Полный текст:
Содержание
Введение........................................................................................................................................... 3
Глава 1. Социологические исследования социально
– экономических и политических процессах 5
1.1. История социологических исследований в
России............................................................. 5
1.2. Социологические исследования в России в
наше время..................................................... 6
1.3. Социологические исследования социально –
экономических процессов………………...8
1.4.Социологические исследования политических
процессов……………………………….11
1.5. Социологические методы в изучении
социально – экономических и политических процессах…………………………………………………………………………………………17
Глава 2. Социологические исследования социально
– экономических и политических процессов в г. Тольятти и Самарской
области…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………………………41
Введение
Социологические исследования
являются одним из элементов деятельности информационно-аналитического отдела.
Актуальность выбранной темы
обуславливается тем, что одной их примечательных особенностей жизни нашей
страны в последние годы является быстрое развитие социологических исследований
социально - экономических и политических процессов.
Рост социологических исследований отражает специфику современного этапа
развития общества, высокую сознательность и ответственность людей за все, что
происходит в стране и мир, понимание того, что социальные проблемы нельзя
решить техническими средствами или административными мерами, стремление обеспечить
наиболее эффективное, квалифицированное руководство всеми сторонами жизни
общества.
Надо отметить, что ситуация с изучением социально-экономических и политических
процессов в регионах России в настоящее время почти аналогична указанной для
страны в целом. Накопленные научно - методические наработки в высших учебных
заведениях, исследовательских институтах как правило не востребованы, да и не
представляют собой единой системы. В результате и в регионах, и в муниципальных
образованьях проводимые социологические исследования заказываются
исследовательским центрам в основном из конъюнктурных интересов. Глубинные
процессы социально - экономической трансформации в обществе остаются вне поля
исследований.
Так, например, проблемы
изучения формирующейся социальной структуры общества, развивающихся отношений
эксплуатации, системного выявления ценностных ориентаций в обществе в разрезе
социальных слоев и т.д. целенаправленно и системно не исследуются.
Цель исследования - рассмотреть
социологические исследования социально - экономических и политических
процессов.
Предмет исследования -
социологические исследования.
Объект исследования -
исследование социально - экономических и политических процессов.
В ходе исследования были решены
следующие задачи:
1. Рассмотрены социологические
исследования социально - экономических и политических процессах: история
социологических исследований в России; социологические исследования в России в
наше время; социологические исследования социально - экономических и
политических процессов; рассмотрены социологические методы в изучении социально
- экономических и политических процессах.
2. Изучены социологические
исследования социально - экономических и политических процессов в г. Тольятти и
Самарской области.
Методы и формы изучения
общественного мнения весьма разнообразны - интерактивный опрос, анкетирование,
телефонный опрос, опрос в наиболее людных местах города, опрос на выходе из
избирательных участков в день выборов представителей властных структур всех
уровней и т.д. Ежегодно проводится не менее 12-15 исследований с последующим их
анализом. Изучается мнение таких больших групп как пенсионеры, работники
предприятий, учреждений и организаций, безработные, школьники, студенты и в
целом молодежь.
Как правило, в каждом
исследовании изучается мнение 1200 респондентов, нередко число респондентов не
менее тысячи. Возрастные категории от 18 лет до 60 и старше. Эти факторы
позволяют видеть достоверную картину общественного мнения.
Тематика социологических исследований весьма обширна и многообразна. Это
отношение к властным структурам и выявление уровня знаний истории и культурного
наследия Отечества среди учащихся школ, гимназий и училищ, перспективы
изменений уровня жизни граждан в ближайшее время и степень популярности местных
средств массовой информации; оценка уровня социально-экономического развития,
выявление рейтинга политических партий и известных лиц.
ГЛАВА
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССАХ
1.1.
История социологических исследований в России
В двадцатые годы активно
исследовались изменения в условиях труда и быта трудящихся, изучались бюджет, и
структура свободного времени работника, воспроизводство населения и воспитание
детей, другие важные социальные процессы и явления общества. Появились понятия
социология города, деревни, политики искусства, молодежи, социология иных
конкретных объектов. Издавалась литература по отдельным областям социальных
знаний[1].
В те годы глубокими
исследованиями бюджетов времени различных групп и слоев общества, разработкой
социологических закономерностей развития производства, прежде всего выяснением
роли труда занимался российский ученый Станислав Струмилин. Его работы несли
серьезную информацию о социальных явлениях и процессах, содержали ценные
прогнозы. В связи с гонениями он был вынужден посвятить себя разработке проблем
экономической науки. По существу 40-50г.г. в СССР, в т.ч. в. и России не велось
никаких социологических исследований. Причина была в отрицании значения социологии как
самостоятельной и полноправной науки об обществе, законах его развития и
функционирования[2].
Лишь в начале 60г.г. с
наступлением хрущовской “оттепели” начали возрождаться конкретные
социологические исследования. В 1960г. в Институте философии Академии наук СССР
было организовано первое в стране социологическое подразделение. Вначале это
был сектор исследования новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел
конкретных социологических исследований.
Однако данные социологических
исследований практически использовались при решении тех или иных вопросов
реальной жизни, а социология все не признавалась самостоятельной
обществоведческой наукой. Тот факт, что проводилось много конкретных
эмпирических исследований разных сторон социальной жизни, давало основание
рассматривать социологию только как прикладную науку. Вместе с тем по-прежнему
считалось, что единственно научной теорией общества являлся исторический
материализм, что сдерживало развитие социологии[3].
Так было до конца 80-х г.г.,
когда в силу ряда сложившихся социально-политических, экономических и
внешнеэкономических обстоятельств СССР оказался перед объективной
необходимостью реформирования общества. Тогдашнее “партократическое”
руководство СССР выбрали не научный, а волюнтаристический путь решения
назревших экономических и экономико-политических проблем страны.
1.2.
Социологические исследования в России в наше время
Социологи продолжают проводить
свои исследования хода реформирования российского общества. В результате
выявлены и изучены как позитивные, так и негативные аспекты происходящих в
стране изменений. В частности, обращено внимание на становление элементов
рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской и торговой, ликвидацию в
известной мере товарного дефицита, но в то же время отмечалось сокращение
объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение научного
и технического потенциала страны, значительное снижение жизненного уровня
большинства населения, увеличение преступности, и рост различных форм
социальных аномалий.Социальная цена реформирования оказалась чрезвычайно высокой[4].
Социологи предлагали и
конкретные меры для преодоления негативных и опасных тенденций. Сделан вывод о
том, что главное направление современного этапа реформирования должно определяться как объективными
тенденциями развития мировой цивилизации, так и потребностями принятия
адекватной российскому евразийскому менталитету модели общественного развития.
Социологи обосновали, что при
наличии мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого
потенциала, которым располагает страна, Россия может осуществить стремительный
экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед, и не только сравняться
с развитыми странами, но и занять прочные ведущие позиции в мировой
экономико-политической жизни и научно-технической сфере.
Социологами разработаны
основные принципы концепции государственной национальной политики. Показано, что
назревшие вопросы межнациональных отношений следует решать в русле
господствующей в мире тенденции к экономической и политической интеграции.
Много внимания уделяется
разработке проблем общенациональных интересов и социальных приоритетов. Как и в
недавнем прошлом, работы и выводы социологов признаются значимыми, по-прежнему
остаются невостребованными.
Прогнозы же обладают в ряде случаев достаточной достоверностью.
Печальной особенностью
современного этапа развития социологической науки является ее резко упавший
научный уровень. Все стали социологами и политологами, все дают советы,
выстраивают рейтинги и т.д. А в
результате мы имеем общество, к которому никто не стремился и которого никто не хотел. Еще
более тревожной особенностью современного этапа развития социологии является
то, что эта наука, а вернее псевдосоциология, нередко используется как средство
манипуляция сознанием людей для
принятия антинародных
или квазидемократическихрешений.
Сложившееся положение в самой
социологической науке и с использованием данных социальных наук необходимо
исправлять. Здесь большая роль принадлежит Российскому гуманитарному научному
фонду и Российскому фонду фундаментальных наук. Российский гуманитарный научный
фонд мог бы увеличить число специальных гарантов на подготовку научных изданий,
учебников и учебных пособий.
Необходимы гранты и на
оснащение социологических лабораторий и отделов современным оборудованием.
Желательно поставить вопрос о сертификате на проведение исследований.
Социологические исследования должны проводить специалисты.
Рост социологических
исследований отражает специфику современного этапа развития нашего общества,
высокую сознательность людей за все, что происходит в стране и мире, понимание
того, что социальные проблемы нельзя решить техническими средствами или административными
мерами, стремление обеспечить наиболее эффективное, квалифицированное
руководство всеми сторонами жизни общества.
Организационной
структурой, реализующей цели и задачи региональной системы социологических
исследований, является центр комплексного мониторинга социальных процессов. Для
создания ЦКМСП, на наш взгляд, наиболее оптимальной будет следующая
организационная структура, которая позволит оперативно проводить необходимые
исследования как в центре региона, так и в районах (городах) региона.
Рисунок 1.1.
Организационная структура ЦКМСП
1.3.Социологические исследования социально
– экономических процессов
На современном этапе состояние
социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем
общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и
практического осмысления. В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного
роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал
приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее
развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету
социально-экономических и политических исследований придает стремление
рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые
зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую
в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такойисход может быть
достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной
социальной науки:
¦ разработка основ методологии социальной инженерии,
проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и
регулированию общественных отношений в социальных общностях;
¦ мониторинг социального поведения, диагностика состояния
социальных систем;
¦ разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания
и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории;
¦ разработка модели управления, основанной на системе
общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.
Научные представления об
обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались
двумя путями: индуктивным и дедуктивным.
В ходе использования
индуктивного подхода к социальным явлениям явно обострилась проблема связи
индивида с единицами социальной структуры, упорядочивающей поведение человека,
делающей его узнаваемым и предсказуемым. Социальные процессы и явления изменяются
не только в зависимости от природы составляющих элементов, но и от способа их
соединения. Способ соединения людей в социальную общность не только позволяет
исследователю определить механизм их детерминации в обществе, но и служит
атрибутом культурной самобытности. Таким образом, можно выделить несколько
способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами.
1. Моральный (Л. Гумплович).
Люди, населяющие определенную
территорию, в ходе своей текущей деятельности вырабатывают некоторые нормы,
объясняющие некий параллелизм в оценке схожих событий. Содержание этих норм
привязано к ценностным стереотипам, сформировавшимся в обществе, его традициям
и нормам.
2. Психологический (Ч. Кули).
Укоренение моральных норм в
механизме привычек и бессознательного выбора обусловливают проявление
психологического фактора в режиме соединения поведения индивида и социальной
структуры. Человек поступает так потому, что он не может поступить иначе,
поскольку такой вариант поведения заложен в его психологии, внутренней
мотивации. Схожесть вариантов поведения, задаваемая на психологическом уровне,
открывает широкие возможности для целенаправленного воздействия власти или
крупных общественных объединений на настроение индивидов, манипулирование
общественным сознанием и т. д.
3. Юридический (У. Самнер).
Закрепление предписаний
общественного поведения в законодательной форме — юридических норм и законов —
открывает возможности в использовании юридического контроля в социальных
общностях. Юридические средства интеграции индивида в действующий социальный
порядок начинают действовать при развитой практике отношений на рынке, когда
каждая сделка должна регулироваться соответствующей статьей закона, что
заставляет участников унифицировать свое поведение в соответствующей среде.
4. Экономический (Э. Дюркгейм).
Предполагает типизацию
социальных действий через сложившуюся в обществе систему общественного
разделения труда. Вступление социальных субъектов в режим свободного обмена
произведенной продукции способствует закреплению этих субъектов в той
экономической роли, в которой субъекты выступают на рынке ради получения
материального дохода. Социальный анализ сложившегося общественного разделения
труда позволяет говорить о сложившихся тенденциях в динамике занятости и характере
поведения различных профессиональных и отраслевых групп[5].
Производящий характер условий,
в которых осуществляется социальное действие, заставляет поставить вопрос о
том, что вынуждает людей поступать так, как того требуют соответствующие
условия. Причину этого Э. Дюркгейм предлагает искать в среде предшествующих
социальных фактов, образуемых вокруг отношения к различным социальным целям.
Таким образом, разделение между индуктивным и дедуктивным подходами в
социологии обусловлено тем, какая роль в акте социального объяснения отводится
социальной среде. Если в социальной среде ученые видят средство социального
поведения, мы имеем дело с индуктивным подходом. Если причину — то здесь на
первое место выходит дедуктивный подход. К примеру, установив связь между
склонностью к самоубийству и уровнем образования, Э. Дюркгейм подчеркивал, что
невозможно понять, каким образом образование приводит к самоубийству. Не
представляют ли оба факта следствия одного и того же состояния? Сам ученый
считал, что общей причиной самоубийств является ослабление традиционных
религиозных верований, которое одновременно усиливает потребность к знанию и
склонность к самоубийству. Такая постановка вопроса в значительной степени
способствовала развитию гипотетико-дедуктивных методов в объяснении социальных
явлений и процессов. Дедуктивный подход в объяснении логики социальных
процессов заключается в опосредованном значении надындивидуальных сфер (общностей,
коллективного сознания, культуры, рациональности), обусловливающих поведение
индивидов через систему норм и ценностей, составляющих предпосылки морального
выбора, содействующего проявлению воли человека, сочетанию средств и методов
достижения им собственных целей. Переход от эволюционной концепции социальных
изменений к теории социального действия означал переход от индуктивизма в
методологии социального объяснения к группе дедуктивных методов.
«В процессе объяснения
социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину
и выполняемую им функции».
С точки зрения мотивационной
обусловленности социальные действия, в соответствии с классификацией М. Вебера,
можно разделить на четыре вида:
¦ целерациональное действие;
¦ ценностно-рациональное;
¦ аффективное;
¦ традиционное.
Целерациональное действие
представляет собой сознательное использование условий и средств для достижения
поставленной цели. В основе ценностно-рационального действия лежит вера в
самодовлеющие ценности и нормы, характерные для той или иной социальной группы.
Аффективное действие вызывается эмоциональным состоянием индивида, его
чувствами и ощущениями. Длительные привычки и обычаи вызывают традиционное
действие. Особенностью классификации социальных действий, по М. Веберу,
является усиление по мере перехода от целерационального к традиционному роли
общественных институтов, ослабляющих влияние индивидуальной рациональности в
поведении человека.
С проникновением дедуктивных
методов в социальные науки влияние позитивизма начинает постепенно ослабевать.
Происходит уточнение сущности социального факта, который наделяется свойствами
обусловливающей его возникновение системы. Так начинает оформляться методология
функционализма.[6]
1.4.
Социологические
исследования политических процессов
Политические процессы происходят
в рамках всего пространства социума, поэтому они содержат не только конвенциональные (договорные,
нормативные, легальные) изменения, но и те, которые обусловлены результатами
деятельности субъектов, не разделяющих идеологические установки и политические
цели государственной власти. К ним относятся политические партии, находящиеся
на нелегальном положении, террористические организации, криминальная
деятельность легальных политиков в сфере влияния на государственную власть и
т. п. Отражая, таким образом, реальные изменения политической жизни, а не
только происходящие в рамках планируемой деятельности легальных органов власти,
политические процессы обладают ненормативным характером.
Их параметры, как и масштабы, не могут быть однозначно определены и
спрогнозированы. Это первая важнейшая особенность политических процессов.
Другой особенностью политического
процесса является то, что он происходит непрерывно, т. е.,
развиваясь во времени и в пространстве, он не может быть остановлен чьим-либо
волевым решением. Даже если в стране вводится военное положение, запрещаются
политические партии и политическая деятельность, под жесткий контроль берутся
средства массовой информации, то уже сама необходимость обеспечения этих мер
является политическим процессом, протекающим в своеобразной форме. Любое
принятое «окончательное» решение становится причиной развития новой ситуации,
которая приводит к необходимости принятия очередного «окончательного» решения и
т. д. Например, политическая партия добивается представительства в
парламенте. Этому посвящена вся ее деятельность – организационная,
идеологическая, собственно политическая. Но, добившись представительства в
парламенте, т. е. решив эту чрезвычайно важную задачу, эта партия
сталкивается с необходимостью решать уже задачи организации своей деятельности
в парламенте, законотворческих действий и т. д.
Будучи непрерывным, политический
процесс одновременно обладает определенной цикличностью, повторяемостью –
ритмикой. В нем можно рассмотреть ряд последовательных, периодически
повторяющихся стадий. При этом ритмика может быть стабильной, вычислимой и
управляемой (например, избирательные кампании, отчетно-выборные процедуры в
политических или общественных организациях и т. д.) или носить
неритмичный, неровный (рваный) характер. Последний случай характерен для
периодов качественной реформации общественных отношений, радикально меняющих
расстановку и соотношение политических сил, революционных переворотов,
международных кризисов, крупномасштабных стихийных бедствий и т. п. В
зависимости от того, в какие периоды исторической жизни социума формируются
политические процессы, заметно меняются как численность участвующих в них
политических субъектов, так и их состав. Это предопределяет и «ритм»
происходящих политических изменений. Например, в период бурных перемен в
политический процесс вовлечено практически все население страны. В «спокойный»
период в политическом процессе участвует так называемая «элита». Точно так же,
в «спокойные» периоды влияние крайних партий весьма ограничено. Однако в период
резкого ослабления власти, обострения противоречий в обществе именно крайние партии,
предлагающие «быстрые и простые» решения, приобретают огромное влияние и
выходят на первый план, в то время как центристские партии (особенно
парламентские) утрачивают влияние и отходят на вторые роли.
Для политических процессов
характерны чрезвычайные гибкость и
динамизм. В
ходе их развития ведется постоянная политическая борьба между различными
участниками, отражающими социальную природу и политическое поведение различных
сил. В этой борьбе могут заключаться временные и постоянные союзы, происходить
объединения и размежевания в зависимости от того, чьи интересы выражают в
данный момент участвующие в этой борьбе политические силы. Политическая борьба
ведется самыми различными методами и напоминает «бои без правил». Нередко
проводятся шумные идеологические кампании по возвеличиванию одних или
дискредитации других участников политического процесса. Однако вектор отношения
к фигурантам может круто поменяться (иногда – на противоположный) в случае
изменения «расклада» политических сил.[7]
Современное российское общество
относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно
противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса
(С.Грановский, Е.Мелешкина, Р.Мухаев, В.Никонов, А.Салмин, Г.Сатаров, О.Смолин,
М.Урнов и другие) отмечают сложность и неоднозначность его изучения. Так
Р.Мухаев выделяет семь основных особенностей.
Первая
особенность политического процесса в
России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных
и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости
институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и
контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из
особенностей политического развития России. В этих условиях политический
процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая
пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического,
социального, духовного развития не решается без вмешательства властных
структур.
В условиях перехода России к
рыночной экономике статусная дифференциация дополняется
социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее
экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением
государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в
свои права института частной собственности формируют разнородную массу
политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность
разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако,
поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается,
постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое,
политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается
самоорганизоваться, создать партию власти[8].
Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в
России - отсутствие консенсуса между участниками политического
жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за
несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса
кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся
политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском
процессе и удовлетворения собственных интересов.
Новые политические силы,
представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также
работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и
т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем,
например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой
экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные
устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных
политических целей и реализации своих требований политические силы (партии,
движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая
незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).
Третья
особенность политического процесса в России состоит в его
неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости
политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской
политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции
достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы
гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского
общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их
ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии
похожи скорее наклиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического
деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Отсутствие дифференциации и
специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено
российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти,
господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в
советское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление
политического господства монопольно властвующего органа приводило к
конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к
революциям.
В современных условиях ситуация
концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую
декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство
политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента
страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во
многом является результатом несформированности институтов гражданского
общества, недифференцированности групп интересов.
Четвертая
особенность политического процесса в России выражается в
отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия
в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный
политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в
котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством
разветвленной системы представительства. Однако подобной системы
представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция
такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала
разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В
условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом
коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма
позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества,
целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели
система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм
коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились
диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования
определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел
процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».
Не создана разветвленная система
представительства интересов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь
обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое
влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным
каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно,
поэтому доминирующей формой политического представительства стали
заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования
отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном,
культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей
приобретают латентные формы представительства.
Пятая
особенность политического процесса в России выражается в том,
что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании
обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в
формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана
культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту
интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство
проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов
политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение
субъектов политики предсказуемым.
Во взаимодействии «власть -
общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно
концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации
политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к
тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной
ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за
последствия принимаемых решений. Кроме того, неструкгурированность
политического процесса обусловливала появление неконституционных органов,
которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.
Шестой
особенностью российского политического процесса является
высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что
заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве
радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство
правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической
неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на
либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние
дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов
- частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся
имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий.
Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на
рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или
антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты
монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции
использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную
власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при
выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества
повышает значение эмоциональных и символических факторов политического
взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию
конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского
процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.
Седьмая
особенность политического процесса в России заключается в том, что
тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию,
когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых
западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С.
Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами
своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин,
выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.
Однако уступки во внешней
политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну
по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость России от
западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что
западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную
поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную
державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить
самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы
российского общества.
Социологические
методы в изучении социально – экономических и политических процессах
Методы социологических исследований - способы построения
и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ
документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный,
латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ,
ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный,
сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический,
идеографический и др[9].
Вопрос о целесообразности использования того или иного
метода в каждом данном исследовании решается в зависимости от содержания
исследуемой проблемы, от степени разработанности её в литре, от тех ресурсов,
которыми располагает исследовательский коллектив. Методическая сторона каждого
исследования заключается в обеспечении достоверности и надёжности получаемых
данных, и, следовательно, в новизне и истинности конечных выводов исследования.
Особое место в решении этих задач принадлежит организации выборки, которая
должна обеспечить определ. степень соответствия между обследуемой и генеральной
совокупностями. Определение меры этого соответствия, т. е. оценка
репрезентативности выборочной совокупности по наиболее важным параметрам — одна
из важных методических сторон каждого социологических исследования. Надёжность
и достоверность данных, полученных в ходе исследования, обеспечивается
благодаря соблюдению определения правил, во первых, при разработке основных
инструментов исследования — бланков, анкет, планов интервью, карточек
наблюдения, ключевых понятий при контент-анализе документов и т. д.; во-вторых,
при осуществлении полевых работ, т. е. при опросе обследуемой совокупности
респондентов; в-третьих, при первичной обработке полученных материалов —
выбраковке анкет, шифровке и кодировании ответов на вопросы анкеты. Каждый из
этих этапов работы требует своеобразных навыков и определения специализации.
Так, при разработке анкеты должны соблюдаться следующие
правила: 1) содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам
исследования. Для этого каждый из вопросов анкеты должен быть соотнесён с
исследовательскими задачами. Эта процедура должна быть зафиксирована в рабочем
варианте анкеты. 2) Язык анкеты должен быть освобождён от распространённых
клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к
разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями,
достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов
должна строиться таким образом, чтобы на всём протяжении заполнения анкеты у
респондента сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на
вопросы. 3) При формулировках «подсказок» — избираемых вариантов ответа —
необходимо избегать психологического давления на респондента, наиболее удобной
для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе «положительный» и
«отрицательный» суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.
4) Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него
много времени. 5) Анкета должна быть выверена во времени и построена с учётом
обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса. 6) Анкета должна быть
оформлена аккуратно, в полиграфическом оформлении анкеты рекомендуется
использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов и ответов,
пояснения респондентам относительно заполнения анкеты. При составлении анкеты
наиболее часто встречаются такие ошибки, как обнаружение установки
исследователя, неадекватность терминов и ошибка несоразмерности, состоящая в
предложении выбрать одну или несколько из ряда ценностей, не сопоставимых между
собою.
При отборе тех или иных методов социологического
исследования необходимо иметь в виду, что массовость опроса не является
гарантией достоверности и надёжности результатов. Гораздо эффективнее
использовать более точный инструментарий, требующий квалифицированной работы
интервьюеров, статистиков, вычислителей и аналитиков, нежели проводить
многотысячные опросы, которые в силу проф. слабости не могут дать новой
информации о состоянии общественного мнения. Важным средством обработки методики
является пробный опрос, в ходе которого на нескольких десятках человек
уточняется реакция респондентов на предлагаемые вопросы и возможности
последующей интерпретации результатов исследования.
Наиболее плодотворным методом сбора материала в
социологическом исследовании оказывается стандартизированное интервью, т. е.
очный индивидуальный опрос по заранее отработанной анкете с возможными устными
пояснениями респонденту со стороны интервьюера. Такой опрос позволяет свести к
минимуму число невозвращённых анкет и позволяет достаточно строго провести в
жизнь намеченный план выборки.
Опрос – метод сбора первичной информации посредством
обращения с вопросами к определенной группе людей.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
количество опрошенных, достоверность и объективность, цель опроса. С помощью
исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт. Существует
две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов
последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на
пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы различают документальные интервью
(изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений. Особо
выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура
интервью соспециалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения - делятся на свободные,
нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может
быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным
на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят
“терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому
респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
5) По способу организации интервью делятся на групповые и
индивидуальные.
Подбор интервьюеров, основные требования: Умение понятно
говорить. Умение правильно слушать (нейтрально и активно). Должен уметь
устанавливать отношения сотрудничества с незнакомыми людьми. Умение хорошо
организовывать свою деятельность. Нейтральность, располагающая к доверию
внешность (формально). Умеет адаптировать стандартные вопросы к нестандартным
респондентам. Должен реализовывать как коммуникативную функцию, так и функцию сбора
информации.
Анализ документов – метод сбора первичных данных, при
котором документы используются в качестве главного источника информации.
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций,
направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной
точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Контент-анализ - при таком исследовании социолог по отдельному или отдельным
фрагментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологического или политического
процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.
Документом признается любой материальный объект, который
фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в
определенное собрание. В этом широком смысле к документам относятся не только
надписи, рукописи и печатные издания, но и произведения искусства,
нумизматические памятники, музейные экспонаты минерального, ботанического,
зоологического или антропологического характера.
Научным документом считается материальный объект,
содержащий закрепленную научную информацию, предназначенный для ее передачи во
времени и пространстве и используемый в общественной практике.
По форме научные документы различают: текстовые (книги,
журналы, рукописи и т.д.); графические или изобразительные (чертежи, схемы,
графики, планы, карты, диаграммы и т.п.); аудиовизуальные (звукозаписи,
кинофильмы, диапозитивы и др.).
Наблюдение. Один из методов социологического исследования
- наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем
прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в
которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в
основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из
жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - не одно и то
же. Научное наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей
проверкой полученного результата.
В специальной литературе можно встретить различные виды
наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные, когда
исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют
профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), и
невключенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства
исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в
естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в
специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках
психологических и социально-психологических экспериментов.
Наблюдения бывают систематическими, проводимыми по
заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного
времени, и несистематическими (кратковременными), проводимыми на стадии
"разведки" в качестве первичной основы для формулирования гипотез
исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из
документов, с помощью опросов и т.д.).
Каждый вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и
отрицательные стороны. Положительной стороной включенного наблюдения является
то, что оно позволяет узнавать все детали событий, их подоплеку, движущие
мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны - опасность утратить
объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет
себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя.
Целый ряд сфер жизни почти или полностью недоступен для наблюдения.
Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает
поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднено
выявление мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.
При всей привлекательности наблюдения как метода сбора
социальной информации (простое и не требующее больших финансовых затрат) у него
есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с обеспечением
репрезентативности (достоверности) полученных данных. Наблюдатель фиксирует
относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое
количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации
событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна
еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система
(мера) отсчета. Опираясь на эту сис-тему, социолог по-своему толкует,
интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности
восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную
ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения
давать объективную информацию, но и является решающим средством выявления и
преодоления субъективности результатов наблюдения. С целью получения
объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются
следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими
методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных
терминов и т.п.
Эксперимент в научном методе — метод исследования
некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным
взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках
научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных
связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического
подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки
эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.
Эксперименты широко применяются в естественных науках, но сфера экспериментирования
в социологии достаточно ограничена. В лабораторию мы можем поместить лишь
небольшую группу людей, однако они, как правило, знают, что их будут изучать, и
могут вести себя не так, как обычно.
План эксперимента должен включать: цель и задачи эксперимента;
место и время проведения эксперимента и его объем; характеристику участвующих в
эксперименте лиц; описание материалов, используемых для эксперимента; описание
методики проведения эксперимента; описание дополнительных переменных, могущих
оказать влияние на результаты эксперимента; методику наблюдения за ходом
эксперимента; описание методики обработки результатов эксперимента; описание
методики интерпретации результатов эксперимента[10].
Виды планов.
Простые планы, или однофакторные, предусматривают
изучение влияния на зависимую переменную только одной независимой переменной.
Преимущество таких планов состоит в их эффективности при установлении влияния
независимой переменной, а также в лёгкости анализа и интерпретации результатов.
Недостаток заключается в невозможности сделать вывод о функциональной
зависимости между независимой и зависимой переменными.
Опыты с воспроизводимыми условиями.
В сравнении с опытами с привлечением двух независимых
групп такие планы требуют меньшего количества участников. План не подразумевает
наличия разных групп (например, экспериментальной и контрольной). Цель таких
опытов — установить ?воздействие одного фактора на одну переменную.
Опыты с привлечением двух независимых групп —
экспериментальной и контрольной — опыты, в которых экспериментальному
воздействию подвергается лишь экспериментальная группа, в то время как
контрольная группа продолжает делать то, что она обычно делает. Цель таких
опытов — проверка действия одной независимой переменной.
Комплексные планы составляются для экспериментов, в
которых изучается либо воздействие нескольких независимых переменных (факторные
планы), либо последовательное воздействие различных градаций одной независимой
переменной (многоуровневые планы).
Планы для многоуровневых экспериментов
Если в экспериментах используется одна независимая
переменная, ситуация, когда изучаются только два её значения, считается скорее
исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований
используется три или более значений независимой переменной, — такие планы часто
называют однофакторными многоуровневыми. Такие планы могут использоваться как
для исследования нелинейных эффектов (то есть случаев, когда независимая
переменная принимает более двух значений), так и для проверки альтернативных
гипотез. Преимущество таких планов — в возможности определить вид
функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными.
Недостаток, однако же, заключается в больших временных затратах, а также в
необходимости привлечь больше участников.
Факторные планы подразумевают использование более чем
одной независимой переменной. Таких переменных, или факторов, может быть
сколько угодно, однако обычно ограничиваются использованием двух, трёх, реже —
четырёх.
Факторные планы описываются с помощью системы нумерации,
показывающей количество независимых переменных и количество значений (уровней),
принимаемых каждой переменной.
Квазиэкспериментальные планы — планы для экспериментов, в
которых вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать выводы о
существовании причинно-следственной связи.
Виды квазиэксперементальных планов:
1. Планы эксперимента для неэквивалентных групп
2. Планы дискретных временных серий.
Типы:
1. Эксперимент по плану временных серий
2. План серий временных выборок
3. План серий эквивалентных воздействий
4. План с неэквивалентной контрольной группой
5. Сбалансированные планы.
Планы expostfacto
Исследования, в которых сбор и анализ данных производится
после того, как событие уже свершилось, называемые исследованиями expostfacto,
многие специалисты относят к квазиэкспериментальным. Суть исследования
expostfacto состоит в том, что экспериментатор сам не воздействует на испытуемых:
в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни.
При планировании исследования expostfacto имитируется
схема строгого эксперимента с уравниванием или рандомизацией групп и
тестированием после воздействия.
Планы с малым N также называют «планами с одним
субъектом», так как индивидуально рассматривается поведение каждого
испытуемого. Одной из главных причин использования экспериментов с малым N
считается невозможность в некоторых случаях применить результаты, полученные из
обобщений на больших группах людей, ни к одному из участников индивидуально
(что, таким образом, приводит к нарушению индивидуальной валидности).
План с одним субъектом должен учитывать как минимум три
условия:
Необходимо точно определить целевое поведение в терминах
событий, которые легко зафиксировать.
Необходимо установить базовый уровень реакции.
Необходимо произвести воздействие на испытуемого и
зафиксировать его поведение.
Корреляционное исследование — исследование, проводимое
для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи (корреляции)
между несколькими (двумя или более) переменными. От квазиэкспериментального
план такого исследования отличается тем, что в нём отсутствует управляемое
воздействие на объект исследования.
В корреляционном исследовании учёный выдвигает гипотезу о
наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида
или между определёнными внешними уровнями и психическими состояниями, при этом
предположения о причинной зависимости не обсуждаются. Испытуемые должны быть в
эквивалентных неизменных условиях. В общем виде план такого исследования можно
описать как PxO («испытуемые» x «измерения»).
Экспериментальное исследование строится в соответствии с
правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между
событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления
события-"отклика" после предшествующего по времени
события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов
экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения появления
"отклика" с помощью посторонних влияний и конкурирующих каузальных
гипотез. Соответственно данные экспериментального исследования представляют
собой наилучшее приближение к модели статистического вывода о наличии причинной
взаимосвязи между воздействием и "откликом" или, в более привычных
терминах, между независимой и зависимой переменными.
Лабораторный, или истинный, эксперимент нацелен на
проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального
контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции)
этого воздействия от посторонних влияний, оказываемых внешними, т. е.
иррелевантными с точки зрения проверяемой гипотезы, переменными.
Экспериментальный контроль и изоляция позволяют отвергнуть иные возможные
объяснения наблюдаемого эффекта - конкурентные гипотезы. Немаловажным условием
обоснованности, валидности результатов, получаемых в лабораторном эксперименте,
является возможность достаточно надежного измерения зависимой переменной. В
этом случае при бесконечном количестве испытаний результаты неизбежных
случайных возмущений в зависимой переменной "погасят" друг друга и
исследователь получит точную оценку интересующего его воздействия.
В социальных науках от лабораторного эксперимента принято
отличать полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях и в
большинстве случаев имеющий своей целью не столько проверку научной гипотезы о
причинной связи между?
переменными, сколько оценку эффективности различных
программ или методов воздействия.
Для многих прикладных социологических исследований,
ориентированных на разработку и оценку социальных программ, социальное
экспериментирование столь же типично, сколь типичны лабораторные эксперименты
для социальной психологии или социологии малых групп. Социальное
экспериментирование позволяет ответить на самые разнообразные вопросы,
относящиеся преимущественно к сфере практической политики и администрирования -
например, как влияет отмена смертной казни на показатели преступности, растет
ли посещаемость музеев при снижении цен на входные билеты, во всех ли случаях
повышение размера вознаграждения ведет к росту производительности труда и т. п.
Экспертное оценивание — процедура получения оценки
проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное
мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из
специалистов. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных
оценок, ранжирования – например для сравнения нескольких проектов по их степени
соответствия заданному критерию.
Этапы экспертного оценивания: Постановка цели
исследования. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта. Подготовка
информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры. Подбор
экспертов. Проведение экспертизы. Статистический анализ результатов. Подготовка
отчета с результатами экспертного оценивания.
Эксперты должны обладать опытом в областях,
соответствующих решаемым задачам. При подборе экспертов следует учитывать
момент личной заинтересованности, который может стать существенным препятствием
для получения объективного суждения. Наиболее распространены методы Шара, когда
один эксперт, наиболее уважаемый специалист, рекомендует ряд других и далее по
цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив.
Проведение процедуры отличается в зависимости от
используемого метода. Общие рекомендации: Препятствовать давлению авторитетов
(эксперт часто боится противоречить мнению большинства или наиболее уважаемого
специалиста). Установить и соблюдать регламент. Увеличение времени на принятие
решения сверх оптимального не повышает точность ответа.
Виды экспертных оценок. Можно выделить 2 группы
экспертных оценок: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные основаны на
использовании мнения экспертов, независимых друг от друга. Коллективные
основаны на использовании коллективного мнения экспертов. Виды индивидуальных и
коллективных экспертных оценок[11].
Метод ассоциаций-основан на изучении схожего по свойствам
объекта с другим объектом.
Метод парных сравнений-основан на сопоставлении экспертом
альтернативных вариантов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные.
Метод векторов предпочтений-эксперт анализирует весь
набор альтернативных вариантов и выбирает наиболее предпочтительные.
Метод фокальных объектов-заключается в перенесении
признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект.
Индивидуальный экспертный опрос-проводится в форме
интервью или в виде анализа экспертных оценок. Этот метод означает беседу
заказчика с экспертом в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы,
ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных
оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом разработанного
заказчиком формуляра по результатам которого производится всесторонний анализ
проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения
эксперт выносит в виде отдельного документа.
Метод средней точки-здесь формулируются 2 альтернативных
варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту
необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена
между значений первой и второй альтернативы.
Метод Дельфи. Суть этого метода в том, чтобы с помощью
серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов –
добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с
помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты
обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом
метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто
несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат,
чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых
столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает
непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое
влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к
мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не
собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО –
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В Г. ТОЛЬЯТТИ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Место и время проведения исследования. Название
инструментария
Исследование проводилось в Тольятти и Самарской
области. В наиболее людных местах раздавались анкеты и заполнялись на местах.
Инструментарий: анкета.
Характеристика инструментария
Всего в анкете
6 вопросов:
Выборка
Объем
выборки
Тип выборки
Единица наблюдения
География
1200
стихийная
респондент
Тольятти и Самарская обл.
Метод обработки эмпирических данных
В данном социологическом исследовании
предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.
Практическая значимость исследования
Данное социологическое исследование имеет
большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже
для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового,
ранее не привлекавшего внимания.
Социологическое
следование политических процессов в России
Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос
на тему “Политическая активность граждан” и будем крайне признательны, если Вы
уделите немного своего времени и ответите на наши вопросы.
1. «Назовите, пожалуйста, 5-6 политиков,
которым Вы более всего доверяете/не доверяете?» (открытый вопрос, до 6
ответов).
Динамика еженедельных оценок по
доверию политикам за последний месяц, в процентах (%)
Доверие
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013
Июль 14,
2013
Июль 21,
2013
Путин В.В.
44
45
44
45
Медведев Д.А.
16
16
13
14
Зюганов Г.А.
7
9
7
8
Жириновский В.В.
8
7
7
7
Прохоров М.Д.
2
1
2
2
Миронов С.М.
2
1
2
2
Явлинский Г.А.
0
0
1
0
Шойгу С.К.
6
6
6
6
Недоверие
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013
Июль 14,
2013
Июль 21,
2013
Путин В.В.
9
11
10
10
Медведев Д.А.
6
8
8
8
Зюганов Г.А.
9
8
8
8
Жириновский В.В.
17
16
18
16
Прохоров М.Д.
4
4
4
4
Миронов С.М.
3
2
2
3
Явлинский Г.А.
4
3
2
2
Шойгу С.К.
0
0
0
0
Динамика индексов доверия
политикам, в баллах
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013, 2013
Июль 14,
2013, 20
Июль 21,
2013,
Путин В.В.
35
34
34
35
Медведев Д.А.
9
8
5
6
Зюганов Г.А.
-1
1
-1
-1
Жириновский В.В.
-9
-8
-11
-10
Прохоров М.Д.
-3
-3
-3
-2
Миронов С.М.
-1
-1
0
-1
Явлинский Г.А.
-3
-3
-2
-2
Шойгу С.К.
6
6
6
6
Максимальное значение индекса, отражающее
наибольший уровень доверия, равно 100 баллов, минимальное -100 баллов.
2. «Если бы президентские выборы проводились в
ближайшее воскресенье, то за кого из кандидатов Вы бы проголосовали?» (закрытый
вопрос, один ответ).
Динамика электоральных предпочтений
россиян, в %
Фев 19, 2012
Фев 25, 2012
Мар 11, 2012
Мар 18, 2012
Путин В.В.
53,5
55,9
58,1
57,5
Зюганов Г.А.
10,8
10,6
13,4
10,7
Жириновский В.В.
8,9
6,9
5,5
7,3
Прохоров М.Д.
5,6
6,4
5,8
7,2
Миронов С.М.
4,3
3,7
2,7
2,3
Не стал бы участвовать в
выборах
7,8
6,6
9,5
7,9
Затрудняюсь ответить
8,0
8,8
3,7
5,4
3. «За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали на
выборах в Государственную Думу, если бы они состоялись в ближайшее
воскресенье?» (закрытый вопрос, 1 вариант ответа).
Динамика электоральных предпочтений россиян, в %
Фев 19, 2012
Фев 25, 2012
Мар 11, 2012
Мар 18, 2012
Путин В.В.
53,5
55,9
58,1
57,5
Зюганов Г.А.
10,8
10,6
13,4
10,7
Жириновский В.В.
8,9
6,9
5,5
7,3
Прохоров М.Д.
5,6
6,4
5,8
7,2
Миронов С.М.
4,3
3,7
2,7
2,3
Не стал бы участвовать в
выборах
7,8
6,6
9,5
7,9
Затрудняюсь ответить
8,0
8,8
3,7
5,4
4.«Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность:» (закрытый вопрос,
один ответ).
1. Президента России
2. Председателя Правительства России (премьер-министра)
3. Правительства России
4. Государственной Думы России
5. Совета Федерации
Динамика
еженедельных оценок одобрения и неодобрения деятельности государственных
институтов за последний месяц, в процентах (%)
Одобрение
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013
Июль 14,
2013
Июль 21,
2013
Деятельности Президента РФ
66,1
64,2
62,2
63,6
Деятельности
Премьер-министра РФ
55,9
54,7
52,1
53,5
Деятельности Правительства
РФ
47,9
45,8
45,4
48,9
Неодобрение
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013
Июль 14,
2013
Июль 21,
2013
Деятельности Президента РФ
27,3
28,9
29,5
29,7
Деятельности
Премьер-министра РФ
35,6
36,2
38,1
37,5
Деятельности Правительства
РФ
39,0
41,1
42,3
39,8
Динамика ежемесячных оценок одобрения и
неодобрения деятельности государственных институтов, в процентах
Одобрение
Март,
2013
Апрель,
2013
Май,
2013
Июнь,
2013
Деятельности Совета
Федерации РФ
30
30
30
35
Деятельности
Государственной Думы РФ
31
29
31
35
Неодобрение
Март,
2013
Апрель,
2013
Май,
2013
Июнь,
2013
Деятельности Совета
Федерации РФ
39
39
36
36
Деятельности
Государственной Думы РФ
50
49
46
47
Динамика индексов одобрения
деятельности государственных институтов за последний месяц, в баллах
Июнь 30,
2013
Июль 7,
2013
Июль 14,
2013
Июль 21,
2013
Индекс одобрения
деятельности
Президента РФ
39
35
33
34
Индекс одобрения
деятельности
Премьер-министра РФ
20
19
14
16
Индекс одобрения
деятельности
Правительства РФ
9
4
3
9
Март, 2013
Апрель,
2013
Май , 2013
Июнь, 2013
Индекс одобрения
деятельности
Совета Федерации РФ
-9
-9
-6
-1
Индекс одобрения
деятельности
Государственной Думы РФ
-19
-20
-15
-12
5.«Вы в целом одобряете или не одобряете
деятельность:» (закрытый вопрос, один ответ).
Политических партииПрофсоюзовОбщественной палатыСМИПравоохранительных органовАрмииСудебной системы
Динамика оценок одобрения и
неодобрения деятельности государственных институтов за последние месяцы, в
процентах
Одобрение
VI.12
VII.12
VIII.12
IX.12
X.12
XI.12
XII.12
I.13
II.13
III.13
IV.13
V.13
VI .13
Деятельности российской
армии
59
57
58
54
52
51
54
58
57
54
58
58
59
Деятельности средств
массовой информации
58
59
58
56
54
60
58
62
58
56
57
57
60
Деятельности правоохрани
тельных органов
40
40
42
37
35
36
39
45
42
36
38
40
41
Деятельности общественной
палаты
34
36
36
32
30
35
36
40
35
30
31
32
31
Деятельности судебной
системы
34
34
34
30
28
31
33
37
37
31
31
31
33
Деятельности профсоюзов
30
34
33
31
29
33
32
34
32
30
31
28
32
Деятельности политических
партий
31
31
32
29
28
33
34
34
35
28
29
28
29
Деятельности русской
православной церкви
68
68
64
63
62
66
66
70
64
62
69
67
65
Деятельности оппозиции
29
28
25
24
22
25
Неодобрение
VI.12
VII.12
VIII.12
IX.12
X.12
XI.12
XII.12
I.13
II.13
III.13
IV.13
V.13
VI.13
Деятельности правоохрани
тельных органов
45
46
43
47
50
49
45
44
47
49
49
43
45
Деятельности судебной
системы
44
43
43
47
49
47
43
44
47
50
50
44
47
Деятельности политических
партий
44
44
42
45
46
42
43
43
44
48
48
45
42
Деятельности профсоюзов
41
39
36
37
40
38
37
39
42
42
40
45
38
Деятельности средств
массовой информации
28
30
30
31
33
28
29
28
32
32
31
28
27
Деятельности российской
армии
25
26
26
28
31
33
28
28
31
30
28
25
27
Деятельности общественной
палаты
29
29
26
29
32
31
28
27
33
34
32
29
32
Деятельности русской
православной церкви
14
15
16
16
16
15
16
15
18
19
14
14
17
Деятельности оппозиции
46
45
46
48
48
46
Динамика индексов одобрения
деятельности общественных институтов за последний месяц, в баллах
Индекс
одобрения
VI.12
VII.12
VIII.12
IX.12
X.12
XI.12
XII.12
I.13
II.13
III.13
IV.13
V.13
VI.13
Деятельности российской
армии
34
31
32
27
22
18
25
30
26
24
29
32
32
Деятельности средств
массовой информации
30
29
28
25
21
31
29
34
26
24
26
29
32
Деятельности общественной
палаты
6
8
10
3
-2
4
9
14
-6
-13
-9
-3
-4
Деятельности профсоюзов
-11
-5
-3
-6
-11
-5
-5
-5
1
-4
-1
3
-2
Деятельности политических
партий
-13
-13
-10
-15
-18
-9
-8
-9
-10
-19
-20
-13
-14
Деятельности судебной
системы
-10
-8
-9
-17
-20
-16
-11
-7
-10
-12
-9
-16
-6
Деятельностиправоохрани
тельныхорганов
-5
-6
-1
-10
-15
-13
-7
1
-9
-20
-19
-16
-13
Деятельности русской
православной церкви
54
52
48
47
46
51
50
55
46
43
55
53
48
Деятельности оппозиции
-18
-17
-21
-23
-26
-22
6.«На этой неделе было сформировано новое
Правительство во главе с Дмитрием Медведевым. Как Вы оцениваете следующие
назначения в новом Правительстве РФ?» (закрытый вопрос, один ответ).
Динамика оценок одобрения и
неодобрения нового Правительства РФ, в процентах
Одобрение
Май 27, 2012
Лавров Сергей, Министр
иностранных дел
51
Рогозин Дмитрий,
заместитель председателя правительства
34
Сердюков Анатолий, Министр
обороны
28
Шувалов Игорь, заместитель
председателя правительства
26
Козак Дмитрий, заместитель
председателя правительства
26
Хлопонин Александр,
заместитель председателя правительства
36
Мутко Виталий, министр
спорта, туризма и молодежной политики
25
Колокольцев Владимир,
Министр внутренних дел
23
Мединский Владимир, Министр
культуры
20
Скворцова Вероника, Министр
здравоохранения
20
Пучко Владимир, министр по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
20
Дворкович Аркадий,
заместитель председателя правительства
19
Соколов Максим, Министр
транспорта
18
Ливанов Дмитрий, министр
образования и науки
18
Федоров Николай, Министр
сельского хозяйства
18
Силуанов Антон, Министр
финансов
18
Никифоров Николай, министр
связи и массовых коммуникаций
17
Коновалов Александр,
министр юстиции
17
Новак Александр, министр
энергетики
17
Сурков Владислав,
заместитель председателя правительства
17
Донской Сергей, Министр
природных ресурсов и экологии
16
Голодец Ольга,
заместитель председателя правительства
15
Мантуров Денис, министр
промышленности и торговли
15
Белоусов Андрей, Министр
экономического развития
15
Топилин Максим, Министр
труда и социального развития
15
Говорун Олег, министр
регионального развития
15
Ишаев Виктор, Министр по
развитию Дальнего Востока
15
Абызов Михаил, Министр по
связям с Открытым правительством
14
Неодобрение
Май 27, 2012
Сердюков Анатолий, Министр
обороны
15
Мутко Виталий, министр
спорта, туризма и молодежной политики
13
Рогозин Дмитрий,
заместитель председателя правительства
9
Ливанов Дмитрий, министр
образования и науки
8
Федоров Николай, Министр
сельского хозяйства
8
Козак Дмитрий, заместитель
председателя правительства
8
Хлопонин Александр,
заместитель председателя правительства
8
Колокольцев Владимир,
Министр внутренних дел
7
Дворкович Аркадий,
заместитель председателя правительства
7
Коновалов Александр,
министр юстиции
7
Мантуров Денис, министр
промышленности и торговли
7
Белоусов Андрей, Министр
экономического развития
7
Шувалов Игорь, заместитель
председателя правительства
7
Топилин Максим, Министр
труда и социального развития
7
Скворцова Вероника, Министр
здравоохранения
7
Сурков Владислав,
заместитель председателя правительства
7
Соколов Максим, Министр
транспорта
6
Абызов Михаил, Министр по
связям с Открытым правительством
6
Голодец Ольга,
заместитель председателя правительства
6
Мединский Владимир, Министр
культуры
6
Донской Сергей, Министр
природных ресурсов и экологии
6
Силуанов Антон, Министр
финансов
6
Новак Александр, министр
энергетики
6
Пучко Владимир, министр по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
6
Никифоров Николай, министр
связи и массовых коммуникаций
5
Говорун Олег, министр
регионального развития
5
Ишаев Виктор, Министр по
развитию Дальнего Востока
5
Лавров Сергей, Министр
иностранных дел
5
Динамика индексов одобрения
деятельности нового Правительства РФ, в баллах
Индекс одобрения
деятельности нового Правительства РФ
Май 27, 2012
Лавров Сергей, Министр
иностранных дел
46
Рогозин Дмитрий,
заместитель председателя правительства
25
Шувалов Игорь, заместитель
председателя правительства
19
Козак Дмитрий, заместитель
председателя правительства
18
Хлопонин Александр,
заместитель председателя правительства
18
Колокольцев Владимир,
Министр внутренних дел
16
Мединский Владимир, Министр
культуры
14
Пучко Владимир, министр по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
14
Сердюков Анатолий, Министр
обороны
13
Скворцова Вероника, Министр
здравоохранения
13
Соколов Максим, Министр
транспорта
12
Мутко Виталий, министр
спорта, туризма и молодежной политики
12
Никифоров Николай, министр
связи и массовых коммуникаций
12
Дворкович Аркадий,
заместитель председателя правительства
12
Силуанов Антон, Министр
финансов
12
Новак Александр, министр
энергетики
11
Донской Сергей, Министр
природных ресурсов и экологии
10
Коновалов Александр,
министр юстиции
10
Ливанов Дмитрий, министр
образования и науки
10
Федоров Николай, Министр
сельского хозяйства
10
Говорун Олег, министр
регионального развития
10
Сурков Владислав,
заместитель председателя правительства
10
Ишаев Виктор, Министр по
развитию Дальнего востока
10
Голодец Ольга,
заместитель председателя правительства
9
Абызов Михаил, Министр по
связям с Открытым правительством
8
Мантуров Денис, министр
промышленности и торговли
8
Белоусов Андрей, Министр
экономического развития
8
Топилин Максим, Министр
труда и социального развития
8
Максимальное значение индекса, отражающее
наибольший уровень одобрения деятельности государственных институтов, равно 100
баллов, минимальное -100 баллов.
Данные представлены на основании всероссийских
опросов. В каждом опросе принимали участие 1200 человек
Социологическое
исследование социально – экономических процессов
Более шести лет назад в Тольятти пришел новый
формат торговли и развлечений. Открытие ТРЦ «Аэрохолл» дало начало существенным
переменам сразу по нескольким параметрам: торговая и досуговая инфраструктура
города, потребительское поведение, стиль жизни горожан. После революционного
проекта ТРЦ в Тольятти появилось еще
четыре торгово-развлекательных центра: «Мадагаскар», «Парк Хаус», «Русь на
Волге», реконструированный и «Капитал».
На протяжении нескольких лет ТЦК «Аэрохолл»
удавалось удерживать бесспорное лидерство. Да и кто бы мог поспорить? Еще в
первой половине 2008 года в то время лишь два конкурента лидера, «Мадагаскар» и
«Парк Хаус», благополучно заняли свои ниши, и все операторы чувствовали себя
вполне комфортно. Осенью 2008 года с разницей в несколько дней открылись еще
два ТРЦ – «Капитал» и по-своему уникальный проект «Русь на Волге», которому
удалось пережить тяжелые последствия экономического спада с минимальными
потерями. Стоит отметить хороший иммунитет «Аэрохолла», избежавшего снижения
спроса со стороны арендаторов и посетителей и переориентации на менее
престижные бренды.
Сейчас, когда тема глобального экономического
кризиса перестала быть «информационным стержнем», можно вполне уверено говорить
о произошедшем перераспределении потребительской аудитории
торгово-развлекательных центров и новом лидере рынка. По результатам опроса, проведенного
Фондом «Институт экономических и социальных исследований» в марте 2013 года[12],
28,8% жителей Тольятти чаще всего посещают «Русь на Волге». Внутри целевой
аудитории (горожане, хотя бы иногда посещающие ТРЦ) этот показатель составляет
50,7%! Лидерство «Торгушки» обусловили отличное месторасположение, широкая
известность, фактически полное соответствие канонам проектирования
торгово-развлекательных центров и PR-активность. Тогда как «Аэрохолл» встал на
одну ступень с недавним аутсайдером «Парк Хаус» и весьма перспективной
«Европой» (см. рис. 1). ТРЦ «Мадагаскар» занимает низшую строку (6,2%):
несмотря на сильные «якоря» – «Эльдорадо» и «О’кей», объект сильно пострадал в
2009 году, потеряв многих арендаторов.
Рис. 1. Рейтинг посещаемости
торгово-развлекательных центров
В сознании потребителей наиболее отчетливо
зафиксирован опыт посещения торгово-развлекательных центров в период
предновогодних дней и рождественских каникул, а также праздников, отмечаемых
14-го, 23 февраля и 8 марта – время острой конкуренции между ТРЦ, когда
маркетинговые и PR-усилия наиболее заметны и актуальны для целевой аудитории. В
частности, ТРЦ «Парк Хаус» проводил масштабную акцию, ориентированную на детей
школьного возраста. И это один из наиболее привлекательных сегментов: маленьких
детей приводят родители, а старшеклассники – это будущие потребители. И в том,
и в другом случае формируется потенциал для расширения потребительской
аудитории. В результате опрос зафиксировал значительный рост популярности ТРЦ
«Парк Хаус» по сравнению с прошлогодними показателями.
Второй вопрос исследования – чем
руководствуются тольяттинцы при выборе места совершения покупок и отдыха? Всем
известна аксиома о трех секретах успешного продвижения объектов коммерческой
недвижимости: место, место и еще раз место. Это доказано сотнями маркетинговых
исследований и подтвердилось снова: для 57,0% посетителей
торгово-развлекательных центров определяющим фактором выбора является близость
к месту проживания. Вероятно, именно с появлением достойной альтернативы часть
аудитории почти безупречного по всем другим параметрам «Аэрохолл» перетекла в
«Русь на Волге». И в этом же, по всей видимости, кроется основное препятствие
для развития ТРЦ «Русь на Волге».
Второе место в списке причин, определяющих
место шоппинга и развлечений, поделили «Выбор товаров» и «Наличие кинотеатра»,
принимаемые во внимание 32,0% опрошенных, представляющих целевую аудиторию
торгово-развлекательных центров. Учитывая, что кинотеатр есть почти во всех
пяти торгово-развлекательных центрах Тольятти, его наличие следует отнести к
числу неотъемлемых составляющих комплекса: популярная и демократичная по цене
развлекательная услуга является важным «магнитом» ТРЦ. Особенно важен
мультиплекс для посетителей «Русь на Волге», предлагающей просмотр фильмов в
формате 3D и, помимо этого, современный развлекательный центр для всей семьи,
что является очевидной сильной стороной объекта.
Доступный ценовой уровень имеет значение для
каждого пятого (19,0%) и наиболее актуален для постоянных посетителей «Парк
Хаус», отличающегося демократичным набором арендаторов. Замыкают рейтинг
факторов выбора «Близость к месту работы» (3,9%) и «Близость к культурному
центру города» (4,6%, см. рис. 2).
Рис. 2. Критерии выбора
торгово-развлекательных центров, % от 284
Какой же торгово-развлекательный центр, по
мнению тольяттинцев, «самый-самый»? Чем привлекают объекты? Что формирует
потенциал развития каждого из них? Самым стильным и привлекательным центром
38,7% жителей города считают «Торгушку». Второе место занимает «Аэрохолл» –
один из первых коммерческих объектов современной архитектуры в городе. Большой
выбор товаров и услуг формирует сильную сторону «ТРЦ «Русь на Волге» и ТРЦ
«Аэрохолл» в равной степени. Развлекательная составляющая также чаще отмечалась
в отношении «Русь на волге», где помимо таких «обязательных» компонентов, как
кинотеатр, бильярд и игровая зона. В ТРЦ «Аэрохолл» представляющие собой
обязательный, но уже недостаточный набор развлечений, что нашло отражение в
общественном мнении. Заметная рекламная активность, по мнению 22,2%
респондентов, отличает ТРЦ «Парк Хаус» – единственный параметр, по которому он
опережает конкурентов (см. рис. 3).
Рис. 3. Оценка торгово-развлекательных центров по различным параметрам
Каждому торгово-развлекательному центру, таким
образом, свойственен свой набор преимуществ и недостатков. Лидерство, однако,
прочно закрепилось за двумя объектами – «Капитал» и «Парк Хаус». «Торгушка»
выигрывает за счет месторасположения и хорошо скомбинированного пула
арендаторов: здесь можно встретить и респектабельные бутики, и демократичные
молодежные магазины, обеспечившие лояльность самой мобильной и перспективной
аудитории. Оригинальный киноцентр, игровая зона, каток – все это формирует
привлекательный образ ТРЦ. «Аэрохолл», хотя и потерял свои лидирующие позиции,
за годы существования сформировал лояльную аудиторию, характеризующуюся высоким
материальным положением и высоким уровнем лояльности. С точки зрения набора
операторов, важно подчеркнуть наличие в ТРЦ крупнейшего федерального
«Перекресток» «Детский мир», а также хорошо развитым направлением товаров для
детей.
Аудитории тольяттинских ТРЦ снова приняли
измеряемые, хорошо заметные очертания, что дает операторам возможность
сконцентрировать усилия на узких целевых аудиториях и выстраивать безошибочные
маркетинговые стратегии.
Заключение
Цели и задачи руководителя региона состоят в
создании и упрочнении экономического пространства региона, максимальном
использовании природных ресурсов региона и многое другое. Для выполнения любой
из вышеуказанных функций совершенно необходима полная и точная информированность
человека, принимающего решения.
Данная курсовая работа содержит достаточно
подробную информацию о социологическом исследовании социально – экономических и
политических процессов, по методам, применяемым при исследовании процессов,
протекающих в регионе. Совершенно очевидно, что появление столь разнообразных методов исследования было
обусловлено тем, что все разнообразие процессов невозможно изучить
ограниченными средствами.
Считаю полезным изучение методов
социально-экономических и политических процессов важным для студентов и будущих
специалистов в области государственного-муниципального управления.
Список литературы
Кравченко А.И., Социология для экономистов,
Юнити,М.,2001Осипов Г.В. Теория и практика социологических
исследований в СССР. М., 1979.Куда идет Россия? Социальная трансформация
постсоветского пространства / Под ред. Заславской Т.И. М.: Наука, 1996.Социология. Учебник для юридических вузов. СПб,
издательство «Лань», СПб Университет МВД РФ, 2008Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод,
предназначение. — М.: Канон, 1995. — С. 112.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //
Этюд об организации высших обществ. — Одесса, 1900. — С. 63.Лавриненко В.Л., Путилова Л.М. Исследование
социально-экономических и политических процессов. Учеб.пособие. - М.: Вузовский
учебник: ИНФРА-М, 2010. 205 сТавокин Е.П. Исследование
социально-экономических и политических процессов. Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М,
2008. - 189 с. - (Высшее образование).Рой О.М. Исследования социально-экономических и
политических процессов. СПб.: Питер, 2008. - 364 с: ил. - (Серия «Учебник для
вузов»).Лекции - Анализ данных в социологии. Артюхина Е.В.,
46 с., 2009 г.
[1]
Кравченко А.И., Социология для экономистов, Юнити,М.,2001
[2]
Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979.
[3] Куда идет Россия? Социальная трансформация
постсоветского пространства / Под ред. Заславской Т.И. М.: Наука, 1996.
[4] Социология. Учебник для
юридических вузов. СПб, издательство «Лань», СПб Университет МВД РФ, 2008
[5]Дюркгейм
Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. — С. 112.
[6]Дюркгейм
Э. О разделении общественного труда // Этюд об организации высших обществ. —
Одесса, 1900. — С. 63.
[7]Тавокин
Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов.
Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 189 с. - (Высшее образование).
[8]Рой
О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб.:
Питер, 2008. - 364 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
[9]Лекции
- Анализ данных в социологии. Артюхина Е.В., 46 с., 2009 г.
[10]Дюркгейм
Э. О разделении общественного труда // Этюд об организации высших обществ. —
Одесса, 1900. — С. 63.
[11]Лавриненко
В.Л., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических
процессов. Учеб.пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 205 с
[12]Телефонный
опрос 1200 жителей Тольятти по квотной половозрастной выборке. В исследовании
приняли участие тольяттинцев старше 18 лет. Половозрастное распределение респондентов
соответствует структуре населения Тольятти. Максимальная погрешность не
превышает 4,48%.