе
экономических операций, нацеленных на приобретение предприятия полностью либо частично методом скупки контрольного пакета акций или значительной доли денег;
- результат слияния, которое, обычно,
носит добровольный характер. При слиянии нескольких компаний в одну новенькая
компания сможет достичь ряда превосходств: способности осуществлять контроль
рынок, стоимость, закупать сырье по наиболее невысоким расценкам и т.п.;
- технологический прогресс, с которым
связано значительное расширение производства с целью реализации результата
масштаба.
Олигополии
присущи следующие черты:
- присутствие нескольких компаний,
незначительное число производителей;
- контроль над стоимостью,
ограниченный взаимной зависимостью или
значительный при скрытом сговоре;
- присутствие немаловажных финансовых и юридических препятствий для предисловия в отрасль (прежде всего - эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
- взаимозависимость, допускающая ответные действия конкурента, особенно во время выполнения ценовой политические
деятели;
- неценовая конкурентная борьба,
особо при дифференцировании цен.[6]
Почти
все из указанных черт характерны и
для других рыночных структур.
Поэтому невыполнимо сконструировать
единичную модель олигополии.
Олигополия
может быть жесткой, когда на базаре главенствуют две-три компании, и
расплывчатой, при коей 6 и поболее компаний разделяют 70-80 % рынка.
Исходя из убеждений сосредоточения
продавцов на рынке олигополии могут быть
разделены на плотные и разреженные. К
первым относятся эти отраслевые текстуры, где представлены два-восемь
продавцов, ко вторым - наиболее 8 хозяйствующих субъектов. В случае крепкой
олигополии вероятны разного рода сговоры в отношении согласованного поведения
продавцов на рынке в следствие их ограниченного численности. При разреженной
олигополии это почти что невероятно.
Исходя из убеждений особенностей и
характера производимой продукции
олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные. Первые соединены
с созданием и предложением стандартных
продуктов (высококачественная сталь, цветные сплавы, стройматериалы), вторые
формируются на основе выпуска разнообразного перечня товаров. Они отличительны
для отраслей, в каких имется вероятность дифференцировать создание предлагаемых
продуктов и услуг.
Олигополия
в большей степени распространена в секторах экономики, где успешнее
большое создание и отсутствуют широкие полномочия для дифференциации
отраслевого продукта. Это положение отличительно для обрабатывающей, достающей,
нефтеперерабатывающей, электротехнической индустрии, также для оптовой
торговли.
При
олигополии в секторы экономики работает
не одна фирма, а ограниченное число конкурентов. Поэтому отрасль не
считается монополизированной. Издавая дифференцированную продукцию, компании,
образующие олигополию, соперничают друг от друга с применением неценовых
способов, а на перемена спроса откликаются основным образом переменой размера
производства. Поведение
олигополии в отношении цены и
объема выпуска продукции
различается. Ценовые войны доводят
цены до их значения при
конкурентном равновесии. Чтобы избежать данного, олигополия имеет все
шансы заключать тайные соглашения картельного вида координировать свое
поведение на рынке с поведением лидера в секторы экономики.
Олигополия при
определении цены и объема производства учитывает не только
поведение клиентов (как это делается при иных рыночных структурах), но и
реакцию собственных конкурентов. Зависимость поведения каждой компании от
реакции соперников называется олигополистической взаимосвязью.
Связь
субъектов олигополии особенно четко
проявляется в ценовой политике. Когда одна из компаний понизит стоимость,
другие незамедлительно отзовутся на аналогичное действие, так как иначе они
потеряют клиентов на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает
универсальным свойством олигополии.
Компании
взаимосвязаны в отношении
определения своих объемов
продаж, объемов производимой
продукции, размера инвестиций, издержек
на ведение рекламной деятельности. Например, если компания хочет
запустить свежий продукт
или свежую модель продукта, то она прилагает максимально
усилий к рекламированию этого продукта. Но вмести с этим компания обязана
сознавать, что за ней наблюдают иные фирмы-олигополисты. И в случае проведения
маркетинговых фирм, конкуренты подобно начнут вести себя. Они и еще сделают
похожий продукт или модель.
Таковая обстановка ориентируется тем,
что все
фирмы знают, что цели, задачи, решения конкурирующих
компаний определяются поведением других компаний. И при
принятии решений нужно было
это понимать и ожидать
ответных поступков со стороны конкурента.
В этот момент олигополистическая взаимозависимость носит
и положительный, и негативный
характер. Фирмы-олигополисты могут
совместить собственные старания в
борьбе против других, превращаясь
в подобие чистой монополии, добиваясь полного
исчезновения соперников на рынке, или же бороться против друг друга,
превращая рынок в подобие рынка безупречной конкуренции.
Заключительный вариант вариант
чаще всего реализуется в
форме ценовой войны - постепенного снижения
существующего уровня цен с
целью вытеснения конкурентов с
олигополистического рынка. В случае если одна компания понизила стоимость, то
ее соперники, почувствовав отток клиентов, в свою очередь, также понизят свои
расценки. Данный процесс сможет проходить в несколько этапов. Хотя падение
тарифов имеет собственные пределы: оно вполне вероятно до того времени, пока же
у всех компаний стоимости не сравняются со средними издержками. В такой
ситуации пропадет источник финансовой выгоды и на рынке воцарится обстановка,
недалёкая к абсолютной конкурентной борьбы. От подобного исхода в выигрышном
положении, конечно, остаются покупатели, на тот момент как изготовители все до
одного никакого успеха не получают. Поэтому в первую очередь конкуренция между
организациями приводит к принятию ими решений с учетом вероятного поведения
своих конкурентов. В такой ситуации любая из компаний ставит себя на место
конкурентов и подвергает анализу, какова бы была их реакция.
Приспособлению ценообразования при
олигополии присущи две взаимосвязанные черты. Это, в первую очередь, твердость цен, которые
изменяются реже, чем в других рыночных структурах, и, во-вторых,
согласованность действий всех фирм в сфере ценообразования.
Ценовая политика в условиях олигополии проводится с поддержкою
следующих основных методов
(некоторые экономисты считают их принципами): ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в
ценах; ценовая накидка.
Ценовая конкуренция в
условиях олигополии носит
сдержанный характер. Это
соединено, сначала, со слабыми
надеждами на достижение рыночных
позитивных сторон по сравнению с
конкурентами, а так же, с риском развязывания ценовой войны, которая чревата
негативными последствиями для всех ее субъектов.
Секретный
сговор в области ценообразования позволяет
олигополистам уменьшить неопределенность, получать финансовую прибыль и
препятствовать вторжению в отрасль
новейших конкурентов. Олигополии
согласны в ограниченных масштабах
максимизировать прибыль, иногда в том числе и сводить ее к никакому значению с
тем, чтоб перекрыть проникновение в сектор экономики свежих
товаропроизводителей.
Лидерство
в ценах
складывается в ситуации,
когда повышение или снижение цен
фирмой, доминирующей в
олигополии, поддерживается всеми или основной массой фирм на рынке. В
критериях олигополии, в большинстве случаев, имется солидная компания,
выступающая в роли ценового лидера. Перемена расценок случается лишь в том случае,
в случае если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов
производства или изменения в условиях функционирования компании или выпуска
продукции.
Ценовая накидка (обычно в
размере определенного процента) добавляется к средним
общим издержкам производства. Она призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию,
финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и другие.
Этот принцип известен под названием "издержки плюс". Накидка гарантирует
получение прибыли, характеризует поведение и воздействия компании.
Олигополии имеют
позитивные и отрицательные результаты. В виде позитивных возможно отметить
последующие моменты:
- большие
фирмы имеют солидные
финансовые возможности для
научных разработок,
технических нововведений;
- конкурентно-способная
борьба между организациями, входящими в
олигополии, содействует развитию технологического прогресса.
Эти полезные
стороны отмечали Сажина М.А. и Чибриков
Г.Г., которые заявляли, собственно «крупные олигополистические компании
способны быть технически прогрессивными и финансировать
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для заслуги больших
темпов технологического прогресса» [7]
По мнению других экономистов, превосходством
олигополии считаются отсутствие разрушительной силы конкурентной борьбе,
которая существует в условиях свободного рынка, наиболее невысокие
цены и более высокое качество продукции, чем в критериях монополии; трудность
проникания сторонних компаний в олигополистические текстуры благодаря
результату масштаба.
В конце концов, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом
олигополистические монополии необходимы обществу. На их возлагается
необыкновенная роль в ускорении технологического прогресса, т.к. они могут
финансировать дорогие научные проекты.
Нехорошие
моменты олигополии сводятся
к следующему:
- олигополии
не столь боятся
конкурентов, так как
проникнуть в отрасль
практически невозможно.
Поэтому они не
всегда спешат с
внедрением новейших техники
и технологий;
- заключая
тайные соглашения,
олигополии устремляются извлечь
выгоду за счет
покупателей (к примеру, увеличивают расценки на продукцию), собственно
понижает уровень удовлетворения необходимостей людей;
- олигополии
сдерживают
научно-технический прогресс.
Покуда не будет
достигнута максимизация прибыли
на ранее вложенный
большой капитал, они
не спешат с
введением новшеств. Данное мешает нравственному износу автомашин,
оборудования, технологий и товаров.
1.3. Понятие и виды олигополии
Рассмотрим
более подробно каждую разновидность олигополии. Нескоординированная
олигополия. Одной из наиболее обыкновенных моделей этого класса считается
модель ломаной кривой спроса (англ. kinked demand curve), предложенная
независимо П. Суизи, а еще Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения
относительной стабильности цен на продукты олигополистических секторов
экономики в сравнении с товарами конкурентных отраслей.
Нескоординированная олигополия. Одной из более
обычных моделей этого класса считается модель ломаной кривой спроса (англ.
kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К.
Холлом в 1939 г.
для изъяснения условной устойчивости расценок на продукты олигополистических
отраслей в сравнении с товарами конкурентных секторов экономики.
Рисунок 1 - Ломаная кривая спроса
Модель опирается на предположение, что
рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линии спроса при различном
поведении фирм-конкурентов: линию DD (см. рисунок) - если конкуренты последуют
за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее
изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K.[8]
Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK Что произойдет с объемом спроса, если фирма изменит
цену? Если фирма снизит цену на свой
товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем
продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты
сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят
цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно,
при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма
повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и
объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при
ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая
спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.
Предполагая, что конкуренты будут вести себя
рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И
только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это
объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса
соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована
участками линий MR и, соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также
вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных
затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка,
то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким
образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не
повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если
точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.[9]
Картель.
Немногочисленность главных участников олигополистического рынка
благоприятствует решению между ними соглашения. Главная мысль аналогичного
сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне,
который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся
фирм в целом. Затем данный размер разделяется между соучастниками картеля при
помощи определения квоты (части) любого из них в общем производстве или же
методом географического укрепления рынков (члены картеля обязуются не врываться
на посторонние участки рынка).
Временем
расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в.,
когда они имели легальную форму и были обширно распространены. Когда
господство одной-единственной компании в
отрасли представляет собой редкое и, в большинстве случаев, кратковременное
явление, то картели названного периода смогли сделать монополистическую
структуру рынка как говориться ряде основных отраслей (электротехника, химия,
металлургия, нефтяная индустрию), кроме того сделать ее на долгое время.
Сегодня картели присутствуют (и
преследуются властями) как скрытые сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (к
примеру, в старых, помирающих отраслях или же в экспортной деятельности)
под контролем государства.[10]
"Игра по правилам". Эта форма
олигополии представляет из себя компромисс между нескоординированной
олигополией и прямым сговором. Компании не вступают друг с другом в соглашения,
хотя подчиняют свое поведение особым неписаным правилам. Эта политика, с одной
стороны, дозволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из
антикартельного законодательства. А с иной - минимизировать риск
непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной
нескоординированной олигополии. "Игра согласно законам" делает легче
достижение олигополистического баланса.
Более
часто употребляемым приемом "игры согласно законам" считается
лидерство в ценах. Оно состоит в том,
что все солидные перемены цен сначала
проводит одна компания (традиционно самая крупная), а потом они повторяются в
близких объемах остальными компаниями. Ценовой фаворит практически единолично
характеризует расценки (а значит, и размер производства) для всей сектору
экономики. Но делает данное с таким расчетом, чтобы новые расценки устроили и
оставшихся. Так как если они станут невыгодны соперникам, то те просто не
последуют за лидером и отрасль перейдет в небезопасное для всех соучастников
состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто
"прощупывает" отношение соперников, заблаговременно предавая огласке
размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции иных компаний. [11]
В заключение
немного слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особенного
вида рынка. Не вызывает колебаний тот прецедент, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы
уже говорили, собственно в такой ситуации речь фактически идет о массовый
монополии.
Труднее обстоит дело с
нескоординированной олигополией и
"игрой по правилам". Очевидно, и этим формам олигополии свойственны
все недочеты неидеальной конкуренции. Более того, из-за значительной степени
контролирования над рынком данные недочеты появляются при олигополии немало
посильнее, чем, скажем, при монополистической конкурентной борьбе. [12]
Глава 2 Олигополии в современной
российской экономике
2.1.Ценовая политика
Так как на рынке существует маленькое
количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии
становления для собственной компании, чтоб их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку компаний на базаре чуть-чуть, фирмы
пристально следят за действиями конкурентов,
таким как за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Рисунок 2 – Ценовая политика олигополии
Ценовая политика фирмы - олигополиста
играет огромную роль в ее жизни. Обычно, компании не выгодно увеличивать
расценки на собственные продукты и предложения, потому что велика возможность
того, что другие компании не последуют за первой, и покупатели «перейдут» к
компании-сопернику. А раз компания понижает цены на собственную продукцию, то,
чтобы не потерять посетителей, конкуренты обыкновенно идут по стопам за
понизившей цены фирмой, кроме того снижая цены на предлагаемые ими продукты: случается
«гонка за лидером». Следовательно, между олигополистами нередко случаются ценовые войны, в каких компании устанавливают
на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны часто
посещают губительны для компаний, особо для тех, которые соревнуются с более
влиятельными и крупными организациями.[13]
2.2. Главные теории олигополистического ценообразования
Для моделирования поведения
фирм-участников рынка в теории олигополии используются способы теории игр.
Более популярными моделями олигополии считаются:
Модель Штакельберга
Теоретико-игровая модель
олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в
честь германского экономиста Генриха фон Штакельберга, первый раз описавшего ее
в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в
1934 г.
В данной модели поведение фирм
описывается динамической игрой с полной
совершенной информацией, что отличает её
от модели Курно, в какой поведение компаний моделируется при помощи статической
забавы с уверенностью информацией. Основной необыкновенностью игры считается
присутствие лидирующей компании, которая первой устанавливает объём выпуска
продуктов, а оставшиеся компании определяются в собственных расчетах на нее.[14]
Основные предпосылки:
- Сектор экономики производит однородный
товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, значит, заказчик при
выборе, у какой фирмы получать, ориентируется только на цена
- Фирмы устанавливают число выполняемой
продукции, а цена на неё определяется как следует из спроса.
- Присутствует так называемая
фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.
Модель Курно
Финансовая модель рыночной конкурентной
борьбы. Названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно
(1801-1877).
Главные
положения модели:
- На рынке срабатывает фиксированное
число N > 1 компаний, издающих экономическое благо одного наименования;
- Вход на рынок новых компаний и выход
из него отсутствуют;
- Компании владеют рыночной властью.
Замечание: сам Курно не знал, что это рыночная власть. Данный термин возник
позже;
- Компании максимизируют собственную
прибыль и работают в отсутствии кооперации.
Единое численность компаний на базаре N
ожидается знакомым всем соучастникам. Каждая компания, принимая свое решение,
считает выпуск остальных компаний установленным параметром (константой).
Функции издержек компаний ci(qi) имеют все шансы быть разны и кроме того
ожидаются известными всем участникам.
Функция спроса представляет из себя
убывающую функцию от цены блага.
Стоимость блага установлена как стоимость баланса отраслевого рынка (значение
отраслевого предложения равна величине спроса на это финансовое благо при
одинаковой стоимости)[15]
Модель Бертрана
Модель ценовой конкурентной борьбы на
олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и
экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.
Модель
описывает поведение фирм на олигополистическом базаре, соперничающих с
помощью перемены уровня цен на свою
продукцию. Феноминальный вывод модели - компании станут назначать стоимость,
одинаковую максимальным издержкам, скажем компании в критериях абсолютной
конкуренции- назван финоменом Бертрана[16]
В модели
приняты следующие предположения:
- На рынке наличествует по
наименьшей мере 2 компании, производящие однородный продукт;
- Компании проявляют себя
некооперативно;
- Предельные потери (MC)
компаний схожи и многократны;
- Функция спроса линейна;
- Компании соперничают,
устанавливая стоимость на собственную продукцию, и избирают ее самостоятельно и
в одно и тоже время;
- выбора расценки компании
создают размер продукта, одинаковый величине спроса на их продукцию;
- В случае если стоимости
разны, покупатели предъявляют спрос на наиболее дешевенький продукт;
- В случае если расценки
схожи, приобретаются продукты всех компаний в одинаковых частях.
Модель статична (рассматривается принятие решения в
отдельный эпизод времени).
Подозрение о ценовой
конкурентной борьбы значит, собственно компании имеют все шансы просто изменять
размер выпуска продукции, но поменять стоимость в последствии выбора
слишком трудно или невозможно.
Модель Гутенберга
Специфику положения
олигополии на рынке гетерогенного блага Е.Гутенберг показал ступенчатой кривой
спроса на ее продукцию (рис. 3).
При изменении расценки в
промежутке {Pmax, Pmin} олигополист присутствует в положении монополиста. Но если он подымет стоимость на
собственную продукцию повыше Pmax, то часть
его покупателей уйдет к соперникам, то есть станет приобретать другую
разновидность этого продукта. Поэтому по цене Р2 у него купят не Q2, а Q1
единиц блага. В соответствии с этим, если стоимость станет ниже Pmin, к
примеру, Р1, то с помощью привлечения доли потребителей собственных конкурентов
осматриваемая компания сможет продать не Q3, а Q4 единиц блага[17]
Рисунок 3 - Кривая спроса на продукцию олигополии
гетерогенного блага
Модель Эджуорта
Модель Эджуорта является версией модели Бертрана,
которая показывает модель ценовой конкуренции фирмы с ограниченными размерами
выпуска.
Выпуск каждой фирмы, действующей в отрасли,
ограничен величиной qк,
составляющей половину того объёма выпуска отрасли, на который предъявляется
спрос при цене, равной предельным издержкам.
Из-за ограниченных размеров выпуска, кривые
средних и предельных издержек каждой фирмы имеют вертикальный вид при qк:
предельные издержки производства следующей единицы можно считать стремящимися к
бесконечности.
Модель Эджуорта не предрекает никакого
статичного равновесия. Скорее это некая "ценовая ловушка", попав в
которую дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну, в которой падения
цен чередуются с их всплесками[18]
2.3.Организационно-экономические формы
концентрации
Рассмотрим основные организационно-экономические формы
концентрации.
Картель — форма объединения,
гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об
объемах продажи, ценах и рынках сбыта[19]
Картель
— форма монополистического соединения
или соглашения. В отличие от других, наиболее стойких форм
монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), любое предприятие,
попавшее в картель, сохраняет экономическую и производственную
самостоятельность. Объектами соглашения имеют все шансы быть: ценообразование,
сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов
производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, в
большинстве случаев, в масштабах одной сектору экономики. Затрудняет
функционирование рыночных приспособлений. В ряде государств (где картели
воспрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других
странах, наоборот, создание картелей поощряется в целях реструктуризации
индустрии, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкурентной
борьбе между маленькими организациями.
Будучи
чрезвычайно выгодной для предпринимателей, эта форма антиконкурентных
действий была и остается отличительной для
любого государства на любом историческом этапе, что подразумевает
необходимость развития соответствующей
законодательной базы и осуществления
контролирования и надзора за работой фирм в явных сферах. В критериях рыночной
экономики хозяйствующие субъекты обязаны повести себя индивидуально, то есть
исполнять правила честной конкурентной борьбы: производить собственную
стратегию реализации предлагаемых продуктов и услуг, не прибегая к способам
картельных сговоров. Вступая в антиконкурентые соглашения, предприниматели
уподобляются футбольным командам, которые играют договорные матчи,
заблаговременно характеризуя, кто выиграет и с каким счетом.
Более
явные признаки картеля — одинаковые или же незначительно различающиеся
стоимости на продукты и сервисы, а еще их синхронное увеличение.
Термин
«картель» присутствует в мировой
экономике уже несколько столетий. Его синонимы - слова «стачка»,
«сговор», «синдикат», «трест». В западных государствах с развитым
антимонопольным законодательством подобный финансовый заговор считается
наиболее опасным финансовым правонарушением. К примеру, по подсчетам США, не
взирая, собственно там каждый год раскрываются сотни картелей, само собой
данное явление наносит ущерб экономике державы на необходимую сумму более 300
млрд. долларов[20]
Федеральная антимонопольная служба РФ и
финансовый блок Правительства, а еще органы законодательной власти в лице Госдумы РФ и Совета Федерации
РФ солидарны со своими сотрудниками на Западе во мнении, что картели в высшей
степени отрицательно оказывают большое влияние как на качество экономики в
общем, но и на состояние жизни населения в частности. Данное было утверждено в
2009 году, когда Госдума РФ и Правительство РФ поддержали инициативу ФАС Рф и
внесли изменения в законодательство - ужесточили ответственность за картельные
сговоры.
Синдикат — форма соединения фирм, издающих
однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единичную торговую
сеть[21]
Синдикат (от гр. syndikos — действующий сообща) — термин, сначало
относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время
синдикат — это организационная форма монополистического соединения, при которой
попавшие в него фирмы теряют коммерческую сбытовую самодостаточность, хотя
сберегают юридическую и производственную свободу действий. Иначе говоря, в
синдикате сбыт продукции, распределение заявок исполняется централизованно.
Прогрессивные законодательства еще мало
приспособились к тому новому явлению народнохозяйственной жизни, которое ведомо
под именованием синдикатов. Законодатели не выяснили себе, каково должно быть
их отношение к новейшей форме первенства капитализма. Действие членов
синдикатов, с одной стороны, удерживает руку законодателя, с другой, страх
перед их силою и голос массы потребителей вынуждает отыскивать средств
достойного противодействия возрастающему могуществу частных фирм. Точка зрения
не обнаружена, и синдикаты повсюду присутствуют в юридически неопределенном положении.[22]
Трест — форма объединения, в которой
соучастники утрачивают собственную производственную и экономическую
самодостаточность.
Настоящая
власть в тресте сосредотачивается
в руках правления или головной фирмы.
Более
широко были распространены в XIX веке
В тресте объединяются все стороны
хозяйственной работы компаний, но не одна какая - нибудь сторона, как в картели
или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного
производства, то есть соединения в одной фирмы компаний различных секторов
экономики индустрии, или представляющих из себя последовательные ступени
обработки сырья, или играющих дополнительную роль одна относительно к другой
Консорциум — временное объединение
компаний на базе совокупного соглашения для осуществления какого-нибудь плана.
Консорциум
может создаваться для осуществления
солидного капиталоемкого плана или же
для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение
заказов.
Внутри
консорциума роли распределяются таким образом, чтобы любой соучастник
действовал в той области, где он достиг наивысшего тех. значения при меньших
издержках производства.
Действия
участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый соучастник
готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее
предложение консорциума. Консорциум несет солидарную обязанность перед
заказчиком.
Соучастники консорциума хранят собственную
полную хозяйственную самостоятельность и
могут входить в состав всех иных добровольных организаций. Консорциум создает
общие финансовые и материальные фонды за счет вкладов соучастников. Помимо
всего этого, консорциум получает бюджетные средства и кредиты банка. Членами
консорциума часто посещают организации финансово-кредитной системы[23]
В виде необыкновенностей консорциумов
возможно назвать:
- организация консорциума оформляется
соглашением;
- консорциум имеет возможность создаваться
с образованием и в отсутствии образования юридического лица;
- организационно-правовой формой
консорциума в виде юридического личика может быть АО либо иные хозяйственные
общества;
- в большинстве случаев, в масштабах
консорциума соучастниками не складывается практически никаких организационных
структур, кроме небольшого аппарата (к примеру, совета директоров консорциума);
- фирмы, входящие в консорциум, полностью
сохраняют свою финансовую и юридическую самодостаточность, за исключением той
части работы, которая связана с достижением целей консорциума;
- часто консорциумы считаются
бесприбыльными организациями;
- целью творения консорциумов является
объединение усилий для реализации конкретного проекта, обыкновенно в области
собственной главный работы, осуществление науко- и капиталоемких проектов,
такую как международных, или же общее проведение крупных финансовых операций по
размещению займов, промоакций;
- фирмы имеют все шансы сразу входить в
состав нескольких консорциумов, т. к. имеют все шансы принять участие в осуществлении
нескольких проектов
Конгломерат — объединение разнопрофильных
компаний. Обычно сохраняется высокая степень самодостаточности и
децентрализация управления.
В большинстве случаев, конгломераты
образуются методом поглощения крупной
компанией нескольких десятков маленьких и средних компаний разных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых либо
иных многофункциональных взаимосвязей.
Лидирующим среди известных
компаний-конгломератов является General
Electric.
К особенностям конгломератов можно отнести:
- интеграцию в масштабах этой
организационной формы компаний всевозможных секторов экономики без наличия
производственной общности;
- объединяемые компании не имеют ни
технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности
корпоративного центра;
- профилирующее производство в
объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает
решительно;
- соединяемые фирмы, обычно, берегут
юридическую и производственно-хозяйственную самодостаточность, хотя оказываются
вполне финансово зависимыми от корпоративного центра;
- конгломератам свойственна существенная
децентрализация управления. Их бизнес-единицы используют значимо большей
свободой и независимостью во всех качествах собственной работы в сравнении с
подобными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных
концернов;
в качестве основных рычагов управления
конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное
регулирование деятельности бизнес-единиц со стороны стоящего во главе
конгломерата корпоративного центра;
- как правило, в структуре конгломерата
формируется особое финансовое ядро, куда помимо корпоративного центра (в случае
чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании. [9]
Холдинг — головная компания,
контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной
деятельностью.
Холдинг (от англ. holding «владение») —
совокупность материнской фирмы и контролируемых ею дочерних фирм.
Кроме
простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно
или немного контролируемых им дочерних обществ (о которых заявляют, что они по
отношению друг к другу считаются «сестринскими» компаниями), существуют и
поболее трудоемкие холдинговые структуры, в каких дочерние общества сами
выступают в виде материнских фирм относительно к другим («внучатым») фирмам.
При всем этом материнская фирма, стоящая во главе всей текстуры холдинга,
называется холдинговой фирмой.
Контроль
материнской компании за своими дочерними
обществами осуществляется как посредством преобладающего роли в их уставном капитале,
но и средством определения их
хозяйственной деятельности (к примеру, исполняя функции их единоличного
исправного органа), но и другим предусмотренным законодательством образом[24]
Отличительные черты холдинга:
1) Сосредоточение акций компаний
всевозможных секторов экономики и сфер экономики либо компаний, находящихся в
всевозможных ареалах.
2) Многоступенчатость, т.е. присутствие
дочерних, внучатых и других схожих фирм. Зачастую холдинг представляет из себя
пирамиду, возглавляемую одной или же двумя организациями, зачастую различной
национальной приспособления.
3) Централизация управления в масштабах
категории маршрутом выработки материнской фирмой масштабной политические
деятели и координации общих поступков фирм по следующим фронтам:
- выработка общей стратегии и стратегии в
глобальном масштабе;
- реорганизация фирм и определение
внутренней структуры холдинга;
- претворение в жизнь межфирменных
взаимосвязей;
- финансирование финансовых вложений в
исследование свежей продукции;
- предоставление консультационных и
технических услуг
Концерн — объединение компаний, связанное
общностью интересов.
Концерн (нем. der Konzern) —
финансово-промышленная категория фирм. Обычным считается сохранение юридической
и хозяйственной самостоятельности
участников, но с учётом координации со стороны преобладающих денежных структур.
Обычно соучастники концернов соединяют не совсем только финансовый потенциал,
но и старания в рыночной стратегии. Ключевым превосходством концерна считается
сосредоточение экономических и прочих ресурсов.
Распознают вертикальные концерны,
горизонтальные концерны, и перемешанные концерны (также называемые конгломераты). Под
вертикальными понимаются объединения
фирм, охватывающие весь цикл от закупки которые были использованы через производство до сбыта одного
определённого вида продукции, например
концерн Мустерман, занятый всеми качествами издательского дела и реализации
книг и иной продукции. Горизонтальные концерны традиционно соединяют схожие
компании с разной клиентурой, к примеру сообщество пивоварен с разными видами
пива. Немалую роль в становлении идущих в ногу со временем концернов поиграла
динамика финансовых рынков 60-х, с приемлимо перемежающимися регрессами и
подъёмами. Это разрешило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на
заёмы в банках, проявлять превосходный возврат с инвестиций, получать ещё
большие кредиты и принимать на вооружение денежные рычаги, таковым образам
создавая цепную реакцию. Так образовались или же получили мощное развитие
американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.[25]
Глава 3. Крупнейшие олигополистические
компании и их влияние на экономику
России
3.1. Характеристики олигополистических компаний
К крупным
олигополистам в Рф можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и
«Газпром», которые в 2012 году зашли в перечень тысячи огромнейших компаний
мира. Перечень был опубликован в последнем номере южноамериканского журнала
Business Week. Всего в список попали 9 отечественных фирм, первая из них -
«Газпром». По сообщениям центральных СМИ, стоимость акций российского
олигополиста, оцененная в 70,7 миллиардов. $, позволила ему занять 47-ю строку
рейтинга.
В количестве российских фирм -
«Сургутнефтегаз» - 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206, ЮКОС - 234, «Сибнефть» - 437,
«Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС Рф» - 490 и
«Сбербанк» - 717 место. При составлении рейтинга сначала предусматривался
размер рыночной капитализации фирм по состоянию на 31 мая 2012 года[26]
В первую «десятку» попали 8 фирм из
Соединенные Штаты, и еще British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Фаворит
рейтинга не изменился, им как и прежде остается компания General Electric,
которая стоит сейчас наиболее 383 миллиардов. $. За год она поднялась в
стоимости практически на 100 миллиардов. Всего же в перечне представлены 423
южноамериканские компании. Таким образом, практически любая вторая фирма из
первой тысячи работает на США.
Отрасли
экономики России с высокой рентабельностью представлены в таблице 1.
Таблица 1
- Отрасли экономики с высокой рентабельностью
рентабельность (%)
продукции в 2012 г.
В целом по экономике
11,3
Промышленность
14,1
Топливная промышленность
22,0
Нефтедобывающая
21,5
Нефтеперерабатывающая
16,1
Газовая
47,7
Черная металлургия
16,1
Цветная металлургия
27,8
Трубопроводный
транспорт общего пользования
20,5
Морской транспорт
22,6
Связь
35,8
Наибольшая рентабельность продукции в промышленности наблюдается
в газовой промышленности (47,7%), цветной металлургии (27,8%), топливной промышленности (22%)[27]
Наибольшая рентабельность по отраслям
приходится на связь (35,8%). По морскому транспорту рентабельность составила
22,6%, трубопроводному транспорту общего пользования – 20,5%, промышленности –
14,1%.
Рентабельность продукции в целом по экономике составила в 2012 году 11,3%
Финансовые результаты крупнейших нефтяных компаний в 2012 году представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Финансовые показатели
крупнейших нефтяных компаний в 2012 г., млн дол. США
Лукойл
Юкос
ТНК Инт.
Сургутнефтегаз
Сибнефть
Татнефть
Роснефть
Славнефть
ВСЕГО
Выручка
15 449
11 373
6 912
6 323
4 777
4 578
2 679
2 683
54 774
Затраты и вычеты,
связанные с производством
-12 787
-7 890
-5 372
-4 265
-3 384
-4 038
-1 984
-1 471
-41 191
Чистая прибыль
1 843
3 058
1 167
1 566
1 161
497
324
422
10 038
Наибольшая выручка от продаж в 2012 году приходится на компании Лукойл (15449
млн.долл.), Юкос (11373 млн.долл.), ТНК Инт (6912 млн.долл.).
На рис 5. показана выручка от продаж крупнейших
компаний ТЭК России.
Рисунок
5 - Объем продаж крупных фирм-олигополистов в России в 2012 году
Сегодня
ЛУКОЙЛ это:
- 1,5% общемировых запасов нефти и 2%
общемировой добычи нефти;
- 19% общероссийской добычи нефти и 19%
общероссийской переработки нефти;
- компания №2 среди крупнейших мировых
частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов;
- компания №6 среди крупнейших мировых
частных нефтяных компаний по объему производства углеводородов;
- крупнейшая российская нефтяная
бизнес-группа с ежегодным оборотом свыше 20 млрд долл.;
- компания, акции которой занимают первое
место по ликвидности среди акций компаний стран Центральной и Восточной Европы,
торгуемых на Лондонской фондовой бирже (LSE);
- фирма, акции которой занимают первое место по
ликвидности из числа акций фирм нефтегазового сектора и второе — по ликвидности
посреди акций всех эмитентов в РТС;
-
лидер среди российских фирм по информационной открытости и прозрачности;
- первая российская фирма, акции которой
получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже;
- единственная частная российская нефтяная
компания, в акционерном капитале которой преобладают миноритарные акционеры.
Компания ЮКОС не отстает от ЛУКОЙЛа по объему
производства и продаж продукции[28]
3.2.Влияние олигополистических структур на развитие
национальной экономики
Олигополии
завоевывают позиции, как на государственных, так и на крупных рынках.
Раньше масштабы сосредоточения измерялись долей
крупных заводов в совокупном размере продукции сектору экономики, после
этого количеством монополизированных и
немонополизированных сфер экономики. Сегодня сосредоточение производства
переросла отраслевые и региональные границы и превратилась в сосредоточение,
при которой размеры производства и экономические средства сосредоточиваются в
руках убавляющегося числа олигополии.
Современные олигополии концентрируют крупные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы, мощный технологический потенциал, развивают такие решающие начала
финансового прогресса, как экономическая
мобильность, способность к многократному техническому, финансовому и
социальному новаторству, способность к необходимому финансовому риску в
сочетании с перебазированием с эмпирических форм хозяйственного расчета на
научно созданные его формы.
Если монополист сможет значительный
период воспользоваться монопольными правами на открытие и получать
сверхприбыли, то для олигополистических секторов экономики характерна другая
ситуация. В критериях динамического действия нововведений вероятность для
олигополии утвердиться надолго и получать высочайшие прибыли делается мифом.
Угроза конкурентных нововведений присутствует постоянно и всюду.
При анализе введения достижений НТП в
условиях олигополии следует подразумевать, что во многих олигополистических
секторах экономики существенная часть проводимых организациями НИОКР носит
«оборонительный» характер и ориентирована на то, чтоб обеспечить компании
наличие продукта, совпадающего с разработанным соперником, но не на то, чтобы
выступить с чем-то существенно иным. Небольшое количество компаний имеет
возможность привести к большому числу дублирующих НИОКР без реального их
разнообразия.
Порой олигополисты выступают как конкуренты при разработке и внедрении
инноваций. В целях решения конкретных технологических задач олигополисты имеют
все шансы образовывать стратегические альянсы. Такие союзы различаются от
обычных картелей и прочих олигополистических соглашений, т.к. они дотрагиваются
конкретных сроков, рынков, продуктов и процессов и не ликвидируют конкуренции в
многих направлениях (в их большинстве), не охваченных соглашениями[29]
В
то же время воздействие олигополии на
инновационное развитие неоднозначно. Более явственно противоречивое влияние
олигополии на инновационное развитие имеет место быть в области
интеллектуальной собственности.
Следует отметить, что олигополисты
сформировывают у потребителя
определенную инновационную модель
потребления, подстегивая его средством рекламы покупать все более свежие,
лучшие, прекрасные от прежних, самые последние модели продуктов. При всем этом
сами олигополисты попадают в необыкновенную ловушку навязанной ими модели
поведения: ритм производства так высок, что продукты часто становятся
неактуальными, не дойдя до потребителя и оставшись, по созданию, не принятыми
на вооружение. Борьба за господство в изобретениях и их скорейшем внедрении в
производство придает особое ожесточение современной конкурентной борьбы во все
новых и новых областях[30]
В наше время на российский рынок
энергично внедряются наиболее мощные, в сравнении с отечественными, зарубежные
олигополии. К примеру, наикрупнейший в Рф автомобилестроительный завод АвтоВАЗ
уступает по размерам производства Ford Motor и General Motor наиболее нежели в
30 раз, Toyota Motor — в 20 раз, Volkswagen — в 15 раз, Honda Motor — в 11 раз.
В случае если сопоставить расходы автомобилестроителей на НИОКР, то слабость
отечественного олигополиста АвтоВАЗА еще больше очевидна. Момент масштабности
расходов на НИОКР как оказалось одним из главных в целом позиционировании
соперников на глобальных рынках. Так, затраты Ford Motor исключительно на НИОКР
приблизительно в 1,5 раза превосходят стоимость всей продукции АвтоВАЗа.
Следовательно, в случае если сопоставлять конкурентоспособность отечественных и
иностранных автозаводов, то выходит, что в крупном масштабе российские
изготовители значимо проигрывают иностранным конкурентам.
В связи с этим отличительный
интерес представляет влияние
крупнейших международных олигополистов
на инновационное развитие развивающихся
стран и государств с переходной экономикой. Размещая производство в менее
развитых государствах, международные олигополии содействуют увеличению значения
технической и производственной культуры, подъему квалификации работников.
Жесткие требования олигополии заставляют поставщиков подтягиваться до уровня
мировых стандартов. Для этого в менее развитой стране организуются различного
семейства производственное обучение, средние учебные заведения мастерства.
Некая часть персонала учится за рубежом на предприятиях самой головной
компании. С годами единая квалификация местных кадров, уровень их
производственной культуры увеличиваются так, собственно становится вероятным
перейти к изучению наиболее трудоемких стадий производственного процесса.
Но есть и
неблагоприятные факторы. Принимающим странам не стоит забывать, что, ввоз
капитала имеет возможность привести к замедлению темпов подъема производства у
местных изготовителей.
Следует отметить, что пока
проникновение международных олигополий
на русский рынок не носит тотального характера. Усилия по захвату рынка
сосредоточены в установлении контролирования над более доходными сферами
деятельности, где источником сверхдоходов считается обладание политической,
денежной, естественной или интеллектуальной монополиями — управлением
банковскими, аудиторскими и юридическими предложениями, интернациональной
торговлей, достающей индустрией, натуральными монополиями, энергетикой,
наукоемкой индустрией и применением новейших технологий. Оставшиеся сферы
деятельности, в которых механизмы рыночной конкуренции нивелируют способности
получения монопольной ренты, меньше завлекают транснациональный капитал и
осваиваются как правило государственными деловыми кругами[31]
Введение интернациональных олигополии на
отечественный рынок и захват ими более рентабельных и перспективных сфер не
классифицируется специфически российской задачей. Менеджеры основных фирм
понимают, что величайший потенциал для заслуги конкурентноспособного
преимущества выделяют неустоявшиеся рынки, в следствии этого стремятся на
хаотические рынки, отыскивают полномочия, создают успешные набеги и эластично
заменяют направления под воздействием событий.
Плюсы
иностранных фирм на рынках развивающихся
стран зачастую зависят не от их внутренних достоинств. Будучи
поставленными в равные условия, они не
продемонстрировали сколько-нибудь веского преимущества в порядке выгоды или же
темпах подъема. Их плюсы обусловливаются наиболее большими, в сравнении с
государственными организациями, объемами, мастерством просачиваться в более
передовые сектору экономики и поболее выигрышно территориально располагать
собственные фирмы.
Иначе говоря, международные концерны, используя право сильного, вытесняют
районных изготовителей из наиболее
прибыльных и современных отраслей, из
наиболее развитых в финансовом
отношении, с современной инфраструктурой
и квалифицированной рабочей силой районов, что лежит в основе наиболее
высочайшей прибыльности их операций. Аналогичная ориентация их инвестиционной
политические деятели углубляет отраслевые диспропорции, увеличивает
несоответствие в размещении производительных сил по районам, обостряет
кризисные действа в промышленности.
Проникая на рынки менее развитых стран олигополии разоряют национальных изготовителей, «загоняют» государственный капитал в традиционные отрасли и отрасли с низкой нормой прибыли. В результате наиболее инноваторские и технологически развитые
секторы экономики оказываются под контролированием заграничного капитала.
Международные олигополии, заняв долговечные позиции в современных, основных
секторах экономики индустрии, всеми своими в их постановлении средствами рвутся
воспрепятствовать широкому доступу в их государственного денег, коему
приходится тесниться на собственном личном базаре, собственно тормозит
становление государственных производительных сил.
Для
обеспечивания перехода державы к в основном
инновационному пути развития необходимо создать долгосрочную стратегию
инноваторского становления РФ и федеральную целевую программу
структурно-инновационных преобразований в экономике, с указанием основных
направлений, метода действий, этапов претворения в жизнь, сроков, сознательных
исполнителей[32]
Между главных
направлений становления сырьевых и базисных секторов экономики (угольной,
металлургической, химической, машиностроительной) надлежит отметить:
внедрение
современных прорывных технологий по
глубокой переработке угля,
полиметаллических руд, отходов
металлургической промышленности;
— комплексная
промышленная добыча и переработка
газометановых месторождений;
—протокола, ужесточения технологических нормативов
выбросов загрязняющих препаратов на промышленных предприятиях (прежде всего
металлургических, химических) необходимо в ближайшее время провести
инвентаризацию производственных мощностей по соотношению международным
экологическим эталонам, принять меры по подготовке компаний к сертификации по
интернациональному экологическому стандарту ISO 14000;
— развивать
систему венчурного инвестирования в
научно-технической сфере, образовать в
рамках холдинговых структур страховые
компаний, которые брали бы на себя страхование кредитных рисков, связанных с
освоением инновационной продукции[33]
3.3. Антимонопольное законодательство РФ
Антимонопольное законодательство –
законодательство, нацеленное против скопления организациями небезопасной для
сообщества монопольной власти.
Антимонопольное законодательство сможет
пониматься в нешироком и широком толке слова. В первом случае оно нацелено
против незапятнанных монополий и солидных олигополии, владеющих лишней
монопольной властью, также на предупреждение "неблаговидных"
поступков, нарушающих общепризнанные общепризнанных мерок делового общения.
В в последнее время отечественное
антимонопольное законодательство
претерпело радикальные перемены. В 2006
году был принят свежий закон «О охране конкурентной борьбы». Быстро повышены
наказания за нарушения: в 2007 году введены используемые штрафы, ну а в 2009
году – уголовная обязанность за лимитирования конкурентной борьбе. Перемена
законодательства, наиболее интенсивная работа Федеральной антимонопольной
службы по его использованию увеличили роль антимонопольной политические деятели
как на взгляд её действия на поведение хозяйствующих субъектов, но и исходя из
убеждений места в системе казенного управления[34]
Вмести с этим в области внедрения антимонопольного
законодательства присутствует несколько трудноразрешимых задач, связанных как с
содержанием общепризнанных мерок, но и практикой их внедрения.
Способности антимонопольной политические
деятели в Рф беспристрастно урезаны. Лимитирования возникают по крайней мере с 3 сторон: со
стороны текстуры отечественных базаров, со стороны положения антимонопольного
законодательства в системе казенной политические деятели и со стороны
отличительных черт способа самого антимонопольного законодательства:
Антимонопольная
политического деятеля занимает невыигрышное положение в совместной структуре
политические деятели: ее мало, хотя с ней большое количество спрашивается. и
закрепление неравных критерий конкурентной борьбы.
Приборы антимонопольной политические
деятели уготованы для защиты
существующей, пусть и несовершенной
конкуренции. Для творения соперничества
там, где его не было, требуются меры
интенсивной конкурентноспособной политические деятели в довольно широком
диапазоне – от обороны прав принадлежности до жесткой регламентации поведения
регулируемых фирм в секторах экономики натуральных монополий.
Основная масса преград развитию
конкурентной борьбы в России не может
быть устранено с помощью даже идеального
использования совершенного антимонопольного законодательства. По сей день в
виде приема преодоления указанного лимитирования рассматривается расширение
сфер ответственности антимонопольного органа, возложение на него значительно
наиболее широкого комплекта задач, нежели стоит перед иностранными сотрудниками
Федеральной антимонопольной службы. В критериях беспристрастной
невсеобъемлемости ресурсов – не столько экономических, да и экспертных, - это
решение имеет возможность приводить к понижению результативности на весомых
инструкциях работы[35]
Впрочем
многие задачи – к примеру, подавление ограничений конкурентной борьбы со
стороны органов исполнительной власти,
противодействие нерадивой конкурентной
борьбе, борьба против коррупции и за конкурентную борьбу в государственных закупках, разрешение
столкновений меж соучастниками регулируемых секторов экономики – помимо российского
антимонопольного органа в системе казенной власти улаживать некоторому.
Подводя результат, эффекты внедрения
антимонопольного законодательства в РФ с точки
зрения достижения его прямой цели – способствования развитию конкурентной
борьбе, – разнопланово. Для выработки точных советов по совершенствованию
законодательства предварительно нужно выбрать между двумя сознательно
различными стратегиями. Или антимонопольной политическом деятеле ворачивается
положенное ей место как политическом деятеле, нацеленной на охрану конкурентной
борьбе (с осмысленным разделением меж легальными и незаконными поступками в
законодательстве и с мудрыми эталонами подтверждений), или антимонопольная
политического деятеля продолжает применяться как инструмент заслуги текущих
политических и популистских целей. Во 2-м случае антимонопольная политического
деятеля замещается регулировкой, со всеми его дополнительными полномочиями и
изъянами. И антимонопольное законодательство перестает быть прибором помощи
конкурентной борьбе, храня свое заглавие, хотя не сущность
Если же речь идет все-таки о возврате к антимонопольной политике как таковой, то
сначала нужно дать антимонопольным органам и судам истинную независимость. Оба участника системы правоприменения – и антимонопольные
органы, и суды, - проявили, собственно находясь вне политического давления, они
готовы на благоразумные, взвешенные и эффективные решения
Заключение
Ключевые причины
существования олигополии:
1. Положительный результат масштаба
производства. Например, если технически эффективно производство в
объеме, допустим, 200—250 единиц продукции, а емкость отечественного рынка
составляет ориентировочно 1000 единиц, то закономерно, что в масштабах секторе
экономики существуют 4 фирмы, технологически способные создавать отмеченные
200—250 единиц, т. е. реализовавшие позитивный результат масштаба производства.
2. Экономические препятствия — очень большие расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми
источниками.
3. Результат слияния, обусловленный
взаимозависимостью фирм. В условиях
олигополии изменения в производстве
и реализации у одной компании
вызовет ответную реакцию у ее
конкурентов, кроме того реакцию
абсолютно непредсказуемую. Подобные
обстоятельства побуждают компании к слиянию и приводят к картелизации
сектора экономики, собственно имеет возможность обеспечить повышение части рынка
участвующих в сговоре компаний, повысить рыночную власть, отдать вероятность
настоятельно просить наиболее невысоких тарифов на ресурсы, выступая в роли
«большого клиента».
В Рф детально олигополистический нрав имеют сырьевые секторы экономики,
темная и цветная металлургия. Олигополизированы
основные подотрасли химической промышленности (создание удобрений и так
далее) и машиностроения
(автопромышленность, аэрокосмическая индустрию и др.). Солидные компании,
которые несомненно дают базару олигополистичекий нрав, оформляют основу
современной российской экономики. Исторически производство в нашей стране
развивалась на базе крупной промышленности. Это положение имело место еще в
королевской Рф. Для русской индустрии кроме того была свойственна непропорционально
немалая доля солидных компаний при очень заниженной, сравнивая с экономиками
развитых государств, доле небольшого и среднего бизнеса. В новейшей рыночной
экономике появилось немало маленьких фирм. Хотя как и прежде практически весь
производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах. Поэтому первая из проблем современной российской
экономики, кроме одобрения и стимулирования становления небольшого
предпринимательства, состоит в обеспечивании финансовой производительности
отечественных фирм-олигополистов и их конкурентоспособности согласно с
интернациональными стереотипами.
Действующее антимонопольное законодательство в Рф, исключительно формируется. Это законодательство имеет ряд дефектов,
например:
- не разработана целостная система справедливых характеристик
статистики сосредоточения производства с учетом скопленного навыка водящих
государств рыночной экономики;
- неимение одобренного признака части продаж на региональном базаре для
компаний, выпускающих различную
продукцию, что не разрешает справедливо обнаружить предприятие–монополиста;
- не предусмотрен в необходимой мере ступени навык развитых государств
в сфере антимонопольного законодательства.
- маленькие штрафные наказания за несоблюдение антимонопольного
законодательства;
- недоступность точной ясности по наказаниям к
предприятиям-монополистам и выхода их из данного состояния.
Существо и применение действующего
антимонопольного законодательства
являются основой для здоровой конкурентной борьбе и на данной базе
увеличения эффективности
функционирования субъектов рыночной экономики в РФ
Список литературы:
Конституция Российской Федерации. -
М.: ТАНДЕМ, 2008. - 48 с.Борисов
Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах, М.: ЮРИСТ,
2008. – 431 с.Нуреев
Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.Тюрина
А.Д. Микроэкономика. Коспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. — 160 с.Чепурин
М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр.,
дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006. — 832 с.Прокопов
Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики
(региональный аспект) / Журнал «Проблемы современной экономики». - №1 (29), 2012. – с.87-93Эйсмонт
О. Опасная олигополия / Газета «Энергетика и промышленность России». - №6 (46),
2009. – с. 27-39Авдашева
С.Б., Крючкова П.В. Развитие и применение антимонопольного законодательства в
России: результаты и проблемы / Национальный институт системных исследований
проблем предпринимательства. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/Гальперин
В.В. 50 лекций по микроэкономике / Олигополия / Лекция № 29 // Электронный
учебник. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/Ересько
А.Э. Различные варианты создания финансово-промышленных холдингов /
Корпоративный менеджмент. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/Мамаев
С.И. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины
олигополии / Современная экономическая
теория. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/oligopoliya/priznaki.htmlОлигополия
/ Википедия – Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ОлигополияОлигополия
/ Экономический словарь. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/ Экономическая
теория (политическая экономия). Уч. пос. для студ. вузов. С.П. Сироткин. –
Кострома: Изд-во КГТУ, 2007 – 304 с.Экономическая теория. Учебник. – Изд. испр. и доп. /
Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.
Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 672 с.Экономическая
теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2010. – 448 с.
[1] Базелер У. и др.
Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и
российский путь. – М.: Изд-во «Питер», 2006. – 289 с
[2] Борисов Е.Ф. Экономическая
теория в вопросах и ответах, М.:
ЮРИСТ, 2008. –406с
[3] Нуреев Р.М. Курс
микроэкономики: Учебник. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 89-91 с.
[4] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[5] Прокопов Б.И. Влияние
олигополистических структур на развитие национальной экономики (региональный
аспект) / Журнал «Проблемы современной экономики». - №1 (29), 2012. – с.87-93
[6] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс
экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА",
2006. — 529 с.
[7] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[8] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[9] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[10] Прокопов Б.И. Влияние
олигополистических структур на развитие национальной экономики (региональный
аспект) / Журнал «Проблемы современной экономики». - №1 (29), 2012. –27-28 с.
[11] Ересько А.Э. Различные варианты создания
финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. - [Электронный
ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[12] Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на
развитие национальной экономики (региональный аспект) / Журнал «Проблемы
современной экономики». - №1 (29), 2012.
– с.67-68
[13] Авдашева С.Б., Крючкова П.В. Развитие и применение
антимонопольного законодательства в России: результаты и проблемы /
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/
[14] Тюрина А.Д. Микроэкономика. Коспект лекций. - М.:
Эксмо, 2008. — 69-71 с..
[15] Эйсмонт О. Опасная олигополия /
Газета «Энергетика и промышленность России». - №6 (46), 2009. – с. 27-39
[16] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс
экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА",
2006. — 623-629с.
[17] Мамаев С.И. Олигополия, ее основные
признаки и сфера распространения. Причины олигополии / Современная экономическая теория. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/oligopoliya/priznaki.html
[18] Мамаев С.И. Олигополия, ее основные признаки и сфера
распространения. Причины олигополии /
Современная экономическая теория. - [Электронный ресурс] – 2011. – Режим
доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/oligopoliya/priznaki.html
[19] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории:
Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2006.
— 578 с.
[20] Гальперин В.В. 50 лекций по микроэкономике /
Олигополия / Лекция № 29 // Электронный учебник. - [Электронный ресурс] – 2011.
– Режим доступа: http://50.economicus.ru/
[21] Тюрина А.Д. Микроэкономика. Коспект
лекций. - М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
[22] Гальперин В.В. 50 лекций по
микроэкономике / Олигополия / Лекция № 29 // Электронный учебник. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/
[23] Гальперин В.В. 50 лекций по
микроэкономике / Олигополия / Лекция № 29 // Электронный учебник. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/
[24] Гальперин В.В. 50 лекций по
микроэкономике / Олигополия / Лекция № 29 // Электронный учебник. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/
[25] Гальперин В.В. 50 лекций по
микроэкономике / Олигополия / Лекция № 29 // Электронный учебник. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/
[26] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[27] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[28] Ересько А.Э. Различные варианты
создания финансово-промышленных холдингов / Корпоративный менеджмент. -
[Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/
[29] Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб.
- Киров: "АСА", 2006. —90-91 с.
[30] Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб.
- Киров: "АСА", 2006. —92 с.
[31] Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб.
- Киров: "АСА", 2006. —94-97 с.
[32] Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб.
- Киров: "АСА", 2006. —99-102 с.
[33] Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб.
- Киров: "АСА", 2006. —106 с.
[34] Эйсмонт О. Опасная олигополия /
Газета «Энергетика и промышленность России». - №6 (46), 2009. – с. 27-39
[35] Эйсмонт О. Опасная олигополия /
Газета «Энергетика и промышленность России». - №6 (46), 2009. – с. 27-39