Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1. Краткая характеристика ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» 5
2. Характеристика персонала и системы управления
персоналом.. 10
3. Анализ действующей системы мотивации. 13
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Мотивация персонала является
на сегодняшний день одной из острых проблем тем для бизнеса, так как кадры -
это главный и решающий фактор успешности деятельности предприятия. Они создают
и приводят в движение средства организации, постоянно их совершенствуют. Мотивированный
персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для
реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация
персонала является универсальной темой, значимость которой не уменьшается,
несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Таким образом, актуальность
проблемы влияния мотивации персонала на повышение эффективности деятельности
предприятии персонала существует во многих организациях, поскольку для того,
чтобы данная система работала на благо организации, требуется очень
качественная проработка всех ее элементов. И проблем заключается в том, что не
все организации на текущий момент времени знают и имеют представление о том,
как качественно проработать данную систему.
Целью данной работы является анализ
системы мотивации с целью повышения эффективности деятельности предприятия УФПС
МО ФЛ ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт». Задачи, с
помощью которых можно реализовать поставленную цель, можно определить следующим
образом:
1. Дать общую характеристику ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт»
2. Сделать анализ системы управления персоналом.
3. Охарактеризовать систему мотивации.
4. Выделить основные проблемы системы мотивации
персонала для дальнейшего совершенствования.
Объект исследования: ФГУП «Почта
России» «Дмитровский почтамт».
Предмет: система мотивация персонала
предприятия.
Теоретической и методологической основой работы
являются отечественная и зарубежная литература по проблемам мотивации персонала.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы
следующие приемы анализа: сравнения, относительные и средние величины,
группировки и другие.
Информационная база: работа выполнена по
официальной и внутренней отчетности ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
Работа состоит из введения, трех
частей, заключения.
1. Краткая характеристика ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт»
Федеральное государственное унитарное предприятие
ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002
года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия,
принят Устав. Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000
объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории
Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. По
ассортименту и разнообразию услуг, оказываемых населению и организациям, ФГУП
«Почта России» «Дмитровский почтамт» является уникальным предприятием (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Услуги ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
Таким образом, деятельность ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» охватывает 5 ключевых рынков: письменная корреспонденция;
посылки и экспресс-почта; финансовые услуги, включая денежные переводы, прием
платежей и доставку пенсий; розничная торговля; доставка прессы. На данные
рынки приходится около 90% от операционных доходов ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт». Еще около 5% формируются за счет прочих доходов.
Компенсации государством выпадающих доходов составляют около 5%.
ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» - одна из самых диверсифицированных почтовых компаний: на
доходы от обработки писем и посылок падает не более 40% от общей выручки.
Несмотря на отсутствие в составе Почты России банковской организации, около 40%
зарабатываемых средств добываются предоставлением финансовых услуг, около 20%
приходится на прочие доходы - подписка, розничная торговля, внешние
логистические услуги и др. Структура доходов Почты России сопоставима только с
итальянской, в то время как почты США, Канады и Австралии гораздо больше
сфокусированы на собственно почтовом деле.
«Почта России» имеет
самую большую инфраструктуру, однако же при этом самую неэффективную с точки
зрения количества отправлений на одно отделение и на одного работника. Это
объясняется двумя основными причинами: избыточностью сетевой инфраструктуры и
низким количеством почтовых отправлений на одно домохозяйство в России.
Рынок письменной
корреспонденции ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» в 2011 году составил
270 тыс. отправлений (с учетом неконвертованных счетов). В денежном выражении
объем рынка составляет около 3,8 млн. руб. При этом 38% рынка приходится на
отправления бизнеса частным лицам (сегмент B2C), на отправления от государства
(G2X) и от частных лиц (C2X) приходится по 24%, сегмент от бизнеса к бизнесу
(B2B) в России небольшой - около 7%, около 7% приходится на почтовые отправления
бизнеса государству (B2G).
ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» остается крупнейшим игроком на этом рынке с общей долей
около 75%. Однако, во многих сегментах конкуренция уже существует и продолжает
развиваться. В частности, в секторе B2B доля Почты составляет не более 40%, в
B2C - 70%. В наиболее привлекательных подсегментах B2C, таких как
распространение рекламы и проведение почтовых маркетинговых акций, доля ФГУП
«Почта России» «Дмитровский почтамт» не превышает 30-40%. Основными
конкурентами почты являются локальные курьерские компании и службы
экспресс-доставки.
Общий размер рынка
«Посылки» и «EMS» ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» в 2011 году
составил 3,34 млн. руб. При этом уже сегодня более половины (53%) приходится на
B2C сегмент - в основном, это каталожные продажи и онлайн-торговля. Доля
B2B-сегмента составляет порядка 39%, отправления физических лиц - около 8%.
В 2011 году ФГУП «Почта
России» «Дмитровский почтамт» заработала оказанием финансовых услуг 3,8 млн.
руб. (37% от общей выручки). Финансовые услуги ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт» включают прием платежей (18% от направления деятельности), денежные
переводы (22%) и доставку пенсий (60%). При этом, если на рынке доставки пенсий
и социальных выплат ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» занимает долю
около 50%, то в остальных сегментах доля рынка ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт» не превышает 15%.
Сегодня Почта России
остается крупнейшим игроком на рынке доставки пенсий России. Клиентская база ФГУП
«Почта России» «Дмитровский почтамт» в 2011 году составила около 2,1 тыс.
человек. Почта России получает комиссию 1,17% от оборота пенсий. При средней
пенсии порядка 8 тыс. руб. это не позволяет целиком покрывать полные
(перераспределенные) издержки на доставку пенсий. Тем не менее, сохранение
выплаты пенсий имеет для ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» критическое
значение, так как маржинальные/переменные издержки значительно ниже полных, что
позволяет снизить нагрузку на другие бизнесы ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт».
Направление деятельности
«Розничная торговля» ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» можно разделить на три отдельных сегмента:
торговля почтовым ассортиментом (11% в выручке направления), торговля прессой
(38%), торговля типичным ассортиментом универсама (44%). Около 7% продаж
приходится на прочие категории. В сегмент «почтовый ассортимент» входят такие
продуктовые группы как гофротара, художественные открытки и филателия - этот
сегмент является неотъемлемой частью почтового бизнеса, приобретение товаров
сегмента сопутствует пользованию почтовыми услугами и повышает их качество. К
сегменту «пресса» отнесены периодические печатные издания, которые исторически
во многих населенных пунктах РФ население привыкло приобретать именно на Почте.
К сегменту «универсам» отнесены все прочие разнообразные группы товаров,
реализуемые в отделениях Почты России. Сюда попадают: продовольственные товары,
алкогольные и слабоалкогольные напитки, табачные изделия, бытовая химия,
фототовары, текстильные и трикотажные изделия, товары для подсобного хозяйства
и прочее.
В 2009-2011 годах доходы
от сегмента «почтовый ассортимент» ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» показали
рост, обгоняющий инфляцию - 20% в год. Доходы от категории «почтовый ассортимент»
стимулируются ростом почтовых услуг, так как их приобретение сопутствует
почтовой услуге. При реализации стратегических планов в сегментах письменной
корреспонденции и посылок ожидается прирост объемов продаж этого сегмента на
уровне 3% ежегодно сверх инфляции.
Сегодня розничная
деятельность ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» в сегментах «Пресса» и
«Универсам» не может считаться полноценным самостоятельным бизнесом, так как
составляет малозначащую долю в продажах ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
(менее 5%), объемы розничной торговли падают (темп роста реальных доходов
отрицательный) и имеют отрицательную полную рентабельность.
При текущем объеме отправлений у ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» есть ограниченный потенциал повышения эффективности.
Значительное улучшение финансовых результатов и производительности немыслимо
без обеспечения роста доходов. Дальнейшее развитие ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» – это современные торговые технологии на основе
самообслуживания, активное внедрение совершенных программных средств, подбор и
подготовка высококвалифицированного персонала.
2. Характеристика персонала и системы управления
персоналом
В 2011 году в рамках реализации синхронизированных,
взаимоувязанных планов по совершенствованию системы управления, оптимизации и
автоматизации основных производственных процессов, а также в соответствии с
программой по сокращению издержек, обеспечению безубыточности текущей
операционной деятельности, повышению финансовых и производственных результатов ФГУП
«Почта России» «Дмитровский почтамт» была пересмотрена организационно-штатная
структура Аппарата управления. За счет исключения дублирующих функций в
различных подразделениях была существенно повышена общая эффективность работы,
что позволило сократить численность аппарата предприятия почти на 10%. Всего в
результате проведенных мероприятий в 2011 году общая численность персонала ФГУП
«Почта России» «Дмитровский почтамт» снизилась на 8,3%, а доля
административно-управленческого персонала стала составлять менее 40%.
Благодаря повышению производительности труда на 13%
в 2011 году была обеспечена возможность довести среднюю заработную плату на
предприятии до 18 тыс. рублей. Однако абсолютный размер оплаты труда работников
государственной ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» остается на
недопустимо низком уровне - ниже не только средней заработной платы в регионах
страны (на 40%), но и ниже заработной платы в секторах, конкурирующих с Почтой
России на рынке труда (ЖКХ, банковский сектор, электросвязь и госуправление). В
этой связи в 2012 году планируется особое внимание уделять социальному
обеспечению работников, развитию системы нематериального стимулирования,
включающей в себя обучение, продвижение перспективных работников (в т.ч.
кроссфункциональное), создание благоприятных условий труда и межличностного
общения, а также вопросам внедрения систем прямого материального стимулирования
линейных работников по конкретным результатам продаж.
В дополнение к уже имеющимся корпоративным наградам
в 2011 году учрежден «Знак за трудовую доблесть», который вручается в том числе
за мужество, проявленное в экстремальной ситуации при выполнении трудовых
обязанностей.
Ключевым фактором успеха в решении стратегических
задач ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» является профессионализм ее
работников. Предприятие обеспечивает непрерывное профессиональное развитие
персонала. В целях повышения профессиональной компетенции работников, развития
управленческих навыков и формирования кадрового резерва Почты России в 2011
году прошли обучение 3 работников (12,5% от общего числа работников
предприятия), в том числе:
-
повысили квалификацию 2 работника (8,3%);
-
прошли обучение на тематических (краткосрочных)
семинарах во внешних образовательных учреждениях и в учебных центрах (классах).
Обучение проводилось на централизованных семинарах и
во внешних образовательных учреждениях по специальным программам в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации и по направлениям
деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, управление персоналом, почтовые
и коммерческие услуги, экономика и финансы, юриспруденция, эксплуатация сети
почтовой связи, таможенное регулирование, внутренний аудит системы менеджмента
качества.
В 2010 году подписан Коллективный договор ФГУП
«Почта России» на 2010-2012 годы, перечень социальных льгот гарантий и
компенсаций, предусмотренный договором, сформирован исходя из финансовых
возможностей предприятия, но, тем не менее, является более широким по сравнению
с гарантиями, установленными Трудовым кодексом РФ.
Поскольку изменения в качественном составе
происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе
уделяется большое внимание. Данные о движении рабочей силы представлены таблице
2.1.
Таблица 2.1 - Данные о движении рабочей
силы, чел.
Наименование абсолютных
показателей оборота и текучести
Численность
работников
Отклонение (+/-)
2009 год
2010 год
2011 год
Численность персонала на начало года
7
15
26
9
Принято работников
10
13
4
-9
Выбыло работников, в том числе
2
2
4
2
- в связи с сокращением численности
0
0
0
0
- по собственному желанию
2
2
4
2
Численность персонала на конец года
15
26
26
0
Среднесписочная численность
11
20
26
6
Количество работников проработавших весь год
5
9
24
15
Коэффициент оборота по приему работников
0,18
0,11
0,01
-0,10
Коэффициент оборота по выбытию
0,14
0,10
0,01
-0,09
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия
0,66
0,78
0,81
0,03
Из таблицы видно, что коэффициенты оборота по приему
работников и оборота по выбытию невысоки. Анализируя изменения численности
работников предприятия, можно отметить, что в последнее время наметились четкая
тенденция по повышению общего уровня численности предприятия. В большей части
это произошло из-за увеличения количества салонов.
Из 26 человек лишь восемь человек имеют высшее
образование. Остальные сотрудники со средним специальным образованием.
Коллектив достаточно молод. Средний возраст работников составляет 30 лет. На
сегодняшний день в организации трудятся 60% в возрасте до 30 лет.
На предприятии трудится 40% мужчин и 60% женщин, то
есть можно говорить о небольшом преобладании женщин в составе персонала.
Опыт работы составляет: два года – пятнадцать
человек, три года – два человека, пять лет – шесть человек, шесть лет – два
человека, семь лет – один человек, свыше 7 лет – один человек. То есть в целом
персонал высококвалифицированный и с большим опытом работы по специальности.
3. Анализ действующей системы мотивации
Мотивация сотрудников ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт» в основном материальная. Система премирования работников организации
установлена в коллективном договоре, и регулируется «Положением о премировании
работников». «Положение о премировании», позволяет, документально подтвердить
расходы организации на осуществление стимулирующих выплат работникам и,
соответственно, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Поощрения
применяются индивидуально. В отдельных случаях могут применяться меры поощрения
к коллективам бригад, участков, отделов.
Повышение уровня оплаты труда персонала ФГУП «Почта
России» «Дмитровский почтамт» является одной из важных задач почтового
оператора. В 2010 году с целью усиления мотивационной части утверждены Принципы
распределения премиального фонда между структурными подразделениями филиалов и
показатели для определения размера премиального вознаграждения работников
филиалов предприятия. При этом приоритетной категорией в плане повышения
переменной части заработной платы (премиального вознаграждения) являются работники
массовых профессий.
Кадровая политика ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт» продолжает оставаться социально ориентированной. В 2011 году работники
предприятия воспользовались социальными гарантиями льготами и компенсациями,
установленными в соответствии с Коллективным договором ФГУП «Почта России» на
2010 - 2012 годы. Общая сумма расходов предприятия на обеспечение социальных
гарантий в 2011 году составила 831,1 тыс. руб., что превышает аналогичный
показатель 2010 года на 75,2% (на 356 тыс. руб.).
ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
оказывается материальная помощь сотрудникам в случаях рождения детей, смерти
близких родственников, при несчастных случаях, повлекших в связи с лечением
большие материальные затраты, в случаях тяжелого материального положения, а
также семьям умерших сотрудников компании. За 2011 год материальная помощь была
оказана 2 работникам компании на общую сумму 4 208 рублей.
Выплачиваются пособия работникам, имеющим трех и
более детей до 18 лет, на третьего и каждого последующего ребенка в размере
3000 рублей в месяц, а также одиноким матерям, находящимся в отпуске по уходу
за ребенком в размере 10 000 рублей в месяц. В 2011 году общая сумма
пособий составила 3 000 рублей.
Руководство ФГУП «Почта
России» «Дмитровский почтамт» изыскало возможность по итогам 2011 года
выплатить сотрудникам 13-ю зарплату, а женщинам, находящимся в отпусках по
уходу за ребенком – единовременную материальную помощь.
Решение о поощрении
работника или персонала подразделения организации оформляется приказом
руководителя организации, содержание которого доводится до сведения всего
коллектива.
Всем сотрудникам
предоставляется отпуск в соответствии с трудовым законодательством. По мере
необходимости и возможности помещения оснащаются более качественным
оборудованием.
Продолжительность и
распорядок рабочего дня в ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт», порядок предоставления выходных дней, отпусков, в
том числе дополнительных, а также другие условия труда определяются правилами
внутреннего распорядка ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт»
Основные принципы
стимулирования в данных условиях: простота, компактность, четкость,
однозначность. Кроме того, возможность для разнообразного стимулирования,
требующего значительных экономических затрат (единовременные выплаты, оплата
путевки на отдых и т.д.), по сравнению с крупными предприятиями – ограничена.
Поэтому стимулирование труда ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» не
должно создавать дополнительную финансовую нагрузку. При этом необходимо отметить,
что на любом предприятии вне зависимости от размера для привлечения и удержания
ценных для фирмы сотрудников необходимо организовывать целостную систему
стимулирования труда.
Таким образом,
практически единственным методом стимулирования в ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» является система материального вознаграждения. Кроме
того, постепенно создаются более благоприятные внешние условия для эффективного
трудового процесса. На начальном этапе развития ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» данная система была эффективной.
Ведущими проблемами мотивации ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» являются:
1. Отсутствие скоординированных действий по
планированию и прогнозированию мотивации персонала.
До настоящего времени не реализуется процесс разработки
планов формирования и развития качественных и количественных параметров
мотивации ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» Отсутствует
целенаправленность в мотивации в ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт», что
приводит к значимым диспропорциям в удовлетворенности персоналом работой.
2. Недостаточная эффективность производительности
специалистов ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
Обеспечение качества работы специалистов
определяется не только уровнем оплаты трудовой деятельности, но и реальной
возможностью нематериального стимулирования.
3. Неустойчивость социального статуса специалистов
ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
Имеет место профессиональная неудовлетворенность
вследствие выполнения специалистами со средним профессиональным образованием
вспомогательных технических функций, не требующих специальной компетенции.
4. Отсутствие мотивации к повышению квалификации и
карьерному росту у сотрудников ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт»
Мотивация к повышению квалификации персонала,
связанная как правило с карьерным ростом, на предприятии выражена очень нечетко
и не является достаточной.
Итак, выявленные тенденции и характеристики
мотивации персонала в ФГУП «Почта России» «Дмитровский почтамт» позволяют
сформулировать следующий вывод: система персонала имеет ряд проблем, в том
числе отсутствие стимулов для этого.
Заключение
В результате проведенного исследования было
выявлено, что на данный момент на предприятии есть четко оформленная система
управление персоналом. Однако стратегия динамичного роста, которую осуществляет
директор, предполагает осуществление активной кадровой политики. В связи с этим
на оперативном уровне в кадровой политике необходимо уделить особое внимание
подбору сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению, а также с
целью активизации кадрового потенциала организации, необходимо наладить систему
мотивации персонала.
Также была исследована система мотивации на
предприятии. Из вышеприведенного анализа видно, что все стимулирование
сводилось к материальному стимулированию, в частности - к заработной плате. На
начальном этапе формирования предприятия трудно было детально продумать систему
стимулирования. После того, как были созданы условия для производства, налажены
связи с поставщиками и потребителями, руководство снова обратилось к
формированию системы стимулирования труда, так как существовавшая уже не
отвечает требованиям, не способствует мотивации работников. Необходимо
скорректировать систему стимулирования труда в ФГУП «Почта России» «Дмитровский
почтамт»
Задачи, стоящие перед ФГУП «Почта России»
«Дмитровский почтамт» в сфере мотивации труда носят традиционный характер:
стабильность социальной сферы, рост заработной платы, развитие системы
социального партнерства на основе консолидации интересов работников и
администрации, безопасность труда, содействие оздоровлению работников, развитие
человеческих ресурсов, формирование позитивного общественного мнения о
предприятии.
Список литературы
Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты.
Методики. Практика. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. – М.:
Инфра-М, 2011.Ендовицкий Д. А., Беленова Н. Н. Комплексный
экономический анализ деятельности управленческого персонала. – М.: КноРус,
2011.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011.Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А.,
Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: Инфра-М,
2011.Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала. –
М.: Альфа-Пресс, 2009.Кошелев А. Н. Эффективная мотивация торгового
персонала. – М.: Дашков и Ко, 2010.Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала. –
Ростов-на-Дону, М.: Феникс, МарТ, 2010.Одегов Ю., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация
персонала. – М.: Альфа-Пресс, 2010.Рудавина Е., Екомасов В. Книга директора по персоналу.
– СПб.: Питер, 2009.Смирнова В. Секреты мотивации продавцов. – СПб.: Питер,
2009.Цыганов А. М. Сокращение издержек на персонал. – М.:
Эксмо, 2010.Эггерт М. Мотивация. Что заставляет выкладываться на
работе. – М.: Гиппо, 2010.