Полный текст:
Содержание
Введение ……………………………………………………………….………….3
1. Роль и функции монархий в современном мире ……………….…………....4
2. Принципы и порядок престолонаследия в конституциях
зарубежных стран (на
примере государств Азии) ……………………………..9
Заключение ………………………………………………………………………16
Список использованной литературы …………………………………………..17
Введение
Институт наследования власти сопутствует
существованию человеческого общества с древнейших времен. Во все эпохи он имел
важнейшее политическое значение при переходе высших постов в государстве или
мест в законодательных органах. Наследование верховной власти накладывало отпечаток
на политическую организацию и формальную структуру общества (при переходе
сословных титулов), а также на отправление религиозных культов в теократических
государствах.
Наследование власти в монархических
государствах получило название престолонаследия. Такой переход властных
полномочий от одного монарха другому соответствует сути данной формы правления,
поскольку само слово монархия происходит от греческого monarchia, что означает
единодержавие. Единовластие, то есть принадлежность власти в государстве одному
лицу, и особая форма передачи этой власти от одного верховного правителя
другому характерны, прежде всего, для классической монархической формы
правления, хотя такая процедура имеет место и в теократических монархиях.
Роль и функции монархий в
современном мире
Монархия (в пер. с
греч. — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно
(полностью — абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит
единоличному главе государства и как правило передается по наследству.[1]
Объем власти монарха менялся и
в те периоды, когда монархия была основным мировым принципом государственного
устройства. Но суть царского служения оставалась и остается неизменной.
Наследственный монарх и глава династии – это символический отец нации и
независимый арбитр, не обязанный властью никакой партии и группировке и, в силу
этого, способный обеспечивать единство, согласие и равновесие в обществе.
В современном мире многие династии оказались
полностью отстраненными от управления. Там, где монархии сохранились, они
чрезвычайно ограничены. Можно сказать, что из могучих деревьев монархии на
данном этапе мировой истории превратились в бонсаи. Однако, бонсай все равно
лучше искусственной пальмы, даже если внешне издалека эта пальма выглядит
мощнее и красивее. Неоспоримое преимущество бонсая в том, что он живой и
органичный. Тоже можно сказать и о современной монархии, сравнивая ее с
республикой.[2]
Можно привести и другое сравнение. Монархия –
это государство-семья, а республика – это государство-акционерное общество.
Безусловно, встречаются весьма успешные акционерные общества, и бывают
неблагополучные семьи. Однако нормальный человек все равно никогда не променяет
свою семью, своих родителей и детей, на фирму.
Монархическая идея в современном мире является
не столько политической, сколько нравственной альтернативой. Она ни в коем
случае никому не должна навязываться, время для ее практического воплощения
может прийти очень нескоро, но люди должны знать, что она есть. Задача
исторических династий состоит в том, чтобы сохранить систему координат этой
идеи и обеспечить наличие законного наследника, если она окажется
востребованной народом.
В случае с ограниченными
монархиями, которых в Европе большинство – монархия - синоним демократии. То
есть эти государства являются эталонными демократиями. В Европе это: Норвегия,
Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Соединенное Королевство
(Великобритания), Испания, Андорра. В случае с абсолютными монархиями, которых
в современной Европе всего три, это в наше время чрезвычайно малые в
территориальном смысле государства (Ватикан, Лихтенштейн, Монако). Другая форма
государственного устройства кроме абсолютной монархии может просто привести к
их ликвидации.
Нельзя путать терминологии.
Монархия и республика – это виды государственной политической системы. Других
нет. Демократия, поликратия, автократия и диктатура – это виды
внутригосударственных систем правления. Монархии в современном мире имеют две
системы – демократию в ее эталонном виде (во всех ограниченных монархиях) и
автократию (во всех абсолютных монархиях). А, например, диктатура – это чисто
республиканская система правления, характерная для президентских республик.
Демократия в искаженном виде, характерная для республик парламентского типа
приближена к поликратии аристократических республик, которых в мире уже де-юре (лат.
de iure, de jure «юридически», «по (согласно) праву») не существует.
Большинство из республик не
имеет ничего общего с демократией. Их можно поделить на два типа. Первый – это
диктатура, второй - анархо-нигилистическая форма государственного устройства, с
условной видимостью государственного присутствия.
Монархии – это
государства-лидеры. Республики, в абсолютно-подавляющей своей части – нестойкие
государственные образования, раскачивающиеся на политических качелях с весьма
опасной траекторией, изнывающие от внутренних экономических потрясений и
морального убожества. Разве можно приравнять уровень экономического развития,
степень уважения и политическую мощь, например, исторически могущественнейших
Соединенного Королевства и Австрии в ее современном виде? Крошечного Бахрейна
(богатейшей монархии) и находящейся по соседству в тысячу раз территориально
большего Йемена (беднейшей республики). Монархии уважают и с ними считаются.
Например, Румыния и Болгария принесли свои монархии в жертву СССР в 1946-47
годах, желавшему иметь под боком не сильные государства с собственным мнением и
достоинством, а ничтожнейших сателлитов, выпрашивающих подаяние. Плоды своего
безумства, то есть провозглашения республики, они пожинают до сих пор. Еще один
яркий пример подобной исторической трагедии – Мексиканская империя (1864-1867).
Американские Штаты панически боялись образования у себя на юге сильного
монархического государства, да еще и во главе с монархом, который находился в
родстве с сильнейшими государями Европы и пользовался неограниченным
авторитетом – Максимилианом Габсбургом. Штаты использовали для осуществления
своей подрывной цели мексиканских бандитос – террористов и контрабандистов, с
которыми боролась молодая империя. Финансируя это отребье, поставляя оружие и
средства идеологической диверсии, американцы развязали в Мексике гражданскую
войну и уничтожили зарождающуюся Мексиканскую империю заменив ее республикой –
источником наслаждения для бандитов и бездельников-оборванцев. Но промедли
Штаты еще немного, через некоторое время Мексиканская империя стала бы
сильнейшим государством региона. И что же теперь собой представляет Мексика?
Комментарии излишни…[3]
В современном мире нет ни одной
европейской монархии, «рвущейся» в Евросоюз. Напротив, некоторые из монархий
согласились стать донорами, и вошли в этот клуб «добрых самаритян», чтобы
помогать другим государствам. Монархия, в отличие от республики – государство в
котором правовые аспекты соблюдаются. В монархиях решения принимаются именем
монарха, и противоречивыми они не бывают по определению. Монарх – гарант
законности в своем государстве. Постоянный хозяин.
Количество монархий в
современном мире, очевидно, существенно сократилось по сопоставлению с тем, что
обладало место еще два-три столетия назад, не говоря уже о античности и
средневековье. За последние полвека с небольшим монархии перестали быть в
Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и
некоторых иных странах, не имея в виду тех, кто сошел из состава Британского
Содружества. Но и настоящее время эта форма государственного правления не
является редкостным исключением. Приблизительно четырех десятков стран мира
являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира
распространена республиканская форма правления). Монархиями в наше время
являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и
Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и
Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и
Таиланд, Люксембург и Непал, Свазиленд и Бутан, Тонга и Лесото, а также ряд
других стран.[4] В некоторых
странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за
последний период времени обстоятельно оживились силы, которые выступали за
возврат к монархической форме правления, но они не смогли приковать на свою
сторону большинство населения, что представили, в частности, и проведенные по
данному вопросу референдумы в Бразилии в 1993 г. и в Албании в 1997 г.
Безусловно, монархия монархии
рознь. В некоторых странах она представляет достаточно серьезную политическую
роль, а в некоторых — очень малую, часто внешнюю. Это находит свое отражение и
в тех разновидностях монархической формы правления, о которых речь ниже. Но и
при этом можно выделить то общее, что присуще любой разновидности монархии.
Принципы и порядок престолонаследия в конституциях зарубежных
стран (на примере государств Азии)
Престолонаследие - переход власти
монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в
установленном законом порядке. Различают три основные системы престолонаследия:
- салическая система, при которой наследование
осуществляется только по мужской линии;
- кастильская система, при которой
предпочтение отдается мужчинам;
- австрийская система, при которой женщины
наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех
мужских линий.[5]
Рассмотри принципы и порядок
престолонаследия на примере некоторых азиатских монархических стран.
Таиланд
Современное состояние
законодательства о престолонаследии имеет одно юридическое противоречие.
Согласно действующему до сих пор закону 1924 года престол может переходить
только по мужской линии. А согласно Конституции 1974 года и Конституции 1997
года – трон может занять и принцесса. Ввиду того, что ныне временно в стране
нет конституции, которая только разрабатывается после путча 19.09.2006 года, в
данный момент юридически можно считать, что женщинам дорога на тайский престол
пока вновь закрыта. В последние несколько лет от людей, так или иначе
освещавших вопрос о престолонаследии, звучало, спекулятивное мнение, что в
Таиланде, всё идёт к тому, что после короля Пумипона наиболее вероятным
преемником является принцесса Пхатеп (Маха Чакри Сириндхорн). В доказательство
даже приводился тот факт, что её титул является эквивалентным титулу
кронпринцессы. Однако, это не совсем так. Точнее даже, это – совсем не так.
Во-первых эквивалентность титула статусу кронпринцессы ещё не означает
реального статуса – фактической кронпринцессой может быть только лишь жена
кронпринца, а не сестра. Титул Пхатеп включает определение Пиячат Саям
Бороммарачакумари, что значит «первая среди принцесс», а титул супруги
кронпринца Срирасми Махидол включает конкретное указание на то, что именно она
имеет статус кронпринцессы – Орасатират Саям Макутрачакумари. Титул принцессы
Пхатеп призван был только обозначить её заслуги и выделить её среди королевских
дочерей. Во-вторых, нормы закона, позволяющие принцессе быть названной в
очереди к престолонаследию, ставят не ту цель, чтобы реально «обойти»
здравствующего в этой очереди наследника мужского пола, а преследуют цель
сохранения трона как такового. Фактически даже, вопрос стоит «более
вертикально». Это означает, что закон предусмотрительно устанавливает
очередность последования к престолу «на всякий случай» и цель его – в принципе
сохранить тайскую монархию. Приоритет и первенство в очереди к престолу
кронпринца под сомнение не ставится, о чём прямо сказано в законе о
престолонаследии 1924 года. Впервые норма, допускающая женское наследование трона
была введена в 1974 году, когда принцесса Пхатеп ещё даже и не имела нынешнего
столь высокого титула, сама принцесса никогда не была замужем и не имеет детей,
что всегда играет немаловажную роль при выборе преемника на престол. 22-летний
принц Ватчиралонгкорн в 1974 году ещё не был женат. Других сыновей у нынешней
королевской четы нет. Поскольку ныне в Таиланде никаких других королевских
династий и даже семейных ветвей нынешней династии не сохранилось, судьба
монархии и ответственность за этот институт теперь полностью лежит на ныне
правящей семье. Так что, при всей кажущейся многочисленности членов королевской
фамилии, выбирать-то особо не из кого — реальных наследников на трон в очереди
не так уж и много, точнее – всего два: кронпринц Ватчиралонгкорн и его
полуторагодовалый сын принц Дипангкорн Расмичоти. От предыдущего гражданского
брака с Юватхидой Полпрасет кронпринц Ватчиралонгкорн имеет четырёх сыновей, но
все они не признаны законом, проживают в Англии и не только не являются
принцами, но даже и гражданами Таиланда. В случае, если в силу каких-то
непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы, кронпринц и его единственный
законный сын не смогут взойти на трон, только тогда вступит в фазу разрешения
вопрос о престолонаследии женщин. И даже в этом случае непросто будет найти
подходящую королеву среди женской части семьи: старшая дочь короля Убон Раттана
Рачакания не имеет даже титула принцессы, поскольку была замужем за американцем,
соответственно и её дочери не могут стоять в очереди к трону, средняя дочь
короля Пхатеп, вокруг которой собственно и ходят слухи – бездетна и возведение
её на престол так и не решит проблемы династического тупика. Младшая дочь
короля принцесса Чулабпхон по состоянию здоровья ни при каких условиях не
сможет стать королевой, а, кроме того, у неё одни незамужние дочери. Как видим,
куда ни ткни – проблема либо с соблюдением принципа чистоты крови и титула,
либо с фактическим раскладом обстоятельств. Так что, не только не существует
никакого противостояния в вопросе о наследовании трона, а дело обстоит так, что
если бы не наличие мужских наследников, то «хоть бы кого-то» найти на трон
среди женской части семьи. Остаётся только дождаться введения в действие новой
конституции и посмотреть, что она скажет на сей счёт. Очевидно, что сообразуясь
со здравым смыслом, правовая норма о праве женщин на престол всё же обязательно
найдёт своё отражение и в следующей конституции Таиланда.[6]
Катар
В конституции Катара о престолонаследии говорится в следующих
статьях:
Статья
8.
Правление государством осуществляется по
наследству родом аль-Тани по мужской линии наследниками Хамада бен Халифы Бен
Хамада бен Абдуллы бен Джассима. Престол должен передаваться сыну, которого будут
звать «бесспорный наследник эмира». В случае если у эмира нет сына, престол
занимает член семьи эмира, которого эмир называет своим наследником. Таким
образом, правление будет передаваться от него по мужской линии. Условия
правления и вступление на престол определяются законом, который издается спустя
год после вступления в силу новой конституции. Закон будет обладать силой
конституции.
Статья 9.
После семейного совета и
совещания со старейшинами эмир издает указ, где назначает наследника. Наследник
престола должен быть мусульманином и сыном мусульманки.
Статья 10.
После избрания наследник власти
произносит следующую клятву: «Клянусь перед Аллахом уважать шариат, конституцию
и закон, защищать независимость государства, его территориальную целостность,
свободу и интересы граждан, быть преданным государству и эмиру. [7]
Кувейт
Кувейт – наследственный Эмират,
наследование принадлежит потомкам покойного Мубарака аль-Субаха.
Бесспорный наследник
назначается в течение года с момента вступления на престол Эмира.
Его назначение будет
проводиться в соответствии с Регламентом Эмирата и при одобрении Национальной
Ассамблеей, выраженном большинством голосов ее членов на специальном заседании.
В случае, если назначение по вышеупомянутой процедуре не состоится, Эмир
определяет, по крайней мере, трех потомков покойного Мубарака аль-Субаха,
одному из которых Национальная Ассамблея поклянется в верности как Бесспорному
Наследнику. Бесспорный наследник должен получить большинство голосов,
находиться в здравом уме и быть законным сыном родителей-мусульман.
Специальный закон,
обнародованный в течение года с момента вступления в силу данной Конституции,
утвердит другие принципы преемственности в Эмирате. Вышеупомянутый закон будет
соответствовать данной Конституции, и поправки можно будет вносить только
согласно процедуре, установленной Конституцией.
Статья 61.
В случае отсутствия в
Бесспорного Наследника в Стране и при невозможности осуществления им
руководства Страной, по Регламенту Эмирата Эмир назначает Заместителя, который
будет в его отсутствие иметь его полномочия. Вышеупомянутый Регламент Эмирата
может включать специальные разъяснения для осуществления руководства от имени
Эмира, а также некоторые ограничения полномочий[8]
Саудовская
Аравия
Король Саудовской Аравии Абдулла
(Abdullah) издал декрет, дополняющий положения закона о престолонаследии,
принятого в 2006 году.
Декрет регламентирует состав и
деятельность специальной комиссии, которая после смерти монарха должна будет
избрать нового саудовского короля.
Членами комиссии могут быть
только сыновья или внуки основателя королевства и родоначальника династии
саудидов Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда, пришедшего к
власти в 1932 году.
Численность комиссии при этом
не уточняется. Однако как отмечает по разным данным у Абдель Азиза было от 50
до несколько сотен детей. Председателем комиссии станет старейший из потомков
основателя династии.
После смерти монарха комиссия
должна немедленно собраться и приступить к выборам нового короля. Решение будет
приниматься большинством голосов путем секретного голосования. При этом кворум
должен быть не менее двух третей.
В течение десяти дней после
своего избрания новый король должен представить на рассмотрение комиссии
кандидатуру наследного принца, однако кандидатур не может быть больше трех.
Комиссия, со своей стороны,
имеет право отклонить все три и выдвинуть своего претендента. В случае если
король не согласиться с мнением комиссии, то в течение месяца ее члены должны
будут решить, чей кандидат: от короля или от комиссии - в итоге станет
наследными принцем.
Закон о престолонаследии,
принятый в октябре 2006 года, и дополнения, внесенные в 2007 году,
предназначены для плавной и бесконфликтной передачи власти в Саудовской Аравии,
которая является крупнейшим в мире поставщиком нефти.[9]
Камбоджа
Конституция особо оговаривала
вопросы престолонаследия. Камбоджийская монархия, как и в 1950-1970-е годы,
основывалась на принципе выборности. После смерти короля Совет Трона, в который
входили председатель Национального собрания, два его заместителя,
премьер-министр и главы двух основных буддийских сект, должен был выбрать
нового монарха из лиц королевской крови не моложе 30 лет, принадлежащих к одной
из трех ветвей королевского дома: Анг Дуонга, Нородома или Сисовата32.
Оман
Оман – наследственная монархия.
Согласно конституции 1996 г,
главой государства является султан. Власть передается по мужской линии. Так как
у султана Кабуса бен Саида детей нет (и вряд ли будут, ему 70 в ноябре
исполнится), наследником престола может стать любой взрослый и психически
здоровый мусульманин мужского пола, рожденный оманцами. На усмотрение султана,
разумеется.
Кандидатуру наследника в
завещании указывает сам действующий султан. В течение 3 дней после его смерти
совет правящей семьи принимает решение о новом наследнике престола. Если они не
пришли к соглашению, кандидатура утверждается Советом обороны. Новый султан
произносит клятву на совместном заседании Совета шуры и Совета Обороны.
Заключение
В большинстве современных европейских монархий
монарх выступает символом государства, то есть его олицетворением и
воплощением. Реальная же власть монарха может быть разной, и это зависит от
традиций страны. Чаще всего власть монарха ограничена законодательной властью
(например, парламентом в Великобритании). Однако в Швеции королевская власть
обладает реальными властными полномочиями, имеет аппарат управления и т.д., то
есть является действующей публичной властью. Система органов государственной
власти Швеции является органами Короны, которая и возглавляет ее.
Государственные служащие действуют именем монарха, то есть реализуют его
функции, являясь служащими Короны.
Это означает, что монархия как форма правления
в целом не утратила своего значения как формы политической организации общества
и продолжает оказывать реальное влияние на жизнь многих европейских государств.
Список использованной литературы
http://alt-srn.ru/categoryblog/938-o-monarhii-i-diktatyre.htmlhttp://www.nomad.su/?a=3-200710100311http://www.topasia.ru/thai_story/thai_political/4082/Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И.
Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И.
Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Мишин А.А. - Учебно-практическое пособие - 2009. – 560 сКонституционное право зарубежных стран. Сизько
И.А., Чепурнова Н.М. - Учебное пособие -
2007 - 184 сКонституция государства Кувейт от 11 ноября 1962
годаКонституция Катара от 29 апреля 2003 года
Приложение
1
Список государств с монархическим строем и территорий под их
короной:
Европа
Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик
Вивес-и-Сисилья (c 2003)Бельгия — король Альберт II (с 1993)Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)Дания — королева Маргрете II (с 1972)Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)Монако — князь Альберт II (с 2005)Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)Норвегия — король Харальд V (с 1991)Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)
Азия
Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в
1999—2002)Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)Иордания — король Абдалла II (с 1999)Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ — президент Халифа бен Зайд
ан-Нахайян (с 2004)Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с
2005)Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)Япония — император Акихито (с 1989)
Африка
Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)
Океания
Тонга — король Джордж Тупоу V (с 2006)
Доминионы
В доминионах, или королевствах Содружества,
главой является монарх Великобритании, представленный генерал - губернатором.
Америка
Антигуа и Барбуда Антигуа и БарбудаБагамские Острова БагамыБарбадосБелизГренадаКанадаСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияЯмайка
Океания
АвстралияНовая ЗеландияНиуэПапуа — Новая ГвинеяСоломоновы ОстроваТувалу
[1] Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное
право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.:
Юрид. лит., 2002. — 432 с.
[2] Монархическая идея. Взгляд 08.11.2012
[3]
http://alt-srn.ru/categoryblog/938-o-monarhii-i-diktatyre.html
- О монархии и диктатуре
[4]
См. Приложение 1
[5]
Словарь финансовых терминов
[6]
http://www.topasia.ru/thai_story/thai_political/4082/
- Престолонаследие в Таиланде
[7]
Конституция Катара от 29 апреля 2003
года
[8]
КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА КУВЕЙТ
[9]
http://www.nomad.su/?a=3-200710100311
- Король Саудовской Аравии установил правила престолонаследия