Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
1.История
СМИ: «Политический журнал». 4
2.
Проблема сиротства в России на страницах издания «Политический журнал» 6
Заключение. 17
Список
литературы.. 18
Введение
Актуальность темы. Для
большинства регионов характерны общие для России тенденции: тема семейного
устройства детей-сирот не является здесь одним из ключевых приоритетов. В то же
время отношение региональных СМИ к социальной теме и развитию семейных форм
устройства детей-сирот, как показал мониторинг, в значительной мере зависит от
позиции и степени активности региональной и местной власти, общественных
организаций, органов опеки и попечительства, центров СФУ.
Там, где официальные органы
власти подходят к информированию по проблеме системно и последовательно,
гораздо больше выходит публикаций, рассказывающих о возможностях принять
ребенка в семью, получить поддержку специалистов, а также о конкретных примерах
принимающих семей. В «активных» регионах информационные кампании подчинены
определенной логике, последовательности и связаны со специфическими датами. Но
кроме Дня защиты детей и стандартных событий местные СМИ рассказывают о
регулярных социальных акциях, праздниках, инициативах общественных организаций.
В других регионах публикации по проблеме детей-сирот и принимающих семьей
единичны и чаще всего выходили в связи с Годом семьи или федеральными
общероссийскими программами и датами.
Проблема: широкое и ускоренное
распространение в РФ социального явления сиротства
Цель: рассмотреть проблему
сиротства на примере издания «Политический журнал».
Базой исследования послужили
выпуски «Политического журнала» за 2012 год в январе месяце.
1.История СМИ: «Политический журнал»
Издательский дом «Политический
журнал» входит в состав международного новостного холдинга «Агентство
национальных новостей». У «Политического журнала» есть определенные
преимущества:
- более ста собственных корреспондентов из
регионов России, ближнего и дальнего зарубежья;
- обозреватели объясняют причины событий,
заявлений, кадровых назначений. Ежедневно сотрудники редакции «Политического
журнала» дают консультации -
юридические, медицинские, рассказывают о религиозных праздниках и жизни
конфессий России;
В журнале содержаться:
- Рейтинги безопасности регионов России;
- Рейтинги благосостояния регионов России;
- Рейтинги активности глав субъектов РФ;
- Рейтинги активности полпредов президента РФ;
Каждую неделю в журнале выходят
специальные аналитические обзоры по общественно
- политическим, экономическим и социальным аспектам жизни России.
Принцип, которого придерживается
редакция журнала: «Новости - это не
слова, Новости - это события».
Возглавляет журнал Александр
Козлов.
Стоит отметить, что журнал имеет
помимо кадрового состава, также и авторский состав, количество авторов, которые
сотрудничают с журналом не большое, около 15
человек, однако эти люди также пишут статьи и предоставляют журналу
достаточно интересный материал, особенно актуально иметь авторский состав, то
есть за штатом организации, так как авторы не работают непосредственно в
редакции, а лишь предоставляют материал для публикации, в кадровый состав
редакции уже редактирует этот материал и передает в печать. Авторский состав
журнала сформировали авторы из самых разных уголков России и стран ближнего
зарубежья.
Основные подразделения редакции:
- отдел международной обработки информации;
- отдел по работе с авторами;
- кадровый отдел;
- отдел по размещению публикаций;
- отдел по работе с местной и российской
информацией, по работе с корреспондентами
Все отделы подчинены главному
редактору, который возглавляет редакционную коллегию журнала.
Основные рубрики:
- «Ежедневник»
- «Политика и власть»
- «Политика и экономика»
- «Политика и общество»
- «Политика досуга»
Особенно стоит уделить внимание
последним 2 номерам «Политического журнала», который затрагивает достаточно
острую социальную проблему для России -
сиротство и беспризорность. Статьи написаны в виде небольшого аналитического
исследования с краткими комментариями автора, что придает статьям не только
оригинальность в виде новизны информации, но и подчеркивает авторский подчерк
подаваемого материала.
Вообще в «Политическом журнале»
достаточно часто содержатся аналитические исследования, это объясняется научно
– популяристской направленностью издания. К тому же в авторский состав
«Политического журнала» входит достаточно большое количество авторов с научной
степенью кандидата наук, что добавляет не только престижность журналу, но и
авторитетность.
2. Проблема сиротства в России на страницах издания
«Политический журнал»
В номере издания «Политический
журнал» от 09.01.2012 обращаются к проблеме сиротства и рассматривают общие тенденции
и особенности данной социальной трудности.
Проблема социального сиротства
остается и сегодня одной из важнейших проблем России. В силу различных
жизненных обстоятельств родители зачастую не могут создать благоприятных
условий для жизни и развития детей, охранять и защищать их интересы и права. Вследствие
утраты своего социализирующего потенциала и воспитательной функции такие семьи
не выполняют или злостно уклоняются от своих родительских обязанностей.
«В этой связи в современных
условиях гарантом обеспечения прав и интересов ребенка в отношении данной
категории детей остается государство. Именно в законодательной системе
государства закрепляются основные положения, регулирующие все вопросы,
связанные с жизнеустройством детей, оставшихся без попечения родителей. В существующей
системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, складываются и удовлетворяются потребности, необходимые для
социализации личности, самореализации творческого потенциала человека,
функционирования в качестве полноценного члена общества. Оптимизация ее
деятельности предполагает изучение мнения жителей о причинах социального
сиротства и практических путях решения этой проблемы» - говорится на страницах
журнала.[1]
Оценка населения причин роста
социального сиротства отражает общие характеристики настроения населения
современной России, к числу которых можно отнести повышенную тревожность
относительно распространения пьянства, наркомании, падения нравственности в
обществе и семье, негативную оценку социально-экономической ситуации в стране.
На первое место в рейтинге причин социального сиротства большинство
респондентов поставили распространение пьянства и наркомании (69,8%), далее по
убывающей были названы экономическая ситуация в стране (59%),падение нравственности
в обществе и семье(49,1%). Значимое расхождение мнений по полу обнаружено
только в выборе причины «Распространение пьянства, наркомании»: женщины
доминируют среди опрошенного населения, выбравшего этот вариант ответа. Так, в
качестве главной эту причину отметили 69% респондентов в возрасте до 30 лет и
61% респондентов от 50 лет и старше.[2]
Здесь мнения мужчин и женщин
совпадают, а по возрасту эту причину чаще всего также отмечали респонденты до
30 лет и от 50 лет и старше. Население от 50 лет и старше считают более серьезной
такую причину, как «падение нравственности в обществе, семье». Как видится
автору, большая часть населения, отметившая основную причину детского
неблагополучия – «распространение пьянства и наркомании», считает так, а не
иначе, потому что в обществе привыкли объяснять сиротство причинами социального
характера: алкоголизмом родителей, наркоманией. Это подтверждают и результаты
исследований, проведенных Е. Б. Бреевой и А. Л. Арефьевым.В частности Л.
Арефьев отмечает, что в 72,3% семей кто-то из родителей, других родных
употреблял алкоголь или наркотик. Однако по результатам исследования социального
сиротства, проведенного К. Южаниновым, большинство населения г. Том-ска на первое
место в рейтинге причин поставили экономическую ситуацию в стране, влекущую
рост бедности5.Следует отметить, что в отличие от населения значительная доля
представителей группы экспертов (79,1%) связывает рост числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с экономической ситуацией в стране. Затем
были названы такие причины, как падение нравственности в обществе, кризис
семьи, распространение пьянства и наркомании. Оценка респондентами группы
населения и группы экспертов причин роста социального сиротства различна.
Мнение экспертов, скорее всего, сформировано их компетентностью, объективной
включенностью в проблему.
Отношение респондентов к семьям,
воспитывающих приемных детей, обусловлено степенью информированности населения
о таких актуальных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей,
как приемная семья и патронатное воспитание. Результаты исследования свидетельствуют,
что уровень информированности достаточно высок (83,7%). Тех, кому ничего не
известно о приемной семье и патронатном воспитании, – всего 16,3%.Источниками информации
респонденты называли: средства массовой информации(СМИ), знакомых,
родственников. Личный опыт в качестве приемных родителей и патронатных
воспитателей имеют 5,0% опрошенного населения. В целом, независимо от степени
осведомленности, отношение населения к семьям, воспитывающим приемных детей,
единодушно и носит выраженный позитивный характер. Как нам видится, большинство
респондентов исходит из того, что люди, воспитывающие чужих детей, обладают нужными
положительными качествами и заслуживают уважение уже в силу того, что взяли на воспитание
в свои семьи этих детей. Но положительное представление строится скорее на
некотором идеальном представлении о такой семье, а не на знакомстве и действительной
осведомленности о жизни таких семей. Только у 5% населения имеется личный опыт,
а 40,3% респондентов узнали о приемных семьях от знакомых и родственников. Подавляющее
большинство респондентов считает, что семьям, принимающим на воспитание
детей-сирот, необходима поддержка со стороны органов власти. 76,5%опрошенных
полагает, что решающую роль играет денежная помощь, в то время как тех, кто
обращает внимание на необходимость квалифицированной психологической, педагогической,
медицинской и правовой помощи, в 1,6 раза ниже.[3]
Органам исполнительной власти
необходимо разработать программу финансовой поддержки, улучшения жилищных
условий граждан, воспитывающих детей-сирот, оказания социально-психологической
помощи, что предполагает совершенствование региональной нормативно-правовой
базы. Полагаем, что в качестве приложений к региональному закону о передаче
детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание должны
прилагаться следующие нормативные документы: перечень заболеваний и иных обстоятельств,
исключающих возможность привлечения лица в качестве патронатного воспитателя;
положение о патронатной семье, конкретизирующее порядок создания и функционирования
патронатной семьи, порядок реализации плана по защите прав и законных интересов
ребенка, требования к жилищно-бытовым условиям, типовой договор о передаче
ребенка на патронат и типовой план защиты интересов ребенка, типовое положение
об уполномоченной службе (учреждении) патронатного воспитания, осуществляющей
подбор и подготовку патронатных родителей, подбор детей для передачи на
патронатное воспитание, разработку плана по защите интересов ребенка и контроль
соблюдения прав ребенка в патронатной семье. Помимо перечисленных выше
приложений к краевому закону о передаче детей на патронат целесообразно
подготовить ряд вспомогательных документов: анкету кандидата в патронатные
воспитатели, характеристику семьи кандидата в патронатные воспитатели, акт
обследования жилищно-бытовых условий семьи кандидата, заключение о состоянии
здоровья ребенка и его психолого-педагогическую характеристику, программу подготовки
патронатных воспитателей, пакет документов для обследования ребенка после
передачи его в патронатную семью, карты психолого-медико-педагогического
сопровождения ребенка и самой патронатной семьи. Также необходимо принять
региональный закон об организации приемных семей, так как действующее в
настоящее время положение о приемной семье и отсутствие федерального закона в этой
области не позволяют в значительной степени применять данную форму воспитания
детей-сирот.
Итак, стоит отметить, что
материал, как уже было сказано, представляет собой аналитическое исследование.
В рамках данной работы была сделана выбора из статьи «Политического журнала» от
09.01.2012 года, посвященной проблеме сиротства в Российской Федерации.
Статье присуща уникальность,
потому что создана действительно эксклюзивная информация, посвященная
современному состоянию сиротства в России. Информация привлекает к себе
внимание не только за счет своей глобальности, но также и в результате того,
что материал вышел значительно недавно, остальные ни научные журналы, ни другие
издательские центры не успели предоставить информацию, а значит материал
«Политического журнала» будет пользоваться широкой популярностью, прежде всего,
среди научного круга лиц, которые занимаются исследованием социальных проблем в
России. Помимо этого стоит отметить, что материал будет интересен и для
рядового читателя, так журнал содержит в себе и новости самого различного
профиля.
Отдельно стоит остановится на
том, что уникальность статьи обеспечивается авторским составом, который её
подготовил, а это известные исследователи в области социальных проблем в
России. Это добавляет дополнительный интерес к статье в издании «Политический
журнал».
В свежем номере «Политического
журнала» от 16.01.2012 года продолжается проблема сиротства в России, но уже
несколько на другую тему – «Сиротство в студенческой среде». Это актуальная
проблема, в связи с тем, что в 90 – е количество сирот было очень велико, хотя
сейчас оно еще выше, но это вполне уместно на фоне увеличения количества
населения, хотя и негативно влияет на социальную обстановку в обществе.
Статья «Сиротство в студенческой
среде» носит снова научный характер, вполне логично, так как предыдущая статья
по аналогичной теме также носила научный характер. Стоит отметить то, что автор
статьи несколько поменял тактику изложения материала. В статье приводятся сырые
факты, которые не подтверждаются какими
- то статистическими данными. Хотя в предыдущем номере было уделено
огромное внимание аналитической составляющей, цифрам, то есть статистических
данных было достаточно много.
Обнаружилось качественно новое
явление – так называемое «скрытое» сиротство, которое распространяется под влиянием
ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев
семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до
полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и
подростков. В последние годы проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту
и актуальность, так как их число не уменьшается, а непрерывно растет.
Комиссия по делам женщин, семьи и
демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот
увеличилось на 70%.Проблемы сиротства в стране коснулись и высших учебных
заведений. Так, по данным ИрГУПС, количество студентов-сирот в этом учебном заведении
на протяжении нескольких лет не снижается.
Сиротство – это социальное
явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.
Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их
смерти. «Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
один родитель».
К категории детей, оставшихся без
попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли; лишены
родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны безвестно
отсутствующими; недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в
исправительных колониях; обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
уклоняются от воспитания детей; отказываются забрать детей из лечебных,
социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Отмечается рост социальной дезорганизации
семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей,
нездоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев. Среди
неблагоприятных факторов социального сиротства значительное место занимает
увеличение числа неполных семей. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного
общения в неполной семье негативно сказывается на детях. Они труднее налаживают
контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются
невротические симптомы. По данным социологических опросов, более 50% несовершеннолетних
нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические
отклонения, росли без отца.
Во-первых, семья обеспечивает
физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве
семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими
институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль семьи
уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование
психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние
определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,
благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола.
В-третьих, семья играет ведущую роль
в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во
многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный
уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии
человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению
образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное
значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах,
определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.
В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в
семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные
ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических
отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний,
жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль
в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение,
поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,
помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к
изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Влияние родителей представлено
следующими моментами:
- прямое наследование профессии
родителей, продолжение семейного бизнеса;- родители оказывают влияние, обучая
своей профессии;
- родители влияют на интересы и
занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и
увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой;
- родители воздействуют своим
примером;
- родители направляют или ограничивают
выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на
определенной школе или вузе, определенной специализации;- на выбор детей
оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид
деятельности, определенные профессии.[4]
Однако влияние родителей не ограничивается
только выбором профессии. Важна их роль в формировании качеств личности, которые
в дальнейшем позволят успешно овладеть выбранной профессией. Именно родители
закладывают фундамент для развития ответственности, самостоятельности,
дисциплинированности, трудолюбия и т.д., которые важны как в процессе
профессиональной подготовки, так и в дальнейшей трудовой деятельности.
Отсутствие семьи и родительского участия
в воспитании детей является детерминирующим фактором в появлении сиротства и
поэтому необходимо рассмотреть обстоятельства, которые приводят к возникновению
изучаемого явления.
Социально-экономические – безработица,
невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего
материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать
оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи.[5]
Кризис семьи – распад семьи, рост
числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма,
наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители
отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и т.д., а дети находятся в
детских домах),усиление конфликтности между супругами, родителями и детьми,
снижение ценности семьи в обществе.
Педагогическая несостоятельность
семьи – утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей,
снижение ответственности родителей за воспитание детей, педагогическая
неграмотность родителей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.
Снижение воспитательного
потенциала системы образования – перекос в сторону обучения, снижение числа
детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной
деятельности, переориентация системы дополнительного образования на
образовательные услуги.
Исчезновение системы воспитательной
работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства. Развитие детской
и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и
нравственности.[6]
Основной принцип, который не
«срабатывает», это попытка решить проблему сиротства путем изъятия ребенка из
неблагополучной семьи и дальнейшей работы только с ним. В большинстве случаев
это приводит к тому, что ребенок становится сиротой. Не учитываются последствия
разлучения для семьи и для ребенка, не предпринимаются попытки изменить ситуацию,
взаимодействуя с семьей на ее «территории». Специалист не приходит в семью, а
«собирает» своих клиентов в одном месте, где и работает с ними. Для данной
категории семей это не подходит. Такие семьи требуют более «экологических»
методов, не разрушающих уклад их жизни. Изъятие предполагает выявление семей
группы риска, которое повсеместно происходит поздно. Причина – в отсутствии
системы профилактики сиротства. Профилактика предполагает «триаду» действий:
выявление семей и детей группы риска по сиротству – диагностика, т.е.
определение мишеней помощи, – помощь, т.е. работа со случаем. Такой системы профилактики
в настоящее время нет. Система профилактики сиротства – это не организация
новых служб, а простраивание связей между уже существующими. Дети и семьи
регулярно посещают те или иные детские учреждения: поликлиники, детские сады,
школы, кружки, социально-психологические центры. Во многих регионах налажена
работа местных советов по самоуправлению и т.д. Но здесь существует две
проблемы. Работающие в них специалисты не обладают достаточными знаниями для
выявления детей и семей группы риска по сиротству. Критериальная база не определена.
Российский опыт выявления, который есть у нескольких организаций, культурно не
оформлен, а значит, затруднена его трансляция. Вторая проблема – даже если,
например, учитель обнаружил ребенка, у которого есть риск стать сиротой, он не знает,
что дальше делать, какова мера его ответственности, что может он сделать сам и
к кому следует в данном случае обращаться. Как правило, ситуация остается без
изменений. Установленных протоколов действий для специалистов нет.
Таким образом, статья,
посвященная развитию сиротства в студенческой среде представляет собой более
конкретный материал по развитию проблемы сиротства в России как глобальной и
серьезной. Издание «Политический журнал» подробно освятило проблему сиротства
на своих страницах, однако, не исключено что данный вопрос будет снова поднят в
новом номере.
Заключение
Если сформулировать кратко, то
мониторинг публикаций (материалов в электронных средствах массовой информации)
помогает увидеть, какая именно информация в результате информационной кампании
или организованных событий, пресс-конференций, пресс-релизов использована
журналистами, сколько и каких именно СМИ ее использовали, как она подана, какие
сделаны акценты и соответственно какая именно информация через СМИ стала доступна
нашим целевым аудиториям. Собирая, обобщая и анализируя публикации и программы
по теме семейного устройства за длительный период, можно понять, насколько
часто люди встречаются с информацией по данному вопросу, и в каком виде она им
представлена. Все это позволяет смоделировать представление целевой аудитории о
детях сиротах и оценить степень подготовленности целевой аудитории к приему
ребенка, оставшегося без попечения родителей, в собственную семью.
Любое событие, любая публикация
оставляют свой «информационный след» и оказывают свое влияние на читателей и
зрителей. чем больше ярких и интересных материалов выходит в СМИ, тем чаще
происходит контакт с темой семейного устройства детей-сирот целевых аудиторий.
То же касается социальной рекламы и прямых контактов - встреч, дней открытых
дверей, фотовыставок, прямых линий и т. д. Поэтому при планировании
информационной кампании или организации информационного сопровождения СФУ важно
учитывать и понимать, как часто есть возможность давать и в каких СМИ материалы
о детях и опыте приемных семей, как часто и какие события, способные
заинтересовать журналистов, происходят, какими могут быть формы прямых
контактов с целевыми аудиториями.
Список литературы
1.
Почепцов В.А Динамика развития сиротства в России// Политический
журнал, М.: 2012, №1 – 18-21с.
2.
Титов А.В Сиротство в студенческой среде российских
высших учреждений образования// Политический журнал, М.: 2012, №2, - 36-41с.
3.
Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с
общественностью: сфера, технологии, структуры, области применения. М.: Высшее
образование, 2009. – 542 с.
[1] Почепцов В.А Динамика развития сиротства в России//
Политический журнал, М.: 2012, №1 – 20с.
[2] Почепцов В.А Динамика развития сиротства в России//
Политический журнал, М.: 2012, №1 – 19с.
[3] Почепцов В.А Динамика развития сиротства в России//
Политический журнал, М.: 2012, №1 – 18с.
[4] Титов А.В Сиротство в студенческой среде российских
высших учреждений образования// Политический журнал, М.: 2012, №2, - 38с.
[5] Титов А.В Сиротство в студенческой среде российских
высших учреждений образования// Политический журнал, М.: 2012, №2, - 40с.
[6] Титов А.В Сиротство в студенческой среде российских
высших учреждений образования// Политический журнал, М.: 2012, №2, - 36-41с.