Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Партийная система в современной России

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Партийная система в современной России
  • Предмет:
    Политология
  • Когда добавили:
    25.07.2014 14:48:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    §1. Политические партии и партийные системы: определение, типы и факторы развития  3
    §2. Многопартийность в постсоветской России (1990-е гг.) 3
    §3. Политические партии в 2000-е гг.: состояние, тенденции и перспективы развития  3
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 3
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    В политических системах современных государств политические партии занимают важное место, обуславливающееся функциями электорального участника, аккумуляции интересов социальных групп и посредника между населением и государством. При достижении определённых условий  политические партии формируют партийную систему – совокупность партий, структурированных по статусным признакам.
    Кроме того, политические партии являются индикаторами демократичности системы власти, механизмом поддержания эффективного и стабильного функционирования государства. В странах, где существует конкурентная партийная система, партии имеют возможность влиять на курс государственной политики. Между тем, формальное наличие партий без реального участия в электоральном и политическом процессах означает дисфункциональность этого института и возможной деградации политической системы в целом.
    Таким образом,актуальность темы исследованияобусловлена местом и ролью политических партий в функционировании современных систем власти, определении уровня их демократичности и устойчивости. Несомненно, всё это имеет первостепенное значение для «новых демократий», к которым можно отнести ипостсоветскую Россию.
    Проблема исследованиязаключается в незавершённости формирования в России партийной системы при слабом развитии самих политических партий. Притом речь может идти не только о незаконченности этого процесса, но иинституциональном параличе (на формальном уровне) механизмов его реализации.
    Цель работы – рассмотрение состояния политических партий в современной России, а также выявление факторов, способствующих, либо препятствующих развитию партий и процесса формирование партийной системы.
    Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
    - рассмотреть политические партии и партийные системы;
    - дать определение политическим партиям и партийным системам, их типам и факторам развития;
    - изучить развитие политических партий в постсоветской России в 1990-е гг.;
    - проанализировать и обозначить состояние, тенденции и перспективы развития системы политических партий и партийной системы на современном этапе (2000-2012 гг.).
    Объект исследования – партийная система в современной России.
    Предмет исследования – становление партийной системы в современной России, процесс развития системы политических партий.
    Научная и практическая значимость работы состоит в изучении  партий как социально-политического института. Анализ факторов появления  партий как социально-политического института, может использоваться при изучениипроцесса становления и развитияполитических партий в постсоветской России.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    §1. Политические партии и партийные системы:определение, типыи факторы развития
     
    В современном мире политические партии являются неотъемлемым компонентом политической системы практически любого государства. Между тем, партии в том виде, в котором они существуют сегодня, появились сравнительно недавно. Партогенез – процесс становления и развития политических партий насчитывает примерно полтора столетия.
    В политической науке выделяется три этапа развития партий. Так, немецкий социолог М. Вебер обозначил процесс развития партий от неполитических структуры до организации, деятельность которой направлена на захват и удержание политической власти[1]. Первый этап – партии не включены в политику и существуют в виде аристократических групп (до XVIв.). Второй этап– партии в большей мере включены в политику, представляя собой политические клубы (XVIIв.). На третьем этапепартии приобретают черты современных политических партий (с середины XIX в. – кадровые партии, с XXв. – массовые партии).
    Появление политических партий – важный признак развития системы власти, зачастую означающий и новый этап процесса формирования демократической политической системы.Кроме этого, наличие партий активизирует политическую жизнь общества, создаёт механизмы конструктивного взаимоотношения общества и государства. Исходя из этого, политические партии – это организационно упорядоченные, специализированные группы, объединённые на основе общности взглядов или интересов и служащие для захвата, удержания и воспроизводства политической власти.
    Взаимодействие и устойчивые связи в среде политических партий, их взаимоотношения с институтами власти со временем образуют партийные системы. В количественном аспекте выделяют апартийные, однопартийные и многопартийные системы. В апартийных политических системах партии официально запрещены законом, их деятельность нелегальна (Северная Корея, Куба, до недавнего времени Саудовская Аравия). Однопартийные системы имеют одну партию, которая, как правило, является правящей (Китай, СССР). Наконец, в многопартийных системах присутствует большое число партий, в некоторых случаях доходящее до нескольких  десятков. В качестве ещё двух типов партийных систем можно выделить двухпартийную (бипартийную) и «полуторопартийную» системы. Перваяпредставлена странами англосаксонскоймодели политической системы(Великобритания, Новая Зеландия, США)[2].«Полуторопартийная» система возникает в условиях наличия одной доминантной партии (по сути, правящей партии) и нескольких других, но не способных с ней конкурировать на равных (Япония в период нахождения у власти Либерально-демократической партии). 
    По качественным критериям партийные системы делятся на демократические и авторитарные, социалистические и буржуазные. Такие критерии в некотором смысле игнорируют количественные показатели за исключением факта отсутствия партий, либо однопартийности. Например, многие «новые демократии» (страны Азии, Африки, страны СНГ) формально демонстрируют многопартийность, но фактически являются авторитарными государствами.
    В целом, можно сказать, что все типологии партийных систем учитывают как количественные, так и качественные показатели. Это позволяет более подробно и точно анализировать характер партийных отношений. 
    Между тем, процесс развития политических партий и партийных систем зависит от множества факторов. Возникают вопросы, какие факторы способствуют появлению и развитию политических партий? Почему в одних странах существует развитая партийная система, а в других можно наблюдатьмногопартийность без оформления в систему партий? Следует сказать, что каждая сфера общественной жизни, будь то экономика, социум, культура или религия оказывают влияние на характер развития политических партий. Так, в исследованиях проблем демократизации, в качестве её предпосылок указываются высокий уровень экономических показателей той или иной страны, степень урбанизированности и свободы СМИ. Среди социальных факторов – уровень социальной напряжённости, обусловливающийся величиной дохода населения, наличием среднего класса, уровнем образованности. К культурно-религиозным факторам, очевидно, следует отнести морально-этические качества людей, их воспитанность, уважение к нематериальным ценностям (авторитет, право на самореализацию, права личности). 
    Наиболее критичными, на наш взгляд, для развития партий факторами являются форма государственного правления, избирательное законодательство (в некоторых случаях и отдельный закон о деятельности партий) и избирательная система. Все они, так или иначе, закрепляются в Конституции, нормативно-правовых актах, законах.
    Форма государственного правления – это системаорганизации высших органов государственнойвласти, порядок их формирования и деятельности. В целом выделяются два их типа: президенциализм и парламентаризм. Считается, что президентская форма правления не способствует многопартийности, в то время как парламентская, наоборот, благоприятна для формирования многопартийной политической системы.Например, США – классический образец президентской республики, где официально закреплена двухпартийная система, но при этом существуют другие партии, не имеющие возможности участвовать в выборах.
    Парламентская форма правления приводит к усилению политических партий за счёт ослабления позиций президента, разделяющего большинство полномочий с премьер-министром. В этом случаечленыправительства являются партийными. Принято считать, что парламентские системы имеют большую стабильность для партийной демократии, нежели президентские. Хотя, по мнению американского политолога Д. Горовица, это не всегда так[3].
    Также большое влияние на развитие партий имеет избирательное законодательство, регламентирующее деятельность политических партий. В соответствие избирательным законодательством устанавливается  формат избирательной системы. В отличие от избирательного законодательства, имеющего больше нормативно-правовое воздействие на партии, избирательная система определяет формулу расчёта голосов, т.е. влияет на количество депутатских мандатов, получаемых той или иной партией. Мажоритарная избирательная система способствует «малопартийности», т.к. для победы партии нужно набрать большинство голосов. Все другие партии проигрывают. Другая избирательная система – пропорциональная, напротив, распределяет мандаты в соответствие с полученными голосами, что ведёт к многопартийности, более фрагментированной партийной системе[4].
    Два перечисленных фактора развития политических партий в различных комбинациях имеют разное воздействие на количественные и качественные параметры партийной системы. Страны, имеющие укоренённые демократические традиции(главным образом страны Западной Европы)являются образцовыми в плане условий развития политических партий.Но, следует учитывать, что эти страны прошли длительный и сложный путь, прежде чем стать такими. Ведь в XXвек во многих европейских странах демократия терпела поражение, происходил откат к авторитаризму[5]. И партии сыграли в этом процессе не последнюю роль.
    §2. Многопартийность в постсоветской России (1990-е гг.)  
    Начавшаяся в середине 1980-х гг. политика «перестройки» и законодательная отмена однопартийной системы (6-й статья Конституции Советского Союза о «руководящей и направляющей» роли Коммунистической партии), создали благоприятные условия для развития политических партий. Был взят курс на построение многопартийной политической системы. Последовавший за этим в начале 1990-х гг. развал СССР,ознаменовал новый этапданного процесса.
    Конституционный кризис осени 1993 г.ознаменовался победой президента Б. Ельцина над парламентом, что, по сути, определило, будущую форму государственного устройства Российской Федерации.В декабре 1993 г. состоялись учредительные выборы в Государственную Думу и принятие Конституции[6]. В соответствие с Конституцией в России устанавливалась президентская форма правления. В политической системе официально закреплялось политическое многообразие (плюрализм) и многопартийность.Между тем, политический кризис нанёс удар по многим оппозиционным Ельцину партиям, что имело негативные последствия для формирования партийной системы[7].
    На момент парламентских выборов 1993 г. насчитывалось порядка 120 организаций, имеющих право принимать в них участие. В итоге 13 партийуспешно зарегистрировали свои избирательные списки.
    Выборы проходили по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. По справедливому мнению Ю. Коргунюка,введение визбирательную систему пропорциональной части позволила повысить структурированность нового парламента[8].
    Результаты учредительных выборов были во многом сенсационными. Первое место по партийным спискам заняла Либерально-Демократическая партия России, получив 23% голосов. Всего же из 13 партий преодолели избирательный барьер 8 организаций.
    Таблица 1
    Результаты всероссийских парламентских выборов 1993 г.

    Партии, избирательные объединения (блоки)
    Кол-во голосов
    %
    1
    Либерально-демократическая партия России
     
    23
    2
    Блок «Выбор России»
    15
    3
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    12
    4
    Блок «Явлинский-Болдырев-Лукин»
    8
    5
    Аграрная партия
    8
    6
    Женщины России
    8
    7
    Партия Российского единства и согласия
    7
    8
    Демократическая партия России
    6
     
    Следующие парламентские выборы прошли в 1995 г. и стали самыми многочисленными как по числу участников, так и поразнообразиюпредставляемого ими идейно-политического спектра[9].Из 69 организаций списки зарегистрировали 43 (25 избирательных объединения и 18 избирательных блоков). Парламентские мандаты получили всего 4 партии – КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия»и «Яблоко».
     
     
    Таблица 2
    Результаты всероссийских парламентских выборов 1995 г.

    Партии, избирательные объединения (блоки)
    Кол-во голосов
    %
    1
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    22,30
    2
    Либерально-демократическая партия России
    11,8
    3
    Наш дом - Россия
    10,13
    4
    Яблоко
    6,89
     
    Для анализа первого в постсоветской истории России электорального цикла 1993-1996 гг. хорошо подходит модель «политического рынка» Й. Шумпетера[10].В соответствие с ней, избирательвыступает в роли покупателя, а программа той или иной партии – это товар, за который голосует (покупает) избиратель.В этом смысле первый электоральный цикл1993-1996 гг. показал наличие высокого уровня партийного предложения и эластичность (динамику) спроса избирателей.
    Стоит сказать, что фактор президентской формы правления не оказывал значимого воздействия на партии в электорально-политическом процессе. Низкий уровень личной популярности Б. Ельцина и высокая степень децентрализации страны не давали Кремлю механизмов усиления своих позиций. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентировал деятельность политических партий, но не содержал каких-либо запретительных мер. Однако в новой редакции данного ФЗ от 1997 г. обозначается тенденция на ужесточение норм избирательного законодательства. Скорее всего, именно в нём  Кремль увидел возможный механизмрецентрализации системы управления в преддверии выборов в Государственную Думу третьего созыва.
    Третьи общенациональные парламентские выборы состоялись в 1999 г., на которых победу одержало прокремлёвское межрегиональное движение «Медведь». Хотя формально первое место с небольшой разницей в голосах заняли коммунисты, данные выборы переломили существовавшую конфигурацию политических акторов и всей системы власти в целом. Впервые с момента распада СССР Кремлю удалось задействовать механизм консолидации элитных группировок.
    Таблица 3
    Результаты всероссийских парламентских выборов 1999 г.

    Партии, избирательные объединения (блоки)
    Кол-во голосов
    %
    1
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    24,29
    2
    Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)
    23,32
    3
    Отечество– Вся Россия
    13,33
    4
    Союз Правых Сил
    8,52
    5
    Блок Жириновского
    5,98
    6
    Объединение «Яблоко»
    5,93
     
    Кроме очевидного успеха проекта «партии власти», выборы 1999 г. продемонстрировали движение в сторону формирования партийной системы. Стабильные показатели КПРФ и ЛДПР определённопозволяли говорить о наличии, по крайней мере, двух политических партий, имеющих свою электоральную нишу.
    Однако, на протяжении 1990-х гг. партии оставались на периферии политической системы, действуя хоть и в конкурентных условиях, но, не переходя в качественно новое состояние. В.Я. Гельман охарактеризовал подобную ситуацию как «бесформенный плюрализм»[11], «рыхлую» партийную конфигурацию без оформления системы партий.
    §3. Политические партии в 2000-е гг.:состояние, тенденции иперспективы развития  
    Результаты второго электорального цикла 1999-2000 гг. обозначили  тенденцию к консолидации политического режима. Досрочный уход Б. Ельцина с поста президента России логично завершил первое постсоветское десятилетие развития политических партий.
    Приход к власти в 2000 г. преемника Ельцина В. Путина кардинальным образом изменил вектор политического курса страны.На наш взгляд, одним из главных факторов успеха инициированной Путиным «авторитарной модернизации» России стал высокий уровень общественной поддержки в первую очередь именно личности нового президента.Общественный «карт-бланш» позволил ему начать масштабную реформу политической системы.
    Одним из приоритетных направлений реформирования ельцинской системы власти стало изменение институционального баланса, перераспределение властных ресурсов на федеральный уровень. Принципиальные изменения произошли и в функционировании политических партий. Связаны они с принятием в 2001 г. ФЗ «О политических партиях». В нём впервые чёткорегламентировалась деятельность политических партий, устанавливались обязательные требования к численности членов партии, её региональным отделениям. Впервые появилась запретительная мера – ликвидация региональных партий на национально-религиозной основе. Таким образом, что данный ФЗ носит однозначно императивный характер, устанавливающий предельно жёсткие правила функционирования и регистрации партий.
    Принятая годом позже новая редакция ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливала новые правила проведения избирательных кампаний. Во-первых, политические партии получили статус единственного избирательного объединения, имеющего право участвовать в электоральных кампаниях федерального, регионального и местного уровней. Во-вторых, было установлено ограничение срока избрания региональных парламентов (не более пяти лет) и устанавливался единый день голосования (второе воскресенье марта и октября). В-третьих, половина состава региональных органов законодательной власти должна была избираться по партийным спискам[12]. Таким образом, можно констатировать, что в отличие от норм ФЗ «О политических партиях»данные меры на тот момент носили ограничительный характер.
    Третий электоральный цикл 2003-2004 гг. продолжил консолидацию политического режима В. Путина. На парламентских выборах победу одержала новая «партия власти» – «Единая Россия» (ЕР), преобразованная в партию путём объединения движения «Медведь» и блока «Отечество – Вся Россия» в 2001 году.
    Таблица 4
    Результаты всероссийских парламентских выборов 2003 г.

    Партии, избирательные объединения, блоки
    Кол-во голосов
    %
    1
    «Единая Россия»
    37.56
    2
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    12.61
    3
    Либерально-демократическая партия России
    11.45
    4
    «Родина» (народно-патриотический союз)
    9.02
     
    Результаты выборов, если сравнивать их с выборами 1993 г. оказались сенсационными. Во-первых, провал партий правого толка – «Яблоко» и «Союз правых сил», которые набрали 4.30% и 3.97% голосов соответственно. Во-вторых, успех блока «Родина», сыгравшего на поле умеренного национализма. Также стоит отметить, что впервые один участник выборов набрал подавляющее количество голосов, преодолев 30-типроцентный показатель. Итоги третьего электорального цикла окончательно подтвердили смену советского режима на режим «манипулируемой демократии». «Многопартийность удобно вписалась в эту систему власти»[13].
    На наш взгляд, укрепление «партии власти» было закономерным явлением в связи с корректировкой положений избирательного законодательства и принятием отдельного закона о политических партиях. Фактор «сильного президента» также имел влияние на процесс развития политических партий в форме неформального патронажа Путиным ЕР и вектором на централизацию  системы власти страны. С этого периода в многопартийной политической системе закрепляется доминирующая партия, а третий электоральный цикл «увенчался торжеством псевдопартийной системы»[14].
    Пиком электорального успеха ЕР стали выборы в Государственную Думу пятого созыва, состоявшиеся в 2007 г. По сравнению с предыдущими выборами ЕРпрактически удвоила свои электоральные показатели, и получила 315 мест в парламенте (конституционное большинство).
    Таблица 5
    Результаты всероссийских парламентских выборов 2007 г.

    Партии:
    Кол-во голосов
    %
    1
    «Единая Россия»
    64.30
    2
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    11.57
    3
    Либерально-демократическая партия России
    8.14
    4
    «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь»
    7.74
     
    В чём же причины таких показателей ЕР? Если не учитывать процент  возможных фальсификаций, а рассматривать лишь институциональные факторы, то среди них, прежде всего, следует выделить эффект партийно-избирательного законодательства. Многочисленные поправки в законы о выборах в электоральное межсезонье окончательно закрепили за политическими партиями монопольное право на участие в выборах. В 2005 г. были отменены избирательные блоки. Для общенациональных выборов устанавливается пропорциональная избирательная система и вводится 7%-й заградительный барьер. Поднимается планка минимальной численности членов партии с 10 до 40 тысяч человек. Подобные предельно жёсткие нормы и требования сделали невозможным существование многих политических партий России. В итоге на момент проведения выборов лишь 11 партий приняли в них участие.
    На смену фрагментированного партийного пространства 1990-х гг., с его реальной межпартийной конкуренцией, приходит политическая система с дефрагментированным (монолитным) партийным пространством и невысоким уровнем конкуренции.  
    Можно констатировать, что в период с 2008 по 2011 гг. в России существовала квазимногопартийная система с одной доминирующей партией.С другой стороны, формально российскую партийную систему можно охарактеризовать и как «полуторопартийную» систему, где есть одна доминирующая партия и несколько более слабых партий.Однако ведущее положение ЕР не является результатом деятельности самой партии, а во многом производное от поддержки президента Путина. В.Я. Гельман подчёркивает, что природа российских «партий власти» иная, нежели у западных правящих партий[15]. Например, для ЕР характерны отсутствие идеологии, внутрипартийной оппозиции и автономии от власти.
    Последние общенациональные парламентские выборы в России прошли в 2011 г. По их результатам произошло существенное снижение электоральной поддержки «партии власти». ЕР утратила конституционное большинство в Государственной Думе (218 мандатов против 315 в 2007 г.).
    Таблица 6
    Результаты всероссийских парламентских выборов 2011 г.

    Партии:
    Кол-во голосов
    %
    1
    «Единая Россия»
    49,32
    2
    Коммунистическая партия Российской Федерации
    19,19
    3
    «Справедливая Россия»
    13,24
    4
    Либерально-демократическая партия России
    11,67
     
    Исходя из данных таблицы 6, показатели партий приблизились к результатам выборов 2003 г. КПРФ и «Справедливая Россия» улучшили своиэлекторальные рейтинги. ЛДПР осталась в диапазоне 8%-11%. В выборах принимали участие все семь официально зарегистрированных политических партии. Но ни одна из них – «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко» даже не приблизились к 5%, что давало бы им право получить один мандат.Нынешняя партийная система России формально пока сохраняет форматмногопартийной системы с одной доминирующей партией.
    Произошедшие электоральные подвижки были вызваны сугубо неинституциональным фактором – активизацией протестного движения после 4 декабря 2011 г., но привели к некоторой либерализации партийно-избирательного законодательства. Говорить о какой-либо тенденции пока рано, но, вполне возможно, что Россия имеет перспективы вернуться к характеру выборов 1990-х гг., а 2000-е гг. станут лишь короткой остановкой, прервавшей развитие в сторону полноценной партийной системы.
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    Политические партии являются результатом исторического развития государств.Их развитие сопряжено с развитием других политических  институтов – государственной формой правления, избирательной системой, нормами организации политической жизни. Кроме этого, политические партии испытывают влияние других сопутствующих факторов – культурных, национальных, экономических и др. В каждой стране их набор одинаков, но  действуют они по-разному, со своей спецификой.
    Специфика России, на наш взгляд, заключается в ментальном неприятии новшеств, тем более, если они незнакомы и государство всячески стремится оградить, прежде всего, себя от нежелательного и вредного для его стабильности элемента. Но, мировая практика доказывает, что, как раз, наоборот, политические партии могут быть эффективными механизмами демократизации и сохранения демократической политической системы.
    Первое десятилетие постсоветского политического развития России стало для политических партий временем подлинной демократии, реальной конкуренции. Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем растущую отчуждённость общества от государства по причине отсутствия адекватного партийного представительства. Такая ситуация не должна оставаться и приобретать свойства тенденции, т.к. в таком ракурсе развитие системы власти России невозможно.  
    Стоит признать, что партийная система в современной России ещё не сформировалась, но есть многопартийность. Это даёт надежду, что мы лишь в начале долгого и сложного процесса становления и развития демократической политической системы.
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
    АнохинаН.В., Мелешкина Е.В. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай / Н.В. Анохина, Е.В. Мелешкина // Полис. 2007. №5.Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990.Гельман В.Я. От «бесформенного плюрализма» к «доминирующей власти» (Трансформация российской партийной системы) / В.Я. Гельман // Общественные науки и современность. 2006. №1.  Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии / В.Я. Гельман // Полис. 2008. №5.Голосов Г.В.Происхождение современных российских политических партий, 1987–1993. // Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / Общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2000.Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (о причинах развития политических партий в регионах России) / Г.В. Голосов // Общественные науки и современность. 2000. №3.Горовиц Д.Л. Различия демократий. [Электронный ресурс]/ Д.Л. Горовиц.URL:http://pavroz.ru/materials/general-political-science-/demtransit.html.Даль Р.А. О демократии / Р.А. Даль. – М.: Аспект Пресс, 2000.Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический Проект, 2000. Кисовская Н.К. Партии и перспективы демократизации в России / Н.К. Кисовская //Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна: ООО «Феникс+», 2001.Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. [Электронный ресурс] / Ю.Г. Коргунюк, С.Е. Заславский. URL: http//:www.partinform.ru/ros_mn.htm.  Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России / Ю.Г. Коргунюк. – М., 2007. Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы / А.П. Кочетков // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 1998. №6.Кулик А.Н. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России / А.Н. Кулик. – М., 1997. Кулик А.Н. Парадокс «заката» политических партий на Западе и его проекция на российскую многопартийность // Политическая наука. Социально-политические размежевания и консолидация партийных систем. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч-информ. исслед. отд. полит. Науки, Рос. Ассоц. Полит. Науки; ред. и сост. Кулик А.Н., Мелешкина Е.Ю. – М.: ИНИОН РАН, 2006. №1.Кынев А.В. Партий много не бывает. [Электронный ресурс] / А.В. Кынев. URL: http://www.gazeta.ru/comments/2012/04/25_x_4562897.shtml.Шмачкова Т.В. Мирполитических партий / Т.В. Шмачкова // Полис. 1992. №1-2.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. [Электронный ресурс] / Й. Шумпетер. URL: http://www.libertarium.ru/lib_capsocdem_22.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Российская газета. 2002. 15.06.Холодковский К.Г. Политические партии России и выборы 1995-1996 гг. / К.Г. Холодковский // Международная экономика и международные отношения. 1997. №2. [1]Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. С. 672.
    [2] Шмачкова Т.В. Мир политических партий / Т.В. Шмачкова // Полис. 1992. №1-2. С. 230.
    [3]Горовиц Д. Различия демократий. [Электронный ресурс]/ Д.Л. Горовиц. URL:http://pavroz.ru/materials/general-political-science-/demtransit.html.
    [4] Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический Проект, 2000. С. 310.
    [5]Даль Р.А. О демократии / Р.А. Даль. – М.: Аспект Пресс, 2000. С. 139.
    [6] Кулик А.Н. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России / А.Н. Кулик. – М., 1997. С. 40.
    [7] Голосов Г.В. Происхождение современных российских политических партий, 1987–1993. // Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / Общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2000. С. 100.
    [8] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие.[Электронный ресурс]/ Ю.Г. Коргунюк, С.Е. Заславский. URL: http//:www.partinform.ru/ros_mn.htm.
    [9] Кынев А.В. Партий много не бывает. [Электронный ресурс] / А.В. Кынев. URL: http://www.gazeta.ru/comments/2012/04/25_x_4562897.shtml.
    [10] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. [Электронный ресурс] / Й. Шумпетер. URL: http://www.libertarium.ru/lib_capsocdem_22.
    [11] Гельман В.Я. От «бесформенного плюрализма» – к «доминирующей власти»? (Трансформация российской партийной системы) / В.Я. Гельман // Общественные науки и современность. 2006. №1. С. 48.
    [12] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Российская газета. 2002. 15.06.
    [13] Кулик А.Н. Парадокс «заката» политических партий на Западе и его проекция на российскую многопартийность // Политическая наука. Социально-политические размежевания и консолидация партийных систем. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч-информ. исслед. отд. полит. Науки, Рос. Ассоц. Полит. Науки; ред. и сост. Кулик А.Н., Мелешкина Е.Ю. – М.: ИНИОН РАН, 2006. №1. С. 130.
    [14] Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России / Ю.Г. Коргунюк. – М., 2007. С. 435.
    [15] Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии / В.Я. Гельман // Полис. 2008. №5. С. 142.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Партийная система в современной России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.