Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Как изучает ребенка воспитатель

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Как изучает ребенка воспитатель
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    25.07.2014 15:30:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение. 3
    Изучение психических особенностей ребенка воспитателем 3
    Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения.. 3
    изучение психических особенностей ребенка.. 3
    Метод наблюдение и эксперимент в детской психологии.. 3
    Заключение. 3
    Список использованной литературы.. 3
     
     
    Введение Для того, чтобы приступить к работе, стоит четко определить, что включает в себя профессия воспитателя?
    Воспитатель (воспитательница) - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
    В дореволюционной России под влиянием педагогических теорий Локка и Руссо, очень высоко ценили положение воспитателей, которым богатые люди поручали воспитание своих детей, не доверяя общественным учебно-воспитательным заведениям, которые, как они считали, могли привить различные недостатки их детям. В богатых семьях того времени воспитатели были только помощниками родителей в деле воспитания детей и главным образом в деле их обучения. Воспитатели в XIX веке остались лишь у очень богатых людей и у принцев, так как недоверие к школе значительно ослабело, школы были улучшены, положение учителей возвышено по сравнению с прежними временами, и в материальном и в нравственном отношении.
    Воспитательницами в семьях очень часто бывали иностранки, больше всего француженки, потом немки и англичанки, так как очень высоко ценилось в образовании, особенно женском, знание иностранных языков. С расширением требований к женщинам по части образования, иностранки потеряли своё прежнее воспитательское положение и остались лишь учительницами иностранных языков, а их места заняли учительницы и наставницы.
    Кроме семейств воспитательницы работали в школах, в которых более или менее проведён принцип разделения труда по обучению и собственно воспитанию между различными лицами. Обучение осуществляли преподаватели и преподавательницы, a воспитание, то есть классный надзор, дисциплину, помощь учащимся при вечерних занятиях и тому подобное, воспитатели под различными наименованиями: классных наставников, надзирателей, классных дам, надзирательниц.
    В СССР в детских садах, яслях, детских домах, школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, суворовских и нахимовских училищах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей были учреждены штатные должности воспитателей, права и обязанности которых, определялись специальными положениями. Воспитатели отвечали за воспитание и обучение, за здоровье и физическое развитие своих воспитанников, за организацию их быта и досуга и многое другое [5].
    Сегодня воспитатели так же, как и в советское время, работают в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях и выполняют те же обязанности. Но с возвратом к рыночной экономики на рынке труда появилась потребность в частных воспитателях. Эти воспитатели так же, как и во времена Российской империи, предоставляют свои услуги в части образования и воспитания детей в семьях богатых или со средним достатком людей. Далее мы будем говорить о тех функциях воспитателя, которые включают в себя изучение ребенка.
    Изучение психических особенностей ребенка воспитателем Следует различать научно-психологическое исследование дошкольника и изучения детей воспитателем. Психолог-исследователь изучает психику дошкольника с целью пополнения научных знаний в области возрастной психологии, выявление новых закономерностей, условий их проявления. В профессиональной деятельности воспитателя, цель изучения психики дошкольника - является прикладная или практическую направленность. Воспитатель изучает психику ребенка для того, чтобы повысить эффективность обучения, воспитания и развития детей. Знание особенностей каждого ребенка педагогу необходимо для обеспечения индивидуального подхода в воспитании детей. При этом перед педагогом не стоит цель пополнение научных знаний по психологии. Он скорее использует их для того, чтобы определить уровень развития своих воспитанников. Работа с детьми, которую проводит воспитатель, позволяет наблюдать за ними в течение всего их пребывания в садике, которое длится годами. Общаясь и сотрудничая с ребенком в ходе выполнения бытовых процессов, во время прогулок, игр, чтения и бесед, воспитатель имеет возможность прослеживать изменения в психике ребенка, оценивать их динамику. В обязанности воспитателя входит изучение детей в контексте образовательно-воспитательной работы.
    Воспитатель организует, разнообразные формы работы с детьми не с целью их занятия времени, напротив, с целью изучение  детей в процессе их реализации, развития. Причем у воспитателя есть возможность вносить впоследствии целесообразные изменения в проведение развивающих игр с учетом собственного проанализированного наблюдения.
    Основная задача воспитателя в изучении детей - воспитанников детского сада заключается в том, чтобы: обеспечить нормативные условия для развития психики; скорректировать условия в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка; своевременно определить отклонения в ходе психического развития; спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка; осуществить необходимую профилактику возможных проблем психического развития, возможно даже прибегая к помощи специалиста - психолога. Именно подобные навыки и олицетворяют собой эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, а также творческий подход в работе.
    Для реализации исследовательской функции воспитателю необходимо обладать прочными знаниями по возрастной, в частности дошкольной, психологии. Воспитатель опирается на знание как общих закономерностей психического развития личности (динамические и содержательные его особенности), так и на знания о развитии отдельных психических функций, свойств в условиях усложненных видов деятельности и общения дошкольника.
    Знания о психике ребенка должны отмечаться целостностью, обобщенностью и системностью, обусловленные пониманием взаимосвязи между отдельными направлениями в развитии психики ребенка: форм ее активности, психических свойств и процессов, способностей и мотивов. Полноценное выполнение воспитателем профессиональных функций невозможно без осознания им своей роли в воспитательном процессе с дошкольниками. Для дошкольника воспитатель выступает старшим, умным взрослым, готовым оказать помощь.
    Воспитатель должен обладать выдержкой, тактом, не допускать в своем поведении грубых интонаций, выкриков, уметь поддерживать у себя позитивное, оптимистическое настроение. Каждый работник дошкольного учреждения работает вместе с коллегами над общими задачи воспитания детей, и в системе современного образования большое значение имеет преемственность в работе всех участников педагогического процесса.
    Таким образом, говоря об особенностях изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции:
    Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения объективного знания о своих воспитанниках  он пользуется наблюдением в контексте организации им педагогического процесса с дошкольниками.Исследовательская функция профессии воспитателя дошкольного учреждения опирается на глубокие знания воспитателем детской психологии [6]. Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения Теперь более подробно о методах исследования воспитателем. Воспитатель дошкольного учебного заведения должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей. Это необходимо воспитателю для обеспечения индивидуального подхода в работе, особенно при реализации, личностно-ориентированной модели взаимодействия. Воспитатель должен уметь:
    наблюдать; фиксировать; анализировать;сопоставлять психологические факты. Стоит отметить, что в процесс сопоставления психологических фактов входит непосредственное изучение воспитанников, посредством наблюдения за особенностями их развития.
    Изучение детей воспитателем дошкольного учреждения безусловно отличается от научно-психологического исследования. Психологическое исследование воспитателя имеет практическую направленность:
    он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей;не формулирует психологических законов;не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников. Но изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка. Например, последняя направленность позволяет определить целесообразные формы индивидуальной работы. Однако для этого воспитателю необходимо знать общие закономерности психического развития детей, а именно особенности их возрастных этапов. Подобные знания помогают не только понять причины поведения ребенка, заметить наклонности  воспитанника, но и создать условия для развития ребенка. А также вовремя зафиксировать отклонения, определить  пути воспитательного воздействия, направленного на их коррекцию.
    Таким образом, воспитатель сможет помочь своему воспитаннику в:
    реализации своих возможностей;обеспечении корректного психического развития;своевременном  формирование новообразований, которые очень значимы, так как они являются предпосылками перехода на новую возрастную стадию;и в итоге становление ребенка как индивидуальности. У воспитателя есть преимущество в изучении детей, а именно, возможность изучать детей в естественных условиях. Это объясняется тем, что присутствие воспитателя привычно для детей и не нарушает течения и распорядка их дня. Интересно отметить тот факт, что даже при отсутствии намерения воспитателя пронаблюдать за воспитанниками намеренно, ему все равно удается заметить изменения в поведении и составить определенное мысленное заключение.  Однако подобные наблюдения могут быть не в полной мере объективными, а потому воспитателю необходимо определенное время сосредоточить свое внимание на воспитаннике. Это может продолжаться в течение нескольких дней. В таком случае внимание воспитателя может быть направлено на оценивание различных сторон развития ребенка, а именно, его интересы, отношения со сверстниками, степень развитости познавательных процессов. Для того, чтобы исследование было объективным и полноценным необходима постановка цели и определение при помощи каких методов будет исполнена каждая цель.
    При изучении своих подопечных воспитатель имеет возможность использовать методы  научно-психологического исследования:
    наблюдение;эксперимент;изучения продуктов деятельности;беседа. Как мы упоминали ранее, основным методом изучения детей для воспитателя является наблюдение, в процессе которого необходимо подробно и записать действия, поступки, высказывания ребенка, которые непосредственно относятся к развитию его психики. Значимо, чтобы наблюдение происходило во время игровой деятельности, выполнение режимных действий, на прогулке, в процессе которых ребенок может максимально проявить себя. Это возможно объяснить тем, что дети развиваются посредством игр. А это означает, что понять и проанализировать состояние ребенка становится возможным именно в игровом процессе [3, 4].
    Процесс наблюдения может включать в себя  и экспериментальные приемы. Например, изучая уровень развития восприятия, мышления ребенка, воспитатель организует дидактическую игру, которая включает в себя анализ формы, цвета, выполнение мыслительных задач. Для исследования уровня развития воображения, навыков коммуникабельности, умения устанавливать отношения с другими детьми воспитаннику поручают роль в сюжетно-ролевой игре. Здесь элементы эксперимента могут содержаться в задании, воспитатель дает на занятии всей группе. В процессе наблюдения воспитатель может использовать элементы опроса. Это помогает воспитателю понимать то или иное действие ребенка. Предпочтительно, чтобы  вопросы, которые задают ребенку, были связаны с действиями, которые он выполняет в данный момент. Безусловно, не стоит превращать беседу в самостоятельное мероприятие. Это объяснимо возрастным развитием.
    Как мы упоминали ранее, не следует опираться в анализе на ответы ребенка как на основной источник информации. Они могут уточнять и дополнять знания, полученные с помощью наблюдения.
    Особенно важно четко отделять при изучении ребенка внешние проявления его поведения от их психологического толкования, которое возможно на основе анализа всей совокупности полученных фактов. Нельзя получить целостного представления о развитии ребенка, ограничиваясь лишь данными, полученными в детском саду. Необходимо также знать условия воспитания и особенности его поведения в семье.
    Определенную роль в изучении детей в дошкольном учреждении играют групповые методы обследования, например, тестирование и социометрический метод. Однако их использование должно осуществляться под руководством специалиста-психолога. Результатом изучения развития ребенка является психологическая характеристика. При ее составлении воспитателю следует пользоваться выработанной в детской психологии классификацией развития психики ребенка.
    Всестороннее квалифицированное изучение ребенка является предпосылкой успешного осуществления воспитателем дошкольного учреждения своей важнейшей функции профессиональной педагогической деятельности [2].
     
    изучение психических особенностей ребенка Как мы упоминали ранее одна из функций профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада - исследовательская. Эта функция предполагает умение воспитателя познавать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами (Аркин Е.А., Басов М.Я., Ковальчук Я.И., Сухомлинский В.А., Усова А.П. и др.).
    Индивидуальный подход основан на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Как мы говорили ранее, воспитатель имеет возможность наблюдать ребенка в течение нескольких лет, поэтому постепенно он накапливает знания о ходе психического развития своего воспитанника. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала только исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя - в первое, сливаясь в одно органическое целое».
    Например, организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах.
    Для воспитателя очень важно:
    иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких как: развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования. Например, в развитии мышления - речь идет о его формах, а также мыслительных операциях;видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. Например, речь выступает средством умственной деятельности и общения, а внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности;представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций [1, 3]. Метод наблюдение и эксперимент в детской психологии Как мы упоминали ранее, ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Исходя из цели наблюдения, перед ним составляют схему, которая поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что именно он может увидеть. Это объясняется тем, что, не составив план исследователь, в нашем случае это воспитатель, он может пропустить многие факты из-за незнания об их существовании. Несущественных фактов нет, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка. Другой момент, а объективен ли данный факт и может ли он быть рассмотрен отдельно.
    Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, воспитанник ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий:
    Ребенок не знает, что он является объектом изучения. М.Я. Басов писал о том, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще не в состоянии полно осмыслить свое положение как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.Наблюдение проводится систематически. То есть оно проводится не от случая к случаю, так как в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает проблематично отделение характерного и существенного от случайного и второстепенного. Например, воспитатель, проводя наблюдение за поведением ребенка во время обеда, отметил, что ребенок отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли из этого, что ребенок капризен? Предположим, что это не так. Причинами описанного поведения могут быть, например: - переутомление или болезнь ребенка;
    - переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;
    - недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним, например, грубость в обращении, крики;
    Таким образом, один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет понять и осмыслить истинные причины.
    Позиция исследователя. Находясь под влиянием социальных стереотипов, воспитатель может искаженно воспринимать и интерпретировать психологические факты. Отрицательное относясь, взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, акцентируя свое внимание только на негативные стороны. И напротив, положительное отношение к ребенку, приоритетность его перед другими детьми - воспитанниками заставляет воспитателя обращать внимание исключительно на положительные стороны, гиперболизируя достижения. Причем,  отрицательные моменты воспитатель может даже не замечать. Для избегания подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком [1]. Объективность наблюдения также зависит от умения правильно фиксировать психологические факты в протоколе. Значимо подробно описать мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передать речь ребенка в прямой форме, отмечать паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывать, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него. Мы считаем, важно отметить, что подобное заполнение протокола может осуществляться воспитателем подготовленным. Навыки заполнения протокола вырабатываются с количеством, а также после качественной обработки.
    Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их сложно, а при помощи математических данных вообще невозможно. К тому же это не обработка результатов наблюдения при помощи математических данных не является функцией воспитателя, а скорее психолога, который работает с ним в паре. Необходимо учесть, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.
    Ранее мы говорили о месте эксперимента в деятельности воспитателя, которая направлена на изучение детей. Теперь мы считаем необходимым рассказать о функции эксперимента и о его значении в процессе исследования воспитанников. Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и не включенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности. Например, для эксперимента требуются картинки на белом фоне. Это означает, что другой фон использовать нельзя. Он может вызвать фоновые реакции. Напротив, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально исполняют на цветовом фоне. Инструкция эксперимента, то есть формулировка задания, заучивается воспитателем наизусть и при необходимости повторяется ребенку без изменения. Предварительный выбор материала, формулирование инструкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотипные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточнять полученные данные. Также стоит отметить значимость интонации, она не должна быть «помогающей» и при каждом повторении должна быть однотипна. Именно при исполнении всех вышеуказанных особенностей эксперимент становится возможным считать более объективный методом, чем наблюдение.
    Активная позиция исследователя, наличие четких критериев анализа, схемы фиксации результатов предоставляют возможность собрать исчерпывающий фактический материал и без особого труда его обработать. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной стороной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изучив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких представлений о психике в целом.
    Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками в детском саду - естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения - естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.
    Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
    Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств. Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
    Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Подчеркнем, что дети очень склонны к подражанию друг другу, легко отвлекаются, поэтому иногда необходимо исключить контакты ребят между собой. Для этого детально продумывают обстановку, чтобы она не содержала отвлекающих раздражителей. А это означает, что не стоит использовать для эксперимента спортивный зал, зоологическую или комнату сказок. Значимо так посадить ребенка, чтобы он не отвлекался и при этом не чувствовал дистанции между собой и взрослым. Дистанция может привести к возникновению психологического барьера.
    Лучше всего посадить воспитанника спиной к окну за стол, а воспитателю сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение к взрослому. Не следует отрывать ребенка от интересного занятия, навязывать ему задание. Следует попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Хочешь ли ты разобрать эти кубики». Если ребенок отказывается, то предложение следует повторить спустя некоторое время. Участие в исследовании не должно стать для ребенка неприятной обязанностью.
    Для того, чтобы преждевременно не задействовать  экспериментальный материал под предлогом установления контакта, следует запастись картинками, карандашами, ручками и бумагой. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился и настроился на другую деятельность, а потом непосредственно перейти к эксперименту. Исследование в возрасте от 2 – 7 лет по определению не может быть длительным. Оно должно составлять не более 10 – 15 минут. Исследование следует прекратить при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Для проведения исследования в детском саду наиболее благоприятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотографически» фиксируются в протоколе.
    Чтобы вся описанная выше теория перешла в знания, которые было бы возможно применять на практике, мы приведем пример того, как следует вести запись эксперимента. Исследование проводилось с Наташей В. (5 лет 9 мес.). [3, 6]
    Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: Наташа, запомни как можно больше картинок.
    Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повторять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).
    Экспериментатор: Запомни как можно больше картинок.
    Наташа смотрит на картинки.
    Экспериментатор через 20 секунд убирает картинки, обращается к девочке: Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила.
    Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?
    Экспериментатор: Больше не помнишь?
    Наташа: Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.
    Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Однако как мы упоминали ранее, следует учитывать возрастные рамки. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по тем признакам, что она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Вопросы не должны подсказывать ребенку какой-либо ответ, например: «Хорошо ли быть вредным?» Не следует использовать слова с неоднозначным толкованием или неясным ребенку значением, слова, не знакомые ему. Полное представление об изучаемом явлении дают не однозначные ответы, а развернутые и мотивированные, поэтому важно стараться получить именно такой ответ. Можно попросить ребенка: «Объясни, почему ты так думаешь. Расскажи».
    Подчеркнем, что существуют темы, вызывающие у ребенка отрицательные переживания, которых он предпочитает не касаться. Поэтому беседа требует особого такта. Беседа должна продолжаться не более 10 минут. Разговаривая с ребенком, желательно вызвать у него интерес к теме беседы. Беседу можно проводить в двух формах: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог. Чем старше дети, тем больше места занимает вторая форма.
    Результаты беседы также «фотографически» фиксируются в протоколе. Разнообразие видов деятельности ребенка в возрасте от 3 до 7 лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и прочее. При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности дают богатейший материал для исследования, что позволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.
    Приведем пример. Мальчик 6 лет 7 мес., выполняя рисунок на тему «новогодний праздник», на середине альбомного листа изобразил черной краской птичку (как он потом объяснил - гадкого утенка). За ней по всему остальному пространству листа располагались темно-синие пятна (следы).
    В ходе исследования выяснилось, что этому мальчику мама не успела принести костюм на новогодний утренник. Поэтому он не смог прочитать стихотворение, которое долго готовил. Так ребенок в образной форме выразил на рисунке свои переживания, которые в речи не нашли отражения.
    Богатейший материал для исследования дают сказки, сочиненные ребенком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических инстанций и моральных суждений, а также образного обобщения!
    В качестве примера рассмотрим сказку, сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес.).
    «Как тигренок заступился за маленького зайца». Жил-был зайчик. И видит - ежик идет. Зайчик спрашивает: «Как тебя зовут?» - «Меня - колючка. А тебя?» - «А меня - попрыгун». И они подружились. Некоторое время прошло, и еж стал нечестным. Однажды заяц принес вкусную морковку. И сказал еж: «Дай мне эту морковку всю». А когда заяц ушел, он сам слопал ее. А когда заяц пришел, он говорит: «А где морковка?» Еж говорит: «Я ее не ел». И сказал заяц: «Ты все врешь! Ты ее съел. Ты - плохой друг». И еж тогда обиделся и ушел. Так они рассорились. А потом еж сказал: «Давай подружимся». Заяц говорит: «Нет, ты нечестный». Еж тогда еще больше надулся и стал колоть зайца. Заколол еж зайца своими иголками. И вдруг из леса вышел тигр и сказал: «Что здесь происходит?» А заяц говорит: «Еж меня колет». А тигр сказал: «Зачем ты его колешь?» И так зарычал, что еж в комочек свернулся. И долго не вылезал. А заяц с тигром подружились и никогда не ссорились [6].
    Заключение Подводя итог, можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Для качественного исполнения должностных обязанностей человека, осуществляющего воспитание значимо иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких как: развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования. видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. Представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.
     Также стоит отметить значимость действительности. Зачастую объем работы, возложенный на воспитателя настолько велик, что со временем он становится мене восприимчивым и не уделяет время изучению и развитию своих воспитанников. Однако при соответствующей норме загруженности воспитателя, а также при наличии помощника и психолога, у воспитателя есть все возможности, для того, чтобы сформировать здоровую и полноценную личность, которая в следствии, сможет принести пользу не только своим родным и близким, но всей стране в целом.
    Список использованной литературы Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. - М.: 1975. -С. 27-189.Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46.Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: 1995. - С.4.Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Избр. психологические труды. - М.: 1989. - С. 301-305.Воспитатель [В Интернете] // Википедия. - 19 июль 2011 г.. - 23 декабрь 2011 г.. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитатель.Изучение психических особенностей ребенка воспитателем [В Интернете] // MyPsiholog.com. - 23 декабрь 2011 г.. - http://mypsiholog.com/preschool-education/109-izuchenie-psihicheskih-osobennostey-rebenka-vospitatelem.html.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Как изучает ребенка воспитатель ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.