Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимодействие человека и группы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Взаимодействие человека и группы
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    23.07.2014 13:31:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    Введение. 3
    Понятие группы. Классификация групп. 4
    Взаимоотношения личности и группы.. 4
    Формы психологического воздействия групповых структур на личность  4
    Заражение. 4
    Подражание. 4
    Внушение. 4
    Убеждение. 4
    Социально-психологические феномены поведения личности в группе  4
    Заключение. 4
    Список литературы.. 4
     
    Введение В повседневной жизни мы постоянно находимся в той или иной группе людей. Дома мы принадлежим к семье, на улице – к пешеходам, в Академии – к студенческой группе. Поэтому очень важно знать и понимать механизмы взаимодействия человека и группы, важно знать и правильно применять на практике способы, облегчающие это взаимодействие
    В работе рассмотрены формы воздействия группы на личность, а также различные виды установок, социальных стереотипов и раскрыты механизмы искажения представления о другом человеке.
    При написании данной работы использовалась различная литература по социологии, психологии управления как отечественных, так и зарубежных авторов.
    Понятие группы. Классификация групп. Одним из основных свойств человеческой личности является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. В процессе управления руководитель сталкивается не только с отдельными людьми - единичными объектами управления и отношениями типа «человек – человек», но и с отношениями типа «человек – группа». Одной из основных тенденций современного общества является развитие больших и сверх больших систем (например, единой системы связи и иных систем). Такие системы характеризуются огромным количеством составляющих их подсистем, сложной структурой, огромными потоками циркулирующей информации. В управлении ими участвует большое количество взаимосвязанных организаций людей. Надежность и эффективность работы больших социальных систем существенно зависит от согласованности совместной деятельности, т.е от групповой деятельности. Групповая деятельность стала объектом изучения специальной психологической отрасли – социальной психологии.
    Группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определённые деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации включают в себя множество мелких и больших групп, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие работников, руководителей и исполнителей при выполнении определенных видов деятельности: учебной, производственной, спортивной, политической и т.д.
    Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп дифференцируются по различным логическим основаниям. Выделяют реальные и условные группы, большие и малые, формальные и неформальные и др. Классификация имеет важное значение в характеристике взаимодействий человека и группы, однако заслуживает самостоятельного рассмотрения и б данной работе подробно затронута не будет.
    Взаимоотношения личности и группы Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определённый статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений.
    Формы психологического воздействия групповых структур на личность Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнёров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ёе формальной и неформальной структур.
    Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогруппы, диады и триады, а более многочисленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по случайному поводу. В подобных ситуациях возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждение. Их называют ещё массовидными состояниями, характерными для объединений типа «масса», «толпа» и т.п. На возникновение таких состояний влияют средства массовой информации, массовидные формы культуры, массовые формы проведения свободного времени, реклама, мода, формы религиозной пропаганды и др. Рассмотрим подробнее перечисленные выше способы воздействия.
    Заражение Заражение – это вид воздействия, который интегрирует на эмоциональной основе членов одной группы или большие массы людей. Успешное выполнение задания вызывает энтузиазм у всех членов группы. В истории отмечено много случаев эмоционального заражения масс людей: религиозные экстазы; массовые психозы на почве слухов о пожарах, эпидемиях; спортивные азарты; экстазы молодежной аудитории на концертах рок- и поп-музыки и др. Заражение возникает на основе бессознательной, непроизвольной подверженности человека определенным эмоциональным состояниям: гнев, агрессия, ликование, азарт, паника и т.п. Здесь имеет место не сознательный анализ ситуации или образцов поведения, а передача психических состояний. Поскольку это явление возникает среди множества индивидов, то здесь действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.
    Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является паника. Поводом к панике может быть какое-либо известие, вызывающее эмоциональный шок. Если не находится организующей силы, то паника наращивает силу, включая в действие механизм взаимного многократного заражения. В наше время неоднократно наблюдалась паника, вызванной ожиданием «конца света» и т.п. В этом эмоциональном состоянии у людей не редко возникают зрительные и слуховые галлюцинации, в результате чего сотни людей «свидетельствуют» о «явлении святых», «высадке марсиан». Для всякого человека, оказавшегося в ситуации паники, осознание её причин весьма затруднительно, так как он сам в большей или меньшей степени оказывается вовлечённым в это состояние. Знание причин и циклов паники очень важно для её предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуации паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние.
    Среди причин, вызывающих эмоциональное заражение, следует отметить такие из них.
    1. Развитие некоторой общности оценок, установок, свойственных массе людей. Например, в условиях массовых зрелищ стимулом, предшествующим эмоциональному заражению общности оценок, являются аплодисменты при появлении популярного артиста. Специально разработанные приемы в комплексе служат для вовлечения массы людей в состояние эмоционального энтузиазма. Эмоциональное заражение может служить дополнительным сплачивающим фактором, пока оно не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако, выйдя из-под контроля, обоюдное заражение может привести к распаду нормальных и неформально-ролевых структур и превращению организационно-взаимодействующей группы в разновидность толпы.
    2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных переживаний, и тем слабее выражен механизм заражения.
    Феномен заражения преимущественно рассматривается в условиях стихийного антисоциального поведения. Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий – общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально-позитивном поведении. Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недостаточной организации человеческих объединений.
    Подражание В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних особенностей поведения, как при заражении, а воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т.е. более активный способ их усвоения. В «теории подражания» Г.Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодействия в группах, конфликтов и т.д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем упрощает процессы истории человеческих взаимоотношений. современные экспериментальные психологические исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в разных условиях деятельности.
    Особую роль играет подражание в развитии личности в детском и подростковом возрасте, выступая ведущей формой познания действительности. Оно проходит ряд стадий от слепого копирования ребёнком поведения взрослых до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого человека подражание выступает вспомогательным средством освоения социальной действительности. За образец принимаются, как правило, внешние свойства поведения, но этот процесс не затрагивает устойчивых личностных характеристик субъекта. У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность использовать какой-либо другой способ овладения новыми действиями. Обычно же основным путём овладения новой информацией у взрослых являются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и механизмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздействующий объект. Эти взаимоотношения особенно усложняются в группе. В групповом контексте при усвоении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определённому человеку (чаще всего – лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае явление подражания смыкается с проблемой конформизма, т.е. давления группы на индивида.
    Внушение Внушение – это форма нецеленаправленного, неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения информация усваивается некритически, неаргументированно. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социальной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был исследован В.М.Бехтеревым (1903г.). Специфика внушения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что:
    Здесь имеет место не сопереживание идентичных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу;Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает ритмы, движения, пантомимику и др.;В отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие суггестора. Известен ряд условий, от которых зависит эффективность внушений:
    Влияние возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые);Психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);Авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику информации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководителя, но и к группе, которую он представляет. Авторитет может влиять путём «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию;Особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии – сопротивления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «психологическую самозащиту» сопротивляющегося суггеренда. Феномен внушения проявляется в тесной связи с явлениями социальной перцепции, сплоченности. Важным фактором внушения может выступать ранее сложившаяся социальная установка. Так, присущая сотрудникам установка на необходимость подчиняться руководителю повышает оказываемый им эффект внушения. Феномен внушения связан также с конформностью индивида и тем самым – с вопросами групповой сплоченности.
    Эффект внушения имеет место в таких сферах социальных воздействий, как пропаганда и реклама. При пропагандистском воздействии, апеллирующем в основном к эмоциям аудитории, в значительной степени используется внушение. Если же пропаганда в большей мере рассчитывается на логику и сознание людей, то в ней преобладает метод убеждения.
    Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе.. в ней осуществляется прием формирования образа (имиджа) воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается, а внимание акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски имиджа, и тем самым достигается эффект внушения.
    Убеждение Убеждение, в отличие от других ранее рассмотренных феноменов психологического влияния на людей, не является видом стихийного, непроизвольного воздействия. Убеждение обеспечивает сознательное принятие индивидом сообщаемой ему информации и относится к целенаправленным социальным воздействиям воспитательного, политического, экономического характера, при котором индивид проявляет определенную аналитичность и критичность восприятия. Убеждение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на определенных подчиненных и на группу с целью обеспечения определенного конечного результата их деятельности и формирования личности.
    Все рассмотренные виды влияния на людей могут осуществляться как в условиях внеколлективного стихийного поведения, так и в совместной групповой деятельности, однако они всегда происходят при социальных контактах. Характер и эффективность этих воздействий, с одной стороны, зависят от уровня сплоченности данных социальных объединений, а с другой – оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений в группах и уровней их сплоченности.
     
    Социально-психологические феномены поведения личности в группе Как уже отмечалось, воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе.
    Установки личности – это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н.Д.Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют ещё два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т.е. при установке как потребности определенным образом осуществить действие сравнения. Таким образом, установка – это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность.
    В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксированных установок», которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности.
    В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом стереотипов общения. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т.п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей.[1] Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают, что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда весел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть ума не надо».
    Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:
    Позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т.е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;Негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;Адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное – как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений.
    «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются.
    «Эффект последовательности». На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.
    «Эффект авансирования» – это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.
    «Эффект проецирования на людей собственных качеств» вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д.Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: «Я бы так не поступил»[2].Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него.
    В качестве особого вида установки выделяют явление аттранции. Аттранция (букв. привлечение) – вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттранции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров по общению, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттранцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной её стороной.
    Конформизм (от позднелат. Conformis – подобный, сходный) – это осознанное или неосзнанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Выше уже было рассмотрено явление внушения, которое оказывает группа на индивида. Но люди по-разному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого мнения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм – это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.
    I тип – это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук – Дюймовочка», описанной в сказке Х. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в неё, но под влиянием своих собратьев – жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее согласие и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.
    IIтип – защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.
    IIIтип – условный, чисто внешний сознательный конформизм, осуществляющий по схеме «Новое платье короля». В этом случае субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязывающему мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать карьеру и т.п.
    Экспериментально конформизм изучается «методом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить своё первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности.
    Согласно имеющим научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст – дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол – женщины более конформны, чем мужчины; профессия – среди мужчин более конформны армейские офицеры и менее технические специалисты.
    Согласно данным американских социальных психологов, 80% людей в обществе являются конформистами разных типов.
    Противоположное конформизму свойство – негативизм, т.е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданием других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицания определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности.
    Ригидность – это затруднённость, а иногда невозможность изменения субъекта ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.
    Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятий, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся  объекты этих эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в мало подвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
    Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т.п.
    В отличии от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма.
    Коллективизм – это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.
    Фрустрация – состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, её реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т.п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фрустрация проявляется в самоунижении, приводит к нервной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности воображаемыми ситуациями. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Умение создать перспективу для личности каждого сотрудника – важное умение руководителя.
    Рассмотренная мною динамика взаимодействия личности и группы, а также наблюдаемых при этом специфических феноменов группового поведения представляет значительный практический интерес для руководителей социальных систем управления, поскольку руководитель должен играть определённую роль в регуляции межличностных отношений, отношений между каждым членом группы и коллективом в целом.
     
    Заключение В процессе написания данной работы некоторые вопросы мне показались заслуживающими особого внимания и последующего исследования. Например, к таким вопросам относится проблемапрофессионального подбора лиц, которым по долгу службы приходится руководить массой в экстренных ситуациях (представители правоохранительных органов). Эти лица должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуации паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние. Знание этими лицами причин и циклов паники очень важно для её предотвращения.
    Еще одним важным вопросом является использование внушения в таких сферах социальных воздействий, как пропаганда и реклама. С помощью внушения можно добиться значительных успехов в коммерческой и политической деятельности, но необходимо помнить к чему может привести неконтролируемое внушение. Примером тому могут служить огромные демонстрации людей в поддержку своих руководителей в фашистской Италии, Германии, в СССР. Сейчас это можно наблюдать в Китае и КНДР.
    Кроме того, многим руководителям следует обратить особое внимание на рассмотренный выше «эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается, а недостатки утрируются. Хорошему руководителю необходимо точно распознать деятельного человека, создать ему условия для нормальной работы, а не поддаваться общему отношению к данной личности.
    Список литературы: Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров, М., 1996.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей, К., 1990.Станкин М.И. Психология управления. Практическое пособие. М., 2002.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. М., 2002.  
    [1] См: Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров, М., 1996.
    [2] См.: Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей, К., 1990.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимодействие человека и группы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.