Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
1.Понятия
и сущность правового статуса личности и этапы его исторического развития 4
2.Характеристика
и классификация прав и свобод человека и гражданина. 14
3.Конституционные
обязанности человека и гражданина. 25
Заключение. 28
Список использованной
литературы.. 32
Введение
Одной из важных черт
демократического государства является то, что провозглашенные Конституцией
права и свободы граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны
государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения
(гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать условия для полной реализации
прав и свобод граждан.
Выбор темы для настоящей работы обусловлен тем, что
закрепление и защита прав и свобод личности представляются самой важной ее
функцией, степень реализации которой затрагивает интересы каждого человека. Не
получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один
человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского,
демократического общества, а значит, и жить по правилам общества.
Целью данной работы является раскрытие
сущность вопроса конституционно- правового статуса личности - человека и
гражданина РФ.
Поставленная цель решается посредством
следующих задач:
- исследовать сущность правового статуса
человека и гражданина;
- дать характеристику и классификацию
прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть конституционные обязанности
человека и гражданина.
В работе были использованы Конституция
Российской Федерации и другие законы затрагивающие тему, также монографии и
статьи. Теоретической основой работы явились труды таких ученых как: М.В.
Баглай; Козлова Е.И., Кутафин О.Е и ряда других.
1.Понятия и сущность правового статуса личности и этапы
его исторического развития
Под правовым статусом
человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это
главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют
и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права
и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в
закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде
всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и
гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового
положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии,
обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы
правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в
обществе, имеют жизненно важное значение.
Однако, этими элементами не
исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности
граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах,
свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо
указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное
значение имеют его принципы и основные черты.
Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых,
они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития
человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно
в результате социально-экономического и политического развития общества, они не
зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат
индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо
юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они
неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом,
права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно
складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и
вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными,
наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования
человеческой личности в обществе и государстве[1].
Система прав и свобод человека имеет свою логику развития,
распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще
говорят о так называемых «трех поколениях прав человека»[2]2.
«Первым поколением» прав человека принято считать
гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе
буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы
Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были
направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В
качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности
государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию
человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения
властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом
независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и
свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных действий
и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или
пренебрежение ими.
«Второе поколение» прав человека формировалось под действием
ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце девятнадцатого –
начале двадцатого столетия стали происходить существенные сдвиги в
экономической сфере многих промышленно-развитых стран.
Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом
акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли
рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых
государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права.
Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право
на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной,
частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по
безработице и т.д.
Наконец «правами третьего поколения» принято считать так
называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную
природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют
право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и
культурным потенциалом человечества.
Говоря о правах личности, человека, гражданина, субъекта,
зачастую не проводится никакого различия. Между тем это не всегда означает одно
и то же. Да и сами категории «Индивид», «Человек», «Личность», «Гражданин»,
«Субъект» отнюдь не идентичны. Между ними существует тесная взаимосвязь, и они
действительно могут иногда заменять друг друга, не искажая при этом существа
дела, но тождества, совпадения, здесь нет. Поэтому необходимо выяснить
содержание и значение этих понятий[3].
Под индивидом понимается отдельный организм или особь –
живое существо. Следовательно, не всякий индивид есть человек, хотя человек –
всегда индивид. Поэтому если при употреблении слова «индивид» имеется в виду
человек, то, чтобы быть строго точным, необходимо добавить: человеческий или
социальный индивид.
Человек есть разумное существо, обладающее даром мышления и
речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек –
существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной
системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую
его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее.
Понятия «человеческий индивид» и «человек» совпадают. Необоснованным
представляется предложение Кряжева П.Е. различать эти категории по принципу:
первое понятие лишь природно-биологическое, а второе только
социально-общественное[4]2. На самом деле сущность человеческого
индивида (человека) природно-общественная, она представляет собой сложную
биосоциальную структуру, выступающую и функционирующую в единстве двух начал.
Человек одновременно есть и «дитя природы», и «дитя общества», выступает в двух
качествах: как биологическая особь и как социальный индивид.
Не всякий человек есть личность, хотя всякая личность –
человек… Личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок не личность,
душевнобольной тоже. Первобытного человека вряд ли еще можно было назвать
личностью. Раб также не рассматривался в качестве личности. Следовательно,
личность – понятие несколько более узкое, чем человек, а тем более – чем
индивид.
Под личностью понимается не просто человек, а человек,
взятый в совокупности всех тех свойств и качеств, которые формируются в прессе
и под влиянием взаимоотношений человека с обществом. Человек становится личностью
только благодаря обществу и своим многообразным связям с ним. «Нельзя
безоговорочно всех людей без исключения считать личностями. Личность должна
обладать чертами, которые свойственны лишь взрослому и психически нормальному
человеку»[5]. Если
человек – продукт природы и общества, то личность – только продукт общества.
Структура личности сложная. В философской и социологической
литературе эта структура в наиболее общем виде представляется как совокупность
следующих 4-х групп признаков:
-социально
обусловленных черт (нравственных, политических, гражданских, классовых,
национальных и т.п.);
-биологически
обусловленных черт (инстинкты, темперамент, простейшие потребности и т.п.);
-черт,
приобретенных личным опытом (знания, навыки, культура, привычки);
-черт,
определяемых особенностями индивидуальной психики (форма отражения).
Только в единстве этих 4-х сторон личность может быть
понята во всей ее сложности и многогранности. Однако в характеристике личности
особое значение имеет социальное начало, общественная сторона, так как именно
это делает человека личностью.
Каждая личность имеет свои, только ей присущие
(индивидуальные) черты и качества, которыми она отличается от всех остальных,
и, которые составляют особое понятие – индивидуальность.
Понятие «гражданин» выражает определенное политико-правовое
качество или состояние человека, называемое гражданством. Не всякое лицо может
выступать в этом качестве, т.е. иметь гражданство; есть много лиц, которые ни в
каком гражданстве не состоят, и, следовательно, не могут называться гражданами.
Это лица без гражданства и апатриды, утратившие гражданство одного государства
и не приобретшие его в другом. Под гражданством понимается принадлежность лица
тому или иному государству и его правовая связь с этим государством. Это обстоятельство
и позволяет называть лицо гражданином данного государства со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Гражданин имеет соответствующие права и обязанности,
предусмотренные законодательством государства, к которому он принадлежит,
занимает в нем определенное правовое положение, несет перед ним ответственность
и в то же время сам находится под его защитой.
Таким образом, понятие «гражданин» характеризует
политико-юридическое свойство человека, принадлежащего определенному
государству. Оно не совпадает с понятиями «человек» и «личность». Гражданин-это
человек, но не всякий человек имеет статус гражданина.
Суммируя все сказанное, следует подчеркнуть, что
разграничение понятий «индивид», «человек», «гражданин», «личность» имеет
существенное значение для более глубокого и всестороннего изучения человека в
различных его качествах, свойствах, связях и отношениях. Такой подход позволяет
рассматривать индивида исторически, в процессе его развития, становления,
совершенствования; в разнообразных социальных положениях, функциях, и ролях.
Права человека и права гражданина в необходимых случаях надо различать, так как
они не всегда совпадают. Но, с другой стороны, не следует, и заходить далеко в
этом направлении. Ведь права гражданина всегда означают также и права человека,
но права человека не всегда выступают как права гражданина.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что между
перечисленными понятиями существуют не только различия, но и тесные
взаимосвязи, совпадения. Не случайно они употребляются и используются во многих
случаях как равнозначные и взаимозаменяемые. Никто не станет, к примеру,
утверждать, что человек и личность – это нечто несовместимое или, что гражданин
не имеет ничего общего с личностью и человеком. Важно иметь в виду, как
различия, так и общие признаки этих категорий, видеть перекрещивающиеся объемы
их содержания. В большинстве случаев индивид, человек выступает одновременно и
в качестве гражданина, и в качестве личности. О субъективных правах и
обязанностях можно говорить применительно и к личности, и к человеку, и к
гражданину. Однако любое государство адресует свои предписания, права и
обязанности, прежде всего своим гражданам, то есть лицам, юридически
принадлежащим данному государству.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и
взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической
форме – в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве
правовой статус индивида.
Правовой статус человека – система признанных и
гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и
обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права[6]. В
основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное
положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь
закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и
правовой статус соотносятся как содержание и форма. В догосударственном
обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не
было права. Подобное не правовое состояние можно отразить понятием
социально-нормативного статуса, то есть такого, который определяется
соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической
частью в дальнейшем стал правовой статус[7].
Юридическое оформление фактического положения индивида
осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических
средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в
обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностью,
после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести
ответственность за свои поступки.
Законодательство, юридическая практика, а также
международные акты о правах человека не проводят между понятиями «правовой
статус» и «правовое положение личности» какого-либо различия, а употребляют в
одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы[8].
Слово «статус» в переводе с латинского означает положение,
состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе
личности, человека, гражданина. Понятие «личность» объединяет свойства индивида
и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает
систему прав и обязанностей человека и гражданина. Тем не менее, были высказаны
предложения некоторых ученых, о разграничении понятий правового статуса и
правового положения индивида, так как, по их мнению, первое выступает частью
(ядром) второго. Однако, «по мнению Матузова Н.И.», в таком разделении нет
особой необходимости. Различие следует проводить не между правовым статусом и
правовым положением одного и того же лица, а между правовым статусом
(положением) различных лиц или организаций.
Основу правового статуса личности составляют ее права,
свободы и обязанности, Конституции и других важнейших законодательных актах,
провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это, главным образом,
и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности,
участие в государственных делах.
Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и
недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов
демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно
понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях
которого он складывается и функционирует. Правовой статус – часть, элемент
общества.
В разные исторические эпохи правовой статус граждан был
неодинаков. Достаточно сравнить, к примеру, рабовладение, феодализм, буржуазный
период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического
режима в рамках одной и той же формации.
Правовой статус – комплексная, интеграционная категория,
отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства,
индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек
правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или
иной структуре. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется
на чуждые образцы поведения[9].
Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не
предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что
нарушает их официальный статус.
Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным,
размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.
Общий правовой статус – это статус гражданина государства,
члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от
различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения,
должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех.
Содержание такого статуса составляют, главным образом, те права и обязанности,
которые представлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны.
Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого
конкретного лица.
Общий правовой статус является базовым, исходным для всех
остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени
демократичности данного общества.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности
положения определенных категорий граждан (пенсионеров, студентов,
военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов,
участников войны и т.д.) Указанные слои, группы, базируясь на общем
конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права,
обязанности, льготы, предусмотренные настоящим законодательством.
Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица
(пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он
представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей
гражданина. Четкое знание каждым своего личного статуса, своих прав,
обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры,
юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен. Он
меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как
общее, особенное и единое. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы,
наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает
одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий
статус), он принадлежит к определенной группе и, следовательно, обладает
родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность,
то есть имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один,
специальных статусов – много, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут
противоречить общему (конституционному) статусу. Они должны соответствовать ему
как базовому, первичному, исходному.
Правовой статус – сложная, собирательная категория,
отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом,
окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:
1.правовые нормы,
устанавливающие данный статус;
2.правосубъектность;
3.основные права и обязанности;
4.законные интересы;
5.гражданство;
6.юридическая ответственность;
7.правовые принципы;
8.правоотношения общего
(статусного) типа.
При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно
конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Категория
правового статуса – сравнительно новое понятие в юридической науке. До 60-х
годов, она отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве
самостоятельной. Ведь оба эти свойства возникают и прекращаются у субъекта
одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее
основанием для отождествления[10].
Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в
70-80-х годах, категория правового статуса получила достаточно широкую
разработку.
Было установлено, что правоспособность и правовой статус –
разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус
базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче,
структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.
2.Характеристика и классификация прав и свобод
человека и гражданина
Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону
характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются
человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе
обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно,
располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей
противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского
конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы
(отождествляемые с общественными).
Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает,
что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых
ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного
строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ,
содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и
9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть
изменена Федеральным Собранием РФ.
Важным является то, что основные права и свободы человека и
гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие
каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют
объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не
дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь
признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и
внезаконотворческими[11].
Естественный характер основных прав и свобод означает также,
что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо,
т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них
является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными
за счет основных прав и свобод человека.
Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно
иметь в виду следующее. Если правовой
статус —
это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности
соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой
статус личности —
это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового
статуса личности.
Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют
следующие особенности:
• они являются исходным пунктом для установления других
прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;
• для них характерна высокая степень обобщения и
распространения;
• в основе их возникновения лежат не конкретные
юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в
гражданстве Российской Федерации;
• они обеспечиваются повышенной правовой охраной[12].
Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы
человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического
анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий
конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут
классификации (рис.1)[13].
1. Самое общее деление прав и свобод — деление их на права человека и права гражданина — связано с
дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества
человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически
организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и
он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в
своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.
Права и свободы человека и
гражданина
2. Понятия право и свобода — в значительной
степени равнозначны (зачастую их отождествляют, а в некоторых отраслях права о
свободах не говорится вообще). Но между ними есть и различие. «Свобода» —
понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав
(в частности, политических).
Свобода предпринимательства
На жизнь
на жизнь
На участие в культурной жизни
Рис.1. Классификация прав и
свобод человека
3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные (солидаристские).
Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут
осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы
индивидуально осуществлены быть не могут. К коллективным, в частности,
относятся право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), свобода собраний,
митингов, демонстраций, шествий (ст. 31), право на забастовку (ч. 4 ст. 37),
права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 69
Конституции, Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской Федерации»), право петиции, право на
гражданское неповиновение и др.
4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные (посредством которых
реализуются основные). Так, право граждан РФ на участие в управлении делами
государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) реализуется в том числе и через право
граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, участвовать в отправлении правосудия, поступать на
государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32); право на неприкосновенность частной
жизни (ч. 1 ст. 23) конкретизируется в праве каждого на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27)
подкрепляется правом каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации
и правом граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2
ст. 27).
5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие
достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные),
принадлежащие значительно меньшему кругу лиц. Например, если права пенсионеров
рассматриваются как общие, то права пенсионеров-инвалидов, военных пенсионеров
— как особенные; права государственных служащих — как общие, а права помощников
депутатов, работников прокуратуры — как особенные. Права, принадлежащие одной и
той же группе лиц, в одних случаях могут рассматриваться как общие, а в других
— как особенные. В частности, в паре «права граждан РФ — права наемных
работников» права наемных работников являются особенными, а в звене «права
наемных работников — права работающих женщин» те же права являются общими.
6. Выделяют абсолютные права и свободы
(т. е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права
и свободы, подлежащие
законодательному ограничению. К
первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на
судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности,
неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым
— свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и
др.
7. Наиболее разработанной и традиционной является
классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих
прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных
международных правовых актах, таких как Устав ООН, Всеобщая декларация прав
человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Совета Европы,
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. По
указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три
группы:
-
личные (гражданские) права и свободы — это те права и
свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса
личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека
(круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные
связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного
вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит
естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского
общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ;
-
политические права и свободы — это права и
свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с
другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и
осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические
права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все:
например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются
каждому человеку независимо от гражданства РФ);
-
экономические, социальные и культурные права
и свободы —
это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей
человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой
группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат
каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом
законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.
Перечислим основные права и свободы человека и гражданина
каждой группы с указанием конституционных положений и некоторых законов и иных
правовых актов, посредством которых осуществляются конкретизация и детализация
в регулировании соответствующих прав и свобод (что призвано облегчить
самостоятельную работу по уяснению содержания конкретных прав и свобод).
К личным
правам и свободам человека и гражданина Конституция
РФ относит:
— право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст. 59
Уголовного кодекса РФ/ смертная казнь/ и др.);
— достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ,
Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ
от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании»/ред. от 21.11.2011) и др.);
— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2
Конституции РФ, ст. 37, гл. 17 УК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных
правонарушениях, ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и др.);
— право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции РФ,
Семейный кодекс РФ, ст. 137, 138 УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от
12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»/ред. от
08.12.2011/, от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» от
08.12.2011/, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции»,
ст. 150–152, 1123 Гражданского кодекса РФ; ст. 16 Основ законодательства РФ о
нотариате от 11.02.1993 № 4462-1/ред. от 06.12.2011/ и др.);
— неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст.
139 УК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»/ред.
от 08.12. 2011 и др.);
— право на определение и указание национальной
принадлежности, использование родного языка (право на национальную и культурную
самоидентификацию) — ст. 26 Конституции РФ, Закон РФ от 25.10.1991
№ 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»/ред. от 11.12.2002/, ст. 6 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.02.2012)
«Об образовании» и др.;
— свобода передвижения и выбора места жительства (ст.
27 Конституции РФ, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации»/ред.от 06.12.2011/, Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»/ ред.
от 06.12.2011/ и др.);
— свобода совести и вероисповедания, право гражданина
на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст.
59 Конституции РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе
совести и о религиозных объединениях»/ред. от 01.07.2011/, ст. 148 УК РФ,
Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе»/ред. от
30.11.2011/;
— свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ, Закон
РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» /ред. от
10.11.201/и др.);
— право на судебную защиту, квалифицированную
юридическую помощь, процессуальные гарантии (ст. 46–54 Конституции РФ, Закон РФ
от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан»/ред. от 09.02.2009/, Федеральный закон от
31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации»/ред. от 21.11.2011/, процессуальное законодательство РФ).
К политическим
правам и свободам относятся:
— право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4
Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях»/ред. от 01.07.2011/, от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических
партиях» /ред. от 08.12.2011/, от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности» /ред. от 28.12.2010/, и др.);
— свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций
(ст. 31 Конституции РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» /ред. от
08.12.2011/, ст. 149 УК РФ и др.);
— право на участие в управлении делами государства
(включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия),
доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный
конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации» /ред. от 04.04.2008/, Федеральный
закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации",
процессуальное законодательство и др.);
— право обращений («право петиции») — ст. 33
Конституции РФ, Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и
др.;
— свобода информации и средств массовой информации (ч.
4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от
27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) "О средствах массовой
информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011), Закон РФ от
21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) "О государственной тайне",
Федеральный
закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О
государственной гражданской службе Российской Федерации").
Группу экономических,
социальных и культурных прав и свобод составляют:
— свобода предпринимательства (ст. 34 Конституции РФ,
Гражданский кодекс РФ, Закон РСФСР
от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 169,
171, 173 УК РФ и др.);
— право частной собственности (ст. 35, 36
Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, гл. 21 УК РФ и
др.);
— трудовые права — на труд и его оплату (свобода
труда), на отдых, на забастовку (ст. 37 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от
19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 30.11.2011) "О занятости населения в
Российской Федерации", Федеральный
закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2001) "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров"и др.);
— право на охрану семьи, материнства, отцовства и
детства (ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
— право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции
РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный
закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", Федеральный
закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с
01.02.2012), Федеральный
закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах"
и др.);
— право на жилище (ст. 40 Конституции РФ, Жилищный
кодекс РФ, гл. 18 ГК РФ, Закон РФ от
04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации";
— право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ, "Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС
РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011), Закон РФ от
28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации", Федеральный
закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации");
— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42
Конституции РФ, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от
07.12.2011) "Об охране окружающей среды", Федеральный
закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической
экспертизе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011) и
др.);
— право на образование и академические свободы (ст. 43
Конституции РФ, Закон Закон РФ от
10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.02.2012) "Об образовании",
Федеральный
закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.02.2012) и др.);
— свобода творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, Закон РФ от
09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных
правах", "Патентный закон Российской Федерации" от
23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006) и др.);
— право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44
Конституции РФ, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 08.05.2010), Федеральный
закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
Федеральный
закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 23.02.2011) "О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"др.).
3.Конституционные обязанности человека и гражданина
Составной частью правового статуса того или иного субъекта
правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта,
равно как и гарантии его прав и ответственность.
Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих
российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не
содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина.
Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным
образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает
неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса
личности в России — конституционных (основных) прав и свобод и конституционных
обязанностей[14].
Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека
и гражданина, конкретизированных
и детализированных в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) обязанность родителей заботиться о детях, их
воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о
своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный
кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее
образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей,
опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня
(ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ,
Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» и др.);
6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57
Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ,
Лесной кодекс РФ, Федеральный
закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об
охране окружающей среды", от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо
охраняемых природных территориях», Федеральный
закон от 24.04.1995 N 55-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы", Закон РФ от
21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О
недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.01.2012)и др.).
8) обязанность граждан Российской Федерации защищать
Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральный
закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О воинской обязанности и
военной службе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012),
Федеральный
закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об альтернативной
гражданской службе".
Характеризуя обязанности как составляющую
конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что[15]:
— во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав
и свобод, носят позитивный
характер, т. е.
устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к
государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер.
Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих
обязанностей у человека по отношению к государству нет;
— во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа
единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской
Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не
должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной
обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения
управомоченного лица, есть мера должного,
необходимого поведения
обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее
установление, может иметь место только на основании закона;
— в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные
обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России
(например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую
среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности,
обязанность по защите Отечества).
Заключение
В настоящее время в развитии конституционного
законодательства и конституционной доктрины вообще главенствует принцип
"естественных прав". Провозглашая определенную совокупность или свод
принципов, правил, прав, ценностей, как продиктованную естественной природой
человека, данная концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных
социальных условий и государства.
Такая надклассовая концепция укрепляет статус человека и
гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности к определенной
группе общества во всех признавших ее государствах. Определенные виды прав,
которыми не пользовались в полной мере некоторые категории граждан, становятся
всеобщими, а сами права получают сильную судебную защиту, делая реальными
гарантии свободного и беспрепятственного их осуществления.
Конституционные принципы правового статуса личности
- закрепленные
в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна
формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу
таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав
и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым
стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип
равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина;
принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.
Закрепление
и защита прав и свобод личности в Конституции представляются нам самой важной
ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого. Не получив четкого
представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не
может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества,
а значит, и жить по правилам этого общества.
Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина,
Конституция играет чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку
права, провозглашаемые Конституцией, имеют всеобщий, не зависящий от социального
положения индивидуума характер.
Таким образом, именно за Конституцией следует признать
основную заслугу в регулировании общественных отношений и сглаживании
социальной напряженности. Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно
сказать, что именно от детальной и полной разработки конституционного
законодательства зависит стабильность существования общества.
Можно утверждать, что в настоящее
время достигнута полнота правового статуса человека и гражданина.
Главная проблема в современных условиях
- это обеспечение реализации (осуществления в жизни) предоставленного личности
правового статуса. Отсюда такой существенный ее аспект, как защита и охрана
прав человека и гражданина, тем самым — государство и общество, дело в том, что
человек, совершая противоправные действия, создает ситуацию, при которой
государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав в свобод
(например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, а в
предусмотренных законом исключительных случаях и права на жизнь). В этих и
других случаях власть не всегда следует ею же принятым законам, те допускаются
нарушения законности. Поэтому правовой статус личности нужно защищать от
государственной политической власти, точнее — от государственных служащих органов
власти, которые эту законность нарушают. Следовательно, нужна государственная
программа обеспечения, укрепления законности в работе органов государства,
прежде всего правоохранительных органов и их должностных лиц.
Сам человек должен соотносить
осуществляемые им права и свободы с правами и свободами других лиц. Иными
словами, каждому предоставлена свобода выбора путей и способов осуществления
своих групповых и индивидуальных интересов в определенных границах имеющейся
свободы. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда
задача защиты прав, свобод и законных интересов личности не только от властей,
но и от других лиц - таких же граждан. Поэтому система прав и свобод должна
строиться и осуществляться таким образом, чтобы предупредить возможное
ущемление их правового статуса со стороны отдельных лиц и их групп. Но сделать
это только юридическими средствами практически невозможно, так как закон, даже
имеющий должный уровень качества, правовой характер, обеспечивает сам свое
действие лишь частично. Ранее уже говорилось, что этой цели служат основные
принципы правового статуса личности и прежде всего такие, как формально -
юридическое равенство всех, т.е. отсутствие каких-либо привилегий перед другими
людьми в сфере права. Все равны в пользовании правами и свободами, но
фактическое, т.е. материальное неравенство не позволяет каждому использовать
свои права и свободы в полной или достаточной мере.
Указанные обстоятельства однозначно
свидетельствуют о необходимости дополнительной защиты прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина, как от власти, так и от других граждан, в том
числе и путем предоставления определенных льгот малоимущим слоям населения.
Следование принципам демократизма
общества и господства права предполагает надлежащее отправление правосудия в
соответствии с требованиями Конституции и правовых законов. В этой связи на
российские суды должно возрасти влияние международного права, и в частности,
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Коренной проблемой реализации правового статуса личности
является поляризация общества, те социальное расслоение, что требует
корректирования имущественного положения отдельных слоев населения
(военнослужащих, ветеранов, инвалидов и т.д.) в административно-правовом
порядке и в зависимости от ситуации.
Список использованной
литературы
1.
Конституция Российской Федерации 1993 . - М:
ИНФРА. М-НОРМА. 2009
2.
Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.
Издательство: Юристъ, 2010 – 784 с.
3.
Ануфриев В.А. Социальный статус и активность
личности. М.: Проспект, 2008. 178-179 с.
4.
Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации, 6-е издание. – М., 2008 – 784 с.
5.
Белых С.В., Кокотов А.Н., Крусс В.И. Теория
конституционного правопользования. - М., Норма, 2007. - 752 с.
6.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России: учеб. 4-е изд., перераб и доп. – М. Издательство: Проспект, 2010 – 608
с.
7.
Конституция Российской Федерации: доктринальный
комментарий (постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., Деловой двор, 2009 –
420 с.
8.
Кряжев П.Е. Некоторые социологические вопросы
формирования личности//Вопросы философии. 2007. №7. 60 с.
9.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства.
М.: НОРМА, 2010. 592 с.
10.
Лукашева Е.А. Права человека. М.: НОРМА, 2011.
560 с.
11.
Малько А.В. Конституционное право России в
вопросах и ответах. – Саратов, 2007 – 272 с.
12.
Манов Г.Н. Теория права и государства. М.: БЕК,
2005. 233 с.
13.
Матузов Н.И.
Право и личность//Теория государства и права. М.: Юрист, 2005. 232 с.
14.
Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические
проблемы субъективного права. Саратов: Изд. Саратовского университета, 2007.
512с.
15.
Мицкевич А.В. Основы права. М.: НОРМА-ИНФРА,
2005. 945 с.
16.
Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е.
Большой юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006, 525 с.
17.
Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: МЫСЛЬ,
2005. С 327с.
[1]
Лукашева Е.А. Права человека. М.: НОРМА, 2011. С.27/ 560 с.
[2]
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2010. С. 68/ 592 с.
[3]
Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного
права. Саратов: Изд. Саратовского университета, 2007. С.23/512с.
[4]
Кряжев П.Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности//Вопросы
философии. 2007. №7. С.14/ 60 с.
[5]
Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: МЫСЛЬ, 2005. С 40 – 44./ 327с.
[6]
Сухарев А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.:
ИНФРА-М, 2006, 525 с.
[7]
Манов Г.Н. Теория права и государства. М.: БЕК, 2005. 233 с.
[8]
Матузов Н.И. Право и личность//Теория
государства и права. М.: Юрист, 2005. 232 с.
[9]
Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. М.: Проспект, 2008.
178-179 с.
[10]
Мицкевич А.В. Основы права. М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. 92-94 с.
[11]
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России: учеб. 4-е изд., перераб и доп. – М. Издательство: Проспект, 2010 – С. 157
[12] Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий
(постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., Деловой двор, 2009 – С.157.
[13]
Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации, 6-е издание. – М. Издательство:
Норма, 2009 – С.239-261
[14]
Авакьян С.А. Конституционное право России. – М. Издательство:
Юристъ, 2010 – С.96
[15]
Белых С.В., Кокотов А.Н., Крусс В.И. Теория
конституционного правопользования. - М., Норма, 2007. - С 321