Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по истории государства и права

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы по теме: Контрольная работа по истории государства и права
  • Предмет:
    ИГП
  • Когда добавили:
    25.07.2014 13:03:14
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
    Вопрос 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока. 3
    Вопрос 2. Возникновение государства в античном мире и полисная система (античная цивилизация) 6
    Вопрос 3. Рабовладельческая демократия в Афинах в Vв. до н.э. Причины упадка афинской демократии. 8
    Вопрос 4. Два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока. 11
    Вопрос 5. Византийское право как уникальное явление для средневековой Европы.. 14
    Вопрос 6. Роль христианства и католической церкви в истории государства и права зарубежных стран  17
    Вопрос 7. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока: Исламский мир и Арабский халифат. 20
    Вопрос 8. Государство и право средневекового Китая: общая характеристика. 23
    Вопрос 9. Возникновение и развитие буржуазного государства и права: общие положения  26
    Вопрос 10. Образование англосаксонской и континентальной системы права. 28
    Литература. 30
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока  
    Понятие Восток в исторической науке используется прежде всего для обозначения  историко-культурной, цивилизационной общности. Именно здесь, впервые в истории человечества сложились государство, право и мировые религии.
    Древнейшие государственные формы складываются культурах Древнего Востока
    (Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай).
    В ходе эволюции политической системы государства Древнего Востока шли одним путем — от небольших городов-государств, к огромным, по масштабам того времени, царствам, а затем к относительно централизованным империям, обычно объединявшим многие народы, создаваемым военных захватов и присоединения земель своих соседей.
    Возникавшее государство с его аппаратом управления обществом выполняло прежде всего функции контроля и регулирования общественной жизни, что давало ему важнейшее место и значение управляющей системы в восточном обществе[1].
    Древневосточное государство часто именуют «восточной деспотией». Восточной деспотии присуща монархия как форма правления.  Власть монарха обычно наследуется и обожествляема. Монарх выступает единоличным законодателем и высшим судьей. Обычно восточной деспотии присуще централизованное государство, с жестким режимом управления обществом, высока роль аппарата управления в общественных отношениях.
    Формализованное понятие «восточная деспотия», обладающее вышеперечисленными признаками, с достаточно большими основаниями можно отнести к государству Древнего Китая и многочисленным царствам Древнего Египта. В Китае, например, существовал культ императора — «сына неба», поэтому можно говорить о «божественном» статусе главы государства. Именно император обладал огромными полномочиями законодательной инициативы. В Китае быстро сложился многоступенчатый аппарат, возглавляемый правителем[2].
    Во многих других древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась разными способами: советом знатных или собранием народных представителей и пр.
    В обществах Древнего Востока были элементы республиканской формы правления, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии.  Примером таких государств были республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии.
    Таким образом, для стран Древнего Востока характерно большое многообразие форм организации государства, которое сильно зависело от местных природных и социальных условий, а также, в большой степени от культуры того или иного государства.
    Вместе с государством в древневосточных обществах складывалась система права, которая в странах Древнего Востока имела ряд общих черт. Право государств Древнего Востока фиксировало неравенство в обществе, что проявлялось, в подчиненном положении рабов. Раб всегда выступал в качестве вещи, говорящего орудия и именно в таком статусе рассматривался действовавшей системой права. Законы государств Древнего Востока закрепляли неравенство и среди свободных, которые делились на сословия.
    В древневосточных государствах существовала система обычного права. В текстах законов всегда есть ссылки на священного предка, сформировавшего правовой идеал: законы Ликурга, Ману и др[3].  
    Первые памятники права как правило фиксировали самые распространенные обычаи и традиции, установившуюся судебную практику. С этим связаны их фрагментарность, отсутствие хорошей проработки ряда институтов и норм. Правовая норма как правило формулировалась не в абстрактной форме, а отражала конкретный случай.
    В древневосточном праве нет возможности отследить систематизацию норм по отраслям права, отсутствуют различия между преступлениями и частными правонарушениями. Внутренняя логика изложения норм определяется, во-первых, религиозными представлениями о правильном и неправильном поведении человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или идеей социального деления на варны в Древней Индии.
    Говоря об общем в правовых системах Древнего Востока, стоит отметить специфические черты их правовых принципов, институтов и норм, отражавших особенности духовной культуры.
    Так, в Древнем Египте, в условиях господства административно-командного аппарата царства, с его гипертрофированными функциями контроля и регулирования, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.
    Конфуцианство в Китае категорически отвергало идею равенства людей, исходило из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Такая система социальных отношений создавала серьезные препятствия для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, и вообще, частного права как такового[4].
    В отличие от Китая, Индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения — дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 2. Возникновение государства в античном мире и полисная система (античная цивилизация) Античное (греко-римское) общество – это более высокая ступень развития цивилизации. Наибольшего уровня развития античная цивилизация достигла в I тысячелетии до н.э. - в начале I тысячелетия н.э.
    Родиной античной цивилизации является Древняя Греция. Природные условия этой страны существенно повлияли на общественную организацию. Горные хребты и заливы, рассекавшие побережье моря, оказались немалым препятствием для политического объединения страны под одним началом. Естественные природные условия предопределили существование относительно небольших по размеру, достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов.
    Полис являлся государством по своей внутренней организации. Гражданами полисов были исключительно свободные люди. Рабы, переселенцы, представители других полисов в социальном отношении были принижены и гражданами не считались. Города-государства отличались большим разнообразием политического уклада. Наиболее часто встречавшимися формами правления были республиканские  - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.
    В раннереспубликанский период система управления обществом, предусматривавшая элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не имела серьезного развития. Жители полисов, не обладавшие большими ресурсами, плохо разбиравшиеся в политике, готовы были поддержать политические режимы, где главенствующие позиции в системе управления принадлежали родовой, жреческой и новой аристократии. Такой по своему социальному составу была правящая верхушка Афин перед реформами Солона, патрицианская республика раннего Рима[5].
    По мере развития полисов, многочисленное население всё чаще заявляло о своих политических интересах, что обычно сопровождалось обострением борьбы между аристократией, обладавшей властью и стремившейся сделать её как можно более стабильной для себя, и народом. Следствием таких отношений (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия реформ, расширявших социальную базу органов власти, обеспечивавших более широкий доступ к власти представителям демоса. В значительном количестве полисов утверждению демократического строя предшествовало овладение властью единоличных правителей-тиранов, которые использовали неограниченные полномочия для артикуляции интересов широких масс народа, не допускали доминирования в политике аристократии. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре.  Тирании содействовали укреплению частной собственности на имущество и средства производства, утверждению демократии как формы управления государством, которая в наибольшей степени отражала социально-политические интересы широких социальных слоев.
    К VI-V вв. до н.э. в Греции начинают доминировать два наиболее сильных в военном отношении, развитых экономически полиса: Афины и Спарта. История Греции V-IV вв. – это история борьбы этих полисов, которые использовали свои мощные ресурсы для усиления политического влияния на Балканском полуострове. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, организовывавшая своих членов в единое целое, несмотря на разные социальные, экономические и политические интересы, демократическая форма правления достигает своих высот и становится исключительно мощным фактором прогресса во всех сферах общественной жизни.
    Спарта, напротив, является образцом аристократического государства, существовавшего как единый военный лагерь. Ради удержания в подчинении огромной массы зависимого населения (илотов), искусственно сдерживалось развитие частной собственности.  В Спарте декларировалось однозначное равенство в политических правах всех спартиатов[6].
    Фактически, соперничество Афин и Спарты являлось соперничеством двух принципиально разных политических, социальных, экономических систем. Исторически сложилось так, что конфронтация двух наиболее развитых городов-государств привела к Пелопонесской войне, которая ослабила позиции как Афин, так и Спарты и ввергла оба полиса в упадок. В IVв. до н.э. вся Древняя Греция вошла в состав Македонского государства.
    Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
     
     
    Вопрос 3. Рабовладельческая демократия в Афинах в Vв. до н.э. Причины упадка афинской демократии Афинское государство V в. до н.э. представляло собой демократическую республику, граждане которой обладали равными политическими правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми пе­рерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
    Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание — верховный орган власти Афин. народное собрание обладало широкими правами: обсуждало и принимало законы, проводило замещение выборных должностей, проверяло результаты  деятельности должностных лиц, решало вопросы войны и мира, принимало решения по хозяйственному положению страны и т. д.
    В работе народного собрания участвовали полноправные граждане полиса, достигшие возраста 20 лет. Кворумом для народного собрания являлось присутствие 6000 человек, таким образом, не менее 20 % граждан должны были принимать участие в его работе[7].
    Формально каждый участник собрания мог выступать и вносить на рассмотрение законопроекты. Законопроекты заранее поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Законопроект принимался или отклонялся прямым тайным голосованием. Законопроект мог стать законом при условии согласия с ним в гелиэе.
    В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Членами Совета на один год могли стать граждане, достигшие 30 лет. Компетенция Совета была достаточно обширной: дипломатические вопросы, финансовое управление, надзор за должностными лицами и др. Должностные лица могли быть приглашены в Совет, выступать там и вносить свои предложения.
    Гелиэя была высшим судебным органом Афинского государства. Её состав включал 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Членом гелиэи также мог стать гражданин. достигший 30 лет на срок не более одного года. В гелиэе функционировало 10 коллегий, включавших 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Гелиэя являлась судом первой инстанции, рассматривавшей дела о злоупотреблениях должностных лиц, она также существовала как апелляционная инстанция по делам, по которым было вынесено определение другими судами.
    В Афинском государстве существовали следующие принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Все должностные лица ежегодно проходили через процедуру выборов и перевыборов в народном собрании. Вступавшие в должность новоизбранные государственные служащие подвергались проверке — докимасии, в ходе которой выявляли правомочность занятия должности, политическую благонадежность. немаловажным считалось оценить личные качества кандидата. Существовало ограничение на занятие должности: нельзя было одну должность занимать дважды, за исключением должности стратегов. Должностные лица получали вознаграждение за службу. Большая часть должностей были коллегиальными. В Афинах главными должностными лицами были стратеги и архонты. Стратеги были объединены в коллегию из десяти человек, которые избирались народным собранием из числа женатых, обладавших собственностью граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Стратеги фактически ведали всей оборонной политикой Афин: утверждали бюджет военных расходов, организовывали ополчение.
    Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рын­ке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую воен­ную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в филах и демах[8].
    Афинские граждане обладали равными правами, однако, в стране усиливалось имущественное неравенство. Особенно ярко этот процесс проявил себя к концу V в. до н.э. С одной стороны, существовала группа крупных по меркам полиса землевладельцев, экономическое влияние которых существенно возросло, с другой значительно ухудшилось материальное положение большой массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов.
    Афинская рабовладельческая демократия достигла кризисного состояния в результате начавшейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и  государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза, с другой стороны. Пелопоннесский союз добился победы. Поражение в войне, сопровождавшееся большими людскими и материальными потерями, привело к распаду морского союза. С этого момента у Афин не было возможности использовать ресурсы союзников. Эти события способствовали олигархическому перевороту.  Крупные землевладельцы, инициировавшие переворот, тяготились демократической формой правления, и, в особенности, возлагавшимися на них социальными обязанностями по отношению к бедным слоям населения.
    Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. войска Филиппа Македонского разгромили войско, представлявшее полисы, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э., после завоевания Римом, Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 4. Два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока  
    Период V – XVI вв. принято называть Средними веками. В это время в развитии европейских государств Запада и государств Востока, расположенных преимущественно на Востоке наметились два альтернативных пути развития.
    Фактором, надолго определившим развитие Европы, стало крушение Западной Римской империи, которое привело к ликвидации системы государства и права античности. Важным вопросом является периодизация Средневековья. Критерием периодизации служит развитие феодальных отношений. Обычно говорят о раннем средневековье, как о времени формирования феодальных отношений. Развитым средневековьем обычно называют период расцвета феодальных отношений. Упадок феодализма, как правило, ассоциируют с поздним средневековьем.
    В Европе, во время существования крупных варварских государств социально-политические отношения обычно приобретали форму раннефеодальных монархий.
    Развитие поземельных отношений, характерных для феодализма, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, в условиях политической децентрализации приводило к специфической организации государственной власти, сущностью которой стали договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство приняло форму сеньориальной монархии.
    Рост городов и развитие товарооборота, накопление капитала в XIII – XV вв., способствовало территориальному объединению национальных государств. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий.
    В позднем средневековье (XVI-XVII вв.) средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии.
    Характерной чертой социальной организации средневековья является трансформация характера политической власти. Большей властью обладал не монарх, а крупные земельные собственники, решавшие политические и социальные вопросы в управляемых территориях. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности[9].
    В средневековье, в постепенно формировавшихся национальных государствах образуются основы правовых систем. Основу средневекового права составили обычаи и традиции, которые продолжительное время существовали как главные источники права. В Западной Европе варварские (племенные) правовые традиции и обычаи заменяются феодальным правом, которое имело территориальный принцип действия, в противовес персональному принципу действия обычного права.
    Феодальные отношения органично интегировали правовые обычаи. В первую очередь обычаи фиксировали отношения вассала и сюзерена (ленное право). В большой степени обычаи и традиции регулировали имущественные отношения. Правовые обычаи определяли отношения между собственником земли и иного имущества и зависимыми от собственника субъекта, например крестьянами.
    В позднем средневековье особую роль играло городское право, определявшее характер взаимодействия городов и феодалов, на чьей земле располагался город. Как правило, городское право было письменным. Основные типы документов этого права: городские статуты, сеньориальные хартии, пожалованные городу[10].
    В правовой жизни Западной Европы большое влияние имела рецессия римского права. В первую очередь римским правом пользовались жители Южной Европы: жители Италии и Испании. В течение всего средневековья происходил синтез римского и варварского права, результатом которого стало то, что римское право организовало правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов, позволило перевести их правовые системы на качественно иной уровень.
    Развитие средневекового Востока происходило в русле, отличающемся от эволюции феодального Запада. На Востоке господствовали традиционные структуры, которые отличались большой устойчивостью. Например, даже в Средние века существовало рабство.
    Комментируя социально-экономическое развитие, следует отметить крайне медленный его характер. Прежде всего медленно эволюционировали товарно-денежные отношения и производство. Для средневековых восточных обществ была характерна многоукладность.
    На историческое развитие стран Востока сильное влияние оказывало государство, в собственности которого находилось большое количество земель и другого имущества. Сельская община как социальный институт была не менее важным элементом социальных отношений.
    Доминирование государства в политике и экономике находило свое отражение в структуре господствующего класса. В странах Востока основу привилегированных классов и сословий, определявших политическую и экономическую жизнь общества, составляли высшие слои бюрократии, причастные к власти, которые существовали засчет ренты, собираемой в форме налогов с многочисленных формально свободных земледельцев-крестьян[11].
    Восточный средневековый город был не менее специфическим образованием, существенно отличавшимся от европейского города. Источником существования и развития городов было перераспределение ренты. Богатство, создаваемое обществом, не становилось капиталом, изымалось из производственной цепочки. Ремесленная продукция направлялась не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящей верхушки.
    Для правовых систем средневекового Востока характерны консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали.
    Консерватизм проявлял себя в том, что правовые постулаты были тесно связаны с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством. Так в Индии на уровне права фигурировало понятие дхармы, которая одновременно существовала как моральное правило, выполнение которого предписывала религия индуизма. В средневековой Японии существовал аналогичный институт: гири, регламентировавший не только правовое пространство, но и моральные нормы.
    Коран был источником права во всех мусульманских государствах. Формально ислам отрицал законодательную функцию правителей, которые могли лишь применять на практике нормы, записанные в священной книге. Право «дхармшастр» в Индии считалось неизменяемым, так как освящалось авторитетом Вед.
    В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли)[12].
    В странах Востока правовые системы всегда утверждали неравенство, которое касалось многих сторон человеческой жизни: разные сословия имели разные права, неравенство касалось отношений детей и родителей, мужчин и женщин. Закон внимательно следил за точностью исполнения норм и сурово карал отступников.
     
     
     
    Вопрос 5. Византийское право как уникальное явление для средневековой Европы  
    Для средневековой Европы право Византии можно считать уникальным феноменом. Специфическим аспектом византийского права является его внутренняя цельность, высокий уровень систематизации норм и постулатов.
    В V-VII вв. в Византии складывается правовая система, опиравшаяся на систему римского права. Достаточно сильным, с другой стороны, было влияние феодальных отношений, которые, хотя и не достигли в Византии своего развития, придали развитию страны специфическое наполнение.
    Основным источником права было императорское законодательство. Данная особенность отражает правовую преемственность Византии и Римской империи. Важным фактором правового развития была политическая стабильность империи. Именно этот фактор способствовал тому, что в Византии были предприняты попытки кодификации конституций императоров, а в дальнейшем всего римского права. Именно в Византии в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). До XIв. именно эта кодификация законов была фундаментом, на котором формировалась правовая система страны[13].
    Свод законов Юстиниана, с одной стороны, был редакцией римских законов, с другой стороны выражал ряд специфических норм, характерных прежде всего для Византии. В последней части Свода, написанной на греческом языке отражена специфика византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Данные тенденции выразились, прежде всего, в упрощении, «вульгаризации» римского права под сильным влиянием греко-восточного права.
    Римские юристы предпочитали избегать определений, использовали казуистический стиль изложения. Юристы Византии предпочитали давать точные определения и в этом стремлении нередко упрощали текст первоисточника, делали его более конкретным и однозначным . Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), дающие интерпретацию слов и основных понятий для упрощения работы с книгой. Наиболее часто дефиниции употреблялись в учебной литературе, например, в институциях Юстиниана. Особой популярностью в это время пользовалась работа известного юриста Кирилла Старшего "О дефинициях"[14].
    Обычное право, распространенное на востоке Византии оказывало немалое влияние на её законодательство. Его влияние неоднозначно: с одной стороны, оно упрощало, шло вразрез с концептуальностью римского права, с этой точки зрения, его влияние негативно. С другой стороны, оно внесло в римское право новое, отразившее развитие новых феодальных отношений. Положительное влияние восточного права выразилось, например, во введении письменного делопроизводства и судопроизводства, Это существенно повлияло на систему судопроизводства и качественно изменило его характер.
    Православное христианство – немаловажный фактор развития византиского права. Институции и Кодекс начинаются с обращения к Христу, как бы освящающему новую законодательную норму. В тексте многих законов есть ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как "божественная связь" (nexum divinum). Рационалистическая схема римского права дополняется этическими конструкциями в духе христианской веры. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосудие" (justitia), но толкует последнее как "справедливость", в том значении, которое характерно для христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением
    Кодификацию Юстиниана было очень сложно применить в юридической практике. Для населения империи она была слишком сложна для понимания. Сказывался, с одной стороны, невысокий уровень грамотности, с другой, умозрительность, оторванность положений Кодекса от реальной жизни. В VI-VII вв. для практических целей судопроизводства юристы создавали комментарии, упрощавшие законодательство Юстиниана на греческом языке. Комментарии формулировались в форме парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных примечаний). Широкую известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы составляли на основании положений, извлеченных из Кодификации Юстиниана, сборники, содержавшие перечни и образцы договоров, формы исков и др.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 6. Роль христианства и католической церкви в истории государства и права зарубежных стран  
    Христианство как мировая религия, и католическая церковь, в частности, оказали исключительно сильное влияние на государство и право, прежде всего, средневековой Европы.
    В период V – VIII вв. короли «варварских» государств часто дарили церкви большие земельные угодья в благодарность за поддержку. Таким образом, постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имевшего большое преимущество перед светскими феодалами. Церковь, в соответствии с правом Европы являлась вечным владельцем: её земли не подлежали дроблению и передаче в «Мирской фонд». Отсюда возникла поговорка, что церковь держит земли "в мертвой руке"[15]. Политический вес церкви был велик, он постоянно повышался, но до XI в. она не была политической организацией. Прежде всего она существовала как сообщество духовное, стремящееся оказать нравственное воздействие на верующих. Католическая церковь в значительной степени способствовала формированию общеевропейского самосознания, объединяла народы Европы. В VI – X вв. папский престол еще не объединял церковь, местные епископства католической церкви находились под значительным влиянием королей, герцогов, и иных руководителей территорий.
    В XI в. в Европе усилились процессы феодальной раздробленности. Это привело к ослаблению влияния местных феодалов на церковь, с одной стороны, и усилению влияния Папы Римского на епископства по всей Европе, с другой стороны. Для папской курии характерны были амбиции мирового господства. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Формально причиной раскола были религиозные вопросы (догмат о происхождении Святого духа, учение о благодати, порядок причащения и т.д.), в действительности, причиной раскола стали политические противоречия — борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью[16].
    Авторитет римско-католической церкви, с одной стороны, опирался на земельные богатства, на религиозные чувства верующих. Этим не исчерпывались источники власти церкви. Другим важнейшим фактором влияния церкви была организация, построенная на однозначном отделении мирян и клира, на иерархии и беспрекословном подчинении более высокому по месту в этой иерархии руководителю цекрви, римской курии и верховному понтифику — папе. Большую силу имели различные духовные монашеские ордена, деятельность которых координировалась папством. Начиная с XI – XII вв., римские папы стремятся руководить, осуществляя духовную власть, всем христианским миром. Римско-католическая церковь превращается в общеевропейскую теократическую монархию. Появляются финансовые, юридические, политические органы римско-католической церкви, собственная дипломатическая служба. Зенит политического могущества римско-католической церковью был достигнут в XIII в. при папе Иннокентии III (1198—1216 гг.), создавшем регламент, в соответствии с которым коронация любого европейского монарха утверждалась папским актом[17]. Одновременно папство боролось за отмену духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать высших церковных лиц в их статусе, и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В политической борьбе папы прибегали к разнообразным средствам, не останавливаясь перед самыми крайними: отлучение страны от церкви и наложению интердикта, т.е. запрету на проведение богослужений в «провинившемся» государстве. Например, Иннокентий III отлучил от церкви германского императора, английского и французского королей.
    Политическое взаимодействие церкви и государства привело к созданию специальных церковных трибуналов, задачей которых было бороться с еретиками, охранять основы христианской веры, — инквизиции. Инквизиции отвергали, с одной стороны, системы доказательств, принятые в обычном праве варваров, с другой, вводили письменное судопроизводство, систему формальных доказательств. Негативным было то, что существовала презумпция виновности обвиняемого, практиковались пытки и истязания. Это шло вразрез с направлением эволюции политико-правовой культуры, формировавшейся в Западной Европе.
    Важную роль в общественных отношениях играло каноническое право. Роль канонического права была особенно велика в тех странах, где господствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцами канонического права были служители религиозных культур.  В римско-католической церкви источником права был папа римский. В XII в. завершилось создание схоластики. Схоластика на основе формальной логики объясняла явления человеческой жизни с точки зрения христианской веры. В ее построении огромную роль  сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 года). Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в  труде  "О правлении властителей", в произведении "Сумма теологии" и др. Философской базой Фомы Аквинского стали сочинения Аристотеля. Например, от Аристотеля Аквинат заимствовал идею человека как общественного существа.
    Весьма своеобразна разработанная  Аквинатом особая теория закона. Пирамиду законов  венчает  вечный  закон  –  универсальные нормы, рожденные и заключенные в Боге. Иные виды законов производны от вечного. Прежде всего – естественный закон, который предписывает стремиться  к  самосохранению  и  продолжению  рода,  обязывает уважать достоинства людей. Выражением естественного закона служит  человеческий  закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла  и достигать  добродетели.  Еще один вид  закона  –  божественный.  Он  дан  в  Библии  и необходим по двум причинам. Во–первых, человеческий  (позитивный)  закон  не способен  полностью истребить   зло. Во–вторых, из–за несовершенства человеческого разума, люди сами не могут прийти к  единому  представлению  о правде; помочь им достичь его может лишь Библия. Таким образом, Фома Аквинский настойчиво  проводил  мысль:  правовым  человеческое  установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 7. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока: Исламский мир и Арабский халифат  
    Государственность у арабов возникла одновременно с утверждением новой мировой религии - ислама.
    Для мусульманского общественного строя было характерно широкое распространение государственной собственности на землю, эксплуатация земледельцев в пользу высшего слоя государственной бюрократии. Государство поддерживало позиции религии, которая регламентировала все сферы общественной жизни. В обществе отсутствовали четко выраженные сословные группы, у городов не было какого-либо особого статуса, как это было в Европе.
    Первоначально арабский халифат был относительно централизованной теократической монархией. Халиф обладал как духовной, так и светской властью, которая считалась неделимой и неограниченной.
    Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Диваны занимались разными сферами управления обществом: диван военных дел ведал оснащением и организацией армии, диван внутренних дел – финансовыми вопросами и пр[18].
    Территориально халифат делился на провинции, во главе которых стояли эмиры. Эмиры контролировали местный административный и полицейский аппарат управления.
    Главным судьей считался халиф. Фактически вопросы правосудия и законотворчества находились в ведении духовенства. Для этих целей существовала коллегия наиболее авторитетных богословов. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади).
    Компетенция кади была весьма обширна. Они рассматривали дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, надзирали за тюрьмами, удостоверяли завещания, организовывали распределение наследства. Кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной, так как это главные источники права у мусульман.
    Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Шариат объединяет многие правовые обычаи, в том числе те, которые действовали на Арабском полуострове до образования ислама. Важнейшую роль в шариате сыграла деятельность пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов.
    Шариат предполагает главным в жизни и деятельности человека не права, а обязанности его перед Аллахом. Многочисленные обязанности определяют жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т. д.). Представления о бессилии человека перед Богом нашли свое отражение в Шариате. В Коране подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти обосновывалась таким же образом: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас» (4.62)[19].
    Для средневекового мусульманского права была характерна целостность. Фактически вместе с идеей единого Бога утвердилась мысль единого порядка законности. С распространением ислама, шариат стал мировой правовой системой. Этим шариат отличался от правовых систем западноевропейских средневековых государств, которые отличались внутренней несогласованностью, парткуляризмом и т.д.
    Главным источником права был Коран. Значительная часть Корана является изложением толкования пророком частных случаев. Коран в этом смысле однозначно трактует те или иные ситуации. Многие положения Корана неопределенны, сильно зависят от интерпретации.
    Следующим по статусу источником права была Сунна («священное предание»), содержание которой составляют многочисленные рассказы о делах Мухаммеда. Сунна состоит из хадисов. В этом источнике права фиксируются нормы брачного, судебного, уголовного законодательства. Хадисы Сунны содержали много противоречащих друг другу положений, которые следовало трактовать в зависимости от усмотрения судей.
    Иджма – третий источник права, который переводят как «согласие мусульманской общины». Источником права, дополняющим шариат была фетва – решения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII–IX вв. в связи с широким распространением метода «иджтихада» шариат активно развивался в работах мусульманских правоведов.
    В мусульманском праве был еще один источник, который вызывал неоднозначное отношение. Это был кияс — решение правовых дел по аналогии с уже вынесенными решениями. Кияс способствовал избавлению законодательства от влияния религии, с другой стороны, он позволял оперативно реагировать на общественные изменения, вынося решения в соответствие с изменившейся социальной реальностью.
    Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т. п.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 8. Государство и право средневекового Китая: общая характеристика  
    Многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории – всё это характерно для социально-экономических и политических отношений средневекового Китая.
    Сословные различия в Китае были исключительно устойчивы. Они, во-первых. охранялись законом и традицией, во-вторых, закрепляли права и обязанности конкретного человека. В средневековом Китае выделялись три сословия: «благородных», «добрых» и «подлых» людей.
    Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц — светскую и духовную аристократию, представителей высшего слоя императорской бюрократии.
    Старая родовая аристократия в средневековом Китае постепенно уступала свои позиции образованному чиновничеству. Образованное сословие – шеньши, имело большое политическое влияние. Формально все желающие могли получить образование сдать экзамены на должность. Фактически образование стоило весьма дорого и получить его могли лишь дети чиновников.
    «Добрые люди» относились к непривилегированному сословию. В него входили мелкие земледельцы и ремесленники, платившие основной объем налогов, несшие многочисленные повинности.
    К группе «подлых людей» относились лично несвободные граждане – государственные и частные рабы. Расширение угодий крупных земельных собственников способствовало, одновременно, обезземеливанию многочисленных мелких землевладельцев, которые попадали в это сословие[20].
    Во главе системы государственного управления стоял император. При императоре существовал Государственный совет, в значительной мере состоявший из его родственников. Возглавлявший аппарат государства император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон передавался по наследству старшему сыну императора.
    Империя делилась на десять провинций (дао), которые подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Административные единицы отличались между собой по суммам уплачиваемых налогов. В соответствии с налогами формировался штат чиновников на местах, планировались затраты на развитие территорий.
    Органы самоуправления в Китае существовали в низовых органах управления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Жители деревенских общин были связаны системой круговой поруки, опиравшейся на систему «десятидворок". Данная система призвана была упорядочить сбор налогов во всей огромной стране.
    Китайское средневековое право, зародившись в I тыс. до н.э. развивалось в направлении оформления и регулирования различий между сословиями и рангами, уточнения налоговых и иных повинностей населения, обязанностей арендаторов государственных земель, а также лиц, контролировавших государственную собственность, должностных лиц, отвечавших за пополнение казны государства. Эти нормы фиксировались в династийных сводах законов, которые также назывались кодексами[21].
    В кодексах основные нормы утверждались основателем династии (постепенно эти нормы начинали обожествлять). Преемники основателя династии добавляли к основным нормам собственные, следуя за изменявшейся политической, экономической, культурной ситуацией.
    Династийные кодексы китайцев создавались, исходя из сформировавшихся стереотипов массового сознания китайцев.
    Один из этих стереотипов исходил из веры китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). Например, кодекс династии Тан исходит из требований легизма о коллективной ответственности, о поощрении доносов и пр. При этом под влиянием Конфуция, осуждавшего донос на родителей и родственников как нарушение священного принципа "сяо", в кодексе прописана была такая ера наказания как смертная казнь за донос на прямых родственников в первом и втором поколениях.
    В уголовном праве Китая учитывалось различие между умыслом и неосторожностью, но это делалось не всегда последовательно. Размытость формального основания моральной нормы приводила к появлению препятствий четкому разграничению в праве форм вины. Не менее часто это приводило к использованию некритериальных категорий при вынесении приговоров. В них часто встречались понятия: неведение, ошибка, забывчивость, небрежность. Эти понятия давали основания судьям выносить оправдательные приговоры.
    Принципы тотальной личной зависимости подчиненного от начальника, простого смертного от должностного лица являлись благодатной почвой для различных видов должностных преступлений и прежде всего взяточничества, мера наказания за которое варьировалась в зависимости от того, нарушил ли чиновник закон при получении "подарка", раскаялся или нет, а также в зависимости от стоимости, величины взятки. Виновными в преступлении при этом считались обе стороны[22].
    Китайское право не разделяло административного и уголовного наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход на работу чиновника или разглашение государственной тайны.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вопрос 9. Возникновение и развитие буржуазного государства и права: общие положения  
    В XVII - XVIII вв. в ходе буржуазных революций появляются буржуазные государства. Причина образования таких государств была следующей: формировавшиеся капиталистические отношения и класс промышленников и предпринимателей (буржуазия) не могли сосуществовать с социальной системой, принятой в феодальном обществе.
    Для буржуазного государства характерно, прежде всего, наличие частной собственности на средства производства. Право частной собственности объявляется священным, а обладание частной собственностью становится неотъемлемым, естественным правом. Для буржуазного государства характерно:
    1) конкурентные отношения на рынке;
    2) постоянный технический прогресс, опирающийся на достижения науки и техники;
    3) появление, рост и развитие транснациональных компаний;
    4) цикличность развития экономики;
    5) относительно небольшой контроль государства над экономикой[23].
    В современном развитом капиталистическом обществе принято говорить о социальных слоях, а не о антагонистических классах. Социальная структура государств состоит как бы из трех слоев (классов): высшего, среднего и низшего. В настоящее время редко упоминают о двух антагонистических классах при анализе общества.
    Примерно одинаковый уровень дохода и идентичный социальный статус позволяет причислить человека к тому или иному социальному слою. В настоящее время наиболее  многочисленным в развитых странах является средний класс. Как правило государство в развитых капиталистических странах следит за налоговой дисциплиной и размещает государственные заказы. Прямого участия в экономической деятельности государство обычно не реализует. Размещая среди коммерческих фирм заказы, государство способствует развитию военного строительства, социальной сферы, науки и образования. Социальная политика играет важную роль в развитии общества, так как способствует достижению всеобщей занятости, относительно высокого уровня благосостояния, уменьшению разницы в доходах между богатыми и бедными. Государства с развитой экономикой как правило реализуют большое количество социальных программ.
    Буржуазное право возникло как следующее звено в эволюционной цепочке систем права: оно пришло на смену феодальному праву. Социальные отношения, которые оно регулировало так же, как и феодальное право содержали имущественное неравенство, антагонистические интересы. В ходе буржуазных революций заменялась та часть феодального права, которая противоречила интересам буржуазии. Буржуазное право включало многие нормы, ранее существовавшие и доказавшие свою эффективность. Его дополнили новые правовые постулаты, принципы, формы, которые отражали интересы господствующего класса. Буржуазные революции в обществе дополнялись «революциями» правовыми, когда новый класс, придя к власти, изменял законодательство в соответствии со своими интересами.
    Буржуазное право формировалось как национальные правовые системы. Это объясняется тем, что капитализм способствовал формированию наций и национальных государств. Буржуазное право было индивидуалистическим, освобождало человека от феодальных пережитков, направлено было на защиту прав граждан. Было сформулировано понятие прав человека, которые мыслились как неотчуждаемые и фундаментальные. Важнейшим принципом буржуазного права было равенство всех перед законом. Это по сути, принципиальное условие существования и функционирования всей системы капиталистических отношений.
    Важнейшим элементом правовой системы является законодательно определенное наличие разнообразных свобод: совести, собраний, слова  и других. По сути, буржуазия стремилась к созданию общества, где всем будут понятны и очевидны правила функционирования общественного организма[24].
    Процесс формировании буржуазного права был весьма длительным. Фактически с победой буржуазных революций, система буржуазного права только начала формироваться. Пределы вторжения буржуазии в дореволюционное право, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран, от характера самих буржуазных революций. В государствах, где смена строя с феодального на буржуазный произошла относительно быстро, хотя и насильственным путем, система права модернизировалась намного быстрее. Второй путь предполагал систему компромиссов буржуазии с крупными земельными собственниками, обладавшими властью. Этот путь развития, безусловно, всё равно приводил к установлению буржуазных порядков, однако был гораздо более длительным.
     
     
    Вопрос 10. Образование англосаксонской и континентальной системы права  
    В XVIII-XIX вв. фактически произошло территориальное разделение мира, были созданы огромные колониальные империи. Процесс этот базировался на широком распространении капиталистического рынка, превращении капитализма в систему, определяющую динамику эволюции мировой цивилизации. Правовые системы в этих условиях в значительной степени унифицировались, следуя логике развития государства, в котором они существовали.
    Наиболее заметно на системы права, существовавшие в мире оказали влияние ведущие мировые державы XIX в. – Англия и Франция. Этому способствовало активное заимствование правовых норм, насильственное их внедрение, другим путем распространения права была неторопливая интеграция национальных правовых систем в систему права колонизаторов.
    В мире сложились две семьи права: англосаксонская и континентальная. Эти правовые семьи отличались по внутренней структуре, внешним юридическим признакам.
    В то время как французские кодексы вовлекли в орбиту влияния большую часть континентальной Европы (и отчасти Латинской Америки), английская система права привилась в Соединенных Штатах Америки (хотя и в модифицированном виде), стала господствующей в большинстве английских колоний и доминионов[25].
    Введение английского права в колониях прямо предусматривалось в королевских хартиях и законах парламента; местное право, как, например, в Индии, либо крайне стеснялось, ограничивалось, либо вовсе не принималось во внимание. Распространению английского права способствовало и то, что решения колониальных судов могли пересматриваться Тайным советом в Лондоне.
    Два разных пути развития буржуазной революции – английский и французский – в совокупности с другими обстоятельствами привели к постепенному выявлению двух разных правовых систем. Благодаря тому значению, какое имели Англия и Франция, эти системы приняли международный характер.
    Стало возможным говорить о двух мировых системах буржуазного права: континентальной и англосаксонской.
    Основные различия между данными системами являются:
    1) континентальная система права базируется на кодексах; англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом (статутом), она, за некоторым исключением, не знает кодексов, но придает огромное значение судебной практике; число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике, исчисляется в Англии сотнями тысяч (от 300 до 500 тыс.). Помимо них имеются не менее 3 тыс. законов (статутов) и бесконечное количество актов делегированного законодательства; в Соединенных Штатах прецедент имеет несколько меньшее применение в судах, чем это имеет место в Англии, однако и здесь издается ежегодно 350 томов судебных решений, могущих служить прецедентами; поскольку пользование прецедентным правом невозможно без свободы его истолкования, постольку английский и американский судья выступают в роли законодателей. «Теоретически, – пишет английский юрист Деннинг, – судьи не создают права, они только разъясняют его. Поскольку, однако, никто не знает, какова норма права, пока судья ее не сформулирует, следовательно, судьи создают право»;
    2) в том, что касается имущественных отношений, континентальная система права в большей степени проникнута началами, коренящимися в римском праве; англосаксонское право развивалось в меньшей зависимости от последнего (отсюда различия в терминологии и некоторые особые правовые институты);
    3) англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное» и потому питает некоторое «отвращение» к административной юстиции; государственные учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица.
    Различие той и другой систем носит главным образом формальный характер: одинаковые производственные отношения, одинаковая ступень развития семьи, единство принципов политической организации общества и т. д. предопределяют одну и ту же сущность права и в Англии и во Франции. При всем этом существование важных различий в регулировании одних и тех же отношений собственности, наследственного права и пр. указывает на то, что экономические отношения (зависимость права от условий производства и обмена) определяют развитие права, в конечном счете, на это развитие оказывают сильное воздействие и многие другие факторы (лежащие в сфере надстройки над базисом): исторические условия, религия, войны и смешения племен, а также разного рода случайности, в том числе и такие, которые определялись характерами тех или иных исторических деятелей.
     
     
     
     
     
    Литература  
     
     
    [1] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 14
     
    [2] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2002, С. 20.
    [3] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 15
    [4] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Чибиряев. М., 2002, С. 25
    [5] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2002, С. 44
    [6] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2002, С. 50
    [7] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2002, С. 55
    [8] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 109
    [9] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 133
    [10] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 153
    [11] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Чибиряев. М., 2002, С. 211
    [12] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Чибиряев. М., 2002, С. 232
    [13] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 175
    [14] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 192
    [15] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 2003, С. 240
    [16] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 2003, С. 255
    [17] Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2003, С. 229.
    [18] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Чибиряев. М., 2002, С. 244
    [19] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 322
    [20] История государства и права зарубежных стран. Учебник /Под ред. проф. К.И. Батыра. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003, С. 239
    [21] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 422
    [22] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006 ,С. 433
    [23] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 511
    [24] История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В двух частях. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М., 2006, С. 522
    [25] Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 200, С. 322
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по истории государства и права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.