Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: правовое регулирование договора подряда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: правовое регулирование договора подряда
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Когда добавили:
    28.07.2014 15:17:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    Введение. 3
    Глава I: Общие положения договора подряда. 4
    1.1 Договор подряда: понятие и признаки. 4
    1.2 Стороны договора подряда. 4
    1.3 Риск в договоре подряда. 4
    Глава II: Виды подряда в гражданском праве России. 4
    2.1 Бытовой подряд. 4
    2.2 Строительный подряд. 4
    2.3 Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд. 4
    Заключение. 4
    Библиографический список. 4
     
    Введение  
    Договор подряда один из старейших договоров гражданского права. Подрядные отношения были известны еще римскому праву, в котором договор подряда рассматривался в качестве разновидности договора найма вещей, работ или услуг. Подобное объединение договоров было обусловлено тем, что основным способом удовлетворения потребностей в каких-либо работах или услугах являлись действия рабов. Если для выполнения работ нанимали раба, заключался договор найма вещи, а если исполнителем являлся свободный римский гражданин — то договор подряда или найма услуг. Отсюда и произошло выделение договоров найма услуг и подряда. Различие между последними заключалось в том, что по договору подряда всегда достигался определенный экономический результат, которого не было в договоре найма услуг. В современном российском законодательстве договор подряда является важным элементом гражданских правоотношений. Договор подряда является консенсуальным, возмездным и взаимным.
    Стороны договора подряда - заказчик и подрядчик. В качестве субъектов договора подряда могут выступать как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и дееспособные граждане.
    Предмет договора подряда - результат выполненной работы. Предмет договора подряда является его существенным условием. Другим существенным условием является срок договора подряда. В договоре подряда необходимо указывать два срока: срок начала и срок окончания работы (ст. 708 ГК РФ)[1].
    Современное российское законодательство не содержится специальных правил о форме договора подряда. Форма договора подряда должна соответствовать общим правилам о форме сделок (ст.158 - 161 ГК РФ).
    Актуальность темы обусловлена тем, что с переходом к рыночной экономике, упразднением непосредственного государственного управления сферой обслуживания, казалось бы, должны были коренным образом измениться и нормы о бытовом подряде, однако большая часть норм воспроизводит уже известные ранее правила правового регулирования договора бытового заказа. Это обстоятельство объясняется причинами, которые не устраняются при переходе от плановой к рыночной экономике, а лишь меняют мотивацию и формы воздействия на эти отношения: во-первых, необходимостью выравнивания правового положения гражданина, заказывающего выполнение различных работ для собственных нужд, по сравнению с подрядчиками-предпринимателями; во-вторых, объективным процессом развития в России законодательства о защите прав потребителей; в-третьих, обособлением норм о правовом регулировании отношений в сфере обслуживания, необходимостью их детальной регламентации и типизации с учетом массового характера их применения.
    Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие из договора подряда.
    Предмет исследования – правовое регулирование договора подряда.
    Цель исследования – критический анализ норм о договоре подряда и практики его применения, выявление имеющихся трудностей правоприменения и определение эффективности указанного законодательства.
    Задачи исследования:
    Определение понятия договора подряда;Определение роли, функций, а также прав и обязанностей участников договора подряда;Определение риска по договору подряда;Выявление особенностей и специфики некоторых видов договора подряда в гражданском праве России.  
     
    Глава I: Общие положения договора подряда 1.1 Договор подряда: понятие и признаки  
    Гражданский кодекс определяет подряд как договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК).
    Включение в ГК общих положений о подряде не случайно. Это необходимо, прежде всего, потому, что в коммерческом обороте используется несколько видов подряда, особенности которых весьма разнообразны и не могут быть, по соображениям юридико-технического характера, отражены во всех деталях и подробностях в специальных нормативных актах, да в этом и нет необходимости. Вполне достаточно иметь хорошо разработанную общую часть законодательства о подряде, чтобы на ее основе построить, сконструировать практически любой специфический договор подрядного типа[2].
    Законодательное регулирование любого договора сводится к установлению специального правового режима для определенной модели. Условием такого режима как раз и служит то, что заключенный сторонами конкретный договор обладает присущими соответствующей модели признаками[3].В отличие от обязательств по передаче имущества, обязательства подрядного типа регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т. е. выполнить определенную работу. Выполнение работы подрядчиком направлено на достижение определенного результата, например, изготовление вещи, осуществление ее ремонта, улучшение или изменение ее потребительских свойств, либо получение какого-то иного результата, имеющего конкретное вещественное и обособленное от исполнителя выражение. Последнее объясняется тем, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику. Учёный-правовед Васильев Г.В. в своей научной статье выделяет следующие признаки обязательства, устанавливаемого договором подряда[4]:
    Подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика;Подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение, изменение уже существующей вещи; 1920-е гг. вошли в историю Москвы исключительно как годы, когда появились наиболее радикальные проекты преобразования города, в то время как 1930-е гг. чаще всего ассоциируются с реализацией Генерального плана 1935 года и кардинальным преобразованием облика города. Однако в истории Москвы первых десятилетий советской власти далеко не все так просто и однозначно. Все «революционные» проекты преобразования города появились лишь в самом конце 1920-х гг., когда на волне провозглашенных индустриализации и коллективизации начался поиск новых путей социалистического расселения, отвечающего установке об уничтожении различий между городом и деревней, мечте о создании нового советского человека, а реальная реконструкция центра Москвы началась задолго до принятия Генерального плана и в ее основе лежала концепция, формирование которой началось еще в 1920-е годы.
    Более того, вся история преобразований Москвы первых десятилетий советской власти в большинстве своем имеют очень глубокие корни в дореволюционной истории двух крупнейших городов Империи, двух столиц – Москвы и Петербурга.
    Строительство железных дорог изменило пространственную структуру городов. Из-за боязни «адского шума» вокзалы строились на окраинах. Вокруг них начинали формироваться локальные городские центры, усиливалось значение улиц, ведущих от вокзалов в центр города. Здесь начинала развиваться торговля, появлялись многочисленные конторы.
    Моноцентричный город становился полицентричным, а прежде компактный исторический центр начинал разрастаться вдоль главных радиальных улиц. Проблема заторов на улицах, ведущих к вокзалам, становилась все актуальнее. Самым проблемным в Москве стало направление центр – Каланчевская площадь, поскольку на этой площади были сосредоточены вокзалы сразу трех железных дорог. Мясницкая улица не справлялась с все нарастающим транспортным потоком, что стало причиной появления целого ряда проектов, предусматривавших прокладку широкого прямого проспекта, напрямую соединяющего Каланчевскую и Лубянскую площади. Самый грандиозный вариант такого проспекта был предложен инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре в их знаменитом проекте метрополитена для Москвы.
    По замыслу инженеров, центральная часть будущего проспекта Николая II отводилась под эстакады метрополитена, а по сторонам магистрали инженеры-предприниматели намеревались возвести доходные дома и конторские здания для последующей продажи и сдачи в аренду.
    Другой причиной был намечавшийся снос памятников московской старины – церквей и гражданских построек.
    Интерес к исторической Москве во второй половине XIX в. был обусловлен многими факторами.
    На протяжении полутора веков, после переноса столицы в Санкт-Петербург, Москва, далекая от идеалов регулярного градостроительства, воспринималась как столица российской провинции. Попытки придания городу более классицистического облика, соответствующего идеалам эпохи абсолютизма, успехом не увенчались. План регулирования, составленный в 1775 г. Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, предусматривавший создание регулярных ансамблей вокруг Кремля, осуществлялся крайне медленно.
    Первым зримым воплощением этих тенденций в Москве стал храм Христа Спасителя в формах «византийской архитектуры» (по определению того времени), заложенный в 1832 г. недалеко от Кремля. Пока шло строительство храма, завершилось формирование ансамбля самой регулярной площади Москвы – Театральной. В 1858 г. с храма были сняты леса, что ознаменовало переломный момент в истории Москвы.
    Отмена обязательного на протяжении многих лет строительства по образцовым фасадам привела к появлению многообразия форм и стилей, которых не знала предшествующая эпоха.
    В это же время начался бум железнодорожного строительства, превративший город в торгово-промышленную столицу. Облик города теперь определяли не государственные заказы, а заказы московского купечества, нового поколения предпринимателей и промышленников, которые хотели подчеркнуть исключительность Москвы, ее отличие от «казенного» Петербурга. После Политехнической выставки 1872 года в Москве прочно утвердился «русский стиль». За последние несколько десятилетий XIX века в этом стиле был перестроен практически весь ансамбль Красной площади.
    При этом нерегулярная планировочная структура Москвы с неширокими извилистыми улицами оставалась прежней. Попытки ее регулирования на основании высочайше утвержденных планов встречали сопротивление домовладельцев, которые не стремились безвозмездно передавать городу под расширение улиц участки собственных владений, освобождавшихся после перестройки зданий в соответствии с новыми красными линиями.
    Москва продолжала развиваться как средневековый город путем повышения этажности, уплотнения застройки и застройки пустырей. Зелени становилось все меньше.
    Отметим ещё один интересный исторический факт: сотрудников партийно-правительственного аппарата, перебравшихся в Москву весной 1918 года, после Петербурга город поразил своей провинциальностью и грязью. В новой столице не хватало административных зданий, и переехавшие в Москву сотрудники различных ведомств размещались в гостиницах и доходных домах в центре города, преимущественно на площадях вокруг Кремля и Китай-города и на Тверской улице.
    Облик Москвы пытались на скорую руку преобразовать установкой отдельных монументов по Плану монументальной пропаганды, украшением города к различным революционным праздникам, но многочисленные купола храмов, все еще возвышавшихся над городом, не соответствовали облику столицы мировой революции. Однако проблемы городского хозяйства, пришедшего за время войн и революций в упадок, затмевали проблемы эстетического характера.
    Провозглашенный отказ от всей предшествующей истории и всего предшествующего искусства был лишь декларацией. Безусловно, были и те, кто воспринял революцию как возможность заявить о себе и своем творчестве, но многие мастера не могли, да и не стремились в одночасье отказаться от прежних убеждений. Опыт и знания этих мастеров, несмотря на их «неправильные» убеждения были востребованы новой властью.
    Сама идея скорейшего создания плана преобразования города была позаимствована из предреволюционного Петрограда.
    В основу плана «Новой Москвы», как впоследствии был назван проект, легло утвердившееся в трудах теоретиков городского благоустройства начала ХХ в. представление о том, что радиальная или паутинная планировочная структура Москвы является идеальной для большого города. Главным и едва ли не единственным недостатком московского варианта этой планировочной системы были признаны стихийно сложившиеся кривые и узкие улицы города, которые в соответствии с новым планом предлагалось исправить путем расширения и спрямления. На словах такого рода преобразования не предвещали радикальных перемен, но на деле подразумевался снос практически всей старой застройки, за исключением памятников московской старины и московского классицизма, которые предполагалось сохранять и окружать зеленью.
    В плане «Новая Москва» было много противоречий. В основу плана была положена идея моноцентричной планировочной структуры, что не помешало авторам проекта выделить несколько главных центров города: исторический – в Кремле, торговый – в Китай-городе, правительственный – на Ходынском поле, общественный – в Сокольниках и транспортный – на Каланчевской площади.
     
      Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком; Подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения обусловленного договором результата;Подрядчик обязуется выполнять работу за свой риск, т. е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение только в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором результата;Подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право, на получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы заказчику, кроме случаев, установленных законом или договором. Последний признак предопределен характером регулируемых гражданским правом имущественных отношений как товарно-денежных. Если работа выполняется безвозмездно, то правовое регулирование взаимоотношений сторон ограничивается лишь определением юридической судьбы изготовленной вещи. Решение вопроса, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, из чьего материала данная вещь изготовлена. Обязательственно-правовых отношений подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в рассматриваемой ситуации не возникает. В то же время, поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности (от обязанности уплатить вознаграждение за выполненную работу), указанные отношения подпадают под действие норм о дарении.
    Отмеченные признаки предопределяют характеристику договора подряда как консенсуального, возмездного и взаимного.
    В отличие от иных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить известное время на выполнение работы. Выполнению работы, исполнению обязанности подрядчика всегда предшествует заключение договора, которым и определяется, что именно нужно сделать.
    Дифференциация подрядных отношений на отдельные виды и подвиды зависит от характера выполняемой подрядчиком работы и ее результата. Так, в зависимости от результата работы подрядчика можно дифференцировать подрядные отношения на обязательства, направленные на изготовление новых вещей, и обязательства, направленные на восстановление, изменение либо улучшение потребительских свойств уже имеющихся в наличии вещей (ст. 703 ГК). В связи с этим целесообразно договоры, направленные на создание вещей, именовать собственно договорами подряда, а договоры, направленные на изменение потребительских свойств вещей, – договорами на выполнение работ.Наиболее существенными для правового регулирования являются такие разновидности договора подряда, которые получили в законодательстве относительно самостоятельное выражение. В п. 2 ст. 702 ГК названы такие отдельные виды договора подряда, как бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд. Выделение указанных разновидностей договора подряда связано с особенностями применения к ним общих положений о подряде. Они применяются лишь в случае, если правилами ГК об отдельных разновидностях договора подряда не предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в общих положениях о подряде. Кроме того, специальному правовому режиму подчиняются договоры, заключенные гражданами для целей потребления, и договоры подряда на выполнение работ для государственных нужд. К указанным разновидностям подряда, кроме общих норм о договорах подряда, предусмотренных ГК, применяются соответственно законодательство о защите прав потребителей и о поставках товаров и выполнении работ для государственных нужд.
     
    1.2 Стороны договора подряда  
    Стороны в договоре подряда – заказчик и подрядчик. Заказчиком является сторона, которая поручает другой стороне выполнение определенной работы, а подрядчиком – сторона, которая обязуется выполнить работу. И заказчиком и подрядчиком могут выступать как граждане, так и юридические лица.
    Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Однако сложившаяся хозяйственная практика показывает, что в ряде случаев выполнение функций заказчика довольно обременительно. Целесообразна поэтому деятельность так называемых профессиональных заказчиков, которые по договору с гражданами организациями принимают на себя выполнение функций заказчика по возведению зданий, сооружений либо выполнению иных работ для третьих лиц. Осуществление функций заказчика для третьего лица является разновидностью предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями, в частности, получением необходимых разрешений (лицензий)[5].
    Наглядным примером лицензируемой деятельности являются работы в области строительства. В случае, если заказчик заключает договор строительного подряда с организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, такой договор на основании ст. 173 ГК РФ может быть признан судом недействительным по иску этой организации, ее учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью этой организации, если будет доказано, что заказчик знал или заведомо должен был знать о незаконности договора. Так как при отсутствии на этот счет устоявшейся судебной практики подрядчику может не составить труда доказать, что заказчик должен был знать об отсутствии у него лицензии, заказчикам следует перед заключением договоров удостовериться в наличии у подрядчика соответствующей лицензии. Следует также помнить о том, что существуют организации, правоспособность которых носит специальный характер (некоммерческие организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия). В случае если такая организация-подрядчик заключает договор подряда, выходящий за пределы ее правоспособности, этот договор будет являться недействительным независимо от признания его таковым судом на основании ст. 168 ГК (ничтожная сделка – п. 1 ст. 166 ГК).

    1920-е гг. вошли в историю Москвы исключительно как годы, когда появились наиболее радикальные проекты преобразования города, в то время как 1930-е гг. чаще всего ассоциируются с реализацией Генерального плана 1935 года и кардинальным преобразованием облика города. Однако в истории Москвы первых десятилетий советской власти далеко не все так просто и однозначно. Все «революционные» проекты преобразования города появились лишь в самом конце 1920-х гг., когда на волне провозглашенных индустриализации и коллективизации начался поиск новых путей социалистического расселения, отвечающего установке об уничтожении различий между городом и деревней, мечте о создании нового советского человека, а реальная реконструкция центра Москвы началась задолго до принятия Генерального плана и в ее основе лежала концепция, формирование которой началось еще в 1920-е годы.
    Более того, вся история преобразований Москвы первых десятилетий советской власти в большинстве своем имеют очень глубокие корни в дореволюционной истории двух крупнейших городов Империи, двух столиц – Москвы и Петербурга.
    Строительство железных дорог изменило пространственную структуру городов. Из-за боязни «адского шума» вокзалы строились на окраинах. Вокруг них начинали формироваться локальные городские центры, усиливалось значение улиц, ведущих от вокзалов в центр города. Здесь начинала развиваться торговля, появлялись многочисленные конторы.
    Моноцентричный город становился полицентричным, а прежде компактный исторический центр начинал разрастаться вдоль главных радиальных улиц. Проблема заторов на улицах, ведущих к вокзалам, становилась все актуальнее. Самым проблемным в Москве стало направление центр – Каланчевская площадь, поскольку на этой площади были сосредоточены вокзалы сразу трех железных дорог. Мясницкая улица не справлялась с все нарастающим транспортным потоком, что стало причиной появления целого ряда проектов, предусматривавших прокладку широкого прямого проспекта, напрямую соединяющего Каланчевскую и Лубянскую площади. Самый грандиозный вариант такого проспекта был предложен инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре в их знаменитом проекте метрополитена для Москвы.
    По замыслу инженеров, центральная часть будущего проспекта Николая II отводилась под эстакады метрополитена, а по сторонам магистрали инженеры-предприниматели намеревались возвести доходные дома и конторские здания для последующей продажи и сдачи в аренду.
    Другой причиной был намечавшийся снос памятников московской старины – церквей и гражданских построек.
    Интерес к исторической Москве во второй половине XIX в. был обусловлен многими факторами.
    На протяжении полутора веков, после переноса столицы в Санкт-Петербург, Москва, далекая от идеалов регулярного градостроительства, воспринималась как столица российской провинции. Попытки придания городу более классицистического облика, соответствующего идеалам эпохи абсолютизма, успехом не увенчались. План регулирования, составленный в 1775 г. Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, предусматривавший создание регулярных ансамблей вокруг Кремля, осуществлялся крайне медленно.
    Первым зримым воплощением этих тенденций в Москве стал храм Христа Спасителя в формах «византийской архитектуры» (по определению того времени), заложенный в 1832 г. недалеко от Кремля. Пока шло строительство храма, завершилось формирование ансамбля самой регулярной площади Москвы – Театральной. В 1858 г. с храма были сняты леса, что ознаменовало переломный момент в истории Москвы.
    Отмена обязательного на протяжении многих лет строительства по образцовым фасадам привела к появлению многообразия форм и стилей, которых не знала предшествующая эпоха.
    В это же время начался бум железнодорожного строительства, превративший город в торгово-промышленную столицу. Облик города теперь определяли не государственные заказы, а заказы московского купечества, нового поколения предпринимателей и промышленников, которые хотели подчеркнуть исключительность Москвы, ее отличие от «казенного» Петербурга. После Политехнической выставки 1872 года в Москве прочно утвердился «русский стиль». За последние несколько десятилетий XIX века в этом стиле был перестроен практически весь ансамбль Красной площади.
    При этом нерегулярная планировочная структура Москвы с неширокими извилистыми улицами оставалась прежней. Попытки ее регулирования на основании высочайше утвержденных планов встречали сопротивление домовладельцев, которые не стремились безвозмездно передавать городу под расширение улиц участки собственных владений, освобождавшихся после перестройки зданий в соответствии с новыми красными линиями.
    Москва продолжала развиваться как средневековый город путем повышения этажности, уплотнения застройки и застройки пустырей. Зелени становилось все меньше.
    Отметим ещё один интересный исторический факт: сотрудников партийно-правительственного аппарата, перебравшихся в Москву весной 1918 года, после Петербурга город поразил своей провинциальностью и грязью. В новой столице не хватало административных зданий, и переехавшие в Москву сотрудники различных ведомств размещались в гостиницах и доходных домах в центре города, преимущественно на площадях вокруг Кремля и Китай-города и на Тверской улице.
    Облик Москвы пытались на скорую руку преобразовать установкой отдельных монументов по Плану монументальной пропаганды, украшением города к различным революционным праздникам, но многочисленные купола храмов, все еще возвышавшихся над городом, не соответствовали облику столицы мировой революции. Однако проблемы городского хозяйства, пришедшего за время войн и революций в упадок, затмевали проблемы эстетического характера.
    Провозглашенный отказ от всей предшествующей истории и всего предшествующего искусства был лишь декларацией. Безусловно, были и те, кто воспринял революцию как возможность заявить о себе и своем творчестве, но многие мастера не могли, да и не стремились в одночасье отказаться от прежних убеждений. Опыт и знания этих мастеров, несмотря на их «неправильные» убеждения были востребованы новой властью.
    Сама идея скорейшего создания плана преобразования города была позаимствована из предреволюционного Петрограда.
    В основу плана «Новой Москвы», как впоследствии был назван проект, легло утвердившееся в трудах теоретиков городского благоустройства начала ХХ в. представление о том, что радиальная или паутинная планировочная структура Москвы является идеальной для большого города. Главным и едва ли не единственным недостатком московского варианта этой планировочной системы были признаны стихийно сложившиеся кривые и узкие улицы города, которые в соответствии с новым планом предлагалось исправить путем расширения и спрямления. На словах такого рода преобразования не предвещали радикальных перемен, но на деле подразумевался снос практически всей старой застройки, за исключением памятников московской старины и московского классицизма, которые предполагалось сохранять и окружать зеленью.
    В плане «Новая Москва» было много противоречий. В основу плана была положена идея моноцентричной планировочной структуры, что не помешало авторам проекта выделить несколько главных центров города: исторический – в Кремле, торговый – в Китай-городе, правительственный – на Ходынском поле, общественный – в Сокольниках и транспортный – на Каланчевской площади.
    Расширяемые радиальные улицы, главными из которых оставались Тверская и Мясницкая, должны были связать правительственный и общественный центры с историческим. В то же самое время авторы проекта постоянно стремились к максимальному исправлению планировочной структуры города, к ее идеализации путем замыкания Бульварного кольца в Замоскворечье и проектирования нового бульварного кольца.
    Отметим, что у Крлежы к России и СССР было двойственное отношение.  С одной стороны, он уважал большевиков за решимость, за столь грандиозный социалистический эксперимент, но вместе с тем он осуждал их за это самое перерождение, начиная с 1930-х. Ведь как известно наилучшей формой он считал кооперацию.
    Не смотря на то, что в своей родной Югославии Крлеж слыл известным писателем, в СССР он не публиковался.
    В начале 1925 года Крлеж совершил своё путешествие в советскую Россию через Восточную Европу. А вернувшись домой, он опубликовал свои путевые заметки и очерку и нескольких журналах, чуть позже (в 1926 году) эти заметки были собраны в одну книгу – «Поездка по России».
    Что интересно, Крлеж значительную часть книги посвятил своим гастрономическим наблюдениям, настолько его поразило изобилие продовольства в СССР. Он пишет: «В Вологде я насчитал в одном меню шестнадцать наименований супов. В далеком краю, к востоку от Вятки, где отбывали ссылку Герцен и Салтыков, в доме одного ярого противника большевизма, который не переставая поносил существующий режим, нам было подано следующее: приперченная вяленая рыба, рыба отварная, рыба солёная, рыба в маринаде, винегрет, мочёные яблоки, икра и масло, три сорта вина и хрен со сметаной. Эти тринадцать закусок были сервированы под сорокоградусную водку, именуемую рыковкой (потому что её якобы пьет сам Рыков), а также плюс портвейн, малага, вишнёвая настойка и зубровка – это превосходный самогон с запахом травы, которую едят дикие сибирские буйволы. Это для начала. После чего внесли самовар и подали свинину, индюшку, салаты и соусы, пироги, варенье, фрукты, торты, кофе и какое-то горькое водянистое пиво. При этом хозяева ругали революцию, которая разрушила их блестящую довоенную жизнь.»
     
      Подрядчик обязан выполнить работу своим иждивением. Он отвечает за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц. Если работа выполняется с использованием материалов заказчика, то подрядчик обязан использовать их экономно и расчетливо. После окончания работы он должен представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика оставить неиспользованный материал у себя и уменьшить цену работы с учетом стоимости оставшегося материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).Если после приемки работы заказчик обнаружил в результате работы недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, то он обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720 ГК РФ). При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу по общему правилу оплачивает подрядчик. В тех случаях, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений договора подрядчиком или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками, расходы на экспертизу возлагаются на ту сторону, которая потребовала назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, - на обе стороны поровну. Заказчик обязан уплатить установленную договором цену, при отсутствии в договоре условий, позволяющих определить ее, заказчик оплачивает выполненную работу по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 1 ст. 709 ГК РФ). Цена работы включает в себя две составляющие: компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. В тех случаях, когда необходима подробная калькуляция расходов, составляется смета. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.  Цена работы считается твердой при отсутствии других указаний в договоре. В случае установления твердой цены подрядчик по общему правилу не вправе требовать ее увеличения, а заказчик - уменьшения, даже если в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Подрядчик имеет право потребовать увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных им, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе заказчика выполнить это требование подрядчик вправе предъявить иск о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
     Если цена работ определена приблизительно, при возникновении необходимости проведения дополнительных работ, которые влекут существенное превышение цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. При этом заказчик вправе отказаться от договора, если он не согласен на превышение цены работы, указанной в договоре. Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения цены работы, то он обязан выполнить обязательство с оплатой работы по той цене, которая определена в договоре (п. 5 ст. 709 ГК РФ).В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), заказчик обязан оплатить работу по цене, предусмотренной договором, если не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ). В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
    И подрядчик, и заказчик обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, полученные от другой стороны в связи с исполнением своего обязательства по договору подряда[6]. Сторона не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон (ст. 727 ГК РФ).
     
    1.3 Риск в договоре подряда  
    Договор подряда является одним из наиболее исследуемых и постоянно совершенствуемых. В настоящее время ему уделяется пристальное внимание. В литературе было распространено отнесение к признакам договора подряда его распространение на сферу производства и действие подрядчика на свой риск. С тех пор, как стал существовать договор подряда, среди цивилистов нет единого мнения по поводу распределения между сторонами различных рисков, особенно риска случайной гибели предмета договора.
    Понятие риска именно этого содержания является наиболее распространенным в теории гражданского права. И этот факт имеет несколько причин. Во-первых, такое понимание риска применимо не только к договору подряда, но и ко многим другим обязательствам. Во-вторых, отнесение риска к объективной категории оправдано весьма ограниченными способностями человека в предотвращении последствий действия непреодолимой силы, а зачастую – даже людской беспомощностью перед стихией вследствие недостатка знаний о подобных событиях, отсутствия необходимых технических средств и т.п. В-третьих, употребление понятия «отношение к риску» позволяет провести границу между объективным и субъективным в теории риска.
    В действующем ГК РФ законодатель также предпринял попытку урегулировать распределение рисков между сторонами договора подряда (ст. 705, 714, п. 5 ст. 723 ГК РФ). Сущность риска по договору подряда состоит в возможности случайного повреждения или случайной гибели имущества. Объектом риска являются материалы, оборудование, переданная для переработки (обработки) вещь или иное используемое для исполнения договора имущество (ст. 705 ГК РФ)[7]. Гражданским кодексом РФ закреплено, что работы выполняются иждивением подрядчика, то есть из его материалов, его силами и средствами с единственной оговоркой: если иное не предусмотрено договором подряда. Руководствуясь принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), стороны вправе заключить договор подряда, согласно которому материалы будет предоставлять не подрядчик, а заказчик.

    1920-е гг. вошли в историю Москвы исключительно как годы, когда появились наиболее радикальные проекты преобразования города, в то время как 1930-е гг. чаще всего ассоциируются с реализацией Генерального плана 1935 года и кардинальным преобразованием облика города. Однако в истории Москвы первых десятилетий советской власти далеко не все так просто и однозначно. Все «революционные» проекты преобразования города появились лишь в самом конце 1920-х гг., когда на волне провозглашенных индустриализации и коллективизации начался поиск новых путей социалистического расселения, отвечающего установке об уничтожении различий между городом и деревней, мечте о создании нового советского человека, а реальная реконструкция центра Москвы началась задолго до принятия Генерального плана и в ее основе лежала концепция, формирование которой началось еще в 1920-е годы.
    Более того, вся история преобразований Москвы первых десятилетий советской власти в большинстве своем имеют очень глубокие корни в дореволюционной истории двух крупнейших городов Империи, двух столиц – Москвы и Петербурга.
    Строительство железных дорог изменило пространственную структуру городов. Из-за боязни «адского шума» вокзалы строились на окраинах. Вокруг них начинали формироваться локальные городские центры, усиливалось значение улиц, ведущих от вокзалов в центр города. Здесь начинала развиваться торговля, появлялись многочисленные конторы.
    Моноцентричный город становился полицентричным, а прежде компактный исторический центр начинал разрастаться вдоль главных радиальных улиц. Проблема заторов на улицах, ведущих к вокзалам, становилась все актуальнее. Самым проблемным в Москве стало направление центр – Каланчевская площадь, поскольку на этой площади были сосредоточены вокзалы сразу трех железных дорог. Мясницкая улица не справлялась с все нарастающим транспортным потоком, что стало причиной появления целого ряда проектов, предусматривавших прокладку широкого прямого проспекта, напрямую соединяющего Каланчевскую и Лубянскую площади. Самый грандиозный вариант такого проспекта был предложен инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре в их знаменитом проекте метрополитена для Москвы.
    По замыслу инженеров, центральная часть будущего проспекта Николая II отводилась под эстакады метрополитена, а по сторонам магистрали инженеры-предприниматели намеревались возвести доходные дома и конторские здания для последующей продажи и сдачи в аренду.
    Другой причиной был намечавшийся снос памятников московской старины – церквей и гражданских построек.
    Интерес к исторической Москве во второй половине XIX в. был обусловлен многими факторами.
    На протяжении полутора веков, после переноса столицы в Санкт-Петербург, Москва, далекая от идеалов регулярного градостроительства, воспринималась как столица российской провинции. Попытки придания городу более классицистического облика, соответствующего идеалам эпохи абсолютизма, успехом не увенчались. План регулирования, составленный в 1775 г. Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, предусматривавший создание регулярных ансамблей вокруг Кремля, осуществлялся крайне медленно.
    Первым зримым воплощением этих тенденций в Москве стал храм Христа Спасителя в формах «византийской архитектуры» (по определению того времени), заложенный в 1832 г. недалеко от Кремля. Пока шло строительство храма, завершилось формирование ансамбля самой регулярной площади Москвы – Театральной. В 1858 г. с храма были сняты леса, что ознаменовало переломный момент в истории Москвы.
    Отмена обязательного на протяжении многих лет строительства по образцовым фасадам привела к появлению многообразия форм и стилей, которых не знала предшествующая эпоха.
    В это же время начался бум железнодорожного строительства, превративший город в торгово-промышленную столицу. Облик города теперь определяли не государственные заказы, а заказы московского купечества, нового поколения предпринимателей и промышленников, которые хотели подчеркнуть исключительность Москвы, ее отличие от «казенного» Петербурга. После Политехнической выставки 1872 года в Москве прочно утвердился «русский стиль». За последние несколько десятилетий XIX века в этом стиле был перестроен практически весь ансамбль Красной площади.
    При этом нерегулярная планировочная структура Москвы с неширокими извилистыми улицами оставалась прежней. Попытки ее регулирования на основании высочайше утвержденных планов встречали сопротивление домовладельцев, которые не стремились безвозмездно передавать городу под расширение улиц участки собственных владений, освобождавшихся после перестройки зданий в соответствии с новыми красными линиями.
    Москва продолжала развиваться как средневековый город путем повышения этажности, уплотнения застройки и застройки пустырей. Зелени становилось все меньше.
    Отметим ещё один интересный исторический факт: сотрудников партийно-правительственного аппарата, перебравшихся в Москву весной 1918 года, после Петербурга город поразил своей провинциальностью и грязью. В новой столице не хватало административных зданий, и переехавшие в Москву сотрудники различных ведомств размещались в гостиницах и доходных домах в центре города, преимущественно на площадях вокруг Кремля и Китай-города и на Тверской улице.
    Облик Москвы пытались на скорую руку преобразовать установкой отдельных монументов по Плану монументальной пропаганды, украшением города к различным революционным праздникам, но многочисленные купола храмов, все еще возвышавшихся над городом, не соответствовали облику столицы мировой революции. Однако проблемы городского хозяйства, пришедшего за время войн и революций в упадок, затмевали проблемы эстетического характера.
    Провозглашенный отказ от всей предшествующей истории и всего предшествующего искусства был лишь декларацией. Безусловно, были и те, кто воспринял революцию как возможность заявить о себе и своем творчестве, но многие мастера не могли, да и не стремились в одночасье отказаться от прежних убеждений. Опыт и знания этих мастеров, несмотря на их «неправильные» убеждения были востребованы новой властью.
    Сама идея скорейшего создания плана преобразования города была позаимствована из предреволюционного Петрограда.
    В основу плана «Новой Москвы», как впоследствии был назван проект, легло утвердившееся в трудах теоретиков городского благоустройства начала ХХ в. представление о том, что радиальная или паутинная планировочная структура Москвы является идеальной для большого города. Главным и едва ли не единственным недостатком московского варианта этой планировочной системы были признаны стихийно сложившиеся кривые и узкие улицы города, которые в соответствии с новым планом предлагалось исправить путем расширения и спрямления. На словах такого рода преобразования не предвещали радикальных перемен, но на деле подразумевался снос практически всей старой застройки, за исключением памятников московской старины и московского классицизма, которые предполагалось сохранять и окружать зеленью.
    В плане «Новая Москва» было много противоречий. В основу плана была положена идея моноцентричной планировочной структуры, что не помешало авторам проекта выделить несколько главных центров города: исторический – в Кремле, торговый – в Китай-городе, правительственный – на Ходынском поле, общественный – в Сокольниках и транспортный – на Каланчевской площади.
    Расширяемые радиальные улицы, главными из которых оставались Тверская и Мясницкая, должны были связать правительственный и общественный центры с историческим. В то же самое время авторы проекта постоянно стремились к максимальному исправлению планировочной структуры города, к ее идеализации путем замыкания Бульварного кольца в Замоскворечье и проектирования нового бульварного кольца.
    Отметим, что у Крлежы к России и СССР было двойственное отношение.  С одной стороны, он уважал большевиков за решимость, за столь грандиозный социалистический эксперимент, но вместе с тем он осуждал их за это самое перерождение, начиная с 1930-х. Ведь как известно наилучшей формой он считал кооперацию.
    Не смотря на то, что в своей родной Югославии Крлеж слыл известным писателем, в СССР он не публиковался.
    В начале 1925 года Крлеж совершил своё путешествие в советскую Россию через Восточную Европу. А вернувшись домой, он опубликовал свои путевые заметки и очерку и нескольких журналах, чуть позже (в 1926 году) эти заметки были собраны в одну книгу – «Поездка по России».
    Что интересно, Крлеж значительную часть книги посвятил своим гастрономическим наблюдениям, настолько его поразило изобилие продовольства в СССР. Он пишет: «В Вологде я насчитал в одном меню шестнадцать наименований супов. В далеком краю, к востоку от Вятки, где отбывали ссылку Герцен и Салтыков, в доме одного ярого противника большевизма, который не переставая поносил существующий режим, нам было подано следующее: приперченная вяленая рыба, рыба отварная, рыба солёная, рыба в маринаде, винегрет, мочёные яблоки, икра и масло, три сорта вина и хрен со сметаной. Эти тринадцать закусок были сервированы под сорокоградусную водку, именуемую рыковкой (потому что её якобы пьет сам Рыков), а также плюс портвейн, малага, вишнёвая настойка и зубровка – это превосходный самогон с запахом травы, которую едят дикие сибирские буйволы. Это для начала. После чего внесли самовар и подали свинину, индюшку, салаты и соусы, пироги, варенье, фрукты, торты, кофе и какое-то горькое водянистое пиво. При этом хозяева ругали революцию, которая разрушила их блестящую довоенную жизнь.»
     
      Можно поочередно рассмотреть каждую из двух ситуаций: когда перечисленное в п. 1 ст.705 ГК РФ имущество предоставляется подрядчиком и когда это же имущество предоставляется заказчиком. В первом случае, когда предоставляются подрядчиком материалы, оборудование и иное используемое для исполнения договора имущество, риск его случайного повреждения или случайной гибели лежит на подрядчике как предоставившей имущество стороне. Риск переходит с подрядчика на заказчика в момент приёмки результата выполненной работы (ст. 705, ст. 211 ГК РФ). Во втором случае, когда материалы, оборудование и иное используемое для исполнения договора имущество предоставляет заказчик, возникают противоречия в правилах распределения рисков[8]. В данных обстоятельствах риск случайного повреждения и случайной гибели имущества несёт заказчик, как предоставившая сторона (п. 2 ч. 1 ст. 705 ГК РФ). Следующий п. 3 ч. 1 ст. 705 ГК РФ однозначно утверждает, что «риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до её приёмки заказчиком несёт подрядчик». Законодатель не зафиксировал момент перехода риска с заказчика на подрядчика при выполнении работ в случае, когда имущество для исполнения договора предоставляет заказчик. Анализ содержания ст. 705 ГК РФ позволяет сделать вывод, что моментом перехода риска с заказчика на подрядчика будет являться момент достижения результата выполненной работы. Тогда риск случайного повреждения или случайной гибели имущества распределится следующим образом: с момента предоставления имущества и на протяжении всего процесса выполнения работ до достижения результата выполненной работы риск лежит на заказчике как на предоставившей материалы стороне, с момента достижения результата выполненной работы до его приёмки заказчиком риск несёт подрядчик, а затем после приёмки результата выполненной работы риск вновь переходит к заказчику.
    Сама идея необходимости определения момента превращения материала в результат работ не нова.Некоторые правоведы отождествляют момент превращения материала в результат работ с моментом прекращения действия правила о несении риска собственником имущества, однако существует и иная точка зрения. Момент достижения подрядчиком результата работы – рубеж, обозначающий переход рассматриваемого риска к подрядчику. В связи с наличием пробела в правовом регулировании распределения рисков при выполнении работ из материалов заказчикабыло бы разумно дополнить текст абз. 2 п. 1 ст. 705 ГК РФ словами «до момента достижения результата выполненной работы»[9]. Фиксация момента достижения результата помогает внести ясность в правила распределения рисков, урегулировать оставленную до сих пор без внимания ситуацию и тем самым облегчить применение ст.705 ГК РФ на практике.
     
    Глава II: Виды подряда в гражданском праве России 2.1 Бытовой подряд  
    Бытовой подряд имеет как общие, так и отличительные с подрядом черты и соответствующее этим различиям специальное правовое регулирование. Договор бытового подряда опосредует отношения по выполнению отдельными предпринимателями индивидуальных заказов граждан, направленных на удовлетворение их бытовых и других личных потребностей. Полученный в процессе исполнения названного договора результат передается его заказчику. Таким образом, договор бытового подряда охватывает не только отношения товарного обращения, но и производства материальных благ. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (п.1 ст. 730 ГК).
    Договор бытового подряда является взаимным, консенсуальным и возмездным. Договор бытового подряда может включать элементы других договоров и таким образом приобретать черты смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГКФ). Так, отношения сторон по оплате стоимости материала (п. 1 ст. 733 ГК) содержат признаки договора купли-продажи; отношения по предоставлению материала в кредит (абз. 1 п. 1 ст. 733 ГК) – признаки договора коммерческого кредита[10]. Использование в договоре бытового подряда различного рода формуляров или иных стандартных форм, предложенных подрядчиком, свидетельствует о наличии признаков договора присоединения.
    Договор бытового подряда относит к числу публичных договоров (ст. 426 ГК). Публичность договора обязывает подрядчика выполнять работы по договору бытового подряда в отношении каждого гражданина, который к нему обратится, и на одинаковых условиях, кроме случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Поскольку по общему правилу подрядные работы выполняются из материала подрядчика и его средствами (п. 1 ст. 704 ГК), постольку отсутствие у подрядчика необходимых материалов является основанием для отказа в заключении договора. При этом обязанность по доказыванию отсутствия возможности выполнить соответствующие работы возложена на подрядчика. Кроме того, публичность договора бытового подряда налагает на подрядчика обязанность до заключения договора предоставить заказчику необходимую достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, иные относящиеся к предмету договора сведения (п. 1 ст. 732 ГК).
    Для обеспечения гарантий прав заказчика в договоре строительного подряда ГК предусматривает возможность применения нормы § 2 гл. 37 ГК о правах заказчика к отношениям по договору строительного подряда, если работы выполняются для удовлетворения личных потребностей заказчика (п. 3 ст. 740 ГК). В данном случае речь идет не о субсидиарном применении соответствующих норм, а предоставляется возможность заказчику-потребителю в договоре строительного подряда в полном объеме воспользоваться правами заказчика по бытовому подряду.
    Участие в договоре бытового подряда гражданина, как более слабой стороны по отношению к подрядчику, компенсируется распространением на отношения по бытовому подряду норм о защите прав потребителей. Согласно п. 3 ст. 730 ГК к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Т.е. законодатель отдает приоритет в регулировании отношений по договору бытового подряда нормам ГК: общим положениям о подряде, о договоре, об обязательствах, о сделках; общим началам гражданского законодательства. Законодательство о защите прав потребителей имеет субсидиарное применение к отношениям по договору бытового подряда[11].
    Нарушение подрядчиком начала, окончания и промежуточных сроков выполнения работ или наличие реальной угрозы ее невыполнения в срок предоставляет заказчику возможность воспользоваться способами защиты, закрепленными в п.26 Правил бытового обслуживания населения: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы; расторгнуть договор о выполнении работы. Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. За нарушения названных сроков или назначенных заказчиком новых сроков подрядчик уплачивает заказчику за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы соответствующим договором не определена – общей цены заказа[12]. Договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней). Общий же размер неустойки не может превышать цену работы (заказа).
    Ряд специфических прав возникает у подрядчика в связи с обнаружением недостатков в выполненной работе и в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда.
    Объем прав заказчика при обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно несущественными). Различие названных недостатков проводится в преамбуле к Закону «О защите прав потребителей». К существенным недостаткам работ относятся: неустранимый недостаток; недостаток, требующий несоразмерных расходов или затрат времени по его устранению; недостаток, который выявляется неоднократно; недостаток, который проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки. К несущественным недостаткам работ относятся: несоответствие работы обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном законом порядке; несоответствие работы условиям договора; несоответствие работы целям, для которых работы такого рода обычно используются, или целям, о которых подрядчик был поставлен в известность заказчиком при заключении договора; несоответствие работы образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
    Характер недостатка работы тесно связан со сроками, в течение которых заказчик вправе предъявить претензии к подрядчику. Так, при обнаружении несущественных недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, – разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества – пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе совершить определенные действия[13]:
    по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав;потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.  
     
    2.2 Строительный подряд  
    Давая характеристику договору строительного подряда, следует выделить признаки, свойственные данному виду договора.
    Основным отличительным признаком договора строительного подряда как разновидности договора подряда является специфичность предмета договора – работы, выполняемые на его основе, ведут к созданию или реконструкции (обновлению, перестройке, реставрации) объектов недвижимости. При установлении пределов действия параграфа «Строительный подряд» определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется в виду, что, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, в строительстве конечный продукт неподвижен (создаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связаны с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному и тому же проекту, отличаются один от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию.
    Строительство обычно ведется на открытом воздухе, на действующих предприятиях, с постоянной сменой рабочего места; продолжается в течение длительного периода и требует на промежуточных стадиях определенного «задела»; производится в соответствии с утвержденной (согласованной) технической документацией, при этом предполагается активное и многостороннее участие заказчика на стадиях, предшествующих сдаче готового объекта
    При этом необходимо иметь ввиду, что предметом договора могут быть монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом договора строительного подряда только в том случае, если они ведутся на строящемся объекте. Если же работы осуществляются на уже эксплуатируемом объекте, то они будут предметом обычного договора подряда или даже основной частью предмета договора купли-продажи. Последнее имеет место, когда в число обязанностей продавца входит запуск, наладка и проверка проданного оборудования.
    В зависимости от избранной заказчиком структуры договорных связей, от объема инвестиций и других факторов предмет договора может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и часть из них. Детально предмет договора характеризует задание заказчика, главным образом, техническую документацию к договору, в которой указывается вид, характер, объем работ и другие, предъявляемые к ним требования.
    Вместе с тем предмет договора может быть установлен и иным образом, поэтому отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для утверждения о недостижении соглашения по предмету договора и для признания договора незаключенным[14].
    Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался законодатель при выделении строительного подряда в составе главы «Подряд», служит характер работ и особая область, в которой они осуществляются. Таким образом, строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере, с учетом присущей ей специфики. По этой причине не исключены случаи, когда в отношении одних и тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру договорный режим. Примером могут служить монтажные работы. Если они связаны со строительством, то могут рассматриваться как разновидность строительных работ, составляя, таким образом, предмет строительного подряда. Вместе с тем монтаж в виде сборки такого же оборудования, приобретенного для себя промышленным предприятием, – это обычный подряд. Наконец, если соответствующую обязанность принял на себя поставщик оборудования, налицо осложненный вариант купли-продажи (поставки). 1920-е гг. вошли в историю Москвы исключительно как годы, когда появились наиболее радикальные проекты преобразования города, в то время как 1930-е гг. чаще всего ассоциируются с реализацией Генерального плана 1935 года и кардинальным преобразованием облика города. Однако в истории Москвы первых десятилетий советской власти далеко не все так просто и однозначно. Все «революционные» проекты преобразования города появились лишь в самом конце 1920-х гг., когда на волне провозглашенных индустриализации и коллективизации начался поиск новых путей социалистического расселения, отвечающего установке об уничтожении различий между городом и деревней, мечте о создании нового советского человека, а реальная реконструкция центра Москвы началась задолго до принятия Генерального плана и в ее основе лежала концепция, формирование которой началось еще в 1920-е годы.
    Более того, вся история преобразований Москвы первых десятилетий советской власти в большинстве своем имеют очень глубокие корни в дореволюционной истории двух крупнейших городов Империи, двух столиц – Москвы и Петербурга.
    Строительство железных дорог изменило пространственную структуру городов. Из-за боязни «адского шума» вокзалы строились на окраинах. Вокруг них начинали формироваться локальные городские центры, усиливалось значение улиц, ведущих от вокзалов в центр города. Здесь начинала развиваться торговля, появлялись многочисленные конторы.
    Моноцентричный город становился полицентричным, а прежде компактный исторический центр начинал разрастаться вдоль главных радиальных улиц. Проблема заторов на улицах, ведущих к вокзалам, становилась все актуальнее. Самым проблемным в Москве стало направление центр – Каланчевская площадь, поскольку на этой площади были сосредоточены вокзалы сразу трех железных дорог. Мясницкая улица не справлялась с все нарастающим транспортным потоком, что стало причиной появления целого ряда проектов, предусматривавших прокладку широкого прямого проспекта, напрямую соединяющего Каланчевскую и Лубянскую площади. Самый грандиозный вариант такого проспекта был предложен инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре в их знаменитом проекте метрополитена для Москвы.
    По замыслу инженеров, центральная часть будущего проспекта Николая II отводилась под эстакады метрополитена, а по сторонам магистрали инженеры-предприниматели намеревались возвести доходные дома и конторские здания для последующей продажи и сдачи в аренду.
    Другой причиной был намечавшийся снос памятников московской старины – церквей и гражданских построек.
    Интерес к исторической Москве во второй половине XIX в. был обусловлен многими факторами.
    На протяжении полутора веков, после переноса столицы в Санкт-Петербург, Москва, далекая от идеалов регулярного градостроительства, воспринималась как столица российской провинции. Попытки придания городу более классицистического облика, соответствующего идеалам эпохи абсолютизма, успехом не увенчались. План регулирования, составленный в 1775 г. Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, предусматривавший создание регулярных ансамблей вокруг Кремля, осуществлялся крайне медленно.
    Первым зримым воплощением этих тенденций в Москве стал храм Христа Спасителя в формах «византийской архитектуры» (по определению того времени), заложенный в 1832 г. недалеко от Кремля. Пока шло строительство храма, завершилось формирование ансамбля самой регулярной площади Москвы – Театральной. В 1858 г. с храма были сняты леса, что ознаменовало переломный момент в истории Москвы.
     
      Подрядчик должен обладать специальной правоспособностью, под которой понимается способность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности в тех сферах деятельности, на которые у подрядчика имеется специальное разрешение – лицензия. Подрядчиками в договоре строительного подряда выступают предприниматели: строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и иные организации, созданные в различных организационно-правовых формах, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области строительства и сертификат. Сертификат – документ, выдаваемый органом по сертификации соответствующих работ, удостоверяющий соответствие работ требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Особенностью правового регулирования отношений строительного подряда – наличие системы нормативно-технических актов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства, осуществления строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также определяющих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям.Одна из особенностей правового регулирования строительного подряда выражается в том, что отношения сторон могут продолжаться и после сдачи результата работ. Имеется в виду принятие подрядчиком на себя обязанности после завершения строительства оказывать различного рода услуги, связанные с эксплуатацией объекта, включая и такие, как, например, обучение работников заказчика, подготовка различного рода инструкций по эксплуатации и др.[15] Объем, стоимость и прочие характеристики такого рода услуг определяются в самом договоре строительного подряда. В этих случаях имеется в виду заключение широко используемого в международной строительной практике договора «продукция на руки», при котором в обязанность подрядчика входит не только завершить строительство всего объекта, но и передать персоналу заказчика технические и управленческие навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта. Природа подрядных отношений позволяет дополнительно включить в такой договор все обязательства, о которых идет речь, и соответственно обеспечить успешный результат осуществленной профессионально деятельности, как равно предусмотреть и другие формы последующего сотрудничества. И, наконец, предусмотрено специальное обязательство заказчика, создать подрядчику необходимые условия для работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем участка земли или иного объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик.
    2.3Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд  
    Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд – это подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
    Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального договора на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
    По государственному или муниципальному договору на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
    Общие положения о государственном или муниципальном договоре содержатся в § 5 гл. 37 ГК «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд». В настоящее время в части, не урегулированной ГК, к отношениям по выполнению указанных работ применяется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Сторонами государственного или муниципального договора являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качествемуниципальных заказчиков выступают органы местного самоуправления, а также уполномоченные этими органами на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве подрядчика может выступать юридическое или физическое лицо (п. 1 ст. 764 ГК).
    Итак, существуют следующие особенности договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд[16]:
    предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др.) (п. 2 ст. 763 ГК);заказчиком по контракту выступают государственный или муниципальный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо (ст. 764 ГК);основания и порядок заключения определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК;к существенным условиям контракта относятся объем и стоимость работы, срок начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами (п. 1 ст. 766 ГК);содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы, определяется в соответствии с условиями конкурса и предложениями подрядчика, признанного его победителем (п. 2 ст. 766 ГК);подрядные работы, выполняемые по контракту, предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (п. 1 ст. 763 ГК);при уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые условия, а подрядчик вправе требовать от заказчика возмещения убытков в связи с изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК);отношения по государственному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК). Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.
    Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.
     
    Заключение  
    Вопрос о правовой природе того или иного обязательства, а также вопрос о его месте среди иных отношений представляется одним из самых интересных в науке гражданского права, а иногда и весьма спорным на практике, поскольку ряд гражданско-правовых обязательств имеет значительное число схожих признаков, общих черт, что может привести к смешению различных по сути правоотношений и, в конечном счете, к ошибкам в правоприменении. Основной дифференциацией договорного права, помимо выделения общей части, является его деление на институты, регулирующие отдельные виды договоров. Поэтому вполне понятен тот факт, что категории существа (сущности) договора (отношений), как правило, используются в качестве критерия применения норм о том либо ином виде договора.
    Одной из важнейших классификаций договорных обязательств является ихразделение на обязательства, направленные на передачу имущества, на выполнение работ, на оказание услуг. Учитывая отсутствие легального определениякатегорий «работы» и «услуги» в ГК РФ, представляется целесообразным обратиться к иному отраслевому кодифицированному акту – Налоговому кодексуРФ, согласно ст. 38 которого для целей налогообложения работой признаетсядеятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могутбыть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц, а услугой – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществленияэтой деятельности.
    При разграничении отдельных видов договоров важная роль принадлежатпонятиям типа и вида. Договорный тип выделяется либо по специфике опосредуемого им материального отношения, либо по кругу юридических условийобъективно необходимых для образования данного договорного обязательства. Достаточно любой из двух названных предпосылок, чтобы соответствующиеобязательства составили самостоятельный тип договора. В случаях, когда договоры сходны как по лежащим в их основе материальным отношениям, так ипо существенным условиям, объективно необходимым для возникновения обязательства, они соотносятся друг с другом не как типы, а как разновидностиодного и того же договорного типа. Разновидности одного договорного типавыражают однопорядковые экономические отношения и однохарактерные правовые условия, объективно необходимые для формирования соответствующих обязательств.
    Что касается специфики субъектного состава порядных работ для государственных или муниципальных нужд, то в данном случае согласно ст. 764 ГКРФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (федеральные или органы субъектов РФ), атакже уполномоченные ими на размещение заказов на выполнение подрядныхработ для государственных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств. По муниципальному контракту, в свою очередь, муниципальными заказчиками могутвыступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими наразмещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нуждполучатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение такихработ за счет средств местного бюджета.
     
     
     
    Библиографический список  
    Нормативно-правовые акты
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ с изм. и доп. от 05.05.2014 г.Гражданский кодекс Российская Федерация (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 28.12.2013 г.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ с изм. и доп. вступ. в силу с13.04.2014 г. Учебная, научная и специальная литература:
    Коммерческое право: учебное пособие / под ред. Залесского В.Ф, Яковлевой В.Я. СПб.: 2011 с. 285Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья / Под ред. С.А. Степанова. – М., 2012 с. 255Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. – М.: «Статут», 2011 г. с. 252Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Т. 3 М., 2012 г. с. 12Васильев Г.В. Элементы договора подряда // СибЮрВестник. Новосибирск, 2013 г. № 4 с. 38Виговский П.И. Проблема риска в гражданском праве. СПб.: Ирфок, 2011 г. с. 52-59Грибанов В.П. Договор купли-продажи в Российском гражданском праве. М.: изд. МГУ, 2011 г. с. 318Дорофеева С. В. Гражданское право. ч.2. М.: Юриздат, 2012 с. 143Завидов Б.Д. Общие положения о подряде// Российская юстиция. 2012 г. № 12 с.20Захаров, Ю.Ю. Заключение и исполнение договора строительного подряда / Ю.Ю. Захаров // Хозяйство и право. 2012 № 4 с. 19Кротов М.В. Бытовой подряд // Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т.2. 4-е изд. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого., Мищенко Е.А. Публичный договор подряда // Юрист. № 7 2012 с. 361Курилов В.И. Договор подряда и трудовой договор: достоинства и риски для сторон / Пробелы в российском законодательстве 2012 № 6 с. 31-33Морозова Ж. А. Договор подряда с физическим лицом // Финансовая газета. – № 16 2012 г. с. 236Никифоров И. В. Стоимость работ и порядок расчёта в договоре строительного подряда / Трудовое право 2012 № 7 с. 11Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: учебник / Ю.В. Романец. – М.: Волтерс Клувер, 2011 с. 614Сазонова А.Ю. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания / Социосфера. СПб., 2012 с. 24Шангина П.Ю. Государственная контрактная система / Закон и право 2012 № 7 с. 62 [1]Курилов В.И. Договор подряда и трудовой договор: достоинства и риски для сторон / Пробелы в российском законодательстве 2012 № 6 с. 31
    [2]Коммерческое право: учебное пособие / под ред. Залесского В.Ф, Яковлевой В.Я. СПб.: 2011 с. 285
    [3]Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Т. 3 М., 2012 г. с. 12
    [4]Васильев Г.В. Элементы договора подряда // СибЮрВестник. Новосибирск, 2013 г. № 4 с. 38
    [5]Завидов Б.Д. Общие положения о подряде// Российская юстиция. 2012 г. № 12 с.20
    [6]Никифоров И. В. Стоимость работ и порядок расчёта в договоре строительного подряда / Трудовое право 2012 № 7 с. 11
    [7]Виговский П.И. Проблема риска в гражданском праве. СПб.: Ирфок, 2011 г. с. 53
    [8]Морозова Ж. А. Договор подряда с физическим лицом // Финансовая газета. – № 16 2012 г. с. 125
     
    [9]Курилов В.И. Договор подряда и трудовой договор: достоинства и риски для сторон / Пробелы в российском законодательстве 2012 № 6 с. 32
    [10]Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья / Под ред. С.А. Степанова. – М., 2012 с. 231
    [11]Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья / Под ред. С.А. Степанова. – М., 2012 с. 255
    [12]Кротов М.В. Бытовой подряд // Гражданское право. Учебник. В 3 т. Т.2. 4-е изд. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого., Мищенко Е.А. Публичный договор подряда // Юрист. № 7 2012 с. 361
    [13]Сазонова А.Ю. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания / Социосфера. СПб., 2012 с. 24
    [14]Захаров, Ю.Ю. Заключение и исполнение договора строительного подряда / Ю.Ю. Захаров // Хозяйство и право. 2012 № 4 с. 19
    [15]Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: учебник / Ю.В. Романец. – М.: Волтерс Клувер, 2011 с. 614
    [16]Шангина П.Ю. Государственная контрактная система / Закон и право 2012 № 7 с. 62
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - правовое регулирование договора подряда ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.