Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Охрана труда

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Охрана труда
  • Предмет:
    Трудовое право
  • Когда добавили:
    24.07.2014 16:55:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    CОДЕРЖАНИЕ
     
    I Правовые и нормативные основы охраны труда
     
    I.I Основные положения законодательства об охране труда
     
    I.II Организационно – правовая система охраны труда
     
    I.III Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда
     
    II. Права, обязанности работников и работодателей в системе охраны труда
     
    III. Инструктаж по охране труда
     
    III.I Аттестация рабочих мест
     
    IV Ответственность за нарушения законодательства об охране труда
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1].
    Однако на практике под охраной труда нередко подразумевают техникубезопасности,производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.
    Конституция Российской Федерации в главе "Основы конституционного строя" провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты[2].
    В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Правовой институт трудового права включает следующие группы норм:
    а) правила по технике безопасности и производственной санитарии;
    б) специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
    в) нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
    г) нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушение законодательства об охране труда;
    д) нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.
    В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Основы законодательства Российской Федерации об охране труда раскрывают содержание субъективного права работника на охрану труда, показав, что оно содержит целый ряд правомочий, например:
    а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
    б) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда;
    в) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
    г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др. [1].
    Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
    Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
    а) при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
    б) конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
    в) разработке технологических процессов;
    г) организации производства и труда.
    Следовательно,  охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
    В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    IПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВЫНЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

    I.I Основные положения законодательства об охране труда
     
    Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) посвящены вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат требования по безопасности и гигиене труда, отдельные акты посвящены труду женщин и подростков.
    В соответствии с этим и Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и охрану государством труда и здоровья людей (ст. 7) [2]. Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм по охране труда и надзор за их исполнением.
    Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяются и формулируются:
    1)Сфера действия закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
    2) Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;
    3) Права и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
    4) Системы управления охраной труда, как на государственном уровне, так и на уровне организаций;
    5) Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника в области охраны труда;
    6) Основные принципы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения обучения по охране труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
    7) Основные функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
    8) Ответственность за нарушение требований охраны труда и случаи приостановки производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытия за нарушение нормативных требований по охране труда[3].
    Действие закона распространяется, прежде всего, на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также членов кооперативов, студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и др.
    Содержание права работника на охрану труда закреплено положениями «Закона об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219).
    Следует отметить, что в  правовых нормах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.
    Особенности организации труда женщин законодательно определены в ТК РФ (глава 41). В частности, запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы [1].
    Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.
     
    I.II Организационно – правовая системаохраны труда
     
    Система охраны труда создается и управляется государством. Государственное управление системой охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органам исполнительной власти по труду.
    Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
    Основным звеном системы охраны труда в России является служба охраны труда на локальном уровне.
    Вопросы создания и функционирования службы охраны труда у работодателя регулируются ст. 217 ТК РФ, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерством труда РФ от 08.02.2000 № 14[4].
    Управление охраной труда осуществляется непосредственно работодателем.  Для осуществления работы по охране труда работодатель создает службу охраны труда (далее - Служба).
    Служба подчиняется руководителю организации, одному из его заместителей, индивидуальному предпринимателю.
    Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
    Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
    Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
    Структура и численность работников Службы определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Министерства труда России от 22.01.2001 № 10. Нормативы  рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и предназначены:
    а) для определения и обоснования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел) и необходимой численности работников Службы;
    б) установления должностных обязанностей работников Службы;
    в) распределения работы между работниками Службы [5].
    Например, в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три-пять единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более. Нормативная численность работников службы охраны труда в организации определяется суммированием численности работников по каждому направлению деятельности по соответствующим таблицам в зависимости:
    1) от среднесписочной численности работников организации;
    2) численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;
    3) количества самостоятельных структурных подразделений.
    Для сравнения, в зарубежных странах предусмотрено создание на предприятиях специальных служб по технике безопасности или назначение соответствующих специалистов - инженеров по технике безопасности (в ФРГ, Австрии, Японии - обязательное; в Великобритании, Канаде, Австралии - по решению работодателя), а также в законодательстве предусматривается создание служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Французское законодательство предусматривает создание на предприятиях, с числом работающих свыше 250 человек специальной социальной службы по проблемам труда, целями которой являются оказание консультативной помощи работникам в решении проблем психологического рода, координация деятельности работодателя и профсоюза в решении социальных вопросов, предотвращение производственных стрессов, создание в организации благоприятного психологического климата [8].
     
    I.III Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда
     
    В Трудовом кодексе РФ (ст. 353—369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.[1].
    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.
    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:
    а) в организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности;
    б) при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
    в) объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;
    г) при ведении взрывных работ в промышленности.
    Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации[9].
    Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.
    Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.
    Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону.
    Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы, утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.
    Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется в порядке, установленном соответствующими правовыми и нормативными актами.
    Институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    Иными словами государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда [10].
     
     
    II.ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА
     
    Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
    В частности, работодатель обязан обеспечить:
    а) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    б) применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    в) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    г) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    д) приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    е) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и др. (полный перечень обязанностей приведен в ст. 212 ТК РФ) [1].
    Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений и закрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом по организации. Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.
    Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечения безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения канцерогенными и другими опасными факторами и веществами[6]. Например, при обращении работников с источниками ионизирующего излучения работодатель обязан регулярно информировать их об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»)[7].
    Содержание права работника на охрану труда закреплено положениями «Закона об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219).
    Каждый работник имеет право:
    а) на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
    б) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    в) на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
    г)  на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности;
    д) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
    е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
    ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда (полный перечень указан в соответствующих нормативных документах)
    Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
    регламентируется Федеральным законом (ст. 14, 15) и ст. 212, 214 ТК РФ. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
    В частности, работодатель обязан обеспечить:
    а) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
    б) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    в) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    г) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    д) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    е) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    ж) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда и пр. (полный перечень приведен в указанных нормативных документах).- ознакомление работников с требованиями охраны труда.
    В свою очередь, согласно указанным выше нормативно-правовым документам работник обязан:
    а) соблюдать требования охраны труда;
    б) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    в) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
    г) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    д) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) [1].
    Следует отметить следующее, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253—263 ТК). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.
     
     
    III. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
     
    Все работники, в том числе руководители организации, а так же работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Одним из важных мероприятий этого обучения является проведение инструктажей по охране труда. Вопросы их проведения регулируются Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерством труда России и Министерством образования России от 13.01.2003 № 1/29.
    Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, который включает в себя:
    а) ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;
    б) изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
    в) применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
    Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
    Инструктажи подразделяются на:
    1) вводный,
    2) первичный на рабочем месте,
    3) повторный, внеплановый,
    4)  целевой.
    Вводный инструктаж проходят:
    а) все принимаемые на работу лица;
    б)  командированные в организацию работники;
    в) работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
    г) обучающиеся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
    д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации[10].
    Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы преимущественно для работников, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
    Повторный инструктаж проходят все работники, прошедшие первичный инструктаж, не реже одного раза в шесть месяцев по программам первичного инструктажа.
    Внеплановый инструктаж проводится:
    а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
    б) изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
    в) нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
    г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
    д) при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
    е)  по решению руководителя (или уполномоченного им лица).
    Целевой инструктаж проводится:
    а) при выполнении разовых работ;
    б) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
    в) проведении в организации массовых мероприятий[11].
     
    III.IАттестация рабочих мест
     
    Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе аттестации рабочих мест.
    Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда[11].
    Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда России от 14.03.97 № 12.
    Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии в организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест. В состав аттестационной комиссии организации включаются специалисты служб охраны труда, главные специалисты организации, руководители подразделений организации и др.
    Аттестационная комиссия организации составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда; выявляет наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, выявляет жалобы работников на условия труда; аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда [4].
    На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предложений совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, заключений экспертов о техническом состоянии производственного оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий по охране труда по заключаются соглашения по охране труда.
    Контроль за выполнением соглашения по охране труда и расходованием средств на охрану труда, предусмотренных этим соглашением, осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию.
    Важно отметить, работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться работникам как при приеме на работу, так и в последующее время. В частности, работодатель обязан сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
    Работодатель обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывается перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмирование, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Данное требование касается в первую очередь организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке.
    Помимо выполнения указанных обязанностей работодатель должен создавать работникам необходимые условия для соблюдения ими требований охраны груда, а именно: знакомить их с названными требованиями и формировать комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, информировать работников о местонахождении инструкций в структурных подразделениях.
     
     
    IVОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
     
    За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать:
    1) Юридическая ответственность, предусмотренная нормами:
    а) трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность);
    б) административного права (административная ответственность);
    в) уголовного права (уголовная ответственность).
    2) Материальная ответственность:
    В отношении работника материальная ответственность может наступать, например, в следующих случаях.
    Вариант 1:
    Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание происходит по вине работодателя.  Работник взыскивает через суд компенсацию морального вреда с работодателя. Работодатель устанавливает виновное в происшествии лицо - другого работника. Этого работника привлекают к материальной ответственности.
    Вариант 2:
    Контрольно-надзорные органы выявляют нарушения в сфере охраны труда и налагают штраф на работодателя.  Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо — работника. Работника привлекают к материальной ответственности
    Вариант 3:
    Нарушение работником правил охраны труда. Причинение ущерба имуществу работодателя. Работника привлекают к материальной ответственности[12].
    В отношении работодателя материальная ответственность может наступить, например, в следующем случае.
    Работодатель увольняет работника за отказ от выполнения тяжелых работ и работ: вредными и опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором. Работник несет материальный ущерб в результате незаконного лишения его возможности трудиться.Работник (через суд) привлекает работодателя к материальной ответственности.
    3) Дисциплинарная ответственность:
    Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение обязанностей по охране труда возможно только работника.
    Вариант 1:
    Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание происходит по вине работодателя.Работодатель устанавливает виновное в происшествии лицо – работника.Работника привлекают к дисциплинарной ответственности.
    Вариант 2:
    Контрольно-надзорные органы выявляют нарушение в сфере охраны труда. Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо – работника. Работника привлекают к дисциплинарной ответственности [12].
    В ТК РФ предусмотрено специальное основание расторжения трудового договора с работником за нарушение требований по охране труда.
    Согласно п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем, в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий[1].
    4) Административная ответственность:
    Данный вид ответственности предусмотрен ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Субъектами ответственности заданный проступок являются работодатель и его представитель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности). Первичное нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя и должностных лиц работодателя в размере от 500 до 5000 рублей, на юридическое лицо - от 300 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица может применяться такой вид наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет дисквалификациюна срок от одного года до трех лет.
    С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    В ходе выполнения данной работы и освещения темы требования охраны труда можно сделать следующие выводы:
    В процессе трудовой деятельности работников необходимо проявлять заботу об их здоровье, поскольку современный труд, как правило, сопряжен с воздействием на работающего многих вредных производственных факторов. Объективной основой существования охраны труда выступает интерес работников, работодателей и государства в сохранении здоровья работником на протяжении всей его трудовой деятельности.
    Охрана труда направлена на защиту работников от возможных производственных вредностей, на сохранение их трудоспособности, на предотвращение производственного травматизма; способствует реализации права на труд с учетом неблагоприятных условий труда, физиологических особенностей организма женщин, несовершеннолетних, инвалидов.
    Поскольку все мероприятия по охране труда регулируются нормами права, то в юридическом смысле охрана труда представляет собой правовой институт, имеющий межотраслевой характер — систему норм различной отраслевой принадлежности (трудовое, административное, уголовное право, право социального обеспечения и др.), регулирующих специальные мероприятия по охране здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.
    Нормы института охраны труда охватывают воздействием работодателей и всех работающих у них граждан.
    Правовое регулирование охраны труда, государственная политика в этой сфере строятся на основе ряда принципов: приоритет охраны жизни и здоровья работника перед экономическими интересами работодателя и государства; социальное страхование риска утраты трудоспособности и трудового дохода от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и др.
    Сложившаяся в России подсистема источников права по охране труда соответствует структуре системы источников трудового права и включает международно-правовые нормы (конвенции и рекомендации МОТ), Конституцию РФ, законы (ТК) и подзаконные нормативные правовые акты РФ (основной массив норм). На локальном уровне вопросы охраны труда регулируются посредством коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров, соглашений по охране труда, инструкций по охране труда для работников конкретной организации (разрабатываются на основе отраслевых и межотраслевых инструкций).
    Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда связаны между собой. Права работника обеспечиваются соответствующими гарантиями, обязанности работника корреспондируют с отдельными правами самого работника и обязанностями работодателя.
    За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать юридическая ответственность, предусмотренная нормами трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность), административного права (административная ответственность), уголовного права (уголовная ответственность).
    Система охраны труда в Российской Федерации создается и управляется государством. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
    Основным звеном системы охраны труда в России является служба охраны труда на локальном уровне.
    Важным мероприятием в сфере охраны труда в организации является проведение инструктажей по охране труда, которые работодатель обязан проводить для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу.
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
     
    Нормативно-правовые акты:
     
    1) Трудовой Кодекс Российской Федерации (действующая редакция);
     
    2) Конституция Российской Федерации (действующая редакция);
     
    3) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
     
    4) Постановление Министерства труда РФ от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации";
     
    5) Постановление Министерства труда РФ от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";
     
    6) Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
     
    7) Федеральный закон от 09.01.96 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»)
     
    Литература:
     
    8) В. М. Оробец, Д. А. Яковлев, Трудовое право: Учебное пособие // 2 издание, 2011г.
     
    9) Л.П. Щуко, Справочник по трудовому законодательству работника и работодателя // Издательство: «Проспект», 2010г.
     
    10) М.А. Кочеткова Трудовые права работника //Издательство: «ЭKMOC», 2006г.
     
    11) А.В. Завгородний, В.В. Коробченко, А.В. Кузьменко. Трудовое право России // Издательство: «Юрайт-Издат», 2008г.
     
    12) В.И. Казанцев, В.Н. Васин. Трудовое право // Издательский центр: «Академия», 2008г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Охрана труда ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.