Полный текст:
Введение
Самыми
знаменитыми и крупными мыслителями Древней Греции были Платон и Аристотель. Они
остаются самыми влиятельными философами и в настоящее время. Трактат Аристотеля
«Политика» и знаменитый диалог Платона «Государство» являются самыми великими,
и значимыми творения философов. Идеальное государство и ее модели - вот главные
цели их деятельности. Основной и наиболее существенный вклад был внесен в
формирование политической мысли . Модели Аристотеля и Платона во много
расходились. но так же и имели схожие черты.
Организация
политической мысли это и есть государство, которое должно управлять обществом,
охранять его экономическую и социальную структуру. Население, территория и
власть являются тремя основными элементами государства.
В учениях Платона основным из главным объектов
был и остаётся до сих пор проект идеального для всех государства. Основное
место в его произведении занимал выбор необходимого устройства государства.
Платон выделял их четыре вида.: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Углубленные
объяснения даются каждому из определений.. Но ему кажется что они не подходят
для его мысленно построенного идеального государства. Аристократия является
главным в его «государстве», так как с именно ее он считает самой идеальной из
всех форм правления. Общество в его идеальном государстве состояло из
следующего: из философов управляющих государством, защищавших это государство
воинов и земледельцев или ремесленников, которые трудились и своими трудами
кормили это государство. Платон говорил, что если каждый будет на своём месте и
станет занимать тем, что умеет, то государство на пользу которого это всё будет
делаться станет процветать. По размерам он тоже разделял государства и про
лучшее очень точно выразил в своей фразе которая доносила суть того, что
государство, каким бы оно не было, может увеличиваться до тех пор пока оно не
достигнет общего единства- то есть он считал что идеальны размером государства
должно быть, что то среднее , не маленькой и не большое. вот и есть модель того
самого идеального государства, которая открывается читателям диалога
"государство".
Затронем
политические взгляды Аристотеля, которые он выразил трактате который создал под
названием "Политика" Основной причиной создания и основной целью
трактата является достижения понятия о модели идеального государства. В отличии
от Платона , Аристотель выделяет 6 форм политических устройств разделяя их на
две основные группы правильные и неправильные. К правильным относиться
аристократия, полития и монархия, а к не правильным относится тирания,
олигаркия и демогратия. Так же Аристотель выбирает для себя лучшую форму
политического устройства – политию.. Он считал её более правильной, но и не
отрицает, что остальные формы правления имеют право на существование в
идеальном государстве. Общество, существующее в государстве Аристотель считает
важным, и так же большую важность отдаёт понятию «гражданин». Составляющим
общество ремесленникам и земледельцам ты места в этом понятии . Для Аристотеля
самым естественным состоянием общества было рабовладение, как и для Платона.
Важное место Аристотель уделяет территории своего идеального государства.. Он
считал главным не только размеры но и особенности земли на которой оно со
временем будет основываться.
Различия этих моделей у нас на виду они разделяются
из-за разного представления философов по отношению к формам правления, по
отношению к обществу, которое живёт в том государстве, охватывает его
территории и развивается . Сходство их взглядов заключается лишь в рабстве и
так же в одинаковом отношении к тому, какой должна быть территории государств
Итак перед нами
две разные модели государства, с своими общими и различными признаками, которые
подарили нам два величайших философа – Платон и Аристотель.
«Идеальное
государство по Аристотелю»
Образ «идеального
государства» в политических учениях Аристотеля
Аристотель считается основателем философии,
ведь он и дал науке название, что в переводе означает «любовь к истине». Он был
учеником Платона, но более пессимистичным, как говорят исследователи. Не зря даже
Кант в свое время отметил: «Философия после Аристотеля – только трактование
написанных ранее трудов».
То, что находились ученые, которые еще до
нашей Эры беспокоились вопросами общества, положения человека по отношению к
миру, государства – просто феноменально. И главное, труды древнегреческих
философов, до сих пор, невозможно превзойти, или расширить.
Перейдем
конкретно к образу государства в трудах Аристотеля. Наиболее детально он
показан в его незаконченном трактате «Политика». Написан он в последние годы
жизни философа еще в Афинах. Ученые ставят дату с 335 года до н.э. по 322 год
до н.э. В это время эта часть Греции уже находилась под оккупацией Македонии,
что не могло не отразится на его внутреннем мире и размышлениях. Именно поэтому
данные работы считаются довольно таки пессимистичными.
В «Политику»
вошло 8 книг но, по мнению, ученых их должно было быть 10, поэтому она имеет
статус незаконченной. В трактате описывается проблема семьи, как ячейки
государства и в результате его основы, так же проблемы рабства и гражданства,
Аристотель дает свое определение государству в принципе и показывает формы его
управления и цели.
Чтобы выделить
конкретный образ «идеального государства» у Аристотеля стоит детально
остановиться на каждой книге и просмотреть ее содержание.
Итак, возьмем его первую книгу. В ней само
государство есть общением, которое организовано ради всеобщего блага.
Наименьшая ячейка тут же – семья. И начиная общение, которое возникло
естественным путем, для удовлетворения человеческих потребностей люди зарождают
государство, и поэтому семья – неотъемлемая его часть, составляющая, без
которой его не существует. В самой же модели аристотелевской семьи царит
патриархат, где ее глава ассоциируется с главой государства, и само понятие
подразумевает не только членов связанных родством, а и рабов. В первой книге
человек показан политическим от природы, а государство – заложенным в нем
строем, что полностью противоречит более поздним теориям общественного
договора. Тут же он пишет об экономике (домохозяйстве), которое имеет в себе
три ключа: приобретение (методом которого есть война, как способ подчинения
рабов, у которых оно заложено изначально, и накопления имущества), пользование
и управление приобретенным.
Во второй книге Аристотель как раз критикует
идеальное государство своего учителя – Платона. Он отстаивает право на
неприкосновенность частной собственности и семьи. Основой размышлений есть
заключение насчет того, что если чем-то владеет большое количество людей, то в
итоге этим не владеет никто, а в результате к этому никому вовсе нет никакого
дела. То есть, общее, а не частное, хозяйство ведет к разрухе. Аристотель
говорит, что власть должна принадлежать сильнейшим, способным управлять и
защищать, «… тем, кто носит тяжелое оружие» - если переводить дословно. Из этих
двух книг можем сделать вывод, что в трудах Аристотеля просматриваются
монархические идеи более реальные к воплощению в жизнь, и подобны к современным
политическим строям, в отличие от утопичных идей Платона, которые позже будут
раздуты в «Утопии» Тома Мора.
Продвинемся
дальше и возьмем третью книгу. Первая ее часть о гражданстве и приобретает уже
оттенок модели реальных государств. Гражданин – это участник государственных
процессов и может активно принимать участие в народных собраниях и суде
присяжных, имеет право голоса. Человек, имеющий статус гражданина – может быть
только благороден и высок по тону, иметь определенное происхождение, а вот раб
никогда не может получить гражданство. Тут же он приводит и три формы правления
для реализации общего блага:
Монархия, то
есть царская власть, где один правитель передает власть по наследству, будучи
однажды избранным. Уже тогда он увидел в этом угрозу тирании.
Аристократия,
как власть более обеспеченных над менее, во благо первых. Угрозой режима он
посчитал олигархию – когда учитываются интересы исключительно аристократии.
Полития –
правление большинства. Основная доля власти тут принадлежит воинам. Воином
может стать каждый и для этого нужно всего лишь вооружиться за собственный
счет. А угрозой такой формы и есть пресловутая демократия – когда власть
работает не на всеобщее благо, а на благо нищих. В дальнейшем он выделит
политию как наиболее совершенную форму, что включает в себя и две
вышеуказанных.
В четвертой
книге как раз и происходит анализ государства на составляющие, из чего видно,
что сам образ составлен фактически из всех названых Аристотелем деталей.
Государство, как таковое, строится по определенным ступеням и состоит из
чиновников, рационально управляющих самим государством; военных занимающихся
его защитой от внешнего врага; торговцев осуществляющих товарообмен;
ремесленников производящих эти товары и крестьян производящих продукты питания
для народа. Так же в нем присутствует нищие большинство и богатое меньшинство
но, в схему управления эти классы не входят, иначе это приведет к демократии,
или олигархии, что выбивается из рамок образа идеального государства. Поэтому
философ призывает укреплять пять указанных слоев среднего класса. Так же он
разделяет власть на законодательный, должностной и судебный орган, что есть
административной основой большинства стран и в наши дни.
В пятой книги
Аристотель излагает свои мысли по поводу внутренних конфликтов и говорит о
вариантах способов их решения и избегания. Главными причинами нестабильности
указываются конфликты в среде правящего среднего класса и разноплеменность
населения. Особая угроза выражена в демагогии, вследствие которой
устанавливается тирания. Для укрепления государства Аристотель предлагает
использовать методы запугивания простых граждан, установить абсолютную власть
закона и уделять особое внимание воспитанию будущих поколений. Исходя из этого
материала, философ в шестой книге анализирует различия власти демократии и
олигархии, придя к выводу, что это явления абсолютно негативные.
В седьмой книге остро виден эллинский
патриотизм. Аристотель размышляет насчет того, что только эллины могут
гармонично объединять в себе ум и мужество. Из этого можно смело сделать вывод,
что у Аристотеля идеальное государство могло быть создано только в античной
Греции. Высшим благом для народа есть счастье, а идеальное государство, образ
которого в его трудах мы разбираем, обязано создать его при помощи обеспечения
пропитания, комфорта, защиты, достатка, религии и восстановления
справедливости. Аристотель задумывается над тем, что гражданам необходим досуг
и свобода.
В восьмой же, последней книге, которая
сохранилась до наших дней.
Учение о совершенных и несовершенных
формах государства Платона
Творения Платона были важны не только для его
современников, они остаются актуальными и по сегодняшний день. Многое из того, что
Платон высказывал и освещал в сфере комплекса политико-правовых вопросов
остается современным и содержательным и в наше время.
Учение Платона о государстве впервые увидело свет в
его работе – «Политик».Этот диалог приписывается к ранней деятельности Платона
и содержит в себе незаконченное развитие тех мыслей, которые в конечном итоге
легли в основу очень известного диалога Платона – «Государство».
Очень важная часть мировоззрения. Платона принадлежала его взглядам на общество
и государство. Его сильно занимал вопрос идеального государства и каким должно
быть воспитание тех людей, которые будут способствовать сохранению и развитию последнего.
Идеальным государством по версии Платона могло
являться только то, которое имеет достаточно силы для сдерживания и отражение
врагов. Вторым пунктом его «Утопии» являлась стабильное и систематическое
снабжение всех жителей материальными и жизненно необходимыми благами. Завершающей
являлась мысль о контроле и направление развития духовной деятельности
населения.
В теории Платона, государство является «отражением»
нравов людей, а также их характера и моральных устоев. То есть, государство
является таким, какими являются люди населяющие его. Платон видел прямую связь
между характером и устройством государства.
Платон считал, что есть только одно верное устройство
государства. Все различия сводятся лишь к количество мудрецов(философов)
,находившихся во главе власти. Если был один правящий мудрец – это царство. Если
два и более – аристократия. Но на самом деле это различие не имеет никакого
веса, если и в самом деле правителями являются мудрейшие, то не взирая на их
количество, форма их правления будет одинаковой.
Также Платон имел и противопоставление
идеальному типу общества. В отрицательном устрое общества он видел тех людей, чьих
главным двигателем оказывались материальные заботы. Платон был уверен в том, что
все существовавшие государства являлись отрицательными.
В идеи Платона отрицательное государство проявляет
себя в четырех возможных формах, таких как: тимократия, демократия, тирания и
олигархия. Если ставить последние формы в сравнение с идеальной версией
государства, каждая из них является ухудшенной и/или извращенной версией
идеального. В неправильных (по мнению Платона) формах общества мы можем видеть
несправедливость. Вместо того, что бы наблюдать честное и верное распределение
обязанностей и дел в обществе мы видим принуждение. Вместо желания правителей
достичь высшей точки блаженства и стабильности для своего народ, мы можем
наблюдать лишь жадность и погоню за богатством.
Эти четыре противопоставление Платон характеризует в
восьмой книге «Государства» по возрастающей, от менее «худшего» к самому, а так
же по очередности перехода одного к другому. При освещение всего этого процесса
деградации, Платон совмещает различные аргументации, тем самым рисуя «живую»
картину политической ситуации и «мутирования» ее форм.
В списке форм первое место занимает тимократия, т.к
она находится ближе всех остальных к идеальному образцу (по версии
Платона).Тимократия – это форма правления, схожая со спартанской. По мнению
Платона она образуется из аристократии по вине и хладнокровности правителей, когда
нарушается гармония и рождается вражда между сословиями. Тимократия сохраняет
первоначальные характеристики идеального сословия, тем самым обеспечивая ей
звание самой правильной из неправильных форм правления. В следствии этих
конфликтов богатые и сильные подчиняют себе своих соотечественников, превращая
их в рабов. В таком государстве перестает существовать равноправие, а
сильнейшие и храбрые начинают гнаться к власти и стремится к богатству, что в
конечном итоге приводит тимократию к гибели. Имущество начинает скапливаться в
руках немногих, в то время, как другие становятся все беднее и беднее. Деньги
становятся мерилом почестей и все больше и больше оказывают свое влияние на
общественные дела; бедные теряют право в участии и влияние на дела общества. При
таких обстоятельствах тимократия преобразуется в олигархию и все власть
переходит в руки богатых.
При олигархии разум человека захватывают низкие
стремления. Но все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд, ведь
правители заботятся о сохранении нажитого и воздерживают низких от своеволия. Однако,
олигархия обеспечивает свое существование лишь при помощи запугивания и
применения вооруженной силы по отношению к простому народу. Начинается борьба
бедных и богатых, что приводит к свержению олигархии и установлению демократии.
Как известно, при демократии власть переходит в руки
большинства, но не многие знают что при этой общественной форме конфликт между
бедными и богатыми обостряется сильнее по сравнению с предыдущим строем. Пропасть
между богатыми и бедным непрерывно растет и становится заметной даже при
сравнении внешности первых и вторых. Но при таком общественном устрое
становятся неизбежным ежедневные пересечения богатых с бедным, а также их
совместное участие в какой либо общественной деятельности. И вновь рост
недовольства бедных по отношению к богатым приводит к восстаниям.
Платон считал, что в демократии, как и в его
версии идеального государства, граждан можно разделить на три класса или
сословия, которые враждуют друг с другом. Первое сословие состоит из ораторов и
псевдоучителей мудрости, которых Платон описывал как трутней с жалом. Членами
второго сословия являлись богачи, которых Платон считал трутнями без жала. И
последним сословиям являлись бедняки, рабочие и простой народ, который был
вынужден враждовать со вторым сословием из-за влияния первого. Третье сословие
Платон называет рабочими пчелами.
Платон был уверен, что при демократии
происходит потеря нравственных ориентиров и смена ценностей, люди начинают
называть распутство – великолепием; бесстыдство – мужеством; наглость –
просвещенностью. Все что люди сдерживали в себе при всех других формах
общества, при демократии всплывает на поверхность. Поста правителей занимают
люди, которые льстят и обманывают свой собственный народ, в таком обществе
перестает иметь место уважение к власти и закону. Граждане демократического
общества перестают признавать какие бы то ни было авторитеты. Чрезмерное
количество свободы нарушает свои основы, порождая все новые и новые конфликты и
раздоры. Теперь люди начинают выискивать и преследовать любого, кто каким либо
образом выходит за рамки «толпы».Простые люди начинают поиски вождя, в то время
как богатые плетут заговоры между собой во спасение своего богатства. В будущем
так называемый вождь будет постепенно забирать всю власть в свои руки и в конце
концов уничтожит все права простых людей и станет тираном.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что
есть только один выход из «отрицательных» версий общества, а именно в возврате
к первоначальному строю правления мудрых.
Платон был мнения, что такое государство стоит
выше своих граждан и опекает их. Это значит, что есть хорошо для государства, то
хорошо и для народа.
Людей нельзя ограничивать в свободе, ведь это
так же опасно как и ее чрезмерное ограничение. Полная свобода государства рано
или поздно привет к анархии, а ее ограничение – к тирании.
Народ такого государства должен быть единым и
равноправным. Закону должны подчинятся все и не должен быть заметен контраст
между бедными и богатыми.
Интересам государства и граждан лучше всего
подходит кастовая структура общества, она обеспечивает порядок и процветание
для всех.
Высшим сословиям, а именно правителям и воинам
запрещено иметь частную собственность, а все свое свободное время они должны
отдавать служению государства, которое в свою очередь обеспечивает их.
Также в таком государстве не должно
существовать дискриминации женщин, а дети должны отдаваться на общественное
воспитание.
Заключение
Аристотель
уделяет особое внимание воспитанию молодежи, как будущему всего государства,
как фактору его развития. Подрастающему поколению он предлагает обязательно
заниматься музыкой, гимнастикой, рисованием и грамматикой и акцентирует
внимание на том, что только такое поколение сможет все больше развивать и
укреплять государство.
В своих работах Аристотель выступает
противником революции и считает, что идеальное государство нужно строить на уже
имеющейся почве и никак не на обломках разрухи. В дословном переводе философ
говорит: «Государство представляет собой нечто составное, подобно всякому
целому, но состоящему из многих частей». При написании своего трактата он
изучал исторически известные формы государства с рабовладельческим строем,
поэтому в его интерпретации идеальное государство, конечно же, утверждается на
основе рабского труда. А отличие между богатыми и бедными он видит не в
имуществе, а в возможности принимать участие в управлении. Но в то же время,
между олигархией и демократией он видит различие в богатстве и бедности, считая
обе формы власти негативными и для идеала недопустимыми. Он предлагает общение
этих двух классов посредством третьего, который и будет составлять управление.
В итоге, главной мыслью философа можно смело считать, что идеальное государство
должно состоять из среднего достатка людей и это будет лучшей его формой, а
народ будет при этом наиболее защищенным. Основным показателем же является
счастье народа.
Рассматривая трактат детально можно сделать
вывод, что многие элементы государства были внесены Аристотелем в его
современные модели. Как и любая подобная теория, полный образ «идеального
государства» глазами Аристотеля носит характер утопии, но поверхностный и
слегка видоизмененный вполне достижим и пока еще не доведен до совершенства, но
применим в большинстве стран мира.
По сей день многие умы нашего мира задаются вопросом,
как и кому могла помочь такая утопия в те нелегкие времена? Тогда идея
идеального государства не имела никакого веса и одобрения со стороны
государственных и общественных деятелей.
Платон считается предтечей теорий коммунизма и
социализма, что никак не хотела признавать советская наука. Коммунизм Платона
не был признан в СССР, а наоборот, считался публицистическим мифом нового
антикоммунизма.
Но все же Платон смог понять и передать
характерную зависимость государства от народа, после этого он смог превратить
ее в основу придуманного им проекта идеального государства.
Список использованной литературы:
Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь
Платона"
Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
Асмус В.Ф. "Платон", // К, 2000.
Поппер К. "Открытое обчество и его
враги", т.1, "Чары Платона", // М, 1999