Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Активизация учебной деятельности младшего школьника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Активизация учебной деятельности младшего школьника
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    25.07.2014 16:35:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление  
    Введение. 3
    Глава 1. Понятие и значение применения информационно коммуникационных технологий в школе  5
    1.1. Понятие информационно коммуникационных технологий. 5
    1.2. Значение применения информационно-коммуникационных технологии в школе  8
    Глава 2. Особенности и методики применения информационно коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках начальной школы.. 15
    2.1. Применение информационно коммуникативных  технологий на уроках в начальной школе  15
    2.2. Практические методы и приемы реализации ИКТ для активизации  учебной деятельности младших школьников. 22
    Заключение. 30
    Список использованной литературы.. 32
     
    Введение  
    Актуальность исследования. В конце XX века  человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
    В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.
    В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий.
    Стоит отметить, что образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным образованием на первой ступени обучения.
    В современной начальной школе ребенка  недостаточно  обучить   только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это   универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
    Целью данного исследования является анализ применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
    Задачи работы обусловлены поставленной целью.
    Объектом исследования являются информационно-коммуникационные технологии.
    Предметом исследования выступают значение информационно-коммуникационных технологии в начальной школе.
    Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет и прочие актуальные источники информации.
    Структура работы определяется целями и задачами исследования, спецификой рассматриваемой проблемы и внутренней логикой подхода к изучению. Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения) и  списка литературы
    Глава 1.   Понятие и значение применения информационно коммуникационных технологий в школе  
    1.1.  Понятие информационно коммуникационных технологий  
    Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация (informatio) - разъяснение, осведомленность, изложение. Информация - ценнейший ресурс наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию[1].
    Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.
    Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
    Основные черты современных ИТ:
    -   компьютерная обработка информации;
    -   хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
    -   передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.
    Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информа­ции. Универсальным техническим средством обработки любой информации является ком­пьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая со­ставляющая процесса информатизации общества.
    Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д[2].
    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
    поддержка и развитие системности мышления обучаемого;поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
    По решаемым педагогическим задачам:средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2 По функциям в организации образовательного процесса:
    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы). 3.   По типу информации:
    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4.   По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
    урочные; внеурочные 5.   По форме взаимодействия с обучаемым:
    технология асинхронного режима связи – «offline»; технология синхронного режима связи – «online».  
    1.2. Значение применения информационно-коммуникационных технологии в школе  
    Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность современного учебного учреждения для достижения максимального эффекта должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве. Создание данного пространства невозможно без эффективно функционирующих информационных потоков, что невозможно без широкого внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придают им целенаправленный характер.
    Информационные технологии в школе дают возможность реализовать максимально эффективное взаимодействие между управляемой и управляющей подсистемами учебного учреждения.
    Информатизация образовательного процесса производится в следующих основных направлениях:
    обновление и расширение технической оснащённости школы;внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением;информатизация школы в сфере образовательного процесса;усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в  школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
    Информационно-коммуникационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.
    Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.
    Во всех средних общеобразовательных школах  есть свои сайты, это становится для школы важным и престижным делом. 
    Однако, в новый век тысячелетие российское образование вошло более свободно, проявляя инициативу и пытающееся самостоятельно формировать свою образовательную политику, искать новые формы организации учебного процесса, оказания дополнительных образовательных услуг и привлечения внебюджетных средств финансирования.
    В средней школе энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей[3].
    Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга.
    Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.
    Компьютер и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления. Это направление информатизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности — от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях.
    Информационно-коммуникационные образовательные технологии, действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных — обучающей, воспитательной и развивающей — функциях.
    Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды[4].
    В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.
    При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями[5].
    Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
    1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
    максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся;освоения студентами  современных информационных технологий. 2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
    при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
    Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
    4.   Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
    при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; при фронтальной  либо подгрупповой формах работы. 5.   Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
    Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
    Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
    Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
    аудирование;говорение;чтение;письмо. Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
    речевых поступков; речевой ситуации. Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
    ученик спрашивает;подтверждает мысль;побуждает к действию;высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
    новая речевая задача;новый собеседник;новый предмет обсуждения. Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
    осознание необходимости общения;потребность использования речи;формируется речевое поведение. Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
    учебная;игровая;трудовая. Единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
    устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;мотивируется общение;презентуется (преподносится) речевой материал;приобретаются речевые навыки;развивается активность детей и самостоятельность общения. В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
    отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения). Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
    приносить детям радость;сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями[6].  Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся[7].
    Глава 2.   Особенности и методики применения информационно коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках начальной школы  
    2.1. Применение информационно коммуникативных  технологий на уроках в начальной школе  
    В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.
    Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию[8].
    Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
    Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
    Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
    повысить мотивацию обучения;повысить эффективность процесса обучения;способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;совершенствовать методики проведения уроков;своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;планировать и систематизировать свою работу;использовать как средство самообразования;качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). Основные направления информатизации начального образования:
    - информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
    использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
    Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ[9].
    Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
    Создание и подготовка дидактических материалов;Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;Использование готовых программных продуктов;Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;Создание текстовых работ;Обобщение методического опыта в электронном виде. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
    Существуют 2 основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
    Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст/картинка последнее преобладает. Текст – выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут – анимация, чтобы буквы притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать.
    Использование ИКТ на различных этапах уроках:
    подготовка учащихся к усвоению новых знаний;усвоение новых знаний;закрепление новых знаний;подведение итогов урока;домашнее задание.  
     
    Таблица 1
    Технические функции компьютеров и их влияние на различные процессы развития детей
    Процессы
     
     
     
     
     
     
    Технические функции компьютеров
    воздействие на органы чувств
    Графика, анимация, звук, цветовая палитра
    память
    Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи  учебной информации.
    мышление
    Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма ре­шения  задачи, проблемные задания, вопросы
    обобщение
    Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руко­водство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д.
    укрепление
    Повторное воспроизведение важных элементов ЗУН
    изменение
    Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объе­мом  материала
     
    Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
    усвоить базовые знания по предмету;систематизировать усвоенные знания;сформировать навыки самоконтроля;сформировать мотивацию к учению в целом;оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
    Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Это представлено в таблице 1.
    Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
    Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
    Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
    -   образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;
    -   развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
    -   воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
    Мультимедийные технологии могут быть использованы:
    1.   Для обозначения темы
    -   тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
    2.   Как сопровождение объяснения учителя
    -   могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
    3. Как информационно-обучающее пособие
    -   в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
    4.   Для контроля знаний
    -   использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
    Можно выделить следующие особенности данной технологии:
    1.   качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
    2.   с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
    3.   во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
    4.   повышение уровня использования наглядности на уроке;
    5.   повышение производительности урока;
    6.   установление межпредметных связей;
    7.   преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
    8.   изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
    Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
    Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся[10].
    Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа[11].
     
    2.2.   Практические методы и приемы реализации ИКТ для активизации  учебной деятельности младших школьников  
    Для раскрытия темы рассмотрим практический опыт преподавательской деятельности в сфере ИКТ применяемый в  целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования.
    Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.
    Рассмотрим методы и приемы применяемые Поповой Н.Г. из МОУ  «СОШ с.Ивантеевка Ивантеевского района  Саратовской области»
    I. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм;)
    II.   Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т.д.)
    III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, "Мир информатики" для начальной школы, обучающие игры "Гарфилд", "Малыш" и др.) В обучающих программах, таких как "Гарфилд первоклассникам", изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры". Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания[12].
    Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания[13].
    IV.   Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым[14].
    Примером использования данных методов может служить задание  самооценки процесса проектирования фойе школы учащимися 4 класса:По мере выполнения проекта интересы все больше возрастали, прорабатывалось много вариантов решения задач. Хорошо спланированный процесс изготовления, выбор материалов, инструментов и оборудования, позволили успешно решить поставленные задачи. Работа над проектом детей  очень увлекла.
    В процессе изготовления появлялись некоторые проблемы:
    1) какие цвета лучше подходят к фойе?
    2) как правильно расставить мелкие детали (вазы, цветы), чтобы дети не смогли разбить или уронить их?
    Рассмотрим формы предлагаемый организации занятий с использованием ИКТ, предлагаемые Поповой:
    Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение кружка "Мой друг - компьютер" и т.д.
    Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
    Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
    1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
    2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
    3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
    4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
    Рисунок 1
    Игра «Третий лишний»
    При закреплении изученного материала проверочный тест по теме «Ударные и безударные гласные»
    Рисунок 2
    Рисунок 3
    5.   Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
    Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками". Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
    Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Демонстрация презентации на Star Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее[15].
    На уроках литературного чтения и окружающего мира программа Star Board позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
    Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал я рассматриваю как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный.
    Измерители оценки качества образования младшего школьника:
    требования Госстандарта к выпускнику начальной школы;требования к знаниям и умениям по действующей программе "Школа России";диагностика обучаемости;диагностика обученности; Качество конечного результата - это цена достижения результата учениками.
    Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся: Степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло с  за два года до 87 до  91% в 2008, средняя отметка возросла с 4,1 до 4,5 балла.
    В результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
    Так же замечена положительная динамика удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (Методика Е.Н. Степанова "Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения"): коэффициент за год возрос  с  3,1 в. до 3,5 в - высокий показатель.
    Перспективы:Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого;Формирование информационной компетентности;Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах; Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
    По мнению Сычёвой Н.В. учителя МОУ «Петровской  средняя общеобразовательной школы» развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных  технологий.
    Заключение  
    Федеральный образовательный стандарт предъявляет следующие требования к информационной компетентности младших школьников: компьютерная грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, умение переводить информацию из одного вида в другую (творческие задания). И для реализации данного стандарта в нашей стране активно используются ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников.
    Использование информационных технологий в начальной школе- это попытка предложить один из путей оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
    Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
    Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет активизировать учебную деятельность младших школьников в образовательном процессе, а также:
    обеспечить положительную мотивацию обучения;проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;усовершенствовать контроль знаний;рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии. использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает познавательный интерес к обучению. использование тестовых заданий не только сэкономит время, расходные материалы, но и даст возможность детям самим оценить свои знания.применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. Список использованной литературы  
    Агапова О.И., Джонс Л.А., Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование, 2003. № 1, 23 с.Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2004, 213 с.Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2004, 213 с.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009, 13 с.Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009, 13 с.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 2000, 126 с.Информационные технологии в школе  [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-15.htmlИнформация [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.itstan.ru/Компьютер в современном учебном процессе [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/kompjuter_v_sovremennom_uchebnom_processe/3-1-0-52Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003, 26 с.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003, 176 с. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 2002, 268 с.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005, 367 с.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 200, 265 с.Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2007, 216 с.Торженская О.Ю., Использование информационных технологий в начальной школе, журнал «Начальная школа», 2010, №12 , 19 с.Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004, 254 с.Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с. 4.   Буланова-Топоркова М.В.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова), Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. 5.   Буланова-Топоркова М.В.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова), Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.  
    [1] Информация [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.itstan.ru/
    [2] Информационные технологии в школе  [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-15.html
    [3] Агапова О.И., Джонс Л.А., Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование, 2003. № 1, 23 с.
    [4] Компьютер в современном учебном процессе [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/kompjuter_v_sovremennom_uchebnom_processe/3-1-0-52
    [5] Информационно-коммуникативные технологии в образовании и в школе [Электронный документ]//Режим доступа: http://www.e-school.ru/infcomtech/ [6]Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе  http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022 [7]Буланова-Топоркова М.В.  Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова), Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. [8] Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009, 13 с.
    [9] Торженская О.Ю., Использование информационных технологий в начальной школе,журнал «Начальная школа», 2010, №12 , 19 с. [10] Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2004, 213 с.
    [11] Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003, 26 с.
    [12] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003, 176 с.
    [13] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005, 367 с.
    [14] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
    [15] Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Активизация учебной деятельности младшего школьника ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.