Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Снижение издержек обращения торгового предприятия (на примере сети магазинов Л'Этуаль)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Снижение издержек обращения торгового предприятия (на примере сети магазинов Л'Этуаль)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    23.07.2014 13:49:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
     
    Введение……………………………………………………………………………...4
    Глава 1. Издержки обращения: сущность, состав и влияние на эффективность работы предприятия…………………………………………………………………6
    Сущность и состав издержек обращения……………………………………..6
    Факторы, влияющие на величину издержек обращения…………………..11
    Пути оптимизации величины издержек обращения на предприятии……..14
    Глава 2. Анализ формирования издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)………………………………………………………...19
    2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………..19
    2.2.  Анализ состава  и структуры издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)………………………………………………………...23
    2.3. Анализ отдельных статей издержек обращения……………………………..26
    2.4. Сравнительный и оперативный анализ издержек обращения  ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)…………………………………………………31
    Глава 3. Пути  снижения издержек обращения на предприятии………………..33
    3.1. Мероприятия по снижению издержек обращения…………………………..33
    3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий………………35
    Заключение………………………………………………………………………….40
    Библиографический список………………………………………………………..42
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
     
    В последнее время условия деятельности предприятий розничной торговли существенно изменились. Это связано как с изменениями макроэкономического характера, так и микроэкономическими, такими как резкий рост конкуренции между предприятиями торговли, в особенности в связи с появлением на рынке цепочек крупных торговых супермаркетов, резко повысившими требования к эффективности управления торговыми предприятиями.
    Оптимальная величина издержек обращения должна обеспечивать торговому предприятию получение достаточной суммы прибыли, обеспечивающей условия для его дальнейшего развития, удовлетворения социальных запросов работников. С одной стороны, уменьшение расходов повышает экономическую эффективность работы торгового предприятия, но с другой стороны, может привести к ухудшению качества предлагаемых услуг и, как следствие, к снижению конкурентно способности и сокращению обслуживаемого сектора потребительского рынка. Все это вызывает необходимость совершенствования управления затратами на уровне торгового предприятия.
    Целью  данной курсовой работы является исследование управления и снижение издержек обращения на уровне торгового предприятия и поиск путей их снижения.
    Названная цель исследования предполагает решение следующих задач:
    - рассмотреть теоретические основы издержек обращения: сущность, состав и влияние на эффективность работы предприятия;
    - провести анализ состава  и структуры издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)
    - провести сравнительный и оперативный анализ издержек обращения  на предприятии;
    - разработать мероприятия по снижению издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль») и оценить их экономическую эффективность.
    Объектом исследования является ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»).
    Предметом исследования является управление издержками обращения на уровне торгового предприятия.
    Информационную базу анализа составила бухгалтерская отчетность ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль») за 2010-2011 годы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Издержки обращения: сущность, состав и влияние на эффективность работы предприятия
     
    1.1. Сущность и состав издержек обращения
     
     
    Доведение товаров от мест производства до мест потребления связано с определенными затратами материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как у торговых организаций при этом возникают расходы по транспортировке, хранению, упаковке, подсортировке и реализации товаров, ведению учета и управлению торговыми предприятиями.
    В экономической литературе даются различные определения издержек обращения.
    Так, экономист Ю.Л. Александров под издержками обращения понимает "выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие и задач" [5, с.36].
    А.Н. Соломатина даёт следующее определение, что "расходы на продажу организаций, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой издержки обращения" [16, с.185].
    Таким образом, можно дать обобщенное определение издержкам обращения: издержки обращения — это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.
    Следует различать категории "себестоимость" и "издержки обращения". Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) материальный, трудовых ресурсов, а также затраты на производство и реализацию. Издержки обращения представляют собой денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей. Следовательно, основным отличием издержек обращения от себестоимости является то, что в издержках торгового предприятия не учитывается стоимость закупаемых товаров [12, с.150].
    Уровень издержек обращения — важнейший качественный показатель работы торговых организаций, в котором находят отражение все стороны их торговой деятельности. Сумма прибыли и рентабельность торговых организаций непосредственно зависят от величины издержек обращения: чем ниже при прочих равных условиях уровень издержек обращения, тем выше рентабельность торговой организации.
    Подобно двум группировкам затрат на производство (себестоимости) в производственных организациях, существует две группировки издержек обращения:
    - по экономическим элементам;
    - по статьям издержек.
    Группировка издержек по элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы, показанные на рис.1:

       
     
     
     
     
     
     
     
    Рис.1. Состав издержек обращения
    Группировка издержек обращения по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. В связи с этим имеет место потребность в планировании, учете и анализе издержек обращения по отдельным статьям.
    В настоящее время используется следующая номенклатура статей издержек обращения:
    Транспортные расходы.Расходы на оплату труда.Отчисления в страховые фонды.Амортизация основных фондов.Расходы на ремонт основных средств.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта.Затраты по оплате процентов за пользование займами.Износ санитарной и специальной одежды, инвентаря.Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.Расходы на рекламу.Расходы на тару.Отчисления в фонд подготовки кадров.Внутрихозяйственные отчисления.Земельный налог.Прочие расходы. Классификация издержек обращения по статьям дает возможность определить их структуру, а также выявить наиболее значительные статьи расходов.
    По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:
    1) переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота;
    2) условно-постоянные издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота [2, c.38].
    К переменным издержкам обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование кредитами и займами и другие).
    Условно-постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.).
    В совокупности переменные и условно-постоянные издержки составляют общие издержки обращения. Существует также понятие предельных издержек. Предельными издержками обращения называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с реализацией еще одной единицы товара. Понятие предельных издержек имеет стратегическое значение; здесь определяется величина тех издержек обращения, которую необходимо контролировать. Иначе говоря, предельные издержки отражают те издержки, которые придется осуществить торгового предприятию при реализации последней единицы товара, и одновременно они отражают те издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема продаж на эту последнюю единицу товара.
    Для принятия окончательного решения о целесообразности дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота необходимо сопоставить сумму предельных издержек обращения с суммой дополнительных доходов, получаемых от продажи дополнительной партии товаров.
    По способу калькуляции издержки обращения подразделяются на два вида: прямые и косвенные. Прямые расходы (затраты) непосредственно могут быть отнесены на определенный вид товара или товарную группу. Косвенные же затраты не могут быть прямо отнесены на определенный товар или товарную группу. Косвенные издержки обращения в процессе калькулирования издержек обращения распределяются между отдельными группами товаров.
    Торговые организации, с учетом специфики своего производства, могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения [3, с.235].
     Например, разделить статью "Транспортные расходы" на две самостоятельные статьи: "Транспортные расходы по приобретению товаров" и "Транспортные расходы по отгрузке товаров". Последняя статья особенно необходима для крупных оптовых торговых организаций.
    Организация в соответствии с учетной политикой может списывать издержки обращения на себестоимость проданных товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи".
     При частичном списании издержек обращения в торговых и иных посреднических организациях их сумма распределяется:
    - в части расходов на транспортировку - между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца;
    - в остальной части - ежемесячно списывается организацией на себестоимость проданных товаров в дебет счета 90 "Продажи".
    Организация ежемесячно определяет сумму издержек обращения, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров [7, с.86].
    Таким образом, издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, — у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем.
     
     
    1.2. Факторы, влияющие на величину издержек обращения
     
     
    На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обращения торговых предприятий оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды. Традиционно из всей совокупности факторов, влияющих на издержки обращения, выделяют наиболее значимые:
    изменение объемов товарооборота;изменение состава и структуры товарооборота;изменение времени и скорости товарного обращения;изменение цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материальные ресурсы;изменение производительности труда торговых работников;эффективность использования материально-технической базы;развитие и применение прогрессивных торговых технологий;изменение условий завоза товаров, совершенствование процесса товародвижения;организационно-структурные изменения в составе торговых предприятий [3, c.39]. Степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйственной деятельности неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свою специфику и возможности для сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.
    Факторы, влияющие на уровень издержек обращения, подразделяются на зависящие и не зависящие от торгового предприятия. К зависящим относятся факторы, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятия: состояние коммерческой и экономической работы, использование собственного и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технологического оборудования, транспортных средств, товарооборачиваемость, условия организации и оплаты труда работников и др [3, c.39].
    К не зависящим от данного предприятия факторам, определяющим размер издержек, относятся изменения розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за использование банковских кредитов, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.
    При планировании издержек обращения следует учитывать неодинаковую степень зависимости отдельных статей от объема товарооборота. Это позволяет применить дифференцированный метод проверки различных статей издержек обращения. Издержки, которые возрастают или сокращаются пропорционально увеличению (или снижению) объема товарооборота, принято называть условно-переменными. К ним относятся: расходы на перевозку товаров всеми видами транспорта, платежи по кредитам, расходы на хранение, подсортировку, расфасовку, упаковку товаров и содержание холодильных установок, расходы на оплату труда работников, потери товаров и др. Влияние изменения товарооборота на другие статьи издержек обращения менее значительно, и поэтому их называют условно-постоянными. К таким расходам относятся: амортизационные отчисления, расходы на содержание зданий, помещений, ремонт оборудования, расходы на текущий ремонт, расходы по содержанию административно-управленческого аппарата и т.п. Они, как правило, сохраняют абсолютные размеры независимо от изменения товарооборота. Условность деления издержек обращения на переменные и постоянные вызвана тем, что в ряде случаев абсолютная величина переменных расходов хотя и растет, но значительно медленнее товарооборота, и поэтому их относительный уровень снижается. Так, при улучшении финансового состояния торгового предприятия относительно уменьшается потребность в банковском кредите и в результате снижается уровень расходов на оплату процентов за кредиты [10, c.54].
    При определенных условиях абсолютные размеры постоянных расходов могут изменяться. Например, расширение и обновление основных фондов предприятия может привести к увеличению суммы амортизационных отчислений. Иногда темпы их роста выше темпов роста объема товарооборота.
    Следует иметь в виду, что постоянные расходы обусловлены технико-экономическими возможностями или производственно-экономическим потенциалом торгового предприятия. Более полное использование этого потенциала способствует большей отдаче от израсходованных средств. При этом быстрее окупаются постоянные затраты. Неиспользованный потенциал снижает эффективность постоянных затрат. Разделение издержек обращения на постоянные и переменные ориентировано на рынок, т.е. одним из основных оценочных показателей является прибыль от реализации товаров (валовой доход минус переменные затраты).
    Изменение розничных цен влияет не на все затраты торгового предприятия. Уровень затрат, сумма которых зависит от объема товарооборота, при повышении цен (при прочих равных условиях) уменьшается, а при снижении — увеличивается. Для определения влияния данного фактора необходимо индекс цен умножить на общий уровень издержек и вычесть затраты, уровень которых не зависит от изменения цен [5, c.189].
    Одним из факторов, влияющих на уровень издержек обращения, является изменение оборачиваемости оборотного капитала. От скорости обращения средств, вложенных в товарные запасы, в первую очередь зависят расходы по кредиту
    Значительное влияние на уровень расходов торгового предприятия оказывает изменение цен на использование различных экономических ресурсов. К ним относят: стоимость транспортных, коммунальных, ремонтных и других услуг, цены на топливо, строительные материалы. Так, повышение этих тарифов и цен увеличивает сумму многих статей издержек обращения, и наоборот. В процессе анализа надо установить, в какой степени повысились или снизились расходы в результате изменения объема услуг и размера тарифов (цен).
    В результате инфляционных процессов и повышения розничных цен увеличивается сумма розничного товарооборота (в фактических ценах), что влечет за собой при прочих неизменных условиях снижение уровня издержек обращения. Это объясняется тем, что ряд статей расходов непосредственно не связан с суммой реализуемых товаров. К таким статьям относят расходы по амортизации основных средств, содержанию помещений, перевозке, фасовке и упаковке товаров и т. п. Эти и другие подобные статьи издержек обращения формируются под влиянием различных факторов — суммы основных средств, торговых площадей, физического объема товарооборота, ставок за коммунальные услуги и т. п, Поэтому повышение розничных цен, увеличивая фактическую сумму реализуемых товаров, снижает издержкоемкость товарооборота. Это обстоятельство должно быть учтено при оценке торговых расходов, в противном случае можно получить искаженную картину об их динамике [5, c.189].
    Таким образом, одни из перечисленных факторов способствуют снижению издержек обращения, другие — увеличению их, а в целом они определяются эффективностью затрат в торговле. Средний уровень издержек обращения складывается под влиянием величины каждого вида затрат, учитываемого в действующей номенклатуре издержек обращения.
     
     
    1.3. Пути оптимизации величины издержек обращения на предприятии
     
    Значение расходов торгового предприятия определяется их ролью в формировании и распределении прибыли: различные виды расходов предприятия прямо влияют на виды прибыли. Так, величина издержек обращения торгового предприятия (коммерческие расходы) определяет сумму прибыли от продаж; операционные и внереализационные расходы, а также проценты к уплате оказывают прямое влияние на прибыль до налогообложения; а налог на прибыль и аналогичные ему платежи непосредственно определяют размер прибыли от обычной деятельности. Таким образом, от размера затрат предприятия торговли непосредственно зависит и величина финансовых результатов его деятельности.
    Анализ издержек обращения торгового предприятия позволяет выявить пути и резервы их снижения. Он направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.
    Задачей полного анализа издержек обращения является определение:
     - динамики и степени выполнения плана издержек по общему уровню и отдельным статьям расходов;
    - размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с их плановым уровнем и в динамике;
    - величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);
    - изменений размера влияния основных факторов на от­клонение фактических затрат от плановых;
    - уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;
    - различий по сравнению с издержками конкурентов [3, c.40].
    Обеспечение повышения эффективности торговли возможно за счет изыскания и реализации имеющихся резервов снижения издержек обращения. Под резервами снижения издержек обращения следует понимать объективную возможность их удешевления в результате управления факторами использования производственных ресурсов: опережающий сверхплановый прирост производительности труда по сравнению с приростом средней заработной платы; эффективное использование средств производства, соблюдения режима экономии.
    В современной практике различают источники и факторы снижения издержек обращения. Под источниками понимается экономия живого и овеществленного труда, выражающаяся в уменьшении различного рода затрат, связанных с реализацией продукции.
    Важнейшими источниками снижения издержек обращения являются:
    - повышение производительности труда темпами, опережающими рост средней заработной платы;
    - уменьшение затрат на перевозки, топливо, электроэнергию;
    - сокращение административно-управленческих расходов;
    - сокращение и ликвидация непроизводительных расходов и потерь [19, c.89].
    За счет повышения производительности труда уменьшаются затраты заработной платы на единицу продукции, однако темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы, иначе снижения издержек не произойдет, так как полученная экономия пойдет на повышение заработной платы.
    Улучшение использования транспорта, топлива, энергии является важным источником снижения издержек обращения. Экономия материальных затрат выражается в снижении норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, в замене дорогостоящего сырья более дешевым без ухудшения качества продукции, в уменьшении затрат по доставке продукции от предприятий-производителей до предприятий-потребителей.
    Одним из источников удешевления издержек обращения является экономия в затратах, связанная с обслуживанием и управлением процесса торговли. Сюда относятся уменьшение расходов на административно-управленческий аппарат, почтовых, железнодорожных, командировочных расходов, расходов на содержание оборудования, зданий, сооружений.
    Сокращение и ликвидация непроизводительных расходов и потерь (потерь от брака, перерасхода электроэнергии, провоза груза по повышенным тарифам) является важным источником снижения издержек обращения.
    Также при оптимизации издержек обращения многие современные предприятия применяют режим экономии - систему мер, направленных на сбережение и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он является одним из важнейших условий создания материально-технической базы и повышения благосостояния [18, c.146].
    В отдельных торговых организациях имеют место неоправданные расходы по содержанию сверхнормативных товарных запасов, аппарата управления, а также издержки, связанные с нерациональными перевозками товаров, низким уровнем механизации труда. Комплексный подход к экономии издержек обращения и потребления приводит к выводу о целесообразности некоторого роста расходов по содержанию материально-технической базы торговли, по рекламе и упаковке товаров, по оказанию покупателям разнообразных услуг. Оно имеет большое значение в области стимулирования сбыта.
    Торговым организациям рекомендуется осуществлять следующие меры экономии, для сокращения излишних расходов:
    нормализация товарных запасов;недопущение просроченной задолженности по ссудам банка;ликвидация сверхнормативных потерь товаров;строгое соблюдение штатной, финансово-кредитной и договорной дисциплины;сокращение расходов на перевозку грузов путем рационального использования транспортных средств;снижение затрат на погрузочно-разгрузочные операции путем механизации этих работ;ликвидация потерь по таре за счет образцовой организации тарного хозяйства;уменьшение расходов по кредиту путем ускорения оборачиваемости оборотного капитала и т.п [18, c.147]. Таким образом, экономия издержек обращения - это существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.
     
    Выводы.
    Таким образом, издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, — у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем.
    В настоящее время используется следующая номенклатура статей издержек обращения: транспортные расходы. расходы на оплату труда. отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, расходы на ремонт основных средств, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта, затраты по оплате процентов за пользование займами, износ санитарной и специальной одежды, инвентаря, расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы на рекламу. расходы на тару, отчисления в фонд подготовки кадров, внутрихозяйственные отчисления, земельный налог, прочие расходы.
    На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обращения торговых предприятий оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды.
    Анализ экономической литературы показал, что основным современным методом оптимизации издержек обращении торгового предприятия является проведение комплексного анализа данных издержек обращения.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. Анализ формирования издержек обращения ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)
     
    2.1. Краткая характеристика предприятия
     
     
    Сеть магазинов парфюмерии и косметики Л'Этуаль занимает прочное лидирующее положение на российском рынке: около 750 магазинов в более чем 200 городах России. Первый магазин Л'Этуаль открылся в Москве в сентябре 1997 года. В декабре 1998 года был открыт первый региональный магазин в Воронеже.
    Во всех магазинах сети представлен огромный ассортимент продукции: более десятка тысяч наименований парфюмерно-косметической продукции и более 150 марок-производителей, среди которых Сhristian Dior, Guerlain, Chanel, Givenchy, Sisley, Kenzo, Estee Lauder, Clarins и многие другие.
    С июня 2011 года в каждом магазине сети представлена полная коллекция продуктов для макияжа и аксессуаров собственной торговой марки ЛЭтуаль, которую отличают высочайшее качество, богатая цветовая палитра, новейшие технологии и демократичные цены.
    Компания является эксклюзивным продавцом парфюмерии Lulu Castagnette, Banana Republic и знаменитой испанской марки LOEWE.  В Л’Этуаль широко представлены высокотехнологичные средства по уходу за кожей Eisenberg и Швейцарские кремы la Vallee. 
    В магазинах сети организована система самообслуживания, которая позволяет самостоятельно выбрать и попробовать любой продукт перед покупкой. 
    Для клиентов сети действует постоянная система скидок по клубным картам, проводятся сетевые акции, промо-акции от марок, конкурсы и консультации с участием приглашенных специалистов косметологов и визажистов.
     В сети Л' Этуаль открыто 6 салонов красоты, работающих на лучшем зарубежном оборудовании, использующих косметические средства ведущих мировых марок в области ухода за кожей, и предоставляющих полный спектр косметологических услуг.
    Согласно организационно-правовой форме, в Омске сеть представлена ООО «Алькор и Ко», т.е. предприятие  организовано в форме Общества с ограниченной ответственностью и является юридическим лицом по законодательству РФ, может иметь в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязанностям всем и своими активами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки со своим наименованием.
    Местонахождение головного филиала в г.Омске: К.Маркса, 15.
    Организационная структура омского филиала компании представлена на рис. 2:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Рис. 2.   Организационная структура компании  Л'Этуаль (омский филиал)
     
     
    Генеральный директор омского отделения сети Л'Этуаль  руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование, обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, а также директор предприятия несет персональную ответственность за последствия принятых им решений.
    Отдел секретариата состоит из двух сотрудников – секретаря и операционистки.
    Л'Этуаль  – это сеть магазинов, состоящая из 5 розничных магазинов и одного оптового склада в Омске.  Так,  в розничной торговле работают  менеджеры (5 человек), продавцы-консультанты (25 человек), консультанты-стажеры (6 человека), охранники (10 человек). В оптовой торговле задействованы менеджеры по региональным продажам (3 человека).
    В состав администрации компании входят ассистент по персоналу и менеджер по персоналу, мерчендайзер, менеджер по развитию, менеджер по рекламе, а также директор розницы, который по сути является заместителем генерального директора по розничной торговле.
    Финансовая служба представлена финансовым аналитиком, а бухгалтерия состоит из 3 человек: бухгалтер по рознице, бухгалтер по опту, старший бухгалтер. Отдел информационного обеспечения представлен  деятельностью системного администратора, а в состав отдела логистики входят: менеджер по логистике, кладовщик-комплектовщик, водитель-экспедитор, менеджер по товарному учету.  Исходя из рисунка, сеть Л'Этуаль в Омске имеет функциональную структуру управления. Особенность такой структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
    Всего в омском филиале компании работают 70 сотрудников, включая высшее руководство фирмы. Рассмотрим основные показатели деятельности сети Л'Этуаль в Омске (табл. 1):
    Таблица 1
    Основные показатели деятельности Л'Этуаль в Омске
    №,п/п
    Показатели
    2010
    2011
    Асбл. Откл.
    Темп роста
    План
    Факт
    % вып.плана
    план
    факт
    % вып.плана
    1
    Объем реализации, тыс. руб.
    300000
    312450
    104,2
    350000
    369890
    105,7
    57440
    118,4
    2
    Объем розничного товарооборота, тыс. руб.
    50000
    57000
    114,0
    75000
    92000
    122,7
    35000
    161,4
    3
    Объем оптового тов-та, тыс. руб. 
    250000
    255450
    102,2
    275000
    277890
    101,1
    22440
    108,8
    4
    Среднесписочная численность,
    в т.ч. торгового персонала, чел.
    70
     
    25
    70
     
    27
     
    100,0
     
    108,0
    70
     
    30
    70
     
    32
    100,0
     
    106,6
    0
     
    3
    100,0
     
    118,5
    5
    Выработка на
    одного работника,  т.р.;
    на одного рабочего, т.р.
    4285,7
     
    12000
     
     
    4463,5
     
    11572,2
    104,2
     
    96,4
    5000
     
    11666,6
    5284,1
     
    11559,0
    105,7
     
    99,1
    820,6
     
    -13,2
    118,4
     
    99,9
    6
    ФОТ
    Работников, т.р.
    Рабочих, т.р.
     
    15120,0
    5100,0
     
    15330,4
    5328,0
     
    101,3
    104,4
     
    15300,0
    5250,0
     
    15480,0
    5370,0
     
    101,1
    102,2
     
    149,6
    42
     
    100,9
    100,7
    7
    Средняя з/пл
    Работников, т.р.
    Рабочих, т.р.
     
    18,0
    17,0
     
    18,2
    16,4
     
    101,1
    96,4
     
    18,2
    14,5
     
    18,4
    13,9
     
    101,0
    95,8
     
    0,2
    -2,5
     
    101,0
    84,7
    8
    Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
    220000,0
    231890,5
    105,4
    256700,0
    264500,0
    103,0
    32609,5
    114,0
     
    Согласно данным  таблицы, в 2011 году наблюдается прирост объема реализации товаров на 18,4% больше, чем в 2010 году, что является положительной тенденции и говорит об увеличениях объемов деятельности предприятия. При этом объем розничного товарооборота в 2010-2011 годах опережал плановые показатели, темпы прироста составил 61,4%. Это было связано с увеличением объемов торгово-закупочной деятельности сети. 
    При этом себестоимость товарной продукции выросла только на 14% или на 32609,5 тыс. рублей, что также является очень благоприятной тенденцией, и свидетельствует об экономии затрат и издержек производства.
    В 2010 году план по реализации товарной продукции был перевыполнен на 4,2%, а в 2011 году  - на 5,7%, этому  в большей степени способствовало повышение объемов розничного товарооборота на 14% и 22,7% соответственно.
    Среднесписочная численность в 2010-2011 гг. оставалась на уровне 70 человек, при этом изменялось количество торгового персонала – с 27 до 32 человек.
    Выработка на 1 работающего выросла на 18,4%, на 1 рабочего уменьшилась на 0,1%, что является отрицательной тенденцией. Но, ситуации улучшает то, что в сравнении с плановыми данными выработка растет.
    Отрицательной тенденцией является снижение общего уровня заработной платы на 1 рабочего (торгового сотрудника), это связано с политикой оптимизации ФОТ. Средняя заработная плата работников выросла на 2 тысячи рублей или на 1%, это было связано с оптимизацией политики оплаты труда персонала.
    Но, тем не менее, в целом анализ основных показателей деятельности ТД Элит показал, что компания обладает значительным запасом финансовых средств, что говорит о финансовой устойчивости и прибыльности предприятия.
     
     
    2.2.  Анализ состава  и структуры издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)
     
    Основными задачами анализа издержек обращения на торговых предприятиях являются: изучение объема структуры и динамики затрат; выявление непроизводительных расходов и потерь и разработка мероприятий по их устранению. Рассмотрим состав и структуру расходов ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль») (табл.2):
    Таблица 2 Анализ состава и структуры расходов ООО «Алькор и Ко» Виды расходов
    2010
    2011
    Абсл. откл.
    (+;-)
    Темп роста, %
    сумма, тыс. руб.
    удель-ный вес, %
    сумма, тыс.
    руб.
    удельный вес, %
    сумма, тыс.
    руб.
    удель-ный вес, %
    А
    1
    2
    3
    4 5
    6
    7
    Расходы всего,
    в т. ч.
    141780
    100
    185930
    100
    44150
    0,0
    131,1
    -издержки обращения
    131942
    93,1
    184290
    99,1
    52348
    6,1
    139,7
    - проценты к уплате
    9838
    6,9
    1640
    0,9%
    -8198
    -6,1
    16,7
    Прочие расходы
    1793
    1,3
    2230
    1,2
    437
    -0,1
    124,4
    Текущий налог на прибыль
    489
    0,3
    495
    0,3
    6
    -0,1
    101,2
     
    Согласно данным таблицы 2, общая сумма расходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 31,1% и составила 189 930 тыс. рублей.
    Наибольший прирост по статьям расходов показали издержки обращения ООО «Алькор и Ко» (сеть «Л'Этуаль») и прочие расходы, при этом издержки обращения увеличились на 39,7%, абсолютный прирост составил 52 348 тыс. рублей. В структуре расходов предприятия издержки обращения составляют самую большую долю – если в 2010 году они составляли 93,1% в структуре всех расходов, то к 2011 году их доля выросла до 99,1%, что является отрицательной тенденцией и говорит о неэффективной политики экономии издержек на предприятии.
    С помощью табл.3. проведем анализ динамики издержек обращения за отчетный период. Согласно данным таблицы 3, уровень издержек обращения (отношение издержек обращения к товарообороту) вырос с 42.4 до 49,8%, т.е. издержки обращения занимают до 50% в структуре товарооборота. В 2010-2011 годах наблюдался перерасход издержек обращения, при этом к 2011 году он вырос в 2 раза и составил 26 390 тыс.рублей перерасхода издержек обращения, что также является отрицательной тенденцией.
    Таблица 3
    Анализ издержек обращения ООО «Алькор и Ко»
    Показатели
    Ед. изм.
    2010
    2011
    Абсл. откл (+;-)
    Темп роста, %
    Совокупный товарооборот
    тыс. руб.
    312450
    369890
    57440
    118,4
    Издержки обращения:
     
     
     
     
     
    - сумма
    тыс. руб.
    131942
    184290
    52348
    139,7
    - уровень
    %
    42,2
    49,8
    7,6
    118,0
    Относительная экономия (перерасход) от плана 
    тыс. руб.
    12810
    26390
    13580
    206,0
      Рассмотрим состав и структуру издержек обращения по статьям в отчетном периоде (табл.4). Таблица 4   Анализ состава и структуры издержек обращения по статьям затрат Наименование статей издержек обращения
    2010
    2011
    Абсл. отклонение
    (+;-), тыс. руб. от
    Темп роста, %
    сумма, тыс. руб.
    уд. вес, %
    сумма, тыс. руб.
    уд. вес, %
    суммы, тыс. руб.
    уд.
    веса, %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    1.Транспортные расходы 4319,4
    3,3%
    6419,8
    3,5%
    2100,4
    0,2%
    148,6
    2.Расходы на оплату труда
    15330,4
    11,6%
    15480,0
    8,4%
    149,6
    -3,2%
    101,0
    3.Отчисления на социальные нужды
    5212,3
    4,0%
    5263,2
    2,9%
    50,9
    -1,1%
    101,0
    4.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, поме-щений, оборудования и инвентаря
    53370,4
    40,4%
    84026,7
    45,6%
    30656,3
    5,1%
    157,4
    5.Амортизация основных средств
    589,3
    0,4%
    689,3
    0,4%
    100,0
    -0,1%
    117,0
    6.Отчисления на ремонт основных фонд
    2640,4
    2,0%
    2891,8
    1,6%
    251,4
    -0,4%
    109,5
    7.Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
    389,0
    0,3%
    411,0
    0,2%
    22,0
    -0,1%
    105,7
    8.Расходы на рекламу
    1090,5
    0,8%
    1050,6
    0,6%
    -39,9
    -0,3%
    96,3
    9.Потери товаров и технологические отходы
    10220,0
    7,7%
    13289,0
    7,2%
    3069,0
    -0,5%
    130,0
    10.Расходы на тару
    21490,0
    16,3%
    25378,0
    13,8%
    3888,0
    -2,5%
    118,1
    11.Прочие затраты
    17290,3
    13,1%
    29390,6
    15,9%
    12100,3
    2,8%
    170,0
    Итого
    131942,0
    100,0
    184290,0
    100,0
    52348,0
    0,0%
    139,7
    Согласно данным таблицы 4, наибольшую долю в структуре издержек обращения в 2010 году занимали расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря (40,4%),  расходы на тару (16,3%), прочие затраты (13,1%), расходы на оплату труда (11,6%). При этом к 2011 году доля  расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря увеличилась до 45,6%,  прочих затрат  до 15,9%, расходы на тару снизились до 13,8%, и расходы на оплату труда до 8,4%. Что касается динамики издержек обращения по статьям затрат, то наибольший прирост в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдался у прочих затрат (темп роста данной статьи составил 70%), транспортных расходов (48,6%),  расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря (57,4%).
    Экономия издержек обращения наблюдалась только по статье «расходы на рекламу», что было связано с сокращением затрат на рекламные кампании в 2011 году.
    Таким образом, можно сделать вывод, что по статьям расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров,  расходы на тару, расходы на потери товаров и технологические отходы, расходы на оплату труда, прочие затраты и транспортные расходы политика экономии издержек обращения в сети Л'Этуаль неэффективна и нуждается в пересмотре и совершенствовании.
     
     
    2.3. Анализ отдельных статей издержек обращения
     
    Проведем анализ отдельных статей издержек обращения омской сети Л'Этуаль в 2010-2011 годах с помощью таблиц 5,6,7, представленных ниже. Анализ будет проводиться по тем статьям издержек обращения, которые составляют наибольшую долю в структуре издержек обращения торгового предприятия.
    Таблица 5 Анализ динамики затрат по статье «Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря»  
    Показатели
    2010
    2011 Отклонение
    (+;-) от
    Темп роста, %
    сумма, тыс. руб.
    уд. вес, %
    сумма, тыс. руб.
    уд. вес, %
    сумма, тыс. руб.
    уд. веса, %
    Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, всего, в т. ч.: 53370,4
    100,0
    84026,7
    100,0
    30656,3
    0,0
    157,4
    1.расходы на содержание здания 41290,0
    77,4
    63920,0
    76,1
    22630,0
    -1,3
    154,8
    2.расходы на содержание оборудования 1280,6
    2,4
    4870,4
    5,8
    3589,8
    3,4
    380,3
    3.расходы на аренду здания и т. д. 10799,8
    20,2
    15236,3
    18,1
    4436,5
    -2,1
    141,1
     
    Согласно данным таблицы 5, наибольшую долю в структуре расходов на содержание зданий, оборудования, инвентаря занимают расходы на содержания зданий (до 76,1% в структуре к 2011 году), куда относятся в наибольшей степени расходы по  содержанию складских помещений. Аренда занимает до 20% затрат в структуре издержек обращения по данной статье. 
    При этом наибольший темп прироста наблюдался у расходов на содержания оборудования (в 3,8 раза), что было связано с приобретением в аренду нового дорогостоящего торгового кассового оборудования.
    Анализ состава и структуры статьи «Расходы на оплату труда представлен в таблице 6.
    Согласно данным таблицы 6, наибольшую долю в структуре расходов на оплату труда занимают выплаты по тарифным ставкам и окладам (до 31,4% в структуре в 2010 году), но их доля в структуре к 2011 году снизилась до 23,6%; и обязательные страховые отчисления в фонды социального страхования (они занимают 34% в структуре фонда оплату труда). Наибольший прирост показала статья «Выплаты компенсирующего характера» - в 2,5 раза.
    Таблица 6
     Анализ состава и расчета суммы относительной экономии
    (перерасхода) по статье «Расходы на оплату труда»
     
    Показатели
    2010
    2011
    Отклонение
    (+;-) по
    Темп роста, в %
    сумма, тыс. руб.
    уровень,
    %
    сумма, тыс. руб.
    уровень,
    %
    сумма, тыс. руб.
    уровню,
    %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Фонд заработной платы, всего
    15330,4
    100,0
    15480,0
    100,0
    149,6
    0,0
    101,0
    В том числе:
     
     
     
     
     
     
     
    - выплаты по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам
    4816,6
    31,4
    3653,4
    23,6
    -1163,2
    -7,8
    75,9
    - премии и вознаграждения
    1390,4
    9,1
    1420,4
    9,2
    30,0
    0,1
    102,2
    - выплаты стимулирующего характера
    860,6
    5,6
    928,5
    6,0
    67,9
    0,4
    107,9
    - выплаты компенсирующего характера
    750,9
    4,9
    1892,5
    12,2
    1141,6
    7,3
    252,0
    - выплаты по районным коэффициентам по процентным ставкам
    2299,6
    15,0
    2322,0
    15,0
    22,4
    0,0
    101,0
    Страховые отчисления 
    5212,3
    34,0
    5263,2
    34,0
    50,9
    0,0
    101,0
      Также выросли выплаты стимулирующего характера на 7,9%, премии и вознаграждения – на 2,2%, а выплаты по основным окладам наоборот сократились (темп роста составил 75,9%), что было связано с оптимизацией политики выплаты заработной платы (увеличение стимулирующей части оплаты труда и сокращение твердых окладов).
    В таблице 7 представлен анализ структуры и динамики прочих издержек обращения  сети Л'Этуаль.
    Согласно данным таблицы 7, в структуре прочих затрат предприятия в 2010 году наибольшую долю занимали налоги, относимые на издержки обращения, расходы на обеспечение нормальных условий труда, расходы на приобретения хозяйственных материалов. К 2011 году доля расходов на ТБ выросла, и половину прочих расходов стали составлять налоги, относимые на издержки обращения.
     Таблица 7
    Анализ динамики состава и структуры по статье «Прочие затраты»  за отчетный период Состав затрат
    Прошлый год Отчетный год
    Отклонение (+;-) от
    Темп роста, %
    сумма, тыс. руб.
    уд.вес, %
    сумма, тыс. руб.
    уд.вес, %
    сумма, тыс. руб.
    уровню, %
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Прочие затраты, всего, в т.ч.: 17290,3
    100,0
    29390,6
    100,0
    12100,3
    0,0
    170,0
    1.расходы по обеспечению нормальных условий труда и ТБ 3190,3
    18,5
    6278,4
    21,4
    3088,1
    2,9
    196,8
    2.расходы на приобретение хозяйственных материалов 2689,0
    15,6
    3178,0
    10,8
    489,0
    -4,7
    118,2
    3.расходы по ведению кассового хозяйства; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг 2854,8
    16,5
    2968,4
    10,1
    113,6
    -6,4
    104,0
    4.командировочные расходы 318,4
    1,8
    418,9
    1,4
    100,5
    -0,4
    131,6
    5.представительские расходы 490,4
    2,8
    409,6
    1,4
    -80,8
    -1,4
    83,5
    6.расходы по ведению расчетного счета 40,7
    0,2
    50,7
    0,2
    10,0
    -0,1
    124,6
    7.расходы, связанные с оформлением документов
    58,6
    0,3
    54,8
    0,2
    -3,8
    -0,2
    93,5
    8.расходы на оплату почтовых услуг, телефонной и факсимильной связи 1090,5
    6,3
    1050,6
    3,6
    -39,9
    -2,7
    96,3
    9.Налоги, относимые на издержки обращения 6377,2
    36,9
    14804,1
    50,4
    8426,9
    13,5
    232,1
    10.расходы на канцелярские товары и подписку периодических изданий для служебного использования 180,4
    1,0
    177,1
    0,6
    -3,3
    -0,4
    98,2
     
    Наибольший прирост показали такие статьи прочих затрат как налоги, относимые к издержкам обращения (выросли в 2,3 раза), расходы по обеспечению условии труда и ТБ (прирост составил 96,8%), командировочные расходы выросла на 31,6%, расходы по ведению расчетного счета (выросли на 24,6%), расходы на приобретаемые хозяйственные материалы (выросла на 18,2%), расходы по ведению кассового хозяйства выросла на 4%. По остальным статьям в рассматриваемый период наблюдалась экономия.
    Транспортные расходы имеют большой удельный вес в общей сумме издержек обращения. Поэтому их анализ важен при оценке затрат. Эта статья относится к переменным издержкам и увязывается с изменением товарооборота. В анализе расходов по этой статье выделяют влияние следующих факторов: объём товарооборота; структура товарооборота; среднее расстояние перевозок; изменение тарифов на транспортные услуги; организация доставки товаров.
    Влияние большинства факторов на транспортные расходы измеряют традиционными методами.
    Методом разниц можно определить влияние объёма товарооборота на данную статью затрат.
    По данным табл. 8 определим влияние фактора товарооборота на транспортные расходы.
    Таблица 8
    Показатель
    2010
    2011
    Абсолютное изменение
    Товарооборот, тыс. рублей
    312450
    369890
    57440
    Транспортные расходы, тыс. рублей
    4319,4
    6419,8
    2100,4
    Уровень транспортных расходов, в %
    1,4%
    1,7%
    0,4%
     
    Чтобы определить влияние заданного фактора методом разниц, умножим прирост товарооборота на базисный уровень расходов:
    57440 * 1,4/ 100 = 804,16 тыс. руб.
    То есть за счёт увеличения товарооборота на 57440 тыс. руб. транспортные расходы увеличились на 804,16 тыс. руб.  
    Влияние других факторов находят умножением отклонения по уровню затрат на отчётную сумму товарооборота:
    369890 * (0,4) / 100 = 1479,56 тыс. руб.
    Сумма отклонений составила перерасход в 1479,56 тыс. рублей.
     
    2.4. Сравнительный и оперативный анализ издержек обращения
    ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)
     
    Оперативный анализ издержек обращения проводят на основании данных текущего учёта и первичной документации. В настоящем исследовании такой анализ будет проводиться за 9 месяцев 2012 года (табл.9).
    Таблица 9
    Оперативные данные по издержкам обращения сети Л'Этуаль
    за 9 месяцев 2012 года
    Месяцы
    Расчетно-нормативные данные, тыс. рублей.
    Расчётно-отчётные данные,
    тыс. руб.
    Соблюдение сметы
     
    Постоянные расходы
    Переменные расходы к плановому обороту
    Итого
    Постоянные расходы
    Переменные расходы к плановому обороту
    Итого
    1.Январь
    1582,3
    957,4
    2539,7
    1593,3
    1000,4
    2593,7
    102,1%
    2.Февраль
    1374,2
    1947,3
    3321,5
    1384,2
    1956,3
    3340,5
    100,6%
    3.Март
    1482,9
    2129,2
    3612,1
    1489,9
    2280,1
    3770
    104,4%
    4.Апрель
    1582,4
    2174,8
    3757,2
    1590,4
    2200,2
    3790,6
    100,9%
    5.Май
    1598,4
    2267,3
    3865,7
    1600,4
    2301,2
    3901,6
    100,9%
    6.Июнь
    1628,4
    2282,3
    3910,7
    1652,1
    2315,3
    3967,4
    101,4%
    7.Июль
    1638,9
    2334,2
    3973,1
    1676,5
    2353,8
    4030,3
    101,4%
    8.Август
    1673,2
    2394,3
    4067,5
    1690,2
    2413,9
    4104,1
    100,9%
    9.Сентябрь
    1721
    2418,9
    4139,9
    1700
    2528
    4228
    102,1%
    Итого
    14281,7
    18905,7
    33187,4
    14377
    19349,2
    33726,2
    101,6%
     
    Согласно данным таблицы 9, на протяжении рассматриваемого периода с января по сентябрь 2012 года наблюдается планомерный прирост издержек обращения по сумме постоянных и переменных издержек обращения, к концу периода общая смета издержек была превышена на 1,6%. Таким образом, необходимо оперативное сокращение издержек обращения торговой сети.
    Наиболее распространённым методом в сравнительном анализе является метод группировки. С помощью этого метода определяют влияние изменения товарооборота, приходящегося на единицу торговой площади на общий уровень издержек обращения (табл.10). Данные табл. 10 иллюстрируют существующую тенденцию уменьшения товарных потерь (относимых на издержки обращения) при увеличении доли расфасованных товаров в общем объёме продаж.
     
    Таблица 10
    Сравнительный анализ издержек обращения
    Группы торговых подразделений по объёму товарооборота на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.  
    Число отделов магазина
    Уровень издержек обращения, %
    До 50 
    9  
    8.8
    От 51 до 60  
    7  
    8.5
    От 61 до 70  
    11  
    7.9
    От 71 до 80  
    7  
    7.4
    Свыше 80  
    3  
    6.9
     
    С помощью таблицы 11 проведем итоговый анализ влияния изменение физического объема продаж на динамику издержек в сети Л'Этуаль в плановом 2012 году:
    Таблица 11
    Анализ динамики суммы и уровня издержек обращения по отношению к  товарообороту Показатели
    Ед. изм.
    Издержки обращения
    Отклонение (+;-),
    тыс. руб.
    Темп роста, %
    2011
    2012 план
    А
    1
    2
    3
    4
    5
    Товарооборот
    тыс. руб.
    369890
    380500
    10610
    102,9
    Сумма издержек обращения всего,
    в том числе:
    тыс. руб.
    184290
    210380
    26090
    114,2
    - условно-постоянных
    тыс. руб.
    83271
    102789
    19518
    123,4
    - условно-переменных
    тыс. руб.
    101019
    107591
    6572
    106,5
    Уровень издержек обращения всего,
    в том числе:
    %
    49,8
    55,3
    5,5
    111,0
    - условно-постоянных
    %
    22,5
    27,0
    4,5
    120,0
    - условно-переменных
    %
    22,5
    27,0
    4,5
    120,0
     
    Таким образом, при сохранении существующих тенденций изменения структуры и динамики издержек обращения торговой сети Л'Этуаль и плановом росте товарооборота на 2,9%, к концу 2012  года общая сумма издержек обращения вырастет на 14,2%, в большей степени за счет прироста постоянных издержек обращения. По статьям расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров,  расходы на тару, расходы на потери товаров и технологические отходы, расходы на оплату труда, прочие затраты и транспортные расходы политика экономии издержек обращения в сети Л'Этуаль неэффективна и нуждается в пересмотре и совершенствовании.
    Глава 3. Пути  снижения издержек обращения на предприятии
     
    3.1. Мероприятия по снижению издержек обращения
     
     
    Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов, и самое главное покупателей.
    Нами предлагаются следующие мероприятия по снижению издержек обращения в ООО «Алькор и Ко» (торговая сеть «Л'Этуаль»)
    1. Снижение доли издержек обращения с помощью рост товарооборота  за счет предложения сопутствующих товаров.
    Рост товарооборота и совершенствование его структуры является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия. Только сопутствующие товары могут привести (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) к изменению до 10 % розничного товарооборота торгового предприятия. При этом рост затрат, связанных с реализацией сопутствующих товаров составит 6-7 %. Таким образом, в результате увеличения предложения сопутствующих товаров есть возможность существенно увеличить розничный товарооборот с незначительным ростом издержек обращения, что снизит общий уровень издержек обращения торгового предприятия.
    2. Снижение величины издержек обращения путем роста товарооборота за счет изменения режима работы предприятия.
    Так, магазины сети Л'Этуаль в Омске работаю с 10 утра и до 10 вечера, можно увеличить график работы магазинов до 14 часов (например с 8 утра и до 10 вечера), чтобы работающие покупатели магазина могли приобретать продукцию магазина и до работы. Прирост товарооборота составит до 15%.
    3. Снижение величины издержек обращения путем оптимизации страховых взносов в расходах на оплату труда, которые составляют 34% в структуре расходов.
     Оптимизация страховых взносов должна осуществляться следующими способами:
    1) Премии сотрудникам в пределах 4 000 рублей заменены на материальную помощь и тем самым компания экономит на взносах. Поскольку любая матпомощь в пределах 4 000 руб. в год не облагается страховыми взносами на основании Закона 212-ФЗ п.11 ч.1 ст.9 Закона.
    2) При задержках выплаты заработной платы работодатель выплачивает компенсацию работникам. То есть, часть своего дохода работники получают в виде денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы. Такая компенсация предусмотрена ТК РФ и по своему содержанию относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим она страховыми взносами не облагается (п. 2 ч. 1, пп. 2 «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
    3) Необходимо выплачивать часть заработной платы в качестве участия работников в нераспределенной прибыли. Цель - уменьшение НДФЛ и взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС. Работники учреждают компанию или вводятся в состав участников уже существующей компании. Компания получает прибыль и ежеквартально распределяет ее между участниками  в виде дивидендов. Работники получают основной доход не через заработную плату, а через выплату дивидендов. Организация экономит на взносах в ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, поскольку на дивиденды этот налог не начисляется. Дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. эти суммы нельзя включить в расходы при расчете налога на прибыль.
    4. Уменьшить сумму налога, относимого на издержки обращения можно через создание резерва по сомнительным долгам. Неполученные долги имеют все признаки сомнительной задолженности, если: задолженность возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг; если задолженность не погашена в договорные сроки и ничем не обеспечена (п. 1 ст. 266 НК РФ). Резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения могут создавать те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это требование для сети Лэтуаль выполняется.
    5. Снизить расходы на обеспечение ТБ с  6278,4 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей путем передачи управления данными расходами на аутсорсинг фирме ООО «Региональный экспертный центр «Охрана труда», заключив договор на 5-летнее обслуживания по вопросам организации и прохождения охраны и техники безопасности труда.
    Таким образом, предложенные мероприятия позволят снизить общую сумму издержек обращения предприятия. 
     
     
    3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
     
    Для расчета экономической эффективности были выбраны 3 основных мероприятия:  снижение издержек обращения путем роста товарооборота за счет продажи дополнительных товаров,  снижение издержек обращения путем роста товарооборота за счет увеличения время работы предприятия, снижение издержек обращения путем оптимизации страховых взносов. В таблице 12 представлены исходные данные для расчета экономического эффекта от  продажи дополнительных товаров.
    Таблица 12
    Исходные данные для расчета
    Показатель
    Единицы измерения
    Значение
    1.Численность работников, охваченных мероприятием (ЧОБ), работают по сменно по 5 человек
    чел.
    35
    2. Товарооборот совокупный
    тыс. руб.
     
    до внедрения мероприятия
    369890
    после внедрения мероприятия
    425373
    3.Среднемесячная заработная плата (ЗП)
    руб.
    18400,0
    4.Годовой фонд рабочего времени (ФВР)
    дни
    365,0
    5. Среднедневной товарооборот на одного продавца
    тыс.
     
    Окончание таблицы 12
    до внедрения мероприятия
    рублей
    28,9
    после внедрения мероприятия
    33,2
    6. Ставка единого социального налога
     
    34,0%
    7.Затраты на внедрение мероприятия (?К)
    тыс. руб.
    1000,0
    8.Нормативный коэффициент окупаемости (Ен)
     
    0,15
     
    1. Прирост производительности труда:
    ,
     
    2. Условное высвобождение численности:
    ,
     (чел.)
    3. Экономия заработной платы:
    ЭЗП = ФЗП?ЭЧ,
    ЭЗП =18400х 12?3,62 = 799 296 (руб.)
    4. Экономия по единому социальному налогу:
    ЭС/С = ЭЗП?0,34,
    ЭС/С = 799 296?0,34 = 271 760,6 (руб.)
    5. Годовая экономия заработной платы:
    ЭГ = ЭЗП + ЭС/С,
    ЭГ = 799296+ 271760,6 = 1 071 056,6 (руб.)
    6. Расчет экономического эффекта за год:
    Эгод = ?С – Ен ? ?К, где ?С – экономия предприятия за год.
    Эгод=  1071056,6 – 0,15 ? 1000 0000,0 = 921 056,6.
    Расчёт окупаемости: Кок=?К/?С
    Кок= 1000 000/1071056,6 = 0,93 года.
    В таблице 13 представлены исходные данные для расчета экономического эффекта от  изменения режимов работы предприятия:
    Таблица 13
    Исходные данные для расчета
    Показатель
    Единицы измерения
    Значение
    1.Численность работников, охваченных мероприятием (ЧОБ), работают по сменно по 5 человек
    чел.
    35
    2. Товарооборот совокупный
    тыс. руб.
     
    до внедрения мероприятия
    369890
    после внедрения мероприятия
    406879
    3.Среднемесячная заработная плата (ЗП)
    руб.
    18400,0
    4.Годовой фонд рабочего времени (ФВР)
    дни
    365,0
    5. Среднедневной товарооборот на одного продавца
    тыс. руб.
     
    до внедрения мероприятия
    28,9
    после внедрения мероприятия
    31,8
    6. Ставка единого социального налога
     
    34,0%
     
    1. Прирост производительности труда:
    ,
    2. Условное высвобождение численности:
    ,
     (чел.)
    3. Экономия заработной платы:
    ЭЗП = ФЗП?ЭЧ,
    ЭЗП =18400х 12?2,59 = 714 840 (руб.)
    4. Экономия по единому социальному налогу:
    ЭС/С = ЭЗП?0,34,
    ЭС/С = 714840?0,34 = 243045,6 (руб.)
    5. Годовая экономия заработной платы:
    ЭГ = ЭЗП + ЭС/С,
    ЭГ = 714840 + 243045,6 = 957885,6 (руб.)
    5. Затраты на дополнительную оплату труда и единый социальный налог мы учитываем только у части продавцов с помощью часовой тарифной ставки:
    ЗП доп = (8?1,5?365?50,4)/2 = 227520 (руб.)
    ЕСН доп = 0,34 х 227520= 75 055,6 (руб.)
    6. Годовая экономия:
    ЭГ = ЭЗП + ЭС/С – ЗП доп – ЕСН доп,
    ЭГ = 957885,6 –  227520 – 75055,6 = 655 310 (руб.)
    Рассмотрим плановый эффект от оптимизации выплат по страховым взносам в 2012 году (табл. 14).
    Таблица 14
    Плановый эффект от оптимизации выплат по страховым взносам в 2012 году, тыс. руб.
    Наименование статьи
    2012 г.
    1. Среднесписочная численность, чел
    22
    2. Размер страховых взносов
    (до оптимизации) (30%), руб.
    1 656 900,00
    3. Планируемый ФОТ, тыс. рублей
    (ФОТ 2011 года 4837300,00 руб.+ ФОТ 2 рабочих для пр-ва стек. мебели 506000,00 руб.+ Фот 1 мен-ра 202800,00 руб.)
    5 546 100,00
    4. Сумма выплат мат. помощи (всем 22 рабочим по 4000 руб.)
    1 056 000,00
    5. Сумма компенсаций по з/п (1/2 ФОТ)
    2 770 500
    6.Экономия по выплате нераспределенной прибыли (1/5 ФОТ)
    1 109 200,00
    7.Налогооблагаемый ФОТ (стр.3-стр.4-стр.5-стр.6)
    607 830,00
    8. Размер страховых взносов
    (после оптимизации)
    Стр.8 х 30%
    182 300,00
    9. Экономический эффект полученной прибыль от суммы сэкономленных  страховых взносов после оптимизации (стр.2-стр.8), абсолютное
    1 474 500,00
    10. Изменение в сумме страховых взносов после оптимизации (стр.2/стр.8х100%), темп снижения в %
    89,1%
     
    Экономический эффект от оптимизации выплат по страховым взносам (ЭкvСВ) составит 1 474 500  рублей.
    Таким образом, предложенные мероприятия экономически эффективны, и могут быть внедрены в деятельность торговой сети Л'Этуаль для снижения издержек обращения.
    Выводы.Снижение издержек обращения является существенным резервом экономии средств на предприятии и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли. Предложенные мероприятия направлены на рост товарооборота и совершенствование его структуры, которое является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия. Также было предложено снижение величины издержек обращения путем оптимизации страховых взносов в расходах на оплату труда, которые составляют 34% в структуре расходов. Уменьшить сумму налога, относимого на издержки обращения можно через создание резерва по сомнительным долгам. 5. Снизить расходы на обеспечение ТБ с  6278,4 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей путем передачи управления данными расходами на аутсорсинг фирме ООО «Региональный экспертный центр «Охрана труда», заключив договор на 5-летнее обслуживания по вопросам организации и прохождения охраны и техники безопасности труда.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
     
    Таким образом, издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, — у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем.
    На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обращения торговых предприятий оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды.
    Анализ экономической литературы показал, что основным современным методом оптимизации издержек обращении торгового предприятия является проведение комплексного анализа данных издержек обращения.
    Анализ издержек обращения сети Л'Этуаль показал, что при сохранении существующих тенденций изменения структуры и динамики издержек обращения торговой сети Л'Этуаль и плановом росте товарооборота на 2,9%, к концу 2012  года общая сумма издержек обращения вырастет на 14,2%, в большей степени за счет прироста постоянных издержек обращения. При этом уровень издержек обращения вырастет на 11%, что является отрицательной тенденцией для прибыльности и рентабельности предприятия.
    По статьям расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров,  расходы на тару, расходы на потери товаров и технологические отходы, расходы на оплату труда, прочие затраты и транспортные расходы политика экономии издержек обращения в сети Л'Этуаль неэффективна и нуждается в пересмотре и совершенствовании.
    Предложенные мероприятия направлены на рост товарооборота и совершенствование его структуры, которое является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия. Также было предложено снижение величины издержек обращения путем оптимизации страховых взносов в расходах на оплату труда, которые составляют 34% в структуре расходов. Уменьшить сумму налога, относимого на издержки обращения можно через создание резерва по сомнительным долгам. 5. Снизить расходы на обеспечение ТБ с  6278,4 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей путем передачи управления данными расходами на аутсорсинг фирме ООО «Региональный экспертный центр «Охрана труда», заключив договор на 5-летнее обслуживания по вопросам организации и прохождения охраны и техники безопасности труда.
    Расчет экономической эффективности по первым трем мероприятиям показал, что предложенные мероприятия экономически эффективны, и могут быть внедрены в деятельность торговой сети Л'Этуаль для снижения издержек обращения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Библиографический список
     
     
    1. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности : учеб. пособие / М. С. Абрютина. – М. : Дело и Сервис. 2008. – 512 с.
    2. Александров Ю. Л. Издержки обращения торгового предприятия: анализ и экономическое обоснование : учеб. пособие /Ю. Л. Александров, А. М. Смирнова. – Красноярск, 2009. – 124 с.
    3. Васильева Н.А. Экономика предприятия. Конспект лекций/ Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. – М.: Юрайт, 2008. – 192 с.
    4.  Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций/ О.И. Волков, В.К. Скляренко. –М.: Эксмо, 2006. – 345 с.
    5. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для вузов/ А. Д. Выварец. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 544 с.
    6. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): учебник/ А. М. Лопарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 240 с.
    7. Мищенко, А.П. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие / А.П. Мищенко. -  Казань: КИ МГУК, 2007.
    8. Романенко И.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ И. В. Романенко. – М.: Финансы и статистика, 2011. -  352 с.
    9. Самойлович В.Г. Экономика предприятия/ В. Г. Самойлович, Е. К. Телушкина. – М.: Академия, 2009. – 224с.
    10. Хунгуреева И.П. Экономика предприятия: учебное пособие/ И.П. Хунгуреева, Н.Э. Шабыкова, И.Ю. Унгаева. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2008. – 240 с.
    11. Цыганков В.А.  Экономика предприятия: Учебное пособие. / В.А. Цыганков, И.Л.  Лебедева,  И.Н. Горелова, С.Л. Жаркова. – Омск: ОмГТУ, 2008. – 48 с.
    12. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –718 с.
    13. Экономика предприятия: учебник/ под ред. В. М. Семенова. – Спб.: Питер, 2008. – 416 с.
    14. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкого. – 2-е изд. – М. : Маркетинг, 2003. – 696 с.
    15. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 319 с.
    16. Экономика и финансы предприятия/ под ред. Т. С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, 2010. – 344 с.
    17. Экономика торгового предприятия: учебник / Г.Г.Иванов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
    18. Экономика торгового предприятия/ Под ред. А.И. Гребнева. -  М.: Экономика, 2006. – 381 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Снижение издержек обращения торгового предприятия (на примере сети магазинов Л'Этуаль) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.