Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Общество как саморазвивающаяся система

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Общество как саморазвивающаяся система
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    25.07.2014 13:28:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    1. Генезис историко-философских воззрений на общество
    Главным предметом исследования социальной философии является общество как целостная социальная система, со своими законами развития функционирования.
    В область философского интереса включены те явления, и процессы жизни общества, которые характеризуют развитие всего человечества.
    Представители разных направлений в социальной философии трактуют понятие «общество» как определенную социальную систему, т.е. общество – как «социальный организм».
    Философы, рассматривая общество как систему взаимодействий людей, расходились в понимании этих основ.
    Одни философы принимают общество, как систему взаимодействия людей, где в основе духовные начала человечества - это их сознание, их духовные потребности и ценности и т.д.
    Существует и иная точка зрения философов на общество, где видят основу взаимодействия людей как материальную базу, материальные потребности и материальные условия общественной жизни.
    Оба философских взгляда имеют место в историко-философских воззрениях на общество, так как,  прежде всего, общество - это, совместная жизнь многих людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей, своих, своей семьи, или социальной группы.
    А именно, семейно-бытовые отношения, политические, нравственные, и других общественные отношения, которые в воссоединении образуют структуру общества.
    В результате чего, между членами общества складываются определенные отношения, которые касающиеся средств и способов удовлетворения этих потребностей, исходя из настоящих условий жизни.
    С течением времени эти отношения приобретают устойчивый характер, и контактирующие общество представляются как совокупность общественных отношений.
    В процессе жизнедеятельности общество приобретает определенные характеристики:
    формируется производственно-экономический строй;развивается нравственная и духовная культура; определяется социально-политическое положение;развивается наука, преобретается образование. Члены определенного общества производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага.
    Подобная трактовка общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений, при которых реализуются жизнедеятельность их членов, создаются государственные, нравственные и экономические отношения,  и другие социальные институты, что влияет на развитие всех сторон культуры общества.
    В философии, общество, рассматриваются с материалистической и идеалистической позиции.
    Материалистический взгляд на общество, заключается в том, что все общественные отношения, а именно – нравственные, экономические, правовые, политические подразделяются на:
    материальные (экономические, производственные отношения) идеологические (политические, правовые, нравственные). Современное общество представляет собой единую систему материальных и идеологических отношений.
    Но, в связи с многообразием условий жизни современного общества, сформировались различные видами деятельности людей:
    управленческая;научная и просветительская;художественная;техническая;спортивная. Общественные отношения, в основном носят объективный характер, так как они возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условиях их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.
    Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание» играют значительную роль в методологическом исследовании общества и в понимании ее отдельных социальных явлений.
    Взглянуть изнутри на «общественное бытие» и «общественное сознание»  это значит встать на правильный путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных ее явлений, например область экономической, социальной, политической и духовной жизни.
    В ХХ в. получил свою популярность стадиальный подход в понимании цивилизаций Джамбаттиста Вико (1668-1744), итальянского философа.
    По мнению Вико Дж. исторический процесс общества, имеет объективный и неизбежный характер.
    Все нации развиваются по трём циклам, состоящих из 3 эпох:
    божественный (государство без главы), героический (аристократическое государство) человеческой (республика демократическая). Теорию локальных цивилизаций трех эпох развил в новом историческом времени и условиях, немецкий философ О.Шпенглер и английский социолог и историк А.Тойнби (схема 1.)
    Схема 1. Стадиальный и локальный подход в понимании цивилизации.
     
    А.Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию локальных цивилизаций, который проходит круговорот аналогичные стадии:
    1. формирования,
    2. развития,
    3. распада.
    Движущей силой развития цивилизации – выступает "творческая элита", которая увлекает за собой "инертное большинство".
    В своем развитии общество следует определенным законам. Существуют свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества.
    Закономерностью в развитии общества является диалектические взаимодействие общественного сознания и бытия.
     Сознание и бытие, по своей природе, является отражением общественного характера бытия, что активно воздействует на него. Действие данной закономерности возрастает с развитием общества, как исторического процесса, что выступает, в конечном счете, как законы деятельности людей и их общественных отношений.
     
     
    2. Структура общества
    Общество – это динамическая система, которая сформировалась из организованной и целенаправленной совместной деятельности всех ее членов.
    Общество состоит из совокупности всех форм объединения и способов взаимодействия между  членами группы,  и  с окружающим  миром.
    Общество представляет собой общественное бытие людей, то есть объективную реальность, которая своего рода представляет социальную материю, как результат функционирования, эволюции и дифференциации.
    Современная философия имеет представления, что окружающий мир, одновременно разделен, но вместе с тем – и един.
    Окружающий мир состоит из отдельных частей, объектов, и включает в себя многообразные свойства, которые выражают специфику связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом. Являясь органической частью природы, общество вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, организацию, чем природные системы.
    Огромное значение в определении специфики организации общества является структура — внутренняя организация, совокупность элементов и их взаимосвязей.
    Структура общества выступает как внутренняя его организация состоящая из отдельных  звеньев.
    Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой общества обладает вся его подсистема. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе (Схема 2).
    Главным компонентом любой общественной структуры являются люди, как центральное звено отношений. И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент — социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми.
    Все люди относятся к структуре одного общества, могут действують в различных сферах общественной жизни — социально-политической, духовной, экономической, семейно-бытовой.
    От этого происходит формирование специфических структур для конкретных сфер целостного общества:
    структуры быта и семенной жизни;социально-политической структуры;экономической структуры;структуры духовной жизни. Каждая из специфических структур обладает своими особенностями, и характеристиками, что определяются, прежде всего, господствующими в нем формами собственности.
    Структура общественной системы выступает как отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры. Элементы общества (схема 2).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Схема 2. Элементы общества
     
    Индивиды-субъекты деятельности, являются первыми и необходимы элементами общества, с которыми связаны её стартовые и регуляторные механизмы.
    Безусловно, человек представляет собой “целостный микрокосмос”, и он является элементом деятельности, то есть неделимым и простейшим образованием.
    Объект социальной деятельности - второй элемент общества.
    Объекты социальной деятельности подразделяются  на два класса:
    Класс «Орудия». С помощью орудия люди осуществляют приспосабление к окружающей среде путем её целенаправленного адаптирования и изменения.Класс «Символы». Предметы, которые служат для понимания данного общества и изменению представлений о мире (иконы, книги, картины др.). Символы воздействуют на сознание человека, его стремления и цели, и через которых идет воздействие на осознание реальности. Структура общества включает в себя отдельные элементы, и части в виде отдельных людей и их объединений.
    Структуре общества также свойственны и отношения, которые позволяют им отделить одни социальные объекты от других.
    Социальная структура общества - это неразрывное единство двух ее основных составляющих:
    совокупность индивидов (людей, их особенностей)  2) совокупность взаимодействий (отношения и связи между людьми и социальными группами).
     
     
     
     
    Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы На сегодняшний день выделяют два методологических подхода к анализу исторического процесса – формационный и цивилизационный.
    В рамках формационного подхода выделяют две теории - марксистскую теорию и теорию постиндустриального общества.
    Марксистская концепция выделяет определенные стадий в развитии общества, т.е. формаций.
    Суть данной концепции в следующем. Материальные отношения, ядром которых являются производственные отношения, составляют основу, базис общественного развития. На экономическом базисе возвышается надстройка, состоящая из системы политических, экономических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских взглядов, идей, соответствующих им социальных институтов, а также духовных отношений между людьми. Производственные отношения развиваются в соответствии с развитием производительных сил (материально-производственная база и люди). По мере изменения экономических отношений претерпевает изменения и вся общественная надстройка (схема 3.)
     
     
    Схема 3. Марксиская теория формационного подхода о проблеме периодизации истории
     
    Таким образом, общественно-экономическая формация – это общество в совокупности всех его сторон, с присущим ему базисом и надстройкой как целостная система. Выделяются следующие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (схема 4.)
    Схема 4. Общественно-экономические формации
     
    В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни.
    Типология общественных систем при цивилизационном подходе осуществляется не по признаку экономического базиса, как это имеет место в формации, а исходя из технико-технологического базиса (см. схему 5).
     
     
     
     
    Схема 5. Типология общественных систем при цивилизационном подходе
     
    В целом цивилизационный подход позволяет более глубоко рассматривать культуру с учетом всех ее составляющих элементов и отношений.
    Итак, подведем итог о формационном и цивилизационном подходах к пониманию исторического процесса.
    Формационный подход. Предстваители К. Маркс, Ф. Энгельс. Исторический процесс как – объективная и естественная  смена формаций. Длительность функционирование формаций зависит от развития материального производства его государства. К. Маркс не утверждал о глобальности этого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность в понимании исторического процесса, из-за того, что в формации определяют все другие экономические отношения, в духе экономического материализма.
    Цивилизационный подход. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Непрерывность эволюционность развития. Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости (схема 6).  
    Схема 6. Исторические формы социально-экономических отношений (СЭО) на примере формационного и цивилизационного подхода.
     
     
    Субъекты и движущие силы исторического процесса История человеческого общества – закономерный исторический процесс. Человечество выделяют как самостоятельный субъект исторического процесса.
    Но, возникает необходимость выяснить, кто или что является движущими силами данного процесса. Каковы источники их действий? что движет людьми?
    В исследовании данной области проблем существуют различные взгляды, подходы на объяснение движущих сил исторического процесса.
     Анализ истории человечества с точки зрения ее движущих сил, которые определяют содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований, что позволяют сделать выводы о тех реальных силах, которые участвуют в естественноисторическом процессе.
    В философской литературе, очень часто движущие силы общества, связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями, что является односторонней, упрощенной точкой зрения. 
    Естественноисторический процесс развития общества формируется из сложного взаимодействия различных классов и наций, народов и отдельных, исторически значимых индивидов
    И в этом аспекте всякая культурная, трудовая деятельность людей является движущей силой, которая способствует поэтапному развитию истории.
    Следовательно, можно сделать вывод, о том, что способность иметь универсальное свойство, как движущая сила общества, присуща всякой человеческой деятельности и каждому классу общества. И так, движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.
    В философской литературе выделяют понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса называются те индивиды и социальные общности, которые занимают значительное место в истории государства или общества, индивиды которые преследуют социально значимые цели и участвуют в их осуществлении (схема 7).
     
     
     
     
    «Субъект истории»
    Схема 7. Личность как субъект истории.
     
    Формирование субъекта истории происходит в ходе развития социального общества.
    В современных условиях, идет тенденция к тому, что субъектами истории становятся все более широкие массы людей. Но все, же следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.
    В этом контексте споит рассмотреть следующий вопрос: что побуждает людей к деятельности?
    Истинная причина, которая побуждает людей к деятельности – это интересы.
    Интересы побуждают людей к действиям, диктуют определенным цели и определяют средства этих действий, характеризируют их внутренний мотив.
    Интересы обусловливаются, прежде всего, экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, отдельных субъектов истории, в системе общественных отношений господствующими в данном обществе.
    Итак, движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности (профессиональные, регигиозные и т.д.), и их организации, и индивиды, и значимые для истории отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями, на основе деятельности которых осуществляется и развертывается история.
     
     
    Список использованной литературы
     
    Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы //Вопр. философии, 2001, № 2, с. 3-32.Рашковский Е., Хорос В. Мировые цивилизации и современность. (К методо-логии анализа) //МЭ и МО, 2001, № 12, с. 33-40.Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». - М.: МГУК, 2002. – Лекции 2,3.Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991. – Часть 1.Философия истории: Учебн. Пособие. / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999. – Разделы I-II.Хантингтон С. Столкновения цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – Глава 2,8,11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1993.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Общество как саморазвивающаяся система ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.