Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отечественная и зарубежная практика страхования экспортных кредитов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Отечественная и зарубежная практика страхования экспортных кредитов
  • Предмет:
    Страхование
  • Когда добавили:
    23.07.2014 14:36:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение. 3
    Глава 1 Теория основ страхования экспортных кредитов. 5
    1.1 Роль и значение экспортных кредитов в экономике. 5
    1.2 Сущность, классификация и содержание отдельных видов страхования экспортных сделок  7
    1.2.1 Страхование валютных рисков. 8
    1.2.2 Страхование депозитов. 9
    1.2.3 Страхование делькреде (на веру) 12
    1.3 Сходства и различия отечественной и зарубежной практики страхования экспортных кредитов  13
    Глава 2 Анализ практики страхования экспортных кредитов в России. 15
    2.1 Анализ тенденций развития СФР. 15
    2.2 Оценка российской практики  страхования экспортных кредитов и тенденции развития страхования экспортных кредитов. 16
    2.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие страхового рынка. 18
    2.4 Оценка систем возмещения ущерба в СФР. 20
    Глава 3 Зарубежная практика страхования экспортных кредитов и ее применение в России. 24
    3.1 Анализ страхования экспортных кредитов в зарубежных странах. 24
    3.2 Основные проблемы и возможные предложения по совершенствованию системы страхования экспортных кредитов в отечественной практике. 28
    3.2.1 Проблемы законодательства в СФР. 28
    3.2.2 Совершенствование системы налогообложения страховых операций по экспорту. 29
    3.3 Разработка схемы всеобщей классификации видов страхования финансовых рисков. 32
    3.4 Проектирование тарифных ставок страховых премий. 34
    Заключение. 39
    Список используемой литературы.. 41
    Приложение. 43
     
    Введение Страхование экспортно-импортных кредитов являет­ся особой разновидностью страхования кредитов, пре­доставляющей страховую защиту от рисков, которые несут участники внешнеэкономической деятельности. Оно возникло в 1950-х гг. Его появление было связано с тем, что с ростом внешнеторгового оборота многих стран и вовлечением в него новых рынков существенно увели­чился риск, которому стали подвергаться предприятия при осуществлении экспортных операций, и прежде все­го при предоставлении кредитов иностранным покупате­лям. К тому же с повышением конкуренции на мировых рынках экспортеры вынуждены соглашаться на предос­тавление все более продолжительных сроков оплаты по­ставок. В результате у экспортеров возникает интерес к покрытию рисков с помощью страхования.
    Страхование экспортных кредитов чаще всего обеспе­чивает покрытие риска непоступления платежей по кре­диту, предоставленному иностранному покупателю. При этом в зависимости от вида полученного кредита стра­ховое обеспечение может быть предоставлено разными способами. В случае, если товар реализуется на условиях отсрочки платежа, т.е. финансирование поставок осуще­ствляется посредством предоставления самим экспорте­ром коммерческого кредита либо с помощью получения поставщиком банковского кредита на период от отгрузки товара до получения платежа по экспортному контракту, заключается договор страхования имущественных инте­ресов экспортера либо страховое обеспечение по платежу предоставляется непосредственно банку-кредитору. При этом предоставление страховой защиты непосредственно банкам нередко используется в качестве основания для вы­дачи банками кредитов экспортерам по льготным ставкам, поскольку полученное страховое обеспечение существен­но снижает кредитные риски, давая банкам практически полную гарантию возврата выданных кредитов. В случае же, если импортер или банк страны-импортера берет кре­дит у банка страны-экспортера для осуществления выплат экспортеру за осуществленные поставки, страховщик пре­доставляет страховую защиту банку страны-экспортера.
    Актуальность данной работы связана с необходимостью обобщения материала по характеристике основных видов страхования экспортных кредитов в отечественной практике и изучения зарубежной практики страхования экспортных кредитов  с последующим применением данной практики в России а также актуальность  обусловлена тем, что с развитием национальной экономики одним из важнейших факторов конкурентной борьбы становятся условия оплаты товара или услуг. Возможность предоставить своим покупателям отсрочку или рассрочку платежа дает значительные конкурентные преимущества компании по отношению к другим участникам рынка.
    Цель данной работы заключается в изучении страхования экспортных кредитов в отечественной и зарубежной практики.
    В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
    - изучить роль и значение экспортных кредитов;
    - изучить отдельные виды страхования экспортных сделок;
    - проанализировать страхование экспортных кредитов в зарубежных странах;
    - исследовать сходства и различия отечественной и зарубежной практики страхования экспортных кредитов;
    - изучить возможные предложения по совершенствованию системы страхования экспортных кредитов в отечественной практике.
    Предметом исследования является страхование экспортных кредитов в России и за рубежом.
    Объектом исследования является практика страхования экспортных кредитов в России и за рубежом.
    Теоретической базой послужили законодательные акты и решения Правительства РФ. Источниками информации так же послужила справочная и нормативная литература.
     
    Глава 1 Теория основ страхования экспортных кредитов 1.1 Роль и значение экспортных кредитов в экономике Экспортные кредиты - специфическая форма кредитов, предоставляемых частными фирмами, банками или государственными финансовыми структурами иностранным предприятиям или странам для оплаты товаров, закупленных в стране или фирме-кредиторе.
    Экспортные кредиты подразделяются на: коммерческие; банковские; государственные. Коммерческие экспортные кредиты предоставляются предприятием-экспортером           предприятию-импортеру на уровне фирмы. Банковские экспортные кредиты предоставляются иностранным покупателям банками-экспортерами. Часто экспортером выступает специализированный банк. Государственные экспортные кредиты предоставляются под закупку определенных товаров (вооружения, продовольствия) какой-либо стране, при этом гарантируются государством от кредитных и валютных рисков.
    Экспортные кредиты могут быть среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 8 лет и более).
    В рамках Европейского сообщества и Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) условия предоставления экспортных кредитов регулируются. Периодически изменяются минимальные процентные ставки по экспортным кредитам в зависимости от изменения уровня жизни. Для развивающихся стран с низкими душевыми доходами устанавливаются более низкие процентные ставки.[7]
    В России государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком -импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации. [9]
    Экспортные кредиты содействуют товарному экспорту, служат орудием борьбы за внешние рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития национальной экономики. Экспортные кредиты выступают в двух основных формах: «кредит поставщика» (экспортная фирма - покупателю) и «кредит покупателю, или финансовый кредит» (кредитный институт страны-экспортёра - иностранному покупателю). Первая форма характерна для краткосрочных экспортных кредитов (с отсрочкой платежа на 2-6, реже 9-12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам денежного рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами. Краткосрочные экспортные кредиты составляют большую по объёму часть экспортных кредитов. В форме «кредита покупателю» выступают главным образом средне- (от 5 лет, во Франции - до 7 лет) и долгосрочные экспортные кредиты, с помощью которых финансируется торговля машинами и оборудованием. При краткосрочных экспортных кредитах государство выдаёт гарантии по кредитам, которые делают переводные векселя «первоклассными» бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам. При предоставлении средне- и долгосрочных экспортных кредитов государство может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по экспортным кредитам. В большинстве стран политические риски покрываются государством до 90-100%, экономические - до 85-90% размера сделки. В связи с обострением валютного кризиса в 1971-76 во Франции, ФРГ и Японии введено государственное страхование валютных рисков. В Великобритании с октября 1976 государство покрывает убытки экспортёров, страхуемые на срочном валютном рынке. Условия экспортного кредита, регламентируемые государством, превратились в объект «кредитной войны» между ведущими капиталистическими странами, в важный фактор конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, наряду с ценами, сроками поставок, качеством товаров и др. [14]
    Экспортные кредиты социалистических стран другим странам, в частности развивающимся государствам, направлены на оказание помощи в развитии национальной экономики, предоставляются преимущественно государственному сектору и не предусматривают каких-либо политических условий.
     
    1.2 Сущность, классификация и содержание отдельных видов страхования экспортных сделок В зависимости от типа иностранного покупателя раз­личают договоры, обеспечивающие страховую защиту поставок государственным и частным покупателям. Договоры страхования экспортных кредитов могут раз­личаться между собой также в зависимости от объектов поставки. Страховая защита сделок, связанных с постав­ками стандартных товаров массового спроса, осущест­вляется обычно путем заключения типового договора страхования экспортных кредитов на оговоренный срок (как правило, один год) на все или большинство экспорт­ных операций страхователя. При осуществлении стра­ховой защиты контрактов по выполнению технических проектов за границей и экспорту капиталоемких товаров, носящих немассовый характер, имеющих высокую стои­мость и поставляемых на условиях долгосрочного креди­тования, отдельные договоры страхования заключаются на каждую конкретную сделку.
    Различают также страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков.
    Наиболее известно страхование экспортных кредитов от политических рисков. Оно широко используется разви­тыми государствами как метод стимулирования проник­новения частного капитала на внешние рынки, особенно рынки развивающихся стран. Размеры страховых выплат по данному страхованию нередко превышают поступления от страховых премий, что делает его убыточным. В связи с этим такое страхование осуществляется, как правило, спе­циализированными учреждениями и обществами, кото­рые обычно принадлежат государству или в которых го­сударство имеет контрольный пакет акций, что позволяет покрывать убытки от страховых операций за счет средств государственного бюджета. [13] Таким образом осуществляет­ся косвенное государственное субсидирование экспорта. При этом предоставление такого страхового обеспечения должно быть обосновано определенными причинами: наличием межгосударственного договора между страна­ми экспортера и импортера, стремлением национальных компаний освоить зарубежный рынок, сохранить или ук­репить позиции на нем, необходимостью стимулирова­ния развития определенной отрасли экономики и т.п.
     
    1.2.1 Страхование валютных рисков Валютным рискам подвержены стороны, заключившие внешнеторговый контракт:
    — для экспортера валютные риски возникают при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа;
    — для импортера валютные риски возникают при повышении курса валюты цены по отношению к валюте платежа;
    Страхование валютных рисков осуществляется двумя методами: во-первых, проведением операций с целью страхования (хеджирования) изменения курса валюты цены по отношению к курсу валюты платежа; во-вторых, внесением в условия внешнеторгового контракта валютных оговорок, в соответствии с которыми сумма платежа изменяется в той же пропорции, в какой происходит изменение курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки.
    Двусторонняя валютная оговорка предусматривает пересмотр суммы платежа, как при повышении, так и при понижении курса валюты, в которой выражено денежное обязательство.
    Валютная оговорка — специально включаемое в текст международного коммерческого контракта условие. Она направлена на устранение или ограничение валютного риска, связанного с изменением реальной стоимости денежного обязательства в период между подписанием и платежа по нему. [9]
    Поскольку более распространенной ситуацией является понижение курса валюты цены к валюте платежа, то в импортные контракты внесение валютных оговорок нецелесообразно. Напротив, в экспортные контракты целесообразно включать валютные оговорки, страхующие от валютных рисков.
    Во внешнеторговой практике существуют и другие формы страхования валютных рисков, которые, в отличие от защитных оговорок, носят неконтрактный характер: компенсационные, товарообменные, а также фьючерсные, форвардные cделки и валютные опционы. Они не включаются непосредственно в текст контракта и не являются его необходимым условием. Однако, как и защитные оговорки, неконтрактные формы снижения валютного риска преследуют цель создать гарантию стабильности ценностного содержания расчетного обязательства при исполнении внешнеторговой сделки. [8]
    Одним из способов нейтрализации или уменьшения негативных последствий колебания валютных курсов может служить сокращение сроков между заключением сделок и осуществлением расчетов по ним, ускорение платежей.
     
    1.2.2 Страхование депозитов Страхование депозитов - страхование, осуществляемое банками, по которому вкладчикам гарантируется возврат вкладов в случае несостоятельности банков (например в период кризиса и депрессии).
    В последние годы официальные системы страхования депозитов были созданы во многих странах. Хотя концепция страхования депозитов достаточно очевидна, проекты страхования депозитов на практике бывают достаточно сложными. Любая страна, стремящаяся к осуществлению такого проекта, должна принять большое количество решений относительно природы данного проекта.
    В большинстве случаев проекты страхования депозитов рассматриваются в качестве приложения к другим официальным мерам, которые разработаны для защиты депонентов от риска потери или для сокращения данного риска. Последние, вне всякого сомнения, включают систему лицензирования банков и надзора за их деятельностью, которая действует, контролируя в первую очередь размер риска, принимаемого коммерческими банками по отношению к их капиталу и управленческим ресурсам. В дополнение, если коммерческие банки сталкиваются с серьёзными проблемами ликвидности, центральные банки могут, если сочтут необходимым, предотвратить их закрытие, предоставив краткосрочную финансовую помощь в рамках механизма «кредитора последней инстанции». [6]
    Проекты страхования депозитов можно также рассматривать как альтернативу, не только для тех случаев, когда страхование не существует, но, что более важно, для различных специальных мер, которые многие правительства или центральные банки предпринимают в целях защиты депонентов от потерь в случае фактического закрытия банка. По определению специальные меры не планируются заранее.  
    Тем не менее, если органы власти, отвечающие за денежно-кредитную политику, готовы осуществить такие действия для защиты депонентов в случае одного или двух не связанных между собой банкротств банков, то они могут выработать презумпцию, что подобные действия они будут предпринимать и в последующих подобных случаях. Такие действия создают «имплицитную» систему защиты депозитов, которая может оказать такое же воздействие на поведение депонента, как и официальные проекты страхования вкладов.
    В настоящее время, как известно, более сорока стран осуществляют официальные проекты страхования депозитов.
     Более половины данных проектов реализуются в Европе; оставшиеся, - по большей части, в странах западного полушария и в Азии и лишь в ограниченных пределах в Африке и на Ближнем Востоке. В отличие от этого около пятидесяти стран реализуют или создали то, что в настоящем Справочнике называется мерами «имплицитной защиты депозитов»: эти страны достаточно равномерно расположены во всех регионах мира с отличительным исключением Западной Европы (где нормой является официальное страхование депозитов). [7]
    Официальный проект страхования депозитов, как правило, осуществляется на основании закона, который оговаривает в числе прочего обстоятельства, при которых подлежит выплате компенсация (как правило, это принудительное закрытие банка), максимальную сумму компенсации, которая может быть выплачена одному депоненту, типы депозитов и/или депонентов, которым полагается компенсация, меры финансирования компенсационных платежей и управление проектом. [18] Таким образом, реализация проекта страхования депозитов в значительной степени носит предопределённый характер; в ряде случаев, когда руководящий орган может обладать полномочиями или может быть обязанным действовать по своему усмотрению, границы, в которых он может принять своё решение бывают, чётко установлены.
    В отличие от этого имплицитная защита депозитов предполагает, что правительство должно принимать решение в каждом конкретном случае как о форме защиты, так и о способах её финансирования. Защита такого рода может привести к тому, что правительство будет выплачивать компенсацию непосредственно депонентам. В качестве альтернативы правительство может защитить депонентов, предприняв меры к тому, чтобы их вклады были переведены в жизнеспособный банк, содействуя слиянию банка-банкрота с жизнеспособным банком или оказывая помощь банку-банкроту за счёт государственных средств, возможно, путём инъекции нового капитала или через покупку активов по их начальной учётной цене.
    Основными преимуществами имплицитной защиты депозитов является то, что она обеспечивает правительству гибкую позицию при индивидуальном рассмотрении случаев банкротств и что она позволяет избежать административных затрат, связанных с разработкой и реализацией официального проекта (хотя решение проблем, связанных с банкротством любого банка, неизбежно будет поглощать определённые средства правительства). С другой стороны, имплицитная защита означает, что никакие финансовые ресурсы не выделяются заранее для покрытия компенсаций, не существует и автоматического механизма получения их.
     
    1.2.3 Страхование делькреде (на веру) Делькреде (итал. del creadere - на веру) - это поручительство комиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. Комиссионер за делькреде получает особое вознаграждение. В случае невыполнения третьим лицом обязательства по сделке брокер или агент, принявший на себя делькреде, возмещает предоставляющему лицу убытки. Условие делькреде позволяет представляемому лицу заметно уменьшить или исключить коммерческий риск, поскольку брокер (агент), используя свое знание местного рынка, может обеспечить условия для успешного выполнения сделки. [19]
    Страхование делькреде - это страховая защита от рисков по краткосрочной дебиторской задолженности по поставкам товаров и услуг внутренним и зарубежным заказчикам лично на срок не более 180 Дней. Страхование делькреде начинается с момента, когда поставки выполнены, по ним выставлен счет и они окончательно приняты покупателем. Полисодержателю возмещается убыток по дебиторской задолженности, возникшей вследствие неплатежеспособности покупателя.
     
    1.3 Сходства и различия отечественной и зарубежной практики страхования экспортных кредитов  Кризисы в рыночной экономике — явление неизбежное. И российским компаниям, выходящим на мировой рынок, нужно помнить об этом. Непоступления валютной выручки по российскому экспорту измеряются несколькими миллиардами долларов. И если госкомпании могут позволить себе работать в убыток (государство покроет ущерб из бюджета), то собственникам приватизированных предприятий потери от коммерческих и политических рисков никто не возместит.
    Ослабить или нейтрализовать риски неплатежа по экспортному контракту позволяет коммерческое страхование экспортных кредитов. За рубежом это распространенная практика, и услуги такого рода предлагают как государственные, так и коммерческие страховые фирмы.
    В этом случае объектом страхования являются коммерческие кредиты или рассрочка платежа, предоставляемая экспортерами покупателям. Причем в качестве страхового случая рассматриваются не только коммерческие риски, но и политические, вызванные действиями властей страны компании-импортера, например, отзыв импортной лицензии, введение моратория на внешние платежи, национализация и т. д. Поскольку страховщик ведет постоянный мониторинг кредитоспособности партнеров своего клиента, то банкротство зарубежной компании не застигнет российского экспортера врасплох. [21]
    Но это на Западе. В России же страхование экспортных кредитов — относительно новое направление в страховом деле. Причин этому несколько. Во-первых, страховщик должен иметь значительный капитал и большие резервные фонды. Во-вторых, страховая компания должна обладать проверенными страховыми технологиями и продуманной тарифной политикой. В-третьих, требуется надежная перестраховочная защита на международном страховом рынке. В-четвертых, страхование экспортных кредитов предполагает наличие развитой отраслевой инфраструктуры, состоящей из кредит-бюро, нескольких информационных источников, структур, способных взыскивать долги, специализирующихся на таких делах адвокатов и пр. [19]
    Первым в России начало работать в сфере страхования экспортных кредитов акционерное общество "Ингосстрах". В настоящее время достаточно активно идет страхование российского экспорта во многие европейские страны, США, Китай, Индию, ОАЭ, в страны Латинской Америки.
    Главный перестраховочный партнер "Ингосстраха" по страхованию коммерческих рисков неплатежа — немецкий концерн "Герлинг", входящий в тройку мировых лидеров. В области страхования политических рисков установлено партнерство с британской компанией Unistrat Assurance. Благодаря этому "Ингосстрах" способен предложить российским экспортерам ежегодную защиту экспортного оборота до $10 млрд.
    В сентябре 1998 года "Ингосстрах" совместно с концерном "Герлинг" значительно расширил для российских экспортеров как перечень стран, поставки в которые могут становиться объектом страхования, так и объем страховой защиты. Если ранее страховались риски неплатежа из-за несостоятельности торговых партнеров из 68 стран, то теперь страхование рисков возможно уже в 116 странах мира. [21]
    Глава 2 Анализ практики страхования экспортных кредитов в России 2.1 Анализ тенденций развития СФР Наиболее сложные и опасные по своим финансовым последствиям риски, не поддающиеся нейтрализации за счет внутренних ее механизмов, подлежат страхованию.
    Страхование финансовых рисков представляет собой защиту имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками) за счет денежных фондов, формируемых ими путем получения от страхователей страховых премий (страховых взносов).
    В процессе страхования предприятию обеспечивается страховая защита по всем основным видам его финансовых рисков — как систематических, так и несистематических. При этом объем возмещения негативных последствий финансовых рисков страховщиками не ограничивается — он определяется реальной стоимостью объекта страхования (размером страховой его оценки), страховой суммы и размером уплачиваемой страховой премии. [15]
    Рынок страхования финансовых рисков в России сегодня находится в начальной стадии своего развития по сравнению с мировым страховым рынком, а также в сравнении со страховыми рынками ряда стран Восточной Европы и Балтии, в которых страхование финансовых рисков, особенно кредитное страхование, в последние годы получило бурное развитие. Учитывая динамику роста совокупного уставного капитала российских страховых компаний и растущий спрос на страхование финансовых рисков, можно предположить увеличение емкости данного рынка в ближайшие годы и в России.
    2.2 Оценка российской практики  страхования экспортных кредитов и тенденции развития страхования экспортных кредитов Правительство Российской Федерации утвердило правила осуществления страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. Соответствующее постановление от 19 февраля 2008 г. 100 подписал председатель правительства Виктор Зубков.
    Данные правила определяют основные положения, в соответствии с которыми осуществляется страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.
    Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков осуществляется на основании договора страхования, заключенного Внешэкономбанком со страхователем.
    По договору страхования страхователем может являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг).
    Страхованию подлежат экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для­ кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг). Страхованию подлежат экспортные кредиты со сроком погашения не менее 2 лет, но не более 15 лет. [20]
    Российский экспортер и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), желающие заключить договор страхования, должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В качестве объекта страхования должны выступать имущественные интересы российского экспортера и (или) банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору.
    Страхование экспортных кредитов может стать действенным инструментом диверсификации российского экспорта, прежде всего за счет реализации потенциала атомной промышленности и ОПК[14]
    Также механизмы частно-государственного партнерства способны многократно повысить потенциал экспортного кредитного страхования. Ориентация на ЧГП позволит достичь синергии в двух направлениях. Во-первых, приоритетная поддержка экспортных проектов, основанных на механизмах ЧГП, крайне важна и может дать новый импульс для развития стратегических отраслей российской экономики без давления на частный сектор. Во-вторых, помимо ориентации на поддержку ЧГП среди экспортеров Банк развития может стать центром развития механизмов частно-государственного партнерства в финансовом секторе.
    Потенциал частно-государственного партнерства в страховании экспортных кредитов проявляется, по нашему мнению, в сотрудничестве с коммерческими страховыми организациями в рамках разделения рисков по экспортным проектам (коммерческие и политические риски могут быть в разных пропорциях поделены между Банком и коммерческими страховыми организациями) либо в рамках последующей передачи рисков в перестрахование. [10]
     
    2.3 Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие страхового рынка Финансовый кризис вынудит страховые компании кардинально пересмотреть ключевые ориентиры бизнеса, сократить издержки и сконцентрироваться на наиболее прибыльных направлениях.
    На сегодняшний день влияние мирового финансового кризиса остро ощутил весь финансовый сектор России – котировки ценных бумаг на фондовом рынке обвалились, управляющие компании и банки фиксируют значительные убытки и испытывают дефицит ликвидности, пытаясь справиться с оттоком клиентских средств. Страховая отрасль на фоне финансовых потрясений последних месяцев выглядит, на первый взгляд, «тихой гаванью». В условиях финансового кризиса страховые компании обычно обладают большей устойчивостью, потому что в отличие от банковских вкладчиков их клиенты не могут отозвать взносы, да и по сути своей страховые компании являются профессиональными управляющими рисками. Пока о наступлении финансового кризиса говорит лишь увеличение доли денежных средств и снижение вложений в акции в структуре активов страховых компаний.
    Представители крупнейших страховых компаний, финансовые показатели деятельности которых показались надзорному ведомству вполне благополучными, тем временем выражают серьезную обеспокоенность по поводу развития страхового бизнеса в России. И не столько в связи с мировым финансовым кризисом, сколько с отсутствием внятной позиции российских властей относительно стратегии развития страховой отрасли.
    В России на уровне правительства страны отсутствует понимание значимости страховой отрасли, ее целей и задач в макроэкономическом смысле, в то время как в цивилизованных странах страхование воспринимается как долгосрочный способ защиты интересов населения и бизнеса. Если бы государство пятнадцать лет назад серьезно занялось развитием страховой отрасли, то страховые резервы в условиях финансового кризиса стали бы национальным капиталом, важным источником финансирования наряду со средствами Стабфонда, госбюджета и Фонда национального благосостояния.
    Несмотря на то, что в недрах Министерства финансов в последние годы разрабатывалась долгосрочная стратегия развития страховой отрасли, желаемый результат пока так и не получен. Во времена финансовых потрясений любая законодательная недоработка или стратегическая ошибка в области регулирования страхового рынка – это удар по отрасли, который в сегодняшних реалиях будет ощущаться гораздо болезненнее, чем в «мирное время».
    Сегодня страховое лобби – Всероссийский союз страховщиков – не обладает достаточным весом при обсуждении законодательных инициатив, касающихся развития рынка страховых услуг. А власти и надзорные ведомства, судя по всему, явно недооценивают влияния финансового кризиса, который уже внес серьезные коррективы в планы развития страховой отрасли. Замедление темпов развития страхового рынка, обострение проблемы роста убыточности, обесценение инвестиций приведет к банкротству целого ряда российских страховых компаний в 2009 году. [16]
    Заметное снижение объемов собираемых премий в следующем году ожидается фактически по всем секторам, исключая страхование, связанное с госконтрактами или крупными инфраструктурными объектами. В реальном выражении рынок страховых услуг упадет на 5-20% в зависимости от уровня инфляции и снижения номинальных сборов страховых компаний. В 2009 году наибольший рост страховых поступлений, да и то в пределах лишь 10-15%, продемонстрирует сегмент добровольного страхования автомобилей от угона и ущерба, а также ДМС и страхования выезжающих за рубеж. По всем остальным видам страхования сборы упадут или вырастут крайне незначительно.
    Вероятными сценариями развития отрасли в условиях кризиса в ближайшей перспективе страховщики видят консолидацию отрасли и банкротство отдельных компаний, что, впрочем, пойдет только на пользу российскому рынку страховых услуг. [6]
    Прогнозируемые в ближайшем будущем серьезные проблемы российских страховых компаний связаны также с плохим качеством  стразового портфеля и большими издержками на ведение дел. Осложняют ситуацию и многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов, которые в условиях кризиса готовы спорить со страховыми компаниями за каждый рубль. [15]
    Обязательными пунктами антикризисной программы большинства страховых компаний, по мнению экспертов, станет жесткое сокращение издержек – совершенствование организационной структуры, снижение затраты на ведение дел, оптимизация налогов и закупок, сокращение персонала и пересмотр системы мотивации и вознаграждения страховых агентов.
      2.4 Оценка систем возмещения ущерба в СФР Выделяют следующие системы страхования и возмещения ущерба[19]:
    • Страхование по действительной стоимости имущества. Оно используется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба, нанесенного застрахованным видам активов предприятия (в размере страховой суммы по договору, соответствующей размеру страховой оценки имущества). Иными словами, при этой системе страхования страховое возмещение может быть выплачено в полной сумме понесенного финансового ущерба.
    • Страхование по системе пропорциональной ответственности. Оно обеспечивает лишь частичную страховую защиту по отдельным видам финансовых рисков. В этом случае страховое возмещение суммы понесенного финансового ущерба осуществляется пропорционально коэффициенту страхования (соотношение страховой суммы,определенной договором страхования, и размера страховой оценки объекта страхования). С учетом этого коэффициента страхования сумма страхового возмещения,выплачиваемого по системе пропорциональной ответственности.
    • Страхование по системе первого риска. Под "первым риском" понимается финансовый ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового события, заранее оцененный при составлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы. Если фактический финансовый ущерб превысил предусмотренную страховую сумму (застрахованный первый риск), он возмещается при этой системе страхования только в пределах согласованной ранее сторонами страховой суммы.
    • Страхование с использованием безусловной франшизы. Франшиза представляет собой минимальную некомпенсируемую страховщиком часть ущерба, понесенного страхователем. При страховании с использованием безусловной франшизы страховщик во всех страховых случаях выплачивает страхователю сумму страхового возмещения за минусом размера франшизы, оставляя ее у себя.
    При этой системе страхования сумма страхового возмещения определяется по следующей формуле: СВбф = У - ФР, где СВдф — сумма страхового возмещения, выплачиваемого предприятию при системе страхования с использованием безусловной франшизы; У—сумма финансового ущерба, понесенного предприятием в результате наступления страхового события; ФР — размер франшизы, согласованной сторонами.
    • Страхование с использованием условной франшизы. При этой системе страхования страховщик не несет ответ ственности за финансовый ущерб, понесенный предприятием в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы. Если же сумма финансового ущерба превысила размер франшизы, то она возмещается предприятию полностью в составе выплачиваемого ему страхового возмещения (т.е. без вычета в этом случае размера франшизы).
     
    Порядок уплаты страховой премии. В соответствии с действующей практикой используется два принципиальных подхода к уплате страховой премии:
    • одноразовый платеж (одноразовая премия). Он но сит, как правило, авансовый характер, т.е. выплачивается страховщику сразу же после подписания договора страхования. Такая форма уплаты применяется по краткосрочным видам страхования финансовых рисков или при долгосрочном их страховании с невысоким размером страховой премии;
    • текущий платеж (текущая премия). Он распределяется по конкретным временным интервалам общего срока действия договора страхования — годам (если срок договора установлен в несколько лет), полугодиям, кварталам, месяцам). Сумма каждого текущего платежа в этом случае определяется путем деления полной страховой премии на количество временных интервалов (или в иных размерах по согласованию сторон).
    С позиций предприятия более выгодным является выплата страховой премии в порядке текущих платежей.
     Размер и характер страховой франшизы. Этот элемент включается в условия страхования при его осуществлении с использованием безусловной или условной франшизы. В целях усиления внешней страховой защиты предприятие должно стремиться к минимизации раз-1мера франшизы и отдавать предпочтение условному ее виду (из рассматриваемых двух альтернативных систем страхования финансовых рисков).
    Порядок определения размера страхового ущерба. Страховой ущерб характеризует стоимость уничтоженных или частично утраченных активов предприятия, а также денежную оценку финансовых потерь страхователя или третьих лиц, в пользу которых заключен договор страхования. Страховой ущерб может определяться условиями страхования в бесспорном порядке (при возможности однозначного установления его суммы) или по согласованию сторон. Условиями страхования может быть пре-I дусмотрено привлечение к оценке размера финансовых потерь страхователя специальных экспертов — "аварийных комиссаров", призванных выяснять причины наступления страхового случая и определять размер ущерба. [13]
    Порядок выплаты страхового возмещения. Под страховым возмещением понимается сумма, выплачиваемая страховщиком для покрытия финансового ущерба страхователя при наступлении страхового события. Порядок его выплаты устанавливает предельный срок расчетов, их форму (вид платежа), возможность удержания из него невыплаченного размера страховой премии. Этот элемент определяет также условия, при которых страховое возмещение не выплачивается (при умышленном преступлении и т.п.).
     
    Глава 3 Зарубежная практика страхования экспортных кредитов и ее применение в России 3.1 Анализ страхования экспортных кредитов в зарубежных странах В мировой практике страхование экспортных кредитов подразделяется на страхование экспортных кредитов поставщика (т. е. коммерческих кредитов, предоставляемых продавцом-экспортером покупателю-импортеру в форме отсрочки платежа за товары или услуги) и страхование экспортных кредитов покупателю (т. е. финансовых кредитов, предоставляемых кредитной организацией покупателю - импортеру под покупку товаров продавца - экспортера). Риски, принимаемые на страхование экспортных кредитов, условно могут быть разделены на две группы: политические и коммерческие. Как правило, под коммерческим риском экономисты и страховщики понимают следующее: «предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при проведении бизнес - операций, осуществлении сделок... состоящий в возможном, вероятном, случайном снижении, потере доходов, имущественных ценностей, денежных средств предпринимателя, имеющих место в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка, невозможности точно предсказать динамику его тенденций». К политическому риску относят опасности, возникающие для объекта страхования, связанные с изменением политики государства, военными действиями, национализацией, конфискацией, введением различных ограничений и эмбарго. [19]
    На рынке страхования экспортных кредитов экономически развитых стран можно выделить 3 основные группы участников - страховщиков:
    1. Государственные агентства (либо полугосударственные компании, либо компании, уполномоченные государством), занимающиеся страхованием экспортных кредитов и предоставлением гарантий от имени государства.
    2. Частные страховщики, занимающиеся страхованием экспортных кредитов и предоставлением гарантий от своего имени:
    ¦ страховые компании, входящие в международные группы страховщиков экспортных кредитов;
    ¦ мелкие национальные страховщики, занимающиеся страхованием экспортных кредитов.
    3. Международные объединения страховщиков экспортных кредитов, не занимающиеся самим страхованием, однако оказывающие большое влияние на весь рынок страхования экспортных кредитов. [14]
    Страхование экспортных кредитов на уровне государства в странах ЕС, США и Японии реализуется следующими организациями:
    ¦ Великобритания: Департамент страхования экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department, ECGD), образован в 1919 г. как отдельный департамент Правительства Великобритании.
    ¦ Германия: Консорциум, состоящий из частных компаний Euler Hermes Kreditversicherungs_AG (EH Germany) и PWC Deutsche Revision Aktiengesellschaft Wirtschaftsprufungs Gesellschaft (PWC), образован в 1949 г.
    ¦ Франция: Частная страховая компания Coface, образована в 1946г.
    ¦ Испания: Полугосударственная страховая компания CESCE, образована в 1970 г.
    ¦ Швеция: Государственное управление по страхованию экспортных кредитов (Exportkreditnamnden, EKN), образовано в 1933 г.
    ¦ Чехия: Государственная страховая компания EGAP, образована в 1992 г.
    ¦ США: Экспортно_импортный банк (US EXIMBANK), образован в 1934 г. как независимое агентство Федерального Правительства.
    ¦ Япония: Государственное агентство NEXI, образовано в 2001 г.
    Государственные агентства предоставляют два основных вида услуг:
    I. Типичные услуги.
    II. Специфические услуги.
    Типичные услуги одинаковы во всех странах, специфические зависят от особенностей экономического развития той или иной страны.
    К типичным для всех государственных агентств услугам относятся:
    ¦ Страхование экспортных кредитов (коммерческих кредитов поставщика и финансовых кредитов покупателю) от коммерческих и политических рисков. Реализуется в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Чехии, США, Японии. Предоставляется под среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет) контракты, а также контракты, заключаемые с развивающимися странами.
    ¦ Страхование инвестиций, осуществляемых национальными организациями за рубежом, при условии заинтересованности государства в предложенном проекте. Реализуется в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Чехии, США, Японии.
    ¦ Финансирование приоритетных для страны проектов. Осуществляется в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, США, Японии. Не предоставляется в Чехии7 .
    ¦ Предоставление различных видов гарантий под заключенные национальными компаниями внешнеторговые контракты. Осуществляется в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Чехии, США, Японии. Такие гарантии реализуются в форме договоров страхования. Выделение их в отдельную группу услуг обусловлено спецификой страхуемых рисков. Как правило, спектр рисков, включаемых в гарантию, несколько yже, чем в классическом договоре страхования экспортных кредитов.
    К специфическим услугам относятся:
    ¦ В Великобритании: услуги перестрахования некоторых внешнеторговых контрактов, застрахованных на частном рынке страхования экспортных кредитов.
    ¦ В Испании: страхование кредитов, предоставляемых во внутренней торговле.
    ¦ В Швеции: предоставление услуг по страхованию экспортных кредитов не только национальным, но и иностранным компаниям, при условии заинтересованности в сделке шведской стороны.
    ¦ В США: предоставление услуг прямого кредитования экспортеров, финансирование частных инвестиционных фондов, представление интересов американских экспортеров за рубежом. [21]
    Страхование  экспортных кредитов на частном рынке страхования появилось практически одновременно с государственным. Однако в силу того, что осуществление данного вида страхования напрямую зависит от финансового потенциала самих страховщиков, страхование экспортных кредитов получило распространение на частном рынке страхования лишь к 60_м годам ХХ в. Сейчас ведущими игроками мирового рынка частного страхования экспортных кредитов являются компании «большой тройки», к которым относятся группы компаний Euler Hermes (34,7% мирового рынка), Atradius (24,8%) и Coface (18,1%)8 . Каждая из групп объединяет большое количество страховых компаний по всему миру, что позволяет называть их международными страховыми группами.
    К основным услугам страховщиков «большой тройки» относятся:
    ¦ Услуги, типичные для всех страховщиков экспортных кредитов (страхование коммерческих кредитов поставщика, предоставление различных видов гарантий).
    ¦ Услуги, типичные для частных страховщиков экспортных кредитов (инкассирование задолженностей по торговым операциям).
    ¦ Специфические услуги, предлагаемые каждой их страховых групп «большой тройки» (Euler Hermes: оценка торговых портфелей, страхование на случай нарушения обязательств, Atradius: форфейтинг, консалтинг, электронные решения, Coface: факторинг, предоставление кредитной информации и рейтингование, проведение различных программ обучения).
     
    3.2 Основные проблемы и возможные предложения по совершенствованию системы страхования экспортных кредитов в отечественной практике На основании изучения зарубежного опыта были выявлены несколько групп проблем, сдерживающих развитие кредитного страхования в России: нормативно-правовое обеспечение; недостаточно развитая инфраструктура рынка; методологические и финансовые проблемы; доверие и информированность о данном инструменте потенциальных страхователей;  кадровые проблемы. [5]
    На фоне дальнейшего усиления частного страхового рынка кредитного страхования важным направлением развития данной отрасли страхования в России было определено создание государственного агентства, ориентированного на поддержку экспорта товаров приоритетных отраслей российской экономики. Наряду с другими мерами создание государственного агентства должно способствовать переориентации российского экспорта с вывоза сырья (нефть, газ, лес) на наукоемкую машиностроительную продукцию со значительным размером добавленной стоимости. При этом государственное страхование экспорта должно вступать в силу только в случаях, если уже накопившие в сотрудничестве с мировыми лидерами кредитного страхования опыт проведения операций страхования кредитных рисков частные страховщики не могут предложить эффективного покрытия рисков экспортера.
    Рассмотрим основные проблемы страхования экспортных кредитов в отечественной практике.
      3.2.1 Проблемы законодательства в СФР Суть финансовой поддержки экспорта заключается в  формировании  равных  с конкурентами условий  функционирования мировом  рынке. При  этом  одна из  основных задач состоит в противодействии факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, а именно:  при отсутствии механизма  предоставления  гарантий  или страхования  экспортных  кредитов -  высоким рискам финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций и невыгодным условиям кредитования экспортных операций, кроме того,  для  обеспечения  конкурентоспособности товарных поставок  российские экспортеры должны  предоставлять   экспортные кредиты   на условиях,  применяемых  на мировых рынках (4-6%). Однако у российских  банков  ставки по кредитам  значительно выше. [7]
    В настоящий момент российское страховое законодательство не содержит четкого правового регулирования страхования экспортных кредитов.  Статья 933 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает возможность страхования предпринимательского риска только самого страхователя и только в его пользу, что исключает передачу третьим лицам права на получение страхового возмещения. Напротив, по договору страхования экспортных кредитов допускается такая передача.
    Таким образом, современное российское страховое законодательство не позволяет осуществлять страхование экспортных кредитов в том смысле, каком данную деятельность осуществляют зарубежные экспортные кредитные агентства.
     
    3.2.2 Совершенствование системы налогообложения страховых операций по экспорту Материальным источником деятельности государства является централизованный фонд денежных средств — государственный бюджет. Расходная часть бюджета заметно растет, что обусловлено социологическими, историческими, политическими и социально-экономическими условиями. Основную часть доходов государственного бюджета составляют, как известно, поступления от налогов. [15]
    Из практики последних лет мы знаем, как государство стремится определить “правильный” размер ставок налогов. Золотую середину пытаются найти, руководствуясь, главным образом, интересами экономической политики, а между тем выработка режима налогообложения — задача правовая. Финансовая деятельность государства в области правового регулирования налоговых отношений сводится к регулированию экономики посредством установления определенных режимов налогообложения.
    Значительное влияние на уровень развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. В данном случае перед государством стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой — в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией невыгодной в финансовом отношении. [17]
    Финансово-правовое регулирование отношений налогообложения с участием страховых структур, осуществляемое государством, должно развиваться не только в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур взимания налогов и усиления государственного контроля над соблюдением страховыми структурами законодательства по налогам и сборам, но и через совершенствование налогового механизма, более приемлемого для развития страхового сегмента национальной экономики. Такое развитие страхования в конечном счете даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер.
    В соответствии с действующим налоговым законодательством страховые компании уплачивают федеральные, региональные и местные налоги. Наиболее дискуссионный в науке финансового права аспект налогообложения страховой деятельности — финансово-правовые нормы, регулирующие весь комплекс вопросов, связанных с налогом на прибыль.
    Специфика налогообложения прибыли страховых структур обусловлена особенностями элементов юридического состава налогов, таких как объект налогообложения (определение состава затрат, относимых к расходам — себестоимость продукции, работ, услуг), ставка налога, сроки уплаты налога, льготы по налогу. Особенности в налогообложении прибыли страховых структур определяются прежде всего спецификой их деятельности, связанной с достаточно большой скоростью оборота капитала.
    Необходимо иметь в виду, что постоянно возрастающий объем страховых операций и вероятностный в связи с этим характер осуществления страховых выплат — это те объективные причины, вследствие которыхстраховая структура вплоть до окончания квартала не может знать о своих финансовых результатах: прибыль или убыток, а действующий порядок уплаты авансовых платежей в течение квартала недостаточно полно учитывает данные особенности страховой деятельности.
    Совершенствование финансово-правового регулирования налогообложения страховой деятельности актуально и в связи[17]:
    с различными формами мошенничества, совершаемыми с помощью страховых организаций, среди которых выделяются “возвратное страхование” и различные “зарплатные” схемы ухода от уплаты налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
    с трудностями (большие временные и материальные затраты по расчетам налоговой прибыли) при осуществлении контроля за реальными денежными потоками, что, в свою очередь, провоцирует страховые организации на сокрытие реальных доходов и уход от налогов и не обеспечивает устойчивых доходов бюджета.
    Все изложенное логически приводит к необходимости рассмотрения вопроса об изменении механизма образования налога от доходов страховой деятельности. Так, переход от уплаты налога на прибыль к уплате налога на страховые взносы (не по конечному финансовому результату) позволит:
    получать планомерный (просчитываемый) постоянный доход как в федеральный бюджет государства, так и в региональные бюджеты в связи с поступлением налогов, которые будут соответствовать поступлениям страховых взносов по месту совершения страховых операций;
    в значительной степени при помощи вновь принятых финансово- правовых норм уничтожить базис существующих лжестраховых схем, позволяющих уклониться от уплаты налогов.
      3.3 Разработка схемы всеобщей классификации видов страхования финансовых рисков Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
    Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.
    Финансовые риски подразделяются на три вида:
    1. риски, связанные с покупательной способностью денег;
    2. риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски);
    3. риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.
    Для каждого из этих видов риска разработана своя система страхования, которая показана в приложении 1.
     В личном страховании объектом страхования являются жизнь, здоровье и трудоспособность граждан.
    В страховании финансовых рисков объектом страхования являются потери прибыли, дохода и капитала экономических субъектов и граждан.
    Различие состоит в том, что в личном страховании объектом являются категории невещественные, не имеющие точной стоимостной оценки и полностью не восстанавливаемые после страховых случаев. В страховании финансовых рисков объект страхования – финансовая категория, материальная, имеющая точную стоимостную оценку и полностью восстанавливаемая после страховых случаев.
    Критерием разделения на подвиды являются детализация страховых рисков, объемов страховой ответственности и уточнения страховых интересов по отдельным позициям.
    Личное страхование подразделяется на подотрасли - долгосрочное страхование жизни, страхование от несчастных случаев и медицинское страхование в зависимости от объема и характера жизненных интересов страхователей
    Выделение отдельных видов в подотрасли долгосрочное страхование жизни осуществляется по критерию «вид страхового риска»
    Критерием выделения видов в подотрасли страхование от несчастных случаев является «сфера деятельности и место пребывания страхователя, где может произойти страховой случай».
    В медицинском страховании критерием разделения на отдельные виды служит «вид медицинских рисков и расходы на поддержание здоровья».
    Подотрасль долгосрочного страхования жизни охватывает полный объем жизненных интересов страхователей, страхование от несчастных случаев – защиту жизненных интересов граждан, касающихся трудоспособности, временной и постоянной ее утраты, подотрасль медицинского страхования отражает характер поддержания жизненного уровня страхователей на должном уровне.
    В страховании финансовых рисков в зависимости от характера происхождения финансовых потерь выделяют две подотрасли: страхование прямых финансовых потерь и страхование финансовых рисков по долговым обязательствам.
    В зависимости от вида финансовых потерь и страховых рисков первая подотрасль СФР подразделяется на следующие виды: страхование на случай простоев в производстве, страхование прибыли предприятия, страхование доходов предприятия, страхование риска банкротства предприятия, страхование инвестиционных затрат, страхование внедрения новой техники и технологии.
    В зависимости от рода деятельности и операций предприятия, где возникают убытки, потери прибыли и доходов, виды делятся на подвиды.
    В зависимости от характера долговых обязательств страхователя и его контрагентов, в зависимости от видов и форм денежных обязательств вторая подотрасль делится на виды.
    Подвиды выделяют в зависимости от видов и форм денежных обязательств, а также содержания платежей по различным направлениям.
    3.4 Проектирование тарифных ставок страховых премий На основании изученных методов оценки кредитного риска предлагается модель изменения ставки страховой премии (Рис. 1) и методика тарификации.
     
    Рис. 1 Модель изменения ставки страховой премии
    Кривая (А) отражает распределение ставки страховой премии в зависимости от степени кредитного риска. Прямая (B) – величина нагрузки в страховом тарифе.
    Предложенная в работе модель позволяет выявить общую зависимость ставки страховой премии от величины кредитного лимита и степени опасности кредитного риска (выраженной показателем Z). Предположение о виде распределения основано на исследованиях Moody’sKMV, результаты которого показали, что зависимость финансовых коэффициентов и величины кредитного риска является нелинейной. Предложенная модель позволяет определить область нестрахуемых рисков, область повышенного риска (где ставка премии резко возрастает) и область нормального риска.
    В курсовой работе предлагается методика определения нетто-ставки по страхованию экспортно-кредитных рисков. Для портфеля из N контрагентов общая максимальная подверженность кредитному риску (КЭ – кредитная экспозиция) будет составлять сумму установленных страховщиком кредитных лимитов (КЛ) по всем контрагентам с учетом кумуляции риска по одному контрагенту:
    (1) где
      n   – номер контрагента;
      N   – число контрагентов в страховом портфеле;
      КЛn – кредитный лимит, установленный на n-го контрагента (с учетом кумуляции риска на данного контрагента);
      КЭ   – максимальная подверженность кредитному риску по портфелю.
    Таким образом, максимальная кредитная экспозиция по портфелю отражает гипотетически максимально возможные убытки. Однако в действительности кредитные лимиты редко используются страхователями полностью, т.е. размер дебиторской задолженности в определенный момент времени обычно меньше величины кредитного лимита на контрагента. Также в течение периода ожидания контрагент может частично погасить задолженность перед страхователем, что приведет к снижению окончательных потерь. В связи с этим при расчете реальной кредитной экспозиции необходимо определить ожидаемую подверженность кредитному риску.
    ,   (2) где  
    E(КЭ) – ожидаемая подверженность кредитному риску по страховому портфелю;
    – коэффициент, отражающий среднее значение отношения дебиторской задолженности по поставкам контрагенту к величине кредитного лимита в момент дефолта, рассчитанное по страховому портфелю;
    – коэффициент, отражающий среднюю долю погашенной в течение периода ожидания задолженности к общему размеру задолженности контрагента на момент дефолта, рассчитанную по страховому портфелю.
    Соответственно, ожидаемая ответственность страховщика по выплатам страхового возмещения будет составлять:
     (3)   где
    E(О) – ожидаемая ответственность страховщика по выплатам страхового возмещения;
    E(КЭ)n – ожидаемая кредитная экспозиция на n-го контрагента;
    PDn   – вероятность дефолта n-го контрагента в течение срока страхования;
    СУn – собственное участие страхователя в убытках по n-му контрагенту.
    Для расчета  нетто-ставки необходимо учитывать не только ожидаемую сумму выплат страхового возмещения, но и уровень возмещения потерь, то есть те суммы, которые страховщик может получить в порядке регрессного требования к контрагенту, по которому произошел страховой случай. Таким образом, данная формула приобретет следующий вид:
     (4) где
      E(ПСП)   – ожидаемые потери по страховому портфелю в связи с наступлением страховых случаев;
      Рn   – доля дебиторской задолженности в сумме страхового возмещения,  которая может быть взыскана с n-го контрагента в порядке регрессного требования. Уровень возмещения потерь определяется страховщиком на основании собственного опыта работы с определенными странами/отраслями.
    Величина ожидаемых потерь по страховому портфелю позволяет рассчитать основную часть нетто-ставки, которая соответствует ожидаемым средним потерям страховщика по одному контрагенту, путем деления на число контрагентов в портфеле:
    (5) где  
      To   – величина основной части нетто-ставки по одному контрагенту.
    Волатильность потерь по кредитным рискам, а также корреляция между случаями дефолта по входящим в портфель контрагентам могут привести к значительному отклонению фактического размера убытков от их ожидаемого значения. Данные отклонения от средних потерь уменьшаются с ростом числа контрагентов в страховом портфеле и снижением корреляции между страховыми случаями.
    Страховщик должен сформировать страховые резервы в таком объеме, который обеспечил бы выплаты по фактическим потерям. С этой целью андеррайтер определяет рисковую надбавку, исходя из экспертной оценки риска с учетом множества факторов, влияющих на величину риска.
    На практике итоговый размер нетто-премии будет корректироваться в соответствии с собственной оценкой и пониманием риска андеррайтером. Расчет нетто-премии по страхованию кредитных рисков можно представить следующим образом:
    (6)   где
      Тн   – нетто-премия по кредитным рискам;
      e   – поправочный коэффициент, зависящий от экспертной оценки конкретного риска андеррайтером.
    Данный метод позволяет разделить количественную составляющую страховой оценки кредитных рисков, которая осуществляется на уровне всего страхового портфеля (подход «сверху вниз»), и качественную (экспертную), которая применяется в отношении конкретного контрагента. Это позволяет банкам принимать полис кредитного страхования в качестве обеспечения.
     
     
     
    Заключение В последнее время все большее число стран при производстве товаров и услуг ориентируется на внешние рынки, возрастает зависимость национальных экономик от внешней торговли. Как правило, «рост экспорта представляет собой вливание дополнительного дохода в экономику страны и приводит к увеличению совокупного спроса на произведенный внутри страны продукт...». В дополнение к этому рост экспорта позволяет увеличить импорт, необходимый для обеспечения жизнедеятельности государства. Однако в большинстве случаев рост экспорта происходит при осваивании национальными компаниями новых рынков сбыта. Такие рынки, как правило, принадлежат развивающимся странам с увеличивающимися объемами потребления. В то же время около 80% внешнеторговых поставок осуществляется на условиях отсрочки платежа, т. е. с использованием различных кредитных механизмов. Поэтому компании-экспортеры все больше нуждаются в поддержке как консультационной, так и экономической и должны иметь надежную защиту от потери своих финансовых средств.
    В России страхование экспортных кредитов — относительно новое направление в страховом деле. Причин этому несколько. Во-первых, страховщик должен иметь значительный капитал и большие резервные фонды. Во-вторых, страховая компания должна обладать проверенными страховыми технологиями и продуманной тарифной политикой. В-третьих, требуется надежная перестраховочная защита на международном страховом рынке. В-четвертых, страхование экспортных кредитов предполагает наличие развитой отраслевой инфраструктуры, состоящей из кредит-бюро, нескольких информационных источников, структур, способных взыскивать долги, специализирующихся на таких делах адвокатов и пр.
    Механизмы частно-государственного партнерства способны многократно повысить потенциал экспортного кредитного страхования. Ориентация на ЧГП позволит достичь синергии в двух направлениях. Во-первых, приоритетная поддержка экспортных проектов, основанных на механизмах ЧГП, крайне важна и может дать новый импульс для развития стратегических отраслей российской экономики без давления на частный сектор. Во-вторых, помимо ориентации на поддержку ЧГП среди экспортеров Банк развития может стать центром развития механизмов частно-государственного партнерства в финансовом секторе.
    В настоящий момент российское страховое законодательство не содержит четкого правового регулирования страхования экспортных кредитов. 
    Современное российское страховое законодательство не позволяет осуществлять страхование экспортных кредитов в том смысле, каком данную деятельность осуществляют зарубежные экспортные кредитные агентства.
     
    Таким образом, анализ развития страхования экспортных кредитов показывает, что существование сбалансированной системы страхования экспортных операций, состоящей из нескольких видов страховщиков — как частных, так и государственных, реализующих свои различные цели и задачи, способствует стимулированию национального экспорта и, как следствие, устойчивому экономическому росту.
     
     
    Список используемой литературы Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч. 1,2 М., 1996 Федеральный закон. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992г. Новые правила размещения страховых резервов страховыми компаниями // Финансовая газета.- 2007.-№16Приказ Министерства Российской Федерации. О внесении изменений в приложение к правилам размещения страховщиками страховых резервов // Страховое дело.-2006.-№6Цели и принципы регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело. – 2001. - № 5. – 0,2 п.л.Азарченков А.Б. Скрытая угроза финансовой стабильности - Финансовый менеджмент в страховой компании № 2/2006 г. (0,5 п.л.)Азарченков А.Б. Тарификация в кредитном страховании - Страховое дело № 7/2007 (1 п.л.) - издание, рекомендованное ВАК. Басаков М.И. Страховое дело. М.: ПРИОР, 2001 Гисбург А.И. Страхование. – СПБ.: Питер, 2002. – 176с. Денисова И.П. Страхование. – М.:МарТ, 2003. – 297с.Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. — М., 1995. — С. 81.Жеребко А. Оптимизация размещения резервов страховых компаний // страховое дело. - 2000.- №1 ЛевиГи. Европейское страховое право // Страховое право. — 2002. — № 1. — С. 57—61.Основы страховой деятельности / Под ред. Т.А. Федоровой, М,: БЕК, 2004 Романова М.В. Налогообложение страховой деятельности / Под ред. В.В. Шахова. — М.: Финансы и статистика, 2000. —С. 127.Сербиновский Б.Ю., Горькуша Н.В. Страховое дело. Учебник.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000 - 375с Сухов В.А. Налогообложение страховщиков: разумный и эффективный и подход // Экономика и жизнь. — 1994. — № 39.Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты: Учебное пособие для вузов. -М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 2005 сШахов В.В. Страхование в наше время: Учебник. М.: ЮНИТИ. Страховой полис, 1997Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 431с Яковлева Т.А. Страхование: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отечественная и зарубежная практика страхования экспортных кредитов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.